1.2.3. Функциональная грамотность

БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

2023-2024 уч. год:

 

2022-2023 уч. год:

 

2021-2022 уч. год: 

 

Формирую математическую грамотность на уроках математики через:

- использование цифровых образовательных ресурсов;

- решение заданий из банка заданий Института стратегии развития образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

- решение заданий на платформе Учи.ру;

- использую карточки интернет – приложения Рlicker для контроля;

- провожу диагностику сформированности математической грамотности на платформе: https://fg.resh.edu.ru/

- провожу исследовательские работы - уроки – исследования вне аудитории.

Полезные сайты:

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТОГИРРО:

1) МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheska...МГ_МетодическиеРекомендации_2021.pdf

2) Презентация "Основные особенности решения практико-ориентированных и контекстных задач формата PISA с применением математических методов"

https://togirro.ru/assets/files/2021/emd/matematic...

3) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ. УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 5 класс

http://skiv.instrao.ru/content/board1/rabochie-mat...МГ_5_МетодическиеРекомендации_2022.pdf

4) Видеозаписи региональных семинаров:

üOn-line семинар для учителей математики "Формирование функциональных умений у учащихся, затрудняющихся в изучении математики, посредством решения задач PISA 1 уровня« https://youtu.be/0mchc3us69I
üМатематическая грамотность. Механизмы формирования функциональной математической грамотности в период апробации  https://youtu.be/6FzMJ2midsY
üФормирование функциональной математической грамотности. Основные методы решения задач высокого уровня сложности. https://youtu.be/unglLtpWEKI
üСтратегии формирования функциональной математической грамотности учащихся посредством кейсов PISA 2021 года. (22.03.2022 г.) https://youtu.be/2LVYFYoqV7k
üСтратегии формирования функциональной математической грамотности учащихся посредством кейсов PISA 2021 года. (12.04.2022 г.) https://youtu.be/iKrk5sElfAI
***
1) Материалы по математической грамотности (сайт Центра качества образования ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования») http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
2) Статья Рословой Л.О.
3) О международном исследовании PISA-2021
4) О международном исследовании PISA-2022
***
1) Подходы к конструированию заданий
2) Разбор и примеры заданий
3) Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Демонстрационные материалы. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-m....
 
***
1) Педагогические технологии
2) Методика EduScrum
 
***

- Задания по формированию функциональной грамотности школьников сайта: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

- «Банк заданий по функциональной грамотности»: https://clck.ru/c4Cob

- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheska...

- http://kirov1968.minobr63.ru/wp-content/uploads/%D...

https://uoirbitmo.ru/upload/files/docs/sbornik_po_...

- https://school15zd.ru/files/---------_-----6------...

- https://abat1.tyumenschool.ru/?section_id=35

- Результаты международного исследования PISA 2015 (краткий отчет на русском языке). Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html

- Что в заданиях PISA-математика мешает российским школьникам их выполнять: результаты экспериментальных исследований / Ю. Тюменева, Е. Александрова, М. Гончарова и др. / Презентация к докладу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fioco.ru/Media/Default/Presentations/Конференция%2024-25.11.2016/Тюменева%20Ю.А..pdf

- Почему для российских школьников некоторые задания PISA оказываются труднее, чем для их сверстников: экспериментальное исследование / Ю.А. Тюменева, Е.И. Александрова, М.Б. Шашкина // Психология обучения. - 2015. - № 7. - С. 5-23.

- Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования. Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/timss15/timss15_pub.htm

Функциональная грамотность – императив времени / Г.А. Рудик, А.А. Жайтапова, С.Г. Стог // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/funktsionalnaya-gramotnost-imperativ-vremeni

- Примеры заданий по математической грамотности, которые использовались в исследовании PISA в 2003-2012 годах. Публикации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_pub.html

САМООБРАЗОВАНИЕ

VI.I.  ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА (2021-2024):

Метод тема школы: «Повышение профессиональной компетентности учителя как средство формирования качественного образования и функциональной грамотности школьников».

Тема самообразования: «Формирование  функциональной грамотности школьников через использование цифровых образовательных ресурсов».

Цель:

Выявить наиболее эффективные способы и средства формирования функциональной грамотности школьников через использование цифровых образовательных ресурсов.

Задачи:

·         раскрыть сущность понятия «функциональная грамотность учащихся»;

·         выявить пути формирования функциональной математической грамотности;

·         проверить эффективность имеющихся цифровых образовательных ресурсов для формирования функциональной грамотности школьников.

Основные вопросы, намеченные для изучения и работы по теме самообразования:

·         изучение НПА, участие в курсах, вебинарах по данной тематике

·         использование в работе заданий по формированию функциональной грамотности школьников сайта: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

·         применение в урочной деятельности цифровых образовательных ресурсов для формирования функциональной грамотности школьников;

·         проведение диагностики с 5-8 классами по формированию функциональной грамотности используя электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности сайта: https://fg.resh.edu.ru/.

Предполагаемый результат:

·         повышение функциональной грамотности в части читательской и математической при решении задач по математике, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности, повышение уровня познавательного интереса;

·         участие в педсоветах,  семинарах, вебинарах, в работе школьного и  районного  МО учителей, конкурсах по данной тематике;

·         умение оказать практическую помощь коллегам.

Когда начата работа над темой: в 2021 г.

Когда предполагается закончить работу над темой: 2024 г.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО учителей математики, педсоветах, на РМО, семинарах для учителей района, стажерских площадках, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная). 

Этапы:

1 этап. Теоретическая подготовка (Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта) 2021-2022:

1) НПА:  

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации   от 17.12.2010 №1897 (с изменениями от 11.12.2020 № 712);

2.  Основную образовательную программу основного общего образования  МАОУ Абатская СОШ №1, протокол педагогического совета от 25.06.2021 г. № 15;   

3.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации   от 31.05.2021 №287;

4. Основной образовательной программы основного общего образования  МАОУ Абатская СОШ №1, протокол педагогического совета от 27.06.2022  № 15;    

2) Вебинары, курсы:

·            03-04.03.2021.  «Функциональная грамотность: развиваем в средней и старшей школе», Курсы повышения квалификации, 16 часов, удостоверение, Регистрационный номер 20215015604 от 04.03.2021, Автономная Некоммерческая организация  Дополнительного Профессионального образования;

·            «Школа анализа данных»11.08.2021. Вебинар «Готовимся к PISA-2022. Математическая грамотность. Методические основы», 1 час АО «Издательство «Просвещение»;

§   Вебинар «Создание условий для формирования и развития основных общеобразовательных компетенций обучающихся и роль современных образовательных технологий в преподавании математики», 4 часа НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД НАСЛЕДИЯ МЕНДЕЛЕЕВА;

·            20.09.2021-30.11.2021. Курсы «Школа современного учителя. Математика», 100 часов, Академия Минпросвещения России;

·            Педагогический марафон «PROдвижение»(международный уровень). 18.03.2022. 4 часа. Центр непрерывного повышения профмастерства ТОГИРРО.

·            Новые ресурсы для формирования и развития функциональной грамотности школьников. 24.03.2022. 1 час. АО «Издательство «Просвещение».

·            Формирование математической грамотности учеников и ее влияние на сдачу экзаменов. 08.04.2022. № 6306-0403-201039746. 3 часа. Образовательная платформа Учи.ру

·            Формирование математической грамотности как компонента функциональной грамотности. Образовательная платформа Учи.ру. 3 часа. 11.05.2022. 2843-0669-219385124

·            Вебинар. Функциональная грамотность: от тренда к рутине, от задач к результатам16.08.2022, 1 час, АО «Издательство «Просвещение»

·            Вебинар. Функциональная грамотность. Что использовать? Где применять? Когда формировать?, 17.08.2022, 1 час, АО «Издательство «Просвещение».

·            Участие в педагогическом марафоне "PROдвижение" (2021-2022,2022-2023 уч. год);

·            Вебинар. Формирование математической грамотности учеников и ее влияние на результаты экзаменов, 18.05.2023, Образовательная платформа Учи.ру.

·         Методический проактив. За грамоту! Практическая модель формирования функциональной грамотности в образовательном учреждении, 28.08.2023, 1 час, АО «Издательство «Просвещение».

·         Курсы «Функциональная грамотность: как применять знания в жизни», 17.10.2023-14.11.2023, удостоверение  №002451 от 14.11.2023, 72 часа, ООО «Учи.ру»

2 этап: Основной (Создание положительного опыта по избранной теме, апробирование в своей практике,  внедрение в учебный процесс, участие в конкурсах) 2021-2023 годы:

Дата

мероприятие

Тема

04.02.2021

Выступление на ШМО

МАОУ Абатская СОШ №1

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики

05.02.2021

 

Публикациина сайте в эл. СМИ

 

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики, свидетельство о пуликации https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

09.04.2021

Открытый урок в рамках  сетевого педагогического совета по теме:  «Использование цифровых технологий современными педагогами: вовлекаем, мотивируем, обучаем»

Открытый урок математики в 5б классе по теме: «Деление числа на десятичную дробь», продемонстрировав в рамках урока использование интернет – ресурса Plickers для контроля и коррекции знаний: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021...

 

28.10.2021

Открытый урок в рамках  школы молодого педагога

Открытый урок математики в 6б классе по теме: «Умножение дробей» (использование интерне-приложений, графических оценочных-поверочных для формирования математичской грамотности)

 https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021...

16.11.2021

Выступление на ШМО, публикация в https://nsportal.ru/

«Презентация фрагмента урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)»: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/11/16/fragment-uroka-po-formirovaniyu-matematicheskoy-gramotnosti

01.04.2022

Выступление на РМО

«Формирование функциональной грамотности школьников (презентация материалов сайта: https://nsportal.ru/user/212273/page/1-2-2-funktsi...). Презентация фрагмента урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)»: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/11/16/fragment-uroka-po-formirovaniyu-matematicheskoy-gramotnosti

20.06.2022

Участие в открытой региональной выставке ТОГИРРО

«Я развиваю функциональную грамотность. Математическая грамотность», сертификат.

01.11.2022

03.11.2022

Выступление на РМО

Выступление на ШМО

Технологии, формы и средства формирования функциональной математической грамотности у обучающихся https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2022/10/30/formy-i-sredstva-napravlennye-na

Сертификаты

февраль, март, апрель 2023

участие в открытой региональной дистанционной выставке «Педагогический вернисаж» Центра непрерывного повышения профмастерства ТОГИРРО:

- «Российская электронная школа (функциональная математическая грамотность)»https://vk.com/cnppmpr_72?w=wall-191955036_4221

- Учи.ру на уроке математики: https://vk.com/cnppmpr_72?w=wall-191955036_4222, https://vk.com/cnppmpr_72?w=wall-191955036_3830

- «Алгоритмические карточки»: https://vk.com/cnppmpr_72?w=wall-191955036_3898

-  Прием «Лови ошибку»: https://vk.com/cnppmpr_72?w=wall-191955036_3876

- Интернет приложение Рlickers: https://vk.com/cnppmpr_72?w=wall-191955036_3832

Диплом 1 степени, свидетельство о публикации

Рег. № 0010954. март 2023.

Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФГОС». Номинация «Разработка технологической карты урока». Издательство «Эффектико-пресс» (урок формирования математической грамотности): https://nsportal.ru/node/6042383

Авторская публикация (свидетельство от 07.04.2023 Рег. № 0013224) данной технологической карты урока по ФГОС в Сетевом издании «Образование: эффективность, качество, инновации», зарегистрированном в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ЭЛ № ФС 77 - 60406 от 29.12.2014 г.). Материал размещен в № 1 2023 года по адресу: effektiko.ru/journal?p=68770

13.10.2023

Открытый урок

Провела открытый урок математики в 5а классе по теме: "Признаки делимости на 2,5,10,3,9" в рамках  ЕМД "Современный урок-основа эффективного образования" и "Школы молодого педагога" для молодых и вновь прибывших учителей ((элементы формирования математической грамотности, в т.ч. использование интерне-приложений): https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2023/10/18/otkrytyy-urok-matematiki-v-5-klasse-po-teme-priznaki-delimosti

30.10.2023

Выступление на ШМО

 «Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников (подготовке к исследованию по модели PISA)»:

https://nsportal.ru/node/6231981

30.11.2023

Открытый урок

для молодых учителей математики Абатского района в 5а классе по теме: "Правильные и неправильные дроби" (в рамках школы молодого педагога (муниципальный уровень) (элементы формирования математической грамотности) https://nsportal.ru/node/6303257

3 этап: Обобщающий (Анализ  результатов  и окончательная обработка собранной ...

МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ, ОТКРЫТЫЕ УРОКИ, РАЗРАБОТКИ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ: 

- Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

- «Формирование функциональной грамотности. Презентация фрагмента урока по формированию математической грамотности (Решение контекстной задачи «Правильное питание» (3 задания)»: https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/11/16/fragment-uroka-po-formirovaniyu-matematicheskoy-gramotnosti

- «технологии, формы и средства формирования функциональной МАТЕМАТИЧЕСКОЙ грамотности у обучающихся»: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskik...

- 07.04.2023 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ: "ДИАГРАММЫ" (ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ): https://nsportal.ru/node/6042383

- 30.10.2023 провела очередное заседание ШМО, на котором представила присутствующим информацию по теме: «Система работы учителя математики по формированию функциональной математической грамотности школьников(подготовке к исследованию по модели PISA)»:  https://nsportal.ru/node/6231981

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: