Программы, тематическое планирование.

Протасенкова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

D:\Документы сканер\Изображение 339.jpg

Содержание программы

№ п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Актуальность программы

3

1.1.2

Нормативно-правовая база РФ в сфере образования детей с ООП

5

1.1.3

Методологические и теоретические основы программы

5

1.1.4

Особенности нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

7

1.1.5

Цели и задачи реализации логопедической программы сопровождения

8

1.2

Планируемые результаты освоения рабочей программы

9

1.3.

Технологии, формы, методы организации деятельности.

11

II

Содержательный раздел

2.1

Характеристика речевого развития

12

2.2

Направления работы

14

2.3

Содержание коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющих системное нарушение речи.

15

2.4

Календарно-тематическое планирование.

40

III

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение программы

48

3.2

Методическое обеспечение программы

49

3.3

Методы контроля и критерии оценки образовательных результатов

52

3.4

Методы контроля формирования УУД

53

3.5

Литературные источники

53



Предварительный просмотр:

D:\Документы сканер\Изображение 344.jpg

Содержание:

I. Пояснительная записка                                                с.  3

II. Планируемые результаты                                           с.  9

III. Содержание и приёмы коррекции нарушения устной и      письменной речи                                                                      с. 12

   - 1 этап коррекционно - развивающего обучения       с. 15                        

   - 2 этап коррекционно - развивающего обучения       с. 17                      

   - 3 этап коррекционно - развивающего обучения       с. 21                        

IV. Нормативно - правовое обеспечение                       с. 23

V. Психолого - педагогическое обеспечение                  с. 24

VI. Материально-техническое и информационное обеспечение   с. 25

VII. Список литературы                                                   с. 26

VIII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся                                                      с. 28



Предварительный просмотр:

D:\Документы сканер\Изображение 333.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2.bmp

Пояснительная записка

   Программа кружка «Я говорю красиво» реализуется в 1-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения.

    Процесс развития речи – явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Для обеспечения речевой деятельности необходима анатомическая целостность и нормальная функциональная активность головного мозга. В формировании речи должны участвовать мышцы дыхательного, голосового и артикулярного аппаратов. Качество речевой функции зависит от совместной одновременной работы зон в коре головного мозга. Важную роль играют речеслуховая и речедвигательная зоны.  Для нормальной речевой деятельности необходимо много условий, в том числе нормальное состояние нервной системы, зрения, слуха и как можно больше речевого общения.

   Артикуляционная гимнастика: гимнастика для щек, губ, языка, нижней челюсти является важным элементом развития речи.  По мере овладения упражнениями на занятиях  отрабатываются четкие артикуляционные уклады,  возрастает их сложность. Меняются типы, от медленного к более подвижному и быстрому, далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата. Целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп и четкой, ясной дикции. Большое внимание в программе уделяется интонации. Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива. Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи (при ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д. Для развития мелодико-интонационной стороны речи на занятиях используется маракас. Напоминающий самую первую игрушку погремушку - маракас - ребенок держит за ручку и трясёт. Этот музыкальный инструмент с пересыпающимися шариками внутри, издающий необычный шуршащий звук, способствует развитию у детей фонематического слуха (на начальном этапе работы), чувства ритма и музыкальной памяти, развивает координацию, слаженность и точность движений рук. Вообще, как показывает практика, он многофункционален.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений  для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев  рук. Воспитанники,  которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов.

   Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание, поэтому на занятиях применяются упражнения дыхательной гимнастики. Тренируя дыхание, совершенствуя дикцию, выразительный голос,  четкое и правильное произношение звуков - процесс трудоемкий, длительный, так как у детей еще не сформировался окончательно речевой и дыхательный аппарат.          

    Особое место в работе над дикцией занимает проверка навыков чтения скороговорок и пословиц плюс работа над детскими стихами, стихотворными текстами, прозами и баснями.

    Эта программа дает школьнику  реализовать творческие и духовные возможности своей личности, познавать себя и способы взаимодействия с окружающим миром, откорректировать психологические проблемы и систему ценностей, овладеть основами коммуникативной культуры.

    Решение задач программы осуществляется линейно, от группы к группе задания усложняются. При работе по данной программе у воспитанников в одинаковой мере развивается как логическое мышление, так и эмоциональное. Что, в свою очередь, способствует развитию как левого полушария головного мозга (отвечающего за логическое мышление), так и правого (отвечающего за образное мышление).

   Итак, на занятиях по данной программе большое внимание уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, развитию речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза

    Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми, и сопровождает его в любой деятельности.  Чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости используют игры. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

   Программа  показывает пути и средства работы над правильной речью. помогает воспитаннику совершенствовать  ее выразительность.

Цель программы:   развитие у детей навыков грамотной речи, коммуникации, социализации.

Задачи:

  • освоить навыки выполнения артикуляционной, мимической, пальчиковой и дыхательной гимнастики;
  • развитие понимания устной речи;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • развитие лексической системности;
  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
  • формирование диалогической формы общения.

НОВИЗНА - это связь правильной речи с разными науками:

  • логопедия;
  • педагогика (дидактика и теория воспитания);
  • психология (возрастная и педагогическая);
  • медицина (физиология и отоларингология);
  • лингвистика (структурная и лингвистика текста).

При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия
  • системно – деятельностного  подхода;
  • дифференцированного  подхода (возрастные  и индивидуальные особенности  каждого ребенка);
  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться  как в повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях)
  • принцип многообразного предъявления одного и того же предмета и речевого материала в вариациях.   Один и тот же наглядный и словесный материал может быть использован для автоматизации звука в словах, затем в предложениях, чистоговорках, загадках, для составления описательного рассказа и др.

Оборудование: игрушки, большие картинки, настольно-печатные игры, иллюстрации в книгах, маракас, детские погремушки, пластилин, карандаши, деревянные палочки, веревочки, цветные нити, цветная бархатная бумага, мячи, пиктограммы   с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях,  проекционная аппаратура, компьютор.

ФОРМЫ РАБОТЫ

В организации образовательного процесса используются разнообразные формы работы:

  • занятия (речевые игры и упражнения,  речевые игры с движениями, занимательные задания, импровизации);
  • беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы);
  • утренники (тематические);
  • экскурсии

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметными результатами  является формирование следующих умений:

  • правильно и четко произносить звуки;
  • правильному речевому дыханию
  •  различать устное и письменное общение;
  • понимать уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
  •  придумывать заголовки к маленьким текстам;
  •  осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  •  сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  •  осознавать роль речи в жизни людей;
  •  оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, правильности, тактичности в данной ситуации;
  •  объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
  • овладеет значимыми качествами: эмоционального восприятия речи , внимания, памяти, образного мышления, воображения;
  • научится импровизировать;
  • полюбит процесс творчества.

Метапредметными результатами является формирование  учебных действий

  • соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
  • реализовывать простое высказывание на заданную тему;
  •  ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
  •  учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
  •  делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы .

МЕТОДЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 

  • наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом на протяжении всех занятий с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
  • открытые занятия на основе пройденного материала;
  • обсуждение с детьми результатов деятельности;
  • беседы с родителями помогают педагогу составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника.

Содержание программы

          кружка «Я говорю красиво» общеинтеллектуального направления.

В структуру  занятий входят комплексы упражнений, направленных на развитие: артикуляционной моторики , общей и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, ритма, памяти, мышления, внимания, навыков общения, восприятия. Программа состоит из 5-и блоков: 1-й «Введение; 2-й «Звуковичок»; 3-й – «Я познаю мир вокруг себя»; 4-й «Мир человека»; 5-й «Пишем, читаем»

1 класс (33 часа)

Введение 5 часов

   Познакомить с ролью речи в жизни людей, с основными требованиями к правильной речи. Виды речи. Устная и письменная речь. Развитие памяти. Игровое упражнение: Как Вини -Пух нашел дорогу в школу. Органы речи . Речевое дыхание. Игры, формирующие эмоциональную сторону речи. Экскурсия «Волшебница осень»

«Звуковичок» – 6 часов

   Неречевые звуки. Звукоподражания. Звуки речи. Артикуляция звуков. Различение гласных и согласных звуков по способу образования и звучанию. Формирование длительного речевого выдоха. Развитие высоты голоса.. На занятиях  применяются мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц  в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.). Словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, ,игры в рифму, некоторые игры под рубрикой “Полминутки для шутки”. Творческое воспроизведение литературного текста, народных сказок, коротких рассказов. Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Каждое занятие дополняют ритмические "минутки", которые включают исполнение попевок, скороговорок, чистоговорок. Упражнения на развитие мелодико-интонационной стороны речи с помощью маракасов. «Чудесные превращения бумажного листа» - знакомство с оригами, выполнение игрушек в технике оригами и использование их для игровых ситуаций, для постановки сказок «Теремок» и др.

«Я познаю мир вокруг себя» – 10 ч.

Игры и упражнения для продолжения развития фонематического восприятия, звуко– буквенного анализа и синтеза, расширения и активизации словарного запаса в тематических циклах:

 «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники», «Дикие звери наших лесов и их детеныши»,  «Домашние птицы», «Домашние животные», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран»,  «Перелетные птицы», «Насекомые».

           

«Мир человека»- 7 часов

  • Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
  • Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
  • Составление рассказов: по серии сюжетных картинок; по одной сюжетной картинке; по предложенному началу; по заданному плану.

     Тематические циклы: «Наш город», «Наше тело и уход за ним»,   «Одежда»,     «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

«Пишем, читаем» – 5часов

Тематические циклы: «Профессии», «В городе родственных слов», «Весна», «В кругу семьи», «Редактор», «Слово в слове»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
  3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.,1985.
  4. Козлянинова И.П., Черали Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985
  5. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М.. 1977.
  6. Коноваленко В.В. Артикуляционная , пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения.М.,2001
  7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.Санкт-Петербург, 2009
  8. Кубасова О.В. Выразительное чтение. М., 2001.
  9. Муравьева Б.Л. От дыхания к голосу. Л.,1982.
  10. Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
  11. Новоторцева И.В. Артикуляционная гимнастика. М.. 1996.
  12. Хватцев М.Е. Логопедия. М.,1959.
  13. Чарели Э.М. Культура речи. Свердловск 1990.
  14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.
  15. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

Используемые Интернет сайты:

  1. http://defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/artikuljacionnaja_gimnastika/skazochnye_istorii_iz_zhizni_jazychka/8-1-0-14
  2. http://www.azov-rcpmss.ru/index.php/2011-01-27-12-27-16/2011-01-27-12-30-09/34-2011-03-20-15-21-53.html
  3.  www.origami-school.narod.ru 
  4. http://www.logoped.ru/skotes30_pril04.htm


Предварительный просмотр:

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\14-15\1.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\14-15\2.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\14-15\3.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\14-15\4.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\14-15\5.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\14-15\6.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\14-15\7.jpeg



Предварительный просмотр:

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\1.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\2.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\3.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\4.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\5.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\6.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\7.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\15-16\8.jpeg



Предварительный просмотр:

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\1.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\2.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\3.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\4.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\5.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\6.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\7.jpeg

I:\сканы Протасенкова\Годовой план\Годовой план\16-17\8.jpeg