Главные вкладки
Конспекты уроков музыки в начальном звене
На это странице представлены конспекты уроков музыки в младшем школьном звене.

Скачать:
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №154» | Учитель музыки: Бардин С. Д. |
Дата: 02.04.24 | Руководитель практики: Шелепова Д. А. |
Класс: 2 «В» | Преподаватель фортепиано: Литвяк А. А. |
Студентки 30 группы Потаповой Марии | Преподаватель вокала: Гапонова М. А. Преподаватель дирижирования: Наконечная А.А. |
Тема: «Сюита картинки с выставки. Музыкальные впечатления».
Цель: Создание условий для выявления взаимосвязи музыки и изобразительного искусства посредством знакомства обучающихся с произведением М. П. Мусоргского «Картинки с выставки».
Задачи:
- Образовательная: Накопление музыкально-слухового опыта. Провести анализ фрагментов произведений.
Вспомнить пройденные музыкальные термины: лейтмотив, тембр. Закрепить знание песни «Прадедушка» - А. Ермолова.
- Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; Развивать память.
- Воспитательная: Воспитывать интерес к творчеству русских композиторов и художников, способствовать позитивному отношению к искусству.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод (рассказ, подводящий диалог), метод пластического интонирования, импровизации.
Материалы, оборудование: фортепиано, раздаточный материал, смайлики, печатное домашнее задание, зашифрованные слова.
Музыкальный репертуар: А. Ермолов «Прадедушка», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота», «Избушка на курьих ножках», «Лиможский рынок».
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Организация слушательской деятельности
- Рефлексия
- Итог урока
Челябинск, 2024
№ | Этап | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. | Организационный момент | 3 минуты | Здравствуйте! Сегодня мы снова начнём наш урок с музыкального приветствия. Муз. приветствие - «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте». -Отлично, ребята, а теперь давайте вспомним тему прошлого урока. О чём вы говорили на прошлом уроке? Какие произведения вы прослушали? Какие новые слова узнали? | Поют музыкальное приветствие. Ответы детей. | ||||
2. | Организация слушательской деятельности | 12 минут | Если вы посещали какую-нибудь выставку, то видели много интересного. Бывают выставки картин художников, выставки черно-белой фотографии, скульптур, исторических костюмов, древних монет, цветов и даже животных. Сегодня мы побываем на музыкальной выставке. В XIX веке, почти 200 лет назад, жил замечательный художник и архитектор Виктор Гартман. У этого человека была способность разглядеть в повседневных вещах и событиях что-то особенное, сказочное, неповторимое. Фантазии художника дошли до нас в его рисунках. К сожалению, Виктор Гартман очень рано умер. В память о художнике в 1874 году его друзья организовали выставку рисунков. На выставке было около 400 работ Гартмана, созданных за 15 лет, — рисунков, акварелей, архитектурных проектов, эскизов театральных декораций и костюмов, эскизов художественных изделий. Каких только персонажей и событий там не было! Друг художника Модест Петрович Мусоргский посетил выставку. Она произвела на него огромное впечатление. Композитор решил передать свои эмоции от увиденного музыкальным языком. И на свет появился цикл произведений для фортепиано — сюита «Картинки с выставки». Давайте вместе подумаем, какой будет цель нашего урока? Почему вначале я рассказала о художнике, как он связан с музыкой? Верно, сегодня нам с вами предстоит выяснить связь изобразительного искусства и музыки. Мусоргский Модест Петрович (1839—1881), российский композитор. Родился 21 марта 1839 г. в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.). В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. Сочиняя цикл пьес «Картинки с выставки» композитор поставил перед собой цель - отобразить содержание картин в музыке. Всего в цикле 10 произведений. Сейчас мы послушаем одно из произведений. Подумайте, кого может изображать эта музыка. какой у неё характер, какой регистр использует композитор? Слушание «Балет невылупившихся птенцов». Анализ фрагмента. А сейчас мы послушаем произведение под названием «Богатырские ворота», прошу одного ученика после слушания написать на доске, какой инструмент исполняет пьесу. Остальные в это время в парах должны написать 3 качества, которые охарактеризовали бы богатыря, которого они услышат в музыке. Слушание «Богатырские ворота», анализ фрагмента. | Дети пишут тему урока. Имена художника и композитора. Дети ставят цель урока. | ||||
3. | Организация исполнительской деятельности | 10 минут | Мы с вами послушали музыку, а теперь немного потанцуем под неё. Физкультминутка. Теперь когда вы немного разогрелись, подготовим голос. Распеваю детей, выполняем артикуляционные упражнения, проговариваем скороговорки. Затем работаем над проблемными моментами в мелодии. | |||||
| ||||||||
4. | Организация слушательской деятельности | 10 минут | А теперь, благодаря творчеству М. П. Мусоргского мы переместимся на Лиможский рынок. Подумайте, какими средствами автор создаёт ощущение шума, крики торговцев, зазывающих покупателей? Слушание «Лиможский рынок», анализ фрагмента. Ну, а теперь давайте подойдём к такой интересной работе художника – «Избушка на курьих ножках». Гартман сделал рисунок - эскиз бронзовых настольных часов, украшенных разноцветной эмалью. Часы изображают изящную аккуратную избушку на курьих ножках, элементы декора, сделаны в русском стиле - резьба, вышивка. Правда, очень красиво? Кто может быть обитателем этого теремка? А какое впечатление произвела эта картинка на композитора? Давайте прислушаемся к музыкальной интонации. Послушаем и понаблюдаем, что вырастет из этого мотива слушание «Избушка на курьих ножках» Что же вы увидели, представили? А какие музыкальные краски использовал Мусоргский, сочиняя эту пьесу? Какие чувства композитора выразила музыка? Одинаковые образы получились у художника и композитора? У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. Музыка, используя свои средства выразительности может передать нам «музыкальные картины», вы согласны? Внимательные слушатели могут услышать в них и богатыря, и забавных птенцов и Бабу Ягу и многое другое. А ещё мы выяснили, | Ответы детей Грозным, страшным, злым. Это Баба-яга. Низкие звуки, подвижный темп, резкая громкая мелодия. Волнение, недобрые чувства. Нет. | ||||
5. | Рефлексия | 3 минуты | На этом наш урок подходит к концу, и сейчас мы с вами поиграем в анкету.
| Дети выполняют действия. | ||||
6. | Итог урока | 2 минуты | Какой была цель нашего урока? Нам удалось её выполнить? Что мы выяснили? Ваше домашнее задание нарисовать своё видение картины по одному из произведению. Спасибо за урок, до свидания! | Дети отвечают на вопросы и получают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема: «Кто создаёт музыкальный спектакль»
Цель: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Задачи:
Образовательные: разучить куплет и припев песни. Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: опера, антракт, увертюра. Учить детей следить за дирижёрским жестом.
Развивающие: развивать у детей певческие умения и навыки, одновременно вступать в произведение, развивать ладовый слух, умение эмоционально передавать текст песни., формировать представление о добре и зле через знакомство с героями оперы.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»).
Тип урока: открытие «нового» знания.
Оборудование: компьютер, стереосистема, usb-флешка, проектор, экран, презентация, фортепиано, раздаточные листы.
Муз. материал: М. Минков – «Где водятся волшебники», М. И. Глинка – опера «Руслан и Людмила» (увертюра, ария Руслана «О поле, поле», «марш Черномора»).
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация исполнительской деятельности
- Организация слушательской деятельности
- Рефлексия
- Итог урока
Челябинск, 2025
Этапы | Задачи | Ход деятельности учителя | Ход деятельности обучающихся | Хронометраж | ||||||||
1.Организационный момент | Настроить детей на продуктивную творческую деятельность. | Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна, сегодня я буду работать с вами. Музыкальное приветствие. Как ваше настроение после каникул? Что вы изучали на прошлых уроках? Надеюсь, сегодняшний урок откроет вам новые и интересные знания, приступим к работе. | Дети здороваются и поют музыкальное приветствие, вспоминают материал прошлых уроков. | 1 минута | ||||||||
2.Организация исполнительской деятельности | Развивать у детей певческие умения и навыки, одновременно вступать в произведение, развивать ладовый слух, умение эмоционально передавать текст песни. Учить детей следить за дирижёрским жестом. | Сегодня мы с вами погрузимся в сказку, напомните мне правила пения. Молодцы, давайте разогреем связки и познакомимся с новой песней «Где водятся волшебники» композитора Марка Анатольевича Минкова.
| Дети перечисляют правила пения, распеваются, разучивают 1 куплет и припев песни. | 12 минут | ||||||||
3.Ораганизация слушательской деятельности | Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: опера, антракт, увертюра. формировать представление о добре и зле через знакомство с героями оперы. | Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в театре. Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в детском музыкальном театре? Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать? Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка. Скажите, пожалуйста, а кто является героями сказок? Верно, сегодня мы познакомимся с музыкальной сказкой: оперой, в которой главный герой это богатырь Руслан и его возлюбленная Людмила, также есть злой волшебник Черномор. Вы знаете, как называется эта опера? Это опера «Руслан и Людмила» русского композитора М. И. Глинки. Попробуйте сформулировать тему и цель урока. Молодцы, откройте тетради и запишите тему и дату урока. Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»? Вы знакомы с её сюжетом? Даю групповое задание попробовать установить цепочку событий оперы. Пока группа занята работаю с классом. Представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку. А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? Верно, мы сели в зал и зазвучала увертюра. А что же такое увертюра? Верно, запишем определение в тетрадь. Проверяю групповое задание. Давайте погрузимся в сюжет. Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте…Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры из оперы. Скажите, каков характер произведения? Что вы представляли себе, слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила»? Какие события описывает увертюра? Слушание фрагмента. Обсуждение увертюры. А кто мне может сказать, что такое опера? Да, опера – это музыкальный спектакль, который состоит из нескольких частей с перерывом. А как называется этот перерыв в театре? Правильно. Возникла опера боле 400 лет тому назад в Италии. В переводе с итальянского слово «опера» означает буквально труд, сочинение, дело. М. И. Глинка не просто пересказал содержание поэмы, но и для каждого героя композитор создал свой музыкальный портрет. Мы с вами послушаем и сравним 2 музыкальных портрета. Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, отгадайте, что за герой исполняет арию, бравый богатырь Руслан или злой колдун Черномор? Как вы это определили, какие чувства передаёт музыка? Слушание фрагмента ария Руслана «О поле, поле». Чья это ария, какое у неё настроение? Какие чувства она передаёт? Верно, вы молодцы. Ария Руслана рассказывает о размышлениях главного героя о жизни и смерти. Медленное вступление «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями» передаёт настроение глубокого, сосредоточенного раздумья. Обратимся к образу Черномора. Он настоящий или сказочный герой? Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун? Он был коварный, хитрый. Сейчас мы послушаем отрывок из оперы «Руслан и Людмила» – «Марш Черномора» а чтобы определить характер произведения, я попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым оркестром. Слушание фрагмента. Каким был характер музыки? Она менялась? Почему ваши жесты были разными? Верно. Черномор-носитель зла в поэме. Но как бы ни было сильно зло, торжествует добро и справедливость, хотя эта борьба всегда нелегка. Нелегка она была и для Руслана. Через многие преграды и трудности пройдут Руслан и Людмила, прежде чем обретут счастье. Как вы думаете, чем закончится эта история? Вашим домашним заданием будет написать синквейн по опере, запишите. | Дети отвечают на вопрос. Оперу, мюзикл, спектакль, балет. Сказку. Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри и животные. Ответы детей. Тема: Музыкальный театр, опера «Руслан и Людмила». Цель: познакомиться с оперой. Ответы детей. Дети выполняют групповое задание. Программа — это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание. Увертюра – это вступление к опере. Ответы детей. Опера – это музыкальный спектакль, где герои поют. Антракт. Дети записывают определение. Это ария Руслана. Ария характеризует его как глубокомысленного, сильного, мужественного, отважного человека, готового во имя любви к Людмиле на любой подвиг. Он злодей. Сказочный. Коварный, хитрый. Музыка была громкой, страшной, но не всё время, потому жесты менялись. Руслан победит Черномора, ведь, добро всегда побеждает зло. Записывают д/з. | 17 минут | ||||||||
4.Рефлексия | Развивать умение анализировать свои чувства и эмоции | Сейчас я хочу узнать, как вы оцениваете свои ощущения после урока, всё ли у вас получилось, было ли интересно. Подумайте, ваше настроение больше похоже на солнышко или тучку? Поднимите руки солнышки, а теперь тучки. Кто хочет поделиться с классом? | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
5.Итог урока | Подвести итог урока | А теперь давайте подведём итог урока. Какую цель мы определили вначале урока, нам удалось её достичь? С какими произведениями мы познакомились? Что нового узнали, какие понятия вспомнили? Спасибо за урок! До свидания. | Дети отвечают на вопросы, получают оценки. Прощаются. | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №154» | Учитель музыки: Бардин С. Д. |
Дата: 27.02.24 | Руководитель практики: Шелепова Д. А. |
Класс: 4 «В» | Преподаватель фортепиано: Литвяк А. А. |
Студентки 30 группы Потаповой Марии | Преподаватель вокала: Гапонова М. А. Преподаватель дирижирования: Наконечная А.А. |
Тема: «Русский Восток».
Цель: Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.
Задачи:
- Образовательная: Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов; накопление музыкально-слухового опыта. Провести анализ 2 фрагментов произведений: Персидский Хор из оп. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, первую часть сюиты «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова , дать понятие сюита.
Вспомнить пройденные музыкальные термины: . Закрепить знание песни «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы.
- Развивающая: Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока; Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать; Развивать память.
- Воспитательная: Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод (рассказ, подводящий диалог), метод пластического интонирования, импровизации.
Материалы, оборудование: фортепиано, раздаточный материал, смайлики, печатное домашнее задание, зашифрованные слова.
Музыкальный репертуар: Персидский Хор из оп. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, сюита «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова, «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы.
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Организация слушательской деятельности
- Рефлексия
- Итог урока
Челябинск, 2024
№ | Этап | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
1. | Организационный момент | 3 минуты | Здравствуйте! Сегодня мы снова начнём наш урок с необычного музыкального приветствия. Муз. приветствие на восточный лад - «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте учитель». -Отлично, ребята, а теперь давайте вспомним тему прошлого урока. О чём вы говорили на прошлом уроке? Какие произведения вы прослушали? Какие новые слова узнали? | Поют музыкальное приветствие. Ответы детей. | ||||
2. | Организация слушательской деятельности | 12 минут | Русские композиторы в своих произведениях использовали не только западную и русскую народную музыку, но и восточные мелодии. - В чем особенность восточных интонаций? - Что нам надо узнать на уроке? В чем же особенности восточной интонации? В волшебном замке Наины из оперы «Руслан и Людмила» звучит хор девушек. Напомните, кто автор этой оперы? Молодцы. В основе хора девушек лежит - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название – «Персидский хор». Сейчас мы послушаем этот хор, а после расскажите кто исполняет хор, зачем и что особенного в их пении? Помните, что мы внимательно слушаем произведение в тишине. Первое прослушивание. Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? Сейчас мы снова послушаем произведение и у вас есть творческое задание. Попробуйте изобразить восточные движения под музыку, мы проговорили какими они могут быть, а теперь покажите как вы их видите, движения должны соответствовать характеру музыки. Можно встать со своих мест. Второе прослушивание. У вас получился замечательный восточный танец! А теперь я хочу рассказать подробнее, как в русской музыке появились восточные образы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. Восточная тема стала популярной в 19 веке, именно тогда Восток стал более доступным. Гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере «Руслан и Людмила» он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке часто так и называют Русский Восток. Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Объясните, почему именно так назвали эти образы? То есть за основу были взяты подлинные народные персидские, арабские, турецкие мелодии, но написаны были русскими композиторами. И скоро мы погрузимся в восточную атмосферу. | (персидские девы манят путников пленительным пением) (Тембр голоса завораживающий, нежный, – многочисленные распевы, – убаюкивающий ритмический рисунок, – мелодический рисунок волнистый, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.) (мягкие, плавные движения; лёгкая одежда из шелка; загадочный взгляд) Русский Восток. (ответы детей) | ||||
3. | Организация исполнительской деятельности | 10 минут | А пока вернёмся на Родину и исполним песню о...Молодцы! Отправляемся! Физкультминутка. Для начала распоёмся. Распеваю детей, выполняем артикуляционные упражнения. Затем работаем над проблемными моментами в мелодии. | ..России. Дети поют песню. | ||||
| ||||||||
4. | Организация слушательской деятельности | 10 минут | Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море. Да, Русский Восток красив, а какой же тогда настоящий Древний Восток? Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь», который знаком и любим нами с детства. А почему эти сказки нам так нравятся? Вызываю одного ученика к доске. Твоё задание написать на доске имена известных тебе героев восточных сказок. Пока ребёнок выполняет задание, работаю с классом. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестаёт удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлёк Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова. Он написал симфоническую сюиту «Шехерезада» в четырёх частях всего лишь за два месяца. Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, поражённый сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту «Шехеразада». Вам знакомо слово сюита? Запишем. Сюита - это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом. В симфонической сюите «Шехеразада» можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Сейчас я расскажу вам историю, а ваша задача будет по рядам поочерёдно отгадать спрятанное слово. Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал обет казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь и, наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехерезады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? Как вы это почувствовали? –А какую картину рисует в вашем воображении тема Шехеразады? Сейчас мы послушаем фрагмент снова, после слушания скажите: Какой инструмент помог нам все это почувствовать? Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьётся тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке. Теперь, прослушав восточные темы и сделав их анализ, подумайте, в чем же особенности восточной интонации. Молодцы! Я раздам вам материал, обязательно вклейте его в тетрадь. Музыкальные образы персидских дев, рабов, исполняющих восточные танцы, загадочной Шехеразады и грозного Шахриара вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуру с красочной мозаикой, извивы пластики и вязь письма. Почему русские композиторы в своих произведения часто используют восточные мотивы? С чем это связано? Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? Как в мировой музыке появилось такое понятие как Русский Восток? | (много увлекательных приключений и т.д.) Ученик выполняет задание у доски. (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…) (сказки «Тысяча и одна ночь») Дети пишут определение. (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…) (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…) (мягкая, нежная, тонкая, мягкая, задумчивая, мечтательная, пленительная) (скрипка и арфа) Ответы детей. (придают волшебство, загадочность, контраст…) (Образ Востока – музыка, архитектура, быт, культура) | ||||
5. | Рефлексия | 3 минуты | На этом наш урок подходит к концу, сейчас я раздам вам по смайлику, ваша задача дорисовать ему грустную или весёлую улыбку и написать что на уроке понравилось больше всего, а что не понравилось. По одному пункту. | Дети заполняют смайлики. | ||||
6. | Итог урока | 2 минуты | Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность «входить в образ», «вживаться» в явления других национальных культур. Какие новые слова вы узнали? У нас получилось выполнить цель урока? Спасибо. Раздаю материал. А на дом вы получите небольшой тест, не забудьте подписать свои листочки.Спасибо за урок, до свидания! | Дети отвечают на вопросы и получают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №154» | Учитель музыки: Бардин С. Д. |
Дата: 23.01.24 | Руководитель практики: Шелепова Д. А. |
Класс: 4 «В» | Преподаватель фортепиано: Литвяк А. А. |
Студентки 30 группы Потаповой Марии | Преподаватель вокала: Гапонова М. А. Преподаватель дирижирования: Наконечная А.А. |
Тема: «Не молкнет сердце чуткое Шопена»
Цель: Знакомство с творчеством Ф. Шопена через слушание фрагментов произведений: «Мазурка №2» a-moll, «Революционный этюд»
Задачи:
- Образовательная: Провести анализ 2 фрагментов произведений: «Мазурка №2» a-moll, «Революционный этюд», дать понятия: мазурка, этюд, полонез. Разучить песню «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы.
- Развивающая: Развивать навык слушания произведений, развивать умение анализировать прослушанное произведение, развивать чёткую дикцию во время разучивания и пения произведений.
- Воспитательная: Воспитывать любовь к музыке, культуру слушания. Воспитывать патриотические чувства.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод, наглядный метод, метод музыкальной графики, метод музыкальной драматургии.
Материалы, оборудование: фортепиано, компьютер, экран, презентация, портрет Ф. Шопена, раздаточный материал.
Музыкальный репертуар: «Мазурка №2» a-moll, «Революционный этюд», «Моя Россия, моя страна» - гр. Непоседы.
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Рефлексия
- Итог урока
Челябинск, 2024
№ | Этап | Хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
1. | Организационный момент | 5 минут | Здравствуйте! Меня зовут Мария Сергеевна и сегодня я буду проводить для вас урок музыки. А начать его я предлагаю с музыкального приветствия. Сядьте ровно, опустите руки вниз и поставьте ноги прямо. Петь мы будем «эхом», сначала я пою строчку, а затем вы повторяете. -На урок зовет звонок -Начинать пора урок. -Будем мы работать дружно -И узнаем, что нам нужно! (пою по строчке, дети повторяют за мной, я играю мелодию и гармоническую поддержку) -Отлично, ребята, а теперь давайте вспомним о каком композиторе вы говорили на прошлом уроке? Что вы можете о нем рассказать? А помните ли вы что такое Романс? Какой романс вы слушали на уроке? Каким было ваше домашнее задание? Отлично, передайте свои рисунки на первую парту ряда. | Здравствуйте. (Музыкальное приветствие) Ответы детей. (С.В. Рахманинов. Романс это песня которую раньше исполняли на Романских языках. Слушали романс «Сирень». Задание - нарисовать сирень) Дети сдают домашнее задание. | ||||||||
2. | Организация слушательской деятельности | 10 минут | Сегодня мы познакомимся с другим композитором. Показываю его портрет. Скажите, знаком ли вам этот композитор? Открываем тетради, записываем число, «классная работа» и пишем информацию о композиторе. Этого композитора зовут Фридерик Шопен. Он родился в Польше первого марта 1810 года в городе Желязова Воля. Шопен был одарённым ребёнком, в 6 лет он сочинил своё первое произведение «Полонез», вы знаете что такое полонез? Давайте запишем определение. Полонез - это торжественный польский танец -шествие. А в 7 лет он впервые выступил как Пианист. Одарённость Шопена проявлялась не только в музыке: с детских лет он сочинял стихи, играл в домашних спектаклях, замечательно рисовал. Прославился он как пианист - виртуоз. Сейчас мы с вами прослушаем фрагмент его произведения, слушайте внимательно, а затем расскажите мне какие образы вы услышали, была ли музыка одинаковой или вы услышали разные темы. Слушание фрагмента. Кто готов ответить на вопросы? Спасибо. Это произведение называется «Мазурка», кто может сказать что такое мазурка? Запишите определение в тетрадь. Мазурка - это польский национальный танец. Сейчас мы снова прослушаем фрагмент и вам нужно зарисовать образы, которые вы услышали. Шопен посещал многие страны с концертами и все они принесли ему успех. А сейчас давайте разомнёмся, встаньте со своих мест. Выполняем физминутку. | Ответы детей. Дети пишут в тетрадь число, «классная работа», далее пишут о композиторе. Ответы детей. Дети записывают определение. Первое прослушивание фрагмента. Ответы детей. Ответы детей. Дети записывают определение. Второе прослушивание фрагмента. Дети рисуют музыкальный образ произведения. Дети выполняют физминутку. | ||||||||
3. | Организация слушательской деятельности | 10 минут | В 19 лет Шопен навсегда покинул родную страну и переехал во Францию. В его родной стране прошли его светлые и радостные годы, именно там он впервые получил признание публики. Композитор очень тяжело переживал разлуку с родиной, хотел вернуться, но так и не успел. Эта тема яркой нитью пронизывает всё творчество композитора, острой, кричащей болью звуча в этюде, который мы сейчас прослушаем. Кто знает что такое этюд? Этюд – это музыкальное произведение, в котором постоянно используется какой-либо приём или техника игры. Запишите в тетрадь Слушая музыку, попробуйте предположить что могло случиться, какие чувства автор передал в своей музыке? Слушание фрагмента. Кто готов ответить? Этот этюд называется «Революционным». В те времена Польша находилась во власти другой страны. Шопен, как и многие его соотечественники надеялись что Польша станет свободной. Но восстание в стране было подавлено и в связи с этим, все надежды Поляков были обрушены. Этюд был написан после того, как Шопен узнал об этом событии. Он очень сильно любил свою страну и тоска о ней сохранилась в его произведениях до конца его жизни. Сейчас мы с вами снова прослушаем произведение. Настолько Композитор любил Польшу, что завещал ей своё сердце, что и было исполнено. Он был настоящим патриотом своей страны. Умер Фридерик Шопен 17 октября 1849 г. в Париже от болезни лёгких.. | Ответы детей. Дети записывают определение. Первое прослушивание фрагмента. Ответы детей. Второе прослушивание фрагмента. | ||||||||
4. | Организация исполнительской деятельности | 10 мин | Скоро вас ждёт фестиваль патриотических песен. Какую песню вы будете петь? Верно. Давайте подготовимся к пению. Распеваю детей, даю артикуляционные упражнения. Сейчас мы проверим как вы выполнили домашнее задание, я напомню вам песню, кто знает текст можете подпевать. Хорошо. Теперь давайте начнём разучивать песню вместе. Начнём с припева. Давайте прохлопаем ритм песни, проговаривая слова. Сначала я показываю, затем вы повторяете. Разучиваем ритмический рисунок. А теперь мы будем петь таким же образом, я буду медленно пропевать строчку, а затем вы повторяете. Играю мелодию и гармоническую поддержку. А теперь давайте посмотрим кто лучше запомнил ритм и мелодию, мальчики или девочки? Сначала девочки споют припев, затем мальчики. Внимательно слушайте друг друга. Молодцы ребята, на следующем уроке мы продолжим разучивание песни.
| Ответы детей. («Моя Россия, моя страна») Дети выполняют упражнения. Дети поют песню. Разучивание припева. Дети по группам поочерёдно поют припев. | ||||||||
5. | Рефлексия | 3 мин | На этом наш урок подходит к концу, сейчас я начиная с 1 парты дам вам кубик, с помощью которого мы сможем проанализировать урок. Вы его кидаете и отвечаете на вопрос, который вам выпал. (Передача кубика с вопросами Мне понравилось больше всего… На уроке я научился… На уроке я узнал… Сегодня я хочу похвалить… Сегодня у меня получилось…) | |||||||||
6. | Итог урока | 2 мин | А теперь давайте подведём итог урока. С каким композитором мы сегодня познакомились? Какие произведения послушали? Что автор передаёт в своей музыке? Какие новые слова вы узнали? Спасибо. Раздаю материал. А на дом вы получите небольшой тест с творческим заданием, не забудьте подписать свои листочки. Спасибо за урок, до свидания! | Дети отвечают на вопросы и получают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема: «Музыкальная драматургия сонаты»
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о содержании «Патетической сонаты» 1 части Людвига ванн Бетховена.
Задачи:
Образовательные: формирование у детей певческих умений и навыков, разучить куплет и припев песни. Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: соната. Обучать детей планированию совместной работы со сверстниками.
Развивающие: формировать умение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Развивать умение аргументировать свою точку зрения. Развивать вокально-хоровые навыки детей, чувство ритма, звуковысотный слух. Учить детей эмоционально передавать творческий замысел композиции.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), деятельно - слуховой; метод эмоциональной драматизации; метод размышления; метод сопоставления по принципу сходства и различия; поиск выразительных средств исполнения.
Тип урока: открытие «нового» знания
Оборудование: компьютер, стереосистема, usb-флешка, проектор, экран, презентация, фортепиано, раздаточные листы, наклейки.
Муз. материал: «Патетическая соната» 1 часть Л. ванн Бетховена (фрагмент), Я. Дубравин «Россия Россией останется».
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация исполнительской деятельности
- Организация слушательской деятельности
- Рефлексия
- Итог урока
Челябинск, 2025
Этапы | Задачи | Ход деятельности учителя | Ход деятельности обучающихся | Хронометраж | ||||||||
1.Организационный момент | Настроить детей на продуктивную творческую деятельность. | Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна, сегодня проведу для вас урок музыки. А в конце урока, самые активные ребята получат от меня маленький приз. Музыкальное приветствие. Как ваше настроение после каникул? Что вы изучали на прошлых уроках? Надеюсь, сегодняшний урок откроет вам новые и интересные знания, приступим к работе. | Дети здороваются, поют музыкальное приветствие, вспоминают материал прошлых уроков. | 1 минута | ||||||||
2.Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки детей, чувство ритма, звуковысотный слух. Учить детей эмоционально передавать творческий замысел композиции. | Я. Дубравин «Россия Россией останется» Сегодня мы с вами начнем с продуктивной деятельности, напомните мне правила пения. Молодцы, давайте разогреем связки и познакомимся с новой песней.
| Дети перечисляют правила пения, распеваются, разучивают 1 куплет и припев песни. | 9 минут | ||||||||
3.Ораганизация слушательской деятельности | Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: соната. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке. Обучать детей планированию совместной работы со сверстниками. Формировать умение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Развивать умение аргументировать свою точку зрения. | Сегодня ваша задача на уроке будет постараться войти в роль психолога и понять какое настроение было у композитора, и что он хотел передать людям, когда сочинял эту музыку. Слушание фрагмента. Ребята, сейчас Вы прослушали фрагмент из очень серьезного и сложного произведения. Какой образ возник? Ответьте, пожалуйста, на вопрос, заданный Вам перед слушаньем. Какие динамические оттенки присутствовали во фрагменте музыкального произведения? Как меняется характер музыки? Ребята, в муз. произведении всегда присутствует либо один рассказчик, либо несколько действующих лиц. Как Вы думаете, в прослушанном произведении роль выполняет кто - то один? А сколько? Как Вы это определили? А где присутствуют два действующих лица? Да, верно. Перед нами произведение – диалог, но диалог непростой, ведь здесь происходит очень интересный разговор! Кто – нибудь догадался, чье произведение мы слушали? Об этом человеке было сказано так: «Он заставит заговорить о себе весь мир!» Этим человеком был Людвиг ванн Бетховен. А знаете ли вы какое препятствие было между Бетховеном и людьми? Совершенно верно. Есть ли среди Вас те, кто ведет личный дневник? Для Бетховена сочинение сонат было своеобразным ведением такого дневника. Запишите, пожалуйста, определение понятию «соната». В своих сонатах Людвиг Бетховен пытался отразить то, что наболело. Соната – это своеобразное зеркало души композитора. Что же можно увидеть в этом «зеркале» Бетховена? Человек, написавший такую музыку, в тот момент чувствовал и страдание, и торжество. Самые яркие и возвышенные чувства переполняли композитора, поэтому эта соната названа Патетической (запишем). Ребята, благодаря чему мы слышим разную музыку? Хорошо, но неужели все ноты одинаковые? При показе целой ноты – шагаете на месте, половинной ноты – прыжок, четвертной ноты – приседание, восьмой ноты – киваете головой три раза. Молодцы, присаживайтесь. Вы сказали, что в сонате различается 2 характера, какие именно? Да, всё верно. Давайте ещё раз прослушаем Патетическую сонату, уже понимая, что здесь присутствуют две стороны… При смене «рассказчика» - поднимите обе руки. Слушание фрагмента. Итак, ответьте, пожалуйста, с чем можно сравнить этих «участников диалога?» (судьба и человек) Этот композитор всю жизнь боролся с чем то: со страхами, с глухотой и с окружающими, поэтому в этом произведении отражено его видение своей жизни. Какие части можно выделить в этом фрагменте произведения? Какие чувства вызвало оно у Вас? Что услышали и представили? Ребята, я хочу предложить Вам объединить всё то, что мы с Вами выяснили сегодня на уроке в небольшие творческие работы: 1 группа подготовит рисунок, передающий настроение и всё, что вызывает у Вас прослушивание этого произведения 2 группа подберёт ряд слов, которыми можно было бы охарактеризовать прослушанный Вами фрагмент Патетической сонаты. Даю несколько минут на выполнение задания, анализируем итоги. Ваше домашнее задание – нарисовать картинку, которая описывает патетическую сонату. | Слушают и анализируют фрагмент, отвечают на вопросы. Нет, двое. Звучат две разные по характеру мелодии. В диалоге. Глухота. Соната – это музыкальное произведение, состоящее из трёх или четырёх частей различного темпа и характера. Отвечают на вопросы. Благодаря нотам - Нет, есть разные длительности нот Выполняют физ. минутку в соответствии с указаниями учителя. Есть партия мрачная, а есть оживленная. Ответы обучающихся. Вступление, главная и побочная темы. Ответы обучающихся. Работают в группах в соответствии с полученными заданиями. | 12 минут | ||||||||
4.Рефлексия | Развивать умение анализировать свои чувства и эмоции | Молодцы ребята, все работали хорошо. Оцените свою работу самостоятельно. Определите, на какой ступени нотного стана вы находитесь – «до» - 3, «ми» - 4, «соль» - 5 и нарисуйте ноту на листе, листы подпишите и сдайте мне. | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
5.Итог урока | Подвести итог урока | А теперь давайте подведём итог урока. Почему соната Людвига ванн Бетховена названа «Патетической»? Чем являлись сонаты для Бетховена? За что можете похвалить себя и своего соседа? Спасибо за урок! До свидания. | Дети отвечают на вопросы, получают оценки. Прощаются. | 1 минута |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Тема: «Музыкальная драматургия сонаты»
Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся представления о содержании «Патетической сонаты» 1 части Людвига ванн Бетховена.
Задачи:
Образовательные: формирование у детей певческих умений и навыков, разучить куплет и припев песни. Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: соната. Обучать детей планированию совместной работы со сверстниками.
Развивающие: формировать умение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Развивать умение аргументировать свою точку зрения. Развивать вокально-хоровые навыки детей, чувство ритма, звуковысотный слух. Учить детей эмоционально передавать творческий замысел композиции.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке.
Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»), деятельно - слуховой; метод эмоциональной драматизации; метод размышления; метод сопоставления по принципу сходства и различия; поиск выразительных средств исполнения.
Тип урока: открытие «нового» знания
Оборудование: компьютер, стереосистема, usb-флешка, проектор, экран, презентация, фортепиано, раздаточные листы.
Муз. материал: «Патетическая соната» 1 часть Л. ванн Бетховена (фрагмент), Я. Дубравин «Россия Россией останется».
Структура урока:
- Организационный момент
- Организация исполнительской деятельности
- Организация слушательской деятельности
- Рефлексия
- Итог урока
Челябинск, 2025
Этапы | Задачи | Ход деятельности учителя | Ход деятельности обучающихся | Хронометраж | ||||||||
1.Организационный момент | Настроить детей на продуктивную творческую деятельность. | Здравствуйте, меня зовут Мария Сергеевна, сегодня я буду работать с вами. Музыкальное приветствие. Как ваше настроение после каникул? Что вы изучали на прошлых уроках? Надеюсь, сегодняшний урок откроет вам новые и интересные знания, приступим к работе. | Дети здороваются, поют музыкальное приветствие, вспоминают материал прошлых уроков. | 1 минута | ||||||||
2.Организация исполнительской деятельности | Развивать вокально-хоровые навыки детей, чувство ритма, звуковысотный слух. Учить детей эмоционально передавать творческий замысел композиции. | Я. Дубравин «Россия Россией останется» Сегодня мы с вами начнем с продуктивной деятельности, напомните мне правила пения. Молодцы, давайте разогреем связки и познакомимся с новой песней. О чем она? Какой у неё характер?
| Дети перечисляют правила пения, распеваются, разучивают 1 куплет и припев песни. | 9 минут | ||||||||
3.Ораганизация слушательской деятельности | Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: соната. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке. Обучать детей планированию совместной работы со сверстниками. Формировать умение использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. Развивать умение аргументировать свою точку зрения. | Сегодня ваша задача на уроке будет постараться войти в роль психолога и понять какое настроение было у композитора, и что он хотел передать людям, когда сочинял эту музыку. Слушание фрагмента. Ребята, сейчас Вы прослушали фрагмент из очень серьезного и сложного произведения. Какой образ возник? Ответьте, пожалуйста, на вопрос, заданный Вам перед слушаньем. Какие динамические оттенки присутствовали во фрагменте музыкального произведения? Как меняется характер музыки? Ребята, в муз. произведении всегда присутствует либо один рассказчик, либо несколько действующих лиц. Как Вы думаете, в прослушанном произведении роль выполняет кто - то один? А сколько? Как Вы это определили? А где присутствуют два действующих лица? Да, верно. Перед нами произведение – диалог, но диалог непростой, ведь здесь происходит очень интересный разговор! Кто – нибудь догадался, чье произведение мы слушали? Об этом человеке было сказано так: «Он заставит заговорить о себе весь мир!» Этим человеком был Людвиг ванн Бетховен. А знаете ли вы какое препятствие было между Бетховеном и людьми? Совершенно верно. Есть ли среди Вас те, кто ведет личный дневник? Для Бетховена сочинение сонат было своеобразным ведением такого дневника. Запишите, пожалуйста, определение понятию «соната». В своих сонатах Людвиг Бетховен пытался отразить то, что наболело. Соната – это своеобразное зеркало души композитора. Что же можно увидеть в этом «зеркале» Бетховена? Человек, написавший такую музыку, в тот момент чувствовал и страдание, и торжество. Самые яркие и возвышенные чувства переполняли композитора, поэтому эта соната названа Патетической (запишем). Ребята, благодаря чему мы слышим разную музыку? Хорошо, но неужели все ноты одинаковые? При показе целой ноты – шагаете на месте, половинной ноты – прыжок, четвертной ноты – приседание, восьмой ноты – киваете головой три раза. Молодцы, присаживайтесь. Вы сказали, что в сонате различается 2 характера, какие именно? Да, всё верно. Давайте ещё раз прослушаем Патетическую сонату, уже понимая, что здесь присутствуют две стороны… При смене «рассказчика» - поднимите обе руки. Слушание фрагмента. Итак, ответьте, пожалуйста, с чем можно сравнить этих «участников диалога?» (судьба и человек) Этот композитор всю жизнь боролся с чем то: со страхами, с глухотой и с окружающими, поэтому в этом произведении отражено его видение своей жизни. Какие части можно выделить в этом фрагменте произведения? Какие чувства вызвало оно у Вас? Что услышали и представили? Ребята, я хочу предложить Вам объединить всё то, что мы с Вами выяснили сегодня на уроке в небольшие творческие работы: 1 группа подготовит рисунок, передающий настроение и всё, что вызывает у Вас прослушивание этого произведения 2 группа подберёт ряд слов, которыми можно было бы охарактеризовать прослушанный Вами фрагмент Патетической сонаты. Даю несколько минут на выполнение задания, анализируем итоги. Ваше домашнее задание – нарисовать картинку, которая описывает патетическую сонату. | Слушают и анализируют фрагмент, отвечают на вопросы. Нет, двое. Звучат две разные по характеру мелодии. В диалоге. Глухота. Соната – это музыкальное произведение, состоящее из трёх или четырёх частей различного темпа и характера. Отвечают на вопросы. Благодаря нотам - Нет, есть разные длительности нот Выполняют физ. минутку в соответствии с указаниями учителя. Есть партия мрачная, а есть оживленная. Ответы обучающихся. Вступление, главная и побочная темы. Ответы обучающихся. Работают в группах в соответствии с полученными заданиями. | 12 минут | ||||||||
4.Рефлексия | Развивать умение анализировать свои чувства и эмоции | Молодцы ребята, все работали хорошо. Оцените свою работу самостоятельно. Определите, на какой ступени нотного стана вы находитесь – «до» - 3, «ми» - 4, «соль» - 5 и нарисуйте ноту на листе, листы подпишите и сдайте мне. | Оценивают свою работу | 2 минуты | ||||||||
5.Итог урока | Подвести итог урока | А теперь давайте подведём итог урока. Почему соната Людвига ванн Бетховена названа «Патетической»? Чем являлись сонаты для Бетховена? За что можете похвалить себя и своего соседа? Спасибо за урок! До свидания. | Дети отвечают на вопросы, получают оценки. Прощаются. | 1 минута |






