Участие в семинарах, конференциях,вебинарах (выступления, презентации, сертификаты)

Протасенкова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Участие в вебинаре

08.12.2016 год

Учитель-логопед МБОУ «Средняя школа №7»

 г. Рославль, Смоленская область.

Н.В.Протасенкова

«Процесс взаимодействия специалистов ПМПК и логопедической службы образовательного учреждения в условиях ФГОС»

На территории Рославльского района с сентября 2015 начала работать ТПМПК «Южная». В конце декабря 2015 года комиссия презентовала себя в рамках Круглого стола, который прошёл на базе «Средней школы №10» г.Рославля.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья является важным звеном в структуре инклюзивного образования. Системообразующим компонентом психолого-педагогического сопровождения выступает деятельность ПМПК и ПМПк ОУ.

Логопедическая служба, а так же другие специалисты сопровождения поставлены в условия поиска оптимальных путей коррекции ребенка. Пути эти разнообразны. В этой связи, немаловажное значение в реализации помощи, играет взаимодействие между специалистами сопровождения ОУ, а так же взаимодействие со специалистами ПМПК.

С введением Стандарта значительно повысились требования к проведению своевременной, качественной, комплексной, всесторонней диагностике нарушений как в психофизическом, интеллектуальном, речевом, эмоциональном, так и в личностном развитии детей с целью определения образовательных потребностей каждого ребенка.

Совместная деятельность специалистов ПМПК и логопедической службы позволяет организовать систематическое и планомерное наблюдение за ребёнком с отклонениями в развитии, прошедших через ПМПК; увидеть положительные и проблемные моменты, вовремя скорректировать специальные образовательные условия. Всё это, несомненно,  способствует повышению качества коррекционной работы. И здесь трудно переоценить взаимодействие образовательного учреждения с ПМПК.

Иногда возникают ситуации, когда родители требуют создания специальных условий обучения, которые не соответствуют актуальному развитию и основному диагнозу их ребенка. В этом случае специалисты комиссии, как и специалисты сопровождения,  проводят консультативно-разъяснительную работу с родителями, тем самым помогая образовательным учреждениям в решении и таких проблем.

О результатах сотрудничества говорить ещё рано, но, исходя из нашего, пусть и небольшого опыта, мы видим результативность этого взаимодействия. Ребёнок, получивший официальный статус ОВЗ, а этот статус ребёнок приобретает только пройдя ПМПК, имеет возможность получать коррекционную помощь в нужном объёме. Этот объём, как правило, значительно превышает  объём той помощи, которая полается ребёнку, не имеющему статус ОВЗ.

В нашем случае ребёнок с интеллектуальными нарушениями, согласно учебному плану, получает логопедическую помощь в количестве 4 часов, психологическую помощь в количестве 1 часа, 2 дополнительных часа занимается с учителем начального звена, 1 час ритмики с музыкальным руководителем. На сегодняшний день у ребёнка наблюдается положительная динамика: сформировано послоговое чтение, ребёнок пишет под диктовку не сложные слова, отвечает на вопросы по тексту, учит не сложные стихи.

Приведу ещё один, но противоположный пример. Ребёнок прошёл ТПМПК, получил официальное заключение об интеллектуальном нарушении, но…мама была не согласна с решением Комиссии, не предоставила заключение школьному ПМПк. Таким образом, ребёнок не имеет статус ОВЗ, и учится на общих основаниях. В итоге, на сегодняшний день обучающийся не осваивает программу, и скорее всего, школьному ПМПк предстоит консультативно-просветительская и разъяснительная работа с мамой о необходимости повторного прохождения ТПМПК.

Уважаемы коллеги, обратите внимание на алгоритм действий специалистов школьного ПМПк при отслеживании динамики развития ребёнка специалистами районной ПМПК.

1.Специалисты школьного ПМПк обязаны предоставлять сведения о динамике развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамический контроль (в конце 2,3,5,7 классов).

2.Для контроля за динамикой развития детей, прошедших районную ПМПК, и взятых на динамическое сопровождение собирается расширенный состав ПМПК, куда входят специалисты районной ПМПК и представители школьного ПМПк.

3.Специалист школьного ПМПк предоставляет для рассмотрения на расширенном заседании ПМПК сведения о динамике развития ребенка:

- педагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики  

коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы;

 - педагогическое представление для отслеживания динамики развития;

 - карта динамики  речевого развития (заполняется учителем-логопедом);

 - психологическое представление для отслеживания динамики развития;

 -сведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое сопровождение.

     4. По результатам проведенного совместного заседания расширенного состава ПМПК заполняется Протокол, даются рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка специалистам ОУ, родителям (законным представителям), даются выписки из протокола  совместного расширенного заседания ПМПК с рекомендацией о дальнейшей  форме обучения ребёнка.



Предварительный просмотр:

Выступление на заседании коллегии Рославльского комитета образования

«Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»

27.10.2016 года

Учитель-логопед МБОУ

 «Средняя школа «7»

Н.В.Протасенкова

Тема: «Логопедическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в общеобразовательной школе»

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов. Вслушайтесь и вдумайтесь в них.

Я — человек с ограничениями. И я твой учитель, если ты мне позволишь быть им. Я научу тебя тому, что в жизни по-настоящему важно. Я подарю тебе безусловную любовь. Дарю тебе свое бесконечное доверие и зависимость от тебя. Я покажу тебе, что жизнь бесценна, я научу тебя не принимать все, что тебя окружает, как нечто само собой разумеющееся. Я научу тебя забывать о своих собственных потребностях и желаниях. Я научу тебя отдавать. А главное — я научу тебя надеяться и верить. Я — человек с ограничениями.

                                                                         (С сайта http://www.inpearls.ru/)

Это изречение я нашла на одном из сайтов о людях с ограниченными возможностями здоровья. Это высказывание поворачивает нас лицом не только к проблеме, о которой мы с вами сегодня говорим, но и к личностям, которые по тем или иным причинам имеют ограниченные  возможности здоровья. И до тех пор, пока мы не впустим их в своё сердце, наши труды будут тщетны. Потому что дети с ОВЗ нуждаются не только в особых условиях для обучения и социализации, но и в искреннем отношении к себе. И эта задача, на мой взгляд, первостепенна.

Тема моего выступления: «Логопедическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Средняя школа №7, одна из школ нашего города, которая стала стартовой в реализации инклюзивного образования. В школе были проведены работы по созданию безбарьерной среды, включающие в себя приспособление здания, а именно:

  • Устройство пандусов;
  • Расширение дверных проёмов;
  • Демонтаж дверных порогов, а так же замена лестничной площадки на гладкую платформу для безбарьерного передвижения к столовой;
  • Оборудованы санитарно-гигиенические помещения;
  • Организация классной комнаты психологической разгрузки, о которой подробней я расскажу позже.

        На 01 октября 2016 года в нашей школе обучаются 584 ребёнка. Из них: 5 обучающихся, имеющих инвалидность. А именно, 2 ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата (3 и 5 кл.), 1 ребёнок с нарушением зрения (6 кл.). Эти дети обучаются на дому.  Два ребёнка (7 и 10 кл.) обучаются в общеобразовательных классах.(сах.диабет и сомат.заб.)

В школе организован психолого-медико-педагогический консилиум, который своевременно проводит работу по выявлению детей, нуждающихся в особых потребностях.

 Цель деятельности учителя-логопеда в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы.

        В прошлом году мы заключили договор с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией «Южная». Решением школьного ПМПк, с согласия родителей, на комиссию были отправлены трое обучающихся, которые испытывали затруднения при освоении общеобразовательной программы, с целью определения формы обучения и маршрута индивидуального развития.

По результатам обследования ТПМПК,  один обучающийся был переведён в специализированное образовательное учреждение. Один обучающийся учится в 1 классе на общих основаниях по желанию родителей. Один обучающийся учится во 2 классе. По рекомендациям ТПМПК для него мною была разработана АОП (адаптированная образовательная программа) для детей с умственной отсталостью 1 вариант, сроком на 1 год, как часть АООП НОО.

    Цель программы: Реализация коррекции и развития обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости, как создание условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих своевременное и целенаправленное устранений нарушений речи, развитию мыслительной деятельности детей, усвоению школьной программы, социальной адаптации.

Озвучу особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями:

  • Потребность в обеспечении доступности учебного материала;
  • Развитие мотивации к учению и познавательных интересов;
  • Формирование социальной компетентности;
  • Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики;
  • Формирование учебных умений;
  • Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого;
  • Охранительный режим.

Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется в рамках целостного подхода к развитию, обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ.

Каждое направление деятельности учителя-логопеда включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Предлагаю вашему вниманию содержание логопедической работы по направлениям с ребёнком, имеющим интеллектуальные нарушения.

Диагностическое направление работы учителя-логопеда включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ.

В первые две недели сентября было осуществлено подробное логопедическое обследование. Результаты логопедического обследования  представлены на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме. В процессе осуществления логопедической помощи ребенку в план работы внесено промежуточное логопедическое обследование, которое позволит скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития ребенка (как в устной, так и в письменной речи). Промежуточное обследование планируется провести в конце второй четверти. В конце учебного года будет проведена итоговая углубленная диагностика, которая позволит судить о результатах логопедической работы.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта.

В содержание данного направления входит организация индивидуальных и групповых занятий по коррекции устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

         Для данного ребёнка были организованы индивидуальные занятия по коррекции устной и письменной речи. По учебному плану 4 часа. Два часа отведены на  постановку, автоматизацию и дифференциацию нарушенных звуков;  1 час на  формирование фонематического восприятия, дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики; 1 час на развитие лексико-грамматического строя речи и  связной речи.

        Коррекционно-развивающие занятия проводятся в сенсорной комнате, которая разделена на зоны.

         Имеется учебно-развивающая зона, которая оснащена партами, компьютером, проектором, компьютерными программами: «Игры для Тигры», «Работа над ошибками», «Баба Яга учит буквы», «Весёлые игры для развития речи».

          Сенсорная зона оснащена акустической панелью, работа с которой способствует развитию фонематических процессов и тактильных ощущений. Например, на первом этапе развития фонематического слуха, провожу игру «Что звучит?», где ребёнок прослушивает звучание музыкальных инструментов, и угадывает, какой именно инструмент сейчас звучит. Музыкальными инструментами мы отмечаем также наличие заданных звуков речи, а также глухость и звонкость речевых звуков, опираясь на схожесть звучания инструментов. В сенсорной зоне есть световой стол для рисования песком, который помогает развивать внимание, память, воображение, тренирует мелкую моторику рук, снимает напряжение и переживания. Дети очень любят заниматься с песком, и, как правило, эти игры составляют целый этап урока. Детям даются задания, нарисовать контур предмета, отобразить свои мысли, найти в песке камушки со слогами и составить слова. Расскажу немного о тактильной дорожке, которая состоит из 6 модулей, отличающихся по текстуре и материалам: гладкая, мягкая, тёплая меховая, жёсткая, резиновая, условно скользкая. Эта чудесная дорожка тренирует координацию движений, внимание, помогает снять напряжение, помогает в профилактике плоскостопия, а также способствует восприятию пространства и своего тела, что немало важно для детей с особыми потребностями. В своей работе очень часто пользуюсь тактильной дорожкой во время физкультминуток. Ребёнок интуитивно выбирает тот модуль, который в данный момент ему необходим. Иногда предлагаю модули, имеющие контрастную структуру. При помощи тактильной дорожки мы изучаем антонимы. Дети, у которых тяжело протекают мыслительные процессы, при помощи тактильных ощущений легче понимают разницу.

           Следующая зона нашей комнаты - релаксационная зона. У нас есть замечательные пуфики-кресла с гранулами, которые принимают форму тела, оказывают приятное расслабляющее воздействие, позволяют успокоиться и снять напряжение, а также принять удобную позу для наблюдения за рыбками, которые находятся в пузырьковых колоннах в зеркальном уголке. Наблюдение за рыбками стимулирует развитие зрительного анализатора, а также помогает успокоиться, настроится на позитивное взаимодействие с окружающей средой. Мы создали картотеку с музыкальными файлами разного характера, прослушивание которых помогает повысить или понизить мышечный тонус, успокоить или взбодрить.

            Оснащённость кабинета способствует  решению многих задач, помогает смене видов деятельности на уроках, что очень важно для детей с отклонениями в развитии.

           Организационно-методическое направление. 

Мною была изучена информация о системе инклюзивного образования, в целях создания необходимых условий для ребёнка с интеллектуальными нарушениями на базе общеобразовательной школы, изучены нормативно-правовые документы. Оформлены следующие документы: речевая карта, где описано речевое нарушение; программа логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, составлен тематический план работы; заведена индивидуальная тетрадь для занятий с ребёнком.

Консультативно-просветительское направление

          Составлен план индивидуального консультирования семьи по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, речевого развития и коммуникации ребёнка с ОВЗ, с целью формирования психолого-педагогической компетенции родителей ребёнка, которые задействованы в инклюзивном процессе.  

         Консультативная работа проводится также  со специалистами сопровождения, педагогами и другими участниками образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых нарушений. По данному направлению работы в план работы включена профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дизорфографии.

Коррекционно-развивающая работа с ребёнком, имеющим интеллектуальные нарушения, проводится в пролонгированные сроки, а именно в течение 5 лет.

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АОП представлены личностными и предметными результатами.

Личностные результаты освоения АОП включают индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции обучающегося и ценностные установки:

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Формирование мотивации к коррекционной и учебной деятельности. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Предметные результаты освоения коррекционно-развивающей области АОП ребёнка с интеллектуальными нарушениями включают:

Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Формирование коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

Хотелось бы озвучить ряд проблем, с которыми мы столкнулись в практической реализации инклюзивного образования. Пользуясь случаем, обращаюсь к специалистам территориальной психолого-медико-педагогической комиссии с просьбой более подробно описывать рекомендации, чтобы чётко понимать состояние психо-физического развития ребёнка, и на что именно обратить большее внимание в работе с конкретным ребёнком.

Ещё одна проблема – проблема финансирования. Работа с детьми, имеющие особые образовательные потребности, требует дополнительных усилий и времени участников сопровождения. Т.е. на одного ребёнка с умственной отсталостью по учебному плану мы должны выделить 6 дополнительных часов, в которые входят занятия с педагогом-психологом (1 час), учителем музыки (1 час ритмики), учителем-логопедом (4 часа), учителем, который проводит 1час речевой практики.

Своё выступление мне хотелось бы закончить словами русского философа, педагога Василия Васильевича Зеньковского.

В школе не должно быть «черни», учеников второго разряда; все дети требуют к себе благожелательного, вдумчивого отношения, и чем слабее, дефективнее дитя, чем более оно отстало, тем серьезнее и ответственнее роль школы в его созревании.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед Н.В.Протасенкова МБОУ «Средняя школа №7» Г.Рославль Смоленская область Алгоритм действий специалистов школьного ПМПк при отслеживании динамики развития ребёнка специалистами районной ПМПК.

Слайд 2

С ведения о динамике развития ребенка: П едагогическая характеристика динамики развития учащегося и динамики коррекционной работы за период прошедший с момента последнего обследования на районной ПМПК, с оценкой эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы; П едагогическое представление для отслеживания динамики развития; К арта динамики речевого развития (заполняется учителем-логопедом); П сихологическое представление для отслеживания динамики развития; С ведения о текущей успеваемости учащихся, поставленных на динамическое сопровождение .

Слайд 3

Направление диагностики Виды нарушений ( выявленные при диагностики) начало года середина года конец года Речь устная: 1. звукопроизношение 2. фонематический слух 3. слоговая структура 4. лексическая сторона речи 5. грамматический строй речи 6. связная речь 7. Речь письменная (нарушения письма: характер специфических ошибок, степень выраженности) 8. Чтение: техника чтения, понимание прочитанного, ошибки при чтении, умение обобщать Карта динамики речевого развития ученика ( цы ) ____ класса, МБОУ «Средняя школа № 7» за 2016- 2017 учебный год Заполняется логопедом ОУ, в 3-5 колонках указывается вид динамики: положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика

Слайд 4

Параметры 2016-2017 учебный год начало года середина года конец года 1. Познавательный интерес (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика) 2. Работоспособность на уроках (высокий уровень, средний уровень , низкий уровень) 3. Познавательная сфера -Уровень активности, самостоятельности в деятельности (высокий, средний, низкий) -Способность сосредоточиться на задаче, преодолеть трудности, проконтролировать результат (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика) 4. Особенности поведения и общения ( положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика) - Взаимодействие и отношения со сверстниками - Взаимодействие и отношения с педагогами - Поведенческая саморегуляция (Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний.Способность к ответственному поведению) 5. Наличие и характер учебной мотивации ( положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика) -Желание учиться, идти в школу. Наличие познавательного или социального мотива учения 6. Эмоциональное состояние (уровень тревожности) (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика) 7. Участие в общественной жизни класса, школы (положительная динамика, отсутствие динамики, отрицательная динамика) Педагогическое представление для отслеживания динамики развития

Слайд 5

Параметры 2016-2017 учебный год начало года середина года конец года 1. Индивидуально-типологические особенности свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) тип темперамента ведущий канал восприятия темп деятельности, работоспособность развитие моторной сферы и пространственной ориентации 2. Когнитивная сфера внимание (продуктивность, переключение, устойчивость) память (зрительная, слуховая, опосредованная) мышление 3. Мотивационно-потребительская сфера ведущий тип мотивации мотивация достижения успехов и неудач интересы, увлечения 4. Эмоционально-волевая сфера эмоциональная устойчивость, неустойчивость, тревожность, раздражительность волевые качества (инициативность, самостоятельность, настойчивость, решительность) 5. Самосознание самооценка, уровень притязаний, половая идентичность Психологическое представление для отслеживания динамики развития ученика ( цы ) ____ класса МБОУ «Средняя школа № 7»

Слайд 6

План индивидуальной коррекционно – развивающей работы Специалист по коррекционной работе (психолог, логопед, педагог) (Ф.И.О.) Индивидуальные занятия с ребенком начаты число год Окончание индивидуальных занятий с ребенком число г План занятий: Вид коррекционных занятий Динамика развития ребенка: В конце первого полугодия В конце третьей четверти Результативность обучения (на конец учебного года) графически Контрольные срезы Рекомендации по дальнейшей работе Дата Подпись



Предварительный просмотр:

«Особенности коррекционного обучения обучающихся с ТНР в речевых классах общеобразовательной школы»

Слайд №2

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Коррекционное обучение детей с ТНР в речевых классах общеобразовательной школы – это, в первую очередь, теоретическое осмысление в решение целостного комплекса проблем, а именно: Слайд №3

1. Специфическое усвоение русского языка;

2. Развитие и формирование речевой коммуникации на уроках лингвистического цикла;

3. Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием;

4. Связь уроков русского языка с логопедическими занятиями.

Важнейшая цель коррекционного обучения детей с ТНР это: Слайд №4

- преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи с одновременной организацией систематического прочного и сознательного

усвоения детьми общеобразовательных знаний;

- психическое и физическое оздоровление детей, проводимое путем правильной

организации всего режима и специальной коррекционно-воспитательной работы как в процессе классных занятий, так и во вне учебное время.

Дети, поступающие в нашу школу, имеют в основном сложный анамнез. Многие из них имеют синдром недостатка внимания, неврозы с поведенческим нарушением. Наши дети, имеют такие заключения, как ОНР разных уровней у ребёнка с дизартрией, ринолалией, выход из моторной алалии и т.д.

Есть дети с тяжёлыми формами речевой патологии,  таких детей в нашей школе не много, но они есть.  Устная речь этих детей характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжелыми нарушениями общей разборчивости речи.

Учитывая все особенности детей с ТНР, возникают особые образовательные потребности данных обучающихся: Слайд №5

  • Непрерывность коррекционно-образовательного процесса;
  • Комплексность сопровождения;
  • Условия для развития ВПФ;
  • Адаптация содержания учебных курсов;
  • Варьирование организации учебного процесса;
  • Индивидуальный темп обучения;
  • Пошаговый мониторинг успешности;
  • Применение специальных методов, приёмов, средств;
  • Профилактика социальной и школьной дезадаптации;
  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Коррекционное обучение проходит по адаптированным общеобразовательным программам в специальных речевых классах. Согласно требованиям к АООП НОО и к АООП ООО для обучающихся с ТНР, и заключениям ТПМПК или ЦПМПК, обучение проводится в соответствии вариантам 5.1 или 5.2.для детей с ТНР. Оба варианта предполагают, что обучающиеся с ТНР получают образование, соответствующее по конечным достижениями с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но Вариант 5.2. предусматривает обучение в более пролонгированные сроки.

Вариант 5.1 предназначается:

  • для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия);
  • для обучающихся  с общим недоразвитием речи III речевого развития, нерезко выраженным общим недоразвитием речи IV уровня речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
  • для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Вариант 5.2 предусматривает два отделения:

I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

II отделение – для обучающихся с тяжёлой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

Учебный план и в том и в другом варианте включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область.

Коррекционно - развивающая область. Варианта 5.2  включает в себя следующие  коррекционные курсы: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».

Курс «Произношение» заменён на индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых мы проводим коррекционную работу над звуковой стороной речи (первые два года обучения), и, далее, коррекционную работу над остальными компонентами речи, а также коррекцию письменной речи.

Курс «Логопедическая ритмика» направлен на решение оздоровительных, образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с обучающимися решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка на фоне речевой патологии. Уроки проходит у нас как в физкультурном зале, так и в классе.

Видеоролик «Логопедическая ритмика»

Курс «Развитие речи». Весь коррекционный курс включает в себя логопедическую работу по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи с одной стороны, и лингвистическую работу по формированию знаний о родном языке, а также умению применять изученные правила в собственной речевой деятельности, с другой стороны.

Учебная деятельность детей с ТНР отличается замедленным темпом восприятия учебной информации, сниженной работоспособностью. Ситуация длительного неуспеха в освоении  родного языка приводит не только к резкому снижению мотивации в преодолении  речевого недоразвития, но и ко всему процессу обучения в целом.

Наша важная задача обучения детей с ТНР – отбирать и комбинировать методы и приёмы обучения. Использование нетрадиционных форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей с ТНР на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме.

Хотелось бы поделиться с вами опытом применения нетрадиционных методов и приёмов обучения. Мы с ребятами 6 класса организовали проектно-исследовательскую деятельность, которая помогла повысить мотивацию и эффективно изучить запланированную тему. Наш проект был краткосрочным, рассчитанным на несколько уроков, но имел хорошую стартовую площадку для изучения такой объёмной темы, как «Текст»

Итак, в самом начале проекта мы определили цель и задачи, соответствующие изучению данной темы. Для этого мы воспользовались приёмом ЗХУ  - Знаю – Хочу знать – Узнал.

В основе метода лежит таблица из трёх колонок: Знаю – Хочу знать – Узнал. В первую колонку ребята записали то, что они УЖЕ знают по теме «Текст», во вторую колонку, с помощью наводящих вопросов и рассуждений,  записали то, что хотят узнать по этой теме. И третью колонку оставили на потом, которую заполнили по завершению изучаемой темы. Таки образом, мы как бы растормошили мысли по теме.

Далее, мы включили в работу приём «Кластер». 

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению материала.

На что ориентированно современное образование? На повышение самостоятельности ученика.

Кластер развивает умение формировать собственное мнение на основе опыта и наблюдений. Кроме того, способствует формированию умений работать не только самостоятельно, но и в команде, группе. А также активизирует учебную деятельность.

Этот приём можно использовать на трёх этапах урока или, как в нашем случае, на трёх этапах проектно-исследовательской деятельности.

Сейчас мы с вами попробуем оказаться на месте детей, для того, чтобы понять, как работают специальные приёмы.

1 этап  - стадия активизации . Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда. Этим мы с вами сейчас и займёмся.

Раздать листочки и фломастеры.

Вывод: Итак, мы с вами задействовали сейчас свою память, активизировали мышление. И, заметьте, мы все были вовлечены в этот процесс. На этом этапе происходит актуализация знаний.

Посмотрим, что у нас получилось и, как это получилось у детей.

2 этап. Следующий этап – это осмысление. Этот этап характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть работа с учебниками, книгами, интернет-источниками. Происходит анализ имеющихся факторов. Т.е. на этом этапе происходит поиск и переработка информации по заданной теме. А это ни что иное, как осмысление и открытие новых знаний.

Показ кластера учеников.

3 этап  - это рефлексия, стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы. Т.е. происходит закрепление новых знаний.

Показ кластера учеников.

Далее, мы воспользовались таким приёмом, как СИНКВЕЙН.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Классический дидактический синквейн строится так. Давайте попробуем.

1 строка – тема синквейна, одно слово – существительное.

2 строка – два прилагательных, которые описывают свойство темы, его признаки.

3 строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы.

4 строка - предложение из четырёх слов, выражающее личное отношение автора

                    синквейна к теме.

5 строка – одно слово, выражающее суть темы. Итог.

Главные умения, которые помогают сформировать эти два приёма.

  1. Умение формулировать вопросы;
  2. Находить главное в большом объёме учебного материала;
  3. Устанавливать причинно-следственные связи и логические связи;
  4. Строить умозаключения;
  5. Переходить от частного к общему;
  6. Проводить аналогии;
  7. Сравнивать и анализировать.

Вывод: Мотивирование ученика на учебную деятельность, развитие УУД, и реализация главной цели ФГОС – «Научить учиться».

Спасибо за внимание.

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности коррекционного обучения детей с ТНР в речевых классах общеобразовательной школы» Учитель – логопед высшей категории Протасенкова Наталья Владимировна

Слайд 2

Тяжёлые нарушения речи Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Слайд 3

Теоретические аспекты коррекционного обучения детей с ТНР Специфическое усвоение русского языка; Р азвитие и формирование речевой коммуникации на уроках лингвистического цикла; Связь уроков русского языка с общеобразовательным развитием и воспитанием; Связь уроков русского языка с логопедическими занятиями.

Слайд 4

«От теории к практике » Цель коррекционного обучения детей с ТНР преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи с одновременной организацией систематического прочного и сознательного усвоения детьми общеобразовательных знаний; психическое и физическое оздоровление детей, проводимое путем правильной организации всего режима и специальной коррекционно - воспитательной работы как в процессе классных занятий, так и во вне учебное время.

Слайд 5

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР: Н епрерывность коррекционно-образовательного процесса; Комплексность сопровождения; Условия для развития ВПФ; Адаптация содержания учебных курсов; Варьирование организации учебного процесса; Индивидуальный темп обучения; Пошаговый м ониторинг успешности; Применение специальных методов, приёмов, средств; Профилактика социальной и школьной дезадаптации ; Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Слайд 6

Требования к АООП для обучающихся с ТНР вариант 5.1 Вариант 5.1 предназначается: для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи ( дислалия , легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия ); для обучающихся с общим недоразвитием речи III речевого развития, нерезко выраженным общим недоразвитием речи IV уровня речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

Слайд 7

Требования к АООП для обучающихся с ТНР вариант 5.2 Вариант 5.2 предусматривает два отделения : I отделение – для обучающихся с алалией , афазией , ринолалией , дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях . II отделение – для обучающихся с тяжёлой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

Слайд 8

ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ

Слайд 9

Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Образовательный кластер – это изображение, которое способствует систематизации и обобщению материала.

Слайд 10

КЛАСТЕР №1 (АССОЦИАТИВНЫЙ) ТЕКСТ АВТОР СЮЖЕТ ДИАЛОГ МОНОЛОГ ТЕМА ПРИЗНАКИ ТЕКСТА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ЗАГОЛОВОК ТИПЫ ТЕКСТА

Слайд 11

КЛАСТЕР №2 (ОСМЫСЛЕНИЕ) ПРИЗНАКИ ТЕКСТА ЕДИНСТВО ТЕМЫ СМЫСЛОВАЯ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ НАЛИЧИЕ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ ЧАСТЕЙ

Слайд 12

КЛАСТЕР №3 (СИСТЕМАТИЗИРОВАНИЕ) ТЕКСТ Вид текста Логическая связь частей Диалогический Тип текста Монологический Наличие главной мысли Признаки текста Единство темы Стиль текста Описание Повествование Рассуждение Публицистический Научный Разговорный Деловой Художественный

Слайд 13

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк . Классический дидактический синквейн : 1 строка – тема синквейна , одно слово – существительное. 2 строка – два прилагательных, которые описывают свойство темы, его признаки. 3 строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы. 4 строка - предложение из четырёх слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме. 5 строка – одно слово, выражающее суть темы. Итог.

Слайд 14

СИНКВЕЙН (ИТОГ ПО ТЕМЕ) ТЕКСТ АВТОРСКИЙ, СЮЖЕТНЫЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ, РАССУЖДАТЬ, УЗНАВАТЬ УСЛОВИЕ ПЕРЕДАЧИ РАЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ

Слайд 15

Параллельная коррекционная работа Работа с текстом I Определите вид текста; Определите тип текста; Определите стиль текста; Выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне; Выпишите из текста слова с приставкой ПРИ- в значении неполного действия. Работа с текстом II Восстановите деформированный текст; Составьте план текста; Найдите синонимы, антонимы; Выпишите из текста слова с оглушением согласных; Объедини простые предложения в сложные, если это возможно.

Слайд 16

Главные умения: Умение формулировать вопросы; Находить главное в большом объёме учебного материала; Устанавливать причинно-следственные связи и логические связи; Строить умозаключения; Переходить от частного к общему; Проводить аналогии; Сравнивать и анализировать.