Технологическая карта к уроку
Окружающий мир
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3»А» |
Программа | Рабочая программа по окружающему миру под редакцией А.А. Плешакова Предметная линия УМК «Школа России» |
Тема урока (и место урока в изучаемой теме) | «Организм человека» (первый урок в теме «Мы и наше здоровье») |
Тип урока | Открытие новых знаний (с элементами исследования) |
Цели урока (задачи): | Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (добыча знаний через исследования) Содержательная цель: расширение понятийной базы обучающихся об организме человека: о системах органов, их роли. Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Личностные результаты |
|
Планируемые результаты | Предметные: Умение определять местоположение органов в организме человека, понимание роли и значения систем органов и их функций, их взаимосвязи, понимание важности сохранения и укрепления здоровья. Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к предмету, способность к самооценке, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье.
|
Метапредметные результаты |
|
Формы организации деятельности обучающихся | фронтальная, индивидуальная, групповая |
Методы обучения | Проблемный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский методы Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание ситуации успеха, поощрение |
Средства обучения | 1. Демонстрационные: презентация, кластер «Организм человека», учебник окружающего мира А. А. Плешакова «Окружающий мир», 3 класс 2. Индивидуальные: учебник, клей, раздаточный материал, маршрутный лист |
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент | Привлечь внимание на начало урока, создать доброжелательную обстановку, вызвать интерес к учебе. | -Здравствуйте, ребята. - Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. - Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Сядьте те, кто готов на уроке раскрывать тайны. | Настраиваются на работу на уроке | Личностные: осваивать личностный смысл учения. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
2 | Актуализация знаний (подготовка к восприятию) | Создать мотивирующую ситуацию для организации и направления к цели познавательной деятельности учащихся. | - Сегодня мы попытаемся открыть тайны главного чуда света. Кто же это? Рождается, питается, растёт, развивается, пишет, мыслит. Правильно, человек. Для того, чтобы открыть тайны человека, мы должны его исследовать. Поэтому сегодня вам предоставляется возможность побывать в роли учёных – исследователей, а наш кабинет - это наша исследовательская лаборатория. Маршрут нашего увлекательного исследования указан в маршрутных листах, которые находится у вас на столах. Их мы будем заполнять в течение урока. | Отгадывают загадку. Человек. | Познавательные: Использование различных способов анализа информации Коммуникативные: Уметь излагать свою точку зрения. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Выявить места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. | Для того, чтобы начать исследование человека, я, как ваш руководитель, должна знать, что вы уже знаете о человеке. К какой природе относится человек? Чем он отличается от других живых существ? Сейчас мы и узнаем, знаете ли вы внешнее строение человека ? Игра « У дядюшки Абрама» У дядюшки Абрама сорок сыновей и сорок дочерей. Они не ели и не пили, все на дядюшку смотрели. Правая рука. Левая рука. Правая нога. Левая нога. Голова. Туловище. Сердце. У вас возникла проблема? Значит, Сердце – это не часть тела человека? Делаем вывод. К внешнему строению человека относятся части тела В маршрутных листах поставьте знак плюс, кто правильно показал все части тела, если вы ошиблись хотя бы один раз, то знак минус. | Отвечают на вопросы: К живой природе У человека есть, разум, он является членом общества. Он отличается так же внутренним и внешним строением. Играя в игру, показывают части тела. Голова, руки, ноги, туловище, шея. | Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
4 | Постановка цели урока | Формирование у учащихся умения формулировать цель урока | Если сердце не часть тела, то, что же это? Если сердце не относится к внешнему строению человека, то где находится этот орган? Значит, человек имеет внутренне строение. А какие ещё органы есть у человека? Делаем вывод: внутренне строение человека состоит из органов. А много органов что составляют? Тема нашего урока? Какая цель урока? Что мы сегодня узнаем на уроке? Чему будем учиться? Для чего вы хотите узнать, как устроен и работает организм человека? | Отвечают на вопросы: Орган Внутри человека Сердце, желудок, печень, лёгкие, кишечник, головной мозг, почки. Организм. Организм человека. Узнать, как устроен и работает организм человека Что такое органы и системы органов организма человека, как работают. Устанавливать связь между их строением и работой. Чтобы научиться заботится о здоровье своих органов. | Личностные: |
5 | Усвоение новых знаний, способов деятельности | Формирование у учащихся умения формулировать понятия «анатомия», «физиология», «гигиена» с целью дальнейшего применения умений в новой ситуации. | Всегда ли люди знали, как работает наш организм? Как вы думаете, почему? Очень давно церковь запрещала изучать строение тела человека и люди жили очень недолго 19-20 лет. Но в настоящее время специальные науки уже занимаются изучением строения человека. Какие же это науки? Ответить на этот вопрос вам поможет информация в учебнике на странице 123. Благодаря трудам ученого – физиолога Ивана Петровича Павлова стали известны многие тайны работы организма человека. Ученые всего мира считают его величайшим физиологом всего мира. За свои труды он удостоен Нобелевской премией. Благодаря нашим старшим учёным – физиологам, мы уже знаем, что каждый орган - это часть организма, который имеет свою форму, строение и работу. Могут ли органы работать не зависимо друг от друга? Все органы объединяются в системы и образуют системы органов Что такое системы органов? Ответить на этот вопрос вам поможет информация в учебнике на странице 123. Уважаемые учёные! А хотите ли вы разобраться, какие системы органов существуют в нашем организме? Я предлагаю надеть рентгеновские очки, медицинские перчатки и начать исследование. Какая наука изучает работу органов? Уважаемые учёные - сегодня мы осваиваем профессию физиологов! У вас на столах лежат результаты исследований ваших старших коллег – физиологов, которые помогут вам в работе. Результаты своих исследований, мы будем заносить в индивидуальные журналы, которые лежат у вас на столах. Я предлагаю начать исследование с головы. Какой орган находится в голове? Какую работу он выполняет? Если я захочу поднять ногу, то головной мозг даст команду, и она поднимется? А каким органам он подаёт сигнал? Ваши коллеги - учёные установили, что головной мозг отправляет сигнал в ногу, сигнал проходит по спинному мозгу, который спрятан в позвоночнике, затем по тонким нитям, их называют нервами и когда импульс доходит до мышцы ноги, вы делаете шаг. Эти действия занимают мгновения, потому что все органы действуют согласованно слаженно и образуют систему. А как называется эта система – предстоит определить вам. Из исследований ваших старших коллег узнать, какую работу выполняет эта система? Для этого вы должны из конверта №1 выбрать название системы органов и наклеить её в свой журнал. Из конверта №2, выбрать работу данной системы и наклеить её тоже в журнал. Проверим, если у вас получились такие же результаты, поставьте в маршрутном листе знак плюс. Если вы допустили, хотя бы одну ошибку, то знак – минус. Сделайте вывод нашего исследования. | Они не знали, какие органы существуют у человека и как они работают. Анатомия – наука, изучающая строение организма. Физиология – наука, изучающая работу органов человека. Гигиена - наука о здоровье Нет Органы, выполняющие общую работу.
Головной мозг. Управляет деятельностью всего организма. Нет, он подает сигнал другим органам. Головному мозгу, нервам. Определяют название системы органов? Определяют работу данной системы органов. Результаты исследования вносят в свой журнал. Осуществляют самопроверку Делают вывод | Познавательные: Использование различных способов поиска, анализа информации Регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении задания. Регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении задания Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку. Предметные: понимание роли и значения систем органов и их функций, их взаимосвязи. Познавательные: использование различных способов поиска, сбора, анализа информации Личностные: Способность адекватно судить о причинах своего успеха (не успеха), связывать свои успехи с усилием, трудолюбием Коммуникативные: Уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения |
6 | Применение теоретических положений в выполнении упражнений и решение учебных задач | Формирование способов деятельности | Посмотрите, какое у нас сложное строение организма. А что это за плотный мешочек бьётся и не останавливается? А где находится сердце? А какую работу оно выполняет? Сердце толкнуло кровь, и она разлилась по всему организму? Что помогает сердцу разносить кровь по организму? Какую систему они образуют, вы узнаете из исследований ваших старших коллег. Затем из конверта №1 вам нужно выбрать название системы органов и наклеить её в свой журнал. Из конверта №2, выбрать работу данной системы и наклеить. Из конверта №3 выбрать модель системы органов. Указать стрелками органы системы, подписать их название. Результаты исследования занесите в свой журнал. Обменяйтесь с соседом по парте журналами, и проверьте, Если ваш коллега правильно определил систему органов и её функции, поставьте знак плюс. Если хотя бы одно определение неверно, то минус. Результат работы отметьте в маршрутных листах. Сделайте вывод нашего исследования. | Сердце В левой части груди. Обеспечивает движение крови по организму, оно приносит органам питательные вещества и кислород, а уносит углекислый газ. Нет. Взаимопроверка Делают вывод учащиеся | Регулятивные: воспроизведение учащимися способа проверки, сохранение учебной задачи с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: Уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения Личностные: Способность адекватно судить о причинах своего успеха (не успеха), связывать свои успехи с усилием |
7 | Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков | Закрепление полученных знаний | Уважаемые физиологи! За один день мы не сможем исследовать все системы организма, поэтому наши исследования мы продолжим на следующих уроках. Я, как руководитель, должна быть уверенна, что вы научились выделять изученные вами системы органов. Для этого я приготовила вам вопросы игры «Верно ли, что». Если вы согласны с моим высказыванием, вы хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
Если вы не допустили ни одной ошибки, поставьте в маршрутных листах знак плюс, если допустили хотя бы одну ошибку, то знак минус. | Играют в игру. Нет Нет Да. Да Да | Познавательная: использование различных способов поиска, сбора, анализа информации Регулятивные: сохранять учебную задачу при выполнении задания. Личностные: Способность адекватно судить о причинах своего успеха (не успеха), связывать свои успехи с усилием, трудолюбием Предметные: Умение определять местоположение органов в организме человека, понимание роли и значения систем органов и их функций, их взаимосвязи, понимание важности сохранения и укрепления здоровья. |
8 | Обобщение усвоенного и включение его в систему знаний и навыков. | Выделять существенные и несущественные признаки, делать правильные выводы | В результате исследования вы сказали, что от нервной системы зависит работа всего организма. А что нужно делать, чтобы она оставалась здоровой? А кровеносную систему нужно укреплять? Какая наука занимается укреплением и сохранением здоровья? Ребята! Вы очень хорошо поработали в роли учёных – физиологов, но, для того, чтобы научиться укреплять наш организм, мы должны освоить профессию гигиенистов. Снимаем очки и представляем себя в роли учёных- гигиенистов. Для этого мы разделимся на 2 группы. Собирается консилиум, который даст нам рекомендации, 1 группа - как укрепить нам нервную систему , 2 группа - кровеносную систему. Результаты консилиума озвучить через 2 минуты. Слово предоставляется 1 группе: Слово предоставляется 2 группе: Если вы вносили рекомендации на консилиуме, поставьте в маршрутных листах знак плюс, если являлись только слушателем, то знак минус. | Заботится, укреплять Да Гигиена Работа в группах 1 группа: Всегда хорошо высыпайся: уставший мозг не может хорошо работать. Регулярно и полноценно питайся: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем другие клетки нашего организма. Сдерживай свой гнев, не давай воли нервам. Читай хорошие книги. Смотри хорошие телепрограммы, которые чему-то научат. 2 группа: Нужно в меру заниматься спортом, сильно не переутомляться, не нарушать режим дня, не вызывать расстройства сердца. Вносят результаты в лист достижений | Познавательные: развивать способность анализировать полученную информацию, выделять существенные и несущественные признаки, проводить группировку, делать правильные выводы Коммуникативные: отрабатывать умение строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему мнению и решению в совместной деятельности. Личностные: стремление заботиться о своем здоровье. |
9 | Подведение итогов и информация о домашнем задании | Использование алгоритма проверки | Формулирует критерии оценивания и выставления оценок Уважаемые ученые! Оцените свою работу в лаборатории на сегодняшний день по критериям. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки в работе? Поднимите руки те, кто получил оценки 4 и 5. Молодцы! Остальные ребята ещё раз повторят материал урока по учебнику стр. 122-123. На основе схемы (стр. 122) изготовьте модель «Внутреннее строение тела человека» из бумаги или пластилина. В дополнительной литературе, сети Интернет найдите интересные факты о строении и работе различных органов (систем органов) человека. | Осуществляют взаимопроверку и оценивание работы по критериям Выставляют себе отметку за урок. | Личностные: способность к самооценке, в стремление заботиться о своем здоровье. |
10 | Рефлексия | Сформировать личную ответственность за результативность учебного труда. | В природе много лекарственных растений, которые помогают сохранять и укреплять наш организм – например, ромашка. Благодаря этому цветку, каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока. У каждого из вас на столе лежат модели бабочки, божьей коровки и гусеницы. Если сегодня на уроке вам было интересно, вы открыли для себя новые знания - выберите бабочку. – Если не совсем поняли тему урока – выберите божью коровку. Если вы не узнали ничего нового, вам многое осталось непонятным, было не интересно, то - гусеницу. –Ту модель, которую вы выбрали, прикрепите на цветок. Ребята, мысленно положите на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок. Вытяните левую руку и на ладонь положите – те знания, что получили на уроке. Что узнали сегодня, чему научились? По команде ладошки соедините в хлопке (знания объединились), и скажите хором «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке. Урок окончен! | Прикрепляют выбранную модель. Нервная система состоит из головного, спинного мозга и нервов. Она управляет всем организмом. Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов и обеспечивает кровообращение в организме. Все органы действуют слаженно, согласованно. Узнали, как сохранить наш организм здоровым. | Соотнесение цели и результата деятельности. |