Главные вкладки
Конспекты уроков музыки в среднем звене
На этой странице представлены конспекты уроков музыки для среднего звена школы.

Скачать:
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 10.12.24 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Литвяк А.В.
Студентки 40 группы Потаповой Марии Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: Путешествие в музыкальный театр. Опера «Садко»
Цель: определение роли и значения музыки в былинах и сказках на примере оперы-былины Римского-Корсакова Н.А. «Садко».
Задачи:
- Обучающая: знакомство с творчеством русского композитора Н. А. Римского-Корсакова на примере оперы-былины «Садко».
- Развивающая: продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.
- Воспитательная: воспитывать любовь и потребность в музыке, как средства общения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный метод, словесный метод (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрация, раздаточный материал), слуховой (собственный показ, приём «Эхо») метод создания композиции, пластическое интонирование.
Материалы, оборудование: usb флешка, аудио материал, стереосистема, раздаточный материал, портрет Волховы.
Музыкальный репертуар: Опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков («Океан – море синее», «Колыбельная Волховы», «Заиграйте мои гусельки»), Крылатов «Ты человек».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, дети. Поём музыкальное приветствие. Какой была тема прошлого урока? Какие произведения вы послушали? Что нового узнали? Каким было домашнее задание? | Дети отвечают на вопросы. Домашнее задание – тест, 1 куплет песни. | 5 минут | ||||||||
Организация слушательской деятельности | знакомство с творчеством русского композитора Н.А. Римского-Корсакова на примере оперы-былины «Садко». Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение. | Сегодня мы с вами вновь оказались в театре. И познакомимся с новой оперой, но необычной. Как вы думаете, какие виды опер бывают? Есть 5 основных видов опер. Среди них: комическая, полусерьезная, веристсткая, серьёзная и большая. Вашим домашним заданием будет написать в тетради виды опер и их различия. Запишите в дневник. А ещё оперы получают свои названия исходя из их литературных произведений. Например, сказочная опера. Как вы думаете с каким видом оперы мы познакомимся сегодня? Совершенно верно. Какой будет тема и цель нашего урока? Запишите в тетрадь. Сегодня мы поближе познакомимся с творчеством Н. А. Римского-Корсакова. Его область деятельности — это опера, при том сказочная, фантастическая, легендарная. Его называют величайшим среди композиторов сказочников. Из огромного творческого наследия мы сегодня остановимся на опере-былине «Садко». На фоне звучит фрагмент из оперы «Океан море синее». Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и мир звуков. Многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей Римский-Корсаков заимствовал целиком из народного эпоса - различных блин, песен и причитаний. И вот мы с вами в театре. Меркнет свет, стало темно и лишь оркестр чуть светится. Опера началась, звучит вступление. О чём расскажет вам эта музыка, попробуйте дать ей название. Вступление называется "Океан - море синее". Как композитор передаёт характер моря? Какие инструменты помогают нам услышать "краски моря"? Поразительно, как композитор создал столь захватывающую звуковую картину из мотива, состоящего всего из трех звуков. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море. Сейчас мы прослушаем фрагмент снова и ещё раз обратим внимание на то, как композитор изобразил море, и я приглашаю 6 человек принять участие в групповом задании. Вы должны полотном ткани показать движение моря на протяжении произведения. А еще ё человек получает задание заполнить таблицу по этому фрагменту. Слушание фрагмента. Сейчас я прочитаю стихи из литературного произведения, которое легло в основу либретто этой оперы. Как во славном Нове-городе. Был Садко, весёлый молодец, Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты, По пирам ходил-играл Садко, Потешал купцов, людей посадских. Из какого литературного произведения эти строки? Кто сочинил эту былину? Продолжим наше музыкальное путешествие, познакомимся поближе с оперой-былиной "Садко" композитора Римского-Корсакова, главный герой которой не просто певец-гусляр, но и отважный путешественник-мореплаватель. Опера-былина «Садко» – одно из первых значительных произведений композитора. А сейчас ребята, мы познакомимся с главным героем оперы поближе и услышим его музыкальный портрет, одну из песен Садко, которая пробудила в Морской царевне человеческие чувства. По её просьбе Садко поёт песню "Заиграйте, мои гусельки.". Охарактеризуйте её интонации. 1 человек выполняет индивидуальное с таблицей. Слушание фрагмента. Молодцы! Еще одна героиня оперы – дочь Морского царя – Волхова. Веселье, радость и счастье приходят только с любовью. Гусляр и Морская царевна полюбили друг друга. При прощании Волхова обещает Садко подарить золотых рыбок в награду за его песни. Она предсказывает ему радость и богатство. Прощаясь с Садко, героиня поёт колыбельную песню. Ребята, какой мы видим образ Волховы: "фантастический или человеческий?" Слушание фрагмента. Давайте обратимся к иллюстрациям чтобы сравнить музыкальный и живописный образы Морской царевны, дайте ему характеристику. Рассматриваем иллюстрацию. А как изменился образ Волховы после встречи с Садко? Наше путешествие в музыкальный оперный театр подходит к завершению. Надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного. А то, что вы узнали сегодня поможет вам выполнить домашнее задание – кроссворд. |
Ответы детей. Записывают домашнее задание. Опера-былина. Путешествие в театр, знакомство с оперой-былиной.
Групповое задание. Индивидуальное задание. Из былины "Садко", русский народ. Мелодия лёгкая, радостная, звонкая, запоминающаяся, начинается удалой восходящей интонацией. Индивидуальное задание. Фантастический. (фантастическая, волшебная, необычная, сказочная, холодная, божественная). (Из холодной Морской царевны она превратилась в любящую девушку).
| 15 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности. воспитывать любовь и потребность в музыке, как средства общения. |
А сейчас мы обратимся к нашей песне. Напомните мне, с какой песней мы познакомились на прошлом уроке? Кто её автор? Продолжим разучивать. | «Ты человек» Евгений Крылатов. Дети поют песню. | 15 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. | Наш урок подходит к концу. Что на уроке вам понравилось больше всего? Что вызвало затруднения? С каким настроением вы уходите с урока? | Дети оценивают свои успехи на уроке. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Ребята, скажите пожалуйста, о каком музыкальном жанре мы говорили сегодня на уроке? О какой опере, какого композитора, вели разговор на протяжении всего урока? С какими героями оперы познакомились? Помните, Морская царевна в награду за песни Садко обещала подарить ему золотых рыбок? А я сегодня вам в награду за работу на уроке, дарю свою золотую рыбку, которая исполнит ваше самое заветное желание. Всем пятерки! До свидания! | Дети отвечают на вопросы. | 2 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 26.11.24 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Литвяк А.В.
Студентки 40 группы Потаповой Марии Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Слово о мастере. Всю жизнь мою несу Родину в душе.»
Цель: постижение взаимосвязи музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи:
- Обучающая: познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны». Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В. А. Гаврилина. Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
- Развивающая: продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности.
- Воспитательная: воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный метод, проблемно-поисковый метод, словесный метод (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрация, раздаточный материал), слуховой (собственный показ, приём «Эхо»), приём «цвет моего настроения»
Материалы, оборудование: usb флешка, аудио материал, стереосистема, раздаточный материал портрет
Музыкальный репертуар: В.А. Гаврилин «Перезвоны» (Вечерняя просьба, Весело на душе, Молитва), А. Пахмутова «Просьба».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, дети. Сегодня урок начинается с музыкального приветствия, повторяйте за мной: "Вот и прозвенел звонок, начинать пора урок». О чем мы с вами говорили на прошлых уроках? Какой была тема прошлого урока? Какие произведения вы послушали? Что нового узнали? Каким было домашнее задание? | Класс поёт музыкальное приветствие. Дети отвечают на вопросы, сдают домашнее задание. | 5 минут | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны». Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В. А. Гаврилина. Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина. продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры. | Наш урок начнётся с проверки ваших знаний. У вас будет 5 минут на выполнение теста. Мы с вами вспомнили вначале урока о произведениях и их авторах, с которыми уже успели познакомиться. Можно ли назвать их мастерами своего дела? На уроках слушали музыку, читали отрывки произведений и рассматривали картины. Композиторы, литераторы, художники — это мастера своего дела. И часто они объединяют свои усилия, чтобы создать новый шедевр. Как вы думаете, какой будет тема и цель урока? Открываем тетради и записываем дату и тему урока. Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине. Колокола! Ваш звучный звон-Язык земли, меня вскормившей. Живет в вас радость, клич и стон, как отголосок жизни бывшей. Колокола! Руси венец, червонным золотом горящий. Ваш звон- связующая нить меж будущим и настоящим. Речь пойдет о произведении «Перезвоны» Валерия Александровича Гаврилина. Показываю портрет. Ребёнок зачитывает текст. Валерий Александрович Гаврилин родился в семье учителей на Вологодчине. Отец его погиб на фронте. Мать была репрессирована и выслана далеко за пределы города. Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма. Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет. Показываю второй портрет. Второй человек перед вами русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России Шукшин Василий Макарович - воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. Всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям. Как вы думаете, чьё творчество, рассказы вдохновили В.А. Гаврилина на написание своего самого крупного произведения «Перезвоны». Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. Даю групповое задание собрать определение. И вот к этому сочинению в подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о малой родине», дала толчок для появления «Перезвонов». Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихотворении: «…Жива святая Русь, жива Россия…Горят её, сияют купола, от моря и до моря с новой силой звонят, звонят её колокола». Таким образом - герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать чей образ? Верно. Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. На ваших листах есть задание, посмотрите. Перед вами 3 картины и 3 литературных отрывка, давайте их прочтём. Сейчас мы познакомимся с фрагментами произведения. Ваша задача будет соотнести картины и литературные фрагменты с нужной частью произведения. Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы? Какой характер, настроение передаёт произведение? (вопросы сохраняются) Слушание «Вечерняя молитва», «Весело на душе». Что олицетворяет колокол в данном фрагменте? «Молитва». Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. Получилось это у нас как раз благодаря взаимосвязи этих искусств. Нам удалось подобрать литературные фрагменты, которые точно передают характер и настроение произведения. Также у нас с вами есть еще одно произведение, в котором музыка подчёркивает и дополняет литературный текст. Сегодня мы закрепим знание мелодии и текста песни «Просьба». | Дети пишут тест. Да. Взаимосвязь мастеров своего дела, связь музыки и других искусств. Пишут в тетрадь. Записывают в тетрадь. Ребёнок читает текст, в это же время другой ученик выполняет задание по тексту. Творчество В.М. Шукшина Выполнение группового задания. Образ России. Дети читают отрывки. 1.Русская песенность через образ вечера. Мелодия – течение реки. Мужской хор – звук колокола. Появление пульсации в партии сопрано созвучно со словами «…но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок». 2. Образ русского танца, народное гуляние с шутками и прибаутками. Создание образа из высказывания: «…огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться». Фрагмент раскрывает древние русские традиции «Проводы масленицы». Праздник, во время которого надо было выплеснуть всю энергию. 3.На фоне хорового молитвенного распева звучит колокол и низкий мужской голос читает текст. Хотят достучаться до души и сердца. Это звучит сама душа). | 15 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности. |
| Дети поют песню. | 15 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. | Наш урок подходит к концу. У вас на партах лежат листочки. Сейчас вы оцените свои успехи за пройденный урок. (на доске рисую пример) Ваша задача нарисовать на листочке ноту. Зеленую – если вы работали продуктивно и урок прошёл для вас интересно, синюю – если вы работали мало и урок был скучным, также вы можете использовать другой цвет и описать свои ощущения. Листочки нужно подписать и сдать. | Дети оценивают свои успехи и рисуют соответствующую ноту. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Сегодня мы с вами соприкоснулись с различными видами искусства и проследили их взаимосвязь. С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? Какое произведение вы узнали и послушали? Кто был автором литературной основы произведения? Молодцы! До свидания! | Дети отвечают на вопросы. | 2 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 12.11.24 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Литвяк А.В.
Студентки 40 группы Потаповой Марии Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Что за прелесть эти сказки.»
Цель: постижение образного мира художественного произведения на примере первой части сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада».
Задачи:
- Обучающая: формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться в музыку, сравнивать и сопоставлять. Ознакомить детей с музыкальным термином: симфоническая сюита, синестезия. Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с симфонической сюитой Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада».
- Развивающая: развивать певческие навыки (дикция, интонация), умение слушать музыку и анализировать её; развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. Развивать навык импровизации в доступных для детей формах; создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются.
- Воспитательная: обогащение духовной культуры обучающихся, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрация, раздаточный материал), слуховой (собственный показ, приём «Эхо»), метод создания композиции (сюжетный план произведения), пластическое интонирование, импровизация, метод «пяти пальцев».
Материалы, оборудование: usb флешка, аудио материал, стереосистема, портрет Н. А. Римского – Корсакова, раздаточный материал, репродукции картин И. К. Айвазовского «Бриг «Меркурий», «Девятый вал».
Музыкальный репертуар: Н. А. Римский – Корсаков симфоническая сюита «Шахерезада», А. Пахмутова «Просьба».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация исполнительской деятельности.
- Организация слушательской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, дети. Сегодня урок начинается с музыкального приветствия, повторяйте за мной: "Вот и прозвенел звонок, начинать пора урок». О чем мы с вами говорили на прошлых уроках? Какой была тема прошлого урока? Какие произведения вы послушали? Что нового узнали? Каким было домашнее задание? | Класс поёт музыкальное приветствие. Дети отвечают на вопросы, сдают домашнее задание. | 5 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать певческие навыки (дикция, интонация), умение слушать музыку и анализировать её. Обогащение духовной культуры обучающихся, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. |
Сегодня урок музыки начнётся с пения. С какой песней вы познакомились на прошлом уроке? Кто её автор? О чем поётся в песне, какое у неё настроение? Давайте её повторим. | А. Пахмутова «Просьба», песня является просьбой к людям о том, что все живые существа требуют особого внимания и доброго отношения. Позывом является бережное отношение к природе и окружающему миру.
| 15 минут | ||||||||
Организация слушательской деятельности | формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться в музыку, сравнивать и сопоставлять. Ознакомить детей с музыкальным термином: симфоническая сюита. Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с симфонической сюитой Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада». Развивать навык импровизации в доступных для детей формах; создать атмосферу творчества, при которой учащиеся самореализуются. Обогащение духовной культуры обучающихся, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку. | Мы с вами выяснили что в нашу песню вложен следующий смысл: каждый заслуживает доброго отношения к себе. Скажите, а где еще часто речь идёт о добре, и оно всегда побеждает зло? Верно! А вы любите сказки, за что? А как называют человека, который сочиняет сказки? Мы сегодня с вами поговорим о сказочнике, но не о том, кто сочиняет сказки и записывает их на бумаге. Мы поговорим о сказочнике, который сочиняет сказки с помощью музыки. Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Ребята, послушайте фрагмент и скажите, знакомо вам это произведение? Звучит фрагмент вступления сюиты «Шахерезада» Н. А. Римского-Корсакова. Да, вы назвали верно — это симфоническая сюита «Шахерезада». Вспомним с вами – в чём особенность жанра сюиты? Чем он отличается от других музыкальных жанров? Оно состоит из нескольких частей, жанры которых обычно контрастируют между собой. Запишем в тетради. А кто автор этой сюиты? Запишем в тетради. Пока дети пишут раздаю qr-код с домашней работой. Вот мы сегодня с вами постараемся поближе познакомиться с одной из частей сюиты, и узнаем – что же такого интересного в ней придумал композитор. А сейчас мы с вами повторим биографию композитора. Я раздам вам тексты, а вам в группах нужно будет отыскать следующие факты о композиторе: (пишу на доске) город рождения (Тихвин), где учился (морской корпус), как его описывают (композитор сказочник), что создал (музыкальный словарь), его уникальная особенность (синестезия). Римского-Корсакова называют музыкальным сказочником. Почему? Давайте вспомним, с какими произведениями композитора вы с вами уже знакомы? Какие сюжеты лежат в основе произведений композитора? Правильно, сказки. Кто написал «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о золотом петушке»? Сказки «Снегурочка» и «Кощей бессмертный» написаны по мотивам русских народных сказок. Садко» это русская былина. А какая же музыка лежит в основе произведения, которое мы слушали в начале урока? Давайте послушаем и подумаем, похожа эта музыка на русскую музыку или в ней звучат мотивы совсем других народов. Звучит фрагмент сюиты. Что вы можете сказать о мелодии, она напоминает вам русские песни? Действительно, и это не случайно. Симфоническая сюита «Шахерезада» была сочинена по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Есть ли среди вас настоящие знатоки сказок? Приглашаю одного ученика к доске, прошу написать три сказки из сборника. («Али-Баба и сорок разбойников», «Волшебная лампа Алладина», «Синдбад – мореход») Класс помогает. Ставлю оценки. Эти сказки вы могли прочитать, но в этом сборнике много других замечательных сказок. Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами. Римский-Корсаков дал произведению краткую программу. Сейчас я буду читать вам текст, а вы по очереди по рядам будете отгадывать зашифрованные слова. «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шахерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шахерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». В сюите два контрастных образа - султан Шахрияр и мудрая Шахерезада. Вы услышите темы обоих персонажей, когда вы услышите смену образа поднимите руку вверх. Охарактеризуйте, пожалуйста, эти образы. Какими увидел и изобразил композитор этих персонажей? Слушание фрагмента. Обсуждение вопросов. Эти два образа композитор показал в конфликте и во взаимодействии. Сейчас мы снова прослушаем фрагмент. Подумайте, какие инструменты звучат на теме Шахриара, Шахерезады? Когда будет звучать тема царя, я попрошу мальчиков изобразить движениями рук характер Шахриара. А когда зазвучит тема Шахерезады, девочки попробуют передать её характер в движении. И вот Шахерезада начала свою сказку… Первая часть сюиты называется «Море и корабль Синдбада». Как вы думаете, где разворачивается действие этой сказки? Что нам «рисует» музыка композитора? Что мы можем услышать в этой музыке? (звучит начало первой части сюиты). Слушание фрагмента. Музыка «рисует» картину моря. Отважный Синдбад- мореход ведёт свой корабль по бескрайней морской равнине. Я сегодня хотела показать вам репродукции картин русского художника Ивана Айвазовского - художника, который на большинстве своих картин запечатлел морскую стихию. Посмотрите на картины, они похожи или же различаются? Что они вам показывают? (Просмотр картин). Верно. Ребята, давайте представим себе, что каждый из нас – это волна. И, слушая музыку, мы попробуем показать – как двигаются волны на море. Встаньте со стульчиков, вытяните руки в стороны и под музыку мы будем качаться, изображая волну. (Звучит фрагмент первой части сюиты – дети имитируют движение волн). Ребята, мы с вами качались одинаково на протяжении музыки или нет? Почему? А как вы думаете – почему? Дальше в произведении мы не услышим движение воды, потому что корабль прибыл на сушу. А затем звучит скрипка, чей образ она нам рисовала? Мы говорили с вами о том, что во вступлении нам скрипка нарисовала образ Шахерезады, а здесь что могло произойти на берегу? Кого могла встретить команда? Вероятно, да. Дальше музыка стала спокойнее. А затем вновь стала тревожно набирать силу. Как вы думаете, почему? Ребята, Синдбад и его команда помогут ей или нет? Мальчики, вы бы оставили своих девочек в беде? Вот и Синдбад пришёл на помощь девушке и не оставил её в беде. И вот мы слышим, как снова бушуют волны и действие сказки вновь разворачивается на море. О чём нам хочет сказать композитор? Наверно, корабль и Синдбада кто-то преследует. Кто бы это мог быть? Как вы думаете – Синдбад победил своих преследователей? А дальше музыка становится спокойной. Как закончилась наша сказка? Смотрите – у нас с вами в сказке получилось три части: 1-ая происходит на море; 2-ая – на берегу; 3-я – снова на море. Мы с вами делимся на три команды. Я даю вам карточки с планом, по которому вы должны придумать сюжет каждый своего фрагмента, и потом у нас должна получиться полная сказка. Которая называется… (как?) Верно. Раздаю планы 3 командам и даю пару минут на выполнение. Уверена у вас получились замечательные истории, но сказка куда интереснее, когда к ней есть иллюстрации, верно? На следующем уроке сдайте ваши истории и нарисуйте к ним рисунки. (На отдельных листах) Сегодня мы с вами окунулись в сказочный мир и познакомились с сюитой и её особенностями. Проанализировали образный мир художественного произведения на примере первой части сюиты | В сказках. Да, они волшебные. Писатель. Музыка, основанная на сказках; познакомиться с ней, разглядеть сказочные образы и музыке. Это произведение называется «Шахеразада».
Это произведение, состоящее из контрастных частей или пьес. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Дети по группам работают с текстом. Опера «Сказка о царе Салтане», Опера «Золотой петушок», Опера «Снегурочка» и т.д. Сказки. А. С. Пушкин. Нет, мелодия похожа на восточную. Индивидуальное задание у доски. Задание по группам. Реагируют на контраст. Шахриар – грозный, злой. Шахерезада – загадочная, нежная, красивая. Пластическое интонирование, импровизации на муз. фрагмент по очереди. (девочки, мальчики) Как будто плывёт корабль. Она может быть доброй и ласковой как на картине «Бриг «Меркурий», и страшным, беспощадным как на картине «Девятый вал». Пластическое интонирование. Нет, то сильнее, то медленнее. Потому что море было разным: сначала на море были небольшие волны, потом разразился шторм, но затем оно стало спокойным. Образ Шахерезады. Команда встретила девушку. Девушка от кого- то убегает, ей грозит опасность. Нет, мы бы им помогли. Разбойники, чудища, пираты... Да, конечно. Сказка закончилась хорошо. «Море и корабль Синдбада». Дети по командам составляют план. | 15 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. | Наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу всех поднять одну руку в верх. Хорошо подумайте и загните палец если вы считаете, что: достигли цели урока, узнали что-то новое, внимательно слушали на уроке, успешно справились с заданиями, чувствовали себя на уроке хорошо, остались довольны. | Дети оценивают свои успехи и загибают палец, если согласны с утверждением. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку: с творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? Какое произведение вы узнали и послушали? Что такое сюита? Молодцы! До свидания! | Дети сканируют код и записывают домашнее задание. | 2 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 22.10.24 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Литвяк А.В.
Студентки 40 группы Потаповой Марии Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Образы родной земли. Фольклор в музыке русских композиторов.»
Цель: изучение музыки русских композиторов, основанной на фольклорном творчестве, с целью расширения знаний учащихся о культурном наследии России и воспитания уважения к традициям своего народа.
Задачи:
- Обучающая: ознакомить учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний. Ознакомить детей с музыкальными терминами: программная музыка, жанром симфоническая миниатюра. Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с картиной А. К. Лядова «Кикимора».
- Развивающая: развивать певческие навыки (дикция, интонация), умение слушать музыку и анализировать её; развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
- Воспитательная: поддержать интерес к изучению музыки и культурным традициям.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод(беседа), метод «пяти пальцев», наглядный (Иллюстрация, раздаточный материал), графический (отображение муз. образа в рисунке) метод создания композиции.
Материалы, оборудование: usb флешка, аудио материал, стереосистема, портрет А. К. Лядова.
Музыкальный репертуар: А. К. Лядов «Кикимора», А. Пахмутова «Просьба».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, дети. Сегодня урок начинается с музыкального приветствия, повторяйте за мной: "Вот и прозвенел звонок, начинать пора урок». О чем мы с вами говорили на прошлых уроках? Передайте домашнее задание на первый ряд. | Класс поёт музыкальное приветствие. Дети отвечают на вопрос, сдают домашнее задание. | 5 минут | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Ознакомить учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний. Ознакомить детей с музыкальными терминами: программная музыка, жанром симфоническая миниатюра. Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с картиной А. К. Лядова «Кикимора». Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке. Поддержать интерес к изучению музыки и культурным традициям. | Сегодня у нас будет сказочный урок. Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями. Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? Давайте вспомним, что такое фольклор, кто может рассказать? Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость», запишите в тетрадь. Как вы думаете, обращаются ли композиторы к народному творчеству? Назовите пример такого произведения. Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока. Верно. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.К.Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. Даю групповое задание 4 детям записать примеры фольклорного творчества. (сказки, былины, прибаутки и т.д.) Показываю портрет композитора. Вам знаком этот композитор? Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок. Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Даю индивидуальное задание собрать название произведения, с которым мы познакомимся на уроке. А вы знаете кто такая Кикимора? Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем. В восточнославянской мифологии — это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома. Название «кикимора» — это вторая часть имя злого духа Мары. Кикимора – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину. Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора Иваном Петровичем Сахаровым. «...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...». Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? Какие инструменты звучали бы в вашем произведении? Сейчас мы послушаем как воплотил образ кикиморы в своём произведении композитор. Подумайте, какой у неё характер в произведении, что помогает вам это понять? Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь? Почему? Слушание фрагмента. Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки. В основе «Кикиморы» лежит народное сказание. Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным. Запишите в тетрадь. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может. Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Сейчас мы снова прослушаем фрагмент, а вашим заданием будет изобразить в тетради кикимору такой, какой вам её представляет композитор в своём произведении. Слушание фрагмента. Анализ рисунков детей, характера произведения. Сейчас мы прослушаем вторую часть картины. После прослушивания скажите, какой сюжет вам представляется, похожи ли части между собой, какой характер у музыки? Слушание фрагмента. Суетливый бег кикиморы не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Ребята, а интересно было бы жить если бы не было сказок? Я с вами согласна, сказки очень увлекательное творчество русского народа. А композиторы сохраняют это творчество и передают его следующим поколениям уже в ином виде, в музыкальном. | (фольклор) Да, например «Три богатыря», «Сказка о царе Салтане». Фольклор в музыке композиторов. Познакомиться с примерами.
| 15 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать певческие навыки (дикция, интонация), умение слушать музыку и анализировать её | А мы с вами сегодня познакомимся с новой песней замечательного композитора Александры Пахмутовой «Просьба».
| С чего начинается Родина. | 15 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. | Наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу всех поднять одну руку в верх. Хорошо подумайте и загните палец если вы считаете, что: достигли цели урока, узнали что-то новое, внимательно слушали на уроке, успешно справились с заданиями, чувствовали себя на уроке хорошо, остались довольны. | Дети оценивают свои успехи и загибают палец, если согласны с утверждением. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку: с творчеством какого композитора вы познакомились сегодня? Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали? Что такое программная музыка? Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении? Какую песню вы сегодня разучили? В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось. Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей русского фольклора. До свидания! | Дети сканируют код и записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 15.10.24 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Литвяк А.В.
Студентки 40 группы Потаповой Марии Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.»
Цель: изучение музыки, основанной на русской народной традиции, с целью расширения знаний учащихся о культурном наследии России, развития музыкального вкуса и воспитания уважения к традициям своего народа.
Задачи:
- Обучающая: изучить влияние фольклора на музыкальное творчество профессиональных композиторов. Ознакомить детей с музыкальными терминами: композиторская интерпретация, аранжировка. Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство и анализ различных произведений искусства.
- Развивающая: развивать певческие навыки (дикция, интонация), умение слушать музыку и анализировать её; развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке.
- Воспитательная: поддержать интерес к изучению музыки и культурным традициям.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы: словесный метод(беседа), метод сравнения (песни с одинаковым названием и разным содержанием) метод «пяти пальцев», наглядный (Иллюстрация, раздаточный материал), метод композиции.
Материалы, оборудование: usb флешка, аудио материал, стереосистема.
Музыкальный репертуар: «Во поле береза стояла» русская народная песня, П.И. Чайковский Симфония 4, 4 часть, Э.Григ «Песня Сольвейг», Д. Эллингтон «Песня Сольвейг», В. Баснер «С чего начинается Родина».
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж | ||||||||
Организационный | Подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, дети. Сегодня урок начинается с музыкального приветствия, повторяйте за мной: "Вот и прозвенел звонок, начинать пора урок». Расскажите, чем мы занимались на прошлом уроке, какой была тема, домашнее задание? Совершенно верно. Давайте вместе проверим тест. Я диктую ответы, дети сверяются, затем сдают свои работы. | Класс поёт музыкальное приветствие. Тема: «Россия, Россия, нет слова красивее» Домашнее задание: тест и музыкальная карта П.И. Чайковского. | 5 минут | ||||||||
Организация слушательской деятельности | Изучить влияние фольклора на музыкальное творчество профессиональных композиторов. Ознакомить детей с музыкальными терминами: композиторская интерпретация, аранжировка. Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство и анализ различных произведений искусства. Развивать умение слушать музыку и анализировать её; | Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве? Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи. Сформулируйте тему урока. Верно, сегодня мы поговорим о том, как влияла народная музыка на творчество композиторов. Откройте тетради и запишите дату и тему урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.» Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока, для этого откройте учебники на странице 28. Как вы понимаете смысл выражения: «Живительный родник творчества»? В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте. Показываю детям портрет С.В. Рахманинова. Это великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, сейчас мы послушаем что он говорил о значении народного творчества, и я попрошу вас поделиться тем, как вы поняли его мнение. Прошу ученика зачитать. «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни…У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». Скажите, что вы поняли из услышанного и согласны ли вы с его мнением? Действительно, связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт и борьбу русского народа за свободу, его думы и чаянья, глубокие и многосторонние. Сегодня на уроке окунёмся в мир музыки замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского, и на примере его музыкальных произведений попытаемся убедиться действительно ли существует связь между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством? Мы с вами составляли музыкальную карту композитора. Давайте вспомним, что вы знаете о П. И. Чайковском. Тому, кто сможет выйти к доске и написать 2 факта о его жизни я поставлю «5». А класс мы поделим на две группы. Каждая из групп по очереди назовёт по одному факту с каждой нашей «остановки». Давайте их вспомним. Сейчас мы вспомним фрагмент финала Симфонии №4 П.И. Чайковского в исполнении Государственного симфонического оркестра. Но перед этим вспомним, что такое симфония? Где можно услышать симфонию? Давайте запишем определение в тетрадь. Все верно, после прослушивания этой симфонии мы ответим с вами на вопрос. Какая народная песня дала жизнь этой симфонии? Слушание фрагмента. Удалось ли вам вспомнить? Верно, «Во поле береза стояла». Народная песня, с которой мы познакомились на прошлом уроке. А что вы знаете о народных песнях? Совершенно верно, молодцы! Сейчас мы вместе споём первый куплет, в характере хороводной народной песни под звучание русских народных инструментов. Слушание и пение фрагмента. А теперь попробуйте сравнить симфонию П.И. Чайковского и русскую народную песню песни. Это одна и та же песня, но звучит она по-разному, скажите, чем они отличаются, а чем похожи. Какие средства музыкальной выразительности помогают вам это понять. Итак, композитор взял русскую народную песню, изменил её первоначальный художественный замысел и использовал уже в измененном виде в симфонии, вложил в эту песню свое композиторское понимание. Такой прием в музыке называется сложным словом интерпретация, запишите себе в тетрадь определение. Интерпретация — это отражение авторского замысла, стиля и характера музыкального произведения в процессе исполнения. А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29. Какой образ вы видите? Какое чувство преобладает во взгляде? Как бы вы назвали эту картину? Теперь мы перейдём к знакомству с «Песней Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» замечательного норвежского композитора Эдварда Грига. После прослушивания ответьте мне на вопросы. Какой мы видим Сольвейг в этой песне? С чем связан контраст в этой музыке? Слушание фрагмента. Ответим на вопросы. Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста. Сейчас мы услышим иное исполнение фрагмента этого произведения в джазовой обработке от Дюка Эллингтона и попробуем ответить на следующие вопросы: что изменилось в музыке? Какие инструменты солируют? Изменилась ли вокальная музыка? Слушание фрагмента. Ответим на вопросы. Мы с вами выяснили, что композитор сохранил все средства выразительности «Песни Сольвейг», но написал её для другого состава инструментов. Такой прием в музыке называется аранжировка. Запишите определение в тетрадь. Аранжировка — это любая обработка песни или мелодии. На примере двух произведений мы увидели, как эти произведения дали вторую жизнь песням и выяснили что фольклор оказывает влияние на композиторскую музыку, даря ей музыкальную основу. | ПОД: Да. Дети записывают дату и тему урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества.» Я согласен с мнением композитора. В нашей стране большое музыкальное разнообразие, и наверняка в каждой стране, в которой много народных песен будет также много композиторской музыки, ведь она берёт начало в народной. «Рождение, семья». «Детство». «Учёба». «Музыкальная деятельность», «Музыкальные произведения», «Последние годы жизни». Симфония — это многочастное музыкальное произведение для оркестра. Ее можно услышать в театре, на концерте классической музыки. «Во поле береза стояла» Автор народных песен — это народ. По-другому народные песни можно назвать «Фольклор», у них есть много жанров. Вокальная музыка, она напевная, спокойная, звучит негромко, хороводная. Музыка инструментальная, стремительная, быстрая, звучит громко, драматично. Предположения детей. Образ девушки Напряженность, тревога, волнение, надежда. Песенные. Ожидание. Напевные, печальные. Нежной, доброй. С надеждой Сольвейг на встречу с любимым. Ритм, музыкальные инструменты. Духовые. Оно немного поменялось в более радостную сторону. Дети пишут определение. | 15 минут | ||||||||
Организация исполнительской деятельности | Развивать певческие навыки (дикция, интонация). | А теперь я хочу перейти от музыкальной теории к практике. Вашим домашним заданием было также выучить первый куплет песни …Верно! Сегодня мы разучим второй куплет.
| С чего начинается Родина. | 15 минут | ||||||||
Рефлексия | Развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. | Наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу всех поднять одну руку в верх. Хорошо подумайте и загните палец если вы считаете, что: достигли цели урока, узнали что-то новое, внимательно слушали на уроке, успешно справились с заданиями, чувствовали себя на уроке хорошо, остались довольны. | Дети оценивают свои успехи и загибают палец, если согласны с утверждением. | 3 минуты | ||||||||
Итог урока | Подведение итогов урока. | Что нового вы узнали на уроке? Какой была цель урока? Достигли её? Кто дает вторую жизнь песням? Чтобы выполнить домашнее задание сфотографируйте QR код. До свидания! | Дети сканируют код и записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 01.10.24 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Литвяк А.В.
Студентка 40 группы Потапова Мария Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Музыкальная мозаика большой страны.»
Цель: укрепление интереса к музыкальному искусству России и расширение кругозора учащихся посредством знакомства с русской народной музыкой.
Задачи:
- Обучающая: формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа посредством знакомства и анализа различных произведений искусства. Усвоить новый термин «a Capella».
- Развивающая: развивать певческие навыки (дикция, интонация), умение слушать музыку и анализировать её; развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке.
- Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к музыке своей Родины.
Тип урока: урок «открытие нового знания»
Методы и приёмы: словесный(беседа), наглядный, метод «пяти пальцев».
Материалы, оборудование: Проектор, usb флешка, аудио материал.
Музыкальный репертуар: «С чего начинается Родина» Муз. В. Баснер Сл. М. Матусовского, р.н. колыбельная.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, дети. Сегодня урок начинается с музыкального приветствия, повторяйте за мной: "Вот и прозвенел звонок, начинать пора урок». Расскажите, чем мы занимались на прошлом уроке, какой была тема, домашнее задание? Совершенно верно. Давайте вместе проверим тест. Я диктую ответы, дети сверяются, затем сдают свои работы. | Класс поёт музыкальное приветствие. Тема: «Россия, Россия, нет слова красивее» Домашнее задание: тест и музыкальная карта П.И. Чайковского. | 5 минут |
Организация слушательской деятельности | Развивать певческие навыки (дикция, интонация), умение слушать музыку и анализировать её; усвоить новый термин «a Capella». | Путешествуя по музыкальной карте Петра Ильича Чайковского, мы обсудили разные этапы его жизни, и я сделала вывод, что несмотря на обстоятельства музыка всегда сопровождала его и была верным товарищем и помощником. Когда композитор переживал разлуку с матерью, как вы думаете, музыка помогала ему успокоить душу и поднять настроение? А когда он окончил обучение и получил золотую медаль, сопровождала ли его музыка, подходящая по настроению? Совершенно верно. Что вы поняли из сказанного? Предположите тему нашего урока. Действительно, музыкальная культуры нашей страны — Российской Федерации — представляет собой разноцветную мозаику, в которой в тесном единстве переплетаются различные направления — народная музыка, искусство религиозной традиции, классическое наследие, современные направления музыки. Откройте тетради, запишите дату и тему урока. Сейчас мы с вами разделимся на две команды, я буду называть характеристику песни, а ваша задача назвать жанр. Хороводные - древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки. Исторические - песни, связанные с историей. Трудовые - помогали в труде, описывают определённые действия. Героические - песни, прославляющие героев родины. Плясовые - плавные, напевные, их хочется пропеть и пуститься в пляс. Лирические - песни, отражающие мир личных чувств, часто начинаются с обращений: к людям (матери, отцу, милому и т. д.), к родной сторонке или различным явлениям природы. Колыбельные -назначение: укачать, убаюкать ребенка. Верно, всё это разнообразие жанров русской народной песни. Сейчас мы прослушаем фрагмент русской народной песни, послушайте внимательно и назовите её жанр, также объясните, что помогло вам это понять? Запишите 2 тетради две самые яркие на ваш взгляд характеристики. Один ученик приглашается к доске, выполняет задание индивидуально, дописывая характеристики на одну букву. (Пр-р. Спокойная, сонная) Слушание фрагмента, анализ. Это колыбельная песня, она отличается особой напевностью и исполняется миллионами мам в мире, сейчас я предлагаю попробовать вам пропеть её вместе со мной. Повторное слушание, напевание мелодии. Колыбельные песни не спутать ни с чем, и обычно они исполняются a capellа, это значит без музыкального сопровождения. Запишите определение в тетрадь. Как мы уже с вами выяснили, в нашей стране многообразие жанров очень велико. Назовите музыкальные примеры разнообразия нашей страны по группам. (народная музыка, искусство религиозной традиции, классическое наследие, современные направления музыки.) Сейчас мы с вами проведём небольшой музыкальный квиз – викторину, ваша задача правильно назвать жанр музыки и аргументировать свой выбор. Игра демонстрируется на проекторе. (Муз. Фрагменты допишу после составления презентации) Молодцы! Мы с вами освежили знания и узнали сегодня новое для себя. Можем ли мы сказать, что заглянули сегодня в калейдоскоп? Я думаю да, ведь теперь вы знакомы с огромным многообразием музыки нашей страны, знаете, чем она похожа и распознаёте её различия. Каждый из жанров отражает определенную сторону жизни русского народа, но все эти жанры объединяют музыкальные особенности русской народной песни. | ПОД: да, да. Музыка бывает разной и подходит под разное настроение. Многообразие музыкальных жанров. Ученики пишут в тетрадях дату и тему урока. Дети в командах выполняют задание. Дети называют жанр песни, аргументируя ответ. Ученик выполняет индивидуальное задание у доски. Дети записывают определение. Класс участвует в викторине. | 15 минут |
Организация исполнительской деятельности | Развивать певческие навыки (дикция, интонация). | На уроках музыки мы с вами знакомимся с её разнообразием и слышим примеры того, как автор отображает свои чувства к родине в музыке. Ответьте на вопрос, с чего для вас начинается родина? Спасибо за ответы. Сегодня мы разучим второй куплет песни «С чего начинается родина» и узнаем, что же еще является началом родины для Михаила Матусовского, автора текста. План работы: - распевание, работа над дикцией. - повторение первого куплета. - разучивание второго куплета. - расстановка смысловых ударений. - закрепление песни. | ПОД: Природа, родители, друзья, дом. Вокально-хоровая работа с классом. | 15 минут |
Рефлексия | Развивать умение объективно само анализировать свои успехи на уроке. | Наш урок подходит к концу. Сейчас я попрошу всех поднять одну руку в верх. Хорошо подумайте и загните палец если вы считаете, что: достигли цели урока, узнали что-то новое, внимательно слушали на уроке, успешно справились с заданиями, чувствовали себя на уроке хорошо, остались довольны. | Дети оценивают свои успехи и загибают палец, если согласны с утверждением. | 2 минуты |
Итог урока | Подведение итогов урока | Что интересного вы узнали? Какой была цель урока? Достигли её? Какие жанры узнали, какие произведения послушали? Чтобы выполнить домашнее задание сфотографируйте QR код. До свидания! | Дополню после создания презентации. | 3 минуты |
Предварительный просмотр:
Школа № 89 Учитель музыки Королёва Г.Л.
Дата: 24.09.24 Руководитель практики ЧПК№1 Шелепова Д.А.
Класс: 5 Преподаватель фортепиано Литвяк А.В.
Преподаватель вокала Гапонова М.А.
Преподаватель дирижирования Наконечная А.А.
Тема: «Вокальная музыка: Россия, Россия, нет слова красивей!»
Цель: создание единого музыкального образа России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, произведений литературы.
Задачи:
- Обучающая: формирование устойчивого интереса к музыкальной культуре своего народа посредством знакомства и анализа различных произведений искусства.
- Развивающая: развитие певческих навыков, умения слушать музыку и эмоционально предавать её характер в процессе вокально-хоровой работы.
- Воспитательная: воспитание уважения к большой и малой Родине, чувства патриотизма.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приёмы:
Материалы, оборудование:
Музыкальный репертуар: «Песня о березке» сл. С. Есенина муз. Г. Струве, «Камаринская», Симфония №4 П.И, Чайковский.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Организация исполнительской деятельности.
- Организация слушательской деятельности.
- Рефлексия.
- Итог урока.
Челябинск, 2024
Схема конспекта
Этап | Задачи: | Ход деятельности учителя | Деятельность обучающихся | Хронометраж |
Организационный | Знакомство с классом; Создание положительного настроя; подготовка детей к продуктивной деятельности. | Здравствуйте, дети. Сегодня я буду вашим учителем музыки и наш урок начнётся со знакомства. На презентации показан ребус, ваша задача угадать как меня зовут. Тот, кто угадает имя, поднимает руку и за правильный ответ по поднятой руке в конце урока получит приз. Верно, меня зовут Мария Сергеевна. На уроке наше время ограничено, но я хочу познакомиться с каждым из вас. Сейчас, насчёт на три вы выкрикните свои имена хором. А теперь, когда мы с вами познакомились, вместе споём музыкальное приветствие. Музыкальное приветствие. | Дети отгадывают зашифрованное имя учителя. Класс хором выкрикивает свои имена. Класс поёт музыкальное приветствие. | 5 минут |
Организация исполнительской деятельности | Развитие певческих навыков, умения слушать музыку и эмоционально предавать её характер в процессе вокально-хоровой работы. | «Поезжай за моря-океаны, Глубоки наши светлые воды, Так писал о России Михаил Исаковский. Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете? Составьте ассоциативный ряд со словом Россия. - Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Чем мы будем заниматься? Как можем достичь цели? Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей». Откроем тетради, запишем число и тему урока. Давайте сейчас прочитаем с экрана отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой. В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя? Найдите и запишите музыкальные термины. Содержание этого отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, ив то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой. Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества – песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной. Сегодня мы разучим новую песню. Исполнение «Песня о березке» слова С. Есенина, музыка Г. Струве. | Михаил Лермонтов –«Бородино». Жить — Родине служить. Родина любимая – мать родимая. ПОД: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди. Для каждого это свои слова, но их объединяет то, что это что-то родное. ПОД: Образ родины в музыкальных и литературных произведениях. На уроке мы будем слушать музыку и знакомиться с литературой. Дети пишут в тетради. Дети выполняют задание. | 15 минут |
Организация слушательской деятельности | В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа. Какие русские народные инструменты вы знаете? Назовите. Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее русской песни-пляски. Сейчас прозвучит русская народная песня «Камаринская». Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этого произведения? Предположите, какой ритм они будут исполнять, каким будет темп? Обсуждение предположений. Какие инструменты вы услышали в произведении? Сейчас мы с вами тоже поиграем на инструментах. Игра на ДМИ по видео партитуре «Камаринская». Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству. Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского. Слушание фрагмента. Какую знакомую вам русскую народную песню вы услышали? Вы правильно все назвали. Это финал симфонии №4 П.И. Чайковского, а включил композитор в свою симфонию русскую народную песню «Во поле береза стояла». Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ? В чьем исполнении прозвучало произведение? Вам знаком этот композитор? Сейчас мы поиграем в игру. На экране будут появляться вопросы и варианты ответов, ваша задача угадать правильный ответ. | Балалайка, гармонь, трещотка, гусли и т.д. Русские народные инструменты. Ритм чёткий, танцевальный. Темп быстрый. Во поле берёзка стояла. Динамика, регистр, тембр. Симфонического оркестра. | 15 минут | |
Рефлексия | Самоанализ продуктивности детей на уроке, получение обратной связи к деятельности учителя. | Наш урок подходит к концу. Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О». Кто хочет поделиться своими впечатлениями? Что вам особенно ярко запомнилось? | Дети поют «А», или «О». Урок был интересным/скучным. Больше всего понравилось петь/ играть в игру. | 2 минуты |
Итог урока | Подведение итогов урока | Что интересного вы узнали? Какой была цель урока? Достигли её? Какие произведения узнали? Чтобы выполнить домашнее задание сфотографируйте QR код. Вам нужно будет пройти тест и записать небольшой конспект. До свидания! | «Камаринская», Симфония №4 П.И. Чайковского, «Песня о березке» сл. С. Есенина муз. Г. Струве. Вспомнили биографию П.И. Чайковского. | 3 минуты |
