Методическая копилка

Методическая копилка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_raboty_s_tekstom_v_nachalnoy_shkole.docx125.99 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы работы с текстом на уроках математики, русского языка, окружающего мира и литературного чтения в начальной школе 


1.  Приёмы  работы с текстом на уроках окружающего мира.

2. Приёмы  работы с текстом на уроке русского языка  

3.  Приёмы развития критического мышления на уроках математики

4. Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.

5. Источники информации.

  Приёмы  работы с текстом на уроках окружающего мира.

   Школьная практика показывает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, потеря интереса к познанию часто возникают из-за неумения учениками понимать прочитанное.  Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, является одной из самых актуальных задач учителя.

    Поэтому учителю начальных классов важно научить детей различным приёмам понимания текста, применению этих приёмов на разных предметах.

     Приведём примеры работы с текстом на разных уроках в начальной школе.

Приёмы работы с текстом на уроке окружающего мира.

В начальной школе кроме литературного чтения есть ещё один предмет, на котором ученики получают информацию, читая текст. Это окружающий мир. Здесь ребёнок сталкивается с научно-познавательными текстами. Учебный курс окружающего мира имеет выход в средней школе на такие устные предметы как биология, география, история, обществознание, физика. Поэтому умение работать с научной статьёй надо начинать формировать в начальной школе. Надо учить детей внимательному восприятию каждой фразы статьи, воспитывать бережное отношение к каждому слову автора, без понимания которого может быть неправильно понят весь материал.

Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на 3 этапа, которые плавно переходят из одного в другой.

1 этап - подготовительный (до начала чтения), 

2 этап – основной (в процессе чтения), 

3 этап - заключительный (после чтения).

1 этап (подготовительный)

Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приемы работы:

  1. «Облако понятий» (на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте)

Пример: 4 класс Тема «Небесные тела» (планета, метеорит, комета, астероид)

  1. Использование загадок по теме текста (детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие грибов» (загадки про боровик, опята, лисички, мухомор)

  1. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)

Пример: 1 класс Тема «Экскурсия в зоопарк»

  1. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку)

Пример: 1 класс Тема «Разнообразие животных» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных)

  1. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста)

Пример: 4 класс Тема «Петр Великий» ( Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?)

  1. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

Пример: 1 класс Тема « Уроки здоровья» (Что надо делать, чтобы быть здоровым, стройным, сильным?) Тема «Твои одноклассники» (Как заиметь много друзей?)

2 этап ( основной)

Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми

Приемы работы:

  1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием)

Пример: 4 класс.

 Тема «Карта полушарий» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб)

  1. Работа с тестом (по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия)

Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря”

1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________

2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________

Какая зима в субтропической зоне? _____________________

3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни.

4. Какие леса на Черноморском побережье Кавказа?

А) смешанные; Б) широколиственные; В) хвойные.

5. Приведи примеры деревьев, которые круглый год остаются зелёными: _____________________________________________________________

6. В переводе с латинского языка “суб” означает

А) “из”; Б) “под”; В) “через”.

7. Чем питаются цикады?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

8. Чем питается богомол?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

9. Чем питается жужелица кавказская?

А) улитками; Б) мухами и другими насекомыми; В) соком растений.

3. Восстановление деформированного текста. (по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа)

Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России»

1.Найди на физической карте России (стр. 64) Уральские горы. Допиши предложение:

“С запада от Уральских гор лежит ____________________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит ___________________________________ равнина”.

2. Восточно-Европейскую равнину называют __________________________________________________________________________

3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________ .

4. В старину Уральские горы величали _________________________________________ .

____________________________________________________________________________

5. Уральские горы считают границей между ___________________ .

Самые высокие горы России _______________________________ .

Высочайшая гора в России _____________________ .

6. Горы, расположенные на юге Сибири: ______________________________ .

7. Пользуясь картой на странице 64, ответь на следующие вопросы:

А) Полезные ископаемые, которые добывают на Западно-Сибирской равнине ---------------

Б) Полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе --------------------

В) Полезные ископаемые, которые добывают в Уральских горах------------------------

Г) Самая высокая гора Алтая.--------------её высота ------------------

  1. Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя)

Пример: 1 класс Тема « Какими бывают растения» 4 класс Тема « Полезные ископаемые».

5. Выборочное чтение. (дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы.)

Пример: 4 класс Тема «Природные зоны России» (1группа « Географы» находят и изучает материал по расположению, климату данной природной зоны,2 группа «Ботаники» изучают растительный мир, 3 группа «Зоологи» -животный мир . 4 группа «Экологи» готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.)

  1. Чтение с остановками. ( чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)

3 этап (заключительный)

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

  1. Работа с пословицами. ( детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации)

Пример: 1 класс Тема « Здоровое питание» («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» Тема «Твои одноклассники» ( «Не имей сто рублей, а имей 100 друзей»)

  1. Дополнение текста . ( детям предлагается дополнить текст своими примерами)

Пример: 1класс «Азбука культурного поведения» , «Домашние питомцы»

  1. Игра «Плюс или минус» ( учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак - )
  2. «Ярмарка вопросов» ( дети получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?)

Пример: 4 класс по темам исторического блока.

  1. Составление памяток, инструкций.

Пример: 1 класс «Как вести себя в лесу», «Режим дня школьника»

  1. Проигрывание жизненных ситуаций. ( практическое применение полученной из текста информации )

Пример : 1 класс « Мы теперь ученики» , «Уроки общения»

Виды чтения текстов по окружающему миру.

Просмотровое чтение является наиболее поверхностным видом, дающее наиболее общее представление о содержании и смысле текста. Конечным результатом является решение, следует ли читать текст или нет.

Ознакомительное чтение является более подробным, по сравнению с просмотровым. В результате учащиеся определяют, достаточно ли информации содержится в тексте или его необходимо перечитывать или анализировать.

Изучающее чтение — наиболее подробный вид чтения. Целью этого вида является не просто тщательное изучение, но еще и проникновение в смысл текста, детальный анализ текста. Конечный результат направлен на понимание всех уровней текста, а также на восприятие разной информации, изложенной в тексте (фактуальной, концептуальной и подтекстовой).

Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения

  • Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
  • Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
  • Познакомиться со структурой текста.
  • Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
  • Знакомство с оглавлением.
  • Использовать аннотации к текстам.

Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения

  • Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
  • Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
  • Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.

Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения

  • Выделение смысловых частей читаемого текста.
  • Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
  • Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
  • Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
  • Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
  • Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
  • Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
  • Составление суждений учащихся.
  • Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
  • Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
  • Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.

Приёмы  работы с текстом на уроках  русского языка  

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся.

Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

Можно использовать множество приёмов, помогающих ученику осмыслить текст.

Начнём с приёма «Диктант-дубль». Данный вид работы предполагает хорошее знание всех орфограмм вразброс. Первый ученик называет, записывает и комментирует любое слово с орфограммой, остальные в классе придумывают 2-3 слова с этой же орфограммой , следующий ученик называет другую орфограмму.

Ассоциативный куст.

Смысловое чтение / Приёмы работы с текстом

assoc.jpg

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.

Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

-Придумать как можно больше ассоциативных цепочек. В данном случае с точки зрения разделов русского языка.

Колобок- с точки зрения всех разделов русского языка.

Часть речи, роль в предложении, способ образования, фонетический анализ, орфография, лексическое значение.

Шерлок Холмс.

Учащимся предлагается быстро прочитать текст и поставить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватывать весь материал и учитывать даже мелочи. Определяется самый длинный список вопросов, Учащиеся дают на них ответы. Самый длинный и точный список вопросов побеждает.

-Придумать как можно больше вопросов по тексту, не подглядывая в него.

Вопросы разных уровней. Например: о чём говорится в первом предложении? До Сколько в тексте имён прилагательных, существительных, есть ли сложные предложения и т.д.

Сыплет  осенний  нудный  дождь.  До  листика  вымокли  кусты  и  деревья.  Лес  притих  и  насупился.  И  вдруг   осеннюю  тишину нарушает   весеннее  бормотание  тетерева.  Певчий  дрозд  откликнулся  и  просвистел  свою  песню.

Чепуха

Цели: Эта игра словно специально создана для изучения синтаксиса. Она дает огромные методические возможности. Для начала можно обсудить вместе с детьми, почему над одними полосками все долго смеются, а другие получились неудачными. В ходе размышлений и наблюдений выясняется, что непременное условие – правильные синтаксические связи: употребление именно того падежа, который задан вопросом, верное использование предлогов и т.д. Другие темы, которые позволяет обсудить эта игра, – главные и второстепенные члены (что будет, если ведущий так и не задаст вопроса что делает?, получится ли предложение?), порядок слов в предложении (почему на некоторые вопросы так трудно ответить, ответ «не ложится» рядом с предыдущими?), понятие члена предложения (прав ли был Петя, ответив на вопрос почему? целым предложением: «Потому что “почему” кончается на у»?) и многие, многие другие.

Скорее всего эта игра уже знакома детям – тем лучше. Игрокам понадобятся ручки и листки бумаги, хорошо бы длинные и узкие. Игра проходит по кругу; каждый должен знать, от кого он получает листок и кому передает. Если играющих много, можно создать несколько кругов. Обязательно нужен ведущий.

Проходит игра так. Ведущий последовательно задает вопросы: Кто?, Что делает?, Зачем? или Когда? и т.п. Каждый игрок на своем листке записывает ответ, а после этого заворачивает край листка так, чтобы запись была не видна, и передает его по команде ведущего соседу, например, по часовой стрелке. Таким образом все обмениваются листками. Ведущий задает следующий вопрос, игроки снова пишут ответ, заворачивают край и передают листки. Ведущий предлагает серию из пяти–восьми вопросов, имея в виду, что из ответов должно получиться синтаксически правильное предложение. Игра заканчивается тем, что все разворачивают оказавшиеся у них листки и читают получившуюся чепуху вслух, под общий хохот.
Проигравших быть не может. Имеет смысл прямо подчеркнуть, что игра не является соревнованием, все в равной мере заинтересованы в хорошем результате.

Чепуха.

Приём. Позволяющий увидеть уровень понимания темы «Части речи», умения по вопросу придумать слово, соотнести его по падежам, числу.

Как?Что делает?куда? Какой? Какой? Что?

Как? Какую? Что? Что делает? Какое? Что? Кого?

Пазлы

Цели: Игра достаточно сложная, но очень эффективная. Она развивает способность глубоко и полно анализировать текст, не упускать из виду тончайшие смысловые нюансы, чувствовать логику фраз, форму произведения.  При регулярном использовании учащиеся очень быстро учатся восстанавливать не только простые тексты, но и тексты, построенные на сложных образах и необычных художественных приемах. Это очень важное умение, помогающее, в том числе качественнее писать изложение. На урок  подготовить количество копий текста по числу команд (рядов, вариантов) или учащихся. Головоломка представляет собой отрывок из текста. Для 5-6 класса это стихотворный текст, для 7-9 лучше прозаический. Текст может состоять четырех–двенадцати строк (предложений), который заранее был разрезан на строки (предложения).  Для паззла желательно подбирать не слишком хрестоматийный текст. Лучше, если шрифт будет крупным. Тексты разрезаются на полоски с отдельными словами и раскладываются по конвертам. Задача играющих – как можно быстрее восстановить текст, сложив строки (предложения) в нужном порядке.
Побеждает та команда (учащийся), которая быстрее всех и правильно восстановит стихотворение.

или Отремонтируй текст.

сыплет  осенний  нудный  дождь  до  листика  вымокли  кусты  и  деревья  лес  притих  и  насупился  и  вдруг   осеннюю  тишину нарушает   весеннее  бормотание  тетерева  певчий  дрозд  откликнулся  и  просвистел  свою  песню

а другой группе дать готовый текст, но с перепутанными предложениями.

Сыплет  осенний  нудный  дождь. Певчий  дрозд  откликнулся  и  просвистел  свою  песню.Лес  притих  и  насупился.  И  вдруг   осеннюю  тишину нарушает   весеннее  бормотание  тетерева. До  листика  вымокли  кусты  и  деревья.  

Аукцион

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом (конфета, резинка, карандаш, леденец и др.). Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические  признаки слова морковь.
2. Назовите слова, начинающиеся со слога
бу.
3. Назовите разряды местоимений.

Предложения по знакам препинания

Цели: Этот вариант задания эффективнее, но существенно сложнее. Учащиеся выполняют совершенно новую задачу, обратную привычной – расстановке знаков препинания в готовом тексте. Она призвана компенсировать недостаточное внимание, уделяемое в школьном курсе развитию «пунктуационной бдительности». Как и упражнения с пропущенными буквами, задания на расстановку знаков препинания бдительность притупляют, тем более что в одном упражнении обычно бывают представлены однотипные случаи.
Попытки составить свои предложения по заданной последовательности знаков препинания открывают ребятам все многообразие синтаксических значений, выражаемых в пунктуации. Они обнаруживают, что две запятые могут быть парными, а могут быть отдельными и что по сути своей это совершенно разные знаки. Поражает и многообразие значений, выражаемых с помощью тире, и самые различные способы комбинирования знаков препинания. А это очень важно, особенно в свете того, что они в 9 классе пишут сочинение на лингвистическую тему. Можно быть уверенным, что, несколько раз поиграв в эту игру, особенно по усложненному варианту, правила пунктуации ребята будут знать и помнить гораздо лучше.

После того как дети научились составлять схемы к предложениям и предложения по схемам предложите им составить предложение  по заданной последовательности знаков препинания. Например, по последовательности знаков , – , . можно составить предложение: Честно говоря, идти туда мне не хотелось – страшно было, да и стыдно. 

Работаем в группах, каждая группа получает задания по одному из разделов русского языка. Их задача, вспомнить, что изучает данный раздел, выполнить ряд заданий, составленных с использованием приёмов работы с текстом, предложением, словом. Поскольку изучая русский язык, мы используем технологию критического мышления, то и приёмы соответствующие. Они перечислены ниже, а мы в процессе нашей игры, узнаем  о приемах, как педагоги и о роли слова КОЛОБОК, как ученики.

-Придумайте предложение по знакам препинания. Уровень развития познавательных действий. Предложения могут быть как простые, так и сложные.

, , .

,,,-.

Мозговой штурм

Цель: как можно больше  предложений, которые позволяют выбрать наиболее верное решение.

  • Прочитай и подумай, под какой цифрой дана наиболее полная, понятная тебе информация? Объясни свой выбор.   

   1) [с], [б],  [к].

   2) – а.

   3) собака.

   4) Собака служит человеку.

   5) Прошли миллионы лет с тех пор, как первобытный человек приручил собаку и она начала жить рядом с ним и помогать ему в труде. Но и теперь, в наше время, собака по прежнему верой и правдой служит своему единственному повелителю – человеку.

     (Обсуждение может проходить в группах или парах. Дети доказывают правильность своего ответа)

Мозговой штурм.

Какие вопросы зададут слову «колобок» разделы русского языка?

Когда пишется мягкий знак после шипящих?

Что может изучать морфология?

Зачем предложению грамматическая основа?

Приём «Ремонт» ,«Переводчик», «Корректор» , Исправляются ошибки в толкованиях слов, заменить синонимами все слова, починить фразеологизмы. Применяется при изучении раздела Лексикология.

СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ ПОМОГАЕТ  ОТСУТСТВИЕ ПРОБЕЛОВ МЕЖДУ СЛОВАМИ.

уважаемыедети

внашемгосударствеисчезливсезаглавныебуквыизнакипрепинаниямынеможемправильно написатьпредложенияиименанашитеперькатяипетяпомогитенамвспомнитькакпишутся заглавныебуквызаранееспасибо

Исправьте ошибки в толковании слов -«корректоры»

Западня – квартира с окнами на запад.

Гривенник – юноша с модной гривой.

Задайте вопрос  из раздела Лексикология другой группе.

Шифровальщики

По названиям членов предложений составить предложение.

Определяет, понимает ли ребёнок, что такое члены предложения. Есть ли разграничение –части речи и члены предложения.

Обстоятельство, сказуемое, определение, подлежащее, обстоятельство.

Приём «Письмо с дырками». Этот приём подойдёт в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы  с параграфом при изучении нового материала. 

-Я предлагаю вам предложения, в которых не хватает важных слов, допишите эти слова.

Имя существительное--……………., которая обозначает …………. и отвечает на вопросы……….

Подлежащее -………………….. который  выражен ……………

Грамматическая основа состоит из …………..

Текст состоит  из…………….., которые…………………

Верно-не верно

Мы работаем в группах. Проверим, какая группа лучше всех знает раздел Морфология. Вам надо не просто найти верные утверждения, надо придумать самим высказывания, среди которых могут быть ловушки.

В словах дубок, венок, курок, колобок ок суффикс.

Дальше придумывают ложные и истинные высказывания группы и выдают их оппонентам.

Тема определяется учителем. Морфология, Словообразование…

Приём «КАРАНДАШ»

Прочитай научную статью и обсуди её с ребятами твоей группы. Подумайте и запишите, что узнал  колобок от Фонетики? Читайте с карандашом. Всё, что понятно и знакомо,  отмечайте  «+», всё,что непонятно «?», всё новое отмечайте  «!».

ФОНЕТИКА

Со словом "фонетика" каждый из нас сталкивался в школе, когда изучал русский язык. Этот раздел в русском языке очень важен, как, впрочем, и все другие. Знание фонетики позволит Вам грамотно произносить звуки в словах, чтобы Ваша речь была красивой и правильной.

  Итак, начнем наш разговор с того, что скажем, что такое фонетика. Фонетика - это часть науки о языке, которая изучает звуки, являющиеся составной частью слов. Фонетика имеет связь с такими разделами русского языка, как орфография, культура речи, а также словообразование и многие другие. Звуки в фонетике рассматриваются как элементы всей языковой системы, с помощью которых слова и предложения воплощаются в звуковую форму. Ведь только с помощью звуков люди могут общаться, обмениваться информацией и выражать свои эмоции.

  А теперь настало время рассказать о том, что такое фонетика русского языка. Фонетика русского языка состоит из нескольких уровней формирования устной речи. А именно: звуки, разновидность звуков, произношение звуков, слоги, сочетания звуков, ударение,интонация, речь в целом и паузы.  Отметим, что русский язык включает в себя 37 согласных звуков и 6 (в старших классах 12) гласных. Согласные звуки образуются с помощью голоса и шума, а гласные с помощью голоса. Звуки образуют слоги. Каждый слог обязательно имеет один гласный звук (например, мо-ло-ко). Ударением называют произнесение определенного слога в слове с большей длительностью и силой. А интонация - это речевой элемент, который выражается в изменении высоты тона. Под паузой понимается остановка голоса. Таким образом, мы теперь знаем, что такое фонетика, определение этого понятия подведет итог данной статьи. Фонетика – раздел науки языкознания, изучающий звуковую сторону языка, а именно звукосочетания и слоги, а также закономерности объединения звуков в цепочку.

«Найди лишнее слово».

Сережа ушиб колено ноги

Он написал свою автобиографию. 

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Приём «Ремонт» ,«Переводчик», «Корректор» , Исправляются ошибки в толкованиях слов, заменить синонимами все слова, починить фразеологизмы. Применяется при изучении раздела Лексикология.

Приём «Ключевые слова». Стадию вызова можно осуществить с помощью этого приёма, используя ключевые слова, придумать рассказ или расставить их в определённой последовательности, а затем искать подтверждения своим предположениям, расширяя материал.

«Письмо по кругу». Групповая форма работы. У каждой группы лист бумаги, нужно не только размышлять на заданную тему, но и согласовывать своё мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему. Потом передаёт лист соседу. Сосед продолжает его размышления, листочки ходят по кругу до тех пор, пока не вернуться к первому участнику.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Что

обозначает

предмет

признак предмета

количество предметов, порядок предметов при счете

указывает на предмет, признак и количество, но не называет их

действие предмета

признак действия, качества

Вопрос

кто? что?

какой? какая? какое? какие?

сколько? который? какой?

(-ая, -ое, ие)?

кто? что?

какой? чей?

что делать?

что сделать?

когда? где? как? куда? откуда?

Роль в предложении

Например

мальчик

 школа

 поле

веселый

летняя

ржаное

дружные

пять

седьмой

я, мы, он, они, этот, наш, тот

учить

выучить

ярко

вблизи

влево

Задания. Определите, какой частью речи является слово «колобок». Сделайте это с помощью кластера, опираясь на таблицу.

                                                                                    Тема - слово  «колобок»

                                                       

        

Запиши правильный алгоритм морфологического  разбора слова.

  1. Синтаксическая роль в предложении.
  2. Постоянные признаки.
  3. Начальная форма слова.
  4. Непостоянные признаки.
  5. Определение слова, как части речи.

  Приёмы развития критического мышления на уроках математики

Работа с текстом на уроке математики – это, прежде всего, работа с задачей.

Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решение на уроках математики способствует развитию у детей не только мышления и речи, а также памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, развитию умения кратко, четко и правильно излагать свои мысли.

  1. Определение действий.

Итак, в начале нашего урока участников  разделили на 3 группы.

Сейчас я каждой группе раздам задачи. К каждой задаче свои задания.

После выполнения их, вы должны из предложенных вам приемов, выбрать те, которые, по вашему мнению, были использованы при выполнении работы с текстом задачи.

  1. Работа в группах.

Каждая группа выполняет свое задание. В это время я отслеживаю ход работы.

I группа: дана задача без вопроса. Задача участников данной группы: поставить вопрос или несколько вопросов и решить ее, используя переменную.

Цель данного задания: определить как учащийся (педагог) понимает, что такое задача, с чего может начинать вопрос к задачи и знает ли способы решения задачи.

Используемые приемы: толстые и тонкие вопросы, чтение со смыслом, алгебраическое решение.

II группа: даны фразы из задач. Задние: соберите две задачи и решите их.

Цель: определить понимает ли ученик, что такое структура задачи.

Приемы: ремонт, лови ошибку, мозаика.

III группа: дана задача. Задание: составить разные виды краткой записи решить ее, после записать алгоритм решения.

Цель: выяснить знает ли учащийся виды краткой записи и умеет ли составлять алгоритм решения.

Приемы: краткая запись, моделирование, составление алгоритма решения.

  1. Рефлексия впечатлений.

Что мне понравилось?

Что мне не понравилось?

Где бы я смог применить полученные знания?

Чтобы я посоветовал?

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения.

1.Пенсил» или  карандаш.

2. Реконструкция текста (письмо с дырками, переводчик, шифровка).

3. Сложение целого текста из частей. 

4.  Письмо по кругу.

5. Верные и неверные  утверждения. Лови ошибку.

6. Кластер.

7. Ремонт.

8. Корзина идей.

9. Дерево идей.

10. Всё в твоих руках.

11. Технологическая карта работы со словом/термином/понятием

12. Шесть лепестков – шесть типов вопросов

13. Ассоциативный куст.

14. Чепуха.

15. Предложения по знакам препинания.

16. Аукцион.

17. Пазлы.

Маркировка  текста. Он состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш. То есть изучение материала с карандашом в руках.

Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ - знал (а)
! - узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.

Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.

Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания. 

Причем, каждый учитель может придумать свою систему пометок, которая может  варьировать. Например:

+ (то, что знаю);

* (новая информация);

? (об этом хочу узнать больше);

! (то, что вызвало эмоциональный отклик).

Прием «Кластер». «Кластер»  в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация, т.е. КЛАСТЕР учебного материала  – расположение текста в определенном порядке. 

         Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц. 
        Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др. 

Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.

Прием «Дерево предсказаний».

Прием «Дерево предсказаний» будет состоять в следующем:
1) ствол дерева – тема «________»;

 2) корни – основные характеристики темы, её основы;

 3) две расходящиеся ветви – возможные варианты развития темы;

4) листья (или стрелки) – аргументы в пользу того или другого предполагаемого пути развития темы.

В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебника, но и материалы средств информации, собственные наблюдения за событиями и процессами.

Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в проблемы развития темы, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.

Прием «Корзина идей».
         Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
 Цели приёма:

  • Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме 
  • Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс 

Правила применения приема. Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально. 
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. 
Предложения по применению приёма на уроке:
         Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

15-й прием. Прием «Верные и неверные утверждения». Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). 
Правила игры: 
1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 
2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 
3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

+

-

+

+

+

-

-

Цель:
Самостоятельное планирование учащимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, т.е. можно использовать при рефлексии урока.

«Отсроченная отгадка» (проблемный метод)

Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига.       В начале урока учитель задаёт загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу. Поэтому данный приём является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения.

«Шпаргалка» (приём сжатия информации)

Даётся задание составить шпаргалку по тексту. «На каждый абзац текста записать по два ключевых слова». Данный приём вырабатывает навык сжатия информации.

«Аббревиатура» (приём интерактивного обучения)

Даётся зашифрованная фраза, сокращённая до первых букв каждого слова и нужно найти данную аббревиатуру в тексте. Этот приём активизирует внимание учащихся и приучает их к сокращенным формам, что в дальнейшем они могут применять в жизни.

«Задай вопрос» (приём техники развития критического мышления)

Спросить, значит понять. Составить вопрос не так уж и просто. И не каждому учителю это сразу удаётся. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.Выгодскому), которые он хотел бы узнать.

«Составь задание» (активно-продуктивное чтение)

Очень важно, чтобы самостоятельная работа с учебником на уроке не превратилась в скучное и никому не нужное зазубривание. Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.  

Затем целесообразно заполнить таблицу.

Межпредметные связи

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ,работа с теоретическим материалом.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель,работа над составлением алгоритма решения задачи, выражения..

Работе над текстом задачи педагог предлагает изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет  осмыслить условие в полном объёме и самому принять участие в создании задачи.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки», «Маленькие писатели» и т. д.).

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт.

Использованная литература и источники инфрмации

https://solncesvet.ru/приемы-работы-с-текстом-на-уроках-лит/

https://infourok.ru/masterklass-priemi-raboti-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-1397712.html

https://multiurok.ru/files/priiomy-raboty-s-tiekstom.html