Методическое объединение учителей химии
Городское МО учителей химии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Справка
по итогам проведения муниципального этапа
всероссийской олимпиады школьников по химии в 2015-2016 учебном году
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году проводился на основании нормативных и правоприменительных документов федерального и муниципального уровней:
- Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (утверждено приказом министерства образования и науки РФ от 02.12.2009 года № 16016);
- Положения о проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников (утверждено приказом Управления образования администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 18 сентября 2015 г. №376).
Базой проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии стала общеобразовательная школа № 43. Руководство МБОУ СОШ № 43 г. Владикавказ создало все необходимые организационно-технические условия для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.
Анализ количественного состава участников
муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
Увеличение количества участников Олимпиады наблюдается в ОУ №43,№38, №5, №50, ФГКОУ СК СВУ. Данный факт свидетельствует о том, что в данных общеобразовательных учреждениях ведётся серьёзная работа по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов на повышенном уровне, создаются условия для организации участия всех желающих обучающихся в школьном этапе олимпиады.
Общее количество участников олимпиады по химии -116.Учащихся 8-х классов –
31, 9-х классов – 29, 10-х – 25, 11-х – 31.
Количество участников олимпиады по сравнению с прошлым учебным годом
уменьшилось на 11 человек.
Качественный анализ итогов олимпиады по химии
Таблица 1
Класс | Максимальный балл | Средний балл | % от максимального балла | Количество участников | Количество учащихся, набравших | |||
0% | 1-49% | 50- 74% | 75-100% | |||||
8 | 100 | 21 | 21 | 31 | - | 26 | 5 | - |
9 | 100 | 12,5 | 12,5 | 29 | 12 | 13 | 4 | - |
10 | 100 | 12,5 | 12,5 | 25 | 10 | 13 | 1 | 1 |
11 | 100 | 27 | 27 | 31 | 12 | 9 | 8 | 2 |
всего | 100 | 18,25 | 18,25 | 116 | 34 | 61 | 18 | 3 |
Таблица 2
Количество участников | Количество учащихся, набравших | |||||||
0% | % от числа участников | 1-49% | % от числа участников | 50- 74% | % от числа участников | 75-100% | % от числа участников | |
31 | - | 0 | 26 | 84 | 5 | 16 | - | 0 |
29 | 12 | 41 | 13 | 45 | 4 | 14 | - | 0 |
25 | 10 | 40 | 13 | 52 | 1 | 4 | 1 | 4 |
31 | 12 | 39 | 9 | 29 | 8 | 26 | 2 | 6 |
116 | 34 | 29 | 61 | 53 | 18 | 15.5 | 3 | 2.5 |
Краткий комментарий данных таблиц 1 и 2
Только три человека (один в 10-м классе и два в 11-х классах) набрали 75 % и более от максимального количества баллов. Именно эти участники и были признаны победителями регионального этапа олимпиады.18 учащихся набрали 50% и более от максимального количества баллов. Эти участники были признаны призерами регионального этапа олимпиады.
Таким образом, смогли преодолеть 50% рубеж максимального количества баллов 21 школьник (18% от общего количества участников).
Наибольшее количество баллов, набранное в 8-м классе - 61 балл (61 %), 9-м классе, – 52 (52 %); в 10-м классе – 82 баллов (82%); в 11-м классе – 89 баллов (89 %).
Средний балл в 8-м классе-21; в 9-м классе –12,5; в 10-м классе –12,5; в 11-м классе – 27.
Комментарий по заданиям олимпиады
Успех в выполнении работы зависит от умения учащихся применить знания в нестандартной ситуации, установить межпредметные связи, осуществив перенос знаний из предмета в предмет, от сформированности общеучебных умений (умение анализировать условие задания, умение выстроить прогноз будущего результата). Особое внимание следует обратить на формирование математической культуры.
Лучшие результаты показывают учащиеся тех педагогов, кто сам участвует в различных олимпиадах и осуществляет:
- внеклассную работу (кружки, факультативы, элективные курсы);
- индивидуальную подготовку учащихся-олимпиадников;
-- профильное обучение
Участники олимпиады просили предоставить таблицы Д.И.Менделеева в традиционной форме
По 11 классу:
В целом учащиеся 11-х классов показали более высокий уровень подготовки,чем учащиеся других классов.
- Большинство участников, лишь частично справились с заданием 1. Для большинства учащихся было не естественным применение явно геометрических (использование при решении теоремы косинусов) понятий при решении химических задач. Опыт показывает, что подобные задачи очень редко встречаются даже в заданиях олимпиад более высокого уровня. Даже те решения, которые приводились участниками с использованием теоремы косинусов, были не полностью обоснованы и четки.
- Задание 2 было по кристаллохимии.Такие вопросы совершенно не рассматримаются в школьном курсе химии. Большинство участников приходили к ответу лишь путем догадок и явных предположений.
- Задание 3 на распознавание веществ. Многие участники, не только привели правильные уравнения реакций, но и обосновали выбор веществ.
- Задание 4 оказалось для участников самым знакомым и самым решаемым. Большинство уравнений, приводимых участниками хорошо знакомы им из школьного курса. Хочется отметить, что некоторыми участниками были предложены иные решения , не похожие на решения автора, но в то же время не противоречащие условию. Что позволило ребятам продемонстрировать свою индивидуальность и получить максимальные баллы за это задание.
- Большинство из участников, кто приступал к выполнению этой задачи до конца довести ее решение так и не смогли. Вероятно, это можно объяснить специфичностью тех реакций, на которых основано выполнение задачи.
По 10 классу
Задания в 10-м классе жюри определило как интересные, но трудные. Затруднения учащиеся испытали в тех элементах содержания, которые касаются окислительно- восстановительных реакций в органической химии, записи уравнений реакций, характеризующих специфические свойства органических веществ, а также расчетов с подбором правильного ответа. С заданиями по неорганической химии учащееся справились лучше.
Более детальный поэлементный анализ типичных ошибок и затруднений сделать объективно не представляется возможным из-за сравнительно небольшого количества участников, а также авторского формата олимпиадных заданий.
По 9 классу
Содержание олимпиады для обучающихся 9 класса было представлено заданиями из разделов «Теория электролитической диссоциации», «Химические свойства классов неорганических соединений», «Взаимосвязь неорганических веществ», «Окислительно- восстановительные реакции».
Затруднения у участников олимпиады вызвало задание 3. С этой задачей не справился ни один участник.
В задании 5 предполагался вывод формул веществ по массовым долям, но при выставлении баллов это не учитывалось.
Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по химии
- Учителям химии следует ознакомиться с текстами, вариантами решений, результатами муниципальной олимпиады, найти возможность использовать их в своей работе.
- Рекомендуем усилить практическую часть обучения химии в области формирования специальных (расчетных, экспериментальных) умений.
- Рекомендуем систематизировать работу по подготовке учащихся к олимпиаде разного уровня и вести ее в разных направлениях – от создания банка олимпиадных заданий до внедрения в практику программ факультативных и элективных курсов. Необходимо понимание руководителями и педагогами ОУ важности и необходимости организации участия школьников в олимпиадном движении, которое является одним из эффективных средств развития личности обучающихся, выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей.
Методические требования к олимпиадным задачам:
- Содержание задачи должно опираться на примерную программу содержания
УМК соответствующего класса.
- Задачи должны нести познавательную нагрузку.
- В задачи нужно включать вопросы качественного и количественного характера,
чтобы задачи стали комбинированными, желательно содержание материала из смежных дисциплин.
- Условие должно быть сформулировано четко.Текст задачи не должен быть
громоздким.
- Вопросы задачи формулируются четко, на их основе строится система оценивания
задачи.
Предварительный просмотр:
План работы ГМО
учителей химии
на 2015-2016 учебный год.
Методическая тема «Повышение профессиональной компентенции учителя и современные образовательные технологии».
Задачи:
- изучение нормативной и методической документации ФГОС;
- повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики преподавания;
- реализация содержания, форм и методов обучения и воспитания учащихся на основе принципов вариативности и индивидуализации;
- выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
- подготовка учащихся к итоговой аттестации;
- повышение качества знаний учащихся, организация внеурочной деятельности по химии
Дата проведения | Мероприятие | Ответственный. место проведения |
19.10.2015 10.00 | Заседание №1 | Татаева М.И. МБОУ СОШ №38 |
1. Анализ работы в 2014-2015 учебном году. | ||
2. Задачи изучения химии на 2015-2016 учебный год. | ||
3. Утверждение плана работы на 2015-2016 учебный год. | ||
4. Итоги ЕГЭ и ОГЭ 2015. | ||
5. ФГОС и содержание химического образования в средней школе. | ||
6. Практический семинар «Технологическая карта урока» | ||
07.12.2015 10.00 | Заседание №2 | Татаева М.И. Сологуб Л.П. МБОУ СОШ №41
|
1. Проведение школьного и муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников. | ||
2. Анализ результатов мониторинга по химии в 9 классах. | ||
3. Круглый стол. «Повышение профессиональной компетентности учителя» | ||
4. Личностно –ориентированное обучение | ||
5. Практический семинар Элективные курсы в составе профильной и предпрофильной подготовки учащихся. | ||
Заседание №3 | Татаева М.И. Малышева Т.В. МБОУ СОШ №40 | |
25.01.2016 10.00 | ||
1. Анализ результатов школьного и муниципального туров Всероссийской олимпиады школьников. | ||
2. Программный эксперимент как учебное исследование. | ||
3. Развитие креативного мышления как один из способов индивидуализации ученика. | ||
4. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ . Особенности демонстрационной версии на 2016 год | ||
5. Организация внеурочной деятельности по химии. Брейн –ринг по химии между командами разных школ. | ||
. | ||
11.04.2016 10.00 | Заседание №4 | Татаева М.И. МБОУ СОШ №38 |
1. О подготовке выпускников основной школы к государственной итоговой аттестации и выпускников средней школы к ЕГЭ. | ||
2. Программный эксперимент как учебное исследование. | ||
3. Проектная деятельность школьников. | ||
4. Электронный портфолио как форма оценки профессиональной компетентности учителя | ||
5. Семинар-практикум «Подготовка к введению ФГОС ООО», тема: «Трансляция опыта работы с датчиками «Polytech» на уроках химии» | ||
6. Подведение итогов работы за прошедший год |