ПК 4.3

Потапова Мария Сергеевна

За время обучения мне удалось научиться систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональноф литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Ниже представлены фрагменты использования образовательных технологий в области начального общего образования, а также подборка ресурсов для участия в конкурсах и олимпиадах по музыке.

Также вы можете ознакомиться с фрагментами использования в образовательной деятельности следующих технологий обучения:

  • Репродуктивная (традиционная) технология обучения;
  • Технология проблемного обучения;
  • Информационно - коммуникационная технология обучения.

​В файлах ниже показан пример использования технологии и краткое описание указанной технологии, её преимущества и недостатки.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                                               

ФРАГМЕНТ УРОКА МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕПРОДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Кто создаёт музыкальный спектакль»

Цель: формирование представления об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Задачи:

Образовательные: разучить куплет и припев песни. Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: опера, антракт, увертюра. Учить детей следить за дирижёрским жестом.

Развивающие: развивать у детей певческие умения и навыки, одновременно вступать в произведение, развивать ладовый слух, умение эмоционально передавать текст песни., формировать представление о добре и зле через знакомство с героями оперы.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству посредством коллективного пения.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, рассказ, диалог), наглядно-зрительный метод (собственный показ), наглядно-слуховой метод, практический метод (приём «Эхо»).

Тип урока: открытие «нового» знания.

Оборудование: компьютер, стереосистема, usb-флешка, проектор, экран, презентация, фортепиано, раздаточные листы.

Муз. материал: М. Минков – «Где водятся волшебники», М. И. Глинка – опера «Руслан и Людмила» (увертюра, ария Руслана «О поле, поле», «марш Черномора»).

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация исполнительской деятельности
  3. Организация слушательской деятельности  
  4. Рефлексия  
  5. Итог урока

                                                                                                                        Челябинск, 2025

Этапы

Задачи

Ход деятельности учителя

Ход деятельности обучающихся

Хронометраж

Организация слушательской деятельности

Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Освоение нового материала, накопление музыкальных впечатлений. Изучение новых терминов: опера, антракт, увертюра.  формировать представление о добре и зле через знакомство с героями оперы.

Сегодня мы познакомимся с музыкальной сказкой: оперой, в которой главный герой это богатырь Руслан и его возлюбленная Людмила, также есть злой волшебник Черномор. Вы знаете, как называется эта опера? Это опера «Руслан и Людмила» русского композитора М. И. Глинки. Попробуйте сформулировать тему и цель урока. Молодцы, откройте тетради и запишите тему и дату урока.    Ребята, а о чём опера «Руслан и Людмила»? Вы знакомы с её сюжетом? Представьте, что мы с вами вошли в музыкальный театр, разделись, купили программку. А вы знаете, что такое программка и для чего она нужна? Верно, мы сели в зал и зазвучала увертюра. А что же такое увертюра? Верно, запишем определение в тетрадь. Давайте погрузимся в сюжет. Опера начинается со сцены свадебного пира: Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте…Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент увертюры из оперы.

Ответы детей.

Тема: Опера «Руслан и Людмила».

Цель: познакомиться с оперой.

Пишут в тетрадь.

Ответы детей.

Программа — это печатный путеводитель спектакля. В ней пишут, кто играет в спектакле, авторов, краткое содержание.

Увертюра – это вступление к опере. Пишут в тетрадь.

15 минут

Традиционная (репродуктивная) технология обучения ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Это древний вид технологии, являющийся распространённым и в настоящее время (особенно в средней школе). 

В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передать его ученику.

Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, – объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

Ее преимущества: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.

Ее недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.



Предварительный просмотр:

Детский сад: МАДОУ ДС №457

Музыкальный руководитель: Богданова В.Ю.

Руководитель практики ЧПК №1: Маханцева Е.М.

Дата: 05.12.23

Преподаватель фортепиано: Литвяк А.В.

Группа: подготовительная ТНР

Преподаватель вокала: Гапонова М.А.

ФИО: Потапова Мария Сергеевна

ФРАГМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Тема ОД: «Путешествие в страну музыки»

Цель: Расширение представления детей о труде людей творческих профессий через различные виды музыкальной деятельности.

 Задачи:

  1. Обучающая: формировать у детей первоначальные представления о музыкальных профессиях. Закрепить знания о уже знакомых профессиях. Учить двигаться в соответствии с музыкой, выполнять танцевальные движения

2.Развивающая: развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свой интерес к музыкальным профессиям в различных видах музыкальной деятельности. Развитие музыкальной памяти, воображения в процессе игры.

3. Воспитательная: воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Тип занятия: Типовое.

Форма занятия: Музыкальное занятие.

Вид занятия: Фронтальное.

Методы и приёмы: наглядный (собственный показ, показ иллюстраций), словесный (беседа), практический.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, фортепиано, стульчики по количеству детей, музыкальные инструменты по количеству детей, письмо, видео о музыкальных инструментах, ноты из бумаги, 2 корзинки.

Музыкальный репертуар: В.А. Моцарт «Симфония №40, Танец-игра «Холод и мороз», оркестр «Добрый мастер», «Карнавал» А. Чугайкина, р.н. музыка.

Структура занятия:

  1. Организационный момент
  2. Муз.-ритм. движения
  3. Слушание музыки
  4. Игра на ДМИ
  5. Пение
  6. Итог

Этап

Методы и приёмы

Цели и задачи

Ход занятия

Хронометраж

Организационный момент

Словесный (беседа),

Наглядный (наглядное пособие)

Побуждение к эмоциональному отклику, стимуляция интереса к предстоящей деятельности.

Дети входят в зал под музыкальное сопровождение «Симфония№40» В.А. Моцарт. Музыкальное приветствие. Сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир профессий. Мне прислали приглашение, чтобы мы посетили страну музыки. В этой стране живут люди с различными музыкальными профессиями. А вы знаете какие-нибудь профессии, связанные с музыкой?» (ответы детей)

Студент подходит к м. р. передаёт письмо и предупреждает, что его срочно нужно прочесть. «Давайте узнаем в чем дело. Чтение письма. Мы отправили вам приглашение, чтобы показать нашу замечательную страну и профессии, но мы потеряли ноты, и ничего не сможем спеть, сыграть и станцевать, ведь все самые ценные ноты утеряны. Ребята, кажется в мире музыкальный профессией случилась большая беда…что же мы будем делать? Ответы детей. Мы поможем жителям страны музыки найти ноты?» ОД - Да! А как мы сможем им помочь? Что нужно будет сделать для этого? Ответы детей.  «Мы ведь справимся, ребята? ОД - Да! Давайте придумаем план нашей работы и скорее отправимся на помощь!»

5 минут

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. 

При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её решения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно воспитанники исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.



Предварительный просмотр:

Детский сад: МАДОУ ДС №457

Музыкальный руководитель: Богданова В.Ю.

Руководитель практики ЧПК №1: Маханцева Е.М.

Дата: 05.12.23

Преподаватель фортепиано: Литвяк А.В.

Группа: подготовительная ТНР

Преподаватель вокала: Гапонова М.А.

ФИО: Потапова Мария Сергеевна

ФРАГМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Тема ОД: «Путешествие в страну музыки»

Цель: Расширение представления детей о труде людей творческих профессий через различные виды музыкальной деятельности.

 Задачи:

  1. Обучающая: формировать у детей первоначальные представления о музыкальных профессиях. Закрепить знания о уже знакомых профессиях. Учить двигаться в соответствии с музыкой, выполнять танцевальные движения

2.Развивающая: развивать эмоциональное отношение ребёнка к профессиональному миру, дать возможность проявить свой интерес к музыкальным профессиям в различных видах музыкальной деятельности. Развитие музыкальной памяти, воображения в процессе игры.

3. Воспитательная: воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Тип занятия: Типовое.

Форма занятия: Музыкальное занятие.

Вид занятия: Фронтальное.

Методы и приёмы: наглядный (собственный показ, показ иллюстраций), словесный (беседа), практический.

Материалы, оборудование: музыкальный центр, фортепиано, стульчики по количеству детей, музыкальные инструменты по количеству детей, письмо, видео о музыкальных инструментах, ноты из бумаги, 2 корзинки.

Музыкальный репертуар: В.А. Моцарт «Симфония №40, Танец-игра «Холод и мороз», оркестр «Добрый мастер», «Карнавал» А. Чугайкина, р.н. музыка.

Структура занятия:

  1. Организационный момент
  2. Муз.-ритм. движения
  3. Слушание музыки
  4. Игра на ДМИ
  5. Пение
  6. Итог

Этап

Методы и приёмы

Цели и задачи

Ход занятия

Хронометраж

Слушание музыки

Словесный (беседа, рассуждение), использование ИКТ (видео)

Обогащение музыкальных впечатлений детей через просмотр тематического видео (музыкальные инструменты).

«А сейчас мы с вами посмотрим видео о музыкальных инструментах. Слушайте информацию внимательно, а затем расскажете мне, о каких инструментах вы услышали впервые, а какие уже были вам знакомы. Просмотр видео. Какие инструменты вы увидели впервые, а какие уже были знакомы? На каких инструментах, вы бы хотели научиться играть, почему?» (ответы детей)

5 минут

Информационно-коммуникативные технологии.

Меняется мир – меняются и дети.  Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него смысл.

Один из вариантов использования ИКТ - показ видеофрагментов. Это стимулирует познавательную активность детей, делает образовательную деятельность современной, интересной и привлекательной.

Преимущества использования ИКТ на музыкальных занятиях: экономия времени педагога, повышение мотивации, насыщенный и интересный контент.

Недостатки технологии: влияние на здоровье, зависимость, необходимость дополнительный усилий.