Детско-родительский клуб "Вершки и корешки"

Веретельникова Оксана Александровна

 

Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты. 

А.Н.Острогорский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейный клуб «Вершки да корешки».

«Роль отца в воспитании детей».

- Здравствуйте, дорогие папы и дети. Прежде чем мы начнем наш разговор, давайте сначала познакомимся друг с другом поближе, чтобы нам в дальнейшем было легче обсуждать более сложные вопросы. Давайте поиграем! Приглашаю папочек встать в круг. Игра с мячом. Папа представляется, говорит, чей он папа  и называет свои качества, которые начинаются с первой буквы их имени.

- Тема сегодняшней нашей встречи «Роль отца в воспитании детей». 1 слайд

-Скажите, пожалуйста, в чём, по-вашему, заключается роль отца в вашей семье?

Зачитать ответы других пап:

-в воспитании у сына мужских качеств

-в воспитании детей, выполнение тяжёлой работы по дому

-воспитание в ребёнке положительных качеств, эмоций, организация досуга в выходные дни

-ответственный за достаток в семье, воспитание детей

-семейное благополучие

-помогать детям, любить их, быть примером для своих детей, дать им достойное воспитание и образование

-отвечает за участие в воспитание детей, за вносимый им свой вклад при формировании мировоззрения ребёнка

- приносить деньги в дом, быть авторитетом для своих детей, быть им другом

-образец для подражания, кормилец и глава семьи

-воспитание детей, материальное обеспечение семьи, помощь, поддержка и обучение тому, что сам умею

-комфорт домашнего очага, зарабатывание денег, забота, воспитание и оберег детей

-забота о благополучии семьи, обеспечение её защиты, приучение к дисциплине и порядку.

Прослушав ваши мнения и мнения других папочек, о роли отца в семье можно сказать, что  отец – это  защитник, кормилец, помощник, авторитет, посредник, друг, учитель, воспитатель.  2 слайд

Это современная модель отцовства и она отличается   от традиционной модели отцовства, где отец – это  кормилец, олицетворение власти, высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный. Она отличается, прежде всего, в отношении к детям - активное участие в воспитании детей,  проявление заботы, интереса к успехам ребенка, частое общение с ними, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества…

Отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения, он является одной из ключевых фигур. Младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в раннем возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения. Счастливы и самодостаточны те дети, которые с самого рождения были, не просто окружены любовью - а обожанием отца. Они чувствуют себя более защищенными и уверенными в себе. Зигмунд Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите. С самого раннего возраста ребенок должен знать, что у него есть отец, который его защитит. Ребенок нуждается в защите в двух  главных областях своей жизни: от опасностей, связанных с его внутренними страхами, и в защите от избыточной любви матери».

- Чье участие в воспитании ребенка должно быть больше: матери или отца? Почему? 

Конечно же, от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. Важно, то, что дают ему родители, в частности отец может дать то, что никто в мире больше дать ему не сможет. Различия в мужской и женской стратегиях воспитания, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик  Фром  выделяет два типа любви: отцовский и материнский. Мать, как правило, действующая на детей лаской и добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А формирование целеустремлённости, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Отцовская любовь более  взыскательна и справедлива: ребёнка любят за достоинства и заслуги.  Материнской любви чужда объективность: ребёнка любят за то, что он есть. Ребёнку для нормального развития необходима отцовская любовь, как и материнская. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша.

Если ребенок в силу ряда обстоятельств был обделен любовью отца, то потом ему будет трудно научиться ее дарить и понимать. Потеряв доверие к отцу, ребенок может утратить веру в людей и вырасти человеком, не умеющим любить, сопереживать и по-настоящему заботиться о других.

  Тоска по отцовской любви со временем оборачивается для ребенка неврозами, склонностями к формированию различных зависимостей, к стремлению привязать к себе окружающих любыми способами. Отсутствие психо-эмоциональной связи с отцом приводит к излишней агрессии в период полового созревания.

                Папа для ребенка не просто родной человек, а образец мужчины, символ мужественности, мужского начала. Отец помогает малышу составить представление о самом себе и об окружающих. Роль папы представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец- олицетворение дисциплины и порядка. Традиционно ему  в семье отводится в первую очередь дисциплинирующая роль. Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью ребёнка: запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а дети  суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию. Как правило, папы меньше опекают детей, предоставляя им больше самостоятельности, тем самым воспитывая в ребенке самодисциплину.

Отец- это наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви. То отец проводит малыша по пути к человеческому обществу.

Именно отец может сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери( по сравнению с отцом),тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние. Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным в отношении взрослых и детей.

Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям. Отец - единственный герой для ребенка, который способен разогнать тени и спугнуть любое чудовище. С отцом у ребенка пропадает страх. Отец всемогущ и неуязвим, он может все в глазах ребенка!»

Одним из важнейших условий становления личности является осознание себя представителем определенного пола. Огромная роль принадлежит отцу в развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин.

 Упражнение: "Роль отца в воспитании сына/дочери"

- Существует ли, по вашему мнению, разница в воспитании сына и дочери? (высказывания пап).

- Я предлагаю вам разделиться на 2 группы: папы девочек и папы мальчиков и в течение 2 минут составить список качеств, которые воспитывает папа в сыне, дочери.

(Пока папы составляют список, звучит музыка).

В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на поведенческие проявления: у мальчика поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки – приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.

Роль отца в воспитании сына будет ясна и понятна, если действовать следующим советам и рекомендациям о том, какие качества должен воспитать отец в сыне, как должен выстраивать с ним отношения. 

1). Сын подражает отцу. Мальчик не становится мужчиной только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности брать пример с отца и других старших мальчиков, к которым чувствует дружеское расположение. 

Ребёнок не может брать пример с человека, который ему не нравится. Поэтому если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы. Подумайте об этом, выстраивая отношения с маленьким сыном. 

2). Сын должен чувствовать поддержку и признание от отца. 

«Ты сможешь, я в тебя верю!» — такие слова отца способствуют воспитанию мужского характера мальчика и формируют у него позитивные жизненные принципы. Чувство самоуважения и самодостаточности очень важны для мальчика, будущего мужчины, стремящегося достичь высот в карьере, личной жизни, общении с другими людьми. 

Папа мальчика должен гордиться сыном, давать ему это почувствовать. Самое правильное — относиться к мальчику как к человеку с отличным потенциалом, хорошими задатками и способностями. Отец должен видеть в сыне будущего победителя. 

3). Отцу необходимо развивать в сыне самостоятельность. Почаще спрашивайте у своего ребёнка: «А ты как думаешь? Что бы ты выбрал? Как бы ты поступил на моем месте?» 

Отец ни в коем случае не должен «давить» на сына — только направлять, давать советы, но не приказывать. 

4). Уважение к женщине, леди, матери. Отцу важно воспитывать в мальчике уважительное отношение к женщине, леди, матери. Понятно, что любые слова здесь не имеют значения — личный пример отца решает все. 

5). Развивайте в сыне мужественность, ориентируясь на собственный пример. Трудно сформировать у ребенка качества, которыми сами родители не обладают. Ожидать мужественности от сына инфантильного отца не более реалистично, чем ждать от мышонка тигриной доблести. Пусть отец подумает о том, чтобы быть сыну достойным примером. Это касается и других качеств отца как мужчины, мужа, человека. 

6). Отец неосознанно формирует представление сына о взаимоотношениях полов. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец выступает образцом мужского поведения, который в первое время будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом. Поэтому, дорогие отцы, позаботьтесь о том, чтобы у вашего сына сложилось верное представление о любви, дружбе, товариществе и интимных отношениях между мужчиной и женщиной. 

Отцовские наказания: строгость и жестокость – разные вещи! 
Обычно отцовские наказания бывают строже и длительнее материнских, отец реже идет на уступки или смягчение принятых решений о наказании. Однако подобные методы воздействия отца воспринимаются сыновьями более мягко и гибко, чем если бы они исходили от матери. Возможно, на каком-то интуитивном уровне мальчики понимают необходимость таких наказаний. 

Отцовская строгость нужна мальчику - так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят жёсткие законы. Поэтому строгость отцовских наказаний бывает оправдана. Однако здесь важно разделять строгость, жесткость воспитательных воздействий и жестокость. 
Главным отличием строгости, жесткости в наказаниях от жестокости будет являться уважение к личности сына. Наказание, связанное с унижением личности, никогда не достигнет воспитательной цели, никогда не приведет к положительному результату и ничем не может быть оправдано. Уважайте вашего сына и вы наверняка станете с ним неразлучными друзьями и верными товарищами на долгие годы. 

Роль отца в воспитании дочери
Воспитание дочери - дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Роль отца здесь особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни вашей дочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.). Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец: папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами. Вот почему часто девочки, воспитывающиеся в семьях, где отношения между матерью и отцом были конфликтными, вырастая и создавая свои семьи, часто имеют схожие проблемы, и брак их является неудачным, заканчивается разводом. 
Итак, на что же должен обратить внимание отец, воспитывая дочь: 
1). Отец должен уважать в дочери женщину, леди. Когда начинать воспитывать женственность? Не позже 1 года. Папа должен относиться к девочке, как к маленькой леди. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: «Принцесса, красавица ты моя»; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. В отличие от мальчика, девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. 
2). Отец должен уважать в дочери человека, личность. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери. 

3). Отец – как первый пример общения дочери с другими мужчинами. Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом. 

4). Позитивные взаимоотношения, а не деструктивный конфликт. Не расставайтесь с ребенком в ссоре. Сначала помиритесь, а потом идите по своим делам. Это, конечно же, касается воспитания не только девочек, но и мальчиков. 

5). Любите свою дочь. Девочка, которая получила достаточно любви в детстве, наверняка вырастет отзывчивым, добрым и открытым человеком, будет прекрасной понимающей женой и отличной заботливой мамой, будет дарить полученную от вас любовь своим близким и родным, в том числе, возвращать любовь обратно вам. 

Мужчины, отцы, помните – от вас зависит успешность будущего вашего ребёнка, От вашего участия в воспитании сына или дочери будут зависеть их успехи в любви и личной жизни, карьере, отношениях с другими людьми. 
Любите своих детей, уделяйте им как можно больше времени, не заменяйте свою любовь на суррогат в виде подарков и денег: пройдёт время, и в памяти вашего сына или дочери останутся не дорогие компьютеры, игрушки и угощения, а весёлые, грустные, душевные воспоминания о проведённых с вами минутах, часах и днях.

Упражнение: "ПРАВИЛА ПЛОХИХ ОТЦОВ"

А сейчас я хочу попросить вас составить правила "плохих пап" сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод и зачитать. (Примеры: "Никогда не играй со своим ребенком", "Не спрашивай его об увлечениях, интересах", "Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж".)

Обсуждение: Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Чтобы никогда не следовать им.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль отца в воспитании детей

Слайд 2

Традиционная модель отцовства Кормилец Олицетворение власти Высшая дисциплинирующая инстанция Пример для подражания Ответственность за воспитание, прежде всего, сына Глава семьи, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный. Современная модель отцовства Отличие, прежде всего, заключаются в отношении к детям: активное участие в воспитании детей. проявление заботы, интереса к успехам ребенка, частое общение с ними, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Слайд 3

какие качества должен воспитать отец в сыне, как должен выстраивать с ним отношения: Воспитывать в нем мужчину и вести себя как мужчина Чувство самоуважения и самодостаточности самостоятельность Уважение к женщине, леди, матери мужественность формирует представление сына о взаимоотношениях полов

Слайд 4

какие качества должен воспитать отец в сыне, как должен выстраивать с ним отношения : Женственность Гармоничность само принятие уверенность в себе женское достоинство

Слайд 5

Так каковы же отцы глазами детей? Папа под каблуком . Папа - клоун. Отцы вне семьи. Отец у телевизора. Отец - мазохист. Отец - трудяга. Отец - карьерист. Суперотец . Папа - товарищ.

Слайд 6

Добрый или строгий папа? 72%

Слайд 7

правила плохих пап



Предварительный просмотр:

Об игрушке серьёзно!

Нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя, она оказывает огромное влияние на психику ребенка.

Игрушка - это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме.

Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.
В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны, бакуганы. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции? Как выбрать то, что нужно вашему ребенку? Я надеюсь, что наша встреча поможет вам ответить на эти вопросы.

 -А начнём мы с упражнения,  «Какие бывают игрушки?»

- По кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, отвечает на вопрос  «Какие бывают игрушки?» одним или несколькими словами.

-Так, какие же бывают игрушки, для чего они нужны и что каждая из них может дать для развития. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

1. Сюжетные или образные игрушки (куклы, фигурки животных, мебель  и т.д.).

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры, в этом их основное назначение, отсюда и их название - сюжетные. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт. Среди них особое место занимает кукла - источник разнообразных переживаний малыша.

2. Технические игрушки.

Они вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К ним относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины и многие другие. Развивают конструктивные способности, расширяют технический кругозор, направляют интерес к строительству и технике.

3. Строительные и конструктивные.

Эти игрушки рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Они представляют комплекты деталей разных форм для сооружений и построек. Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения "LEGO". Развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.

4. Дидактические игрушки.

 Это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамидки, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. К ним относятся и мозаики, настольные и печатные игры.

5. Игрушки для подвижных и спортивных игр.

Эти игрушки  предназначены для физического воспитания. Они очень разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (волчки, мячи, серсо, обручи, бильбоке, блошки). Другие способствуют развитию бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки и др.).

6. Театрализованные игрушки.

Это куклы (театральные персонажи, куклы бибабо, куклы - марионетки), наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам. К ним относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски и др. Эти игрушки  подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие

7. Звучащие и музыкальные игрушки.

Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки. Также сюжетные игрушки с музыкальным устройством - пианино, рояль, наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Служат средством развития музыкального слуха.

8. Игрушки- забавы.

Прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом. В основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Их назначение - позабавить детей, вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.

-Мы рассмотрели различные виды игрушек и убедились, что у каждой игрушки есть своё назначение.

- А сталкивались ли вы с тем, что у ребёнка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?( мнения родителей)

-Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребёнка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что он просто не умеет во всё это играть. Сами по себе игрушки ничего для ребёнка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. ( 2 игрушки обыграть с родителями)

-Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Нам, родителям нельзя забывать о том,  что игрушка должна не только чему – либо научить ребёнка, но и побуждать  в нём радостные и теплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся, а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нем?

- Сейчас мы отправимся с вами в магазин игрушек. ОДНА КОМАНДА БУДЕТ ПОКУПАТЬ ТОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ, ТО ЕСТЬ игрушки, необходимые для развития детей дошкольного  возраста. Другая команда будет покупать вредные, бесполезные игрушки, то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми.

-Продумайте, какими критериями вы руководствовались, отбирая игрушки.

- Однако полезность игрушки с точки зрения развития ребёнка далеко не единственный критерий оценки.

Игрушка полезна, если она:

   • безопасна

   • привлекательна

   • эстетична

   • соответствует возрастным возможностям ребёнка

     • полифункциональна ( предоставляет возможность для развития  способностей ребёнка: познавательных, физических, духовных, нравственных и т.д.)

   • выполнена из экологически чистых материалов

Таким образом, от того, насколько успешен будет ваш выбор, зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом- игрушки следует выбирать, а не собирать!

- А  сейчас, давайте посмотрим, какие игрушки предпочитают наши дети. ( родители на листочках записывают ту игрушку, которую как они думают, выберет их ребёнок. Затем подходят дети и выбирают понравившуюся игрушку)

«Игрушки-чудовища»

Игрушки-чудовища могут научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. В русских сказках встречаются и драконы, и чудовища, но они всегда выступают на стороне зла, положительные, же герои никогда не бывают чудовищами. Такие сказки и игры на их основе учат детей отличать добро от зла, проводя между ними четкую границу. Предлагаемые сейчас детям в качестве игрушек различные персонажи в виде трансформеров, скелетов и пр. участвуют в игре как на стороне добрых, так и злых сил, поэтому ребенку иногда бывает трудно, даже порой невозможно дифференцировать добро и зло, поделить героев «плохих» от «хороших». При этом игры, основанные на содержании воинственных мультфильмов с игрушками - чудовищами, формируют в детях агрессию, отношение к насилию как к норме, и дети понемногу применяют такую модель поведения на практике. То, что ребенка привлекают отрицательные персонажи, по мнению психологов, связано с эмоциями агрессивности. Случается, что склонность к сверх вооружению обусловлена с обостренной потребностью в защите от сложного и не очень дружественного внешнего мира. Ребенок, владеющий подобными игрушками, получает шанс в игре ощутить себя могучим. Увы, в реальной жизни всё может быть наоборот. Желание иметь монстров своего рода тест для определенного психологического состояния ребёнка: чем больше он привязан к подобным игрушкам, чем больше времени проводит в их компании, тем более уязвимо, неуверенно и тревожно он себя ощущает в реальном мире. Для возбудимых детей игра с монстрами это способ выбросить лишнюю энергию. Но во многих случаях игрушка скорее не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка и формирует определённую психическую зависимость. Игру с монстрами нельзя запретить, как нельзя запретить детские страхи и тревожность. Можно только помочь ребенку создать иное игровое поле, в котором будут реализованы потребности детей ощущать себя сильными и бесстрашными. Поэтому, уважаемые родители, не стремитесь покупать детям игрушки наводящие на них ужас и способствующие развитию агрессии. Поверьте, есть много вариантов направить игры детей в нужное русло.

-Вечер. Пора ужинать и готовиться ко сну. Но пол в детской завален игрушками, которые ребёнок ни в какую не желает убирать. Вы уговариваете, потом начинаете раздражаться. Ребёнок – в слёзы, вы – нервно ходите по комнате и раскладываете игрушки по своим местам. Довольно распространённая картина.

- Вы сейчас в командах найдите способы, как привлечь ребёнка к уборке игрушек.

Если ВЫ хотите научить своего ребенка убирать за собой игрушки, ВАМ  необходимо придерживаться некоторых правил:
1. Нужно твердо решить для себя, так ли это необходимо. Важно, чтобы взгляды папы и мамы в этом вопросе не были в корне противоположными.
2. Родители должны быть примером для ребенка, содержа в порядке собственные вещи.
3. Необходимо убирать игрушки вместе с ребенком, особенно в первое время, пока у него еще не сформировалась эта привычка.
4. Убирая игрушки, надо разговаривать с ребенком, объяснять ему, почему это так важно.
5. Не надо приказывать ребенку "собрать свои игрушки!". Лучше всего доброжелательно попросить его об этом.
6. Для облегчения деятельности ребенка можно использовать маркировку коробок и ящиков для игрушек. Например, на коробке, в которую следует собирать машинки, нарисовать изображение автомобильчика. Сделать это можно вместе с ребенком.
7. Необходимо учитывать возраст и возможности ребенка. Помните, что ребенок не может сделать то, что ему не по силам.
8. Лучше, чтобы уборка игрушек была превращена в интересную игру.
9. Можно сделать складывание игрушек обязательным ритуалом перед укладыванием ребенка спать, так же как, например, переодевание в пижаму или умывание.
10. Надо всегда хвалить ребенка, если он собрал свои игрушки. Только поощрение и похвала могут быть эффективными стимулами, заставляющими ребенка складывать свои игрушки.

Примеры совместных игр “убирать игрушки”.

1. “Малыш, ты знаешь, а все разбросанные игрушки превратились в ягоды (грибы). Давай, кто быстрее наполнит ягодами ящик, тот и выиграл.” (Дайте ребенку корзину или ящик, себе возьмите тоже).

2. Скажите ребенку, что его любимый плюшевый мишка потерял среди игрушек брелок и очень этому расстроился. Нужно помочь медвежонку. Начните поднимать игрушки и складывать их в корзину. Глядя на вас, ребенок тоже начнет искать брелок. Незаметно подложите “потерю” под последнюю игрушку. Малыш найдет его и обрадуется. Пусть мишутка поблагодарит за находку ребенка.

3. Если игрушки разбросаны в детской комнате, то расскажите историю о сказочном сне. Сон прилетит к малышу, станет красться по ковру, споткнется, сказка из него и вылетит. Чтобы этого не случилось, нужно сложить все игрушки на место.

4. Поиграйте в погрузку и отгрузку при помощи игрушечной грузовой машины.

5. Устройте соревнование. Разделите комнату пополам. Выиграет тот, кто быстрее уберет свою часть комнаты.

6. Развивающая игра – сортировщик: предложите ребенку разложить все игрушки по их характеристикам. Маленькие отдельно от больших, мягкие – на одну полку, куклы (солдатики, роботы) – на другую, кубики – в один ящик, конструктор лего – в другой.

Не забывайте каждый раз хвалить ребенка.

Если вы решили приучать малыша к уборке, то не делайте этого время от времени. Все должно быть на регулярной основе.

Если малыш все же категорически отказывается убирать игрушки, то сложите их сами. Но тогда скажите: “Я за тебя убрала все игрушки. Какую мою обязанность ты предпочтешь выполнить за меня?” Ребенок может полить цветы, подмести, вымыть посуду, вытереть пыль.

Если у ребенка есть своя комната и он уже большой, то позвольте ему быть ответственным за детскую. Убирайте во всех комнатах кроме спальни ребенка. Пусть он сам сделает выводы, где ему приятней находиться – в чистоте или грязи.

Если ребенок схалтурил и плохо убрал свою комнату, то спокойно укажите на то, что еще нужно сделать. Будьте тверды и непреклонны. Только после того, как все будет сделано, он сможет заняться своими делами. Не забудьте соразмерить свои требования с возможностями ребенка.

В любом деле могут быть ошибки. Не ругайте за них малыша, а лучше подскажите каким образом можно все исправить. Только тогда вы вселите в ребенка уверенность, и он с удовольствием станет вам помогать.

ИТОГ: Игрушка серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша в целом. Игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, даёт яркие образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование морально- нравственных представлений личности и её развития в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Об игрушке серьёзно!

Слайд 2

Игрушка –это условное изображение реальных предметов; вещь , которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме.

Слайд 3

Сюжетные или образные игрушки Технические игрушки. Строительные и конструктивные . Дидактические игрушки . Игрушки для подвижных и спортивных игр . Театрализованные игрушки . Звучащие и музыкальные игрушки. Игрушки- забавы. Виды игрушек:

Слайд 4

Обыгрывать игрушки вместе с ребёнком, подсказывая и показывая действия с ними.

Слайд 5

Игрушка полезна, если она: • безопасна • привлекательна • эстетична • соответствует возрастным возможностям ребёнка • полифункциональна • выполнена из экологически чистых материалов

Слайд 6

«Игрушки-чудовища»

Слайд 7

Игрушки следует выбирать, а не собирать !

Слайд 8

Как приучить ребёнка убирать игрушки

Слайд 9

Если ВЫ хотите научить своего ребенка убирать за собой игрушки, ВАМ необходимо придерживаться некоторых правил: 1 . Нужно твердо решить для себя, так ли это необходимо. Важно, чтобы взгляды папы и мамы в этом вопросе не были в корне противоположными . 2. Родители должны быть примером для ребенка, содержа в порядке собственные вещи . 3. Необходимо убирать игрушки вместе с ребенком, особенно в первое время, пока у него еще не сформировалась эта привычка . 4. Убирая игрушки, надо разговаривать с ребенком, объяснять ему, почему это так важно . 5. Не надо приказывать ребенку "собрать свои игрушки!". Лучше всего доброжелательно попросить его об этом . 6. Для облегчения деятельности ребенка можно использовать маркировку коробок и ящиков для игрушек. Например, на коробке, в которую следует собирать машинки, нарисовать изображение автомобильчика. Сделать это можно вместе с ребенком . 7. Необходимо учитывать возраст и возможности ребенка. Помните, что ребенок не может сделать то, что ему не по силам . 8. Лучше, чтобы уборка игрушек была превращена в интересную игру . 9. Можно сделать складывание игрушек обязательным ритуалом перед укладыванием ребенка спать, так же как, например, переодевание в пижаму или умывание . 10. Надо всегда хвалить ребенка, если он собрал свои игрушки. Только поощрение и похвала могут быть эффективными стимулами, заставляющими ребенка складывать свои игрушки.



Предварительный просмотр:

2 слайд

Сегодня я вам расскажу о роли игровой деятельности в развитии детей раннего возраста. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей, в которой определяются  интересы ребёнка, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.  Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные  изменения в его психике.

3 слайд.

Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…" На данном этапе развития активно формируется предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами, то есть ребёнок использует предметы по их назначению, а не просто манипулируют ими. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти, речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий, в процессе игры. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.

  1. слайд

Прежде всего, игра доставляет малышу много радости и удовольствия. Играя, дети  приобретают знания, новые навыки, познают окружающий мир. Развивается  познавательная  сфера, мелкая моторика, речь. Игры  развивают произвольность, активность и самостоятельность, творчество. Именно в игре складываются первые положительные отношения со сверстниками- это интерес к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. Игры  воспитывают гуманные чувства: учат добру и красоте, мудрости.

Ребёнок входит в мир взрослых, ему хочется делать всё как взрослые, активно подражает им. Взрослый для ребёнка- это источник знаний, образец человеческих предметных действий. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами. В играх выражают свои эмоции.

Схема

Какова же  роль взрослых в организации игровой деятельности детей? Первостепенная задача взрослых- это создать условия для того, чтобы игра началась и развернулась. В совместной игре с ребёнком, сначала взрослый становится ведущим. Его задача- помочь ребёнку выбрать игрушку и разыграть с ней небольшой сюжет, показать игровые действия с игрушкой. Одновременно  с этим нужно вовлекать малыша в свою игру, например, попросит помочь покормить куклу, прокатить машинку в гараж. А чтобы игра  была интересной для малыша, для этого играйте сами с увлечением: вместе с ребёнком одушевляйте кукол и животных- придумайте для них имена, обращайтесь к ним с вопросами, отвечайте за них, комментируйте свои действия и действия персонажей. Постепенно количество предметных действий, круг игровых ситуаций, например, если ребёнок только укладывал куклу спать, то можно показать другие действия с ней – купать, кормить, причёсывать, петь ей песенку; а если ребёнок действует только с куклой, то можно сказать, что и мишка хочет кушать.

Затем взрослый должен  снизить свою активность, после чего у ребёнка увеличится свобода действий, возрастает его активность, и он научится играть самостоятельно.

Постепенно вводите в игру предметы-заместители, используя вместо градусника карандаш, вместо хлеба кубик. Это будет способствовать развитию воображения ребёнка, поможет сделать игру более содержательной.

А самое главное, организуя игру, соблюдайте важное правило: не превращайте игру в занятие, избегайте поучающего тона и замечаний. Старайтесь обогащать игру ребёнка ненавязчиво, не прерывайте её, а подключайтесь к ней, поощряя игровую инициативу ребёнка.

 Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные), эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные).

5 слайд

1)Сюжетная игра. В такой игре ребёнок с удовольствием подражает игровым действиям взрослых. Сюжетная игра имеет большое значение для психического развития ребёнка, она является средством познания окружающего мира, способствует развитию образного мышления и воображения. Ребёнок чувствует себя свободным и всесильным, как взрослые.

Игра с куклой Катей.

Сюжет: кукла заболела, давайте пожалеем её, погладим, обнимем её. Ой, посмотрите, а она уже выздоровела. Она давно ничего не ела, нужно покормить её (кормлю куклу). Ты наелась? Нет? Дети, кто хочет покормить Катю? А теперь  наелась? Да. Ой, смотри, ты вся запачкалась. Давай я вытру тебе платком лицо и руки. Дети, а вы умеете вытирать своё лицо и руки? Покажите, как вы это делаете. ( Раздаю детям салфетки). Ой, какие у вас чистые носики, а давайте вместе с мамами поиграем в игру «Носик».

2)Эмоциональные и подвижные игры. К ним относятся игры-забавы, потешки. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, фольклорные и авторские произведения обладают огромным развивающим потенциалом: эмоциональное раскрепощение малышей, развитие речи, воображения, произвольности действий, умение действовать синхронно с партнёром, развивается чувство ритма, музыкальный слух. В этих играх нужно побуждать ребёнка повторять ваши движения и слова.

Игры «Ворона», «Ножки», «Мишка».

3) Игры-драматизации. В этих играх вы голосом, мимикой, движениями показываете персонажей сказки, ведь слушание с опорой на действие помогает ребёнку лучше понять речь взрослого, осознать смысл происходящего, пережить вместе с персонажами их чувства, выразить им сочувствие.

6 слайд

4) Игры-фантазии. Ребёнок изображает предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира, действия персонажей сказок, имитируют их голоса, например, читая сказку «Маша и медведь» можно попросить показать, как идёт медведь по лесу.

Игра «Снежинки»

5)Дидактические игры. Обучающие игры. Используют в целях умственного развития детей.

Игра «Тарелочки»

6) Сюжетно-ролевые игры. В таких играх дети в основных чертах воспроизводят социальные отношения и трудовую деятельность людей, беря при этом на себя их роли. Проводит Галина Ивановна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С удовольствием играем- малышей мы развиваем!

Слайд 2

Роль игры в развитии детей раннего возраста

Слайд 3

А. С. Макаренко: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…"

Слайд 4

Ребёнок входит в мир взрослых. Выражают свои эмоции. Развивают произвольность, активность и самостоятельность, творчество. Удовольствие Радость

Слайд 6

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 7

Какие должны быть игрушки для малышей? - должны отвечать требованиям безопасности -соответствовать возрасту -развивать способности -приносить радость и удовольствие При покупке игрушки руководствуйтесь простым правилом- ИГРУШКИ СЛЕДУЕТ ВЫБИРАТЬ, А НЕ СОБИРАТЬ!

Слайд 8

Спасибо за внимание!