Диагностика учащихся

Карпова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.

Первый предмет диагностики — это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ работ школьников.

При всей полезности и значимости перечисленных способов они раскрывают лишь одну — качественную сторону личностного развития детей. Существует ли способ, обнаруживающий и качественный, и количественный аспекты развития личности?

В поисках ответа на этот вопрос Григорьев пришел к идее разработки специальной диагностической методики «Личностный рост»(описание методики).

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера), цель выявления сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Методика «Кто Я?» (модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

отношения. Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлективности самооценки школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Шкала выраженности учебнопознавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебнопознавательного интереса школьника. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.


Выкладывание узора из кубиков

Цель: выявление развития регулятивных действий.

Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия — умение осуществлять пространственный анализ и синтез.

Проба на внимание (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и

самоконтроля. Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

(Рефлексивная оценка — каузальная атрибуция неуспеха)

Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

Второй предмет диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Традиционно в российских школах внеурочная деятельность организуется главным образом в коллективе: классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Современный ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счёт других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал.

Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии).

Цель данной диагностической методики состоит в выявлении степени сплочённости детского коллектива — школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т. д. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие входящего в тот или иной коллектив ученика. Детский коллектив, является одним из важнейших условий этого развития.

Известная и многократно апробированная методика А. Н. Лутошкина позволяет изучить детский коллектив, определить, насколько школьники удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его спаянным, крепким, единым.

Суть диагностики такова. Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней, и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллектива. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (её основоположником считается Дж. Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и отверженных членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ученика коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к нему, насколько сам ученик расположен к членам коллектива.

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы — их всего три:

1.        Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?

2.        Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?

3.        Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?

 После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор, а по горизонтали тоже в алфавитном порядке — имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алёша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос — Б, Ж и 3; при ответе на третий — Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алёши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников (описание методики).

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;

— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

— взаимопомощь по ходу рисования;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»)

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей путь к дому (рис. 6, а), другому — карточку с ориентирами точками (рис. 6, б). Первый ребенок говорит, как надо идти к дому. Второй старается провести линию — дорогу к дому — по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Критерии оценивания:

— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

— способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

— умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;

— способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Третий предмет диагностики — это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).

В связи с этим важно выяснить: является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность, т. е. попросту отбывает повинность); какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)? Не меньшее значение имеет и характер педагогической позиции. Сформирована ли у воспитателя гуманистическая или авторитарная педагогическая позиция, предполагает ли он самоопределение воспитанника или рассматривает его как tabula rasa для воплощения своих замыслов? Здесь предлагаем использовать специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя (описание диагностики).

Диагностика художественно-творческих способностей учащихся

«5  РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

 

  • Уровень художественной выразительности

 

тип

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

1

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

  • Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

  • Дохудожественный уровень

5

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6

Стереотипный

Репродуктивный

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

Таблица результатов:


Список учащихся

Показатели

Общий
балл

Уровень

1

2

3

4

5

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностики эстетического восприятия учащихся 

(авторы  Е.Торшилова и Т.Морозова)

Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Стимульный материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре  и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:

треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая композиция),квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.   

Тест «Громкий — Тихий».

Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.

Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.

Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».

Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?

Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

ТЕСТ «МАТИСС».

Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.

Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.

Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.

ТЕСТ «ЛИЦА»

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему?  Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за  люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

ТЕСТ «БАБОЧКА».

Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

1.        И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.

2.        А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.

3.        Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».

4.        Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).

5.        Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми,  как правило, сразу улавливается.

Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.

Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора –  типичностью отношения, выраженного большинством детей.

ТЕСТ «ВАН ГОГ»

Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.

1.        Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.

1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.

2.        Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.

2а. П. Пикассо «Бидон и миска».

3.           Фотография фигурки нэцке.

За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).

4.        Фотография дворца в Павловске.

4а.  В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».

5.        О. Ренуар. «Девочка с прутиком».

5а.  Ф.Уде. «Принцесса полей».

6.           Фотография игрушки «Козлик».

6а.  Фотография филимоновской игрушки «Коровки».

7.           Поздравительная открытка.

7а. М. Вайлер «Цветы».

Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.



Предварительный просмотр:

Диагностика

Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

          Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.

           Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

           Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:

  • Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
  • Уровень воспитанности;
  • Уровень творческих способностей;
  • Отношение к трудовой деятельности.

Также можно отследить уровень знаний, умений, навыков усвоенных детьми за время прохождения программы.

         Цель первичной диагностики - определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.

Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы»

           Определение уровня творческих способностей проходит с помощью творческих заданий «Диагностика цветового восприятия».

           Для определения уровня воспитанности разработаны следующие критерии:

соблюдение норм поведения, взаимоотношения, Я – концепция (умение аргументировать свою позицию, самокритичность, уверенность в себе, лидерские качества и т.д)

           Проведение исследование на начальном этапе дает возможность педагогу подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста учащихся.

          Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.

           В ходе реализации программы предусматривается выполнение детьми творческих работ, оценивание которых помогает определить степень усвоения детьми учебного материала. Для этого используются «Критерии оценки работ учащихся»

          Отношение к трудовой деятельности оценивается на основании следующих критериев: трудолюбия, старательности в труде, отношения к делу.

           Проведение диагностирования позволяет сделать необходимую корректировку образовательных программ.

          Цель проведения итогового этапа диагностики: определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.

         Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»

          Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.

 

Приложение №1

Анкета «Мои интересы»

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Меня зовут_____________________________________________________________
  2. Мне__________________________________________________________________
  3. Я выбрал кружок____________________________________________________
  4. Я узнал об объединении (нужное отметить):
  • Из газет;
  • От учителя;
  • От родителей;
  • От друзей;
  • Свой вариант_____________________________________________________
  1. Я пришел в этот  кружок, потому что (нужное отметить):
  • Хочу заниматься любимым делом;
  • Надеюсь найти новых друзей;
  • Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;
  • Нечем заняться;
  • Свой вариант_____________________________________________________
  1. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
  • Определиться с выбором профессии;
  • С пользой проводить свободное время;
  • Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;
  • Свой вариант____________________________________________________

Приложение №2

Определение уровня творческих способностей:

«Диагностика цветового восприятия»

Цель диагностики: определение способности к различным видам цветоразличения у детей.

Выполнение:

Перед детьми на столе раскалывают, не по порядку, цветные  карточки от темного до самого светлого цвета. Ребенку предлагают выбрать 8 карточек зеленого цвета с разной степенью выраженности на нем желтого оттенка.

Задача: 

Разложить карточки по порядку от менее до более желтых.

Оценка результатов зависит от точности раскладывания цветов, чем она выше – тем выше способности у ребенка к различным видам цветовоспиятия.

Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность учащихся.

                  

Рис.1 Цветовосприятие

Приложение №3

«Уровень воспитанности детей»

№п/п

Ф.И.О.

Соблюдение норм поведения

Взаимо-отношения

Я - концепция

На занятиях

В семье

На мероприятиях

Со сверстниками

Со взрослыми

Умение аргументировать

самокритичность

Уверенность в себе

Лидерские качества

1.

2.

3.

Приложение № 4

Критерии оценивания уровня воспитанности

Отношение к старшим:

  • Вежливость в общении;
  • Послушание в выполнении заданий;
  • Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
  • Доброжелательное отношение к старшим.

Отношение к сверстникам:

  • Активное участие в совместной деятельности и играх;
  • Чувство эмпатии.

Отношение к сверстникам:

  • Умение аргументировать свою позицию;
  • Самокритичность;
  • Уверенность в себе;
  • Лидерские качества.

Поведение в семье:

  • Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
  • Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
  • Выполняет ли поручения;
  • Проявляет заботу о членах семьи;
  • Правильно реагирует на замечания;
  • Вежлив ли в общении со всеми членами семьи.


Приложение №5

«Карта анализа поведения ребенка на занятиях»

возраст

Особенности поведения

Как оценивает полученный результат

Критерии анализа

Слушает внимательно (В)  или отвлекается (О)

Выполняет задание сосредоточенно или рассеянно

Самостоятелен

от начала до конца

Подражает другому

Работает быстро (Б)

Медленно (М)

Увлечен занятием  

(да/нет)

Выполняет старательно

Успевает закончить (З)

Оставляет незавершенным (Н)

Как реагирует на затруднения

Любуется своей работой,

удовлетворен

Смущается из-за ошибок

Проявляет равнодушие

Ф.И.О ученика

1

2

3

Приложение №6

«Критерии оценки работ учащихся»

  1. Самотоятельность в работе: самостоятельное выполнение работ; выполнение работ с помощью педагога.
  2. Трудоемкость: прорисовка мелких деталей; выполнение сложных работ; размер работы.
  3. Цветовое решение: гармоничность цветовой гаммы; интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
  4. Креативность: оригинальное исполнение работы; сложность в передачи форм; владение изобразительными навыками; самостоятельность замысла.
  5. Качество исполнения:  изделие аккуратное; содержит небольшие дефекты; содержит грубые дефекты.
  6. Оригинальность работы: оригинальность темы; использование разных техник; вариативность, образность.

Приложение №7

Анкета для родителей

    Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который проводится с целью изучения Вашего мнения о поведении Вашего ребенка в семье. Ваши ответы помогут педагогу улучшить взаимодействие семьи, Центра детского творчества и объединения.

1. Ф.И.О.родителей__________________________________________________________

2. Ф.И. ребенка_____________________________________________________________

3. Состав семьи____________________________________________________________

4. Как Ваш ребенок проявляет себя при общении в семье:

  • Всегда вежлив и учтив;
  • Вежлив, но иногда проявляет неуважение;
  • Чаще всего проявляет неуважение;
  • Ваш вариант_________________________________________________________

    5.  Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому?

    6. Оказывает ли ваш ребенок посильную помощь, сочувствие, защиту другим членам семьи?

    7. Принимает ли участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу проявляет при этом?

Приложение №8

Результаты диагностического контроля

№п/п

Ф.И.О.учащегося

Первичный контроль

Промежуточный контроль

Итоговый контроль

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

Уровень мотивации и интереса

Уровень творческих способностей

Уровень воспитанности

Отношение к труду

1.

2.

3.

Низкий уровень - 1-3 баллов;

Средний уровень - 4-7 баллов;

Высокий уровень -  8-10 баллов.



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Параметрами оценки качества результатов

образовательного процесса являются:

1.  Уровень знаний полученных учащимися при изучении изобразительного искусства.

2.  Умение правильно пользоваться приёмами рисования.

3.  Качество выполняемых работ.

4.  Степень самостоятельности при работе.

5.  Соблюдение правил техники безопасности при работе.

        6.  Умение сочинять графические, живописные, декоративные и                                 оформительские, дизайнерские композиции с использованием различных техник, приемов, средств художественно-образной выразительности;

         7.     Время, затраченное на выполнение работы.

 Результаты контроля служат основанием для корректировки образовательной программы, прогнозирования результатов образования, поощрения обучающихся и др. По результатам контроля производится процесс оценивания.

        Виды контроля

         Предварительный или вводный контроль – проводиться в первые дни обучения    и      имеет своей целью выявить уровень подготовки учащихся, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы.

         Используемые методы: собеседование, наблюдение, анкетирование и тестирование учащихся, конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина.

Периодический контроль – в нём  учитываются данные текущего контроля, данный вид контроля помогает определить степень усвоения детьми  учебного материала и уровень сформированности умений и навыков, повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих.

Итоговый контроль проводится 2 раза в год с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, полученных в течение года, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение; и получение сведений для совершенствования образовательной программы и методики обучения. Итоговый контроль предусматривает оценку самостоятельной работы ученика, её защиту, организацию выставок, на которых представлены  работы, выполненные обучающимися в различных техниках рисования. Участие в выставке является и инструментом поощрения учащихся. Опыт использования подобной формы показывает, что при наличии принятых учениками критериев оценки работ, самооценка ребят легко согласуется  с оценкой педагога и служит не столько оценкой личных качеств ученика, сколько средством и ориентиром его самосовершенствования.

Формы контроля

   Формы педагогического контроля самые разнообразные. Это  зачёт, собеседование, устный опрос учащихся (вопрос - ответ), письменный опрос, самостоятельная работа, конкурсы, выставки, тестирование.

Педагогические условия реализации предметного содержания, форм и средств контроля.

1. Выявление и структурирование круга теоретических вопросов, выносимых на контроль.

2.  Обоснование  уровня сложности ответов и выработка критериев оценки.

3.  Структурирование набора практических заданий, выносимых на контроль.

4.  Создание условий для мотивации деятельности каждого обучающегося.

ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ

Владение понятийным аппаратом:

1.  Узнавание и определение понятий.

2.  Раскрытие объёма понятий.

3.  Раскрытие содержания понятия.

Владение фактическим материалом:

1.владение языком изобразительного искусства как средством общечеловеческого общения (уметь рисовать, писать акварелью,  владеть графическими приемами и средствами, техниками декоративно-оформительского искусства, техникой лепки; писать 2-3 шрифтами);

2.умение организовать собственную художественно-творческую деятельность в области декоративно-прикладного, изобразительного искусств;

3.Умение комплектовать и оформлять выставочную экспозицию  творческих работ.

ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ:

Метод диагностики «Незавершенные фигуры»

Инструкция:

Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.

Рис.1.  Незавершенные фигуры.

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий - с 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.

Средний - с 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.

Низкий - с 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.

Диагностика художественно - творческих способностей обучающихся

по методу Н.А. Лепской «5  РИСУНКОВ»

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.

Уровни:

 

Уровень художественной выразительности

 

тип

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

1

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

Дохудожествен - -ный уровень

5

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6

Стереотипный 

Репродуктивный 

Высокий «5» – Замысел оригинальный, эмоциональный. Рисунок выполнен с учётом графических средств выразительности. Ярко выражены пропорции, светотень, пространство, линейная и воздушная перспектива и объём.

Средний «4» – Замысел  оригинальный, основан на наблюдении. Рисунок передаёт пропорции предметов. Графические средства разнообразны.

Допустимый  «3» –- Замысел  стереотипный, не основан на наблюдениях. Рисунок схематичный, нет попыток передать пропорции и пространство.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Вариант  № 1.

Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)

Каждому ребенку даю  стандартный лист бумаги формата А 4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги.

      Инструкция ребенку: «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»

Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.

Уровень развития Способностей        6 лет        8 лет        10 лет

Высокий        5 и более        8 и более        9 и более тем

Средний        3-4        6-7        6-8

Низкий        1-2        1-5        1-5

Вариант № 2

На стандартном листе бумаги формата А 4  нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.

Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.

Время выполнения задания

индивидуально для - каждого ребенка. У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.

Вариант № 3

Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.

Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:

1.        Сказать, что изображено на картинке,

2.        Задать любые вопросы.

За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.

Творчески мыслящий ребенок:

предлагает несколько версий изображений на картинке;

—        ставит вопросы непосредственно по рисунку;

—        задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;

—        выстраивает предположения по рисунку;

—        сочиняет оригинальную, необычную историю;

—        быстро выполняет задания.

По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.

  Контрольный лист «Юный художник».

Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.

Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.

Нарисуйте красками букет осенних цветов.

Как надо располагать его на листе?

С чего целесообразно начинать этот рисунок?

Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.

В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.

Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?

Уровни выполнения задания:

Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.

Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.

Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.



Предварительный просмотр:

КРИТЕРИИ

УРОВНИ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Входной

Промежуточный

 

Итоговый

Входной

Промежуточный

Итоговый

Направленность учащегося на творчество

Низкий

Средний

Высокий

Самостоятельность в творчестве

Низкий

Средний

Высокий

Оригинальность созданного творческого продукта

Низкий

Средний

Высокий

КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ _____________   ____ "____"  КЛАССА


КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩЕГОСЯ ________________________

КРИТЕРИИ

УРОВНИ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

участие

призер

победитель

участие

призер

победитель

Олимпиады

Муниципальный

Окружной

Всероссийский

Конкурсы

Муниципальный

Окружной

Всероссийский

Выставки

Школьный

Муниципальный

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

УЧАСТИЕ В РАЗНЫХ КОНКУРСАХ, ОЛИМПИАДАХ, ВЫСТАВКАХ И Т.Д.

КРИТЕРИИ

ПЕРВЫЙ ГОД

ВТОРОЙ ГОД

муниципальный

окружной

всероссийский

муниципальный

окружной

всероссийский

Олимпиады

Конкурсы

Выставки

ИТОГО



Предварительный просмотр:

Наиболее действенным механизмом управления качества образования является мониторинг. На протяжении всего периода обучения я проводила наблюдения за динамикой развития Гайдуковой Софьи, учащейся 7 "И" класса, посещающей кружок уже более 5 лет.         Анализируя процесс обучения, наблюдается значительный рост в освоении программы «Художественная роспись по дереву», «Изобразительное искусство и художественное творчество». Соня работает творчески, ищет новые возможности, может самостоятельно вести работу в разных техниках не только художественной росписи по дереву, но и изобразительного искусства. Это подтверждается работами, представленными на городских конкурсах художественного творчества.

В начале и в конце  работы с воспитанниками студии,  заполняется таблица для корректировки в дальнейшем работы каждого ребенка.

Ф.И.уч-ся

Какой рукой рисует

Быстро или медленно

Как работает с образцом

Отвлекается ли во время работы

Высказывания во время рисования или вопросы

Диагностика работ

Пр.

Лев.

б

м

смотрит

сверяет

самост.

да

нет

Высказ.

Вопросы

1п

2п

год

начало обучения

Гайдукова Софья

+

+

+

+

+

4

5

5

конец обучения

Гайдукова Софья

+

+

+

+

+

+

5

5

5