Практиканту

Протасенкова Наталья Владимировна

Страничка содержит материал для студентов-практикантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Отчёт практиканта118 КБ

Предварительный просмотр:

    Содержание

  1. Цель и задачи.
  2. Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета
  3.  Анализ логопедической документации.
  4. Наблюдение (просмотр) индивидуального занятия.
  5. Наблюдение (просмотр) фронтального занятия
  6. Разработка конспекта индивидуального занятия и его проведение.
  7. Разработка конспекта фронтального занятия и его проведение.
  8. Выводы по практике.
  9. Литература.

        

1. Цели и задачи педпрактики

Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях логопедического пункта.

 Задачи практики:

      1. Закрепить и углубить теоретические знания, полученные при

изучении курсов логопедии, психологии речи, детской и специальной

коррекционной психологии, дошкольной и коррекционной педагогики

и других смежных дисциплин; развить навыки синтезирования сведений из различных наук.

      2. Определить специфику работы учителя-логопеда в условиях школьного

логопункта.

      3. Ознакомиться с состоянием коррекционно-учебной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной работы, с  формами и методами взаимодействия специалистов разного профиля  –  логопед – мед.сестра – психолог.

      4. Ознакомить  с правилами комплектования логопедических групп, с практической реализацией комплексного подхода к преодолению речевых нарушений.

        5.Овладеть методами, методиками, приемами психолого-педагогической и логопедической диагностики детей, научиться методам планирования и логопедического прогнозирования с учетом анализа индивидуальных особенностей развития.

6. Сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с разными формами патологии речи.      

2. Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета

Логопедический кабинет находится в здании основной школы. Кабинет  эстетично оформлен, украшен комнатными растениями.  Площадь кабинета 15 кв.м., что  соответствует параметрам. Кабинет хорошо освещен и имеет хорошую вентиляцию.

На двери кабинета имеется табличка с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством.

1.Оснащение кабинета.

  1. Рабочий стол  и стул для логопеда.
  2. Шкаф для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
  3. Столы и стулья для детей.
  4. Настенное зеркало 50 х 130 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.
  5. Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и для педагога).
  6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов,  салфетки, вата.
  7. Музыкальный центр.
  8. Секундомер.

     9. Умывальник. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

     10. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы.

     11. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка

  1.  Подставки для карандашей и ручек.
  2. Медицинская аптечка.

      2.Постоянное оформление кабинета.

     1. Стандартная таблица прописных и заглавных букв

     2. Магнитная касса букв.

     3. Схемы  профиля артикуляционного аппарата.

4. Стенд «Схематический анализ звуков».

5. Календарь

      3.Сменное оформление кабинета.

1.Папка консультаций  «Логопед советует».

     4. Материал для работы над звукопроизношением.

     1. Набор пособий для работы над речевым дыханием.

     2. Пособия для автоматизации и дифференциации звуков (печатные издания,    настольно-печатные игры, раздаточный и демонстрационный материал на все звуки, материал для работы над звукослоговой структурой и звуконаполняемостью).

         3. Звуковые дорожки, лабиринты

         4. Индивидуальные кассы букв и слогов

     5. Материал для работы над внеречевыми процессами.

 1.Игры  для развития:

- мелкой моторики;

- внимания;

- памяти;

- аналитико-синтетического мышления;

- ориентировки в пространстве.

  6 . Материал для работы над словарем.

- времена года;

- обобщающие понятия;

- профессии людей;

- детеныши диких и домашних животных;

- название частей целого предмета и др.

7. Материал для работы над лексико-грамматическим строем.

- набор предметных картинок для упражнений в изменении числа существительных и глаголов;

- схемы для ознакомления с предлогами;

- наборы картинок со словами антонимами и синонимами и др.

8. Материал для обучения   рассказыванию.

- детская литература;

- материал (тексты) для закрепления звуков и грамматических категорий в пересказе;

- предметные и сюжетные картинки;

- серии картин.

9. Материал для звукового анализа.

- касса букв и слогов;

- демонстрационный и индивидуальный раздаточный  материал для усвоения звуко-слогового анализа;

- демонстрационный материал для усвоения букв;

- пособия, игры для обучения чтению;

- магнитная азбука;

- звуковые линейки и др.

10. Материал для обследования интеллекта.

- счетный материал;

- разрезные картинки;

- картинки и тексты со скрытым смыслом;

- картинки-шутки (что неправильно);

- классификация (по цвету, форме, общей принадлежности к одной категории предметов).

11. Материал для развития сенсомоторных процессов

- мозаики;

- трафареты и др.

12. Методическая литература.

  В достаточном количестве и содержит теоретические и практические аспекты логопедии.

Анализ дидактического наглядного материала

 1. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в отдельном ящике.

2. Наглядный материал для работы над звукопроизношением расположен в отдельном ящике и сформирован по лексическим и грамматическим группам

3. Наглядный материал по развитию речи, систематизирован и сложен в специальные ящики.

4. Раздаточный материал и карточки с заданиями для индивидуальной работы изготовлены по количеству детей в группе.

Дидактические пособия систематизированы и сложены в специальные пронумерованные коробки. В каждом шкафу помещается общий список хранящихся в нем пособий.

Вывод.

Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:

  • Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;
  • Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;
  • Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:
  1. обследование речи:
  2. психических функций;
  3. развитие звуковой стороны речи;
  4. грамматической стороны речи;
  5. связной речи;
  6. коррекция нарушений чтения и письма;
  7. развитие мелкой моторики пальцев рук;
  8. методический материал;
  • Соблюдение единого формата дидактических пособий;
  • Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.

Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно–воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Кабинет помогает учителю – логопеду расположить ребенка к занятиям.

В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя – логопеда.

3. Анализ логопедической документации.

Для фиксирования коррекционного процесса, который организуется и проводится на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации:

  • Инструктивное письмо;
  • Сборник приказов и инструкций;
  • Должностные инструкции;
  • Годовой план работы логопеда;
  • Журнал обследования устной и письменной речи учащихся;
  • Паспорт логопедического кабинета;
  • Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий;
  • График рабочего времени логопеда (циклограмма рабочего времени);
  • Календарно-тематическое планирование на каждую группу;
  • Речевые карты на каждого ребенка;
  • Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг с аналитической справкой по результатам мониторинга);
  • Годовой отчет специалиста о проделанной работе (в конце года).
  • Общий план методической работы на учебный год.
  • Перспективный план работы на учебный год.
  • Ежедневные (поурочные) планы работы на каждую группу учащихся.
  • Конспекты или подробные планы занятий.
  • Рабочие тетради и тетради для проверочных работ.
  • Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся у учеников).
  • Расписание занятий групп, заверенное директором школы или инспектором районного отдела образования.

3.1. Речевая карта

В ходе обследования устной и письменной речи (с 1 по 15 сентября)  логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта.

Наблюдается  три вида речевых карт:

1. Речевая карта на ребенка с ОНР;

2. Речевая карта на ребенка с дисграфией;

3. Речевая карта на ребенка с ФФНР или ФНР.

Речевая карта первого вида рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения.

При необходимости она может быть дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребенком, и тогда ее возможно использовать для обследования школьника с дисграфией (речевая карта второго вида). Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребенка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.

Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.

В речевой карте согласно Приложению 2 Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» отражаются следующие показатели развития ребенка:

1. Фамилия, имя, возраст.

2. Класс.

3. Домашний адрес.

4. Дата зачисления в логопедический пункт.

5. Успеваемость по родному языку (в момент обследования).

6. Жалобы учителя или родителей (законных представителей).

7. Заключение психиатра.

8. Состояние слуха.

9. Данные о ходе развития речи. Анамнез общего и речевого развития.

10. Состояние артикуляционного аппарата (строение и подвижность) .

11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний):

а) словарный запас: словарь в пределах обихода, шире и пр.; какие части речи преимущественно употребляет; ошибки в употреблении слов: замены по смыслу и акустическому сходству (привести примеры);

б) грамматический строй: типы употребляемых предложений; наличие аграмматизмов (привести примеры);

в) произношение и различение звуков: отсутствие, искажение, замена и смешение отдельных звуков; различение оппозиционных звуков; воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом (привести примеры); темп и внятность речи.

12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок (смешение и замена согласных букв, аграмматизмы и т.д.) в письменных работах обучающихся — диктантах, изложениях, сочинениях, выполняемых ими при первичном обследовании и на занятиях в логопедическом пункте (письменные работы прилагаются к речевой карте).

14. Чтение: уровень овладения техникой чтения (побуквенное, слоговое, словами); ошибки при чтении; понимание прочитанного.

15. Проявление заикания: а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление (ответы у доски); б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй); в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность); г) адаптация к условиям общения.

16. Краткая характеристика ребенка по данным психолога и учителя (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к имеющемуся нарушению речи).

17. Заключение учителя-логопеда.

18. Результаты исправления речи (отмечается в карте к моменту отчисления обучающегося из логопедического пункта).

          19.  Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка).

Обследование проводится по методике Фотековой Т.А. , речевые пробы экспресс-диагностики.

 Результат обследования занесён в речевую карту. Логопедическое заключение в просмотренных речевых картах соответствует речевому нарушению. Речевые карты  находятся в отдельных файлах на каждого ребёнка и хранятся  75  лет.

    3.2.  План учебно-методической работы

В плане выделены следующие разделы: диагностика, организационная работа, анализ и планирование, коррекционно-развивающие занятия, консультативно-профилактическая  работа, методическое обеспечение, блок контроля. Перспективный план составлен чётко, грамотно, предусмотрены все виды работы с детьми, педагогами и родителями.

 I. Организационная работа

В данный блок входят те мероприятия, которые осуществляются в процессе подготовки кабинета к новому учебному году, а также при подготовке к коррекционным занятиям (обследование детей, изготовление пособий, написание конспектов фронтальных и индивидуальных занятий, комплектование групп, составление перспективных планов на группы или индивидуальное планирование и т.д.). Также сюда относиться разработка и написание отчетной документации на начало и конец учебного года.

II. Коррекционная работа

В данном разделе плана указываются сроки коррекционной работы, формы организации занятий.

III. Научно-методическая работа

В данном разделе указываются мероприятия, связанные с участием и проводившиеся в рамках данного МБОУ СОШ, района, города и т.д. Указывается роль в этом мероприятии.

Здесь же указываются мероприятия, направленные на повышение профессионального уровня, а также открытые занятия и иные мероприятия, направленные на обмен опытом.

IV. Взаимосвязь со всеми участниками общеобразовательного процесса

Под участниками общеобразовательного процесса подразумеваются:

— учителя начальных классов;

— педагог-психолог;

— родители;

— администрация общеобразовательного учреждения;

— специалисты поликлиники, школьная медсестра.

Данный документ составляется каждый год и включает в себя как мероприятия, которые остаются традиционными, например проведение коррекционных занятий, обследования, групповых консультаций, так и другие мероприятия, например, принятие участия в курсах повышения квалификации, участие в городских конференциях и т.д.

3.3. Планы фронтальных и индивидуальных  занятий

    Планы составлены на основе плана коррекционной работы на весь учебный год. Планы ведутся постоянно и полно. В плане указаны тема, цели занятия и краткое содержание. В ходе занятия учитываются уровни развития детей. При планировании индивидуальных занятий учитывается структура дефекта, возраст ребёнка, личностные особенности.

3.4. Индивидуальные тетради для детей.

Рабочие тетради ведутся по единому орфографическому режиму.  После каждого занятия проверяется работа учеников, исправляются и анализируются допущенные ошибки.

Рабочие тетради хранятся на логопедическом пункте в специальных папках по группам.

Тетради для проверочных работ хранятся отдельно от них. Эти тетради являются дополнением к Речевой карте, поскольку отражают состояние письменной речи учеников и дают представление о степени усвоения ими коррекционного материала.

Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения имеются только у тех учеников, с которыми проводится эта работа. В тетради-дневнике логопед отмечает дату проведения занятия, его тему, лексический материал, здесь же записываются задания на дом. Ученики хранят свои тетради-дневники дома и приносят их с собой на каждое занятие.

                          Правила работы в тетради

  1. Д/з ребёнок выполняет с родителями 10-15 мин. 2–3 раза в день
  2. Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребёнка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
  3. Если вы заметили, что у ребёнка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
  4. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.
  5. Ваша речь должна быть образцом для ребёнка.
  6. Не заостряйте внимание ребёнка на недостатках его речи, однако, если изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.
  7. Пусть выполнение д/з станет игрой для ребёнка.
  8. Помните: совместная работа логопеда и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

 Общие выводы по документации.

Основой организации логопедической работы в школе является годовой план работы логопеда. В нем отражены следующие основные вопросы:

  • наличие анализа итогов работы за минувший год с указанием тех недостатков, устранение которых станет первоочередной задачей логопеда в новом учебном году;
  • четкая формулировка основных задач учебно – воспитательной и коррекционной работы на новый учебный год и определение путей их реализации;
  • организационно – педагогические мероприятия по осуществлению коррекционно–воспитательной работы.

Кроме годового плана у учителя – логопеда имеются и перспективные планы работы для каждой группы учащихся. При анализе этого вида планирования выяснилось:

  • группы укомплектованы правильно – учтена степень и структура дефекта, соблюден возрастной принцип;
  • полно дана характеристика проявления речевого дефекта, обоснована последовательность работы с этой группой;
  • правильно подобраны наглядно - методические пособия.  

Важнейшей задачей своевременной организации коррекционной работы с детьми является правильно организованный, точный, полный и своевременно проведенный учет детей, имеющих нарушения речи. Данные  вопросы находят свое отражение в «Журнале учета детей с недостатками речи», «Журнале учета посещаемости логопедических занятий», в правильном комплектовании групп.

Подведение итогов деятельности логопеда отражается в годовом отчете. В нем отражено:

  • состояние материально – технической базы логопедического пункта за отчетный период;
  • учебно–коррекционная работа: охват учащихся логопедической помощью,
  • итоги коррекционной работы логопедического пункта;
  • мероприятия по пропаганде специальных логопедических знаний;
  • формы самообразования и повышения квалификации.

8. Выводы по практике

Основной задачей логопедической практики является ознакомление с организацией логопедической работы в образовательных учреждениях, с документацией логопеда и оборудованием логопедического кабинета.

Логопедический кабинет оформлен просто и эстетично, содержит лишь ту информацию, которая в данный момент нужна для коррекционного процесса. В оформлении кабинета нашли отражение коррекционно – воспитательная работа, материалы по пропаганде логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Кабинет помогает учителю – логопеду расположить ребенка к занятиям.

В кабинете имеется все необходимое оборудование для проведения полноценной коррекционно - воспитательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оформлены уголки в помощь учащимся, педагогам и родителям. Для постоянного использования в кабинете есть магнитофон, компьютер, что значительно облегчает работу учителя – логопеда.

    Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям:

  • Наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий;
  • Соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся;
  • Систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами:
  • Соблюдение единого формата дидактических пособий;
  • Правильное хранение дидактических пособий и эстетичность их оформления.

Основой организации логопедической работы в школе является годовой план работы логопеда. В нем отражены следующие основные вопросы:

  • наличие анализа итогов работы за минувший год с указанием тех недостатков, устранение которых станет первоочередной задачей логопеда в новом учебном году;
  • четкая формулировка основных задач учебно – воспитательной и коррекционной работы на новый учебный год и определение путей их реализации;
  • организационно – педагогические мероприятия по осуществлению коррекционно – воспитательной работы.

Кроме годового плана у учителя – логопеда имеются и перспективные планы работы для каждой группы учащихся. При анализе этого вида планирования выяснилось:

  • группы укомплектованы правильно – учтена степень и структура дефекта, соблюден возрастной принцип;
  • полно дана характеристика проявления речевого дефекта, обоснована последовательность работы с этой группой;
  • правильно подобраны наглядно - методические пособия.  

Важнейшей задачей своевременной организации коррекционной работы с детьми является правильно организованный, точный, полный и своевременно проведенный учет детей, имеющих нарушения речи. Данные  вопросы находят свое отражение в «Журнале учета детей с недостатками речи», «Журнале учета посещаемости логопедических занятий», в правильном комплектовании групп.

Подведение итогов деятельности логопеда отражается в годовом отчете. В нем отражено:

  • состояние материально – технической базы логопедического пункта за отчетный период;
  • учебно–коррекционная работа: охват учащихся логопедической помощью,
  • итоги коррекционной работы логопедического пункта;
  • мероприятия по пропаганде специальных логопедических знаний;
  • формы самообразования и повышения квалификации.

При наблюдении и проведении занятий выяснилось, что цели логопедических занятий определены четко. Предлагаемый  детям речевой материал соответствует теме занятия, возрасту детей и уровню их речевого развития. Приемы,  используемые логопедом, способствуют достижению коррекционных целей занятия. Дидактический и наглядный материал соответствует целям и задачам занятия. Учащиеся активно участвуют в процессе обучения. На занятиях осуществляется индивидуальный подход к ребенку, основанный на знании его психофизических особенностей.

9. Список литературы

  1. Бачина О.В., Вилочева М.П. Школьный логопункт: Организация и содержание работы. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.
  3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2007.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М., 1991.
  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.
  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогической комиссиях. - 2-е изд.М., 1984.
  7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М.,1985.
  8.  Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2- х книгах.- М.: Просвещение, Владос, 1995.
  9. Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. – М., 1975.
  10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общей редакцией д.п.н., профессора Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
  11. Правдина О.В. Логопедия: Учеб. пособие для студ. дефектологических ф-тов пед. ин-тов. – М., 1973.
  12. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Книга для логопедов. – М., 1997.
  13. Селиверстов В.И. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий.- М., 1994.
  14. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. и др. Основы логопедии. – М., 1989.
  15. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов н/Д, 2000.
  16. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М., 1989.
  17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. М., 1989.
  18.  Фотекова Т.А. Тестовая диагностика младших школьников: методическое пособие для школьных педагогов/ Т.А. Фотекова. – М.: Аркти, 2003.
  19. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1984.
  20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией)/ А.В. Ястребова Т.П. Бессонова- М.: Когито – Центр, 1996.