Классному руководителю

Манана Ильинична Татаева

Анкеты, характеристики, презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кодекс  аланской чести

  1. Помни всегда и везде, ты - потомок древнего и благородного народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок.
  2. Знай и чти историю своего народа и края - это знание укрепит твой дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни.
  3. Не считай Себя осетином (аланом) пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа.
  4. Постоянно работай над своим физическим совершенствованием. Закаляй и укрепляй здоровье, чтобы быть достойным своих великих предков.
  5. Знай и помни родословную свою от основателя рода. С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь.
  6. Как высшую заповедь предков усвой истину - величие алана (осетина) никогда не измерялась богатством. А лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества.
  7. Всегда помни о том, что все хорошее и плохое, что ты делаешь в жизни обернется к тебе сторицей.
  8. В разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься. Среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя.
  9. Опасайся мысли: «Чем ты лучше меня?», которая много раз разрушала Аланию. Если ты истинный патриот, докажи это делом.
  10. Избегай ссор и скандалов. В ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать.
  11. Будь умеренным в еде и питье - это одно из требований аланской этики. Торжества и поминки не повод для обжорства.
  12. Выбирай невесту (жениха) не только по красоте лица и тела, а по наличию ума и чести, по традициям фамилии и семьи.
  13. Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ - это дар божий.
  14. Будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын аланского народа.
  15. Больше смерти старайся не приступить этот канон чести. Да упаси Господь тебя от бедности и позора.



Предварительный просмотр:

                                     Таймураз Мамсуров

                              Построй свою башню

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже очень недалёк. 
(Неизвестный жрец, Древний Египет)

Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаи не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом.
(Надпись на гробнице фараона в Египте, 3500 лет до н.э.)

Эта молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
(Надпись на кувшине в Древней Вавилонии, 3000 лет до н.э.)

От автора

С годами всё чаще задумываешься над вопросом о том, где место морально-этическим нормам поведения традиционного осетина в новом времени?

Как определить их роль и значение в изменившемся мире?

И вообще, каким будет сам XXI век? Мы уже живём в нём, но ещё не осмотрелись. Ещё не до конца осознаём его новизну, особенности и даже возможные опасности.

Как мы собираемся жить дальше, если окружающий нас мир будет меняться не раз в несколько десятилетий, а ежегодно?

На эти вопросы пока нет ответов. Но ясно одно — подобную скорость изменений мира ни одна современная страна и ни одна сегодняшняя культура не может выдержать без потерь. Начнёт преображаться очень многое — в культуре, политике, экономике; может измениться само представление о добре и зле, отношение к окружающей среде, к человеческим ценностям. Но как именно всё это будет происходить — трудно предсказать. Первое, что необходимо человеку — это научиться гораздо активнее реагировать на вызовы быстропеременного мира. Ведь именно потому, что прежде новации охватывали несколько поколений, каждое из них меньше ощущало влияние реформ на себе, на своей судьбе, быте, духовной жизни.

Грядут великие перемены — перемены совершенно объективные. На их фоне перестройки «а-ля Горбачёв» и «а-ля Ельцин» — это только необдуманные непростительные издевательства над собственным народом и государством.

Новая фаза развития совершенно неотвратима. Но возможен такой сценарий, когда из ныне существующих народов в будущем какого-то не окажется вообще.

Что необходимо сделать, чтобы нация не растворилась в глобальном «человеческом муравейнике» и не затерялась на второстепенных дорогах истории? Прежде всего надо подготовить свой внутренний мир к восприятию невероятных внешних перемен. Самый короткий и верный путь к этому — вернуться к своим корням, обрести силу духа в наследии наших предков, в их нравственной чистоте.

Осетины — страстные интернационалисты и горячие противники самоизоляции — должны в то же время осознать, что при всех вариантах развития общества труд и талант нации смогут найти полнокровное применение только здесь, у себя дома, в непосредственном духовно-культурном окружении.

Веками осетины, каждое поколение которых сталкивалось с угрозой быстрого или медленного исчезновения, обеспечивали своё выживание только благодаря самодисциплине, порядку и послушанию, умению воспитывать и культивировать в себе и своих младших безупречные нравственные и социальные стандарты поведения.

Этим мы похожи на другие заметные и узнаваемые народы планеты и должны таковыми оставаться и сегодня, и через десятилетия, и через века.

Найдутся наверное люди, которые скажут: выкинь из головы все эти традиционные ценности, они отжили свой век. Разве ты не видишь — наглые и хитрые, хапуги и лжецы процветают, занимают высокие посты и богатеют?

Думай и выбирай сам. Я же продолжу.

Старшие любят хвалить времена своей юности и ругать нынешние. Так было три тысячи лет назад, так продолжается сегодня и будет, вероятно, завтра. Я сам чувствую, что стою на пороге такого  же мнения, ибо мне тоже кажется, что моё поколение было лучше, достойнее; мне дороги годы, когда я был юн и доверчив, беззаботен и почти всегда счастлив и удачлив. Однако у каждого поколения своя судьба, своя дорога…

Позволю себе обратиться к юношам и молодым мужчинам. К каждому из вас. К тебе, молодой человек.

То, что ты узнаешь из этой книги, на много веков старше тебя, поэтому присмотрись внимательно и подумай, близки и понятны тебе эти мысли или нет?

Ты бы вызвал восторг и восхищение, если бы тебе удалось воплотить в себе лучшие черты характера мужчины, которые века и тысячелетия бережно хранила национальная культура, исторические предания, осетинский уклад жизни.

Бойся охладеть к ним в условиях современного миропорядка, на пороге неизвестности и непредсказуемости XXI века.

Обладать абсолютно всеми лучшими качествами осетина в равной степени как великолепно, так и невозможно. идеальным никто никогда не был и не будет. Наилучшие образцы поведения всегда совершенны, и имеют поэтому к ним трудно приблизиться.

Но понимать всё это — значит видеть знаки дорожного движения, которые будут помогать тебе не попасть в беду, не испытать позора и бесчестия, дадут возможность свободно двигаться по сложным дорогам жизни.

Согласись, какая историческая нелепость — начинать всё сначала каждые двадцать-тридцать лет, когда есть опыт тысячелетий. Поэтому будь трпелив и усерден, воспитывай в себе, пока молод, каждое из достойных качеств. Построй из них свою боевую башню — символ крепкого духа и нравственной красоты.

В добрый путь!

О мудрости

Задумывался ли ты о том, каким должен быть человек XXI века?

Чем он будет отличаться от живших ранее людей?

Готов ли ты сам вступить в борьбу во имя сохранения самобытности культуры и духа своей нации?

Если да, то запомни:

Если не посадишь дерево в молодости, то в старости не найдёшь тени, чтобы укрыться от солнца. Куй в себе самые лучшие качества сейчас, молодым, другой возможности не будет. Это тот случай, когда фраза «никогда не поздно» — не верна.

Будь готов ко всему, ибо судьба отважится на всё.

Постоянно подталкивай свой разум к науке и познанию, не отказывайся от этого до конца жизни.

Суть истинной учёбы состоит не в том, чтобы получить престижный диплом, а в том, чтобы учиться постоянно, ежедневно узнавая что-то новое, независимо от того, каких высот ты достиг в образовании.

Только знающий может быть символом осетина. Только знающий может бороться за любовь и уважение в глазах людей.

Научись получать удовольствие от чтения книг. Опускайся на тексты, словно орёл на свою добычу, наслаждайся новыми знаниями.

Прошли времена, когда неграмотность была объяснима и имела свои причины. Сегодня нет и не может быть оправдания неотёсанности и малограмотности.

Культивируй в себе инстинкт порядка и уважения иерархии, дисциплину духа и чистоту тела — основы безупречности.

Будь естественным. Не заковывай себя в искусственные тяжёлые поведенческие доспехи, ибо тогда сам будешь смешным и неподвижным. Не стесняйся вести себя как ребёнок.

Невинное веселье — естественно, только не теряй при этом из виду свою личность и предназначение.

У тебя должен быть непринуждённый вид, а не надутая кислая физиономия и, конечно же, не бессмысленная улыбка идиота, а именно живое весёлое выражение лица.

Знай, что чрезмерная забота о красоте одежды — большая глупость, но вместе с тем ещё большая глупость — не заботиться об одежде вообще.

Будь всегда аккуратен, опрятен, подтянут, даже тогда, когда ты наедине с собой.

Имей в виду: молодые люди обычно уверены, что они достаточно умны, как пьяные бывают уверены, что они достаточно трезвы.

Старайся поменьше говорить о себе. Наши природные гордость и тщеславие таковы, что они постоянно вырываются наружу. Какими бы достоинствами ты ни обладал, люди о них сами узнают. На слово же тебе никто не поверит.

Умей сдержать гнев, даже если всё вокруг подталкивает тебя к его проявлению. Освободись от бремени скрытой злобы и ненависти — будь снисходительным.

Прощай извечные слабости, пропускай многое мимо ушей. Если бы мы знали всё то, что говорится о нас, никто бы уже никому руки не подал. Но иногда будь внимателен и к мелочам, ибо они способны нарушить привычный ход событий.

Если ты верующий в истинном смысле  этого слова, старайся избегать всяческих споров и разглагольствований о религии. Если кто-то из твоих друзей или знакомых является приверженцем религии, всячески демонстрируй своё уважение к его вере. Делай это тактично, ненавязчиво. Ну а сам тысячу раз подумай, прежде чем, по веянию моды, посещать церкви и мечети.

Способность быть тонким, чувствительным, умение распознать красоту и гармонию — это цветы, которыми должен быть украшен твой целеустремлённо действующий дух. Но при это не допускай мысли, что ты уже умнее, лучше всех.

Будь заметным, вызывай у других желание считаться с собой, ибо даже камень на дороге влияет на движение повозки. Но знай: чем заметнее личность, тем больше псов её облаивает. Будь готов к этому.

Не борись с врагами дольше, чем необходимо.

Давай человеку возможность спасти лицо.

Тебе надо быть мягким, когда мягкость уместна, добрым, когда доброта желательна, и терпеливым, когда терпение необходимо.

Ответив добром на добро, не считай, что ты в расчёте. До конца дней своих помни тех, кто помог тебе когда-либо.

Спасайся от потребительского ожирения, но не для того, чтобы стоять в лохмотьях на дорогах жизни.

Каждый твой серьёзный успех или провал имеют долговременные последствия. Всегда думай о том, как скажутся они на репутации твоей и твоих потомков даже в пятом поколении.

Будь индивидуальностью, но люби и общество. Избегай перегибов, ибо крайний коллективизм — путь к толпе, подобию стада. Это общий гроб для талантов и способностей. Поэтому устраивай свою  жизнь мудро, через гармонию твоего «Я» и общества.

Иди к совершенству постепенно, целеустремлённо, обливаясь пòтом праведного труда. Будь вдохновенным там, где царит уныние, спокойным и невозмутимым там, где другие суетятся в нервной возбуждённости; иди туда, где у других сердце замирает от страха.

Страх используй как мотор, а не как тормоз. Звери бегут только при виде опасностей, а убежав от них, больше не испытывают страха. Нас же мучают и прошлое, и настоящее, а будущее пугает.

Вера в себя даст тебе власть над стихиями внутреннего мира. Вера в себя — самая надёжная опора в дни потрясений, когда ты один на один с тяжелейшими обстоятельствами, которые, кажется, тебя вот-вот раздавят. Эта опора позволит тебе найти силы и пройти через трудности без больших потерь. Ибо пройти путь любой ценой — удел слабого человека. Приходить к поставленной цели калекой — это не победа.

О традициях

Не может молодой человек считать себя осетином, если он не мыслит по-осетински, не чувствует глубину родных корней, не опирается на вековую мудрость поведения своих предков…

Для осетина оказать почёт гостям — не добровольное дело, а обязанность. Выполняй всякий раз эту обязанность с охотой, не скупись, встречай гостя радушно, с улыбкой.

Умей оценить положение того, у кого ты в гостях. Не доставляй ему лишних беспокойств, не задерживайся в его доме дольше положенного. Как бы голоден ты ни был, обязательно оставляй на столе нетронутым от всего, чем тебя угощают, искренне похвалив хозяйку за гостеприимство.

Воспитай в себе способность жить осёдло, насколько это возможно, ибо кто — везде, тот — нигде.

Внимательно слушай и запоминай семейные и фамильные предания. Интересуйся своей родословной, знай имена знаменитых представителей своего рода.

Не должен осетин отпускать бороду при живом отце, а также, если её не носит старший брат.

Не должен осетин ходить небритым в дни траура, если только этим хочет показать свою скорбь.

Соблюдать траур так, как это делали наши предки — огромное самоограничение и самоистязание. Сможешь ли ты в современной жизни все дни траура уклоняться от общения с людьми, кроме самых близких, не мыться, не менять одежду, не спать в чистой постели, уходить от смеющихся, не поднимать глаза к небу, не есть вместе с другими, не гневаться и не улыбаться? Не сможешь? Тогда сбрей бороду, ибо в таком случае это лицемерная и ложная демонстрация скорби, достойная укора. Помни, твоя утрата — это только твоя утрата.

Приходя на похороны и провожая в последний путь близких и знакомых тебе людей, веди себя достойно и сдержанно. Говори тихо и не жестикулирую. Осуждай в душе крики, громкие демонстративные причитания. Используй любое слово, чтобы облегчить тяжесть горя. Только невежественный позволяет себе напускные стенания. Кто всем показывает, как он горюет и страдает, тот охвачен слабым страданием и болью.

Участвуя в похоронах, ты доказываешь, что знаешь и принимаешь жизнь такой, какая она есть, — со всеми неизбежными печалями и утратами.

Обычаи соблюдай только те, которые воспитывают ответственность, побуждают отдать долг или принять на себя долг. Всё остальное же — лукавая попытка под видом обычая насытить своё чрево или усладить своё тщеславие. Умей распознать истинный обычай, отличай его от лицемерного, ложного.

Стремись услужить старшему по возрасту, будь то пожилой мужчина или пожилая женщина. Делай это с нескрываемой радостью и заботливо.

О достоинстве

Всевышний создал народы разными, чтобы они узнавали друг друга и восторгались друг другом.

Но нет иной возможности узнать суть настоящего человека, кроме как через его достойное поведение, благородный образ мыслей и бодрый дух.

Если ты стал свидетелем того, как кто-то унизил, опозорил себя — тут же забудь, сотри всё из памяти и никогда, никому не говори о том, что ты видел и слышал.

Показателем степени твоего мужества является не привычка поддаваться вспышкам гнева, а способность сдерживать себя от гнева.

Умей хранить тайну, которую тебе доверили в порыве откровения или в состоянии волнений и переживаний. Не обязательно говорить всё, что тебе известно. Умение хранить тайну свидетельствует о достоинстве и силе личности.

Будь терпелив по отношению к необдуманным высказываниям в свой адрес, плохому отношению к себе, к глупым подозрениям и грубости — ко всему, что исходит от ничтожности человеческих пороков. Укрепляй свою волю и решимость действовать, а не трать силы на склоки и ответы болтунам. Будет время ответить каждому, а пока не доставляй им удовольствия, вступая в перебранку и оправдания.

Стремящийся к гуманизму не должен быть немощным. Ты обязан реализовать и защитить своё благородство перед лицом невежества, экстремизма и несправедливости. Но помни: злые силы, как правило, сплочены и организованны. Они всегда вместе, потому что слабы, тщедушны и трусливы. Иди мимо них гордо и независимо. Они знают деликатность и тактичность благородного человека и играют на этих чертах его характера, чтобы ослабить его.

Будь сильным. Когда становится невыносимо трудно и, кажется, все обернулось против тебя, — ни за что не отступай, держись изо всех физических и душевных сил, ибо именно в такие моменты наступает перелом к лучшему.

Достигнув цели, достойно переживай внутренний восторг и успокой свои чувства и эмоции.

Есть время одерживать победы, но настаёт и время уходить от поражений. Необходимо игнорировать вызовы не от слабости, а от силы.

Умей устоять перед неудачей. Каждый человек должен быть готов сдать экзамен на свою первую неудачу. Это мучительно, иногда даже страшно, если рушатся надежды, обесцениваются усилия и достижения. Но надо суметь не погрязнуть в неудаче. Преодоление её — лучшая школа успеха, незаменимая тренировка духа и воли.

Возможно, тебе придётся сталкиваться с подлецами, тебя будут предавать лучшие, как тебе казалось, друзья, ты станешь жертвой грубой клеветы. Найдутся люди, которых будет раздражать сам факт твоего существования. Твой успех восстановит против тебя многих. Все это принимай спокойно, ибо именно такие обстоятельства испытывают твоё благородство и достоинство.

Настоящий человек всегда полон достоинства. Даже когда он смеётся, играет, шутит, рядом с ним каждый чувствует себя свободно и непринуждённо, но никто не смеет быть развязным.

Умей подчиняться. Жалок не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли.

Есть люди, получающие величайшее наслаждение, принося другим огорчения. Умей их распознать, иначе, если ты сам не нажил себе врагов, они помогут тебе их нажить.

Сражайся с врагами без страха и ненависти. Но пусть тобой движет не злопамятство, а желание соблюсти моральную гигиену.

Учись в молодости лучшим образцам достойного поведения. Упустишь время — уподобишься тем, кто претендует на роль старшего в доме, в фамилии, пытается всех поучать на том лишь основании, что он погрузнел, постарел и облысел. Такой становится настоящим посмешещем и позорит звание старшего.

Как сильный человек, ты должен питать отвращение к жестокости, грубости и хамству.

Будь неотступным в достижении цели, но и гибким — в столкновении с противодействием.

На первую обиду не реагируй, на второй — останови свой спокойный и твёрдый взгляд, после третьей — возмездие должно быть неотвратимо.

Никогда не требуй сам и не позволяй другому требовать особых прав среди людей, ибо те, кто имеет право, не могут его требовать, а те, кто требует, не должны его иметь. Заслужишь — люди тебя заметят.

Сколь бы пустяковым ни было любое начатое тобой дело, но коль скоро ты взялся за него, доведи до совершенства.

Никогда и ни с кем не рассуждай о своих доходах и расходах. Нет более жалкого зрелища, чем мужчина, жалующийся на свои материальные трудности.

Даже самый голодный орёл не станет клевать зерно вместе с курами.

Всегда есть выход — ищи его. Достойное терпение и постоянный поиск обязательно поправят положение. Терпение и труд всегда вознаграждаются.

О  пороках

            Поверь, мой собеседник, в жизни твоей будет немало соблазнов и искушений, но гарантией избежать пороков является умение видеть и правильно оценить их…

Многие неудачники так и уходят из жизни, не найдя мужества признаться, что во всём были виноваты сами. Часто, того не осознавая, они потакают своей слабости и мелочности, прислушиваются к своему вечно недовольному внутреннему голосу, дают волю своей безмерной зависти, мнительности, обиде и подозрительности. Они идут в пропасть, расточая драгоценное время в семейных драмах, в борьбе с начальством, ссорах с друзьями и сослуживцами.

Есть люди, которые не могут жить без вражды. Для них врагами могут быть все — родители, дети, друзья, товарищи, соседи, подчинённые, руководители, словом, все.

Если ты хозяин своей судьбы, достойный представитель нации и фамилии, если хочешь обрести гармонию, целеустремлённо преодолевать хаос и неудачи шаг за шагом, то займись собой, а не другими. Сделай это, и ты обретёшь мироощущение победителя.

Помни, что в зависти дремлет инстинкт убийства и разрушения.

Люди от природы не равны ни полом, ни возрастом, ни здоровьем, ни силой. Поэтому, чтобы переносить естественное неравенство, воспитывай в себе свободу от зависти.

Держись подальше от тех, кто только и судачит о делах других людей, осуждая их поступки; кто считает деньги в чужих карманах. Беги от этих унылых и нахмуренных цензоров. Они враги собственной жизни, они не живут, а только наблюдают за жизнью других.

Неосмотрительные и упрямые, которые тупо стоят на своём, не принимая никаких доводов, как правило, опасны и коварны. Отвернись от них.

Избегай сквернословия и никогда не уподобляйся развязной старухе, которая по поводу и без повода расточает проклятия. Горькая участь постигает того, кто распускает свой язык, оскорбляет людей и враждует со всеми. Помни, что когда-нибудь с тебя спросится за каждое твоё слово, поэтому следи за своим поведением, особенно в состоянии волнения.

Никогда не позволяй себе таких отвратительных пороков, как злорадство и издевательство над другими.

Правда, только правда, но не обязательно вся правда — это лучший принцип твоего общения даже с самыми близкими людьми. Вероломство и ложь — прибежище трусов и предателей. Но именно они говорят, что не могут умолчать и скрывать правду.

Успокоенный успехом, ты можешь поддаться лести, чрезмерному самомнению,опасной самоуспокоенности и самолюбованию. В таком состоянии теряется всё, завоёванное с большим трудом. Победитель сам не замечает, как превращается в побеждённого.

О нравственности

Есть в жизни вечные ценности, острота и блеск которых с веками только усиливаются.

Если ты стремишься избегать досадных ошибок, то возьми с собой в дорогу верные нравственные ориентиры…

Будь терпелив. Терпение есть щит и меч одновременно. Щит от серой обыденности и внешнего зла. Меч — в наведении порядка в своих эмоциях, чувствах, ощущениях.

Если не хочешь лишних хлопот и неприятностей, ты не должен стремиться без необходимости выглядеть сильным и опасным. Ибо так ведут себя глупцы и хамы, а среди них нет счастливых и достойных.

Твои уста не должны произносить «да», если сердце говорит «нет». Лесть очень похожа на дружбу. Но только похожа.

Пусть люди часто видят на твоём лице улыбку, но очень редко слышат как ты смеёшься. То же касается и горя: прослезиться можно — рыдать нельзя.

Не слушай и не пересказывай сплетни. Пресекай их, даже если они распускаются о твоих врагах.

Если тебе не знакомо чувство жгучего стыда, ты никогда не станешь настоящим человеком, как бы ты ни пытался надеть на себя благородную маску и что бы ты ни думал о себе.

Если в разгар веселья ты почувствуешь, что другие распустили языки, говорят неподобающие слова друг о друге или об отсутствующих, если назревает скандал, тут же найди предлог, чтобы уйти оттуда. И даже не пытайся кого-то образумить или успокоить. Запомни поведение каждого, чтобы в будущем знать, чего от них ждать.

Бойся обмануть и сам не терпи и не прощай обмана.

Уступить пороку — будешь обязательно разоблачён при жизни или после смерти. В любом случае позора не избежать.

Источником твоего мужества должна быть живая и недремлющая совесть, берегущая тебя от предательства, других безобразных поступков.

О дружбе

Мне, я думаю, и тебе, тяжело представить себе мужчину без друзей.

Однако способностью дружить обладаю далеко не все…

Необузданная дружба приводит молодых людей к неосмотрительным высказываниям в горячей болтовне. Такая дружба может очень быстро и внезапно закончиться. И тогда сказанные тобой необдуманные слова могут использоваться против тебя, а жалеть о них будет уже поздно.

Всегда проявляй тактичность в беседе, избегай секретничать со своим собеседником в присутствии кого-нибудь третьего. только в случае крайней необходимости, после того, как ты извинишься, это допустимо. такое поведение будет подчёркивать твою деликатность.

Знай, что подлинная дружба созревает медленно.

Есть люди, дружить с которыми так же опасно, как и враждовать.

Стремись общаться с людьми истинно достойными, о которых сложилось хорошее мнение в обществе.

Умей хранить верность, никогда не подводить — в тебе должны быть уверены.

Друзья должны знать, что ты связан с ними по воле сердца, а не из каких-то корыстных интересов, что ваши отношения свободны от всяческих примесей, чисты и прозрачны.

Следи за своей речью, не говори вслух о своих друзьях ничего, кроме хорошего. Всегда становись на их сторону.

Избегай споров с друзьями и воздерживайся от обидных шуток.

Нетрудно убедиться, что вечно брюзжат, всех поносят и никого не любят именно те люди, которых никто не любит. Уходи от них.

Не позволяй никому покушаться на твоё личное или рабочее время. Получается, что кто-то хочет по своему усмотрению израсходовать твою жизнь, ибо что наша жизнь, если не время?

Настоящий человек — образцовый сосед. Ты должен защищать честь своего соседа, если при тебе его пытаются унизить. Не делай ничего, что ущемляет его права даже в мелочах. Никогда не рассуждай сам и запрети всем членам семьи рассуждать о недостатках соседей.

Поднимаясь на вершины эмоционального духа, не упускай малейшей возможности открывать для себя культуру других народов, чти их гениев. Только тогда ты откроешь подлинное единство человечества, оценишь силу общечеловеческого братства. Если ты не научишься уважать другие народы, кто будет уважать тебя и твой народ?!

О семье

Древние говорили, что мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына.

Мы с тобой должны согласиться с верностью сказанного и постараться с честью выполнить свой долг…

        
Лучше дарить родителям улыбки при жизни, чем проливать потоки слёз после их смерти.

Общество, где не почитают стариков, и общество, где не любят молодёжь, одинаково несовершенны.

Остерегайся тех, кто не заботится о своих родителях, ибо они изменят любому долгу, оставят тебя в беде, нарушат любую присягу.

Чаще родители бывают покладистыми и добросердечними, мягкими и заботливыми. Быть благодарным таким родителям нетрудно. И твой сыновий долг — воздавать им должное — уважение и почести.

Бывают родители тяжёлого нрава, сварливые и придирчивые, с годами всё более обидчивые и капризные. Иногда они даже жалуются другим, что ты плохой и неблагодарный сын. Однако и в этом случае твой священный сыновий долг — ласково и ежедневно заботиться о своих родителях, до последнего вздоха любить и терпеть их, ибо они тебе ничего не должны, а их тяжёлый характер — испытание для твоих самых лучших качеств. Твою душу будет терзать обида, ты будешь спрашивать Всевышнего, за что тебе такое несправедливое наказание. Напряжение сил и нервов может достигать почти невыносимого состояния. Делай всё, что от тебя требуется, не ворча и не брюзжа. Добейся, чтобы так же поступали и другие члены твоей семьи. Особенно жена, даже если родитель твой бросает наземь то, что она заботливо поставит на обеденный стол.

Поддерживай связь с друзьями родителей при их жизни, а после смерти — с их детьми. Крепи узы любви и дружбы с теми, кого любили твои родители, и не пренебрегай этой любовью, благородными человеческими связями, которые установили старшие.

Семья — это твоя первая Родина. Поэтому надо научиться чтить, любить и строить свой очаг — самое первое гнездо свободы и совести, вечных основ духовной силы, таких необходимых человеку в его земной жизни.

Следи за собой в обществе детей. Не кури при них, не появляйся в пьяном виде, скрывай своё плохое расположение духа. Помни, что для ребёнка самый эталонный мужчина — это его отец.

Семья — это первая среда обитания детей. Птица кормит птенцов из клюва, но одновременно учит их летать самостоятельно. Будь близок к своим детям. Учитывая их возраст и уровень развития, играй и шути с ними. Склоняй их к повиновению из уважения к тебе, ибо оно основано на доброте, доверии и твоём авторитете. Повиновение же, основанное на страхе, подавлении и запретах, будет временным и хрупким.

Пусть не зовёт себя мужчиной тот, кто самоутверждает себя в семье с помощью грубости, жестокости, суровости, силы и резкости выражений.

Ты несёшь величайшую ответственность перед детьми, которые могут быть истинным украшением всей твоей жизни, но могут стать и настоящим бедствием и мукой. От тебя зависит, какими они станут.

По отношению к жене придерживайся принципов взаимопомощи, искренности и терпимости, чтобы в домашней атмосфере любви, нежности и счастья воспитывались твои дети. Брачный союз — это гораздо больше чем вспышка чувств.

Настоящий мужчина — образцовый муж, который даёт почувствовать супруге, что она живёт под защитой и покровительством сильного, умного и великодушного человека.

Большое искусство — почитать родителей и ни в чём не ущемлять свою жену. Овладей этим искусством обязательно.

Хуже всего, когда ты кричишь на жену, ругаешь её, а тем более, пускаешь в ход кулаки. Кто поверит, что твои кулаки уже прошлись по всем твоим врагам, по тем, кто тебя когда-то оскорбил, по тем, кто при тебе унизил слабого? Никто, конечно. Что ж ты тогда поднял руку на жену? Это самое отвратительное поведение мужчины в доме. Это позор.

Живи по средствам. Избегай ненужных затрат.

Расходуй деньги без оглядки, если твои близкие, включая братьев и сестёр, оказались в трудном положении. При этом будь готов проявить мужество в форме обязательной помощи без рассуждений. Любые сомнения, колебания в этом случае — это подлость, которую не скроешь от людей и которая разрушит твою репутацию навсегда даже в глазах собственных детей. Скряга — второе имя труса.

Готовь себя быть не только утешением родителям в старости, но и быть их гордостью.

Тебя, вставшего на путь обретения лучших качеств, ждёт яростное сопротивоение личных и общественных обстоятельств. Это непрерывное испытание на прочность и верность своим намерениям и мечтам. Но ты обязательно приблизишься к цели, если искренне жаждешь достичь благополучия для себя, для своей семьи и окружающих, процветения своего народа.

Так ты сможешь находить выход из самых затруднительных ситуаций и принимать наилучшие решения по самым сложным вопросам — вызовам: в житейской сфере и в большой политике, в деловых отношениях и в области личных переживаний.

И, тем не менее, право выбора есть у каждого: идти или не идти этим путём.

Послесловие

Как видишь, молодой человек, ничего нового, не описанного ранее, ты из этой книги не узнал. Ко всему, что известно в мире о кодексах чести, наши далёкие предк имели самое прямое отношение.

Ты спросишь — встречал ли я когда-либо в жизни человека, обладавшего всеми перечисленными достоинствами? Отвечу — нет.

Но вряд ли это может быть достаточным основанием, чтобы все мы не стремились к совершенству, боясь проявить малодушие, невежество, другие низкие качества, позорящие нацию. Материальным остовом грядущего мира, скорее всего, станут информационные технологии, электроника, космическое пространство, использование глубин океана и биоиндустрия, сопровождаемые неслыханными технологическими переворотами.

Все это не обойдётся без драматических картин в новой массовой культуре, без нарастающей опасности появления людей, лишённых привычных нам чувств, способных сделать нацию безликой и неузнаваемой.

Чтобы избежать этого, надо смело взять на себя всю тяжесть и ответственность за обладание традиционными ориентирами поведения мужчины. Чтобы каждый стремился преумножить честь нации, а нация могла быть всегда современной (отвечать уровню развития мировой цивилизации) и одновременно — уникально традиционной.

Вся предыдущая судьба и история нашего народа подтверждают — это трудная, но посильная задача.

Как необходима была сотни лет назад каменная боевая башня, так в наступившем веке нужна прочная башня национального духа.

Возведи её в своём сердце!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАРТОВСКИЙ ЭПОС В ТВОРЧЕСТВЕ ОСЕТИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Слайд 2

Жор ж Дюмезиль «… Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои… Что такое Нарты – на их исконной родине, то есть у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Легендарные герои, бойцы, жившие в глубокой древности…»

Слайд 3

Жор ж Дюмезиль «Быть в юности таким, как нарт Батраз , стальной рыцарь без страха и упрека, который, сокрушив земных врагов, обращает стрелы против небесных сил; быть в старости как нарт Урузмаг , мудрый и щедрый патриарх, чье слово ценится на совете и кто не уступает молодым в минуту опасности; быть такой женщиной, как Шатана , вещая и прозорливая мать народа, чьи руки символ изобилия и хлебосольства, чей ум в трудные минуты спасает нартов , затмевая ум мужчин, - вот идеал, который еще в недавнем прошлом стоял перед каждым осетином и каждой осетинкой»

Слайд 4

М. Туганов «Смерть Тотрадза »

Слайд 5

М. Туганов «Появление фандыра »

Слайд 6

М. Туганов «Гибель нартов »

Слайд 7

А. Джанаев «Свадьба Ацамаза и Агунды »

Слайд 8

А. Джанаев «Сослан и Тотрадз »

Слайд 9

А. Джанаев « Симд »

Слайд 10

А. Джанаев «Бой с великанами

Слайд 11

А. Джанаев «Три нарта»

Слайд 12

М.Джикаев «Нарт Сослан и сын Тара Бибиц »

Слайд 13

А. Хохов «Нарт Урызмаг в стране владыки Черного моря»

Слайд 14

конец



Предварительный просмотр:

Характеристика

                                                                                                           на ученицу 11 «Б» класса

                                                                                                           МБОУ СОШ №38  г._____

                                                                                                           Петрову  Диану Валерьевну,

                                                                                                           1994 года рождения

       

Петрова Диана  поступила в первый класс 38 школы в 2001 году.

Программный материал усваивает на «хорошо» и «отлично». Всегда легко и быстро  сосредотачивает  свое  внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности  на уроке  не делает. При заучивании  всегда разбирается в структуре и смысле материала, но и  информация, требующая механического заучивания, запоминается ею легко. Достаточно быстро понимает новый материал; быстрее многих  решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

Петрова Диана  увлечена биологией, большой интерес проявляет к химии, физике и физической культуре. Принимает активное участие в  предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, показывая неплохие результаты. Заняла___   Диана проявляет активность при подготовке и проведении классных и школьных мероприятий, является  участницей школьного самодеятельного коллектива.

Девушка занимается спортом, посещает секцию баскетбола. Физически хорошо развита.

 Петрова Диана   черпает знания не только из школьной программы, она читает дополнительную литературу, посещает библиотеки, пользуется образовательными  ресурсами сети Интернет, постоянно  узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры.

Петрова Диана   воспитывается в полной,  благополучной  многодетной семье. Атмосфера в семье доброжелательная, отношения родителей к детям доверительные, уровень взаимопонимания с родителями высок. Родители уделяют внимание учебе и школьной жизни детей.

Девушка воспитана, вызывает симпатию у педагогов и заслуженное уважение  у одноклассников. Отзывчивая, общительная, уверенная в себе. С её мнением считаются, ей доверяют ответственные дела. Любое порученное дело выполняет хорошо и в назначенный срок. Правильно распределяет работу во времени и выполняет её согласно плану.

Приобретенные в школе знания, умения, навыки и опыт общения могут позволить Диане в дальнейшем успешно обучаться в ВУЗе и реализовать себя в профессиональном и личностном плане.

Директор школы  _______________

Классный руководитель  _________

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧАЩЕГОСЯ

1. Общие  сведения  об  учащемся:

  1. фамилия,  имя, отчество.      
  2. дата рождения      
  3. состояние  здоровья.      
  4. состав и  особенности  семьи.
  5. общее  физическое  развитие.  

2. Особенности жизни  ребенка  в семье.

  1. Взаимоотношения  ребенка  в семье ( с кем из родителей  ребенок больше общается, чей авторитет считает непререкаемым)
  2. Организация деятельности ребенка  в семье ( чем  больше занимается, кто занимается  с ребенком)
  3. Помогает  ли ребенок  взрослым
  4. Есть ли у ребенка  свой уголок
  1. уровень  развития  психологических  процессов у ребенка

Дать характеристику уровня развития  ( ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, воля).Как  развита речь ребенка. Какая преобладает. Диалогическая: уровень ее развития;  есть ли в ней такие элементы, как указание, оценка, согласование действий. Монологическая: уровень ее развития, как строит рассказ, есть ли рассуждения по поводу  способов выполнения действия).   Как  развита   фонетическая   сторона речи ( произносит  ли все звуки правильно, если нет, то какие отсутствуют.) Каков словарный запас (большой, средний, небольшой) по сравнению с другими детьми данного возраста.

  1. ОСОБЕННОСТИ  ИНТЕРЕСОВ.

Интересы ребенка ( перечислить все, что интересует ребенка : слушание музыки, рисование, любит ли слушать других  детей и взрослых, пытается  ли сам  рассказывать, как получается.)  Какую работу  следует проводить.

  1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ  ДЕТЬМИ.
  1. Отношения к товарищам  (любит ли общаться, равнодушен, не любит).  
  2. С кем дружит, на чем строит свои отношения.
  3. Отношение детей   класса  к ребенку.
  1. ОСОБЕННОСТИ  ХАРАКТЕРА.
  1. Какие положительные черты характера выражены у ребенка (жизнерадостность, общительность,  настойчивость, эмоциональность и др. )
  2. Есть ли повышенная  обидчивость, упрямство, агрессивность, скрытность, замкнутость, чем они вызваны.
  3. Преобладающее настроение.
  4. Устойчивость в настроении, чем чаще всего вызывается смена настроения.
  5. Как относится к своим успехам и неудачам в разных видах деятельности.

7. ОТНОШЕНИЕ  РЕБЕНКА  К  ШКОЛЕ  И УЧИТЕЛЮ

  1. Любит  ли  бывать в  школе и почему
  2. Какие  взаимоотношения  с  учителем ( отношения учителя к ребенку)
  3. Приемы  воздействия  учителя на ребенка  и результаты этого воздействия.

8. СФОРМИРОВАННОСТЬ НРАВСТВЕННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

  1. Есть ли вредные привычки
  2. Был ли замешан в противоправных поступках
  3. Каковы проявления гражданской позиции школьника
  4. Каково отношение к труду
  5. Сформированы ли основные нравственные понятия (доброта, забота, милосердие и т.п.), как они проявляются в поступках.




Предварительный просмотр:

УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ

I. Что побуждает Вас учить химию?

 1. Боюсь получить низкую оценку.

 2. Стремлюсь получить хорошую оценку.

 3. Интерес к отдельным урокам.

 4. Потому что химия интересный предмет.

 5. Учу, потому что этого требуют учителя.

 6. Чтобы не отстать от товарищей.

 7. Потому, что знания по химии необходимы для моей профессии.

  8. Считаю своим долгом учить все предметы, в том числе и химию.

II. Как Вы объясняете свое отношение к работе на уроке химии?

 9. Активно работаю редко, когда чувствую, что должны спросить.

 10.Активно работаю, когда понимаю материал, когда учитель не дает отвлекаться.

 11. Активно работаю потому, что химия очень нужный мне предмет.

 12. Нравится изучать химию, потому что это интересный предмет, хотя не все разделы мне нравятся.

III. Как Вы объясните свое отношение к изучению химии?

 13. Если бы было можно, Вы часто бы пропускали уроки по химии?

  14. Считаете ли Вы, что знания только отдельных вопросов по химии пригодятся Вам для будущей профессии, а остальное можно не учить?

 15. Считаете ли Вы, что изучение химии важно Вам для общего развития?

 16. Считаете ли Вы, что изучаете химию глубоко, испытываете потребность, желание знать как можно больше?

IV. Какая работа на уроке Вам больше всего нравиться?

 17. Слушать рассказ учителя.

 18. Слушать выступления своих товарищей.

 19. Самому анализировать, рассуждать по поводу поставленных вопросов, заданий.

 20. Стремитесь ли самостоятельно найти путь решения, доказать свое предположение, сделать выводы?

V. Какое значение имеет изучение химии для овладения вами профессией?

 21. Никакого.

 22. Изучая химию, легче понимаешь предметы, связанные с будущей профессией.

 23. Знание химии помогает овладеть практическими умениями.

 24. Знание химии помогает стать специалистом широкого профиля.

VI. Теперь о другом.

 25. Часто ли у Вас бывает на уроках химии такое состояние, когда ничего не хочется делать?

    26. Если материал урока не интересен, добросовестно ли Вы его изучаете?

   

     27. Если в начале урока Вы были активны, заинтересованы работой, то часто ли  

           сохраняется Ваша активность до конца урока?

     28. Часто ли, столкнувшись с трудностью при изучении теории, решении задач, Вы    

           до конца начатое дело?

     29. Считаете ли Вы, что наиболее трудные или неинтересные теоретические  

           вопросы химии можно было бы не изучать?

     30. Считаете ли Вы, что в жизни Вам пригодится знание только отдельных  

          разделов курса химии?

     31. Считаете ли Вы, что для хорошего знания химии Вы стремитесь глубоко  

           изучать теорию?

32. Считаете ли Вы, что для будущей Вашей деятельности необходимы глубокие знания всего курса химии?

33. Бывает ли так, что у Вас не хватает умений, а Вы не хотите им научиться?

34. Считаете ли Вы, что при выполнении заданий главное – это получить результат, неважно какими способами?

35. При  изучении химии стремитесь ли Вы научиться рациональным способам выполнения заданий?

36. Часто ли при изучении нового материала Вы обращаетесь кроме учебника к другим источникам: книгам, конспектам?

37. Часто ли Вам для того, чтобы втянуться в работу, нужно показывать опыты, приводить интересные факты и т. п.?  

38. Часто ли у Вас бывает так, что химию в школе (училище, техникуме и т.п.) изучать приятно, а вот дома всякое желание пропадает?

39. Часто ли Вы продолжаете обсуждать вопросы, затронутые на уроке, после его окончания: на перемене, дома, на следующий день?

40. Если Вы встречаетесь с выбором: пойти в кино, погулять или посвятить время занятиям по химии, то часто ли Вы решаете в пользу химии?

41. Часто ли Вы пользуетесь возможностью списать домашнее задание у товарищей?

42. Нравиться ли Вам решать типовые задачи, которые бы можно было решать по образцу?

43. Любите ли Вы задания, которые требуют долгих размышлений и к которым Вы не знаете, как подступиться?

44. Нравятся ли Вам такие задания, когда нужно выдвигать гипотезы, обосновывать их теоретически и т.п.?

Для ответов используйте коды:

05 – уверенно «да»;                                            02 – больше «нет», чем «да»;

              04 – больше «да», чем «нет»;                            01 – уверенно «нет»

              03 – не уверен, не знаю;



Предварительный просмотр:

                                  Социологический  опрос  учащихся МОУ СОШ № 38

Северо-  западного района г.Владикавказа

 Учащиеся  старших ( 11-х ) классов                                                                                                                                                                                                                                

  1. Считаете  ли вы, что организация профильного обучения в школе  помогает вам
  1. С выбором профессии

Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1. С поступлением в профессиональное образовательное  учреждении

 Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1. Считаете ли вы, что переход на новые образовательные стандарты в старших классах, предусматривающий  возможность выбора нужных вам предметов, позволит вам получать более  углубленные знания?-
  1. Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1. Удовлетворены ли вы вашей подготовкой к ЕГЭ?
  1.   Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1. Есть ли у вас возможность развивать свои способности во внеучебной деятельности
  1. В школе    

Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1.  Вне школы

Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1. Есть ли у вас возможность  заниматься физической культурой, спортом в современных спортивных залах
  1. В школе    

Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1.  Вне школы

Да-

Нет-

Затрудняюсь ответить-

  1. Готовит ли  вас школа  к  работе  
  1. Над собой

            Да-

            Нет-

          Затрудняюсь ответить-

  1. В команде

           Да-

          Нет-

          Затрудняюсь ответить-

  1. В исследовательских проектах 

           Да-

           Нет-

           Затрудняюсь ответить-

  1. В общественных мероприятиях

           Да-

          Нет-

          Затрудняюсь ответить-