Представление педагогического опыта

Антипова Ольга Ивановна

«Развитие творческих способностей учащихся

 по родному (эрзянскому) языку

через организацию кружковой работы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx70.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Атяшевского муниципального района

«Лобаскинская средняя школа»

Представление педагогического опыта

 учителя родного (эрзянского) языка

и мордовской литературы

Антиповой Ольги Ивановны

«Развитие творческих способностей учащихся

 по родному (эрзянскому) языку

через организацию кружковой работы»

                                                             

                         

                                                                           

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Информация об опыте………………………………………..…4-7

  1. Тема опыта……………………..………………………………………
  2. Сведения об авторе……………………………………………………
  3. Актуальность опыта…………………………..….
  4. Основная идея опыта………………………………….
  5. Теоретическая база опыта ………………………………….…..
  6. Новизна опыта …………………………………………………………

Глава 2. Технология опыта………………………………………..……..8-

Результативность опыта………………………………………………… 12

Список литературы………………………………………………………

Жизнь становится интересной и полноценной

только тогда, когда сам что – то творишь,

созидаешь, действуешь.

Д.С.Лихачёв

Введение 

     Большую роль в организации учебно-воспитательного процесса играет внеурочная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Она создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний.

     Внеурочная деятельность по родному языку и литературе, являясь средством мобилизации познавательной активности обучающихся, имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Организуя ее преследую  следующие задачи:

- привитие интереса к своему родному языку;

- развитие и совершенствование навыков;

- развитие творческой активности школьников.

     Внеурочная  работа создает благоприятные условия для развития школьника

Глава 1. Информация об опыте

  1. Тема 

Тема моего инновационного педагогического опыта - «Развитие творческих способностей учащихся через организацию кружковой работы» 

1.2 Сведения об авторе 

Антипова Ольга Ивановна, учитель родного (эрзянского) языка

и мордовской литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Атяшевского муниципального  района

«Лобаскинская средняя школа»

Дата рождения: 30.06.1965 г.

Профессиональное образование: высшее

Специальность: педагогика и методика начального обучения

 Квалификации:  

       - учитель начальных классов /Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева,  номер диплома - ФВ № 246085, дата выдачи - 9 июля 1990г./

       - учитель мордовского (мокшанского/ эрзянского) языка и литературы /профессиональная переподготовка в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е.  Евсевьева», номер диплома - 132404342899, дата выдачи - 6 марта 2017 г./

      - учитель русского языка и литературы 

/профессиональная переподготовка в государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования»/

Стаж педагогической работы (по специальности): 36 лет

Общий трудовой стаж: 36 лет

Наличие квалификационной категории: высшая квалификационная категория по должности «учитель»

Дата последней аттестации: 22 декабря 2015 г. /Приказ МО РМ от 22.12.2015 г. №1231/

1.3 Актуальность опыта

     Лобаскинская средняя школа Атяшевского муниципального района расположена в 30 километрах от районного центра, но даже здесь, в глубинке Мордовии, дети должны иметь возможность творчески развиваться. Конечно, заниматься в художественной или музыкальной школах, часто посещать выставки картин или встречи с писателями и поэтами для них маловероятно. Но у них есть желание сочинять свои стихи, рассказы, писать о своих земляках или о важных событиях, в которых они сами принимают участие. Меня эта проблема заинтересовала.

     Свои учебные занятия я стараюсь построить так, чтобы уделить внимание развитию творческих способностей учащихся. Больше всего это удаётся на уроках родной  литературы, наверно, потому, что я сама пишу стихи, рассказы, юморески на родном (эрзянском) языке. Ребята заинтересовались рифмовками, глубоким анализом поэтических и прозаических произведений. Но, к сожалению, на уроках времени было недостаточно на дополнительные задания, а тем более на их анализ. Так возникла необходимость создания творческого кружка «Лисьмаприне» («Родничок»), на занятиях  которого  я   дополнительно учу ребят составлять стихи, подбирая рифмы, изучать языковые средства выразительности, которые украшают стихотворения, помогают лучше раскрыть его смысл. \

     Выбирая детей в кружок «Лисьмаприне», я несколько раз проводила тестирование, которое способствует выявлению детей с творческими способностями. В основном, это были учащиеся средних классов, которые уже могли высказать свою точку зрения, проанализировать увиденное, им хотелось рассказать о своих чувствах к школе, к семье, о своих идеалах, поделиться своими мыслями на родном эрзянском языке.

     Работа кружка «Лисьмаприне»  создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников. На таких занятиях мы говорим и об орфографии, и о пунктуации, непроизвольно повторяем орфоэпический режим, работаем с толковыми и грамматическими словарями. Я понимаю, что дети увлечены, они развивают свои творческие способности, обогащается и речь учащихся, развиваются коммуникативные навыки, что способствует повышению мотивации к изучению родного языка и литературы.

     Уверена, практически у каждого ребенка есть способности и таланты в различных сферах области. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, их нужно увлечь, убедить в том, что им это дело по плечу, помочь поверить в свои силы.

     Кружок  – это, во-первых, одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы, во-вторых, он может быть центром организации всей внеурочной деятельности по предмету и пропаганды языка. Все согласятся, что в любом классе есть творческие личности, которым не всегда хочется писать только по данной учителем теме, делать по образцу. Им хочется творить, писать на свободную тему, о том, что волнует в данный момент, что они могут доверить пока только бумаге, а не другу, допустим, или родителям. Для детей необходимо ощущение уверенности в том, что их творчество будет замечено, понято, правильно, корректно оценено. Необходимо понять ребёнка, бережно относиться к их иногда совсем наивным строчкам.    

     Кружковая деятельность строится на следующих принципах:

 1) добровольность;

 2) развитие связной речи (главный принцип);

 3) взаимосвязь уроков родного языка и внеклассных занятий;

 4) творческое взаимодействие учителя и учеников в процессе обучения;

 5) практическая направленность;

 6) системность;

 7) избирательность содержания и форм работы;

 8) равное право как сильного, так и слабого учеников;

 9) индивидуальный подход;

10) опора на субъективный опыт учащихся;

11)  занимательность.

     

     Специфика кружковых занятий заключается в том, что на них поддерживается целенаправленный интерес школьников к родному языку, осуществляется личностно-ориентированный подход к учащимся в зависимости от способностей каждого.

     Суть занятий кружка состоит в том, что ученик в процессе работы над любой заметкой, стихотворением узнаёт дополнительно много нового о теории и истории литературы, учится не только грамотно излагать свои мысли, но видеть окружающий мир иначе, быть более чутким и наблюдательным. Он переживает конкретную ситуацию, приобщается к более глубокому изучению родного языка и литературы. Всё это ему потребуется в дальнейшей жизни, кем бы он ни стал.    

      В настоящее время развитие творческих способностей учащихся приобретает всё большую популярность. Это обуславливается, прежде всего тем, что возникает большое желание участвовать в творческих конкурсах по эрзянскому языку, которых в последнее время появилось немало. Результаты такого участия дают возможность увидеть мир, найти новых друзей, развивают кругозор. Такая деятельность даёт более значимый результат тогда, когда происходит не по принуждению, а по собственной инициативе ребят. 

Задачи: привить детям любовь к родному языку, интерес чтению художественных произведений мордовских писателей,  своих сверстников на страницах детско-юношеского журнала «Чилисема», расширить и углубить знания о языке, которые ученик получает на уроке;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- развивать индивидуальные склонности, творческие способности детей,   самостоятельную познавательную деятельность в условиях свободной инициативы;

- развивать у учащихся потребность в самообразовании, научить их пользоваться дополнительной литературой, добиваться того, чтобы они полюбили эрзянский язык;

- развивать и совершенствовать психологические качества личности: трудолюбие, любознательность, инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

 1.4  Основная идея опыта

Цель данного опыта – развитие творческих способностей учащихся по родному языку и мордовской  литературе через организацию кружковой работы.

1.5  Теоретическая база опыта

 Творческий кружок «Лисьмаприне» в нашей школе работает девятый год. В течение этого времени мной, руководителем кружка, осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. Использую в своей работе статьи и разработки уроков, мероприятий,  материалы журналов и газет «Народное образование», «Сятко», «Чилисема», «Эрзянь правда».

Разработаны поурочные планы-конспекты кружковых занятий, большое количество материала к внеклассным мероприятиям, презентации к ним.

   1.6  Новизна 

    Новизна данного опыта заключается в применении нестандартных приёмов внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, лучшего усвоения школьной программы по родному языку; развития речи учащихся, их коммуникабельности.

    Практическая значимость определяется тем, что можно проследить творческий рост учащихся через совокупность публикаций на протяжении нескольких лет.

     

 

  Глава 2. Технология опыта   

     В процессе моей педагогической деятельности сложилась система внеурочной деятельности по родному языку с учетом возрастных особенностей учащихся. Для осуществления внеурочной деятельности разработана программа кружка «Лисьмаприне».

Во внеурочной работе применяю следующие формы и методы: игры, викторины, конкурсы, выпуск газет, предметные олимпиады, организацию участия учащихся  в конкурсах. С целью развития интереса учащихся к родному языку  организуются тематические экскурсии в краеведческие уголки школы и сельской библиотеки, неделя эрзянского языка и литературы.

Систематическое использование на занятиях элементов занимательности, проблемного обучения, игр, нестандартных занятий, интерактивных самостоятельных работ показало, что у учащихся растет интерес к предмету, развивается познавательная и творческая деятельность. Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка  интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. Опыт работы подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждое занятие и на перспективу.

     Деятельность кружка «Лисьмаприне» дополняет уроки родного языка и  мордовской литературы, даёт возможность глубже изучить программный материал. Творческая заинтересованность учащихся велика, поэтому дети превращают занятия кружка в литературные гостиные, дискуссионный клуб, исследовательский час общения, где решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом речевых, орфографических, грамматических и пунктуационных норм. Это способствует повышению грамотности учащихся, развивает их интеллектуальные возможности, воспитывает этические нормы поведения. Дети учатся брать интервью, составляют вопросы собеседнику, корректно оформляют его ответы, учатся организовывать встречи-беседы со знаменитыми земляками, с ветеранами труда и различных войн. Пишут статьи, очерки, заметки, стихи, оформляют беседы в виде интервью. Всё это способствует развитию творческих способностей учащихся, повышению грамотности, коммуникабельности, культуры речи и поведения.

     Мы используем не только занятия “кабинетного” характера, но и другие виды деятельности. Судя по тематическому планированию деятельности кружка, можно выделить следующие виды работы, которые мы практикуем: участие в конкурсах, олимпиадах, оформление тематических альбомов, папок, сотрудничество с районной газетой «Вперёд», с эрзянскими изданиями «Чилисема», «Сятко», «Эрзянь мастор», экскурсии, выпуск информационного вестника «Школань мастор», оформление стенда, книжек – самоделок и уголка в кабинете родного языка, подготовка и выпуск сборников творческих работ детей в компьютерном исполнении и др. 

     Главная задача работы нашего кружка – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. «Лисьмаприне» пытается решать очень важную задачу, которая состоит в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать, любить природу, окружающих, всё живое, светлое и выражать такими же добрыми, идущими от сердца словами родного языка своё отношение ко всему. После экскурсии, беседы у детей появляются замечательные творческие работы: «Паро валт, вадря тевть» («Добрые слова, добрые дела», «Лоткак, шка!» («Остановись, мгновенье!»), «Кодамокс монень неяви мазый ломанесь» («Каким я представляю себе красивого человека»), « Мезде аварди пельнесь?» («О чём плачет тучка?»), «Тиринь ёнкс, кодамо тон мазыят!» («Край родной, как ты прекрасен!», «Дивань тевтне перьканок» («Удивительное рядом») и мн. др.

     Задача кружковой работы – это не только обогащение словаря учащихся, но и стремление реализовать коммуникативный подход, связать воедино грамматический и речевой аспекты обучения. Стараюсь помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество, побудить к созданию поначалу, может быть, незатейливых, но искренних рассказов, стихов, сказок, побудить к творческому вдохновению. Для этого необходима система работы по развитию творческих способностей, которую я предлагаю своим ученикам на занятиях кружка и на уроках родного языка. Приведу некоторые задания и приёмы, которые я успешно использую в своей работе.

а) - «Прядык ёвтнеманть» («Закончи рассказ»), которую ребята любят и всегда удивляют меня своими оригинальными историями. Такие задания должны быть не только на уроках, но и на внеурочных занятиях. Например, было предложено такое начало рассказа: «Весть тельня минь арсинек молемс вирев.Чись ульнесь пек вадря, ансяк весе тешкстнэнь коряс неявсь, улемс даволнэнь. Минек эйстэ кияк эзь кеме те тешкстнэнень, ды чиськак истя апак жаля валсь  налонзо телень кинть ды минек веленть лангс. Минь карминек пурнамо ки лангов…»  («Однажды мы решили пойти на прогулку в зимний лес. День был чудесный, правда, по всем приметам было видно, что будет метель. Но никто из нас не верил в приметы, тем более что солнце так заливало дорогу и всё наше село своими огненными лучами. Мы стали собираться в дорогу…») - В одной работе я прочла, что мы вовсе не пошли в поход, так как приехали неожиданно гости. Из другой работы я узнала, что нас застигла в пути метель, но благодаря собаке одного из школьников все благополучно добрались домой. А из работы Инчиной Алёны я узнала, что прогулка прошла прекрасно, что «не всегда надо верить в приметы, потому что они не всегда совпадают». Читая такие рассказы, каждый раз удивляешься: как сильно развито воображение у школьников, они зачастую способны увидеть то, на что мы, взрослые, порой не обращаем внимания.

    б) «Мон ушодса, тон поладык…» («Я начну, а ты продолжи…») На        доске записываются две стихотворные строчки, а ребята должны завершить начатое. Дети любят предлагать свои «начала».

Ашо весе пертьпельксэсь.

Велем кузсь теленть элес.

Ребятам очень нравится такой вид работы, и у нас получаются неплохие продолжения:

    Ашо весе пертьпельксэсь.

    Велем кузсь теленть элес.

    «Оймсек, эрзянь велине!»

    Морси ашо телине.        (Кузьмина Ирина)

   

   Ашо весе пертьпельксэсь.

   Велем кузсь теленть элес.

   - Монь эйстэ иля пеле.

   Тошкась  лембестэ телесь. (Михалкина Татьяна)

 

  Ашо весе пертьпельксэсь.

  Велем кузсь теленть элес.

  Шержеесь комась вельксэс

  Нурсезь кортась сон пилес:

  - Тундонть самс кирдтян тесэ,

   Тапардазь эсь элесэ.  (Эрзяйкин Саша)

в) Рассказ по пословице. Основная мысль – в заголовке, т. е. в пословице. Дети постепенно начинают превращать одно предложение в собственный текст, чаще всего связанный с нравственной проблематикой. Пословицы предлагаю сама, но в последнее время ребята записывают понравившиеся афоризмы в специальные блокнотики, а на занятиях предлагают их для творческой работы. Вот некоторые из пословиц, по которым у ребят получились интересные рассказы: « Ломань потмось – чопода» («Чужая душа – потёмки»); «Келесь кшидеяк анды, тевгак ёмавты» («Язык и хлебом кормит, и дело портит»); «А сускат чапамо, а кармат содамо ламбамонть» («Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого»); «Маштыть манявомо – маштт витемеяк» («Умел ошибиться – умей и исправиться»); «Ламо кортат – эстеть зыян теят» («Лишнее говорить – себе вредить»); «Превей прясь сядо кургт анды» («Умная голова сто ртов кормит») и др.

г) « Мон марян прям, мон…», «Я чувствую, что я…»(рассказ – фантазия). Дети – большие фантазёры. Но ведь слово фантазия в переводе с греческого означает “творческое воображение”, “мечта”, поэтому смело можно предлагать ученикам, превратившись в самый неожиданный предмет, описать свои мысли, чувства, действия в виде небольшого рассказа или стихотворения. Дети представляют себя и снежинкой, и солнышком, и сосулькой, и куклой, и радугой, и сорвавшимся с ветки листочком, и ромашкой, и Дедом Морозом, и президентом, и звездой и т. д. Ребята иногда доверяют тетрадному листу то, что не скажут дома вслух. В такого рода работах развивается связная речь, и дети делятся тем, что наболело, что тревожит, о чём они мечтают.

д) Сочинения-миниатюры. Цель этой работы – приучить детей свободно выражать свои мысли, мнение, улавливать и отражать в написанном разные моменты и жизненные ситуации. Темы, в зависимости от возраста, даются самые разные. Они могут быть сезонными. Дети любят писать о весеннем ливне и весёлом танце снежинок, о золотой берёзке и осинке в красной косынке, о летнем дождике и сосулькиных слёзках.

      Результатами работы в этой области являются отсутствие боязни у детей при написании сочинений (кстати, я их пишу всегда вместе с учениками, потом они выслушивают меня и оценивают работу), интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу.

   

Результативность опыта

      Являясь руководителем творческого кружка «Лисьмаприне»,  могу сказать, что его деятельность является не только активной, но и плодотворной. Кружковцы добились хороших результатов. Многие стихотворения и рассказы  учащихся опубликованы в республиканских печатных изданиях «Чилисема», «Сятко»,  в районной газете «Вперёд».

- Публикации  членов творческого кружка «Лисьмаприне»

в газетах и журналах в 2017-2020 г.г.:

1. Журнал «Чилисема», №2, 2017 г..  Валморо «Кеняркс покш семиясонок…»  Лончина Яна, 8-це кл 

2. Газета «Вперёд», 23.02.2017 г..«Хочу в спецназ»  Владислав Дугушкин 

3. Газета «Вперёд», 28.04.2017 г .. «Монь вечкевикс келем»  Лена Алякина

4. Журнал «Чилисема», №7, 2017 г..  Валморо «Мэри»  Алякина Елена, 8-це кл 

5. Газета «Вперёд»,  01.12.2017 г .. Валморо «Авинем»  Юлия Гущина

6. Газета «Вперёд»,  01.12.2017 г .. Валморо  «Аванень»  Владислав Туровский

7. Газета «Вперёд»,  15.12.2017 г .. «Десантник провёл «Урок мужества»  Юлия Гущина 

8. Журнал «Чилисема», №12, 2017 г..  Валморот Сырнень сёксь  Лончина Яна

9. Журнал «Чилисема», №12, 2017 г..  Валморот Сырнень сёксь  Пугачева Катя

10. Журнал «Чилисема», №12, 2017 г..  Валморот Сырнень сёксь  Алякина Елена

11. Газета «Вперёд» , 23.02.2018г .. Валморо «Казне»   Яна Лончина 

12. Газета «Вперёд», 23.02.2018г .. Валморо «Тельня» Катя Пугачёва 

13. Журнал «Чилисема», №2 ,2018 г..  Валморо «Сырнень валт»  Юлия Гущина 

14. Журнал «Чилисема», №3, 2018 г..  Валморо «Питней ломань»  Лончина Яна 

15. Журнал «Сятко», №3, 2018 г. Валморот «Тесэ норовжорчт эрзякс морсить…»

      Юлия Гущина 

16. Журнал «Чилисема», №4, 2018 г..  Валморо  «Тиринь кель»  Алякина Лена, 8 кл

17. Журнал «Чилисема», №4, 2018 г..  Валморо  «Теле» Гущина Юлия, 10-це кл.

18. Журнал «Сятко», №8, 2018 г. Ёвтнема «Рудазов пиземе»  Юлия Гущина

19. Журнал «Чилисема», №8, 2018 г.. Валморо «Тиринь веле» Алякина Елена, 9-це кл 

20. Журнал «Чилисема», №8, 2018 г.. Очерк «Ломань-легенда»  Симдяшкина Марина,8-це кл. 

21. Журнал «Чилисема», №8, 2018 г.. Очерк  «Алкуксонь педагог, сёрмадыця» Гущина Юлия, 10-це кл. 

22. Журнал «Чилисема», №9,2018 г..  Валморот «Сырнень шкадонть»  Пугачёва Катя

23. Журнал «Чилисема», №9,2018 г..  Валморот «Сырнень шкадонть»  Алякина Лена

24. Журнал «Чилисема», №9,2018 г..  Валморот «Сырнень шкадонть» Лончина Яна 

25. Журнал «Сятко», №11, 2018 г. Ёвтнема «Пертьпельксэнь вечкемань урок»  Юлия Гущина

26.  Журнал «Чилисема», №11, 2018 г..  Валморот   Юлия Гущина

27. Журнал «Чилисема», №1, 2019 г..  Валморот  Юлия Гущина

28.  Журнал «Чилисема», №2, 2019 г..  Валморот  Алякина Лена

29.  Журнал «Чилисема», №2, 2019 г..  Валморот  Азоркина Даша 

30.  Журнал «Чилисема», №2, 2019 г..  Валморот  Гущина Юлия

31. Журнал «Сятко», №4, 2019 г. Ёвтнема «Эзинь кенере…»  Юлия Гущина 

32.  Журнал «Чилисема», №7, 2019 г..  Валморот  Гущина Юлия

33.  Журнал «Чилисема», №7, 2019 г..  Валморот  Азоркина Даша  

34. Журнал «Чилисема», №9, 2019 г.. Ёвтнема  «Пертьпельксэнь вечкемань урок»  Гущина Юлия

35. Журнал «Сятко», №9, 2019г..  Валморот «Вечкан цецят эрьва кодат…» Юлия Гущина

36. Журнал «Чилисема», №11, 2019 г.. Ёвтнемат «Ёмаське», «ХА-ха-ха…» Юлия Гущина

37. Журнал «Чилисема», №11, 2019 г.. Валморо «Тиринь веле»  Тикшайкин Данила 

38. Журнал «Чилисема», №11, 2019 г.. Валморо «Муськи лопат сёксь-патясь…»  Елена Алякина

39. Журнал «Чилисема», №1, 2020 г.. Валморот  Гущина Юлия.11 кл.

40.  Журнал «Чилисема», №1, 2020 г.. Валморот   Азоркина Дарья, 8-це кл.

41. Журнал «Чилисема», №2, 2020 г.. «Ципакинеть-урознэть»  Азоркина Даша

42. Журнал «Сятко», №2, 2020 г..Ёвтнема «Ципакинеть-урознэть» Азоркина Даша

43. Журнал «Сятко», №3, 2020 г..Ёвтнемат. «Ёмаське», «Кельсодый». Юлия Гущина

44. Журнал «Сятко», №4, 2020 г.. Валморот .«Ашо пельтне капшить эсь киява…» Данила Тикшайкин

45. Журнал «Сятко», №4, 2020 г.. Валморот. «Цёков морокс гайги келем…» Елена Алякина4

46. Журнал «Чилисема», №5, 2020 г. Ине Изнямонь 75 иетненень. Ёвтнема. «Мухтар» Митин Виталий

47. Журнал «Чилисема», №6, 2020 г.. Валморо. «Кал мельга». Тикшайкин Данила

48. Журнал «Чилисема», №6, 2020 г.. Валморо. «Кизэнь менель!». Алякина Елена

49. Журнал «Сятко», №6, 2020 г...Валморот. «Тиринь ёнкссон»,  

«Ёвксонь мазычи», « Кизэнь тевть», « Кадозь някат». Дарья Азоркина

 50. Журнал «Сятко», №9, 2020 г.. Валморот. «а ськамон эрян кудосо…» Елена Алякина 

      Ежегодно в апреле месяце в школе проводится неделя эрзянского языка. Члены творческого кружка «Лисьмаприне» принимают самое активное участие в разработке и проведении Дня эрзянского языка /16 апреля/ и сами выступают с отчётным мероприятием, где читают свои стихи на родном языке перед школьной аудиторией.

     

     Увеличилось число участников предметных олимпиад:

учебный год

предмет

уровень

фамилия,

имя

участника

класс

место

2017 - 2018

XX Межрегиональная

олимпиада школьников

по родному языку

 

муници-пальный

Алякина Елена

9

III место

XX Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе

муници-пальный

Алякина Елена

9

III место

XX Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе (творческая секция)

муници-пальный

Алякина Елена

Гущина Юлия

Туровский

Владислав

9

10

11

II место

I место

II место

XX Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе (творческая секция)

республиканский

Гущина Юлия

10

III место

2018-2019

XXI Межрегиональная

олимпиада школьников

по родному языку

муници-пальный

Азоркина

Дарья

Алякина Елена

7

10

II место

II место

 XXI Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе

муници-пальный

Азоркина

Дарья

Алякина Елена

7

10

II место

II место

XXI Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе (творческая секция)

муници-пальный

Азоркина

Дарья

Алякина Елена

Гущина Юлия

7

10

11

I место

II место

I место

XXI Межрегиональная

олимпиада школьников по мордовской литературе (творческая секция)

республиканский

Гущина Юлия

11

I место

2019-2020

XXII

Межрегиональная

олимпиада школьников

по родному языку

муници-пальный

Азоркина Дарья

Алякина Елена

Ютяева Татьяна

8

11

11

I место

II место

III место

XXII

Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе

муници-пальный

Азоркина Дарья

Тикшайкин

Данила

Алякина Елена

8

8

11

I место

II место

II место

XXII

Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе (творческая секция)

муници-пальный

Азоркина Дарья

Тикшайкин

Данила

Алякина Елена

8

8

11

I место

I место

I место

XXII

Межрегиональная

олимпиада школьников

по мордовской литературе (творческая секция)

республиканский

Алякина Елена

11

II место

     Кружковцы участвуют и становятся победителями и призёрами  в конкурсах и на конференциях по итогам исследовательской, поисковой работы и проектной деятельности.

год

фамилия,

имя учащегося

класс

уровень

название конкурса

награда

2017

Кузьмина Ирина

8

республиканский

конкурс

«Лучший урок письма-2017»

номинация

«Из глубины веков. Истории и легенды моей семьи

I место

Кузьмина Ирина

9

всероссийский

XVIII

Всероссийский конкурс

исторических

исследовательских работ

«Человек в истории России –

XX век»

поощ-рительная грамота

2018

Гущина Юлия

10

республиканский

акция поисково – исследовательских,  научных и творческих работ студентов и обучающихся образовательных организаций и членов общественных объединений «ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

В ИСТОРИИ МОРДОВИИ»

I место

Гущина Юлия

10

республиканский

творческий конкурс

по краеведению

«Мой музей»

 номинация

«История в одном экспонате»

III место

Гущина Юлия

10

муници-пальный

творческий конкурс

по краеведению

«Мой музей»

 номинация

«История в одном экспонате»

I  место

2019

Алякина Елена

10

муниципальный

конкурс

творческих краеведческих работ

«Мой край родной»

номинация

«исследовательские краеведческие работы»

I место

Сошникова Яна

6

муниципальный

школьная научно-практическая конференция

исследовательских работ учащихся «Мой неизвестный герой»

«Судьба моих предков

в истории 30-х годов XX века»

сертифи

кат участника

Азоркина Дарья

7

республиканский

XVI Республиканский конкурс молодёжных проектов и творческих работ «Калейдоскоп профессий»

Номинация «Литературное творчество»

участие

Алякина Елена

10

республикан

ский

конкурс

компьютерных

презентаций

«Моя малая Родина: история, культура, этнос, природа»

номинация

История  моей малой Родины

участие

Азоркина Дарья

8

всероссийский

всероссийский конкурс исследовательских работ

«ПРАВНУКИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

для обучающихся общеобразовательных

организаций Российской Федерации, обучающихся общеобразовательных учреждений из стран ближнего зарубежья

сертификат участника

     Принимаем самое активное участиев различных творческих конкурсах на разных уровнях.  

год

фамилия,

имя учащегося

класс

уровень

название конкурса

награда

2017

Симдяшкина Марина

8

республиканский

конкурс творческих работ

"Каждый день горжусь Мордовией"

I место

Кузьмина Ирина

9

республиканский

конкурс литературных работ

«Искусство слова»

III место

Гущина Юлия

10

муниципальный

творческий конкурс

по краеведению

«Мой музей»

номинация

«Человек-легенда»

I  место

Азоркина Дарья

6

муниципальный

Фотоконкурс

«Природа смотрит на тебя»

Работа:

«Пшеничное  поле»

I место

Азоркина Дарья

6

муниципальный

Фотоконкурс

«Природа смотрит на тебя»

 Работа:

 «Красота божьего мира»;

участие

Митин Виталий

6

муниципальный

Фотоконкурс

«Природа смотрит на тебя»

Работа:

«Первый снег»

I место

Зорькина

Анастасия

11

муниципальный

Фотоконкурс

«Природа смотрит на тебя» 

Работа:

«Хозяин сарая»

участие

Зорькина

Анастасия

11

муниципальный

Конкурс литературных работ

«Искусство слова»

I  место

Азоркина Дарья

6

муниципальный

всероссийский конкурс сочинений

Работа:

«Всё  начинается

с любви»

I  место

Азоркина Дарья

6

муниципальный

Фотоконкурс

«Мир в объективе»

Работа:

«Пшеничное  поле»

II место

Зорькина Анастасия

11

муниципальный

Фотоконкурс

 «Мир в объективе»

Работы:

«Родные  просторы»;

«Паук»

II место

II место

Гущина Юлия

10

муниципальный

районная акция «Без наркотиков»

III  место

2018

Гущина Юлия

10

республиканский

конкурс фотографий «Многонациональная  Мордовия»

II место

Инчин Михаил

7

муници-пальный

всероссийский конкурс

юных чтецов

«Живая классика»

I место

Митин Виталий

6

муници-пальный

всероссийский конкурс

юных чтецов

«Живая классика»

участие

Азоркина Дарья

6

всероссийский

ежегодный

всероссийский

детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

Заглянем в историю вместе!

номинация

проза

участие

Азоркина Дарья

7

республикан

ский

конкурс

«Лучший урок письма-2018»

участие

Азоркина Дарья

7

всероссий

ский

всероссийский конкурс сочинений

участие

Инчина Светлана

5

муници-пальный

всероссийский конкурс

юных чтецов

«Живая классика»

победитель

Алякина Елена

10

муници-пальный

республиканский конкурс

«Защитникам Отечества посвящается…»

номинация

«литературное произведение»

I место

Алякина Елена

11

межрегиональный

межрегиональная олимпиада по мордовским языкам и литературе

«Тайны родного языка»

III  место

Митин Виталий

8

муниципальный

всероссийский конкурс сочинений

«Без срока давности»

I  место

Тикшайкин Данила

8

всероссий

ский

всероссийская акция 

«Родные языки Росссии»,

посвящённая Международному дню родного языка

сертификат участника

Азоркина Дарья

8

всероссий

ский

всероссийская акция 

«Родные языки Росссии»,

посвящённая Международному дню родного языка

сертификат участника

Алякина Елена

11

всероссий

ский

всероссийская акция 

«Родные языки Росссии»,

посвящённая Международному днь родного языка

сертификат участника

Азоркина Дарья

8

муниципальный

конкурс творческих краеведческих работ «Мой край родной»

номинация

«У каждого свой милый край»

 (о жизни и деятельности

 своих земляков)

«Легендарная личность»

I  место

Азоркина Дарья

8

муниципальный

республиканский

конкурс

творческих

краеведческих

работ

«Салют, Победа!»

I  место

Азоркина Дарья

8

муниципальный

XX Республиканская олимпиада

по школьному краеведению

«Мы помним, мы гордимся», посвящённая

75-летию Победы

в Великой Отечественной войне

III  место

Алякина Елена

11

всероссий

ский

всероссийский конкурс литературных произведений на эрзянском языке  

«ЭРИЙ ВАЛ»

(«ЖИВОЕ СЛОВО»),

посвященный памяти создателя первого эрзянского букваря Авксентия Филипповича Юртова

I место

Азоркина Дарья

8

всероссий

ский

всероссийский конкурс литературных произведений на эрзянском языке  

«ЭРИЙ ВАЛ»

(«ЖИВОЕ СЛОВО»),

посвященный памяти создателя первого эрзянского букваря Авксентия Филипповича Юртова

II место

Тикшайкин Данила

8

всероссий

ский

всероссийский конкурс литературных произведений на эрзянском языке  

«ЭРИЙ ВАЛ»

(«ЖИВОЕ СЛОВО»),

посвященный памяти создателя первого эрзянского букваря Авксентия Филипповича Юртова

II место

Азоркина Дарья

8

всероссий

ский

всероссийский конкурс творческих письменных работ

«МЫ ПОБЕДИЛИ В ТОЙ ВОЙНЕ», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

сертификат участника

Заключение

     Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я  и стремлюсь  в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия в творческом кружке «Лисьмаприне».

     Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям,

 к проявлению собственной уникальности, включению учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Я обратила внимание на то, что, работая над развитием творческой активности детей, появляется устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета  и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, имеются положительные результаты влияния такой работы на других учащихся.

Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём работы на занятии, повысилось внимание и работоспособность детей.

Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в

различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.

Таким образом, движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.

Список литературы.

  1. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности.// Склонности и способности. - Л., изд-во ЛГУ, 2000

 

  1. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 2001

  1. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. - М., 1989

  1.  Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986

  1. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004