Вам родители

Веретельникова Оксана Александровна

 

Кризис трех лет - что это такое?

Переход от раннего детства к дошкольному получил название кризиса трех лет - это переломный момент в жизни малыша. Его называют трудным возрастом: относительно послушный, во всем полагающийся на взрослого и подражающий ему ребенок превращает в упрямого строптивца с непредсказуемым поведением. Первые его признаки - появление негативизма и повышенная тяга к самостоятельности. Ребенок сравнивает себя со взрослым и хочет во всем быть похожим на него. Ребенок хочет, чтобы о его мнении спрашивали, он ждет признания своей самостоятельности. он не может ждать пока вырастет - он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым «Я сам!», «Я сама!». Кризис трех лет - определение условное. Он возникает в период от 2 лет 10 месяцев до 3,5 лет. Если дети по достижении 4 лет все еще упрямятся, капризничают, то это говорит о том, что ребенок начинает манипулировать родителями, добиваясь своих желаемых результатов.

Как вести себя родителям в период кризиса трех лет?

1.           Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.

2.           Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.

3.           В доме создайте условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.

4.           Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».

5.           Проявляйте внимание к малышу: спрашивайте совета, звоните ему лично по телефону, дарите ему «взрослые подарки» (ручку, бусы, колечко, ремень и т.д).

6.           Выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. ребенок чувствует непостоянство окружающих взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.

7.           Не произносите часто  глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи и т.д.). В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.

Не бойтесь:

-  проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать;

-  часто произносить фразы типа: «Ты уже большой», «Молодец!», «Ты делаешь все сам» и т.п.;

-  использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.

Помните: Истеричность и капризность требует зрителей - не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!». Ребенок только этого и ждет. В любой ситуации следует проявлять терпение, не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем - необходимо быть «рядом» с ним!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛЕВША- ЭТО НЕ ПРАВША

Людей, предпочитающих все делать левой рукой, называют левшами. Откуда же берутся левши и правши в нашем мире? У англичан слово «left-handed» означает не только «левша», но и «неуклюжий». Однако народная молва часто приписывает людям с ведущей левой рукой  выдающееся мастерство и необыкновенную смекалку. Нет ли здесь противоречия: «неуклюжий» и «мастерство».

Вспомните, ведь почти все в нашей жизни рассчитано на праворуких людей, поэтому левше не всегда удобно пользоваться обыкновенными бытовыми приспособлениями, что, конечно, легко приписать его «неуклюжести».

Сейчас наметился некоторый прогресс, в продаже есть специальные ножницы для леворуких детей. Кроме того, в школах теперь не настаивают на ведении записей только  правой рукой. И все же левшам надо постоянно приспосабливаться к окружающей действительности, вынужденно использовать активно обе руки, вследствие чего их правая рука развита лучше, чем левая у праворуких.

Работа наших рук тесно связана с работой полушарий нашего же мозга. Нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария. Правое же полушарие отвечает за наше зрительное восприятие и пространственное мышление.

И хотя у левшей доминирующим является правое полушарие мозга, люди с ведущей левой рукой вынужденно чаще «используют» оба полушария, а, значит, и активнее



Предварительный просмотр:

Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со стороны мамы или папы может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения малыша. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастет их чадо. И  несмотря на то, что в реальной жизни главенствующая роль в воспитании ребенка принадлежит все-таки маме, мужчина при любых обстоятельствах должен участвовать в этом процессе и всегда оставаться папой.

"Не  надобно другого образца, когда в глазах пример отца".

А.С. Грибоедов 

Для нормального развития и стабильного эмоционального состояния детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действующая на них лаской, добротой, играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера.

А формирование целеустремленности, настойчивости, смелости – предмет заботы отца. Заинтересованность, требовательность, демократизм в семейных отношениях со стороны папы оказывает огромное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формирование его положительной самооценки.

Как показывают социологические и психолого-педагогические исследования последних лет, роль отца в семейном воспитании претерпела значительные изменения, причем в лучшую сторону, по сравнению с ролью матери. Несколько десятилетий назад обязанности отца заключались преимущественно в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности, тогда как сегодня оба супруга обеспечивают семью материально.

Психологи отмечают, что современные папы глубже переживают интимность семейной жизни, чем отцы прошлых десятилетий, большинство из них достаточно устойчивы в эмоциональном отношении, умеют сгладить "острые углы" внутрисемейных отношений, уйти от ссоры.

Современные отцы более изобретательны, поэтому от них исходит инициатива усовершенствования быта, организации семейного досуга. Они проводят с детьми гораздо больше времени, чем это было ранее, что благоприятно влияет на детское развитие. Но все эти замечательные качества могут и не проявиться, если их не ценят, не одобряют, не стимулируют главу семьи другие ее члены. И тогда мужчина как отец не реализует себя в полной мере.

Традиционно отцу в семье отводится в первую очередь  дисциплинирующая роль. Не секрет, что основой нравственного воспитания многие считают страх отцовского наказания. Научные исследования свидетельствуют о наличии обратной связи между строгостью отца и нравственностью сына: запреты отца действуют только на фоне отцовской любви, а сыновья суровых отцов бывают лишены способности к сочувствию и состраданию.

Одним из важнейших условий становления личности является осознание себя представителем определенного пола. В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. В повседневном общении с дочерью и сыном он по-разному реагирует на поведенческие проявления: у мальчика поощряет активность, решительность, выносливость; у девочки – приветствует мягкость, нежность, хвалит за участие в приготовлении обеда.

Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Его любовь дает ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, учит сына и дочь тому, как может проявлять мужчина любовь к детям, жене и окружающим.

Мальчику необходим постоянный контакт с мужчиной. Наблюдая за взрослыми, мальчики безошибочно выбирают жесты, движения и манеры, присущие сильному полу. И в первую очередь копируют поведение своего папы. Если отец хочет, чтобы его ребенок вырос настоящим мужчиной, он должен проводить с ним больше времени, проявлять понимание, выражать доверие и уважение.

Такие качества, как мужское достоинство, умение брать на себя ответственность, рыцарское отношение к женщине и многие другие черты, присущие настоящему мужчине, мальчику прививаются в процессе общения с папой.

Для полноценного воспитания девочек, формирования гармоничного женского характера им, как и мальчикам, крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. В отличие от мальчика дочь обычно не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Очень важно показывать дочери, что папа ценит ее мнение, интересуется ее делами, советуется с ней. Не нужно забывать и о таком "важнейшем" для девочки обстоятельстве, как ее внешность – следует похвалить красивое платье или прическу дочери, манеру держаться и голос. Отцовское принятие воспитывает уверенность в себе, женское достоинство.

Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах и разумных способах их разрешения.

Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребенка крайне ценны теплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем просто рождение и материальное обеспечение детей, это ответственность и справедливость, любовь к своим детям и преданность своей семье.



Предварительный просмотр:

Вредные привычки у детей

     Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Однако проблема много шире. Вредная привычка - отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, привычка нередко превращается в черту характера. Русская пословица гласит: посеешь привычку - пожнешь характер. В таком аспекте к вредным привычкам правомерно отнести и обыкновение теребить волосы, мочку уха, сидеть и ходить сутулясь, елозить на стуле и шаркать ногами при ходьбе, поминутно отплевываться и употреблять слова-паразиты "вот", "значит", громко говорить и чрезмерно жестикулировать, хватать другого за рукав, ворот куртки или за пуговицу при разговоре, не смотреть в глаза собеседнику и т.п.

      Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Частные рекомендации.

При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на не эстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

           - Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

- Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача - сделать ребенка более уверенным в своих силах.

- Что очень важно - родители не должны требовать от ребенка "немедленно прекратить". Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребенка, появление тиков.

- Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу

- Бывает и так, что ребенок грызет ногти вовсе не потому, что чем-то встревожен или сильно боится. Некоторые дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Кажется, шестилетний ребенок даже не замечает, что делает это. Как помочь ему? Забыть об этом. Большинство детей этого возраста проходят через стадию грызения ногтей. Привлекая внимание ребенка к этому, вы сами создаете проблему из поведения, которое может быть преходящим. Вы же заметили: ребенок не осознает, что грызет ногти. Если вы доведете это до его сознания, его наклонность может перейти в устойчивую привычку.

Оставленные в покое, дети, как правило, перерастают такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве перестают грызть ногти к 12-ти, самое позднее - к 14 годам.

          

 Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое “неправильное” поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна—малыш  просто “подсмотрел” такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.

Одно из средств перевоспитания вредной привычки — замещение ее полезной. Малыш не знает, чем заняться. Надо приучать его находить себе дело, развивать интересы, дать ему возможность почувствовать радость достижений в овладении тем или иным умением.

Итак, осуждение вредных привычек, устранение причин, порождающих и укрепляющих их, и замещение положительными — вот основные пути, ведущие к искоренению нежелательного в поведении ребенка.

По отношению к маленьким детям, до двух лет, вообще нецелесообразно прибегать к наказаниям. Ведь само-то непослушание малыша вызывается не столько нежеланием, сколько незнанием, как надо поступить в том или ином случае, неумением оценить, «что такое хорошо или что такое плохо», слабым развитием произвольного поведения, его импульсивностью, непосредственностью.

Часто взрослые пожинают плоды своих упущений в воспитании ребенка, когда он становится школьником: в ранце «жеваные» тетради, возвращается из школы с перемазанными чернилами руками и одеждой, в классе вертится за партой, плохо выполняет обязанности дежурного. Поэтому очень важно своевременно воспитывать у детей полезные и доступные навыки и привычки.

Избавиться от вредной привычки самому, ребенку еще недостает воли, тем более что для него она никакая не вредная, а, наоборот, приятная.

Чтобы помочь ему, ни в коем случае нельзя:

- наказывать;

- кричать на него;

- бить по рукам;

- мазать пальцы горчицей, соком алоэ или чем бы то ни было еще.

Даже если вы добьетесь победы над какой-нибудь вредной детской привычкой, довольно скоро ребенок приобретает новую, зачастую хуже прежней.

Попробуйте действовать так:

- покажите ребенку свою любовь и заботу;

- старайтесь быть с ним больше времени, играйте в подвижные игры, читайте вместе;

- не оставляйте ребенка одного в кроватке, пока он не заснет;

- ненавязчиво рассказывайте о правилах поведения;

- сделайте все, чтобы у ребенка было как можно меньше поводов для страхов;

- как можно чаще одобряйте и поощряйте малыша.

Что нужно делать, когда ребенок сосет палец?

1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.

2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.

3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Чего делать нельзя?

1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.

2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей (онихофагия)

Обкусываться могут не только выступающие части ногтей, но частично и прилегающие участки кожи, что часто приводит к воспалительным явлениям. Обкусывание ногтей может сопровождаться их проглатыванием. Чаще всего такая привычка свойственна агрессивным детям, которые эту агрессию сдерживают внутри себя.

Что нужно делать?

1. Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь, например, специальную "подушку для битья", используя которую ребенок сможет при необходимости выражать свои негативные чувства.

2. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.

3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду ее протекания.

Чего делать нельзя?

1. Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.

2. Говорить ребенку про грызение ногтей, тем самым фиксировать словами в сознании ребенка эту привычку.

3. Всячески запрещать ребенку грызть ногти, наказывать ребенка за эту патологическую привычку.

 



Предварительный просмотр:

«Адаптация детей  к условиям детского сада».

Адаптация – сложный процесс приспособления  организма к новым условиям.

Ваш ребёнок поступает в детский сад и тем самым ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям, условиям жизнедеятельности в детском саду. Этот сложный процесс приспособления организма  происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом. Физиологический уровень адаптации – здесь  нужно привыкнуть к новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимость сидеть, слушать, выполнять просьбы), привыкнуть к новой пищи, новым помещениям, освещённости, запахам, невозможности уединения.  Психологический уровень адаптации – здесь необходимо привыкнуть к отсутствию значимого взрослого: мамы, папы, бабушки; к большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать; к  необходимости отстаивать своё личное пространство. В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:

  1. 1 – 16 дней - легкая адаптация
  2. 6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
  3. от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ БЫСТРЕЙ ПРИВЫКНУТЬ К ДЕТСКОМУ САДУ? - Во-первых, перестаньте волноваться. Всё будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребёнка, не обсуждайте при нём возможных осложнений.

- Формируйте у ребёнка положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему.

- В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребёнка детским садом

  1. когда вы уходите - расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица у ребёнка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков.
  2. Если ребёнок с трудом расстаётся с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
  3. поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая- то из них будет самим ребёнком.


-Поощряйте интерес ребёнка к другим детям: называйте их по именам, говорите о них как о друзьях.

  1. Когда придёт время оставить ребёнка в группе на дневной сон, предупредите его заранее.
  2. Дайте ребёнку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить её переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться.
  3. Во время адаптационного периода  родителям следует  создать условия для спокойного отдыха ребёнка дома.

- Оставляя ребёнка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устаёт, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием отнеситесь к его капризам.

Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.