Методическое объединение учителей химии

Манана Ильинична Татаева

Городское МО учителей химии

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Справка

по итогам проведения муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников по химии в 2015-2016 учебном году

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году проводился на основании нормативных и правоприменительных документов федерального и муниципального уровней:

- Положения о всероссийской олимпиаде школьников» (утверждено приказом министерства образования и науки РФ от 02.12.2009 года № 16016);

- Положения о проведении школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников (утверждено приказом Управления образования администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 18 сентября 2015 г. №376).

Базой проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии стала общеобразовательная школа № 43.  Руководство МБОУ СОШ № 43 г. Владикавказ создало все необходимые организационно-технические условия для проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников.

Анализ количественного состава участников

муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

Увеличение количества участников Олимпиады наблюдается в ОУ №43,№38, №5, №50, ФГКОУ СК СВУ. Данный факт свидетельствует о том, что в данных общеобразовательных учреждениях ведётся серьёзная работа по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов на повышенном уровне, создаются условия для организации участия всех желающих обучающихся в школьном этапе олимпиады.

Общее количество участников олимпиады по химии -116.Учащихся 8-х классов –

31, 9-х классов – 29, 10-х – 25, 11-х – 31.

Количество участников олимпиады по сравнению с прошлым учебным годом

уменьшилось на 11 человек.

Качественный анализ итогов олимпиады по химии

                                                                                                                              Таблица 1

Класс

Максимальный балл

Средний балл

% от максимального балла

Количество участников

Количество учащихся, набравших

0%

1-49%

50- 74%

75-100%

8

100

21

21

31

-

26

5

-

9

100

12,5

12,5

29

12

13

4

-

10

100

12,5

12,5

25

10

13

1

1

11

100

27

27

31

12

9

8

2

всего

100

18,25

18,25

116

34

61

18

3

                                                                                                                              Таблица 2

Количество участников

Количество учащихся, набравших

0%

% от числа участников

1-49%

% от числа участников

50- 74%

% от числа участников

75-100%

% от числа участников

31

-

0

26

84

5

16

-

0

29

12

41

13

45

4

14

-

0

25

10

40

13

52

1

4

1

4

31

12

39

9

29

8

26

2

6

116

34

29

61

53

18

15.5

3

2.5


              Краткий комментарий данных таблиц 1 и 2

Только  три  человека (один в 10-м классе и   два в 11-х классах) набрали 75 % и более от максимального количества баллов. Именно эти участники и были признаны победителями регионального этапа олимпиады.18 учащихся набрали 50% и более от максимального количества баллов. Эти участники были признаны призерами регионального этапа олимпиады.

Таким образом, смогли преодолеть 50% рубеж максимального количества баллов 21 школьник (18% от общего количества участников).

Наибольшее количество баллов, набранное в 8-м классе - 61 балл       (61 %), 9-м классе, – 52 (52 %); в 10-м классе – 82 баллов (82%); в 11-м классе – 89 баллов (89 %).

Средний балл в  8-м классе-21; в 9-м классе –12,5; в 10-м классе –12,5; в 11-м классе – 27.

           Комментарий по заданиям олимпиады

Успех в выполнении работы зависит от умения учащихся применить знания в нестандартной ситуации, установить межпредметные связи, осуществив перенос знаний из предмета в предмет, от сформированности общеучебных умений (умение анализировать условие задания, умение выстроить прогноз будущего результата). Особое внимание следует обратить на формирование математической культуры.

Лучшие результаты показывают учащиеся тех педагогов, кто сам участвует в различных олимпиадах и осуществляет:

  • внеклассную работу (кружки, факультативы, элективные курсы);
  • индивидуальную подготовку учащихся-олимпиадников;

-- профильное обучение

Участники олимпиады просили предоставить таблицы Д.И.Менделеева в традиционной форме

 По 11 классу:

В целом учащиеся 11-х классов показали более высокий уровень подготовки,чем учащиеся других классов.

  1. Большинство участников, лишь частично справились с заданием 1.  Для большинства учащихся было не естественным применение явно геометрических  (использование при решении теоремы косинусов) понятий при решении химических задач. Опыт показывает, что подобные задачи  очень редко встречаются  даже в заданиях олимпиад более высокого уровня. Даже  те решения, которые приводились участниками с использованием теоремы косинусов, были не полностью обоснованы и четки.
  2. Задание 2 было по кристаллохимии.Такие вопросы совершенно не рассматримаются в школьном курсе химии.  Большинство участников приходили к ответу лишь путем догадок и явных предположений.
  3. Задание 3 на распознавание веществ.  Многие участники, не только привели правильные уравнения реакций, но и обосновали выбор веществ.
  4. Задание 4 оказалось для участников самым  знакомым и самым решаемым. Большинство уравнений, приводимых участниками хорошо знакомы им из школьного курса. Хочется отметить, что некоторыми участниками были предложены иные решения , не похожие на решения автора, но в то же время не противоречащие условию. Что позволило ребятам  продемонстрировать свою индивидуальность и получить максимальные баллы за это задание.
  5. Большинство из участников, кто приступал к выполнению этой задачи до конца довести ее решение так и не смогли. Вероятно, это можно объяснить специфичностью тех реакций, на которых основано выполнение задачи.

 По 10 классу

Задания в 10-м классе жюри определило как интересные, но трудные. Затруднения учащиеся испытали в тех элементах содержания, которые касаются окислительно- восстановительных реакций в органической химии, записи уравнений реакций, характеризующих специфические свойства органических веществ, а также расчетов с подбором правильного ответа. С заданиями по неорганической химии учащееся справились лучше.

             Более детальный поэлементный анализ типичных ошибок и затруднений сделать объективно не представляется возможным из-за сравнительно небольшого количества участников, а также авторского формата олимпиадных заданий.

           

               По 9 классу

Содержание олимпиады для обучающихся 9 класса было представлено заданиями из разделов «Теория электролитической диссоциации», «Химические свойства классов неорганических соединений», «Взаимосвязь неорганических веществ», «Окислительно- восстановительные реакции». 

           Затруднения у участников олимпиады вызвало задание 3. С этой задачей не справился ни  один участник.

           В задании 5 предполагался вывод формул веществ по массовым долям, но при выставлении баллов это не учитывалось.

 

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к олимпиаде по химии

  1. Учителям химии следует ознакомиться с текстами, вариантами решений, результатами муниципальной олимпиады, найти возможность использовать их в своей работе.
  2. Рекомендуем усилить практическую часть обучения химии в области формирования специальных (расчетных, экспериментальных) умений.
  3. Рекомендуем систематизировать работу по подготовке учащихся к олимпиаде разного уровня и вести ее в разных направлениях – от создания банка олимпиадных заданий до внедрения в практику программ факультативных и элективных курсов. Необходимо  понимание руководителями и педагогами ОУ важности и необходимости организации участия школьников в олимпиадном движении, которое является одним из эффективных средств развития личности обучающихся, выявления и сопровождения талантливых и одарённых детей.

                 Методические требования к олимпиадным задачам:

  1. Содержание задачи должно опираться на примерную программу содержания

УМК соответствующего класса.

  1. Задачи должны нести познавательную нагрузку.
  2.  В задачи нужно включать вопросы качественного и количественного характера,

чтобы задачи стали комбинированными, желательно содержание материала из смежных дисциплин.

  1. Условие должно быть сформулировано четко.Текст задачи не должен быть

громоздким.

  1.  Вопросы задачи формулируются четко, на их основе строится система оценивания

задачи.



Предварительный просмотр:

План работы ГМО

учителей химии

на 2015-2016 учебный год.

Методическая тема «Повышение профессиональной компентенции учителя и современные образовательные технологии».

Задачи:

  • изучение нормативной и методической документации ФГОС;
  • повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики преподавания;
  • реализация содержания, форм и методов обучения и воспитания учащихся на основе принципов вариативности и индивидуализации;
  • выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
  • подготовка учащихся к итоговой аттестации;
  • повышение качества знаний учащихся, организация внеурочной деятельности по химии

Дата проведения

Мероприятие

Ответственный.

место проведения

19.10.2015

10.00

Заседание №1

Татаева М.И.

МБОУ СОШ №38

1. Анализ работы в 2014-2015 учебном году.

2. Задачи изучения химии на 2015-2016 учебный год.

3. Утверждение плана работы на 2015-2016 учебный год.

4. Итоги ЕГЭ и ОГЭ 2015.

5. ФГОС и содержание химического образования в средней школе.

6. Практический семинар

«Технологическая  карта урока»

  07.12.2015

       10.00

Заседание №2

Татаева М.И.

Сологуб Л.П.

     МБОУ СОШ №41

               

1. Проведение школьного и муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников.

2. Анализ результатов мониторинга по химии в 9 классах.

3. Круглый стол. «Повышение профессиональной компетентности учителя»

4. Личностно –ориентированное обучение

5. Практический семинар

Элективные курсы в составе профильной и предпрофильной подготовки учащихся.

Заседание №3

           Татаева М.И.

         Малышева Т.В.

        МБОУ СОШ №40

25.01.2016

      10.00

1. Анализ результатов школьного и муниципального туров Всероссийской олимпиады школьников.

2. Программный эксперимент как учебное исследование.

3. Развитие креативного мышления как один из способов индивидуализации ученика.

4. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ . Особенности демонстрационной версии на 2016 год

5. Организация внеурочной деятельности по химии. Брейн –ринг по химии между командами разных школ.

.

    11.04.2016

       10.00

Заседание №4

          Татаева М.И.

     МБОУ СОШ №38

1. О подготовке выпускников основной школы к государственной итоговой аттестации и выпускников средней школы к ЕГЭ.

2. Программный эксперимент как учебное исследование.

3. Проектная деятельность школьников.

4. Электронный портфолио как форма оценки профессиональной компетентности учителя

5. Семинар-практикум «Подготовка к

введению ФГОС ООО», тема:

«Трансляция опыта работы с датчиками

«Polytech» на уроках химии»

6. Подведение итогов работы за прошедший год