Буклеты по коррекции звукопроизношения

Протасенкова Наталья Владимировна

Буклеты для родителей с описанием правильных артикуляционных укладов звуков, с артикуляционными упражнениями для коррекции звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук Л15.43 КБ
Файл Звук Р16.34 КБ
Файл Звук С16.81 КБ
Файл Звук Ш16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Звук “Л”

При произнесении звука “Л”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов, спинка языка опущена,

задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка опущены,

слабая струя воздуха проходит по бокам языка, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика.

"Окошко"

Широко открыть рот, как для произнесения звука А. Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около 1,5 см, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Держать позу 3-4 сек. Повторить упр. 3-4 раза.

"Качели"

 Улыбнуться, открыть рот. Попеременно тянуться высунутым языком к носу и подбородку. Следить, чтобы губы не зажимали язык.

"Иголочка"

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрягать его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Змейка»

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

 «Маятник» часов»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

 «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы, а ) позже и в бугорки за верхними зубами (альвеолы). Удерживать 8-10 секунд.

«Почистим зубы»

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны чистим верхние зубы кончиком язычка. Движения вверх-вниз,  вправо-влево.

«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болобочет» индюк).

“Красим потолок”         

Открыть рот, напряжённым кончиком языка (чтобы «прокрасить» всю поверхность)  проводить по твердому небу в направлении вперёд-назад, не отрывая его от нёба. Потом выполнять те же движения, только с голосом. Челюсти не должны двигаться, зубы обнажены в улыбке.

«Пароход»

Высунуть язык, зажать его зубами и протяжно произнести звук «Ы» («пароход гудит»). Повторить упражнение 3-4 раза.

МБОУ «Средняя  школа №7»

Коррекция произношения

звука «Л»

Учитель – логопед:

Протасенкова

Наталья Владимировна

 

г. Рославль



Предварительный просмотр:

Звук “Р”

При произнесении звука “Р”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика.

«Окошечко»

Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Иголочка”         

Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик”         

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок”         

Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении «вперёд – назад»

“Непослушный язычок”         

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Блинчик”         

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Если не получается распластать язычок, просим проговорить «пя-пя-пя» с высунутым язычком.

«Язычок протискивается сквозь заборчик»

Прокусить широкий кончик языка зубами (нижние и верхние зубы обнажены), протискивать через заборчик из зубов язычок, вперёд-назад. Выполнять медленно.

«Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот, цокать языком чётко, громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, «прыгает» только язык.

Варианты упражнения: взрослая лошадь (губы округлены, движения медленные, степенные);

маленькая лошадка (губы в улыбке, движения языка быстрые).

"Грибок".

Улыбнуться, открыть рот. Приклеить (присосать) широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти. Если не получается сразу «приклеить» язык к нёбу, предложить медленно поцокать языком, чтобы ребёнок почувствовал, как «присасывается» язычок.

"Гармошка".

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.

“Качели”                 

Улыбнуться, открыть рот. Попеременно тянуться высунутым языком к носу и подбородку. Следить, чтобы губы не зажимали язык.

«Болтушка»

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы края язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Язык не поддерживать нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт от 5 до 10. Повторить 4-5 раз.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

«Обними»

Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

«Ступеньки»

(Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

 «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

«Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

«Подружись с зубками»

Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.

«Дятел»

Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Стучать кончиком языка: «д-д-д…» (как дятел) по бугоркам за верхними зубами, следить, чтобы боковые края языка «не отклеивались» от зубов. Работает только кончик языка. Воздух на кончик языка подавать с силой.

«Заведи мотор»

Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолами) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Следить, чтобы боковые края языка «не отклеивались» от зубов. Работает только кончик языка. Воздух на кончик языка подавать с силой. Затем «заводим мотор» с ударением на первый слог: «ДЫН-дын-дын…, ДЫН-дын-дын…». Выделенный слог произносим сильнее, делая на него ударение.

МБОУ «Средняя школа №7»

Коррекция произношения

звука «Р»

Учитель – логопед:

Протасенкова

Наталья Владимировна

 

г. Рославль



Предварительный просмотр:

Звук “С”

При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, вдоль языка по его средней линии образуется желобок, между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель, сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум, голосовые складки разомкнуты – не производят голос. При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика.

"Трубочка"

Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек.

Дуть через вытянутые в трубочку губы. Струя воздуха должна быть холодной и прямой. Проконтролировать тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

"Загони мяч в ворота"

 Дуть через вытянутые в трубочку губы на ватный шарик, загоняя его в "ворота".

"Накажем непослушный язычок"

 Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта. Повторить упражнение 5-7 раз.

 «Заборчик»

Зубы сомкнуты, губы в улыбке. С напряжением обнажить верхние и нижние зубы.

«Покусаем язычок»

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

«Блинчик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Дуть с языка в позе "блинчик" на ватный шарик, вертушку.

«Жуём блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.

«Язык перешагивает через зубы» 

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

«Почистим зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вправо-влево, вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

«Горка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

«Мостик построим – мостик разрушим»

Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.

«Катушка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

“Желобок”         

Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

«Лодочка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

«Посвисти»

Открыть рот. Распластать язык и напряжённым кончиком языка упереться в нижние зубы. На кончик языка положить палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуть в улыбку. Сомкнуть губы насколько позволяет спичка. С силой равномерно выдувать воздух. Контролировать струю воздуха тактильно или с помощью ватки. Упражнение повторить 4-6 раз.

Проделать предыдущее упражнение медленно, вынимая палочку изо рта. Упражнение повторить 4-6 раз.

Проделать предыдущее упражнение без палочки. Упражнение повторить 4-6 раз.

МБОУ «Средняя школа №7»

Коррекция произношения

звука «С»

Учитель – логопед:

Протасенкова

Наталья Владимировна

 

г. Рославль



Предварительный просмотр:

Звук “Ш”

При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, средняя часть спинки языка прогибается, задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика.

“Дудочка”         

С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек”         

Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок”         

Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Блинчик”         

Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Если не получается распластать язычок, просим проговорить «пя-пя-пя» с высунутым язычком.

«Язычок протискивается сквозь заборчик»

Прокусить широкий кончик языка зубами (нижние и верхние зубы обнажены), протискивать через заборчик из зубов язычок, вперёд-назад. Выполнять медленно.

"Грибок".

Улыбнуться, открыть рот. Приклеить (присосать) широкий язык к  нёбу и широко открыть рот. Губы - в полуулыбке, боковые края языка одинаково плотно прижаты. Удерживать позу под счет от одного до десяти. Если не получается сразу «приклеить» язык к нёбу, предложить медленно поцокать языком, чтобы ребёнок почувствовал, как «присасывается» язычок.

"Гармошка".

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская его, открывать и закрывать рот. Рот открывать как можно шире и удерживать позу, как можно дольше.

“Красим верхний заборчик”         

Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким  язычком (толстой кисточкой) с внутренней стороны “красим” верхние зубы вправо-влево, вверх – вниз.

“Качели”                 

Улыбнуться, открыть рот. Попеременно тянуться высунутым языком к носу и подбородку. Следить, чтобы губы не зажимали язык.

«Болтушка»

Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка”

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы края язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Язык не поддерживать нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт от 5 до 10. Повторить 4-5 раз.

«Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».

«Обними»

Язык поднять к верхней губе. Обхватить им верхнюю губу и удерживать позу 4-5 сек. Работает только язык. Нижняя челюсть остаётся неподвижной.

«Ступеньки»

(Чередование «чашечка» на верхней губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка» вверху за зубами)

Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.

 «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

«Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

«Подружись с зубками»

Рот приоткрыть. Губы растянуть в полуулыбке. Язык сделать широким. Боковые края языка прижать к верхним зубам. Следить, чтобы кончик языка не заворачивался внутрь, и язык не отодвигался далеко внутрь. Удерживать позу 10 сек.

        

МБОУ «Средняя школа №7»

Коррекция произношения

звука «Ш»

Учитель – логопед:

Протасенкова

Наталья Владимировна

 

г. Рославль