Публикации


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования

Ханова Светлана Салаватовна

Воспитатель высшей категории

Человек воспринимает мир через осязание, зрение и слух. Некоторые дети рождаются с патологиями органов зрения. Это отражается на их способности знакомиться с окружающей средой и дальнейшем развитии. Для успешной адаптации такого ребенка во взрослой жизни необходимо уделить особое внимание его развитию и воспитанию. 
        На психике ребенка сказывается время формирования зрительной патологии, ее тяжесть, наличие сопутствующих заболеваний, эффективность лечения и ситуация в семье. Чем раньше появляется дефект зрения, и чем более он выражен, тем сильнее нарушается психическое развитие. У детей с нарушением зрения на формирование личности оказывают влияние физиологические и социальные факторы: гипо- и гиперопека, неблагоприятное социальное окружение или условия семьи, ограниченная возможность доступа к общению и получению информации. Таким детям тяжело ориентироваться в пространстве, из-за этого они ведут малоподвижный образ жизни.

У многих детей с нарушением зрения речь нормально развита, но сужена сфера познавательной деятельности, активного общения, подражания.

Такие дети воспринимают меньше признаков и свойств предметов, чем их сверстники с нормальным зрением. Снижение восприятия цвета, целостности и полноты картины, низкая скорость восприятия затрудняют познание окружающего мира в целом. Из-за этого дети с нарушением зрения отстают в развитии.

Зрительная сосредоточенность и дифференцировка у слабовидящих снижены. Они медленно запоминают информацию, при этом сильно утомляются. Зато, если они запомнили что-то, то это надолго сохраняется в их памяти. Зрительная память у этих деток ослаблена. У детей с нарушением зрения отсутствует или затруднена возможность зрительного контроля. У таких детей снижены интересы, потребности, мотивационная сфера, активность. В то же время нарушение зрения не оказывает влияния на их убеждения, мировоззрение, темперамент, характер. 

Чувство прекрасного всегда глубоко личностно, а оптимальные возможности для личного самовыражения предоставляет самостоятельное творчество. Именно поэтому творчество и эстетическое воспитание тесно взаимосвязаны.

Переживание прекрасного связано не только с сенсорно-перцептивными процессами, но во многом обусловлено развитием интеллекта, самосознания, богатством и гармоничностью личности.

При нарушении зрения страдает целостное и одновременное восприятие действительности и её отображение в изобразительной, музыкально-ритмической, словесно-художественной, театральной  и др. видах деятельности.  Недоразвитие и нарушение зрения затрудняет формирование быстроты, координации, точности движений, статического, динамического равновесия, развития чувства ритма и т.д.

Чувство прекрасного не является врождённым – оно приобретается человеком в ходе усвоения социального опыта.

С раннего детства ребёнку свойственно стремление к красоте. Эту красоту ему надо помочь увидеть, прочувствовать, и тогда она станет одним из неисчерпаемых источников духовного богатства.

В этом и заключается коррекционно-педагогическая потребность, чтобы научить детей с нарушениями зрения видеть прекрасное в окружающем, в жизни, в природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребенка, которому многое недоступно для непосредственно-чувственного воспроизведения действительности.

Приобщая детей к искусству, я рекомендую использовать разные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д.

Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир детей. Говоря об изобразительных техниках и материалах, необходимо уточнить, что их делят на традиционные и нетрадиционные. В первом случае мы знаем почти все от красок до различных мелков, а во втором затрудняемся ответить. А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном из поролона, мятой бумагой, свечой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги.

Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.

         Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые  положительные эмоции. Эмоции, это, как известно, процесс, и результат практической деятельности, прежде всего  художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует; интересует, повергает в  уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

Какие же нетрадиционные способы рисования можно использовать?

       «Пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);

       «Смешивание красок»;

       «Отпечатывание»;

       «Точечный рисунок»;

       «Пластилинография»;

       «Рисование свечой»;

       «Рисование по мокрой бумаге»;

       «Кляксография»;

       «Монотипия»;

       «Граттаж»;

        Аппликация, коллаж и т.д.

Я в своей работе использую чаще всего такие техники как:

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.

НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

Уже несколько лет я работаю по проблеме: «Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».   Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.

Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того  доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ  негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития.

Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование  различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне, неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с ОВЗ в целом.

Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я рекомендую провести опрос или  анкетирование.  Качественный анализ полученных ответов скорее всего покажет, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруднение у родителей вызовут вопросы об организации и руководстве нетрадиционного рисования. Это связано с их занятостью на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми. 
            Взаимодействие с родителями должно происходить индивидуально и коллективно. Возможно подготовить и провести консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование», «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей детей», родительские собрания «Мы юные художники», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности», «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста», «Творческие пальчики».
              Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов, например такой: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию». 

     В работе с родителями надо стараться найти в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от всей души. Со своей стороны обязательно учитывать пожелания и рекомендации родителей, привлекать их к творческо - образовательному процессу, при подготовке к творческим занятиям (родители готовят материалы, проводят видеосъемки занятий). 
              Особое внимание уделять созданию познавательно-развивающей среды в группе при помощи родителей. Вместе с родителями можно изготовить альбом «Нетрадиционные техники рисования», компьютерные презентации по художественному творчеству, дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто».
               По окончанию проекта, я уверена, родители захотят самостоятельно  принести  фотографии с изображением того, как они дома занимаются творчеством, а так же поделки которые у них получились. И у вас получится замечательная фотовыставка «Наше творчество дома».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка».

Цель: формирование навыка подробного пересказа текста со скрытым смыслом.

Образовательные задачи:

- Уточнение и расширение словаря по теме «птицы»;

- Совершенствование грамматического строя речи.

Развивающие задачи:

- развитие связной речи;

- развитие слухового внимания.

Коррекционные задачи:

- развитие глазодвигательных функций;

- развитие внимания, мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

- формирование навыков сотрудничества, приобретение детьми опыта коллективной деятельности, умения работать в группе.

Оборудование: картинки птиц для каждого ребёнка, мяч, прозрачная мерная чашка, камни, маркер, мнемотаблица для описательного рассказа, набор карточек-моделей для связного пересказа.

Ход занятия:

  1. Дети стоят на ковре перед воспитателем.

Воспитатель загадывает загадку:

Кто такой весенним днем

Сплёл свой домик над окном,

Вывел в нём новых жильцов -

Маленьких таких птенцов?

- Про кого мы сейчас будем разговаривать?

А теперь вспомним каких птиц мы знаем (пальчиковая гимнастика):

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка, сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.

Это-зяблик, это - стриж,

Это - развеселый чиж.

Ну а это - злой орлан.

Птички-птички, по домам! (обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек")

Дети садятся на свои места, перед ними карточки с изображением птиц.

Зрительная гимнастика

- Перед вами картинки с изображением птиц. Давайте сейчас попробуем составить загадку про ту птицу, что изображена на вашей карточке. А чтобы вам было проще, я приготовила вам таблицу-подсказку. Послушайте мою загадку (пример воспитателя: загадка про галку).

  1. Дидактические игры.
  • «Один-много» (образование множественного числа существительных)

- Играем с мячом. Я бросаю вам мяч и называю одну птицу, а вы мне возвращаете мяч и называете много птиц. Например: галка- много галок.

Сорока, ворона, орёл, снегирь, дрозд, лебедь.

  • «Назови ласково»(упражнение в словообразовании)

- Я бросаю вам мяч и называю птицу, а вы мне возвращаете мяч и называете эту птицу ласково. Например: галка-галочка.

Соловей, кукушка, воробей, сова, голубь, синица.

  1. Физминутка.

Вот на ветках, посмотри,       4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головой

В красных майках снегири.  

Распустили пёрышки,        Часто потряхивают руками, опущенными вниз

Греются на солнышке.

Головой вертят.             Делают 2 поворота головой с кивком влево-вправо

Вправо-влево посмотри:    

На ветки сели снегири.  Садятся на свои места.

  1. Знакомство с рассказом «Кувшин и галка» Л.Н.Толстого.

- Галка – это очень умная птица. Л.Н.Толстой написал замечательный рассказ про эту птицу. Послушайте его:

Кувшин и галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше, и можно было её пить.

По ходу чтения вывешиваем на доске карточки-модели.

  1. Беседа по прочитанному тексту.

- Как вы считаете, как же галка смогла напиться воды?

- А давайте проверим: на самом ли деле вода поднимается высоко, если в неё побросать камни.

Моделируем ситуацию (экспериментирование). Дети встают из-за столов и подходят к столу для экспериментирования.

- Перед нами прозрачная колба с водой. Обратите внимание, сколько воды в колбе? Возьмите каждый по одному камню и по очереди бросайте в колбу. Вода поднялась?

Дети садятся на свои места.

- Кто главный герой рассказа?

- Где стоял кувшин с водой?

- Почему галка не смогла попить воды?

- Что сделала галка?        

- Что произошло с водой?

- Смогла галка попить воды?

6. Пересказ текста детьми.

        Рассказывают 2-3 ребёнка с использованием карточек-моделей.

     7. Подведение итогов.

        - Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

- В какие мы игры играли?

- Что мы выяснили в результате опыта?

- Перед вами лежат смайлики с изображением детей, вам осталось дорисовать только рот: кому понравилось занятие – рисуют улыбку, кому не понравилось – грустное лицо. Смайлики  можете забрать себе.

МАДОУ г.Нижневартовска Д/С №17 «Ладушки»

Интегрированное занятие на тему: «Птицы. Знакомство с рассказом Л.Н.Толстого «Кувшин и галка» для детей старшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Ханова С.С.

Нижневартовск, 2017 г.