Инновационная и экспериментальная деятельность

Король Светлана Владимировна

Методы переинтонирования при организации слушания музыки

Проектная деятельность  на уроках музыки, МХК

Проектная деятельность на уроках истории 

Основные направления инновационной и экспериментальной деятельности

 Индивидуальный проект по истории " Сталин -вождь народов или тиран?"

Индивидуальный проект по музыке " Поп-панк: философия бунта"

Индивидуальный проект  по музыке " Влияние музыки на человека"

 Проект " Мой музыкальный инструмент"

Проект " Пушкин в музыке"

 Проект " Кружева жизни"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

Музыка – это великое таинство. Чтобы исполнить музыку, нужен музыкальный инструмент. В современном мире существует много различных музыкальных инструментов: скрипка, баян, аккордеон, гитара, барабан, фортепиано и т.д. Огромный  выбор музыкальных инструментов  мы можем найти и  в магазине, но  приобрести их  удается далеко не каждому,  а особенно школьному учителю музыки.

 На уроке музыки, при изучении темы «Оркестр русских народных инструментов», мы вместе с учителем импровизировали на инструментах, изображая настоящий оркестр.  Но,  к  сожалению, не у  каждого учащегося  оказался инструмент в руках, было очень обидно.  И мы нашли выход. Решили  самостоятельно изготовить инструменты. Для конструирования нужно не так уж и много – желание и чуть-чуть выдумки!

Объектом исследования стали музыкальные инструменты.

      Предметом исследования  -  условия появления некоторых инструментов.

      Цель работы: узнать о появлении и разнообразии  музыкальных инструментов, изготовить элементарные музыкальные инструменты для кабинета музыки школы.

     Задачи:

  1. Узнать, как появились первые музыкальные инструменты;
  2. Узнать историю появления  инструментов, которые являются прототипами конструируемых  инструментов;
  3. Изготовить элементарные музыкальные инструменты для кабинета музыки.

 Методы исследования:

  1. Чтение литературы;
  2. Беседы с учителем музыки  школы;
  3. Поиск информации в Интернете;
  4. Практические занятия по конструированию инструментов

Из истории возникновения музыкальных инструментов.

  Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать.

На самом деле может показаться странным, что инструмент обладает такими возможностями, поскольку это не более чем прибор, заставляющий определённым способом вибрировать воздух. Однако этот способ и издаёт музыку, перед чарами которой не может устоять никто. Вместе с тем музыка - это самое мимолётное из всех видов искусства. Как только её перестают играть, она перестаёт существовать. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всём мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времён входят в состав каждой культуры.

 Мы  узнали, что раньше всех появились ударные инструменты – конечно, самые простые. Затем – духовые: дудки, свистки, а потом флейты из тростника и кости. Позднее люди научились делать флейты, потом появились струнные инструменты, а позже всего – смычковые.

К группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе или в большом дупле, издает низкие, басовые звуки, а из узеньких стволов камыша раздаются звуки высокие, свистящие. Так постепенно появились разновидности духовых инструментов.

 Струнные музыкальные инструменты можно сравнить с охотничьим луком.

 Можно было сделать несколько луков разной величины и исполнять на них мелодию из трёх-четырёх звуков. Но тогда удобнее струны натянуть на деревянной раме. Так возникает музыкальный инструмент.

         История развития и бытования русских народных музыкальных инструментов - одна из наименее исследованных областей отечественной музыкальной науки.

Первые специальные описания русских народных инструментов, появившиеся в последней трети XVIII века, принадлежат иностранцам, жившим и работавшим в России.

        Уже тот факт, что столь разные по тематике исследования единодушно уделяют внимание народной музыкально-инструментальной практике, говорит о безусловном оживлении интереса к ней со стороны передовых научных деятелей «века русского Просвещения». Трудно переоценить значение этих первых специальных сведений, дающих представление о составе русского инструментария середины XVIII века, устройстве и некоторых названиях, характере звучания, порой и условиях бытования отечественных народных инструментов, приемов игры на них.

Шумовые: маракасы, румбы

 Маракас древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас» (мужской род, единственное число) или «маракасы» (мужской род, множественное число). Это связано с механическим перенесением в русскую речь испанского названия инструмента во множественном числе (исп. maracas), дополняемого сверх того окончанием множественного числа, свойственного русскому языку. Более правильной формой названия является «марака» (женский род, единственное число; множественное число — «мараки»).

Маракас распространенный в Южной Америке шумовой инструмент. Настоящий маракас – это  пустая тыква, внутрь которой насыпают горох.

 Мы сделаем маракас из  небольшой пластиковой бутылки из-под молока и  питьевого йогурта,   футляра от киндер-сюрприза, баночек из-под по кофе.

Нам  понадобятся:

  • небольшие пластиковые бутылки из-под молока и  питьевого йогурта,   футляра от киндер-сюрприза, баночек из-под по кофе.
  • Крупа(гречневая, перловая , фасоль, горох) и другие  предметы: монетки, скрепки, кнопки
  • футляры от ненужных старых ручек, карандаши, болты.

Изготовление:

  1. Насыпаем  в футляр или в пластиковую бутылку гречневую крупу или рис,  фасоль (от крупы зависит степень громкости инструмента), закрываем  крышку.
  2. В бутылку побольше можно положить горох, , бусенки, монетки и т.д. Поэкспериментировав и насыпав разнообразные «звучащие» мелкие предметы(кнопки, скрепки), пришли к выводу , что  звук будет более звонким. Звук будет зависеть и от размера футляра или баночки.
  3.  Приделываем ручки – футляры от ненужных старых ручек, карандаши, болты.
  4. Далее придаем инструменту эстетический вид: раскрашиваем, наклеиваем  аппликации или обвязывает  яркими , цветными, шерстяными нитками.

Ударные: барабаны, киндер-ложки, трещотки, металлофон

Барабан (вероятно, слово тюркского происхождения) — семейство ударных музыкальных инструментов. Распространён у большинства народов, используется в составе многих музыкальных ансамблей.

Типичным представителем является мембранный барабан, состоящий из полуса-резонатора определённой формы или рамы, на которую натянута кожаная или пластиковая мембрана. Её натяжением регулируется относительная высота звука. Корпус барабана производится из дерева, металла(сталилатуни), акрилового пластика или даже глины.

Звук извлекают ударом по мембране деревянной колотушкой с мягким наконечником, палочкой, щётками, руками, а иногда и трением. Для использования нескольких инструментов одновременно барабаны собираются в ударную установку.

Для изготовления барабана нам понадобятся:

  • Банка из-под сметаны (сыра, детского питания, лапши «Доширак» и др.)
  • Манная крупа или песок;
  • Использованные футляры из-под ручек, карандаши

Изготовление барабана

  1. Возьмите банку из-под сметаны (сыра, детского питания, лапши «Доширак») – это будет корпус барабана.
  2. Внутрь банки насыпьте слой манной крупы или песка в 1 см (чтобы чуть приглушить звук барабана).
  3. Плотно закройте крышку.
  4. Возьмите два использованных футляра от ручек (карандаши, использованные фломастеры и др.)
  5. Оформляем барабан цветной бумагой.

Ложки - деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики

Для изготовления киндер -ложек нам понадобятся:

  • Футляр от киндера
  • Использованные футляры от ручек
  • Скотч
  • Ластик

Изготовление:

  1. Раскройте футляр от киндер-сюрприза, в каждой  части проделайте отверстие меньшее резьбы корпуса ручки
  2. вставьте в  каждое отверстие футляры ручек
  3. соедините между собой ручки  цветным или простым скотчем, вставив между ними ластик.

Трещотки - народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Для изготовления трещоток нам понадобятся:

  • пластинки малого диаметра 10-12 штук
  • лента 50 см
  • крупные бусины 11-13 шт

Изготовление:

  1. Возьмите ленту и проденьте в центр пластинки
  2.  Возьмите бусину и проденьте вслед пластинки
  3. Повторять нанизывать на ленту поочередно пластинку, бусину, пластинку, бусину и т.д.

Металлофон -  род музыкальных инструментов, основным элементом которых является ряд металлических пластин-клавиш, по которым для извлечения звука ударяют специальным молоточком.

Для изготовления гвозделофона нам понадобятся:

  • Деревянный брусок (10*50)
  •  Большие гвозди(15шт)
  • Молоток
  • Самоклеющаяся цветная пленка
  • Черный маркер
  • Линейка

Изготовление:

  1. Возьмите брусок и по линейки отметьте на  бруске  черным маркером   точки, на равном расстоянии друг от друга
  2.  Оформите брусок самоклеющейся цветной пленкой
  3. Забейте гвозди по намеченным точкам на равном расстоянии друг от друга

Струнные: гусли-самогуды

Гусли- струнный музыкальный инструмент, распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные, гусли с игровым окном и шлемовидные гусли. Крыловидные гусли, имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, т.е. постоянно звучащих при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. Гусли с игровым окном (новгородские) с тыльной стороны имеют проём, как у скандинавских лир, в который помещается рука музыканта. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же как и у крыловидных. Инструмент при игре держат вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. Шлемовидные гусли - имеют форму шлема или холма и от 10 до 25 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (в академической школе их также называют "звончатыми") играют, как правило, разом затрагивая все струны ("бряцание") и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, но играют так же и мелодии (техника "набивания", "выборная", "подщипывания"). На шлемовидных струны защипывают обеими руками: левая басы, а правая - мелодию.

Нам понадобятся:

  • Канцелярские резинки на струны;
  • Коробка – для резонатора;
  • палочки (карандаши) – для порожков и натягивания струн
  • цветная бумага (для оформления)

Изготовление:

  1.  возьмите пустую коробку, заклейте ее скотчем
  2. Оформите коробку цветной бумагой или раскрасьте
  3. Проткните с двух сторон отверстия для палочек
  4. Натяните резинки на  палочки  по длине коробки
  5. Под резинки-струны можно  подложите палочку – они приподнимутся.
  6. Вторую палочку-порожек подложите под «струны» параллельно первой или под углом к ней.
  7. Настройку инструмента можно регулировать двояко: подобрав резинки разной толщины (чем толще резинка, тем ниже звук), или меняя угол между порожками. При этом изменится длина звучащей части струны, поскольку звучит та часть резинки, которая натянута между порожками. При одинаковой толщине струн, более короткая  даст более высокий звук.
  8. Играйте на гуслях, либо защипывая струны по очереди, либо проводя пальцем по всем струнам сразу.

Духовые: кугиклы

Кугиклы-  представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотногокамыша), тростникабамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

Инструмент обычно составлен из 3—5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

Звук кугикл тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами-дудкой, рожком, жалейкойсвирелью, народной скрипкой.. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3-4 исполнительниц, одна-две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

Нам понадобятся:

  • Коктельные трубочки
  • Скотч

Изготовление:

  1. Отрежьте небольшую полоску(4-5 см) скотча и положите клеящей стороной к верху
  2.  По одной, разных цветов  аккуратно укладывайте трубочки на скотч
  3.  Закрепите скотчем трубочки вкруговую
  4. Ножницами обрежьте трубочки по диагонали

Заключение.

    Проделав свою работу,  мы много узнали о музыкальных  инструментах и об их появлении.  

    В настоящее время люди во всем мире исполняют и слушают музыку. Многие,  учатся играть на музыкальных инструментах. Другим нравиться быть просто слушателями. Музыка является средством общения и развлечения. С древнейших времен она сопровождала ритуалы и религиозные церемонии. Люди нашли способы, как записывать свои музыкальные сочинения на специальных записывающих устройствах.    Сегодня музыка является важной частью жизни человека.

     Музыка связана с отношением человека к человеку. Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца. Поэтому нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку.

 Изготовление музыкальных инструментов своими руками– занятие полезное и увлекательное. Здесь нет четких правил и законов, поэтому любая идея легко превращается в реальность: раскрашивайте, привязывайте, приклеивайте, насыпайте, наливайте, пришивайте, экспериментируйте…  

Главное – делайте музыку вместе, тогда она будет приносить вам  отличное творческое настроение.

Используемая литература:

  1. Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. – М.: Сов. композитор, 1986.
  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989.

     3.  Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: 1994.

     4.  Павлоцкая Н.Э. История музыкальных инструментов. КАРО,  2005

       5.Средневековые музыкальные инструменты.     http://www.instrumentsmedievaux.org/pages/depart.html

     6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура / Авт.-сост. Чудакова Н.В.

     7. Материал из Википедии


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Оценка психического состояния учащихся на уроках музыки средствами изобразительного искусства

«Творчество- это не просто красивая картина или песня,

Творчество - это то, что исходит из самого сердца!»

       Обновление содержания художественно-эстетического образования строится на основе понимания нового места образовательной области «Искусство» в системе образования. Новая парадигма образования  ориентирована не на научный способ познания мира, а на становление «целостного» человека, развивающее  не только абстрактно-логическое мышление, но  и эмоционально-чувственную сферу  учащихся.        Для этого очень важно создать комфортное развивающее пространство, необходимые условия организации образовательного процесса, при котором все участники учебной деятельности  будут вовлечены в процесс творчества, что непременно  будет  обеспечивать саморазвитие школьника, учителя и родителя. С введением  Федерального  государственного образовательного стандарта  упор сделан на важности их  участия в формировании УУД, пути поддержки формирования УУД ребенка в домашних условиях, а также на предоставлении родителям актуальной информации об уровне сформированности УУД определенного вида у их ребенка. Итогом совместной деятельности станет личностно-значимое художественное событие, которое формирует опыт созидательной, позитивной, неординарной личности.

      Одна из приоритетных задач современной  государственной образовательной политики касается также физического и психического здоровья детей.  На мой взгляд, это связано с тем, что возрастает количество школьников с повышенным беспокойством, неуверенностью, психоэмоциональной неустойчивостью, страдающих различными неврозами и имеющие различные психоэмоциональные расстройства.  На этой задаче хотелось бы остановиться более подробно.

          Для каждого учителя музыки важно  развитие у ребенка   интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияет на психоэмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную и  регулятивную функции. 

         Для  решения  данной  задачи,  в своей педагогической деятельности  часто останавливаюсь на таком методе, как рисование музыки, элементах изотерапии как средствах педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки. Дети очень любят рисовать и изображают на бумаге все то, что чувствуют и замечают вокруг.  Вглядываясь внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть  не только что он чувствует, но и  что творится в его душе, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

       Такой метод позволяет  не только оценить психоэмоциональное состояние ребенка,  а также  является средством преимущественно невербального общения. Особенно  ценно применение такого метода для тех  младших школьников,  кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний  при  анализе услышанного музыкального произведения. Рисунок для ребенка в данном случае является не искусством, а речью. В процессе рисования ребенок абсолютно свободен.

       С точки зрения психодиагностики рисунок является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «зашифрована», и рисунок нужно уметь  грамотно  «прочитать». Психологи, использующие в работе рисуночные методики, конечно, обладают достаточной квалификацией и опытом работы с детьми чтобы   «прочитать, расшифровать» их. Хотя внимательный и опытный   педагог всегда может заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение.

      Актуальность применения мною такого метода  обусловлена необходимостью совершенствовать коррекционно-педагогическую работу с детьми, и  дает возможность реализоваться ребенку. На мой взгляд, именно  рисование  под музыку является  таким творческим процессом, который позволяет ребенку чувствовать и понимать себя, выражать свои мысли и чувства, освобождаться от конфликтов и отрицательных переживаний прошлого и настоящего, выражать надежды и мечты. Это не только отражение в сознании окружающей действительности, социальной реальности, но и их моделирование, выражения отношения к ним.  На мой взгляд,  рисуя, дети  выражают свои мысли свободнее и ярче. Через  рисунок  и  педагогу легче  понять внутренний мир ребенка, разобраться в том, что его беспокоит. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит, ему просто бывает  очень тревожно.

      Музыкальная культура ребёнка – это умение слышать и слушать музыку, исполнять её, образно сопереживать и эмоционально откликаться на услышанный образ, размышлять о музыке, знать и понимать её.  Известно, что музыка в отличие от других видов искусства,  не обладает конкретностью образов, а значит,  она сложна для осмысления. Чем сложнее содержание музыки, тем больше у нее вариантов, ассоциаций и образов. Жизненный опыт ребенка пока  не такой богатый, как  у взрослого человека,  он идет из внешнего мира и личного переживания.  Восприятие музыки - важный момент в ее понимании и осмыслении.  Во время восприятия происходит эмоциональное переживание музыки, поиск ассоциаций, осознание, предугадывание, собственные представления и т.д. Рисуя музыку,  мы учимся  переживать и проживать ее с помощью красок.

Рис.1G:\фото класса 003.jpg

Рис.2

G:\рисунки 2 рисунки 2 класс\рисунки 2 кл 009.jpg

Рис.3

G:\рисунки 2 рисунки 2 класс\рисунки 2 кл 002.jpg

      Так, например,  при слушании в I четверти   2 класса «Рассвета на Москве- реке»  М.П. Мусоргского  применяю метод рисования под музыку.  Это замечательное произведение, в музыке которого передается картина пробуждающейся природы. Волшебная  красота  пробуждения, рассвета  изображается восходящей мелодией. Сначала музыка  звучит нежно, светло, прозрачно, а в середине, когда слышны колокола, - громко, сильно, мощно и даже сурово и  могуче. Потом всё затихает, и опять музыка звучит спокойно, светло.          Именно  такую  характеристику музыки  дают  дети.  Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». В основном рисунки детей совпадают с идеей автора (Рис 1,2,3) –  дети слышат светлые интонации, восходящую мелодию, поэтому и  изображают  восход солнца, рассвет, используют яркие, светлые краски и т.д. Дети чувствуют произведение  по- своему  и  соответственно изображают   его по-разному.

 Рисуя музыку важно, на мой взгляд, то, что дети начинают различать и понимать такие понятия как «настроение», «чувство», «состояние», «эмоции», что составляет сущность художественного образа музыки.

    Иногда бывают и исключения, когда  работы детей не только не соответствуют настроению музыки, но и  настораживают,  являются для учителя сигналом о возможном психологическом неблагополучии, о негативном эмоциональном состоянии ученика (Рис.4).

Рис.4

 G:\фото класса 002.jpg


     Анализируя рисунок  учащейся 2 класса на это же произведение видно, что  сюжетная линия преломляется с основной идеей автора, не соответствует характеру и настроению произведения, мелодической  линии,  гармоническому ладу, т.е.  рисунок крайне противоречив. Главный персонаж рисунка принцесса, которая плачет, пытается  спасти своего принца,  у нее рвется веревка, и она  сама падает в пропасть  с акулами. Сюжет осложняется еще и молнией, оружием, а также палитрой  темного цвета. При анализе рисунка со школьным психологом мы приходим к выводу, что ребенок  чем-то угнетен, находится в отчаянном состоянии, в определенной безысходности.  

          В таких случаях  моя задача, как учителя, учитывая  исходное  психоэмоциональное  состояние  данного ребенка, во-первых,  создать условия, способствующие благоприятному развитию психоэмоциональной сферы школьника на уроке.

Во-вторых, обратиться к школьному психологу и родителям. В – третьих, взять этого ребенка  под наблюдение и через некоторое время провести повторно данную работу, сравнить результаты и сделать выводы.

       Однако не стоит делать  поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок был кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствовал. Эмоциональные переживания ребенка обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и творческую. Каждый ребенок становится участником  творческого процесса, один подчинится единому замыслу, а другой более одаренный сможет воплотить свои творческие фантазии. Именно на таких уроках формируется эмоциональная сфера ребенка, его душевное здоровье.    

       Основная  задача наблюдения – определить приоритетность развития творческих способностей детей. Результаты наблюдения показали, что через  две недели, на обобщающем уроке  при повторном слушании этого же  произведения   ребенок рисует совершенно другую картину (Рис.5).

Рис.5

G:\рисунки 2 рисунки 2 класс\рисунки 2 кл 005.jpg

         

     Интересен тот факт, что именно этот ребенок узнает это произведение, говорит, что музыка знакома, и  что  уже  рисовали  ее. Рисунок  достаточно  яркий, светлый, позитивный, несмотря на дождик.  Поэтому,  прихожу только к одному выводу, что в  настоящий момент ребенок находился в спокойном психоэмоциональном состоянии, ему было хорошо,  он чувствовал себя на уроке  свободно, уютно  и комфортно.

    Используя данную методику  рисования, приходим также  и  к другим выводам, что современные  «цифровые» дети иначе воспринимают классическую музыку по сравнению с детьми более раннего поколения.  Для меня важно, что дети  увидят в музыке, а главное почувствуют.   Научиться слушать и  понимать музыку можно только на основе «золотого фонда» классики  и это моё глубокое убеждение. Остановимся на этом же музыкальном примере, произведении М. П.  Мусоргского «Рассвет на Москве реке».

Рис. 6G:\рисунки 2 рисунки 2 класс\рисунки 2 кл.jpg

Рис.7

G:\рисунки 2 рисунки 2 класс\рисунки 2 кл 003.jpg

               

На  Рис.6 и Рис.7 мы  можем наблюдать,  на мой взгляд,  поверхностное восприятие  музыкального произведения, нет чувственного глубокого понимания. Сегодня современные дети находятся под активным влиянием  средств массовой информации, интернета, «мультяшных»  героев и это также активно влияет на их мировоззрение. И когда, на мой взгляд, это влияние чрезмерно, то происходит искажение  действительности и перекосы  в развитии личности.        

        На что я обращаю внимание при анализе рисунков? Прочитывая рисунок, в первую очередь руководствуюсь своим первым впечатлениям.  Какие эмоции он вызывает? Спокойные или тревожные. Какой он добрый, светлый или злой, темный. Веселый, грустный или агрессивный, доброжелательный.   Обязательно обращаю внимание на палитру красок, какие линии использует ребенок, штриховку, тона и конечно же  на  изображаемый сюжет.  Через рисунок пытаюсь понять прочувствовал ли ученик настроение, характер произведения. Анализируя  детские рисунки, рассматриваем мы его наверняка  через призму своего личного опыта. Поэтому не стоит самостоятельно  делать  далеко идущих выводов, а только в паре со школьным психологом и родителями.  

       Для меня, как учителя музыки важно на уроке понимать и чувствовать детей. И в этом мне помогает  именно рисование музыки, как один из способов оценки психического состояния учащихся в процессе развития их активно-творческой личности. Дети живут в неоднородном звуковом окружении и слышат самую разнообразную музыку. Научить воспринимать звучание окружающего прекрасного мира на уроках музыки – вот главная задача учителя.

Литература:

  1. Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. Музыка2-8 классы. Художественно –образное развитие школьников: разработки уроков – Волгоград: Учитель,2010
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.,Владос – Пресс, 2003
  3. Замятин Т.А. Современный урок музыки. М.:Глобус,2007
  4. Маховер К. проективный рисунок человека. М.,1996г
  5. Мухина  В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения  социального опыта. М., 1981
  6.  Остер Дж.,Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М., 2000
  7. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 2000 .
  8. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам М.,:Рига,2000
  9. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы. // Искусство в школе,  2003 № 5.
  10. Арт-терапия на уроках музыки в современной школе [Электронный ресурс]. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/11/05/art-terapiya-na-urokakh-muzyki-v-sovremennoy-shkole
  11. Изотерапия как метод психологической коррекции[Электронный ресурс].

http://womanadvice.ru/izoterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrekcii

  1. Использование арт-терапии на уроках музыки. [Электронный ресурс].https://infourok.ru/ispolzovanie-artterapii-na-urokah-muziki-964986.html


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Основные направления инновационной и  экспериментальной деятельности

      Перед современным обществом возникла необходимость в людях, обладающих нестандартным  мышлением,  разносторонне  развитых,  активных,  вносящих инновации  в  производственную  и  социальную  жизнь.  В  этой  связи  необходимо создание  условий  для  развития  интеллектуальных  способностей  подрастающего поколения. Поэтому под воспитанием интеллекта следует понимать создание условий для  самореализации  и  самовоспитания,  конструктивного  взаимодействия  с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию.

              Инновации (нововведения) или исследование (эксперимент) учителя, на мой взгляд,  в основном носит прикладной характер. Поэтому тема эксперимента определяется значимой для учителя и школы проблемой, назревшими трудностями, желанием учителя «погрузиться» в интересующую область. «В качестве темы эксперимента может быть выбрана задача систематизации всего предыдущего опыта в виде единой авторской системы преподавания своего предмета».  Для меня,  такой  интересующей областью стала интеллектуальная игра «Эрудит» и систематизация опыта результатов  подготовки ребят.

          На протяжении нескольких лет  учащиеся МОУ «Татауровская СОШ» под моим руководством,  принимают  участие в интеллектуальной игре «Эрудит»  школьном, муниципальном  и республиканском  уровне. В ходе подготовки  учащихся  я постепенно включилась в экспериментально-исследовательскую деятельность. В 2015 году мною  была разработана  рабочая программа интеллектуального клуба «Эрудит». Разработанная  программа  предназначена  для  проведения  занятий  в  клубе интеллектуальных игр с целью расширения у учащихся  интеллектуальных навыков,  развития  эрудиции,  логики,  фантазии,  обучения  умению  принимать решения в критических ситуациях и др.

       Игра  рассматривается как основная форма единого процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагога с учащимся, детским коллективом, в результате которого происходит не только получение детьми новых знаний, умений, навыков, но и самостоятельное применение их на практике.  

     Программа   интеллектуального  клуба  «Эрудит»  имеет социально-педагогическую  направленность  и  способствует  социальной  адаптации личности учащихся, созданию условий для социальной успешности. Одной из эффективных форм объединения интеллектуально одаренных детей является клуб. Занятия в клубе позволяют расширить познавательные потребности детей, определяют возможности выбора уровня усвоения предметных  областей,  исходя  из  интересов  личности,  планов,  расширяют  круг общения,  культурное  пространство  самореализации  и  формируют  ценностные ориентации, общекультурные компетенции. Педагогическая целесообразность использования игры на занятиях заключается в  том,  что  дети  подросткового  и  раннего  юношеского  возраста  получают эмоциональное удовлетворение и необходимое признание сверстников с помощью демонстрации интеллектуального опыта в условиях здоровой конкуренции.

          Данная программа  направлена  на создание  условий  для  развития  умственных способностей  обучающихся  подросткового  и  раннего  юношеского  возраста, формирования их интеллектуального потенциала средствами игры.  Практические задания способствуют формированию у обучающихся комплекса компетенций  (общекультурных, ценностно-смысловых,  учебно-познавательных, информационных и коммуникативных).

Следует отметить, что данная  программа интеллектуального клуба «Эрудит»,  реализуемая в учреждении  МОУ «Татауровская СОШ », нацелена на  достижение  трех  уровней  результатов  (согласно  требованиям  ФГОС):

  • приобретение  учащимися  социального  знания (объектом  познавательной

деятельности  становится  социальный  мир,  т.е.  познание  людей  и  общества);

  • переживание  ценности  социального  знания,  формирование  положительного

отношения   к   базовым   общественным ценностям;  

  • приобретение   опыта самостоятельного общественного действия.

              Как результат данной деятельности, можно отметить регулярные положительные результаты участия в интеллектуальных играх муниципального (регулярные интеллектуальные игры «Эрудит»), республикаского (Первенство РБ по интеллектуальным играм, брейн игры и др.) и всероссийского уровня (фестиваль интеллектуальных игр «Центавр-2017\18»).    В  условиях  информационной  социализации  наиболее полно обеспечивается  право каждого ребенка на  развитие  и  свободный  выбор  различных  видов  деятельности,  в  которых происходит личностное и профессиональное самоопределение.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Татауровская средняя общеобразовательная школа

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ

«Сталинвождь народов или тиран?»

Выполнил:

 Беликов Дмитрий Сергеевич

Ученик 10 класса

МОУ «Татауровская СОШ»

Руководитель проекта:

Король Светлана Владимировна

Учитель истории

п. Татаурово

2022 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

Глава I. Анализ внутренней и внешней политики И.В. Сталина……………………5

1.1 Внутренняя политика И.В. Сталина………………………………………………….…….5

1.2 Внешняя политика И.В. Сталина…………………………………………………………...6

1.3 Социальные противоречия и их причины………………………………………………....7

Глава II. Практическая часть………………………………………………………………...9

2.1 Проблематика методов исследования……………………………………………………...9

2.2 Проведение анкетирования…………………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………………………….11

Список литературы…………………………………………………………………………...12

Приложения…………………………………………………………………………………....13

Введение.

«Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора,

но ветер истории безжалостно развеет её»

И. В. Сталин.

          Мировая история хранит много громких имен людей, которые оставили в ней свой след. Одни были велики в своей добродетели, другие – в своей жестокости. Об одних потомки вспоминают с гордостью, о других – с ужасом. Но какова роль личности в истории?

Личность в истории играет ведущую роль, потому что именно личность глубже, лучше и полнее других осознаёт новые потребности развития общества, необходимость изменения существующих условий и решительнее других борется за выполнение поставленных задач, стоящих перед обществом, народом, классом. Безусловно, история отмечена личностями, которые направляют ее ход. Как не вспомнить Александра Невского, Ивана Грозного, Петра Первого, Чингисхана, Наполеона, Александра Македонского, Ленина, Александра II и др.

В истории России существует большое количество личностей, вызывающих противоречивые оценки. Одной из таких является Иосиф Виссарионович Сталин. Именно на нем, мне и хотелось бы остановиться. Он правил страной почти тридцать лет и оставил после себя огромный исторический след. Но какой он был этот след – положительный или отрицательный?

Актуальность выбранной мною темы обуславливается тем, что в наше время наблюдается рост научного и общественного интереса к такой неординарной и сильной личности как Сталин. Его личность и деятельность по-прежнему громко обсуждается –одни считают его великим правителем, который привёл страну к победе в Великой Отечественной войне, а другие – обвиняют в геноциде народа, терроре и насилии над людьми. Одни слепо восхваляют, возносят до небес, а другие – ненавидят.

Почему Иосиф Виссарионович для одних людей – герой и вождь, а для других – враг и тиран? Этот вопрос меня заинтриговал, поэтому я поставил перед собой следующую цель.

Цель: Выяснить, является ли Иосиф Виссарионович Сталин мудрым, решительным руководителем страны, или он был жестоким властителем.

Задачи:

  1. Рассмотреть и проанализировать правление И.В. Сталина.
  2. Выявить положительные и отрицательные стороны правления Сталина.
  3. Провести опрос и выявить отношение к личности Сталина среди молодых людей разных возрастных категорий на современном этапе.

Объект исследования: личность И. В. Сталина

Предмет исследования: политическая деятельность И. В. Сталина и его роль в истории

Методы исследования: теоретический анализ, соотнесение фактов, обстоятельств, причин и следствий, аналитическое обобщение, опрос, анкетирование

Гипотеза: личность Сталина противоречива, потому что для одних он вождь народов, а

для других – тиран.

Практическая значимость: информация, полученная в ходе исследования данной темы может быть использована для ознакомления с личностью Сталина на уроках истории, во внеурочной деятельности, для школьного музея и в личных интересах.

Глава 1. Анализ внутренней и внешней политики И.В. Сталина.

Большинство людей знают Иосифа Виссарионовича Сталина как политика. Для кого-то он вождь, властный лидер, для кого-то —тиран и деспот.  Люди до сих пор спорят о его положительных и отрицательных качествах. Историки по-разному рассматривают его деятельность.

Иосиф Виссарионович Сталин -российский революционер, советский политический, государственный, военный и партийный деятель. С 3 апреля 1922 по 10 февраля 1934 года - генеральный секретарь, затем - секретарь ЦК ВКП, с 19 декабря 1930 года, после занятия должности Вячеславом Молотовым председателя Совета народных комиссаров СССР вместо Алексея Рыкова, фактический руководитель СССР. Маршал Советского Союза, Генералиссимус Советского Союза. Народный комиссар обороны СССР, Председатель Совнаркома СССР и Председатель Государственного комитета обороны СССР.

Проанализируем особенности его внутренней и внешней политики, положительную и отрицательную роль в ней И.В. Сталина.

Так что же сделал и не сделал этот человек для России за почти 30-летнюю историю своего руководства? Плюсы и минусы правления Сталина в истории рассмотрим в самых важных событиях 1924-1953 гг.

  1. Внутренняя политика И.В. Сталина

Положительная роль Сталина во внутренней политике обуславливается тем, что именно Иосиф Виссарионович сделал упор на развитие тяжёлой промышленности, перевёл экономику страны на «военные рельсы», при нём появились новые отрасли хозяйства в экономике, а именно: атомная энергетика, автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение. Во время второй пятилетки Сталин поставил перед государством задачу, по которой нужно было вырастить кадры, в которых, в свою очередь, нуждалась индустриализация. А ещё И. Сталин всегда поощрял социалистические соревнования, вроде «стахановского движения».

Отрицательная же роль Сталина во внутренней политике обуславливается тем, что руководство ВКП(б) во главе с вождём провело коллективизацию сельского хозяйства, которая повлекла за собой массовый голод, низкую урожайность, перекачка крестьян из деревни в город. Наравне с коллективизацией Сталиным было проведено раскулачивание, при котором сельское хозяйство потеряло наиболее перспективных, благополучных и опытных в плане развития хозяйства людей. Рука Сталина коснулась верующих, православных и других людей других религии: был создан, так называемый, «Союз безбожников». И коллективизация, и раскулачивание, и борьба с религией сопровождались жестокими репрессиями со стороны Сталина и его сторонников. Ещё можно отметить то, что Сталин и сама партия не допускали других направлений в литературе и искусстве, кроме социалистического реализма, что сдерживал творческий порыв деятелей культуры и затормаживал развитие культуры.

1.2 Внешняя политика И. В. Сталина.

Положительная роль Сталина на мировой арене подтверждается тем, что под руководством великого вождя была выиграна Великая Отечественная война, мир был освобождён от фашизма. На ряду с этим к СССР отошли большие территории, а именно: Западная Украина, Западная Белоруссия, Северная Буковина, Бессарабия, северная часть Восточной Пруссии и др. Благодаря Сталину, социализм стал пользоваться большой популярностью в мире. Исключительно Сталин смог создать военный паритет с США, в том числе и ядерный паритет, проспонсировав разработки в области ядерной энергетики. Ещё до Второй мировой войны Сталин перешёл к политике мира, подразумевавшая уделение огромного внимания к укреплению деловых связей, а также к избежанию межгосударственных конфликтов, провоцируемых заинтересованными сторонами.

Отрицательная роль Иосифа Виссарионовича во внешней политике проявилась в том, что Сталин не доверял почти никому, в том числе и Черчиллю, который предупреждал вождя о надвигающейся войне с Германией и из-за этого в начале войны попало в плен и убито огромное количество граждан и солдат со стороны СССР. Ещё до войны Сталин поддерживал идею мировой коммунистической революции и из-за попыток развязать революцию в европейских странах, дело чуть ли не дошло до войны.

Общие выводы. Итоги правления Сталина, плюсы и минусы:

  • Ресурсы страны были национальными, бесплатная медицина, образование, отдых, жилье, культурное времяпрепровождение (театры, музеи).
  • Большая образовательная реформа, построено много школ и институтов.
  • Научный прогресс, ядерная и ракетные области развития.
  • Победа в ВОВ и быстрое экономическое восстановление страны.
  • Развитие промышленности, индустриализация.
  • Сократилась численность населения в годы гражданской войны, революции, голода, репрессий и ВОВ.
  • Слепая неоспоримая идеология до сих пор жива в сознаниях советского поколения, настолько велик был ее масштаб.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что эпоха Сталина уникальна. За 30 лет страна пережила гражданскую войну, голод, репрессии, страшную Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление. Не даром в народе говорят "хрущевская оттепель", а при Сталине говорили: "Серп и молот, смерть и голод". После смерти Сталина потихоньку у людей стал уходить страх.  Конечно же плюсы и минусы правления Сталина кратко изложить невозможно. Слишком большая роль в истории была у Иосифа Джугашвили.

1.3 Социальные противоречия и их причины

Закончилась великая эпоха Сталина, а результаты его руководства каждый воспринимает по-разному. Плюсы и минусы правления Сталина до сих пор оспариваются историками, обществом и свидетелями тех лет. Противоречивая личность вождя делает и противоречивыми его достижения. Сейчас написано множество литературы и снято множество документальных фильмов, но это все - теоретические споры.

Ниже приведены высказывания двух известных людей того времени о личности и роли Иосифа Сталина в истории.

И. Бродский писал:

«Сталин – один из самых страшных тиранов ХХ столетия. ОН, Сталин, – носитель сверхвласти. Это - земной Бог, и другого бога нет, не было, и другой Бог ЕМУ был не нужен. Тиран требует поклонения только ЕМУ, и все, буквально все, должны подвижнически ЕГО любить или безгранично ЕГО бояться. Другого не дано! ОН один надо всем и всеми. По моему разумению, Сталин представлял смесь мозговитого субъекта, беспринципного политика, беспощадного убийцы, сумасбродного тирана, садиста, затравленного затворника, патологического труса…»

Мнение Иосифа Бродского можно подтвердить тем, что Сталин, к примеру, издал Приказ№227 «ни шагу назад», по которому трусы, бежавшие с поля боя, расстреливались – вот пример Сталина как хладнокровной и беспощадной убийцы.

Шарль де Голль писал:

 «Сталин в неимоверных трудностях (хозяйственных, политических), создал новое государство, сумел организовать его защиту, те люди, которые были после него у власти, на протяжении 38 лет, фактически делали всё, чтобы его уничтожить.
Это лишний раз показало, что означает личность руководителя государства, а в данном  случае, СССР без достойного приемника Сталина, оказался обреченным на гибель! Уже после первых лет, нападения Гитлера на Россию, Сталин продемонстрировал свои полководческие способности, разгром немцев под Москвой и Сталинградом, были этому доказательством…»

Мнение Шарля де Голля подтверждается тем, что преемники Сталина, вроде Хрущёва, хотели демократизировать СССР, и фактически уничтожили его, осуждая Сталина и, изменяя, поставленный Сталиным политический курс. Именно Сталин продемонстрировал свои лидерские и полководческие качества, что помогло отстоять Родину.

Причина таких противоречий такова, что ради благих и высших целей приходится, к сожалению, жертвовать даже таким особенным личностям как Сталин.

Оценки личности Сталина противоречивы и существует огромный спектр мнений о Сталине, и часто они описывают Сталина с противоположными характеристиками. С одной стороны, многие, кто общался со Сталиным, отзывались о нём как о широко и разносторонне образованном и чрезвычайно умном человеке. С другой стороны, исследователи биографии Сталина часто описывают его отрицательные черты характера.

Одни историки считают, что Сталиным была установлена личная диктатура; другие полагают, что до середины 1930-х диктатура носила коллективный характер. Реализованную Сталиным политическую систему обычно обозначают термином «тоталитаризм».

Согласно выводам историков, сталинская диктатура представляла собой крайне централизованный режим, который опирался прежде всего на мощные партийно-государственные структуры, террор и насилие, а также на механизмы идеологической манипуляции обществом, отбора привилегированных групп и формирования прагматичных стратегий.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мнения о его значении для страны разделилось на два лагеря. Кто-то готов снова поставить вождя на пьедестал, говоря: "Сталина на вас не хватает", а кто-то поддерживает слова М. С. Горбачева: «Сталин — это человек весь в крови».

Глава II. Практическая часть

2.1 Проблематика методов исследования

В ходе проекта были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, соотнесение фактов, обстоятельств, причин и следствий, аналитическое обобщение, опрос, анкетирование.

При помощи теоретического анализа, соотнесения фактов, обстоятельств, причин и следствий, аналитического обобщения удалось собрать нужную информацию по выбранной теме и тщательно проанализировать эту информацию.

При помощи социального опроса, анкетирования удалось сделать выводы об отношении респондентов о личности Иосифа Виссарионовича Сталина.

2.2 Проведение анкетирования

Среди учащихся МОУ «Татауровской СОШ» было проведено анкетирование (Приложение 1).  В качестве респондентов выступили 6 учеников 10 класса, 11 учеников 11 класса, 10 человек 8 класса и 8 человек 6 класса.

На первый вопрос из анкеты учащиеся 6 класса в количестве 2 человек, учащиеся 8 класса в количестве 9 человек, учащиеся 10 класса в количестве 6 человек, учащиеся11 класса в количестве 11 человек ответили, что знают И.В. Сталина. И соответственно те, которые не знают Сталина, а именно: учащиеся 6 класса в количестве 6 человек, 1 учащиеся 8 класса, учащиеся среди 10-11 классов, не знающие Сталина отсутствуют.

На второй вопрос из анкеты учащиеся 6 класса в количестве 5 человек, учащиеся 8 класса в количестве 8 человек, учащиеся 10 класса в количестве 6 человек, учащиеся 11 класса в количестве 10 человек ответили, что Сталин – вождь. Соответственно, считающие, что Сталин – тиран, а именно: 3 учащихся 6 класса, 2 учащихся 8 класса, 1 учащийся 11 класса, учащиеся 10 класса, считающие Сталина тираном отсутствуют.

На третий вопрос из анкеты учащиеся в количестве 23 человек выбрали вариант ответа «с уважением, учащиеся в количестве 9 человек выбрали вариант ответа «безразлично», учащиеся в количестве 2 человек выбрали вариант ответа «с симпатией», 1 учащийся затруднился ответить.

На четвёртый вопрос из анкеты учащиеся 6 класса в количестве 6 человек, учащиеся 8 класса в количестве 2 человек, учащиеся 10 класса в количестве 4 человек, учащиеся 11 класса в количестве 5 человек считают, что такой лидер как Сталин нужен сегодня. Соответственно те, кто не считает, что такой лидер как Сталин не нужен сегодня: 1 учащийся 6 класса, 5 учащихся 8 класса, 1 учащийся 10 класса, 5 учащихся 11 класса. Есть и те, кто затруднился ответить: 1 учащийся 6 класса, 3 учащихся 8 класса, 1 учащийся 10 класса, 1 учащийся 11 класса.

На пятый вопрос из анкеты учащиеся 6 класса в количестве 6 человек, учащиеся 8 класса в количестве 6 человек, учащиеся 10 класса в количестве 6 человек, учащиеся 11 класса в количестве 9 человек считают, что Сталин сыграл положительную роль в жизни нашей страны. Соответственно те, кто считает, что Сталин сыграл отрицательную роль в жизни нашей страны: 2 учащихся 6 класса, 1 учащийся 8 класса, 1 учащийся 11 класса. Есть и те, кто затруднился ответить: 3 учащихся 8 класса и 1 учащийся 11 класса.

Заключение

Фигура Сталина – это одна из важных составляющих сначала советской, а потом российской национальной идентичности, поэтому представляет особый интерес её восприятие общественным мнением.

Имя Сталина и десятилетия спустя после его похорон остается фактором идейно-политической борьбы. Для одних людей он - символ могущества страны, ее ускоренной промышленной модернизации, беспощадной борьбы со злоупотреблениями. Для других - кровавый диктатор, символ деспотизма, безумец и преступник.

Фигура Иосифа Сталина противоречива. Несмотря на то, что его персона обсуждается уже много десятилетий, до сих пор невозможно дать ему более или менее однозначную характеристику. Для многих он вошёл в историю как тиран, но есть и люди, уверенные в том, что победа во Второй мировой войне и успешная индустриализация стали возможны только благодаря ему. Как бы там ни было, человеком он был не совсем обычным, поэтому интерес к его персоне сохранился по сей день.

Таким образом, период правления И.В. Сталина — это время великих достижений для страны. Одновременно это и один из самых трагичных периодов в истории нашего государства.

Исходя из результатов проведённого мною анкетирования, ознакомившись со многими источниками, рассказывающими о личности и деятельности Сталина, гипотеза оказалась подтверждённой. Также, исходя из результатов проведённого анкетирования, мне удалось выявить отношение к личности Сталина среди молодых людей разных возрастных категорий на современном этапе. И это отношение оказалось противоречивое.

В результате проделанной работы я пополнил список своих знаний о великом вожде Иосифе Виссарионовиче Сталине.

Список использованной литературы

  1. https://cyberpedia.su/7x72bd.html. [Электронный ресурс].
  2. https://infourok.ru/doklad-stalin-vozhd-nacii-ili-tiran-4574621.html. Ведущий общеобразовательный портал России.
  3. https://topwar.ru/172922-nuzhen-li-rossii-novyj-stalin.html. Военное обозрение. Мнения.
  4. https://e-koncept.ru/2016/86020.htm. Научно- методический электронный журнал.
  5. https://www.sovtime.ru/rulers/stalin/bio. [электронный ресурс]
  6. https://history.wikireading.ru/121919. Вики Чтение [электронный ресурс]
  7. https://proza.ru/2014/11/30/1539. [электронный ресурс]
  8. Великая Отечественная Война. Энциклопедия. Издательство «ОЛМА ПРЕСС»
  9. История России. Издательство «Москва РОСМЭН»
  10. 50 великих правителей России. Издательство «Белый город»

Приложение 1

Анкета – опрос по отношению к Сталину.

1.Знаете ли вы кто такой Сталин?

А) Знаю

Б) Не знаю

2. Сталин был великим вождём или тираном?

А) Великий вождь

Б) Тиран

3. Как вы лично относитесь к Сталину?

А) с восхищением

Б) с уважением

В) с симпатией

Г) безразлично

Д) с неприязнью, с раздражением

Е) со страхом

Ж) с отвращением, ненавистью

З) затрудняюсь ответить

4. Как вы считаете, нужен ли сегодня такой руководитель?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

5. Какую роль сыграл Сталин в жизни нашей страны?

А) положительную

Б) отрицательную

В) затрудняюсь ответить

Приложение 2