I. Дистанционное обучение воспитателей.

Кучерявенко Марина Владимировна.

Успехи в музыкальном развитии детей во многом зависят от работы воспитателя. Воспитатель, обладающий музыкальной культурой, широким кругозором, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя сделает успешным музыкальное воспитание детей в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      РОЛЬ    ВОСПИТАТЕЛЯ

                                В   МУЗЫКАЛЬНОМ

                            ВОСПИТАНИИИ

                               ДЕТЕЙ

                  Консультация

                                 для

                       воспитателей
                       

                       Музыкальный руководитель: Кучерявенко М.В.

Санкт-Петербург

2013

                   

                 

                                 Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Взаимная работа музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияет на детей, на их эмоциональное и творческое развитие, создает здоровую, дружескую атмосферу.

                              Основной формой музыкального воспитания и обучения детей в детском саду является музыкальные занятия. В процессезанятий ребята приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальные занятия – это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, воспитывают чувство коллективизма.

                                 Участие воспитателя на музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участие воспитателя в работе с младшими группами, где воспитателю принадлежит главная роль в игре, пляске, пении. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, оказывать помощь каждому ребенку, наблюдать кто и как проявляет себя на занятии. В старших группах детям предоставляется больше самомтоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Воспитатель показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, следит за поведением детей, за качеством выполнения программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое танцевальное движение, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песнях, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости отсодержания музыкального занятия. Если в плане непосредственно образовательной деятельности намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Может быть и другой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно- воспитатель.

                              Во время непосредственно-образовательной деятельности воспитатель следит все ли дети активно поют, правильно ли выговаривают слова, чисто ли интонируют мелодию. Поскольку музыкальный руководительнаходится около инструмента, он не всегда может заметить, кто из детей спел неправильно. Когда дети вяло и мало высказываются по поводу прослушенного музыкального произведения, то воспитатель может помочь им наводящими вопросами. При занятии  музыкально-ритмическими движениями  с детьми  младших групп воспитатель играет с ними, показывает плясовые движения и имитационные движения. В старших группах воспитатель следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на непосредственно-образовательной музыкальной деятельности, активно учавствуя в ней, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы оба воспитателя активно участвовали в непосредственно-образовательной музыкальной деятельности. Зная репертуар, они могут включать его в повседневную жизнь детей.

                                   Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются условия для проявления его музыкальных способностей, интересов. Умения , полученные на музыкальных занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться в разнообразных играх, на прогулках, во время самостоятельной игровой деятельности, в совместной игровой деятельности с воспитателем. Дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, играть на детских музыкальных инструментах. Таким образом  музыка входит  в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.

                            Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых играх детей , на утренней гимнастике, при проведении водных процедур, во время прогулки (в теплое время года), перед сном и после пробуждения, в разных видах деятельности детей: изобразительной, физкультурной, изобразительной, по  ознакомлению с природой и развитию речи.

                              Игра является основной деятельностью детей. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх. В одних случаях музыка является иллюстрацией к действиям игры. Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, день рождения, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздника, досугах и развлечениях. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Наблюдая за ходом игры , воспитатель побуждает детей к пению, пляскам, хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Многие сюжетно-ролевые игры возникают тогда, когда детям дают  игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

                                Музыка может входить как составная часть в разные занятия. Эстетическое восприятие природы  порождает у детей любовь к родному краю, Родине. Музыка помогает детям более глубоко и эмоционально воспринимать образы природы, ее отдельные явления, в то же время , наблюдая за природой углубляет восприятие музыки, она становится более понятной и доступной.Например, если идя на прогулку в парк, воспитатель обратит внимание детей на красивую стройную березку, предложит внимательно ее рассмотреть, вспомнить о ней стихотворение, спеть песню о березке или водить хоровод вокрг нее, то воспитатель закрепит детские впечатления, полученные от непосредственного наблюденияза природой при помощи музыкального произведения. Кроме того, в теплое время года воспитатель может проводить на прогулках игры с пением. Это придаст прогулкам содержательность. Заранее разученный музыкальный материал, связанный с темой природы, позволяет детям быть более внимательными при наблюдениях. Дети начинают понимать, что каждое время года, каждое явление природы по-своему прекрасно. Музыка, в зависимости от задач, которые ставит воспитатель, или предшествует наблюдению, или закрепляет детские впечатления.

                                 Музыку целесообразно включать и на занятиях по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Удобно вводить музыку в такие сказки, на текст которых  написаны оперы или детские музыкальные игры( «Сказка о царе Салтане», «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди» и другие.

                                 Музыка может быть использована при проведении бесед на разные темы:    о временах года, о наступающем празднике, о Родине и т.д.

                                В очень тесной связи  с музыкальным воспитанием находится работа над речью. Пение улучшает произношение слов и способствует устранению дефектов речи.

                                    Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой – дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или инструментального программного произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.

                                     Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, потешки, прибаутки. Их тонкий Юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.

       

             



Предварительный просмотр:

                                                               

                                                             

                                                           

                                                                         РОЛЬ   ВЕДУЩЕГО   НА

                                         ПРАЗДНИКЕ.

                             

Музыкальный руководитель: Кучерявенко М. В.

Санкт-Петербург

2013

                                          Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим  звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы.

                                    Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, должен знать песни, танцы, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословным. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям, к гостям , например, «Вы не видели как наши малыши танцуют с цветочками?»

                                    На утреннике надо говорить достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не только сообщает  какие песни, танцы будут исполнены, но и разъясняет происходящее. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы – утомляют ребят.

                                  Ведущий должен быть находчивым. На утреннике могут возникнуть  непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.) В таких случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднения).

                                       Необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник. После угощения поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен сценарием другой вариант) т.е. встать друг за другом или парами и выйти из зала, а не бежать к родителям.

                                     Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Он поет и танцует вместе с детьми. Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодеть детей, при необходимости поправляет костюмы).

                                        Большое удовольствие доставляет детям сольные и групповые выступления воспитателей (песни, танцы, персонаж). Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми).

                                      Костюмы для праздника берутся воспитателями заблаговременно, чтобы была возможность все проверить: постирать, подшить, изготовить недостающие детали. Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случиться, что  резинки на шапочках порвутся, атрибуты сломаются и т.д.

                                      Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся своими впечатлениями со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремится закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление зала, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями. Некоторые выступления можно повторить 2-3 раза со сменой исполнителей). Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.

                                      Родители тоже могут принять участие в подготовке праздника: помочь в украшении  зала, оформления стенгазеты, изготовлении костюмов, в исполнении ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.

                                       Родители – желанные гости на празднике. Воспитатель приветливо встречает гостей и размещает их в зале. Родителей обязательно надо предупредить о том, что нужно принести сменную обувь. После праздника воспитатели предлагают родителям записать свои впечатления в «Книге отзывов».

                                      Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совете, где обсуждаются положительные моменты праздника и допущенные ошибки.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

        Музыкальное развитие детей

Консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель: Кучерявенко М.В.

Санкт-Петербург

2013

                                    В задачи музыкального образования и воспитания детей включают:

     - Развитие музыкального восприятия.

Сюда входят разделы: слушание музыкальных произведений ( классической музыки, народной музыки, знакомство со звуками живой природы)

- Формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса.

-Приобретение детьми опорных знаний, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; В этом помогает прослушивание музыкальных записей, детских песен и т. д.

-Развитие музыкальных способностей, формирование чувства ритма, точность интонирования мелодии.

                                   Задача педагогов сформировать способность к слуховому представлению. Эта способность проявляется в воспроизведении мелодии по слуху, вырабатывается музыкально-ритмическое чувство, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

-Воспитание музыкально-эстетического, интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать  и исполнять ее

-Развитие интереса и любви к национальной музыке своего народа.

- приобщение детей к народной, хороводной, классической и современной песне.

Формирование любви и интереса к пению и исполнительству.

- формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге.

Для реализации поставленных задач необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Но взрослые часто не обращают внимание на то, в какой звуковой среде растет и развивается ребенок, что совсем не безразлично для развития нервной системы. В результате у детей слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, дети предпочитают грубые шлягеры, которые слышат вокруг. Дети не умеют петь, у них нет желания и умения слушать  музыку и получать от этого удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить разные эмоции:

радость, грусть, тревогу, любовь. Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка. Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь  детей является пение взрослых, которое включается в различные моменты жизни: колыбельные песни, потешки, приговорки и игры для развлечений, протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные – на прогулке, календарные – на праздниках.

                   Музыка должна входить во все виды деятельности детей в  повседневной жизни детского сада. Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно почаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

  1. Утренняя зарядка.

Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей  сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

     

  1. Изобразительная деятельность.

Здесь также можно использовать музыку. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детского творчества. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей. Например на занятиях по конструированию можно включить песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет». На занятиях по рисованию можно включить песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года».    

  1. Наблюдения на прогулке.

Дети лучше усваивают то, что наблюдают если сопоставляют это со знакомой им песней. Например, наблюдение за птицами – «Птичка», «Воробей», «Зима прошла». За погодой – «Дует, дует ветер», «Дождик, дождик пуще», «Солнышко».

  1. После сна тоже можно включить спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и одевались.

                   

  1. В другие режимные моменты.

Одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию. Можно предложить детям приносить диски с их любимыми песнями или музыкой для прослушивания в группе.

Все это благотворно влияет на психику детей, на их развитие в плане музыкального образования.

                           



Предварительный просмотр:

КОММУНИКАТИВНЫЕ  ИГРЫ  ДЛЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          консультация для воспитателей

Музыкальный руководитель: Кучерявенко М.В

Санкт-Петербург

2013

                  Период детства – период активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводство социального опыта. Усвоение ребенком норм общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы.

Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребенка, где закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребенка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя.

Игра – выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. Музыка тесно связана с моторно-мышечными и  интонационно-речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально-игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Воспитатель может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми в группе, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

В данном случае речь идет о коммуникативных играх. Музыкальные коммуникативные игры – это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое. Поэтому музыкальная коммуникативная игра – это синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными зрительными ощущениями.

Коммуникативные игры разнообразны по форме. Это может быть обычная  сюжетно-ролевая игра с эпизодическим применением детьми музыкального репертуара, включение в общий сюжет песенок.

Коммуникативные игры классифицированы в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей:

- игры-пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Водоросли», «Бабочки и жуки», «Волшебник и цветок», «Игра со стульчиками»).

- игры-зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Мышки на зарядке», «Ткачи», «Король», «Позы», Тряпичная кукла», «Водители машин»).

- тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Цепи кованные», «Гори ясно», «Горелки», «Волк и гуси» и т.д.).

- ритмо-интонационные игры с именами. Эти игры являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание всех: представленный им образ тут же копируется всеми. Эти игры позволяют детям не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме того, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с другими детьми. Громкое четкое произнесение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

К коммуникативным играм относится практически весь детский фольклор. Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.

Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества. Здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

.



Предварительный просмотр:

Надо ли детям заниматься музыкой?

консультация для родителей

     

Музыкальный руководитель : Кучерявенко М.В.

Санкт-Петербург

2013

  1. Создайте фонотеку из записей классической музыки для детей, песенок из мультфильмов, детских песенок, танцевальных, маршевых мелодий, веселых плясовых русских народных мелодий.
  2. Организуйте домашний оркестр из музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных, маршевых мелодий.
  3. Чтение стихов, сказок также может спровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.
  4. Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
  5. Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.
  6. Инсценировка – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, картины, что конечно же развивает фантазию малыша.
  7. Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации, передающие то или иное состояние или заданный текст, вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
  8. Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления вашего ребенка, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
  9. Бывая на природе, прислушайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.