КИМы

Бадмаева Баирма Жигмитдоржиевна

Контрольно-измерительные материалы по бурятскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шалгалтын тест

5 класс

  1. Какие гласные относятся к женским?
  2. Какие гласные относятся к мужским?
  3. Какие гласные относятся к нейтральным?
  4. Распределите в 2 столбика женские и мужские слова: Жалма, Алдар, Сэдэб, бэри, наран, илалта, адис, дээрээ, бидэ, тиимэ.
  5. На какие  вопросы отвечают существительные в Родительном падеже?

              А) хэды? ямар?

              Б) хэнэй? юунэй?

              В) хэн? юун?

  1. Переведите слова:

 Тиимэ-                бэри-                    танил-                     минии-

 Бэзэ-                    тэрэ-                    бэшэ-                       шинии-

  1. Переведите предложения:
  • Это книга Дармы.
  • Это учитель Маши.
  • Артем знакомый Кристины.
  1. Переведите:
  • Кажется, это Дарима?
  • Нет. Это Балма.
  1. Сколько вариантов чтения имеет буква «Г»?

А)  3

Б)  5

В)  2

Шалгалтын тест

5 класс

  1. Какие гласные относятся к женским?
  2. Какие гласные относятся к мужским?
  3. Какие гласные относятся к нейтральным?
  4. Распределите в 2 столбика женские и мужские слова: Жалма, Алдар, Сэдэб, бэри, наран, илалта, адис, дээрээ, бидэ, тиимэ.
  5. На какие  вопросы отвечают существительные в Родительном падеже?

              А) хэды? ямар?

              Б) хэнэй? юунэй?

              В) хэн? юун?

  1. Переведите слова:

 Тиимэ-                бэри-                    танил-                     минии-

 Бэзэ-                    тэрэ-                    бэшэ-                       шинии-

  1. Переведите предложения:
  1. Это книга Дармы.
  2. Это учитель Маши.
  3. Артем знакомый Кристины.
  1. Переведите:
  • Кажется, это Дарима?
  • Нет. Это Балма.
  1. Сколько вариантов чтения имеет буква «Г»?

А)  3

Б)  5

В)  2


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе Бурятии, 3 четверть

  1. Первая  повесть в бурятской литературе, автор этого произведения, краткое содержание.
  2. В каком году и когда прошел I республиканский съезд бурятских писателей?
  3. X. Намсараев в каком году создает свою повесть "Цыремпил"?
  4. "Дело сделано" (1930), "Сон лодыря" (1937); повести, ставшие первыми в бурятской литературе "Затмение луны" (1932) и "Отрава" (1935) – автор этих произведений.
  5. Поэты 1930-х годов, назовите фамилии и имена.
  6. С первых дней войны ушли в действующую армию и сражались на разных фронтах многие писатели Бурятии. Кто они?
  7. Африкан Андреевич Бальбуров, назовите годы жизни, место рождения, несколько его произведений.
  8. Хоца Намсараев, основные вехи творческой деятельности писателя.
  9. Жамсо Тумунов, его творческий путь.
  10. Даширабдан Батожабай, краткая биография писателя.

_______________________________________________________________________ Контрольная работа по литературе Бурятии, 3 четверть

  1. Первая  повесть в бурятской литературе, автор этого произведения, краткое содержание.
  2. В каком году и когда прошел I республиканский съезд бурятских писателей?
  3. X. Намсараев в каком году создает свою повесть "Цыремпил"?
  4. "Дело сделано" (1930), "Сон лодыря" (1937); повести, ставшие первыми в бурятской литературе "Затмение луны" (1932) и "Отрава" (1935) – автор этих произведений.
  5. Поэты 1930-х годов, назовите фамилии и имена.
  6. С первых дней войны ушли в действующую армию и сражались на разных фронтах многие писатели Бурятии. Кто они?
  7. Африкан Андреевич Бальбуров, назовите годы жизни, место рождения, несколько его произведений.
  8. Хоца Намсараев, основные вехи творческой деятельности писателя.
  9. Жамсо Тумунов, его творческий путь.
  10. Даширабдан Батожабай, краткая биография писателя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буряад хэлэн 6 класс Тренажёр Юумэнэй нэрын зохилдол

Слайд 2

Дараха кнопко Зүб падеж дээрэ дара. Зүб hаань, үнгэнь ондоо болохо, буруу hаань, табличка үгы болохо.

Слайд 3

харгыда Н.п. Х.п. З.п. Υ.п. Хм.п. Г.п. Зб.п .

Слайд 4

Н.п. Х.п. З.п. Υ.п. Зб.п. Хм.п. Г.п. Ажалтай

Слайд 5

Модоор Н.п. Х.п. З.п. Υ.п. Зб.п. Хм.п. Г.п.

Слайд 6

Н.п. Х.п. З.п. Υ.п. Зб.п. Хм.п. Г.п. hургуулиин

Слайд 7

Номдо Н.п. Х.п. З.п. Υ.п. Зб.п. Хм.п. Г.п.

Слайд 8

Н.п. Х.п. З.п. Υ.п. Зб.п. Хм.п. Г.п. нүхэртэй

Слайд 9

Н.п. Х.п. З.п. Зб.п. Υ.п. Хм.п. Г.п. малгайе

Слайд 10

Бэрхэнүүд!



Предварительный просмотр:

Проектная задача

Общая характеристика

Проектная задача – это задача по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации. Она ориентирована на применение педагогами способов действия, средств и приемов проектирования.  Итогом решения задачи всегда является реальный «продукт».

Итоги  решения проектной  задачи будут оцениваться по показателям успешности (неуспешности)  деятельности: знание предмета,   уровень интеллектуального, личностного  развития, профессиональных  компетенций, умение самостоятельно  работать и  сотрудничать в группе.

 

Этапы работы над проектной задачей:

  1. Формирование  групп (4-6 человек).  Ознакомление с общим содержанием задачи.
  2. Индивидуальная работа по решению проектной задачи, ориентированная на оценку знания предмета (до 30 мин.)

3. Групповая работа по решению проектной задачи, ориентированная на оценку уровня интеллектуального, личностного  развития, профессиональных  компетенций, умения самостоятельно  работать и  сотрудничать в группе (до 60 мин.)

4. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с  результатами работы групп. Обсуждение результатов работы (до 30 мин.)

Лист оценки проектной задачи

Показатели для оценки

Макс. знач.

Оценка I эксперта

Оценка II эксперта

Оценка III эксперта

Общ.ср.:

1

Предметные (специальные) компетенции

18

1.1

Глубина и широта знаний по предмету

3

1.2

Корректность в использовании научного языка (термины, символы, условные обозначения).

3

1.3

Адекватность возрастным особенностям учащихся

3

1.4

Связь с требованиями ФГОС ОО

3

1.5

Разнообразие форм, методов работы с информацией и использование разных источников

3

1.6

Актуальность,   системность,  инновационность  проектного решения  

3

2.

Постановка проблемы (задачи), создание проблемной ситуации  

12

2.1

Умение видеть проблему (задачу). Умение обозначить и обосновать ключевую проблему (сформулировать или вывести на формулировку проблемы,  темы для обсуждения).

3

2.2

Умение ставить  вопросы

3

2.3

Умение выдвигать гипотезы

3

2.4

Умение структурировать тексты

3

3

Планирование проектных работ и  поиск решения проблемы

6

3.1

Владение способами проектирования; умение делать обобщения, выводы и умозаключения

3

3.2

Обсуждение, оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям

3

3.3

Профессиональное  позиционирование

9

3.4

Четкое выстраивание своего выступления. Аргументация своей позиции. Признание возможности других взглядов на данный вопрос

3

3.5

Умение видеть новые стороны в обсуждаемой проблеме, оригинальность суждения. Нестандартность предлагаемых решений

3

3.6

Убедительность и доказательность

3

4

Коммуникативные компетенции

6

4.1

Владение культурными нормами, осознание традиций, понимание социокультурных особенностей страны, региона, школы, их учет в педагогической практике

3

4.2

Умение выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и обосновывать его ключевые характеристики в ходе профессионального общения

3

5

Общекультурные компетенции

9

5.1

Умение формулировать вопросы и делать комментарии.

3

5.2

Умение вести  дискуссию. Точность ответов. Педагогический кругозор

3

5.3

Уважение других точек зрения — толерантное отношение к различиям, отказ от давления и манипулирования

3

Итого (пороговый балл на высшую к/к – 50 баллов;      макс. – 60 баллов)

60

Ф.И.О. экспертов

Рекомендации Экспертной группы:

_____ рекомендуется на заявленную категорию _____ соответствует требованиям ___________ квалификационной категории

Дата: ____________________    

Эксперты: __________/_______________

                   __________/_______________

                   ________/_______________                                     Секретарь:   _______________



Предварительный просмотр:

7 класс

Темэ: «Ажал хγдэлмэри»

1. Переведите эти предложения.

Эжымни – оёдолшон.

Ахаймни- барилгашан.

Абамни- эмшэн.

Эгэшэмни- алба хаагша.

2. Допишите к этим словам окончания личного притяжения.

Эжы…

Ахай…

Басага (н)…

Дyy хyбyyн…

3. Напишите одним словом, кто по профессии эти люди.

Энэ хатардаг хyн.

Энэ хyмyyжyyлдэг хyн.

Энэ заадаг хyн.

Энэ шэнжэлдэг хyн.

4. Ответь на вопросы.

Абамни юу хэдэг бэ?

Эжышни алба хаагша гу?

Бyлэтнай ехэ гу?

5. Найдите и выпишите из ряда слов глаголы, которые стоят в исходной форме.

Уншадаг бэшэдэг хyдэлэ хэдэг

оё hура наймаалдаг

хyдэлдэг багшала аргала

6. Составьте предложения, используя эти слова.

1) «Байгал», хатардаг, гэжэ, эгэшэмни, юм, ансамбльда.

2) Хубсаhа, минии, элдэб, оёдог, гоё, эжы.

3) Ахай, хyдэлдэг, уйлэдбэридэ, Эрдэниин.

4) Аба, минии, уран зурааша, hайн.

7. Переведите предложения.

Бидэ элдэб мэргэжэлтэйбди. Би багшаб, ши уран зураашаш, тэрэ эмшэн, тэдэ эрдэмтэд.Yшоо бидэ дуушадбди, хатаршадбди, наймаашадбди.

8. Как называют дедушку с бабушкой по линии отца?

9. Как называют дедушку с бабушкой по линии матери?

10. Как называют двоюродных по матери?

11. Как называют двоюродных по отцу?



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

5 класс

Название темы

Содержание

Вид контроля

1

Вводно-фонетический курс.

Знакомство

 

Меня зовут…

Выполнение фонетических упражнений.

Аудирование фонетических упражнений.

Выполнение лексических  и грамматических упражнений по рабочей тетради (стр. 3- 7).

Составление диалогов по заданным ситуациям.

Составление небольшого монологического высказывания.

Фонетический диктант.

Словарный диктант.

Проверка письменных заданий.

Разыгрывание диалогов на уроке.

Лексико-грам. тест.

2

Наша семья

Мои друзья

Моя семья

Возраст. Описание человека

Аудирование числительных.

Выполнение лексических  и грамматических упражнений по рабочей тетради (стр. 8-27).

Составление рассказа-загадки об известной семье.

Составление диалогов по заданным ситуациям.

Монологическое высказывание по теме.

Фонетический диктант

Лексический диктант.

Проверка письменных заданий.

Реферат по теме «Традиционная бурятская семья».

Разыгрывание диалогов

Лексико-грам. тест.

3

Профессия Деятельность.

Место работы, учёбы

Мое предприятие

Выполнение лексических  и грамматических упражнений по рабочей тетради рабочей тетради (стр.28-39).

Составление рейтинга наиболее популярных профессий.

Разработка проекта "Мое предприятие"

Проверка письменных заданий.

 Словарный диктант.

Сообщение по теме «Моя будущая профессия».

Лексико-грам. тест.

Всего



Предварительный просмотр:

Контрольные тесты

5 класс

Блок 3: Ажал хүдэлмэри

  1. Переведите слова:
  • Багша                                       оёдолшон
  • Барилгашан                             тогоошон
  • Жолоошон                               оюутан
  • Мэргэжэл                                эмшэн
  • Наймаашан                             хүтэлбэрилэгшэ
  • Сагдаа                                     сэрэгшэн

  1. Подчиняются ли аффиксы личного притяжания ЗГГ?
  • Да
  • Нет

  1. Напишите, чьи это предметы, используя аффиксы личного притяжания.

Ном (шинии), ахай (манай), дүү басаган(минии), нохой (танай), дэбтэр (танай), миисгэй (минии).



Предварительный просмотр:

Тест по бурятской литературе (8 класс)

1) Литература-это:

а) устное народное творчество; б) все произведения письменности; в) легенды.

2) Чем отличается литературное произведение от фольклора?

а) нет автора; б) есть автор; в) бытует в устном виде.

3) К жанру устного народного творчества не относятся:

а) сказка; б) предание в) рассказ;

4) Искусство по своей природе:

а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начало.

5) Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

6) Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, и очень существенная; б) нет; в) в зависимости от жанра.

7) Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

8) Идея произведения – это:

а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

9) Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а) да; б) нет; в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

10) Композиция – это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки к развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

11) Завязка – это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

12) Сюжет – это:

а) основное содержание произведения;

б) совокупность событий и действий;

в) последовательность всех элементов произведения.

13) В основе сюжетного действия лежит:

а) композиция; б) конфликт; в) фабула.

14) Какие жанры относятся к художественному произведению:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

15) Кто из перечисленных не является сказителем?

а) П. Тушемилов; б) Х. Намсараев; в) М. Эмегеев; г) А. Тороев.

16) Кто из перечисленных является сказителем?

а) Х. Намсараев; б) Ж. Тумунов; в) Ц. Жимбиев; г) П. Тушемилов.

Ключ с ответами:

1-б; 2-б; 3-в; 4-в; 5-б; 6-а; 7-в; 8-в; 9-а;

10-в; 11-а; 12-б; 13-б; 14-б; 15-б; 16-г;

17-в; 18-в; 19-б; 20-б; 21-а; 22-а; 23-а.

Тесты по бурятскому языку – 2 класс

«по теме – Ойн һургуули»

1. Напиши по порядку пять пальцев (считалка):

1. Тоохон тобшо

2. Бишыхан шэгшүүдэй

3. Толи байса

4. Барбаадай

5. Батан туулай.

2. К данным животным правильно подбери слова:

1. Шандаган -эбэртэй

2. Хандагай -һабартай

3. Баабгай -ута шэхэтэй

4. Заряа -һүүлтэй

5. Үнэгэн -хадхууртай

3. Ответь на вопросы – «Ойн һургуули»:

1. Шандаган ном уншана гү?

2. Үнэгэн юу хэнэб?

3. Баабгай дэбтэр соо бэшэнэ гү?

4. Шандаган, баабгай, үнэгэн һургуулидаа юу хэнэб?

4. Выбери правильный вариант предложения:

1. Аба шанаа амтатай каша.

2. Амтатай аба каша шанаа.

3. Шанаа аба каша амтатай.

4. Аба амтатай каша шанаа.

5. Напиши что это:

6. Дополни предложения:

1. Би газаа ……… .

2. Эжы компот …….. .

3. Эгэшэ амһартаа ……. .

4. Аха магазинһаа конфетэ …… .

Тесты по бурятскому языку – 3 класс

«по теме – һургуули нангин гуламта»

1. Выбери правильный вариант предложения:

1. Минии нүхэр басаган гурба класста һурана.

2. Минии нүхэр басаган гурбатай класста һурана.

3. Минии нүхэр басаган гурбадахи класста һурана.

2. Найди правильный ответ на вопрос – «Ши ямар һургуулида һуранабши?»

1. Би Улаан – Үдэ хотын дүшэн юһэдэхи һургуулида һуранаб.

2. Би һургуули һуранаб.

3. Би Улаан – Үдэ хотын дээдэ һургуулида һуранаб.

3. Допиши предложения, вставляя пропущенные слова по смыслу:

1. Би хэшээлэй һүүлээр …….. ……. .

2. Эрдэни үглөөгүүр ……. сагта бододог.

3. Аха газаа гаража ……. …….. .

4. Напиши что это:

5. В песне перепутаны слова, исправь его (главное слово - шандаган):

Туг – туг – туг

Хэн тоншоноб?

Би шандаган.

Хэр бэ ши, хандагай юум һаа

Харуулыш үтэр эбэрээ.

6. Выберите подходящее слово и напишите.

1. Би Улаан- Үдэдэ (байдагби, зурадагби,дуратайб)

2. Манай түрэл орон өөрын (шубуутай, дуутай,эжытэй)

3. Улаан -Үдэдэ (олон нуурнууд, музейнууд, паркнууд ) бии.

7. Найдите правильное соответствие:

Дулаан сэсэг

Баян газар

Гоё нютаг

Турэл хабар

Тесты по бурятскому языку – 4 класс

«по теме – Жэлэй дүрбэн саг»

1. Выбери правильный вариант ответа на вопрос- Намарай саг ямар бэ?

1. хүйтэн

2. дулаан

3. һэрюун

4. халуун

2. Продолжи пословицу – «А» үзэг – эрдэмэй дээжэ,

1.Аймхай хүн арба үхэдэг

2.Аяга сай – эдеэнэй дээжэ

3. К временам глагола напиши по 5 примеров.

1. Мүнөө саг:

2. Үнгэрһэн саг:

3. Ерээдүй саг:

4. Выбери правильный вариант предложения.

1. Хүйтэн сагаан саһан үбэл ороно.

2. Yбэл ороно сагаан саhан хүйтэн

3. Сагаан хүйтэн саhан ороно үбэл.

4. Хүйтэн үбэл сагаан саhан ороно.

5. Ответь на вопросы.

1. Намарай саг ямар бэ?

2. Ямар шубууд манай эндэ үбэлжэдэг бэ?

3. Намартаа зэрлиг амитад яадаг бэ?

4. Намарай сагта юун ородог бэ?

5. Намарай сагта үдэр ямар болодог бэ?

6. Намарай сагта һүни ямар болодог бэ?

6. Составь предложения.

1. Саhатай, болобо, үдэр.

2. Наадана, дээрэ, каток, хоккей, үхибүүд.

Тесты по бурятскому языку – 5 класс

1. Напиши 3 группы гласных:

1. эрэ –

2. эмэ –

3. эрсэ –

2. Найди слова, подходящие по значению:

1. гоё – сэсэн

2. ухаатай – жаахан

3. бишыхан – һайхан

3. Найди правильно составленное предложение:

1. Хабартаа газаа дулаан болодог.

2. Дулаан хабартаа газаа болодог.

3. Болодог хабартаа дулаан газаа.

4. Газаа дулаан болодог хабартаа.

4. Найди лишнее слово:

1. Эжы, аба, эгэшэ, аша, һурагша.

2. Нарһан, шэнэһэн, хасуури, хуһан, һархяаг.

3. Сай, хилээмэн, тоһон, бууза, ямаан.

4. Саһан, бороон, хюруу, шүүдэр, шүдэн.

5. Допиши предложения:

1. Мүнөөдэр газаа жэжэхэн бороон ……..

2. Намарай сагта үхибүүд һургуулидаа ……..

3. Манай эжы һургуулида ………

4. Дулмын нүхэр басаган Баярма гэжэ …….

6. Подберите глаголы к данным существительным:

Нүхэр хүбүүн, наран, багша, һурагша

(заана, һурана, зурана, шарана)

7. Какие знаки препинания необходимы к этим предложениям:

1. Дарима һургуулида һурадаг

2. Дарима хаана һурадаг бэ

3. Даримаһаа жэшээ абагты

8. К данным словам поставьте вопросы хэн? юун?

Хэшээл ( ) һургуули ( ) Баяр ( ) Нүхэр ( )

Үхибүүд ( ) Намар ( ) Баабгай ( ) Үдэр ( )

Тесты по бурятскому языку – 6 класс

1. Отгадай загадки и выпиши верную отгадку:

1. Хон – хон дуутай хондолой дээрээ дэгээтэй. (миисгэй, нохой, хонин)

2. Газар доро гахай түрэбэ. (морхооб, һонгино, хартаабха)

3. Аяга соо алаг булаг (аман, шэхэн, нюдэн)

4. Мүльһэн дээрэ мүнгэн шагта. (наран, һара, һүни)

2. Соотнеси слова, противоположные по значению:

Хара Удаан

Түргэн Хуушан

Һайн Сагаан

Шэнэ Муу

3. Подбери к данным словам имена прилагательные:

1. Үбэл – 6. Шубууд -

2. Ном – 7. Нүхэр -

3. Сай – 8. һүни -

4. Намар – 9. Нохой -

5. Үдэр – 10. Борон -

4. Впиши по 5 глаголов в соответствующие столбики:

1. Мүнөө саг (….., ……, ……, ……, ……)

2. Үнгэрһэн саг (….., ……, ……, ……, ……)

3. Ерээдүй саг (….., ……, ……, ……, ……)

5. Выпиши имена существительные во множественном числе:

Басагад, багшанар, нүхэд, хонин, ямаан, үхибүүд, нуурнууд, мүльһэн, морид.

6. Найди бурятско – русские соответствия:

1. хуһан а) молоко

2. тоһон б) ночь

3. һүни в) человек

4. үдэр г) берёза

5. һамар д) масло

6. һархяаг е) день

7. хүн ё) гриб

8. һүн ж) орех

7. Напиши данные числительные словами:

2009, 1975, 156, 19, 42.

Тесты по бурятскому языку – 8 класс

«по теме - Сагаалган»

1. Молочную водку архи готовили из:

1. Кобыльего молока

2. Коровьего молока

2. Кто является автором гимна Бурятии «Таёжная, озёрная, степная»:

1. Н. Дамдинов.

2. Д. Жалсараев.

3. Хоймор это часть юрты:

1. Восточная

2. Северная

4. Какой стихии в китайской мифологии соответствует белый:

1. Воде

2. Металлу

5. На Руси для сохранения молока в сосуд запускали:

1. Червяка

2. Лягушку

6. Белый старец зовётся:

1. Сагаан Yбгэн

2. Үбгэн Жабар

7. Ритуальный новогодний флажок:

1. Бүтүү үдэр

2. Хий морин

8. Большое колесо времени:

1. 100 лет

2. 60 лет

9. Хурууд это:

1. Творог

2. Домашний сыр

10. Скольких злых духов устраняет Дугжууба:

1. 404

2. 64

11. Бурятский национальный праздник:

1. Сурхарбан

2. Сабантуй

3. Сагаалган

4. Пасха

12. Бурятские национальные игры:

1. Шагай наадан

2. Футбол

3. Алта нюулга

4. Малгай нюулга

13. Какие виды спорта входят в «Эрын гурбан наадан»:

1. һур һарбалга

2. Мори урилдаан

3. Шатар

4. Бүхэ барилдаан

14. Государственный флаг Республики Бурятия составляет:

1. Улаан

2. Хүхэ

3. Ногоон

4. Сагаан

5. Шара

6. Хара

15. Пять символов животных (у восточных народов) это:

1. Гахай

2. Тэмээн

3. Морин

4. Хонин

5. Ямаан

6. Yнеэн

16. Сколько лампад зажигают в дацанах Бурятии во время празднования Сагаалгана:

1. 21

2. 108

17.Встреча гостей во время праздника Сагаалган как называется

1. Золгохо

2. Угталга

Тесты по бурятскому языку – 7 класс

«по теме – Байгал далай»

1. В каком месяце озеро Байкал замерзает:

1. декабрь һарада хүрэдэг

2. январь соо хүрэдэг

3. февраль һарада хүрэдэг

2. В каком месяце озеро Байкал освобождается ото льда:

1. майн эхеэр хайладаг

2. июнь һарада

3. июль соо хайладаг

4. август һарада мүльһэнһөө сүлөөрдэг

3. Длина Байкала:

1. 639 км

2. 636 км

3. 640 км

4. Сколько рек впадает в озеро Байкал:

1. 577 гол мүрэн

2. 636 гол мүрэн

3. 639 гол мүрэн

5. Сколько островов на озере Байкал:

1. 20 ольтирог

2. 35 ольтирог

3. 22 ольтирог

4. 27 ольтирог

6. Как называется самый большой остров на Байкале:

1. Ехэ Тойн

2. Букачан

3. Борогчин

4. Ольхон

7. Как называется самый маленький остров на Байкале:

1. Модотой

2. Баргодоган

3. Шаргодоган

4. Изохой

8. Длина самого большого острова:

1. 74 км

2. 84 км

3. 94 км

4. 64 км

9. Глубина озеро Байкала:

1. 1642 км

2. 1620 км

3. 1637 км

4. 1639 км

10. Какая река вытекает:

1. Дээдэ Ангара

2. Ангара

3. Турка

4. Зэдэ

11. Какая знаменитая рыба водится в озере Байкал:

1. Омоли

2. Тоһон жараахай

3. Суурхай

4. Хаб загаһан

12. Сколько заповедников на Байкале:

1. нэгэн заповедник

2. хоёр заповедник

3. гурбан заповедник

4. дүрбэн заповедник

13. Какая река не впадает в озеро Байкал:

1. Сэлэнгэ

2. Баргажан

3. Үдэ

4. Енисей

14. Как буряты называют озеро Байкал:

1. Нуур

2. Далай

3. Гол горхон

4. Мүрэн

http://cs607616.vk.me/v607616707/52e2/2LJQRx317a4.jpg

урок по бурятскому языку в 2 классе на тему «Путешествие в мир знаний»

Тип урока: Урок формирования лексических, произносительных, грамматических навыков.

Цель  урока: к концу урока обучаемые должны научиться произносить и читать новые лексические единицы

Задачи урока:

  1. Коммуникативная: учить участвовать в диалоге – расспросе, развитие умений и навыков устной речи в рамках изучения грамматического и речевого материала
  2. Воспитательная: повышение уровня мотивации к изучению, посредством использования наглядных пособий и интересных заданий и игр.
  3. Развивающая: развивать способность к непроизвольному вниманию, к распределению внимания, тренировать способность к концентрации внимания в процессе просмотра презентации; развивать зрительную и слуховую память; способствовать к развитию наглядно-действенного мышления.                                                                                                                                            
  4. образовательная: совершенствовать произносительные навыки (используя речевой образец: Энэ хэн бэ?...) и навыки аудирования;                                                                                                          

Ход урока:

Этапы урока

учитель

учащиеся

  1. Организационный момент (6 мин) (Слайд №1)

а) приветствия учителя  и детей

б) сообщение цели урока

в) Фонетическая зарядка (слайд№2)

Сайн байна!

hуугты!

Мунѳѳ бидэ тургэн ба удаан абяануудтай э-ээ, и-ии ба үзэгүүдтэй танилсахабди. уншажа, зүб үгүүлжэ, бэшэжэ hурахабди. В течение урока кто будет хорошо работать, правильно и полно отвечать, тот будет получать кружочки. Никто с места не кричит, только поднимает руки. К концу урока мы подсчитаем все кружочки и поставим всем оценки.

Зай, булта наашаа харагты.

Фонетическэ hорилго үнгэргэе.

Самбар дээрэ байhан угэнуудые уншая. багша – h1-h2-h3-h4

  • ба – аба – абаа –абаха
  • ха – аха – ахаа – хаа-ба
  • шо- ошо –ошоо – ошохо
  • шэ-шээ – шэнэ – бэшэхэ -бэшээ 
  • ми –мии -минии
  • ни- нии-шинии

hайн даа, ухибууд!

Бэрхэнууд!

Сайн байна!

  1. Основной этап урока (35 минут)

а) проверка домашнего задания

(2 мин)

Введение новых лексических единиц

б) знакомство с новыми словами  (5 мин) (слайд №3)

в) Развитие умений диалогической речи.

составление диалога (6 мин)

(слайд №4)

г) Физкульминутка (2 мин)

(слайд №5)

д) Закрепление новых слов (7 мин) (аудиозапись и слайд №6-13)

е) Развитие навыков письма

игра «Вставьте пропущенные буквы» (по командам) (3 мин)

ж) Развитие навыков чтения и устной речи (9 мин)

Игра «Найдите пару»

Блиц – наадан. Игра с мячом.

аба, шара, эжы, басаган, хубуун, багша, баллуур, аша, ошоо, улаан, хухэ, ногоон, энэ г.м.

Номуудаа 22 хуудаhанда нээгты, упр. 3 (шэнэ угэнуууд) Уншагты. дабтагты

ном – книга

шэнэ - новый

минии – мой

шинии – твой

шанаха – варить

шанаа – сварил

бэшэхэ- писать

бэшээ-написал

Хэн ном абааб? – Кто купил книгу?

Энэ юун бэ?

Энэ хэнэй ном бэ? (речевой образец на слайде)

Энэ юун бэ?

Энэ хэнэй ручкаб?

Энэ юун бэ?

Энэ хэнэй дэбтэр бэ?

Энэ хэн бэ?

Энэ хэн бэ?

Аудиозапись шагнаха, дабтаха, зубѳѳр үгүүлжэ hураха:

Энэ минии ном. Минии аха. Энэ шинии аха. Шэнэ ном. Энэ шинии аша. Аха каша шанаа. Аба ном абаа. Энэ шэнэ хонхо.

Точконуудай орондо таараха үзэгүүдые табигты.

(на листочках задания по рядам. Кто быстрее и правильнее сделает. На проверку отдаю учителям)

упр.9 Уншагты.

Энэ ном.

Энэ минии ном.

Энэ шинии ном.

Энэ ручка.

Энэ минии ручка.

Энэ дэбтэр.

Энэ шинии дэбтэр.

Энэ басаган.

Энэ аха.

hурагщад шагнаад, дабтана.

работа по командам

Цепочкоор уншана hурагшад.

Заключительный этап урока (5 мин)

Итог урока

Оценивание

Домашнее задание

Рефлексия

Ребята, а чему мы с вами сегодня научились?

Что нового мы узнали?

д/з с. 24 упр.9 перевод, упр1 прочитать

У кого от сегодняшнего урока осталось положительное настроение рисует улыбающееся солнышко; кто остался равнодушен - рисует серьезное, а у кого настроение понизилось - печальное.

КОМАНДА №1

а..а, шан…, мин…, ах…, ош…хо, ш…ра,

шан…ха, б…шэхэ, ш…нии, ош…

КОМАНДА №2

а..а, шан…, мин…, ах…, ош…хо, ш…ра,

шан…ха, б…шэхэ, ш…нии, ош…



Предварительный просмотр:

Контрольные тесты

5 класс

Блок 2: Манай бүлэ

  1. Переведите слова:
  • Эгэшэ                                        хүн
  • Дүү басаган                             һамган
  • Дүү хүбүүн                              эхэнэр
  • Нүхэр басаган                         басаган
  • Нүхэр хүбүүн                          хүбүүн

  1. Соотнесите слова:
  • Красивый                     һайхан                                
  • Толстый                       туранхай
  • Худой                           үндэр
  • Высокий                       набтар
  • Низкий                         тарган

  1. Используйте форму совместного падежа:

Саша: мама, папа, собака.

Алдар: сестра, брат, младший брат.

Эрдэм: 2 кошки, младшая сестренка, друг.

4.  Напишите кому сколько лет, соблюдая закон гармонии гласных:

      Минии миисгэй (4).

      Шинии аба (37)

      Эрдэмэй дүү басаган (15)

      5.   Выберите правильный ответ к данному вопросу:

       Шинии  һанахада, Баярай эжы хэдытэйб?

  • Минии һанахада, Баярай эжы табитай.
  • Минии һанахада, Баярай эжы Света гэжэ нэрэтэй.
  • Минии һанахада, Баярай эжы багша.

  1. Соотнесите правильно ЛПЧ:

А)  Бидэ                      1) –ш

Б)  Та                           2) – бди

В)  Би                          3) – б

Г)  Тэрэ                       4) – д

Д)  Ши                        5) – т

Е)  Тэдэ                      6) - Ǿ

  1. Напишите, чьи это предметы.

Энэ

Баярмаа

Гэрэл

Саша

Соли

Лодой

Дэбтэр

Ном

Хайша

Шугам

саарһан

  1. Переведите на бурятский язык:
  • Кто это?
  • Это твой друг?
  • Это чья собака?

  1. Раскройте скобки, поставив существительные в соответствующей форме мн.ч.

Например: Бата гурбан эгэшэнэртэй.

Бата гурбан (старшая сестра). Ханда хоер (младший брат). Дарма (хоер младшая сестра). Балма гурбан (дочь). Бадма табан (ребенок). Балма хоер (сын). Гэсэр табан (друг). Гэрэл дүрбэн (подруга). Дариима табан (младший брат).

  1. Образуйте уменьшительно- ласкательную форму при помощи суффиксов –хан, -хон, -хэн.

Табан, Доржо, Сэлмэг, зургаа, набтар, гоё, ганса, Дулма, Балбар, арбан, долоо.

  1. Допишите соответствующие падежные окончания существительных.
  • Минии унаган нүхэр Дамба гэжэ нэрэ… юм.
  • Дамб(а)…  аба минии аб(а) һайн нүхэр юм.
  • Дамба үшөө эгэшэ… .  
  • Тэрэнэй эгэш(э) нэрэ ехэ гоё .


Предварительный просмотр:

Контрольные тесты

5 класс

Блок 1: Үгүүлжэ hурагты

  1. Распределите в 2 столбика женские и мужские гласные.

                   Аа, у, ии, о, оо, ү, ээ, а, уу, үү, э, өө

                                     I                                     II

   2.   Переведите слова:

  • Это-                                       солнце-      
  • Нет-                                        внук-
  • То-                                          мой-
  • Да-                                         твой-
  • Кажется-                               новый-
  • Знакомый-                             невестка-
  • Здесь-                                    тетрадь-
  • Там-                                       дом-

  1. Выпишите слова с мягкими согласными:

Энэ Дарима. Дарима шинии бэри. Тэрэ Дари. Дари шинии бэри бэшэ. Энэ улаан ном. Тэндэ Балма байдаг. Энэ Дамбии бэзэ?

   4. Согласно закону гармонии гласных вставьте вместо точек буквы ү, у.

…та, …дэр, б…лэ, д…ран, б…рхан, н…хэр, х…лэг, …наган, г…ламта, …нэгэн, …бэлэй, г…рбан, д…рбэн, х…бүүн, ш…луун.

  1. Просклоняйте в Родительном падеже:

Бадма, Бэлигтэ, Дарма, Жалма, Радна, Бадла, Жамса, Тарма, Бата.

 

  1. Допишите окончания совместного падежа –тай, -той, -тэй.
  • Баяр…
  • Эжы…
  • Нохой…
  • Гэр…
  • Ном…
  • Ахай…
  • Миисгэй…
  • Зориг…
  • Хүбүү…

   7.  Переведите:

  • Алдар ахайгүй.
  • Дамба басагатай.
  • Тэрэ нохойтой.
  • Балма миисгэйгүй.