II. Дистанционное обучение воспитателей.

Кучерявенко Марина Владимировна.

В данном разделе представлена информация для воспитателей и даны рекомендации по работе с детьми в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\музыкальные инструменты\10327145-Illustration-of-Kids-Playing-Different-Musical-Instruments-Stock-Photo.jpg

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

                                                      2016

                                       Составитель: Кучерявенко Марина Владимировна

                                       музыкальный руководитель ГБДОУ №70

                                       Калининского района г. Санкт-Петербурга.

                       О широких возможностях элементарного музицирования сказано и написано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации, в свободное время и т.д.

Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

  1. С помощью музыкальных инструментов и игрушек попробуйте загадывать детям загадки, используя различные приемы игры: глиссандо по пластинкам металлофон и ксилофона (ручеек, ливень, солнечные лучики ); удары по пластинкам металлофона и ксилофона или по треугольнику (часы, капли дождя, сверкание снежинок); встряхивание погремушки или маракаса (шум листвы, дождя, метели) и т.д. С приобретением нужного опыта звучащие загадки могут загадывать и дети. Такие заданияразвивают воображение, расширяют представления о мире.
  2. В процессе сюжетно ролевой игры создайте ситуации сочинения детьми мелодии определенного жанра (марш, танец, колыбельная песня) на металлофоне.
  3. Слушайте с детьми аудиозаписи с последующим подыгрыванием на шумовых музыкальных инструментах.
  4. Используйте в процессе пения подыгрывание на музыкальных инструментах (треугольнике, бубнах, маракасах, погремушках)
  5. Воспитатель вместе с детьми может озвучивать:

     А) сказочные истории («Кто сказал мяу?», «Как цыпленок голос искал»).

      Б) русские народные сказки ( «Курочка Ряба», «Колобок» ит.д.

      В) рассказы о природе («Кто как поет» В.Бианки)

       Г) Стихи, рассказывающие о явлениях природы, о животных и т.д.

       Д) картины художников и иллюстрации к книгам

        6. На занятих по ознакомлению с окружающим и развитию речи поощряйте детей к сочинению рассказов о текущем времени года   с озвучиванием на различных музыкальных инструментах .

        7. В свободное время играте с детьми в дидактические игры с использованием детских музыкальных инструментов ( «Угадай на чем играю», «Музыкальное эхо», ритмическое лото» и т.д.)

                   Приведенные примеры элементарного музицирования объединяют работу музыкального руководителя и воспитателя.  Включайте подобные игры-упражнения и в занятия, и в программу праздников и развлечений. Особенно хороши подобные игровые задания на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли исполняют взрослые. О пользе таких занятий говорить не приходится Проводите их побольше!

C:\Users\1\Pictures\17314167-illustration-of-children-with-different-type-of-instrument-Stock-Photo.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УТРЕННИК БЕЗ СТРЕССА КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Составитель: Кучерявенко Марина Владимировна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №70 Калининского района г. Санкт-Петербурга 2016

Слайд 2

Подготовка и проведение детского праздника – дело сложное как для музыкального руководителя, так и для воспитателя. Воспитатель должен готовиться к празднику точно так же, как и дети- только тогда он сможет прочувствовать изнутри те сложности, с которыми ребята сталкиваются на утреннике. Только на себе можно понять все сложности перестроений в танце, интонирования во время пения, исполнения партий в оркестре. Утренник – не только долгожданный праздник, но и стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того что они должны делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!

Слайд 3

Очертим круг и тематику задач, стоящих на утреннике перед каждым ребенком: 1. МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ Слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах, во время перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах. 2. СЦЕНИЧЕСКИ_ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: Как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем встать, что взять, куда положить и т.д. 3. РЕЧЕВЫЕ: Как не забыть текст, ка выразительно его донести с помощью жестов, мимики, интонации.

Слайд 4

4. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Что делать, если заняли «твой» стул, что делатьво время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое недовольство, как быть внимательным и вежливым к друзьям; как, наконец пообщаться с мамой во время утренника? 5. ЛИЧНОСТНО-ОЦЕНОЧНЫЕ: Что делать, если у тебя не получилось, что делать если сбился, уронил стул, перепутал движения , проиграл в игре, если на тебя все смотрят и снимают на видео !

Слайд 5

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УТРЕННИКА Знать проблемные для детей места в песнях (подсказать начало следующего куплета, сопровождающее движение) Знать проблемные места в танцах (подсказать нужное перестроение или движение) Знать проблемные места в оркестре ( распределение инструментов, неточный ритм у некоторых детей) Использовать возможность продемонстрировать свои собственные музыкальные способности (спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).

Слайд 6

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УТРЕННИКА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ: Уметь организовать выход детей на номер, посадку, перестроение, проведение игр и хороводов, вынос, раздачу, уборку атрибутов; Уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при проведении каждого номера; Распределить обязанности ведущего и помощника ведущего. 2. ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ: Создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов; Указания детям даются с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «пошли», «сели»)-это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.

Слайд 7

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ: Общение взрослого со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями); Общение взрослого с ребенком – умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь; Организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных оценок. Надо признать, что проведение утренника – стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто во время подготовки праздника был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем. Наша задача – избежать стресса у детей и взрослых!

Слайд 8

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ УТРЕННИКА Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает в себя три этапа: 1. «ВОСПИТАТЕЛЬ КАК РЕБЕНОК» На музыкальных занятиях воспитатель вместе с детьми разучивает мелодию и тексты песен, движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. ЦЕЛЬ – изнутри понять музыкально-исполнительские трудности детей, чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике. 2. «ВОСПИТАТЕЛЬ КАК ВЕДУЩИЙ» Воспитатель знает весь репертуар, распределяет детей по подгруппам на занятии, руководит построениями – перестроениями, иными словами готовит себя и детей к проведению утренника ЦЕЛЬ – понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы.

Слайд 9

3. «ВОСПИТАТЕЛЬ КАК АКТЕР» Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами. ЦЕЛЬ – работа над решением собственных сценических, речевых, организационных проблем. На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю роль, особенно стихотворные тексты и инструкции – указания, адресованные детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет стоять, как перемещаться, где разложить « подсказки» в зале. Если на всех трех этапах воспитатель проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без стресса как для детей, так и для воспитателей и конечно же, для музыкального руководителя. В идеале утренник должен быть итогом работы всех специалистов, работающих с детьми данной группы – тогда это станет подлинно «кровным « делом каждого.



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\prew1.jpg

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«МУЗЫКА  В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДОУ»

                                                  2017

                                                    Составитель: Кучерявенко Марина Владимировна

                                                 музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №70

                                                  Калининского района города Санкт-Петербурга

C:\Users\1\Pictures\mini_6.jpg

                                                                              

          В последнее время одним из приоритетных направлений в работе многих ДОУ является оздоровление детей. Педагоги, медицинские работники ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, основываясь на результатах диагностики и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Дошкольное  детство – пора наиболее  оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка оказывает положительное влияние на психическое развитие ребёнка в целом – стимулирует зрительное, слуховое восприятие, двигательную и голосовую активность, ведёт к преобразованию окружающего, к активному мышлению, обогащает эмоциональную сферу различными переживаниями. Находясь  под воздействием  музыки, ребёнок окружён  любовью, нежностью, поэтому он растёт жизнерадостным, любознательным, активным, легче переносит неожиданные ситуации и разочарования. И даже если ребёнок  не станет музыкантом, он обязательно будет грамотным, разборчивым слушателем, ценителем хорошей музыки, добрым и отзывчивым человеком.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С 19 века пошло распространение музыкотерапии в  странах Европы. Так, известный  французский актёр Жерар Депардье вылечился от заикания при помощи музыки великого В.А. Моцарта. В наши дни врачи всё чаще обращаются к « приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.  

C:\Users\1\Pictures\prew1.jpg

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия – одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру  музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.  Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

         Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

1.Звучание ударных способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить, придать человеку силы.

2.Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причём медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

3.Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает чётким мышлением и очень хорошей памятью.

4.Струнные инструменты прямо воздействуют на  сердце. Скрипка, виолончель и гитара развивают в человеке чувство сострадания.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений способствует более качественному функцианированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируются внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения.

       Вокальная музыка влияет на весь организм, но прежде всего на укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих детей регулирует и углубляет дыхание. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали древних времен.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э – улучшает работу головного мозга;

И – лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос.

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует работу почек;

Ы – лечит уши, улучшает дыхание;

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

Звук з-з-з  (комарик)-  для профилактики заболевания горла

Звук ж-ж-ж (жук ) – при кашле

Звук с-с-с  - для снятия усталости, при головной боли

ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:

ОМ – снижает кровяное давлении;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна « охладить»  нас. Как заметил  композитор И. Стравинский: «Ударные и басы… действуют как система центрального отопления».

C:\Users\1\Pictures\Music-notes-clip-art-music-the-way-of-love-blog.png

    Включение «фоновой»  музыки в режимные  моменты

По мнение известного психолога Б.М. Теплова, музыка – зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и поэтому его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребёнок приобщается к искусству, от которого, по словам Гёте « расходятся пути по всем направлениям».

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – это музыка, звучащая "вторым планом", без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении  всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениям. Фоновая музыка может стать сопутствующим элементом всей жизни ребёнка  не только в детском саду, но и дома.

Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

                В каких режимных моментах может звучать музыка?

- Утренний приём детей

 - Утренняя гимнастика

 -Вовлечение детей в НОД

 - Подготовка ко сну (засыпание)

 -Пробуждение (подъём)

 - Музицирование  в свободной деятельности

 -Релаксация

 -Повторение песен и хороводов

УТРНЕННИЙ ПРИЕМ ДЕТЕЙ

Хорошо, если утром в группе детей будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку или добрые детские песни с хорошим текстом. Ведь каждому ребёнку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно- профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом – детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива,  подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного  понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус – всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма.  При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается  амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности ( эмоциональной отзывчивости, слуха).  Ребёнок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером. В качестве музыкального сопровождения упражнений используется народная, классическая музыка, сочинения русских и зарубежных авторов.  При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.

Музыка на прогулке

                  Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение.                                                                                                                    
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

               На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением.Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.  Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на иструментах объединяться в ансамбль.Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой).
Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

ПОДГОТОВКА КО СНУ

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон  необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической  и современной релаксирующей  музыки, наполненной звуками природы ( шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются. Можно включить грамзапись колыбельной, а лучше исполнить а капельно (дети любят живое исполнение). Имея стихотворный текст, мелодию можно придумать на ходу), или на фоне неторопливой лирической музыки прочитать выразительно текст:

Маленькие детки спят, носиками все сопят,

Носиками все сопят, сон волшебный все глядят.

Сон волшебный и цветной, и немножечко смешной.

Снится зайка озорной, он спешит к себе домой.

Снится розовый слонёнок – он, как маленький ребёнок,

То смеётся, то играет, но никак не засыпает.

Спите, маленькие детки! Воробей сидит на ветке.

Он чирикает, и слышно: тише, тише, тише, тише…( Н.Байдавлетова)

« Колыбельная медвежат»

Баю – баюшки – баю, деткам  песенку спою.

Про весёлых медвежат, что под ёлкою сидят.

Один лапу сосёт, другой семечки грызёт,

Третий сел на пенёк, звонко песенку поёт:

« Спите, детки, засыпайте! Свои глазки закрывайте »

ПРОБУЖДЕНИЕ,ПОДЪЕМ

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально–рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна, помочь устранить сонливость, « разбудить « организм. Воспитатель может провести небольшой комплекс упражнений , не поднимая детей с кроватей.

Улетели сны в окошко, убежали по дорожке.

Ну, а мы с тобой проснулись, потянулись, улыбнулись!

Попрошу я вас, ребятки, показать мне по порядку

Например, как вы сегодня утром делали зарядку.

«Потягушка»

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Потягуни –потягушечки, от носочков до макушечки.

Мы потянемся – потянемся, маленькими не останемся.

Вот уже растём, растём. Скоро в школу мы пойдём! ( Н. Пикулёва)

 Хорошо, если подобные физминутки  будут с музыкальным сопровождением. Это оставит яркий след в памяти детей. Так же для пробуждения малышей используем тихую, нежную, лёгкую музыкальную композицию. Она должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойней переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

             Невозможно переоценить роль музыки в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку в занятия ( развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и  др),, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. Непосредственно перед слушанием музыки детям можно рассказать историю создания данного произведения, кратко познакомить с биографией композитора. После прослушивания обязательно провести беседу о произведении, анализ средств музыкальной выразительности (в каком темпе звучала музыка, какая она была по настроению, кто ее исполнял). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане, без установки на осознанное восприятие. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем.

        

ЗАНЯТИЕ                            Степень активности восприятия музыки

Математика                          Пассивное

Развитие речи                      Активное и пассивное

Рисование                             Активное и пассивное

Ознакомление с окружающим миром                  Активное и пассивное

Ручной труд                           Пассивное

Конструирование                  Пассивное

Физкультура                           Активное и пассивное

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном ( т.е. пассивное восприятие). Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы ( П. Чайковский цикл пьес « Времена года»), способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «Сестрица  Алё нушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно. 
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие,изящные движения хитрой лисы.Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки сказки.
Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать  одноимённую музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать  «Осеннюю песню» П. Чайковского.

На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время  рисования по образцу предложить музыкальное произведение для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми  в начале занятия, создаёт определённый настрой, даёт им возможность по-своему изобразить  весёлого и смешного клоуна в рисунке. 
На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определённый ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поёт известную детям « Тучку – плакучку».

Таким образом, слушание фоновой музыки на занятиях создаёт  эмоционально комфортный  климат в группе.

Важным компонентом в решении данного вопроса  считаю  подбор музыкального репертуара, т. к. неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому необходимо опираться на произведения великих композиторов-классиков, произведения которых несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Хотелось бы не забывать о важной роли воздействия русской народной музыки. Музыка не должна давить ( на уши) и вызывать дискомфорт. Музыка может звучать в течение всего дня, но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Она должна  прослушиваться  детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже от настроения детей. Взаимодействие психолога с медработником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня.

Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей  О.П. Радыновой « Музыкальные шедевры».  Количество музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. Классические произведения в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдёт стилизованная музыка, т.е музыка,  где аранжировка сделана специально для детей.  Перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться  воспитателем с учётом его музыкального вкуса. 

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди « Времена года», балет П. Чайковского « Щелкунчик» ,фортепианный цикл « Детский альбом»,  « Карнавал животных» К. Сен- Санса, сказочная музыка  Римского –Корсакова, пьесы Д. Кабалевского.

Таким образом, слушание фоновой музыки на занятиях создаёт  эмоционально комфортный  климат в группе.

           Грамотное использование музыки в образовательной деятельности и в режимных моментах не  только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но  и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Мы учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку  знакомо, но является новым в изложении педагога.  Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все  зависит от педагога, от того, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки "что-то" и восхититься им. "Мысли похожи на дождь", – сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций… Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

C:\Users\1\Pictures\4132_html_16795bd0.png

             Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии,  определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому (и это мы считаем одним из результатов). Например, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение  внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

                  Использование фоновой музыки позволяет решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

  • Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей.
  • Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.
  • Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.
  • Переключение внимания во время изучения трудного  учебного материала, предупреждение усталости и утомления.
  • Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время  психологических пауз и физкультминуток.

Есть такое  человеческое  качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой не может оставаться равнодушным.  Это качество, как  ничто другое воспитывает музыка. Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его и учитесь с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный  и прекрасный мир музыки.

1)    Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Музыка любит тишину! Внимательно следите за тем, что происходит в музыке с самого начала и до завершения, охватывая слухом  звук за звуком, ничего не упуская.

2)    На первых порах не следует слушать крупные музыкальные произведения. Для начинающих слушателей понятна и интересна будет вокальная музыка ( музыка с голосом). Прислушайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (изменение громкости звучания). Подумайте, делают ли динамические оттенки музыку интересней, выразительнее.

3)    Слушать вокальную музыку легче, ведь текст  всегда подскажет то, о чём хотел поведать композитор, какими мыслями и чувствами он хотел поделиться. В инструментальной музыке нет слов, но от этого она не становится менее интересной. От вокальной музыки можно постепенно переходить к инструментальной.

4)    Время от времени нужно возвращаться к ранее прослушанным произведениям, вспоминать их название и характер.

5)    Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, и волшебная сила музыки наполнит ваши отношения с ребёнком добром и пониманием!

C:\Users\1\Pictures\0b0bd45e7235f522ba3b5b45e48d986d.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ВОСПИТАТЕЛЬ И МУЗЫКА» РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ Составитель: Кучерявенко Марина Владимировна м узыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №70 Калининского района г. Санкт-Петербурга 2017

Слайд 2

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает, своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать – мол за это время они смогут сделать какие то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Слайд 3

Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги – «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и четко представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия. Никого не надо убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Музыкальные движения и пение, помимо эстетических и образовательных задач, способствуют еще и укреплению здоровья, развивают память и речь детей.

Слайд 4

ПЕДАГОГУ – ВОСПИТАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ: 1. Знать все программные требования по музыкаль - ному воспитанию. 2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях. 3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

Слайд 5

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя. 5. Разучивать движения с отстающими детьми. 6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств. 7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр. 8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах.

Слайд 6

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры. 10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. 11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на прогулке, утренней гимнпстике , в самостоятельной деятельности. 12 Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

Слайд 7

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, пляски. 14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности. 15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов 16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Слайд 8

17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. 18. Готовить тематические подборки поэтического материала к музыкальным утренникам и развлечениям. 19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений. 20. Быть артистичным, изобретательным, эмоциональным. Успешной всем работы!