Социальные проекты

Протасенкова Наталья Владимировна

Программы,планы,конспекты,сценарии мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Праздничная литературно-музыкальная композиция

                                        «Самый родной человек»

Цель: Формирование чувства уважения, почитания женщины, матери.

Задачи:

- создать детям и родителям праздничное настроение;

- учить детей проявлять заботу о своих матерях;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать любовь, уважение к женщине, матери.

                                     

Слайд №1

Начинает звучать фонограмма колокольного звона (№1), на его фоне звучат слова (за кулисами).

Слайд №2

Вслушайтесь и вдумайтесь

В слово это – древнее, святое,

Сохраненное в простой красе.

Вслушайтесь и вдумайтесь!

Как леса шумят в часы рассвета,

Как травинки к солнцу рвутся вновь.

Вдумайтесь, заслышав слово это,

Будто к вам пришла сама любовь!

Слово это - зов, и заклинанье,

И молитва в дальней стороне,

Слово это - первый луч сознанья,

Стон последний, гибнущих в огне.

В этом слове - сила бескорыстья,

Доброта, которой жизнь светла,

То, о чем чуть слышно шепчут листья,

То, о чем звонят колокола

Слово это навсегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в каменных сердцах пробудит

Потаенный совести укор.

Слово это и целит, и ранит.

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет.

Вдумайтесь!.. Я произношу его: Слайд №3

`МАМА!`

                          Звучит красивая музыка.№2

 О, женщина, прекрасна ты,

Мы голову перед тобой склоняем низко.

Ты Мать, и жизнь, и символ красоты,

Ты все, что нам невероятно близко

Ты боль и радость, горе и успех,

Прелестнейшее ты из всех творений.

Несем тебе венок стихотворений

Мадонна! Ты превыше всех!

Слайд №4

Вед.1:Добрый день, наши дорогие, родные, наши ласковые и нежные!

Вед.2:Добрый день, наши милые и любимые мамы. Именно Вам, мы сегодня дарим эти красивые и теплые слова.

Вед.1: На белом свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из святых, теплых, ласковых слов - слово мама, потому что это слово несет в себе тепло материнских рук, тепло материнской души,  материнского слова. А что для человека ценнее и желанней, чем тепло и свет глаз родного человека?

Вед.2:Сегодня, в этот праздничный день, день самого родного человека мы поздравляем всех женщин, которым выпала такая счастливая и нелегкая в то же время судьба быть матерью.

                                Слайд №5

                             Я верю, что женщина –

                             Чудо земное!

                             Какого на Млечном пути

                             Не сыскать,

                             И если женщина –

                             Слово святое,

                             То трижды священное –

                            «Женщина- мать».

             

1-й ученик: От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.  

2-й ученик: Мы любим её и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза.

Но стоит с повинной прийти головою –

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

3-й ученик: За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она – наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

4-й ученик: Мама, ты - самая добрая женщина в мире,

               Нигде нет на свете прекраснее глаз,

               И руки твои, как огромные крылья,

               Всегда охраняют от напасти нас.

                                            Слайд №6

                      Исполняется песня «Рано утром» №3

Слайд №7

Вед.1:  Мама, мамочка, мамуля – это слово звучит на всех языках мира почти одинаково. Никогда не спутаешь это слово ни с одним другим. Мама ведёт нас по жизни.

Вед.2:  Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери, несмотря на то, сколько ему лет.

Вед.1: «Мама» - это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребёнок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.

Вед.2:. С матери начинается род человеческий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое в нашей жизни.

Слайд №8-12

                                   Идёт видеоклип «Ангел»

Вед.1: За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем я иду в этот мир? Что я должен делать?

Бог ответил:

- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

- Ангел будет тебя учить своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- Как и когда я должен вернуться к тебе?

- Твой ангел скажет тебе всё.

- А как зовут моего ангела?

- Неважно, как его зовут, у него много имён. Ты будешь называть его – МАМА.

Слайд №13

                                            Восточный танец Диана Х. №4

Слайд №14 Музыка «Малыш» №5

Вед.1: Материнская любовь…как же она безгранична. Пока ребёнок маленький, мама всегда рядом. Первый раз, взглянув на своего малыша, мама уже знает – он самый лучший, самый красивый и самый любимый. Сколько бы нам ни было лет, мамы будут любить нас так же крепко и нежно. Они будут любить нас столько, сколько будут жить на свете.

Вед.2: Мама наполняет жизнь каждого из нас духовной силой, помогая постичь вечные ценности. Связь матери и ребёнка неразрывна, она длится всю жизнь. Мама всегда поймёт и поможет в трудную минуту, защитит и оградит от бед.

Нат.Вл.: Дорогие мамы, дорогие ребята! У нас в гостях настоятель храма имени Иконы Казанской Божией Матери, Отец Андрей.

                                                                  Слово священника.

                                    Песня «Спи, моё солнышко» №6

Вед.1: На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно.

Из двух слогов простое слово МАМА.

И нету слов нужнее, чем оно.

Слайд №15

Вед.2: Вслушайтесь, какие мудрые слова о маме говорят русские пословицы и поговорки: №7

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, и скоро растает.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать всему делу голова.

Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

Материнская ласка конца не знает.

Материны глаза слепы.

Мать кормит детей, как земля - людей.

Куда матушка, туда и дитятко.

Какова мать, таковы и детки.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Вед.1:  Самое прекрасное слово на земле — МАМА.

Это первое слово, которое произносит человек и которое есть в языке любого народа.

Вед.2: На всех языках это священное слово звучит одинаково нежно и ласково, светло значительно.

По-русски — мама, матушка.

По-украински — ненька.

По-киргизски — апа.

По-грузински — дэда.

По-осетински — нана.

Слайд №16

Вед.1: Наши дорогие и любимые мамы,

Хорошо, что в этот день и час

Не на службе вы, не на работе,

Не на кухне дома, а, напротив,

В этом зале, смотрите на нас!

                                 Сценка «Помощник» №8,9

Мальчик Дима усердно подметает пол, напевая песенку. В дверь входит мама, в руках сумки, во рту – ключ. Смотрит на сына круглыми глазами, испуганно роняя ключ, спрашивает:

М. - Дима, что случилось?

Д. - Ничего!

М. - Как ничего? А почему ты подметаешь пол?

Д. - А потому что он был грязный.

М. - Дима, я умоляю тебя, скажи, что случилось? Последний раз ты подметал пол, когда тебе поставили двойку за поведение, а предпоследний, когда хотели оставить на второй год.

- Ты и пыль вытер?

Д. - Вытер!

М. - Сам?

Д. - Сам!

М. - Дима, ну скажи, что случилось? Говори, что ты натворил?

Д. - Да говорю же ничего! Просто было грязно, и я убрал.

М. – (подозрительно) А постель свою почему убрал?

Д. – Просто так, убрал и всё.

М. – (завязывает голову полотенцем и садится на стул) Дима, правду!!! За что меня вызывают к директору школы?

Д. – Да, не бойся, мамочка! Всё хорошо. Я и уроки сделал, и пообедал, посуду помыл, и зубы почистил.

М. – Сам?

Д. – Сам.

                                     Мама падает в обморок.

Д. – (испугано) Мамочка, что с тобой? Сейчас я тебе водички принесу.

                                           (наливает воды)

 - День помощи родителям, День помощи родителям!!! Вот полюбуйтесь! (показывает на маму). Надо было сразу сказать, что это только на один день.

М. – (заинтересованно поднимает голову) А завтра всё будет по - старому?

Д. – По-старому, по-старому! Не беспокойся, мамочка.

(Мама опять падает в обморок)

***

Нас куда-то уносит стремительный век,

В суете мы порой забываем о том,

Что мама – не фундамент, она – человек,

Человек, на котором держится ДОМ.

Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

На её доброту отвечайте добром,

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится ДОМ.

                                              Танец «Ру-ру-ру-ру» №10

Вед.1:Мама не только не досыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнерадостен, счастлив. Мама – это окно в большой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд… Эти уроки красоты – на всю жизнь…

Вед.2:– Сынок! Проснись, выпал первый снег!

              – Доченька! Посмотри, расцвел подснежник!

Мама – чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию, она внушает ребенку чувство надежности, защищенности.

Вед.1: И как же тяжело детям, когда по каким-то жизненным причинам мамы нет рядом.

Вед.2: Но…уехав даже ненадолго из дома, мы всегда помним о маме, и скучаем.

                              Исполняет песню  Катя К.  №11    

Вед.1:Мы вырастаем, покидаем родной кров, и наши суетные дела заполняют все наше время, а мамы ждут…ждут хотя бы весточки от своих детей.

                             ***

Слайд №17

Всё то, что в жизни происходит с нами,

Мы так странно делим пополам:

Если радость- празднуем с друзьями,

А с бедой приходим к матерям!

Заняты работой и делами,

День за днём в потоке суеты,

Мы не часто думаем о маме,

Слишком редко дарим ей цветы........

А свои болезни носим маме,

И обиды к ней идём делить.

И морщинки ей рисуем сами,

Позабыв прощения попросить!

Мы так редко маму обнимаем,

Разучились маму целовать!

Позвонить порою забываем

Некогда её нам навещать.

                            ***

Слайд №18

Не забывайте матерей!

Они печалятся в разлуке.

И нет для них страшнее муки-

Молчанье собственных детей.

Не забывайте матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты,

Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины.

И глубже с каждым днём морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте, Господа и Дамы.

Болит душа у вашей МАМЫ

Не забывайте матерей!

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

***

Слайд №19 (дети по четыре строчки читают стихи)

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук –

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Простите нас…за каждую морщинку…

Ведь из-за нас бывает вам несладко.

Простите нас за каждую слезинку,

С родной щеки, утёртую украдкой.

И как нам тяжко в жизни не бывает.

Когда тоска пугает черной тенью,

От всяких бед нас свято охраняет

Любимых матерей благословенье…

Слайд №20

                         Исполняется песня «Мама, мамочка»

Слайд №23

Вед.1: Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения ребенка мать живет его дыханием, его слезами и улыбками. Мать нужна ребенку. В этом смысл её жизни. Любовь к ребёнку своему для неё также естественна, как цветение садов весной.

Вед.2:Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка.

Вед.1: У матерей обязанность одна!

Себя забыв, в заботах распыляться.

И плоть, и душу выложив до дна,

Душой и плотью в ком-то повторяться.

Вед.2: И ничего не требовать взамен!

Вед.1: У матери самое доброе сердце, в котором никогда не гаснет любовь, самые ласковые руки, которые умеют все.

Вед.2:Так пусть для вас распускаются все цветы мира, и наполняют ваши души и сердца ярким светом, красотой, силой всего живого и нового, чтобы вы могли так же любить, творить и цвести!

Слайд №24

                                  Танец Кати Н.

Роднее на земле нет никого, чем мама,

Мама, которая нам жизнь дала.

И сколько б тёплых слов ей не сказали, это мало,

Мы все хотим, чтоб долго-долго мамочка жила!

Слайд №25

Вед.1:. Дорогие наши мамы! Оставайтесь всегда неповторимыми и желанными. Самыми красивыми, самыми добрыми.

Вед2:. Пусть в ваших глазах сияют скромность, мягкость, кротость, нежность – те качества, что придают вам столько прелести и очарования. И пусть всегда в жизни светит вам звезда счастья и любви.

Слайд №26

Дети  выстраиваются полукругом (в руках у каждого – цветок для мамы) Исполняется финальная песня

                           «Мама, одно есть слово на планете»                                                              

На свете слова нет

Роднее и дороже,

Встречаем с ним рассвет

И спать ложимся тоже.

Есть в этом слове жизнь,

Есть в этом слове песня,

Нам без него никак не прожить.

Пропев:

Мама! Одно есть слово на планете – МАМА!

Мама! Твоя любовь как солнце светит, мама.

Мама – дыханье радости и света, мама.

Мама, твоим теплом земля согрета, мама.

2.

Сегодня все цветы

Распустятся для мамы,

Сегодня все мечты

О добром, и о главном.

Тепло любимых глаз,

И свет твоей улыбки

Важней всего на свете для нас.

 Каждый ребёнок дарит своей маме цветок. Можно это сделать в проигрыше песни.



Предварительный просмотр:

Мой город вчера и сегодня.

Протасенкова Н.В.

МБОУ «Средняя школа №7 им. Героя Советского Союза Б.С.Левина»


Мой город вчера и сегодня.

Цель:

Формирование и развитие у обучающихся патриотизма, чувства принадлежности к обществу, к своему городу.

Задачи:

  1. Формировать чувство любви гордости за свою малую Родину.
  2. Формировать нравственные основы личности, повышать уровень духовной культуры.
  3. Совершенствовать навык свободного выступления перед аудиторией.

Ход мероприятия:

Слайд №2

Звучит музыка №1. Максим Г. читает стихотворение.

Есть на Смоленщине старинный городок

Зеленый городок тот  - Рославлем зовется

Он словно нашей русскости залог.

Его названье в сердце отзовется.

Россию славлю – в Рославле слилось,

И звон колоколов, весенние капели.

Немало пережить ему пришлось

Сломить его фашисты не сумели.

Сад Первомайский, Бурцева гора,

Остер – глубокий, синей лентой вьется,

Смоленщины прекрасная земля,

Российским словом – Рославлем зовется…

                                        (Г.Федорченко)

                               Слайды №3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

На фоне той же музыки №1 идут слайды с фото современного г.Рославля.

                                                Звучит музыка №2.

                                 Слайды № 11, 12, 13.

        В.1: Сегодня мы расскажем Вам о нашем любимом городе. Городе, который был основан князем Ростиславом Мстиславовичем (внуком Владимира Маномаха), в 1137году. И назывался наш город Ростиславль. В 15 веке Ростиславль переименовали в Рославль.

                                     Слайд №14.

В.2: За период с 1239 года по 1339 город неоднократно переходил из рук в руки. Им хотели обладать литовские правители, смоленские и брянские князья.

В.1: В середине XIV наш город был захвачен литовцами и стал относится к Великому Литовскому Княжеству, а в 1610 году вошёл в состав Польского Королевства.

В.2: В состав русских земель Рославль был возвращён в 1654 году царём Алексеем Михайловичем в результате успешного военного похода.

В.1: Город, который не раз за свою многовековую историю разрушался и вновь возрождался из пепла и руин, устремлялся к светлому будущему.

                                 Звучит музыка №3.

                                          Слайд № 15

В.2: У каждого города есть свой герб – отличительный знак. Посмотрите на герб Рославля. Давным-давно наш город славился изобилием мёда. Поэтому герб украшают два золотых улья на голубом фоне. Голубой цвет символизирует красоту, величие, мягкость, а золотой  - символ богатства, справедливости. В верхней части герба изображена царь – пушка.

Чтец:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

                                       Звучит музыка №4.

                                              Слайд №16

        В.1: Перенесемся в далекое, далекое прошлое… и окажемся с вами в доме русской старины. Судя по раскопкам, люди здесь жили в небольших домах, во дворах ставили хозяйственные постройки необычайно тесно.

                                               Слайд №17 

Изба была разделена на зоны – куты. Открываем дверь, пригибаясь, входим. Над нами низкий потолок, хотя это не потолок, а полати – настил, на котором раньше спали. Мы в палатном куте. Сюда мог войти любой человек без спроса, без стука в дверь. А дальше – ходу нет. Только хозяйка могла пригласить гостя войти дальше в дом.

                                 Звучит музыка №5

        Хозяйка: (Набрасывает на плечи русский платок)

- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу. Проходите в горенку, проходите от порога, не засечена дорога.

                                                Слайд №18

        В.2: Так мы попадаем в красный угол – самое почетное место в доме. Его держали всегда в чистоте и нарядно украшали. Тут же стоял и стол. Начало трапезы начиналось с того, что хозяин дома каждому гостю подавал кусок хлеба с солью. На стол сначала подавались пироги, затем блюда из мяса, птицы, рыбы (это называлось жаркое), а в конце обеда супы (ушное). После супов кушали различные сладкие заедки.

        В.1: Гостя провожали, говоря при этом «скатертью дорога». Желали, чтобы дорога была гладкая, как скатерть.          

                                                     

                                                      Слайд №19        

В.2: А еще в избе между печкой и стеной дома было место, которое называлось «бабий кут» или «печной кут». Там хозяйка стряпала, пекла хлеб, пряла, шила. Там же на крюке забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. Туда хозяйка никого не пускала. Нам пора…

                                             Слайд №20

Хозяйка: Невозможно представить себе избу без русской печи.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет

Деток спать уложит.

Печь называли душой дома.

                                            Слайды № 21, 22. 

В печном куте были жильцы – кто родом из леса, кто с поля, кто из земли. Без них в хозяйстве не обойтись.

Хватит молча гостевать – пора загадки отгадать. Постарайтесь отгадать предметы старинного быта. (Загадки про кочергу, ухват, чугунок, прялка, самовар, рушник)

                                            Слайд № 23.

  1. Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
  2. Кто в избе рогат? (Ухват)
  3. Стоит толстячок

Подбоченивши бочок,

Кипит и шипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

  1. На стене висит, болтается,

За него всяк хватается. (Полотенце)

  1. Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто к доске привязали. (Прялка)

  1. Чернец-молодец, в красно золото залез

До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок)

       Девочки исполняют народный танец «Я за то люблю Ивана»

                                                Звучит музыка №7

                                                 Слайд №24

В.1: Строительство в Рославле во второй половине XIII в. уже не ограничивалось лишь возведением деревянных построек. В конце XII — начале XIII в. в городе были выстроены две каменные церкви, выложенные из плоского обожженного кирпича.

                                         Слайд №25

В.1: Промышленность города в первой половине XIX столетия была представлена тремя кожевенными заводами, двумя заводами по производству сальных свечей и двумя заводами по производству мыла. Кроме того, работали пивоваренный и три кирпичных завода.  В 1861 г. появились два круподерных, три канатных, маслобойный и три новых кирпичных завода. Все эти предприятия были небольшие.

 В.2: В это же время в городе жили 115 ремесленников: сапожников, кузнецов, столяров, красильщиков и т. д. В деревне Свара, недалеко от Рославля, был стекольный завод. В селе Ворошилове работал завод по производству хрустальной посуды.

                                    Слайды № 26, 27.

        В.1: Из десятилетия в десятилетие наш город креп и развивался, росло благосостояние рославльчан. Работали заводы и фабрики, в деревнях выращивали большие урожаи овощей и фруктов. Дети ходили в детские сады, школы. Шла мирная жизнь.

                               Звучит музыка №8

                                           Слайд №28

В.2: Над страной занималось утро – летнее, душистое. Плыли облака из перламутра, отдыхая от дневного зноя. Город спал, за день устав от шума, от жары, от сотен тысяч ног. Спали люди, отложив на утро все свои заботы и дела. И никто не знал, что на рассвете началась война. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа утра по московскому времени.

                                   Слайд №29

Звучит мелодия №9 довоенного танго «В парке Чаир». Несколько пар нарядно одетых мальчиков и девочек танцуют этот танец, который неожиданно прерывают звук воздушной тревоги и разрывы падающих бомб. Танцующие замирают. Звучит мелодия «Священной войны». Одни танцующие присаживаются на колено, закрывают руками голову. Другие – смотрят в небо.

                      Звучит музыка №10. Слайд №30

        Чтец 1:

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война святее нету слова

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

                                          Слайд №31   

         В.1: Сказать, что войну не ждали в Рославле, нельзя. Все понимали, война будет, к ней готовились. В августе сорок первого фашисты захватили наш город. Суровые испытания выпали на долю рославльчан в годы Великой Отечественной войны. В Рославле начался голод. Выходить на улицу разрешалось только с 6 утра до 6 вечера. Кто появлялся позже – арестовывали.

                                           Слайд №32

На территории Рославля фашисты устроили большой лагерь военнопленных. Сюда направляли и мирных жителей. Люди в течение всего года находились под открытым небом. Кормили их плохо. Люди умирали от голода и холода. Раненым не оказывалась медицинская помощь.

                                               Слайд №33

        В.2: Дети и война…как страшно и несовместимо звучат эти слова. Дети и война… сколько страданий и ужаса испытали дети войны.

                                              Слайд №34

                  Звучит музыка №11. На её фоне читается стихотворение.

        Чтец 2:

Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным.

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он как нищий по селам

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – связной.

Он пережил осень и зиму,

Его расстреляли весной.

                                                       Слайд №35

                  В.1: Два года хозяйничали в Рославле гитлировцы. За этот период они замучили и расстреляли тысячи мирных жителей. Фашисты сжигали людей заживо, обливая их бензином, отравляли в специально оборудованных автомашинах – «душегубках», морили голодом, затравливали собаками, расстреливали, зарывали живыми в ямы.

                                                       Слайд №36

 Детей умерщвляли, переламывая им позвоночники. Дети и война…

                                                       Слайд №37 (видео)

                            Звучит песня №12 «Дети войны»

В.2: 25 сентября 1943 года Рославль был освобожден. В этот день в сквере им. Ленина, в районе нынешнего «Кольца», прошел праздничный митинг, на котором выступали защитники города. Люди ликовали, обнимались и плакали от счастья.

                                         Звучит музыка №13

В.1: Но еще целых 2 года хозяйничали фашисты на территории нашей Родины. Продолжалась кровопролитная война. Наши войска освобождали свои города и села. И вот наступил долгожданный День Победы!

9 мая – светлый и радостный праздник, именно в этот день закончилась война с немецкими фашистами.

                          Слайды № 38, 39, 40, 41, 42.        

Чтец 3:

Победа! Как она досталась?

Каким путем вы к ней пришли?

И раны были, и усталость,

И шрамы на груди земли.

Броня во вмятинах глубоких ,

И дали пройденных дорог,

И ордена на гимнастерках,

Где пот нещадно ткань прожег.

Могилы братские, в которых

Друзья погибшие лежат.

                                                Слайд №43

        В.2: В честь освобождения города от немецких захватчиков на «Кольце» был установлен на высоком постаменте танк – Т-34.

                                                Слайд №44

Здесь же находиться «Аллея Славы» с фотографиями наших земляков солдат и командиров, отличившихся на войне.

                                                Слайд №45             

В.1: В центре города находится Сквер  памяти  Погибшим Воинам. Вечный огонь здесь зажгли те, кто дожил до светлого праздника победы, в честь тех, кто боролся за счастье народа, за свободу и независимость любимой Родины, нашего родного Рославля. Языки пламени Огня Вечной Славы не боятся ни дождя, ни снега.

                                       Слайд №46

        В.2: А на месте массовых расстрелов – Вознесенском кладбище – открыт мемориальный комплекс «Погибшим в Великой Отечественной Войне», который представлен в виде прерывающейся ленты. Как во время войны прерывалась жизнь людей. Их судьба. В нашем городе никто не забыт и ничто не забыто. Мы никогда не забудем героев: сколько бы лет не прошло, мы всегда будем бережно хранить память о своих дедах и отцах и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни! Давайте вспомним всех павших героев и склоним свои головы перед их подвигом, объявляется минута молчания.

                                   №14. Минута молчания. Слайд № 47

        Чтец 5: Слайд №48

И где б я ни был –

В Праге или в дели,

И что б ни делал, словно боль свою,

Я буду помнить милый с колыбели

Мой старый Рославль – родину мою.

         Чтец 6: Слайд №49

Пусть встретит он свое тысячелетье,

Пускай сто раз цветут его сады,

Пусть внуки наши завещают детям

Не испытать, не знать его беды.

          Чтец 7: Слайд №50

И пусть три речки вешнею порою

Услышат крик далеких журавлей…

Да будет мир над Бурцевой горою

И над великой Родиной моей!

        В.1: Жители города стойко перенесли все испытания  и со слезами на глазах встретили Победу. В послевоенное время Рославль быстро восстанавливался. Большинство крупных зданий после реконструкции приобрело тот вид, который они имели до войны. Развивалось и строительство, выросли новые микрорайоны, процветала промышленность.

                                             Фотографии и видеофрагменты:

                             Слайды №51, 52, 53, 54, 55.

1.Благосостояние города обеспечивали такие заводы как Рославльский автоагрегатный завод, Вагоно-ремонтный завод, Стекольный завод, Алмазный завод, трикотажная фабрика.

                                   Слайд №56

        2. Современный Рославль – город многоликий. Настоящее здесь соседствует с прошлым. Рославль считается одним из самых зеленых городов Смоленщины. А в самом центре города буйно цветет парк имени 1го Мая. Сегодня это одно из любимых мест отдыха рославльчан.

                                            Слайд №57

3. В прошлом году исполнилось 140 лет со дня открытия в Рославле мужской прогимназии. Огромное кирпичное здание поражает своим внушительным видом. Раньше у дверей стояли швейцары. Они показывали, где снять калоши, повесить фуражку. Позже это здание было педагогическим техникумом. За годы войны здание очень сильно пострадало. Но оно было отремонтировано и с тех пор это «Рославльский сельскохозяйственный колледж».

                                   Слайды №58, 59. 

4. Средняя школа №1 – старейшая школа города Рославля. Более ста лет назад в большом двухэтажном здании, построенном купцом Мухиным в центре Рославля, открылась женская прогимназия. В этом же здании располагались два важнейших учреждения, во многом определявшим жизнь Рославльского уезда, городская Дума и отделение Русско – Азиатского банка.

5. А такой была наша школа. Школа №7.

                          Видеосюжет про 7 школу. Слайд №60 (видео)

        

Чтец 8:   Город Рославль мой любимый,

В нем родился и живу.

Сильный духом и красивый,

Я с тобою встречи жду!

Зелень парка, нити улиц –

 Всё  в тебе я берегу!

 И от солнца летом щурясь

 К речке Острик я бегу.

 Блещут в небе надо мною

 Купола церквей.

 Ты, хранимый Божьей волей,

Стал ещё светлей!

По мощёным тротуарам

С радостью иду.

Улыбаясь зданьям старым,

 К будущему дню.

 Процветай, любимый город!

 Мир тебе и благодать!

 Знанья, силы и уменья

 Я готов тебе отдать!

                   №14. Исполняется песня «Рославль» Слайд №61 (видео)

                                               Слайд №62.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Россия – Родина моя!»

На фоне мелодии дети рассказывают. Презентация и видеоклипы: Данила Ж.

ПАРА 1. Женя Г. Оля Д.

- Давным-давно, в далекие времена жили - были добры молодцы – могучие богатыри

русские и девицы – красавицы.

-У них были добрые матушки и мудрые батюшки.

-Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а так же Родину свою защищать.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом.

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

ПАРА 2  Никита Г. и Катя Н.

-Наша Родина – Россия – большая, великая страна.

-Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные –  это наша страна, наша Родина.

-Официальное название – Российская Федерация

- Столица - Москва

- Площадь 17 млн. кв. км.

 - Россия – самое крупное государство на земном шаре.

 - В состав Российской Федерации входят 89 субъектов Федерации. Наш президент Владимир Владимирович Путин.

-А чем отличается одно государство от другого?

-Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.

Вадим Х. читает стихотворение  «О русском языке» (М. Крюков)

Много языков на свете разных –

Выучить их все не смог бы я;

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть "изюминка" своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный русский,

Для меня родной лишь он один!

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл!

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова,

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива!

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Девочки исполняют песню «Матушка Русь»

ПАРА 3 Никита Н. и Лера К.

– Основные символы государства - герб, гимн, флаг.

Государственный флаг России – это полотнище прямоугольной формы из трех полос: - верхний – белый цвет – мир, чистота, совершенство.

- средний – синий цвет – вера, верность, постоянство,

-нижний – красный цвет - энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

-Государственный герб России – красный четырехугольный щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копье, которым он поражает дракона.

-Герб – это эмблема государства; он изображен на печатях, паспортах, денежных знаках.

- Еще одним символом Российской Федерации является Государственный гимн. Стихи гимна написал Сергей Михалков на музыку Александра Александрова.

                                                            ( Звучит гимн России)

ПАРА 4  Кирилл Д. и Даша М.

-Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов.

-Человек любит свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”.

-Любит свою малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье звезд и капли утренней росы.

-Наша малая Родина – город Рославль.

Стихи про Рославль. Читает Саша М.

Наш город, как и все города и села нашей Родины, как и весь русский народ, очень гостеприимный. Гостей у нас, на Руси, с давних времен и по сей день встречают хлебом – солью. А на большие праздники всегда звучал колокольный звон.

                     Звучит "Колокольный звон" , Ярослава Р. выносит каравай хлеба на рушнике.

 Хлеб в России пекли с куполами,

 Чтобы хватало, как неба, на всех.

 За широкими в доме столами

 Крошку бросить считали за грех.

 Наш хлеб и соль – это русский обычай,

 Из далекой пришел старины.

 Угощение гостям, радость встречи,

 Словно символ людской доброты.

                                  Хлеб на рушнике ставят на красивый стол.

ПАРА 5. Ярослава Р. И Вадим Х.

- Символом России издавна считают березу. Россия и береза – эти понятия неразделимы.

- Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий и сравнений: молодые березки как стройные девушки с русыми косами.

А березы…Кто они по сути?

Право, утверждать я не берусь,

Но они и впрямь живут, как люди.

Вижу я печаль их боль и грусть.

Право, для меня они , как люди,

По судьбе и совести родня.

И России у меня не будет,

Если их отнимут у меня…

ПАРА 6 Ксюша М. и Диана Х.

-А сколько пословиц сложено о России, Родине!

-Всякому мила родная сторона.

-Родина – мать, чужая сторона – мачеха.

-Человек без Родины, что соловей без песни.

-За морем теплее, а у нас светлее.

-На чужой стороне Родина милей вдвойне.

-Где кто родился, там и пригодился.

-Русский народ всегда отличался умением веселиться,

- Петь и танцевать.

 Русский народный ФЛЭШМОБ. Танцуют: Ярослава Р., Оля Д., Диана Х., Саша М., Даша М.

Ученик: (Илья М.)    Моя Россия! Мать Россия!

                   Всё испытать с тобой готов.

                   Ты на земле своей красивой

                   Мне подарила жизнь и кров.

                   От звёзд далёких в поднебесье

                   До глубины хрустальных вод –

                   Ты и слеза моя, и песня,

                   Души и мыслей мой полёт.

Наталья Владимировна

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,

Тот отдал ей сердце и душу свою.

Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,

О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые,

Про желтые нивы и радость весны.

Любите Россию, любите Россию!

И будьте России навеки верны!

                                 Заключительная песня «Моя Россия». Исполняет Протасенкова Н.В.



Предварительный просмотр:

Итоговое занятие-путешествие «Остров приключений»

Цель: Подведение итогов работы по программе «Я говорю красиво»

Задачи:

  • Развивать слуховую память, внимание, логическое мышление, речевое дыхание;
  • Уточнить знания обобщающих понятий;
  • Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в определении и устранении аграмматизмов в предложении;
  • Развивать связную речь;
  • Создать положительную атмосферу для совместных испытаний;
  • Развивать коммуникативность.

Оборудование: карта путешествия, карточки с цепочками слов, со слогами, цветные карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки.

Ход занятия:

Логопед:  Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что это такое? Да, это карта острова.

Сколько неразгаданных мест здесь изображено! Сможем ли мы их разгадать? Для этого мы отправимся в путешествие, где нас ждут интересные открытия и забавные приключения. Кто сможет выдержать все испытания, тот получит то, что дороже всякого клада. А что это такое, вы поймёте в конце занятия.

Ребята, любые трудности можно преодолеть только с хорошим настроением. На острове Эмоций давайте поиграем в игру!

Игра «Эмоциональные грибочки?»

Логопед показывает детям карточки «Эмоциональные грибочки» с изображением какой-либо эмоции. Дети угадывают ту или иную эмоцию, изображают её (последняя эмоция – смех)

 Поиграли мы с вами, настроились на положительные эмоции, а ведь именно они помогают человеку в самых сложных ситуациях.

Логопед. Итак, приведём дыхание в порядок перед путешествием.

Дыхательная гимнастика.

Вдох носом – выдох носом.

Вдох ртом – выдох ртом.

Вдох носом – выдох ртом.

Вдох ртом – выдох носом.

Вдох правой ноздрёй – выдох ртом.

Вдох левой ноздрёй – выдох ртом.

Вдохнуть носом – задержать дыхание – медленно выдохнуть через рот.

Дыхание в норме, настроение замечательное, отправляемся в путь.

Логопед: Чтобы забраться на корабль, нужно пройти по мостику слов. Да вот беда – все буквы слились, выстроились в цепочку. Кто слова соберёт, тот на мостик попадёт.

СТУЛКОШКАРЯБИНАКАРТИНА

БАРАНКЛОУНМАШИНАМУРАВЕЙМАЛЫШ

КРОВАТЬБАРСУКОГОРОДПОДУШКИТУЧКА

КУСТКОЛОДЕЦСОЛОВЕЙМАГНИТКАРУСЕЛЬ

БАНКАКАРАПУЗШКАФАРБУЗ

Молодцы! Вот мы и на корабле. Но на каждом корабле есть капитан, а как выбрать капитана? Капитан должен обладать очень многими качествами, и одно из них – хорошая память. Я предлагаю вам набор из десяти слов, кто запомнит больше всех, тот и будет капитаном. Слушайте внимательно:

ОСТРОВ ШТОРМ КАРТА КОРАБЛЬ КОМПАС КОК ШТУРВАЛ ОКЕАН ПАЛУБА ФЛАГ

Логопед: Теперь, когда у нас есть капитан, мы можем отправляться в путешествие. Посмотрите, что за слоги здесь разложены? Чем быстрей мы слова из слогов соберём, тем скорей корабль заведём.

Итак, начали:

ЗАК – РЮК, ТО – ЗО – ЛО, ТОШ – КАР – КА, БА – ТРУ, ЛО – СА,

НА – ЛУ, РЕ – МО, ГОН – ВА, КЕТ – БУ, МАР- КО, ЧА – ЗА – ДА, ЛА – КО – ОБ, ВА – КРО – ТИ, КА – КОВ – МОР.

Ребята, какие вы молодцы!

Логопед: А теперь вам необходимо научиться делать правильный выбор. Это умение пригодится вам на острове для того, чтобы правильно выбрать путь следования. Ваша задача – исключить лишнее слово.

  1. ЯБЛОКО, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ПЕРЕЦ.
  2. БОТИНКИ, САПОГИ, ШНУРКИ, ВАЛЕНКИ.
  3. РУЧКА, БУМАГА, КАРАНДАШ, ФЛОМАСТЕР.
  4. КОРОВА, КОЗА, ЛОСЬ, ЛОШАДЬ.
  5. ТЕРМОМЕТР, ВРАЧЬ, УЧИТЕЛЬ, МЕДСЕСТРА.
  6. ОГУРЕЦ, ПОМИДОР, ЛУК, АПЕЛЬСИН.
  7. ЦЫПЛЁНОК, КОТ, УТЁНОК, ЖЕРЕБЁНОК.
  8. ШКАФ, СТУЛ, ЧАШКА, КРОВАТЬ, СТОЛ.

Логопед Вы хорошо справились с заданием. А теперь возьмите карандаш и бумагу, слушайте внимательно слова и записывайте те звуки в слове, которые я вас попрошу выделить. Посмотрим, что из этого выйдет.

Выделить 2-й звук слова:

БУФЕТ, ВДРУГ, РАДОСТЬ, УЧЕНИЕ, ЗАДАЧА – УДАЧА.

3-й звук слова:

СПУТАЛ, МОСТИК, СОПКА, СЛЕД, МОХНАТЫЙ – УСПЕХ.

2-й звук слова:

УДОЧКА, ЗОЛОТО, ОБНОВА, АРКА, НОРКА – ДОБРО.

3-й звук слова:

РАД, ХОРОМ, КРУГОМ, ЛУЖА, ДУБОК, КРАСНЫЙ – ДРУЖБА.

Добро, дружба, удача, успех делают вас настоящими волшебниками.

Логопед: Но у нас препятствие – слова на карте зашифрованы. Для того, чтобы узнать, где клад, необходимо поставить буквы в таком порядке, чтобы получилось слово.

НЬКАМЕ ДЛАК ЦЕДНИЙЦЫ

УЧРЕЙ ИНЕПУСТ ШЛААШ

РОКПИГОР ЛНЕЦОС МАЯ

(камень, клад, индейцы, ручей, ступени, шалаш, пригорок, солнце, яма)

Молодцы! Вы настоящие следопыты!

Логопед: Теперь посмотрите на эти предложения. Кто их сможет расколдовать?

КОРАБЛЬ КРУШЕНИЕ ШТОРМ В ТЕРПИТ

(корабль в шторм терпит крушение)

КАПИТАН ЛОДКА НА КОМАНДА СПАСЕНИЕ

(капитан на лодке спасает команду)

СУНДУК ТЯЖЁЛЫЙ ОСТРОВ НА ВЫКОПАЛ КАПИТАН

(на острове капитан выкопал тяжёлый сундук)

СУНДУКЕ СОКРОВИЩА В СТАРИННЫЕ НАХОДЯТСЯ ЗНАНИЯ

(в сундуке находятся старинные сокровища – знания)

ЗНАНИЯ ПРИНЕСУТ БОЛЬШЕ ЧЕМ ДРАГОЦЕННОСТИ ПОЛЬЗЫ

(знания принесут больше пользы, чем драгоценности)

Вы, ребята просто молодцы, вам теперь любая шифровка нипочём!

Логопед: Но на острове вам придётся нелегко, а с трудностями помогают справиться дружба и умение работать командой. Перед вами цветные карандаши и лист бумаги – положите его на середину. Первый участник рисует на листе бумаги круг, второй участник превращает круг в солнце. Третий участник рисует квадрат, четвёртый превращает его в дом. Следующий рисует прямоугольник, а другой превращает его в дерево.

Посмотрите, какой у вас получился красивый рисунок! А красив он потому, что вы его делали вместе, сообща!

Логопед: Ребята, вы хорошо потрудились, и каждый нашёл свой клад. Что же за клад вы нашли? Правильно, это знания! Именно они помогут вам быть ещё более умными, сообразительными и смекалистыми. А ещё, вам помогла ваша дружба и взаимопомощь. Вы доказали сегодня, что умеете работать в команде. А значит, вам не страшно оказаться на острове приключений.



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Аттестация 2017\IMG_20170528_155809.jpg 

Организационное сопровождение осуществляет классный руководитель.  Осуществляется комплекс мероприятий, направленных на решение следующих задач:

  • повышение правовой культуры;
  •  формирование активной гражданской позиции;
  •  формирование правового сознания учащихся;
  •  нравственно-правовых убеждений, ценностных ориентаций.

        Этапы организации социализации обучающихся:

Организационный этап включает:

• создание среды в классе, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения;

• формирование уклада и традиций класса, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителя и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства;

• создание условий для организованной деятельности социальных групп класса;

• создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, стиля социального взаимодействия одноклассников;

• поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности.

Организационно-педагогический этап включает:

• обеспечение целенаправленности процесса социализации обучающихся;

• обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;

• создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;

• создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;

 • использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося;

• использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции;

• стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.).

Этап социализации обучающихся включает:

• формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся;

• усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;

• формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением;

• достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;

• умение решать социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося;

• поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби);

• регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений.

• развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств;

• владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

ПЛАН СОЦИАЛИЗАЦИИ

Направление

Дата

Форма

Мероприятия

1 четверть

1

«Истоки»

Духовно-нравственное направление

Урок-рассуждение

«Здравствуй, человек»

2

«Отечество»

Патриотическое направление

Сентябрь, октябрь

Урок памяти

Урок памяти

Урок-презентация

«Дети Беслана»

«Жертвы политических репрессий»

«День освобождения Смоленщины»

3

«Семья»

Октябрь, ноябрь

Рефлексивно-познавательный урок

Музыкально-литературная композиция

«Семья – крепость человека»

«Самый дорогой человек»

4

«Право»

Гражданско-правовое направление

Ноябрь

Беседа

«Международный день толерантности»

5

Аналитико-прогностическая деятельность

Октябрь

Рефлексивно-деловая игра

«Дружный класс – залог хорошего микроклимата в коллективе»

6

«Здоровье»

Сентябрь

Ноябрь

Диспут

Видеофильм

«Курение и алкоголь не для нас»

«Защита от всех форм насилия»

2 четверть

1

«Истоки»

Духовно-нравственное направление

Декабрь

Волонтёрское движение

«Кто они, бабушки-соседки?»

2

«Отечество»

Патриотическое направление

Ноябрь

Декабрь

Открытое мероприятие

Урок-презентация

«Россия – Родина моя»

«День неизвестного солдата»

3

«Семья»

Декабрь

Беседа-рассуждение

«Моя роль в жизни семьи»

4

«Право»

Гражданско-правовое направление

Ноябрь

Декабрь

Урок-презентация

«День прав человека»

«День Конституции РФ»

5

Аналитико-прогностическая деятельность

Декабрь

Анкетирование

«Моё место в жизни семьи»

6

«Здоровье»

Ноябрь

Декабрь

Диспут

Беседа-презентация

«Какой вред от плохой осанки?»

«Что такое ВИЧ, СПИД?»

3 четверть

1

«Истоки»

Духовно-нравственное направление

Январь

Урок-презентация

«Истоки народных традиций»

«Художественная галерея. Великие имена»

2

«Отечество»

Патриотическое направление

Март

Урок-презентация

«Юные герои России»

3

«Семья»

4

«Право»

Гражданско-правовое направление

Февраль

Беседа

«Права и обязанности человека. Уголовная ответственность»

5

Аналитико-прогностическая деятельность

Март

Беседа-диспут

«Лень – помощник или враг?

6

«Здоровье»

Январь

Урок-презентация

«Закаляем организм»

4 четверть

1

«Истоки»

Духовно-нравственное направление

Апрель

Волонтёрское движение

«Твори добро, не видя в том заслугу»

2

«Отечество»

Патриотическое направление

Май

Урок-презентация»

Урок памяти

«Символы президентской власти»

«Эхо войны»

3

«Семья»

Апрель

Беседа-рассуждение

«Родительский дом - доброты причал»

4

«Право»

Гражданско-правовое направление

Май

Диспут

«Оскорбление в интернете»

5

Аналитико-прогностическая деятельность

Апрель

Тренинг

«Учимся разрешать конфликты»

6

«Здоровье»

Май

Игра-диспут

«Формула здоровья. О чём должен знать каждый?»

Мониторинг

Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся

(Н.Г. Анетько)

Цель: проанализировать и оценить уровень воспитанности учащихся с позиции их отношения к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре.

Процедура анализа и оценки уровня воспитанности связана с комплексным взаимодействием в этом процессе самих учащихся, их родителей и педагога. Диагностические материалы составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и включает в себя «Карту самооценки уровня воспитанности учащихся», «Диагностическую карту оценки уровня воспитанности учащихся», «Карту образовательных достижений».

Ход проведения методики.

Заполняя «Карту самооценки уровня воспитанности» (приложение 1а, 1б, 1в) учащиеся 3–11-го класса оценивают себя самостоятельно. Учащиеся 1–2-х классов делают это совместно с родителями.

«Диагностическую карту оценки уровня воспитанности» (приложение 2а, 2б, 2в, 2г) первыми заполняют родители. Затем классный руководитель выставляет свои баллы и обрабатывает результаты учащихся и родителей, используя ключ:

􀀹 да – 3 балла;

􀀹 не всегда (частично) – 2 балла;

􀀹 нет – 1 балл.

Кроме уровня воспитанности учащегося в целом и по каждому из критериев (графы «Средний балл» и «Уровень воспитанности») сравнение результата самооценки со средним баллом позволяет судить об объективности самооценки учащегося, а сравнение результата оценки родителей с результатом самооценки учащегося – о показателе детско-родительских взаимоотношений.

Карта самооценки уровня воспитанности учащегося 5–8-х классов.

Качества личности

Да

Не всегда

Нет

Я и Я

Я имею представление, как бы мне хотелось жить, и каким человеком мне хотелось бы стать в будущем, когда я вырасту и стану взрослым (ой).

Я ответственно отношусь к учебе, постоянно стремлюсь к приобретению новых знаний.

Я знаю свои достоинства и недостатки, постоянно работаю над собой, стремлюсь быть лучше.

Я уважаю чужое мнение, считаюсь с ним, терпимо отношусь к недостаткам других людей, умею прощать обиды и чужие ошибки.

У меня есть полезные увлечения, я умею рационально использовать свободное время, проводить его с пользой.

Я и ОБЩЕСТВО

Я знаю историю своего народа, интересуюсь событиями, происходящими в стране, читаю газеты, смотрю телепередачи, участвую в подготовке и проведении информационных часов.

Я принимаю участие в государственных праздниках, митингах, благотворительных акциях, тимуровской работе, оказании шефской помощи, общественно полезном труде.

Я регулярно и добросовестно выполняю свои обязанности, выполняю Устав школы, правила школьной жизни, соблюдаю дисциплину.

Я знаю свои права, умею ими пользоваться, знаю, что необходимо делать и к кому обратиться за помощью, если они нарушаются.

Я принимаю участие в общественной жизни класса и школы, готов (а) пренебречь своими личными интересами ради интересов коллектива, других людей, общества.

Я и СЕМЬЯ

Я знаю свою родословную, историю и традиций своей семьи.

Я с уважением отношусь к старшим членам семьи, забочусь о младших, имею домашние обязанности и поручения, регулярно и добросовестно их выполняю.

Я принимаю активное участие в семейных делах и традициях, в планировании семейного досуга, в совместном труде и отдыхе.

У меня доверительные отношения с родителями, я обсуждаю с ними свои успехи, проблемы, прислушиваюсь к их советам, рекомендациям, замечаниям, интересуюсь их делами.

Я знаю, каким (ой) нужно быть мужем(женой), отцом(матерью), чтобы в будущем, когда я вырасту и стану взрослым(ой), у меня была хорошая, крепкая семья.

Я и ЗДОРОВЬЕ

Я регулярно соблюдаю правила личной гигиены, слежу за состоянием своего организма, своим внешним видом.

Я соблюдаю режим дня, правильно и регулярно питаюсь, умею планировать свои дела, грамотно распределять время учебы и отдыха.

Я регулярно делаю зарядку, посещаю уроки физкультуры, принимаю участие в спортивных праздниках, конкурсах, провожу много времени на свежем воздухе.

У меня отсутствуют вредные привычки (переедание, курение, употребление спиртных напитков, компьютерная зависимость, длительный просмотр телепередач и др.)

Я отказываюсь от неразумных желаний, действий и поступков, если знаю, что они могут нанести вред моему здоровью.

Я и КУЛЬТУРА

Я интересуюсь историческим прошлым, национальной культурой своей страны.

Я слежу за событиями современной культурной жизни своей страны, своего города, принимаю в них активное участие, в свободное время посещаю музеи, выставочные залы, концерты и др., читаю художественную литературу, смотрю телепередачи о культуре и искусстве.

Я вежлив(а), тактичен(а), всегда соблюдаю культуру поведения и речи, умею управлять своими эмоциями и настроением, знаю и соблюдаю правила этикета.

В свободное время я занимаюсь творчеством (музыка, стихи, живопись, декоративно-прикладное искусство, рукоделие, хореография и др.), посещаю кружки, клубы, студии.

Я бережно отношусь к природе (растениям, животным), экономлю энергоресурсы (электроэнергию, воду, тепло) и побуждаю к этому других людей.

Методика «Самоанализ личности»

(О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой)

Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:

  • активность нравственной позиции;
  • коллективизм;
  • гражданственность в труде;
  • трудолюбие;
  • волевые качества.

 Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.

Текст методики.

  1. Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
  2. Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
  3. Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
  4. Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
  5. Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
  6. Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
  7. В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
  8. Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
  9. Часто изобретаю свой подход к делу.
  10. Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
  11. Я – целеустремленный человек.
  12. Умею длительно работать с полной отдачей сил.
  13. Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
  14. Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
  15. Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
  16. Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
  17. Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
  18. Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,

водоемам и т.д.

  1.  Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
  2.  Люблю самостоятельную, трудную работу.
  3.  Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
  4. Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
  5. Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
  6. Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.

Ключ.

1.   Активность нравственной позиции –  №№ 1, 2, 13, 14.

1а – уважение к людям, совестливость – 1, 13.

16 – стремление к нравственному самовоспитанию – 2, 14.

2. Коллективизм –  №№ 3, 4, 15, 16.

2а –  ответственность перед коллективом – 3, 15.

26 – чуткость и взаимопомощь – 4, 16.        

3. Гражданственность в труде – №№ 5, 6, 17, 18.

За – осознание значимости своего труда для общества – 5, 17.

3б – бережное отношение к результатам труда, к природе – 6, 18.

4. Трудолюбие – № 7, 8, 19, 20.

4а – добросовестность – 7, 19.

46 – самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.

5.Творческая активность – № 9, 10, 21, 22.

5а – стремление к улучшению процесса работы – 9, 21.

5б – стремление к новому, инициатива – 10, 22.

6. Волевые качества – №№ 11, 12, 23, 24.

6а – целеустремлённость – 11, 23.

6б – настойчивость и самообладание – 12,24.

      Интервалы уровней проявления качества у школьников:

Низкий – 1,00-3,65.

Средний – 3,66-4,32.

Высокий – 4,33-5,00.

По вопросам каждого фактора и подфактора подсчитывается средняя арифметическая оценка. Сумма средних арифметических делится при подсчете данных класса на число членов класса. Все итоговые результаты рассматриваются в интервале баллов 1 до 5.

Учителю и родителям рекомендуется также провести анализ личности каждого ученика по этим же вопросам. По результатам исследований учителя дают самые строгие (низкие) оценки качеств личности учащихся, родители – несколько более высокие, а дети – самые высокие самооценки. Уровень самооценки учащихся постепенно снижается от 6 к 10 классу, сближаясь с оценками учителей.

Степень расхождения между оценками учителя и самооценками детей указывает на характер их взаимоотношений, влияет на психологический климат в классе. При большом расхождении (более 1 балла) отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества.

Методика «Самоанализ личности» не только позволяет раскрыть сильные и слабые стороны личности учащихся, но и активизировать углубленный самоанализ качеств (при углубленном варианте предъявления). Такое самопознание является начальным этапом самовоспитания нравственных и трудовых сторон личности.

Повторное предъявление методики через год показывает динамику изменений в проявлениях ценных качеств личности.

Инструкция:

Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него –  свой ответ.

Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:

неверно

скорее неверно

когда как

в целом верно

верно

1

2

3

4

5

                                              

Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом нужно отвечать на все вопросы.

Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов». Данные по классу представляются в виде таблицы,  данные по школе в целом –  в виде аналогичной таблицы.

Бланк ответов

Тест

Варианты ответов

Неверно 1

Скорее неверно 2

Когда как 3

В целом верно 4

Верно 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24


Самоанализ личности

Показатель

Активность нравственной позиции

Коллективизм

Гражданственность

в труде

Трудолюбие

Творческая активность

Волевые

качества

Итоговый

Уровни

Класс

Уважение к людям

Стремление к нравственному самовоспитанию

Общий балл

Ответственность перед коллективом

Чуткость и взаимопомощь

Сумма баллов

Осознание значимости  своего труда для общества

Бережное отношение  к

результатам труда, к природе

Сумма баллов

Добросовестность

Самостоятельность в преодолении трудностей

Сумма баллов

Стремление к улучшению процесса работы

Стремление к новому, инициатива

Сумма баллов

Целеустремлённость

Настойчивость

Сумма баллов

Высокий

Средний

Низкий