ППО

неволина валентина александровна

Индивидуальный план работы по самообразованию педагога

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Индивидуальный план работы по самообразованию педагога

Неволиной Валентины Александровны

(ФИО педагога полностью)

По теме: «Эффективные формы взаимодействия с родителями  (законными представителями) воспитанников как условие психолого-педагогической поддержки семьи».

 

г. Советский

2021 г.

Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников как условие психолого-педагогической поддержки семьи»

Неволина Валентина Александровна

(Ф.И.О. педагога)

педагог - психолог

(специальность)

высшее

(образование)

28 лет

(стаж педагогической работы)

высшая

(квалификационная категория)

1.«Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ», 72 ч. г. Екатеринбург, 20.01.2021 г.;

2.«Педагог - психолог в системе образования: организация и проведение психолого - педагогической работы в образовательных организациях»,72 ч., г. Екатеринбург, 17.03.2021 г.

3. «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», 05.09.2019г.(72 ч.).

4.Онлайн- курсы «Работа с интерактивной песочницей в условиях реализации ФГОС», 16 часов.

(курсы повышения квалификации)

01.09.2018 г.

(дата начала работы над темой)

31.05.2023 г.

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников как условие психолого-педагогической поддержки семьи».

Цель: Создание благоприятных условий для внедрения новых форм и методов повышения эффективности семейного воспитания через взаимодействие с семьями воспитанников.

Для решения этой цели решались следующие задачи:

  1. Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
  2. Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
  3. Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
  4. Систематизировать уже известные формы и методы работы с родителями и отобрать наиболее эффективные приёмы.

Перспективный план самообразования педагога:

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчета

2018-2019

Выявление проблем    

Наблюдения

Беседы

Опрос

Анкетирование.

2019-2020

Изучение материалов по выявленным проблемам

Изучение учебно-методической литературы

Участие в вебинарах

Изучение опыта педагогов по заявленной проблеме.

2020-2021

Обобщение материалов по выявленным проблемам

Определение темы

Разработка конспектов, методических разработок, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций и других мероприятий.

2021-2022

Внедрение

Проведение открытых мероприятий

Проектная деятельность.

2022-2023

Распространение опыта.

Представление опыта на педагогическом совете, РМО педагогов - психологов ДОУ, размещение опыта на сайте социальной сети педагогов Югры «Школлеги», на сайте социальной сети педагогов nsportal.ru, публикация в средствах массовой информации.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2018-2019 г.

Выявление проблем.    

Выявление проблемы и обозначение темы самообразования.

Для выявления  проблемы использование диагностики родителей и педагогов: «Определение эффективности используемых форм взаимодействия с родителями», наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и педагогами.

Анализ участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Вывод: 

       Детский сад и семья имеют фундаментальное значение в развитии и воспитании ребенка. В ДОО ребенок получает начальные знания об окружающем мире, приобретает умение взаимодействовать с людьми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от семейного окружения. Для этого необходимо организовать взаимодействие с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДОО, вооружить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. 

Однако, посещая родительские собрания разных возрастных групп, часто отмечала, их низкую посещаемость родителями (законными представителями). В чем же причина нежелания родителей посещать родительские собрания 

Из своих наблюдений, анкетирования, проведенного среди родителей (законных представителей) я сделала вывод,  что одной из причин низкой посещаемости родительских собраний является лекционный характер его проведения. Поэтому мероприятия проходят скучно, неинтересно и малоэффективно.

В связи с этим возникает вопрос о поиске эффективных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Необходимы новые, современные, нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов. Необходимо привлекать родителей к сотрудничеству в вопросах развития детей, заинтересовать их совместным проведением мероприятий, досугов, которые не только повысят их психолого-педагогическую грамотность, но и будут способствовать укреплению детско-родительских отношений, вовлечения родителей в жизнь ДОО.    

На следующий учебный год запланировала изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.

                                     План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2019-2020 г

Изучение материалов по выявленным проблемам

Участие в вебинарах, раскрывающих вопросы по данной проблеме.

Изучение опыта педагогов по заявленной проблеме.

Посещение электронных библиотек и других ресурсов.

Посещение семинаров-практикумов и других мероприятий, проводимых в городе (РМО).

Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564)

Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

Изучение теоретических аспектов по данной теме.

Изучение методик: Антипина, Г. А. « Новые формы работы с родителями в современном ДОУ», Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н.  «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка», Арнаутова Е.П. «Планируем работу с семьей», «Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ»,  А. В. Козлова «Работа ДОУ с семьёй»,  Хухлаева О. «Активные формы групповой работы с родителями».                 

Вывод: В течение учебного года изучила теоретические аспекты по теме самообразования. Изученила методики Антипиной, Г. А. « Новые формы работы с родителями в современном ДОУ», Антонов0й Т, Волковой Е., Мишиной Н.  «Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка», Арнаутовой  Е.П. «Планируем работу с семьей», Богославец Л.Г., Давыдовой О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ»,  А. В. Козловой «Работа ДОУ с семьёй»,  Хухлаевой О. «Активные формы групповой работы с родителями».       

Участвовала сама в конкурсах и обеспечила участие в конкурсах детей:

1.Всероссийский конкурс «Непослушание детей и его возможные причины», 1 место.

2.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация «Мое лучшее занятие», 1 место.

3.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Из опыта работы», название «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей, как условие социально - педагогической поддержки семьи»(1 место).

4. Муниципальный конкурс «Лучшая дидактическая игра», 1 место.

5.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Мое лучшее занятие», название работы: Коррекционно - развивающее занятие «Лесная школа»(1 место).

6.Всероссийский «Маленький эрудит» (Ушенко Владислав), 1место; «Юные дарования»

(Зобнина Женя), 1 место.

7. Окружные «Юный грамотей» (Манаков Макар), 1 место.

8.«Юные дарования» (Майер Владимир), 1 место.

9.Онлайн - олимпиада «Проверка логики»- вопросы для умных детей» (Михеева Василина), 1 место.

10.Районный конкурс. Муниципальный интеллектуальный конкурс «Умники и умницы», среди детей старшего дошкольного возраста образовательных учреждений Советского района, реализующих программы Советского района, 2 место.

В результате изучения методической литературы пополнила и конкретизировала свои знания по данной проблеме. Нашла эффективные нетрадиционные формы работы с семьёй. В следующем учебном году планирую на основе изученных материалов разработать конспекты мероприятий, дидактические пособия, картотеки, перспективные планы, проект по теме самообразования.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2020-2021 г.

Обобщение результатов по теме самообразования.

Обобщить изученный материал по теме самообразования.

Составить пояснительную записку к теме самообразования.

Разработать перспективный план мероприятий по теме самообразования.

Разработать проект клуба «Ответственный родитель».

Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала:

1.Консультации для родителей: 

  • «Техника расставания»;
  • «Возрастные психологические особенности детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет»;
  • «Какие игрушки необходимы детям»;
  • «Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?»;

2.Буклеты:

  • «Адаптация ребенка к ДОУ»;
  • «Развод и ребенок»;

3.Семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи»;

4.Мастер- класс  для родителей по теме: «Веселая ктнезиология».

5.Тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни».

6.Провела семинар - практикум для педагогов- психологов Советского района на тему: «Одаренные дети. Психолого - педагогическое сопровождение» (протокол от 23.03.2021 г.).

     7. Представила на страницах интернет сообщества опыт работы.

Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями   детей как условие психолого - педагогической поддержки семьи».

8.Систематически принимаю участие во всероссийских  вебинарах  на страницах интернет сообщества:

  • Документационное обеспечение работы специалистов. Диагностическое направление»(16.02.2021 г.).
  • Новые технологии взаимодействия и обучения детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программы «А-Спектр»(17.02.2021 г.).
  • Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр»(3.03.2021 г.).
  • Приемы развития базовых психических функций у детей с ОВЗ во время подготовки к школе»(10.03.2021 г.).

Обеспечила участие детей в различных конкурсах, где они проявили высокий интеллектуальный уровень развития:

1.Всероссийский конкурс «Маленький эрудит» (Язева Анна), 1место.

2.Окружной конкурс «Юный грамотей» (Майер Владимир), 1 место.

3.Онлайн - олимпиада «Проверка логики»- вопросы для умных детей» (Цуба Ева), 1 место.

4.Международный конкурс «Юный вундеркинд»(Хамзин Тимофей), 1 место.

Сама также принимала участвие в конкурсах различного уровня:

1.Всероссийский конкурс «Социальная адаптация детей дошкольного возраста», 1 место.

2.Окружной конкурс «Мой Ямал», номинация «Творческие работы и учебно- методические разработки педагогов. Тренинг «Адаптация детей к условиям детского сада» , 1 место.

3.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия. Семинар- практикум «Воспитание детей с особенностями в поведении», 1 место.

4.«Психология и педагогика - грань опыта и мастерства», 1 место.

На следующий учебный год запланировано проведение мероприятий с родителями: Семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи».

Мастер- класс для родителей по теме: «Веселая кинезиология»,

тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни».

Реализация проекта «Ответственный родитель».

Участие воспитанников в конкурсах различного уровня.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2021-2022г.

Внедрение опыта работы.

Показ открытых мероприятий, конференция с родителями, реализация проекта «Ответственный родитель».

Использование в образовательной деятельности  дидактических пособий «…», «…», картотек «…», «…».

Участие воспитанников в конкурсах различного уровня

Вывод: В течение учебного года провела ряд открытых мероприятий с родителями:

-семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи»,

-мастер- класс для родителей по теме: «Веселая кинезиология»,

- тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни»,

-  реализовала проект «Ответственный родитель».

Применяю в своей работе разработанные мною консультации для родителей: 

  • «Техника расставания»;
  • «Возрастные психологические особенности детей 3-4 (4-5, 5-6, 6-7) лет»;
  • «Какие игрушки необходимы детям»;
  • «Как обеспечить порядок, не говоря детям «нет»?»;

Буклеты:

  • «Адаптация ребенка к ДОУ»;
  • «Развод и ребенок»;

Семинар практикум с элементами тренинга «Детские страхи»;

Мастер- класс  для родителей по теме: «Веселая ктнезиология».

Тренинг «Родительская поддержка ребенка на пороге школьной жизни».

Опубликовала в сборнике «Эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания: проблемы, поиск, опыт, перспективы» статью «Принципы воспитания современных детей»(12.04.2022 г.).

Воспитанники  являются участниками конкурсов:

-всероссийский конкурс «Планета знаний» Николаева Екатерина, 1место.

-международный конкурс «Юные дарования» Меняйленко Полина, 1 место.

- региональный конкурс «Проверка логики»- вопросы для умных детей» Меняйленко Полина, 1 место.

Я сама приняла участие в конкурсах:

1.Всероссийский конкурс «Программа выявления и развития одаренных детей в условиях реализации ФГОС»(08.11.2021 г.)

2.Региональный конкурс «Моя Югра», номинация: «Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия. Семинар - практикум «Поощрения и наказания»(03.11.2021 г.).

3.Международный конкурс: «Арт- терапия в современном образовательном процессе»(11.04.2022 г.)

4.Районный конкурс «Лучшее занятие», февраль 2022 г.

План работы по самообразованию

Срок

Содержание работы

Практический выход

2022-2023 г.

Распространение опыта по теме самообразования

Показ открытых мероприятий на уровне района.

Представление опыта работы на педагогическом совете,  РМО педагогов - психологов ДОУ.

Размещение опыта на сайте социальной сети педагогов Югры «Школлеги», на сайте социальной сети педагогов nsportal.ru, публикация в средствах массовой информации. Участие в конкурсах различного уровня: «Педагогические чтения», «Есть идея», «Открытый детский сад»

Вывод: В течение учебного года на уровне района провела мероприятия «…», Представила опыт работы по теме «…» на педагогическом совете № … «…». С обобщением опыта участвовала в конкурсе «Есть идея». Опубликовала на портале … опыт работы/статью по теме «…».

Мои воспитанники являются участниками/призерами конкурсов различного уровня: Всероссийского/окружного/муниципального.

Участвовала в конкурсах «…», «…», «…».

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.

Тема: «Развлечение «Мое настроение»(2018 г.), развлечение «Страна хорошего настроения»(2018 г.), интеллектуальная игра «Умники и умницы»(2019 г.), клубный час «Смелые, ловкие»(2019 г.), квест-игра(2019 г.), коррекционно - развивающее занятие « На поиски звезд», развлечение: «Поможем Машеньке!»(2019 г.),  развлечение «Планета толерантности!»(2020 г.),

2. Проведение с родителями (законными представителями) беседы - диалога «Улыбка малыша в период адаптации»(2018 г.), семинар- практикум «Возрастные психологические особенности детей 4- 5 лет»(2018 г.), круглый стол «Психологическая готовность детей к школе»(2018 г.), тренинг на сплочение родительского коллектива(2018 г.), тренинг «На пороге школьной жизни»(2019 г.).

 3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «Учимся, играя» (2018 г.); семинар - практикум «Преемственность в работе ДОО и школы» (ноябрь 2019 г.), семинар - практикум «Общение педагога и родителей ДОУ» (молодые педагоги, декабрь 2019 г.), тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»(апрель, 2020 г.),

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «Скоро в школу» (2018 г.);

5. Выставка работ. Тема: «Семья глазами детей» (2018 г.), «Имею право»(2019 г.).

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Адаптация ребенка к ДОУ»(2018 г.), «Использование кинетического песка в работе с детьми ОВЗ»(2019 г.), «Развитие познавательных процессов у детей 3- 4, 5-6, 6-7  лет»(2018 г.).

7. Проект. Тема: «…» (год);

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

Автор

Название

Издательство

Год издания

1  

Антипина, Г. А. 

«Новые формы работы с родителями в современном ДОУ».

«Воспитатель ДОУ», №12

2012

2

Балберова О.Б., Кудрявцева Е.А.

«Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров».

«Учитель»

2016

3

Зверева О.В.

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями

«Феникс»

2020

4

Михайлова-Свирская Л.В. 

«Работа с родителями».

М.: «Просвещение»

2015.

5

Москвина М.В.

«Педагогическое взаимодействие с семьей».

«Учитель»

2016

6

Неумоева-Колчеданцева Е. В.

«Психолого- педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса».

«Юрайт»

2017

7

Ротарь Н.В., Карцева Т.В., Кыласова Л.Е.

«Родительские собрания. Эффективные формы взаимодействия специалистов ДОО и родителей. ФГОС ДО»

«Учитель»

2017

8

Сертакова Н.М.

Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Родительские собрания, встречи за круглым столом, конференции, дискуссии, практикумы

«Учитель»

2018

9

Тонкова, Ю.М

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. 

«Меркурий»

2012