Система оценивания образовательных достижений

Король Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Система оценивания на уроках музыки  в рамках реализации ФГОС

За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений          и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

         В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

  • оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
  • оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
  • критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
  • система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

        В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.

        Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

  • знакомство с дополнительной литературой о музыке;
  • слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
  • выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

  • готовность ученика  к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
  • углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
  • творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке  объектами контроля и оценивания являются  4 вида учебной музыкальной деятельности:

  1.  Слушание музыки.
  2. Освоение и систематизация знаний.
  3. Вокально-хоровая работа.
  4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать  словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний.  В музыке, как и в  предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности  проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за  вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно,   изложение материала.

Критерии оценки текущего и итогового  контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

  1. Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выпол-нены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.  Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора или названия  произведения, музыкального жанра произведения

80-60%  правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора  музыкального произведения, музыкального жанра

100-90%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора  музыкального произведения, музыкального жанра

  1. Освоение  и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся  слабо знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено   менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

  1. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

 

  1. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет  качество усвоения  учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках мы используем разные формы контроля:

наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Критерии оценки контроля  по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

  • не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не менее 8 правильных ответов в тесте;
  • художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

  • 80-60%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • 5-7 правильных ответов в тесте;
  • интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

  • не более 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;
  • не более 4 правильных ответов в тесте;
  • не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно  могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной    учебный курс, только тогда они смогут   самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск  и выбор  вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы,  композиторское воплощение   и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

         Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии   оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формы и критерии оценки знаний учащихся на уроках истории и обществознания

                                                                                                        Автор: Шергина Маргарита Николаевна

Глубочайшим свойством человеческой природы

   является страстное стремление людей

   быть оцененным по достоинству.

                                                       У.Джеймс

     На сегодняшний день система  оценки   в школах  5- балльная (а точнее 3-х («3», «4», «5»).

Оценка «2» – это скорее констатация отсутствия работы, и можно предложить ученику сделать её ещё раз. Хотя, вопрос спорный- должен ли учитель навязывать ученику «желание» учиться при полном отсутствии такового?  Или же оценить его по достоинству - на «2» и каждый останется при своем?

Далее предложены варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся:

1.Обществоведческий, исторический   диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).

Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

2. Устный опрос.  Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому материалу.

•          «5» – выполнил всё задание правильно;

•          «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками

•          «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

•          «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

3. Выполнение тестовых заданий.

3.1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски.  Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:

(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).

Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)

«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)

«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).

Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.             

3.2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 30 баллов.

Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов

«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части

«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более

«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.

Можно внести коррективы в критерии, но нужно заранее сообщить школьникам критерии оценки их работы. Используя в своей работе эти рекомендации несколько лет, могу с уверенностью сказать, что дети быстро привыкают к такому оцениванию. И если учитель в начале проверочной работы забывает указать критерии, они сами его об этом спрашивают и контролируют свою работу.

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Заполнить таблицу.

Выполните задания: а) отрицательные черты человека

б) положительные черты человека:

Отрицательные черты человека                             Положительные черты человека

Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все  задание

«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)

«3» – правильно выполнил только половину   заданий

«2» – в  задании много ошибок, не выполнил задание

5. Устные задания со свободным ответом.

Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.

Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать  явление. Один ученик может дать определение  явления, назвать  его признаки, отметить  роль в жизни общества. . При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в  обществе в связи с этим явлением. В ответе проявляются более глубокие знания, творчество.

Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой .  Обучающиеся должны понимать, что учитель оценивает не только репродукцию,  но и творческий подход.

6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)

Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать»  тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.

Критерии оценивания ОСК по составлению:

•          Полнота  использования учебного материала.

•          Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).

•          Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

•          Наглядность (наличие  символов аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

•          Грамотность (терминологическая и орфографическая).

•          Отсутствие  сложных  предложений, только опорные  слова, словосочетания, символы.

•          Самостоятельность при составлении.

7. В качестве подготовительного этапа в 6-7 классах учащимся предлагается  синквейн (от французского слова означающего пять).

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно позволяет изложить большой объём информации в кратких выражениях.

1-я строка – название синквейна.

2-я строка – два прилагательных.

3-я строка – три глагола.

4-я строка – фраза на тему синквейна.

5-я строка – существительное.

Например:

1-я строка – общение

2-я строка – формальное, неформальное

3-я строка – работать, дружить, любить

4-я строка – Это людям помогает жить.

5-я строка – социум.

8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).

Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

•          «5» – выполнил все задания правильно;

•          «4» - выполнил все задания, иногда  ошибался;

•          «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;

•          «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

9. Критерии оценки работы учащихся в  проектной группе,  команде и др.

•          умение распределить работу в команде;

•          умение выслушать друг друга;

•          согласованность действий;

•          правильность и полнота выступлений.

•          активность

•          умение спорить и отстаивать свою точку зрения

10. Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

•          полноту раскрытия темы;

•          наличие рисунков и схем (при необходимости);

•          аккуратность исполнения.

•          адаптированноть выступления (не просто чтение)

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме

Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.

12. Тестирование в формате ГИА и ЕГЭ.

Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ.

     Но новые стандарты школьного образования и опыт  введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний. Система оценивания  по истории и обществознанию несовершенна, требует индивидуального подхода к ученику. Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не могут реализовать ее письменно и в тестах. Устранить субъективный элемент в условиях внедрения ФГОС чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств: условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения, не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам, по  действиям обучающихся, недостаточная разработанность критериев оценивания.

Отметочная система, измеряющая только единичный конкретный результат, необъективна.

     Задача современного учителя — развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность учителя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Самооценка детей складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости. Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может объективно оценить работу учеников, если он изначально четко  определил цели и критерии оценки. И у учеников не будет вопросов, если они заранее знают условия оценивания.

Литература:

1.Е.Е. Вяземский. О.Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе . М. "Владос" 2004 г.

2.Е.Г. Евдокимова,  А.В.  Потапова Актуализация смыслообразования учащихся на уроках истории средствами технологии развития критического мышления Саратов, 2014 г.

3.Е.А. Юнина Технологии качественного обучения в школе. М. 2007 г.

4.Пособие для учителя. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. Нарва, 2012

Опубликовано: 18.01.2017



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ

ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ   ФГОС ООО

Формы контроля: устный ответ на уроке, анализ иллюстрации, работа с картой, работа с текстом,, сообщение, тест,  проект. понятийный диктант, составление таблиц, подготовка реферата, эссе, сообщения,    познавательные задания, проверка домашнего задания по вопросам

Критерии оценки знаний учащихся по истории

          Устный, письменный ответ

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

• логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

• соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

• анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

• давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

• сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;

• применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

• толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;

• демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

• составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

• оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

• читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

• преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не искажающие общего исторического смысла;

• демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат;

• дает определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует общие представления об историческом процессе;

• путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

• показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного использования необходимых умений;

• отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

• не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

• не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.

Требования к оценке:

оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,

оценка должна выполнять стимулирующую функцию,

оценка должна быть всесторонней.

Критерии оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;    

менее 50% - неудовлетворительно «2»

   Нормы оценок работы с историческим источником

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• установил тип источника и время (дату) его появления;

извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)

для объяснения содержания исторического источника;

• дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

• аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• определил тип источника и историческую эпоху его появления;

• извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

• сопоставил факты нескольких исторических источников;

• применил контекстные знания для объяснения содержания исторического источника;

• прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

• привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою позиции.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

• на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;

• не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.

Отметка «2»выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

• не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

• пересказал текст источника без его комментирования;

• или дал ответ не в контексте задания.

·      Нормы оценок работы с исторической картой

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся

• читает легенду карты;

• правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;

• раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;

• правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• допускает неточности при чтении легенды карты;

• описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;

• затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

• не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;

• не соотносит историческую информацию с картой;

• не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не умеет читать легенду карты;

• не распознает историческую информацию, представленную на карте;

• отказался работать с контурной картой.

Критерии  оценивания решения    познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:
анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных социальных действий.
 Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

 Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.  Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

 

Критерии оценивания исторических диктантов.

Отметка

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2

ошибки

«3»

3-5

ошибки или 40-60% правильных ответов

«2»

6 и более ошибок или 15-39% правильных ответов

Критерии оценивания сочинений (эссе).

При оценивании  данного вида работы необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  1. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

  1. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Отметка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция ,отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Отметка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция, отношение)при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Отметка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения(позиция, отношение)при раскрытии проблемы, но проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Отметка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Критерии оценивания проекта.

Высокий уровень - Отметка «5»

  1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
  2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
  3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.
  4. Проявлены творчество, инициатива.

  1. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Повышенный уровень - Отметка «4»

  1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

  1. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.

  1. Проявлено творчество.

  1. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения, соответствует заявленной теме.

Базовый уровень - Отметка «3»

  1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.

  1. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в оформлении.

  1. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.

Низкий уровень - Отметка «2»

Проект не выполнен или не завершен.

Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)

Высокий уровень -Отметка «5»

Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок, качественно, творчески и эстетично.

Повышенный уровень - Отметка «4»

Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Базовый уровень - Отметка «3»

Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.

Низкий уровень - Отметка «2»

Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении допущены большие отклонения от заданных требований и установок.

Критерии оценивания сообщения учащихся

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается сообщение, соответствующее   критериям

:1.Соответствие содержания заявленной теме

  1. Умение логично и последовательно излагать материалы доклада.
  1. Свободное владение материалом, умение ответить на вопросы по теме сообщения.
  2. Свободное владение монологической литературной речью.
  1. Наличие презентации, схем, таблиц, иллюстраций и т.д.

Повышенный уровень (Отметка «4») оценивается сообщение,удовлетворяющий темже требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

базовый уровень (Отметка «3») ставится,если ученик обнаруживает знание ипонимание основных положений темы сообщения, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении фактов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно, допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, не владеет монологической речью.

Низкий уровень (Отметка «2»)ставится,если ученик обнаруживает незнание большейчасти излагаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Формы дополнительного оценивания.

Данные формы работы позволяют учащимся получить более высокую отметку по предмету и не являются обязательными, потому оценивается только положительными отметками «5», «4», «3».

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

        Творческие задания (проекты) оцениваются по следующим критериям:

  • самостоятельность работы над проектом;
  • обоснование выбора темы и ее актуальность;
  • практическая значимость работы;
  • оригинальность решения проблемы;
  • артистизм и выразительность выступления;
  • глубина и широта знаний по проблеме;
  • компетентность докладчика (ответы на вопросы);
  • использование наглядности и технических средств;
  • грамотное использования терминологии;

-эстетическое оформление работы с рисунками, фотографиями;

  • презентация по выбранной теме, найденная в Интернете должна быть творчески переработана, дополнена учащимся, иллюстрации и сочинения должны быть созданы самими детьми;
  • успешная презентация перед одноклассниками.

Виды проектов:

  • учебно-познавательные (стенгазеты, публичные выступления с сообщениями, докладами, самостоятельно найденными справочными материалами и др.);
  • сценарии постановок, внеклассных мероприятий, конкурсов и т.д.;
  • иллюстрации к изученной теме;
  • сочинения на изученную тему.

Отметка зависит от количества набранных баллов:

Отметка

Уровень

Количество баллов

«5»

высокий

50-60

«4»

достаточный

40-49

«3»

средний

30-39

Требования к составлению проектов-кроссвордов и нормы их оценивания.

Объѐм, количество слов (учитель заранее оговаривает необходимое количество слов) – до 2 баллов.

Оформление – до 3 баллов.

Аккуратность оформления – до 2 баллов.

Умение презентовать – до 2 баллов.

Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны) – до 2 баллов.

Информативная точность и достоверность фактов – до 2 баллов. Если кроссворд составлен с фактическими ошибками, то работа может не оцениваться.

Орфографическая правильность – до 1 балла.

Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – до 2 баллов.

Ключи к кроссворду – до 1 балла.

Нормы оценивания кроссвордов.

17 – 15 баллов – оценка “отлично”

13-15 баллов – оценка “хорошо”

10-13 баллов – оценка “удовлетворительно” (минимальное количество баллов на отметку “3” позволяет решить кроссворд).

Рефераты по специально заданным темам или по выбору учащихся в5-9 классах.

Отметка «5»:

  • умение выбрать главное и конкретное;

- работа полно, грамотно раскрывает тему (учащийся использует исторические и обществоведческие термины, понятия, хорошо знает деятельность изучаемых личностей,

разбирается в исторических событиях, умеет их анализировать, высказывает личное мнение по данной теме, аккуратно выполняет работу, создает рисунки – при необходимости).

Отметка «4»:

  • работа полно раскрывает тему, допущены небольшие неточности в формулировке исторических и обществоведческих понятий, терминов, учащийся высказывает собственное мнение по данной теме.



Предварительный просмотр:

Таблица сформированности УУД учащихся 8 класса,I полугодие 2018-2019уч. г

№ п\п

Имя Ф.

Показатели сформированности  познавательных  УУД

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроках

Умение  отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем

Умение делать выводы

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

Группировка и классификация объектов

Установление причинно-следственных связей

Умение выявить аналогии на предметном материале

Умение использовать  знаково-символические средства для создания моделей и схем

Общий балл

1

Б.Алина

4

4

3

3

4

3

4

4

29

2

Воротников Дмитрий

5

4

4

4

5

4

5

5

36

3

Гаврильева Нина

4

4

5

5

5

4

4

4

35

4

Данилевский

5

4

4

4

4

3

4

4

32

5

Калёных Александр

4

4

3

3

4

3

4

4

29

6

Климова Валерия

3

3

3

3

3

0

3

3

27

7

Коновалов Никита

5

4

4

4

4

3

4

4

32

8

Коновалова Мария

4

4

4

4

4

3

4

4

31

9

Король Алексей

3

3

3

3

3

0

3

3

21

10

Красивых Марина

3

3

3

3

3

0

3

3

21

11

Лосев Евгений

3

3

3

3

4

3

3

3

25

12

Майснер Кристина

5

4

5

4

5

4

5

4

36

13

Манюк Никита

4

4

4

4

5

4

4

4

33

14

Молоков Егор

5

5

5

4

5

5

5

5

39

15

Мумджян Владислав

4

4

4

3

4

4

4

4

31

16

Мурзин Михаил

5

5

5

5

5

5

5

5

40

17

Первухин Дмитрий

5

5

5

5

5

5

5

5

40

18

Первухина Юлия

5

4

4

4

4

4

5

5

35

19

Родионов Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

24

20

Слугина Екатерина

3

3

3

3

3

0

3

3

21

21

Слугина Татьяна

4

4

4

4

5

4

5

4

34

22

Турукалова Ирина

4

3

3

3

4

3

3

3

24

Средний балл по классу

4,1

3,8

3,8

3,7

4,1

3,0

4

3,9

31


Предварительный просмотр: