Проектная деятельность

неволина валентина александровна

Предварительный просмотр:

C:\Users\Зам по восп. работе\Desktop\раб.гр.jpeg 

Приложение 1

к приказу заведующего

МАДОУ д/с «Дюймовочка»

от 01 августа 2022 года № 354 - (ОС)

Состав рабочей группы по разработке и реализации проектов, предусмотренных Программой развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка»

№ п/п

ФИО

должность

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников»

Руководитель

Козак Наталья Валерьевна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Члены рабочей группы

Гуляева Екатерина Павловна

Воспитатель

Горохова Ирина Владимировна

Воспитатель

Гисс Татьяна Леонтьевна

Воспитатель

Евстратова Елена Владимировна

Воспитатель

Завтур Наталья Михайловна

Воспитатель

Зиневич Ольга Андреевна

Воспитатель

Зыкова Флера Накиповна

Воспитатель

Илларионова Лилия Локмановна

Воспитатель

Кислицина Анастасия Евгеньевна

Воспитатель

Коробкина Галина Ивановна

Воспитатель

Терентьева Яна Александровна

Воспитатель

Соколовская Жанна Михайловна

Воспитатель

Мелешко Марина Михайловна

Воспитатель

Проект «Кадровый потенциал»

Руководитель

Семенова Светлана Анатольевна

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе

Члены рабочей группы

Неволина Валентина Александровна

Педагог-психолог

Губина Евгения Ивановна

Учитель-логопед

Яровая Татьяна Александровна

Учитель-логопед

Кривоногова Ольга Васильевна

Музыкальный руководитель

Егорова Наталья Александровна

Инструктор по физической культуре

Каргапольцева Елена Николаевна

Воспитатель

Овчинникова Ольга Владимировна

Воспитатель

Терентьева Ольга Федоровна

Инструктор по физической культуре

Захарова Елена Сергеевна

Музыкальный руководитель

Коврижных Анна Анатольевна

Инструктор по физической культуре                                    

Проект «Детский сад и семья – территория сотрудничества»

Руководитель

Мезенина Ирина Викторовна

Старший воспитатель

Члены рабочей группы

Толкунова Светлана Викторовна

Воспитатель

Фатыхова Гульназ Даниловна

Воспитатель

Завтур Наталья Михайловна

Воспитатель

Кузнецова Ирина Павловна

Воспитатель

Кулакова Юлия Юрьевна

Воспитатель

Рашидова Ульвия Акиф Кызы

Воспитатель

Садыкова Линара Ириковна

Воспитатель

Александрова Елена Евгеньевна

Воспитатель

Манжелевская Наталья Геннадьевна

Воспитатель

Лизунова Ольга Владимировна

Воспитатель

Широкова Ирина Викторовна

Воспитатель

Приложение 2

к приказу заведующего

МАДОУ д/с «Дюймовочка»

от 01 августа 2022 года №          - (ОС)

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

1. Патриотическое воспитание дошкольников

1.1.

Заседание 1. рабочей группы по составлению плана мероприятий на учебный год

10.09.2022г.

Козак Н.В., зам зав. по ВМР

1.2.

Реализация проектов по патриотическому воспитанию

в течение года

Воспитатели

1.3.

Проведение мероприятий проектов

в течение учебного года

Воспитатели

1.4.

Заседание 2 рабочей группы по результатам реализации проекта

25.05.2023г.

Козак Н.В.

2. Кадровый потенциал

2.1.

Заседание 1 рабочей группы по разработке системы повышения компетентности педагогических работников

10.09.2022г.

Семенова С.А. зам. зав. по ВМР

2.2.

Корректировка содержания индивидуальных планов передового педагогического опыта

в течение года

Члены рабочей группы

2.3.

Организация обучения в школе молодого воспитателя (консультации, семинары, тренинги и др.)

в течение года

члены рабочей группы

2.4.

Организация обучения работе с детьми с ОВЗ

в течение года

Неволина В.А., педагог-психолог

Семенова С.А., зам. зав. по ВМР

2.5.

Работа консультационного пункта для родителей детей, не посещающих ДОО

в течение учебного года

члены рабочей группы

2.6.

Организация работы «Методическая копилка»

в течение года

Семенова С.А., зам. зав. по ВМР

2.7.

Подготовка участников конкурсов «Педагог года», «Педагогический марафон»

в течение года

Семенова С.А., зам. зав. по ВМР, члены рабочей группы

2.8.

Заседание 2 рабочей группы по результатам реализации проекта

25.05.2023г.

Семенова С.А.

3. «Детский сад и семья – территория сотрудничества»

3.1.

Заседание 1 рабочей группы по разработке плана мероприятий на учебный год

10.09.2022г.

Мезенина И.В., старший воспитатель

3.2.

Обучение педагогов и специалистов новым методам и средствам общения с родителями (законными представителями)

в течение учебного года

Мезенина И.В., старший воспитатель

3.3.

Участие  педагогов и воспитанников МАДОУ в районных, городских  мероприятиях: привлечение родителей (законных представителей)  воспитанников к участию в фестивалях, выставках, конкурсах

в течение года

Воспитатели

3.4.

Организация совместных мероприятий с родителями: клубы по интересам, творческие гостиные, конкурсы, мастерские

в течение года

Воспитатели

3.5.

Функционирование информационного ресурса для оснащения деятельности МАДОУ

в течение учебного года

Воспитатели

Заседание 2 рабочей группы по результатам реализации проекта

25.05.2023г.

Мезенина И.В., старший воспитатель

Лист ознакомления работников с приказом
от 01 августа 2022 года №         - (ОС)

№ п/п

Фамилия, имя, отчество работника

Должность

Подпись работника

Дата ознакомления
с приказом

1.

Александрова Елена Евгеньена

воспитатель

2.

Гисс Татьяна Леонтьевна

воспитатель

3.

Горохова Ирина Владимировна

воспитатель

4.

Губина Евгения Ивановна

учитель-логопед

5.

Гуляева Екатерина Павловна

воспитатель

6.

Евстратова Елена Владимировна

воспитатель

7.

Егорова Наталья Александровна

инструктор по физической культуре

8.

Завтур Наталья Михайловна

воспитатель

9.

Захарова Елена Сергеевна

музыкальный руководитель

10.

Кислицина Анастасия Евгеньевна

воспитатель

11.

Зиневич Ольга Владимировна

воспитатель

12.

Зыкова Флера Накиповна

воспитатель

13.

Илларионова Лилия Локмановна

воспитатель

14.

Каргапольцева Елена Николаевна

воспитатель

15.

Коврижных Анна Анатольевна

инструктор по физической культуре

16.

Козак Наталья Валерьевна

зам.зав. по ВМР

17.

Коробкина Галина Ивановна

воспитатель

18.

Кривоногова Ольга Васильевна

музыкальный руководитель

19.

Кулакова Юлия Юрьевна

воспитатель

20.

Кузнецова Ирина Павловна

воспитатель

21.

Лацик Надежда Мироновна

воспитатель

22.

Манжелевская Наталья Геннадьевна

воспитатель

23.

Мезенина Ирина Викторовна

старший воспитатель

24.

Мелешко Марина Михайловна

воспитатель

25.

Неволина Валентина Александровна

педагог-психолог

26.

Никитина Ольга Владимировна

воспитатель

27.

Овчинникова Ольга Владимировна

воспитатель

28.

Зиннатуллина Фания Зайнуловна

воспитатель

29.

Рашидова Ульвия Акиф кызы

воспитатель

30.

Семенова Светлана Анатольевна

зам.зав. по ВМР

31.

Соколовская Жанна Михайловна

воспитатель

32.

Терентьева Ольга Федоровна

инструктор по ФИЗО

33.

Терентьева Яна Александровна

воспитатель

34.

Толкунова Светлана Викторовна

воспитатель

35

Фатыхова Гульназ Даниловна

воспитатель

36.

Шлемова Анжелика Викторовна

воспитатель

37.

Широкова Ирина Викторовна

воспитатель

38.

Яровая Татьяна Александровна

учитель-логопед



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

Проект

«Кадровый потенциал»

Автор-составитель:

Семенова С.А., зам. зав. по ВМР

г. Советский,

Сентябрь 2022г.

Пояснительная записка

Проект определяет стратегию приоритетного развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» и пути ее реализации на 2022-2025 годы, в нем отражены приоритеты федеральной, региональной, муниципальной политики в сфере образования: обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями;

В проекте представлены основные концептуальные положения функционирования дошкольного образовательного учреждения как системы, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.

В основе организации учебного процесса в МАДОУ д/с «Дюймовочка» лежит взаимодействие всех участников образовательных отношений. Основными участниками образовательного процесса являются дети, родители, педагоги.

Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей в соответствии с требованиями образовательных программ.

Образовательный процесс осуществляется на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» на 2021-2022 учебный год, разработанной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей 4-7(8) лет с тяжелыми нарушениями речи Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» на 2021-2022 учебный год, разработанной с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор: Н.В. Нищева. Обе программы дополняются материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.

Актуальность

Социальный заказ мы понимаем, как спрогнозированный комплекс общих требований общества к качеству дошкольного образования.

       Изучая социальные ожидания в отношении дошкольного образования, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей дошкольной образовательной организации.

       Это:

  • государство;
  • родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогическое сообщество.

С точки зрения государства, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Далее – ФГОС ДО), «…главными результатами дошкольного образования должно стать создание благоприятных условий для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Это означает, что, в дошкольной образовательной организации образовательная деятельность проектируется с учетом состояния здоровья детей, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. 

Концепция модернизации дошкольного образования в качестве приоритетного, определяет направление оптимизации дошкольного образования: обеспечение возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями.

Анализ показывает, что данное направление является актуальным и востребованным педагогами дошкольной образовательной организации, родителями (законными представителями) воспитанников. Они видят дошкольную образовательную организацию как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для развития всех субъектов образовательного процесса.

           Родители (законные представители) воспитанников хотят, чтобы дошкольная образовательная организация обеспечила возможность получения ребенком качественного дошкольного образования и качественную подготовку к школьному обучению, а также создание условий для удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей ребенка.

Педагоги ожидают:

  • создание в дошкольной образовательной организации комфортных психолого-педагогических условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • предоставление возможности для непрерывного повышения профессиональной компетентности по развивающим технологиям обучения;
  • создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.

Цель: Обеспечение возможностями для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями.

Задачи:

1. Создать условия для непрерывного развития потенциала педагогических кадров, обеспечивающих изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

2. Организовать педагогов МАДОУ для участия в педагогических конкурсах и проектах в контексте идей программы развития с целью позиционирования лучшего опыта перед педагогическим сообществом детского сада, с последующим выходом на муниципальный уровень.

3. Создание «Методической копилки» для педагогов с целью популяризации прикладного и инженерного творчества.

Механизмом реализации проекта

- научно-методическое и организационное сопровождение реализации проекта будет осуществляться рабочей группой, созданной из числа администрации, педагогов, родителей воспитанников;

- разработанная концепция будет использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годового плана;

- организация и проведение серии семинаров, способствующих психологической и практической готовности педагогического коллектива к деятельности по реализации проекта;

- подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете.

Проект включает мероприятия, направленные на достижение стратегических результатов развития образовательного учреждения.

Этапы реализации проекта

Проектировочный этап (январь-август 2022г.):

- изучение и анализ Указа Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

- разработка проекта и определение показателей эффективности реализации программы в рамках ее мониторинга;

- разработка системы мониторинга реализации проекта;

Основной   этап (2022 – 2024г.г.):

- реализация проекта;

- научно-методическое и нормативно-правовое сопровождение реализации проекта;

- осуществление системы мониторинга реализации Проекта,

- текущий анализ промежуточных результатов.

Обобщающий этап (2024-2025г.):

- итоговая диагностика реализации основных мероприятий;

- анализ итоговых результатов мониторинга реализации проекта;

- обобщение позитивного опыта осуществления мероприятий проекта;

- определение целей, задач и направлений стратегии дальнейшего развития общеобразовательного учреждения.

Содержание проекта

План мероприятий проекта на 2022-2023 учебный год

Мероприятия проекта

Этапы, сроки их выполнения

Сведения об источниках привлечения трудовых, материальных ресурсов для реализации проекта

Источники финансирования, объем

Участники реализации проекта

1

Изучение качества профессиональной деятельности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога дошкольного образования

2022-2023

Заместитель заведующего по ВМР,  Семенова С.А.

2

Определение личных потребностей педагогов в направлении повышения квалификации

2022-2023

Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А.

3

Повышение квалификации по внедрению современных образовательных технологий

2022-2025

Субвенции, бюджетное финансирование

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А.

4

Организация обучения в школе молодого воспитателя по программе «Дорога к мастерству»

2022-2025

Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования

Старший воспитатель Мезенина И.В.

5

Организация обучения работе с детьми с ОВЗ, составление индивидуальных образовательных маршрутов, сопровождение  развития воспитанников

2022-2025

Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А.

6

Организация работы «Методической копилки»

2022-2025

Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А.

старший воспитатель, Мезенина И.В.

7

Организация сопровождения педагогов – участников профессиональных конкурсов

2022-2025

Бюджетное финансирование, внебюджетный источник финансирования

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А.,

педагог-психолог Неволина В.А.

8

Создание условий для включения педагогов МАДОУ в образовательное пространство: образовательные интернет-сайты, персональные сайты педагогов и т.п.

2022-2025

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А., старший воспитатель Мезенина И.В.

9

Организация тренингов и семинаров-практикумов: «Искусство самопрезентации», «Учимся искусству дискуссии», «Как научиться красиво и убедительно говорить»

2022-2025

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А.

старший воспитатель Мезенина И.В.

10

Представление и награждение лучших педагогических работников МАДОУ муниципальными наградами

2022-2025

Заместитель заведующего по ВМР, Семенова С.А.

Ожидаемый результат:

1. Возрастет самооценка эффективности деятельности до 96%.

2. Доля педагогических работников, владеющих современными образовательными технологиями, составит 100%

3. Будет проведена серия обучающих семинаров для молодых воспитателей

4. Охват индивидуальным сопровождением детей с ОВЗ составит 100%.

5. Будет создан электронный ресурс методических и дидактических материалов для использования в воспитательно-образовательном процессе

6. Участие в распространении передового опыта, создание брошюр, в профессиональных конкурсах примут 100% педагогов.

7. Доля педагогов, имеющих свой персональный сайт, составит 100%.

Финансовое обеспечение Проекта

23

Наименование  мероприятия

Ответственный исполнитель Программы

Источники  финансирования

Финансовые затраты на реализацию Программы (тыс. руб.)

всего

                              в  том числе

2022

2023

2024

2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель: повышение  к 2025 году качества дошкольного образования за счет обеспечения возможности для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями

Обеспечить возможность для непрерывного и планомерного повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с современными требованиями.

1.1.

Создание условий для непрерывного развития потенциала педагогических кадров, обеспечивающих изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Зам.зав. по ВМР

Семенова С.А.

субвенции

30 000

10 000

8 000

7 000

5 000

1.2.

Организация педагогов МАДОУ для участия в педагогических конкурсах и проектах в контексте идей программы развития с целью позиционирования лучшего опыта перед педагогическим сообществом детского сада, с последующим выходом на муниципальный уровень.

Зам.зав. по ВМР

Семенова С.А.

без финансирования

1.3.

Создание «Методической копилки» для педагогов с целью популяризации прикладного и инженерного творчества.

без финансирования

Итого по задаче 2

30 000

10 000

8 000

7 000

5 000



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

ПРОЕКТ

"Это русское раздолье – это Родина моя"

Подготовили члены творческой группы:

Фатыхова Г.Д., воспитатель

Байбородова Е.Ю., музыкальный руководитель

Губина Е.И., учитель-логопед

Каргапольцева Е.Н., воспитатель по изобразительной деятельности

Терентьева О.Ф., инструктор по физической культуре

Завтур Н.М., воспитатель по ИКТ

Неволина В.А., педагог-психолог

г. Советский

Паспорт проекта:

Проект «Это русское раздолье – это Родина моя» реализуется в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Дюймовочка» в рамках сетевого взаимодействия с Уральским государственным педагогическим университетом. Данный проект рассчитан на три месяца (январь, февраль, март). Участниками проекта являются дети старшей и подготовительной группы, педагоги, родители.

Пояснительная записка

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

       О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

Актуальность 

Значимость разработки и внедрения в практику инновационных проектов, подчеркивающих региональную специфику, определена современными запросами, связанными как с социально-культурной парадигмой развития российского сообщества, так и со стратегическими направлениями развития системы образования, зафиксированных в федеральных документах. Так, в ФГОС ДО  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве. На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей  придается  большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе, его культурных ценностях,  о  государстве  и  принадлежности  к  нему.

       Творческая группа нашего детского сад разработала  проект « Это русское раздолье – это Родина моя», потому что наш город Советский - часть великой и огромной  страны Россия. 

Нас  окружают  представители  разных  национальностей:  мы  ежедневно  общаемся, 

вместе  работаем,  учимся,  дружим.  Мы  рассказываем  детям  о  том,  что  каждый  народ имеет  свои  традиции,  обычаи,  материальные,  духовные  и  культурные  ценности, 

сформированные в течение многих тысячелетий. Каждая нация гордится достижениями своего  народа,  великими  представителями  своей  страны  и  вкладом  в  совместное дело  и  общие  победы.

         Наш проект предполагает знакомство с историей русского народа, начиная с простого - знакомства с фольклором, и, прежде всего, со сказкой. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начала любви к своему народу, своей Родине. В рамках нашего проекта дети также  знакомятся с историей возникновения народных праздников,  игр, забав.

       Творческая группа нашего проекта, считает, что его результатом станет: воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, которое должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть.   

Цель проекта: приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности. 

Задачи: 

  1. Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
  2. Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
  3. Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
  4. Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  5. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
  6. Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Этапы реализации проекта

№ этапа

Цель

Мероприятия

1 этап Информационно-аналитический

Сбор информации, формирование базы данных.

Обсуждение основных идей деятельности творческой группы, Определение направлений, задач и содержания инновационной деятельности Распределение направлений работы над проектом

2 этап

Содержательный

Знакомство с русским фольклором.

Формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального).

Беседы.

Православные-фольклорные праздники.

Интегрированные занятия.

Разучивание русских народных игр:

Знакомство с историей возникновения вещей и утвари.

Знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление  о жизни людей в старину.

Беседы.

Развлечения.

Народные игры.

Интегрированные занятия.

Знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

Беседы.

Развлечения.

Семейные праздники.

Создание в группах «Уголок ряженья в русском народном стиле»

Знакомство с фольклором и традициями других национальностей, живущих в нашем городе.

Приобщение детей к культуре разных народов нашего города. Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны. Показать детям  преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежде, речи и т.д. с течением времени.

Беседы.

Развлечения.

Народные игры.

Конкурсы.

Занятия.

Театрализованная деятельность.

3 этап

Заключительный

Обсуждение результатов реализации проекта.

Оформление методических материалов и их презентация.

Подготовка к публикации материалов деятельности ДОУ по проекту.

Проведение итогового мероприятия, демонстрирующего новые формы и методы осуществления совместной деятельности участниками образовательных отношений.

Презентация проекта, оформление выставки методических и дидактических пособий.

Содержание работы: 

Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного). 

Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей). Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека). 

Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры. 

Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка). 

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми 

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

План мероприятий

1 этап. Знакомство с русским фольклором.

Целью знакомства детей с русским фольклором является формирование интереса у детей и родителей к традициям русского народа средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального).

Задачи. знакомство детей с жанрами речевого фольклора (потешки, заклички, дразнилки, пословицы и др.), видами декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, городец), жанрами музыкального фольклора (хороводные песни; календарные и земледельческие песни; лирическая песня), народными музыкальными инструментами, народным танцем (пляска, виды хоровода и др.)

Беседы.

1. «Осень, осень в сени просим».

Цель: познакомить детей с традиционными осенними праздниками; историей их возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви к своему народу через историю.

2. «Ты моя коса – русская краса».

Цель: познакомить детей с обрядовыми обычаями при заплетении кос в старину, воспитывать интерес к истории нашего народа.

3. «Колыбельные песни»

Цель: знакомить детей с колыбельными песнями, объясняя назначение и особенности колыбельных песен; разучивание текста песен, учить петь ласково и протяжно

4. «На окошке два цветочка…»

Цель: знакомить детей с частушками, запевками, прибаутками, как особым жанром  русского фольклора.

5. «Копилка сказок»

Цель: познакомить детей с величайшем богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их, знать наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки.

Православные-фольклорные праздники: «Широкая масленица», «Покров», «Веснянка», «Рождественские святки», «Пасхальные перезвоны», «Троица»

Цели:

  • Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
  • Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
  • Расширять представления детей о жизни в старину.
  • Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
  • Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора: закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
  • Учить понимать смысл пословиц и поговорок, побуждая желание исследовать их.
  • Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
  • Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
  • Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального искусств.

Интегрированные занятия.

1. «В гости к Бабушке-Забавушке»

Образовательные области:

Физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Задачи:

- Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- Развитие двигательной активности детей;

- Расширение кругозора детей в образовательной области художественно-эстетическое развитие.

- Развитие игровой деятельности

- Развитие  связной  речи, творчества, смекалки, эмоциональной отзывчивости; воспитание  интереса к русской бытовой культуре, национальным традициям и обычаям.

2. «Народные чудеса»

Образовательные области: познавательное развитие, физическое  развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Задачи:

- Формировать представление о народном творчестве.

-  Расширить представление о многообразии народных ремесел, жанров народного искусства;

- Закрепить знания детей городецкой росписи: элементы, колорит, композиция, понятие «фольклор», «частушки», «хоровод», «плясовая»;

-  Развивать интонационную выразительность речи, формировать умения отвечать полным ответом, использовать в речи прилагательные, сравнения;

- Способствовать развитию певческих навыков, работать над четкостью артикуляции;

- Развивать двигательную активность;

- Воспитывать у детей творчество, умение создавать свою композицию, любовь к русскому народному творчеству.

3. «Чудесный сундучок»

Цель: 

Приобщать детей к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности (двигательной, игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, изучение произведений русского фольклора). 

Использование жанров речевого фольклора на любом занятии активизирует интерес к занятию, позволяет создать игровую обстановку, развивает память и речь детей и позволяет сформировать у них элементарные представления о народном быте.

Разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Петух», «Веселые ребята», «Горелки», «Зайка», «Бабка Ёжка», «Воробушки», «Мороз-Красный нос», «Лягушки в болоте», «Курочка-хохлатка».

2 этап Знакомство с историей возникновения вещей и утвари.

Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление  о жизни людей в старину.

Задачи:

  • расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
  • способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;
  • закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др, их истории, назначении предметов, их названия;
  • знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;
  • знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.
  • Воспитывать эстетическую отзывчивость.

Беседы.

«Славься, Россия, чудо-мастерами» 

Цель: расширение представлений детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и др. Привить любовь и интерес к русской старине.

«Русская изба»

Цель: Знакомство детей с бытом и нравами русского народа

«Лапти мои – лапти лыковые».

Цель: познакомить детей со старинной обувью лаптями, их изготовлением.

«Печка – каменное сердечко».

Цель: закрепить знания детей о русской печке, рассмотреть ее строение и внешний вид.

«Прялочка - выручалочка».

Цель: знакомство детей с предметами старины: русской прялкой, веретеном.

«Дудочка - погудочка».

Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – дудочкой.

«Эх, балалайка».

Цель: познакомить детей с русским народным инструментом – балалайкой.

«Игрушечных дел мастера»

Цель: познакомить детей с русской старинной игрушкой – нитяной, тряпичной, деревянной куклой.

Развлечения.

«Как у нас на Руси веселились от души».

Задачи:

  1. Формировать представление о том, как играли дети на Руси.
  2. Познакомить с народными играми.
  3. Воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу,  уважение к национальной культуре.

«Украшение пряника».

Задачи:

  • воспитывать у детей любовь к искусству;
  • познакомить с народными художественными традициями;
  • учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки;
  • закреплять навыки аккуратного рисования красками; формировать умение использовать тычок для создания узора.

«Русская ярмарка»

Цели и задачи:

  • Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного посредством музыки, движения и поэтического слова.

Русский сувенир «Чайный сервиз»

Цель: закрепить цикл занятий, посвящённых ознакомлению детей с народно-прикладным искусством (хохлома, дымка, гжель)

Народные игры: «Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».

Интегрированные занятия.

«Как жили люди на Руси»

Программное содержание:

- расширять представления детей о том, как жили люди на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, какую носили одежду в будни и праздники, как ее изготавливали, красили ткани (показать опытным путем, что ткань имеет свойство окрашиваться в разные цвета), как работали и отдыхали, чем занимались в свободное от работы время.

- дать представление о характере русского человека.

- развивать речевую активность посредством русского народного фольклора.

- способствовать развитию дружеских отношений между детьми.

- обогатить словарь детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

«Как жили в старину».

Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе  ознакомления с предметами и бытом старины.

Задачи:

Воспитательные:

  • Формировать элементарные представления об изменении быта на примере истории предметов обихода.
  • Прививать интерес к истории и традициям русского народа.

Образовательные:

•   Продолжать знакомить детей с дидактическими играми , направленными на совершенствование умения характеризовать предметы по внешним признакам.

  • Обсуждать с детьми информацию о предметах, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Развивающие:

  • Дать элементарные представления о жизни в городе и сельской местности с опорой на опыт детей.
  • Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением.

 

3 этап Знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Цель. Формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

Задачи.

  • Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  • Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  • Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
  • Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

Беседы.

Цель: приобщение к русской культуре, ее традициям и обрядам, воспитание бережного отношения к семейным традициям.

- «Песни, хороводы наших бабушек»;

- «Народные игры забавы»;

- «Загляните в семейный альбом»;

Развлечения:

- Семейный праздник «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»

Цель: Укрепить взаимодействие между семьей и ДОУ, используя разнообразные формы работы.

Задачи:

1. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью, через изучение народных и семейных праздников, традиций.

2. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к семейным реликвиям.

3. Укрепить семейные отношения через приобщение к семейным традициям, заложенным старшим поколением.

- «Поверья русского народа»

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

  • Познакомить детей с древнерусскими народными верования в духов природной стихии и жилищ.
  • Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.
  • Вызвать интерес к культуре русского народа.

- «В гостях у бабушки Варварушки».

Цель: создать радостную атмосферу праздника.

Задачи:

  • познакомить детей с осенними посиделками, с русским обычаем делать заготовки на зиму, а после работы отдыхать развлекаться.
  • приобщать к русским народным обычаям и традициям.
  • воспитывать навыки гостеприимства, любовь и уважительное отношение к людям, интерес к русскому фольклору.

Создание в группах «Уголок ряженья в русском народном стиле»

 

4 этап Знакомство с фольклором и традициями других национальностей, живущих в нашей стране.

Цель. Приобщение детей к культуре разных народов нашей страны. Воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны. Показать детям  преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежде, речи и т.д. с течением времени.

Задачи.

  • Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье.
  • Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей
  • Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплоченность и дружбу в детском коллективе.

Беседы.

- «Наша страна».

- «Что значит дружить».

- Серия бесед: «Приглашаем в путешествие».

Задачи

  • формировать интерес к национальностям, проживающим в нашей стране;
  • воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям жителей того или иного края;
  • развивать интерес к художественной литературе народов, населяющую нашу страну;
  • формировать эстетическое отношение к  окружающей природе того или иного края нашей страны;
  • развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности.

Развлечения.

- «Я, ты, он, она вместе дружная семья».

Задачи:

  • познакомить детей с национальными костюмами разных народов,
  • приобщать детей к истокам народной культуры,
  • объяснить, как важно жить в мире.
  • воспитывать чувство уважения друг к друг.
  • формировать интерес к народной музыке,
  • расширить представления о людях разных национальностей.

- «Путешествие с друзьями».

Цель: 

Обобщение, систематизация информации о доброте, милосердии, взаимопонимании.

Формирование чувства уважения к другим людям.

Задачи:

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

2. Развивать творческий потенциал детей.

3. Воспитывать любовь и уважение к людям, умение общаться и жить в социуме.

4. Обобщать понятие «Мы все разные, но мы вместе! »

5. Поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и знания, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Народные игры.

- Башкирские «Юрта», «Медный пень», «Палка-кидалка», «Липкие пеньки», « Стрелок».

- Удмуртские: «Серый зайка», «Игра с платочком», « Догонялки», « Охота на лося», « Водяной».

- Чувашские: «Кого вам?», «Хищник в море», « Рыбки», « Луна или солнце», « Расходитесь!», « Летучая мышь».

- Татарские: «Тюбетейка», «Серый волк», «Продаем горшки», «Скок-перескок», «Хлопушки», «Займи место», «Ловишки», «Жмурки», «Перехватчики», «Тимербай», «Лисички и курочки», «Кто дальше бросит?», «Мяч по кругу», «Спутанные кони». 

- Осетинские: «Осетинские салки»  «Барсы в пещерах»,  «Джигиты соревнуются»,  «Водопад и ветер»,  «Волк и ягнята», «Лягушки»,  «Тохси»

Занятия

- «Народы — как одна семья, хотя язык их разный…»

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре народов нашей страны средствами дидактической игры.

- «Путешествие по России»

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народах, живущих в России, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.

- «Народы России, их язык, обычаи, традиции».

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями «обычаи», «традиция», с традициями и обычаями народов, населяющих Россию.
  • Формировать чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации. Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
  • Развивать внимание, мышление.

Театрализованная деятельность:

- Инсценирование  чувашской народной сказки «Мышка Вострохвостик»

- Театрализованное представление «Нас много на шаре земном»

 Цель: - формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям средствами музыкальной деятельности. 

Задачи: - познакомить детей с различными национальностями, их обычаями, традициями, культурой, учить детей понимать и уважать обычаи, взгляды и традиции других людей; вызвать эмоциональный отклик, доставить радость взаимодействия ребенка и взрослого. Воспитание и развитие детей с учётом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одарённости в музыкальной, танцевальной, театральной деятельности; - воспитывать в детях дружелюбие, стремление к взаимовыручке, умению радоваться успехам других;

Работа с родителями

Консультации для родителей на темы:

  •  «Фольклор в воспитание детей».
  • «Приобщаем детей к народным традициям»
  •  «Народные праздники»
  • «Почему пекут блины в масленичную неделю?»
  • «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»
  • «Коляда, коляда, отворяй ворота»
  • «Сказки, рассказанные на ночь»
  • «Колыбельная для малышей»
  • «Игры, хороводы наших бабушек»
  • «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству»,

Наглядно-текстовая информация для родителей  о народных праздниках:

  • «Моя семья»;
  • «Наши имена»;
  • «Кем я могу гордиться в моей семье»;
  • «Моя родословная»;
  • «Семейные праздники и традиции»;
  • «Песни, игры, хороводы наших бабушек»;
  • «Откуда произошла моя фамилия?»;
  • «Герб моей семьи».
  • Сбор семейных реликвий.
  • Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

Конкурсы

  • «Секреты семейных подарков»,
  • «Любимое блюдо моей семьи»,
  • «Моя родословная»,
  •  «Колобок на новый лад»,
  • «Лучшая частушка о детском саде».
  • «Куклы в национальных костюмах».
  • «Детские рисунки к Дню толерантности».
  • «Ниточки и тряпочки» (на лучшую нитяную или тряпичную игрушку).
  • «Папа наш мастеровой» (резьба по дереву, изготовление деревянных игрушек),

Выставки

  • «Лавка чудес»,
  • «Бабушкин сундук»,  
  • «Наши мамы рукодельницы».

Анкетирование  

«Народное искусство в жизни нашей семьи».

Мастер-классы 

«Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами»,

«Веселая мастерская» - изготовление нитяных игрушек,

«Лоскуток» - лоскутное шитье.

Родительские  собрания «В каждой семье свои традиции»

Круглый стол: «Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями»

Задачи:

1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций;

3. Повышение педагогической культуры родителей;

4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Ресурсы:

Совокупность условий, которые дают возможность реализовать задачи проекта:    организационная структура, кадровый потенциал, бюджет, информационное обслуживание, материально-техническая база проекта, то есть все необходимые средства для реализации проекта.

Риски и пути преодоления рисков

Риски

Пути решения

Экскурсии за пределы ДОО

Организация виртуальных экскурсий

Передвижные выставки экспонатов

Общение со взрослыми

Встречи с интересными людьми

Привлечение социальных партнеров, родителей

Финансовые затруднения

Сбор экспонатов прошлого силами родителей

Изготовление атрибутов

Слабая компетентность педагогов

Повышение квалификации, оказание методической помощи педагогам

Мониторинг

Критерии оценивания проекта

1. Удовлетворённость родителей результатом работы над проектом (созданными условиями, уровнем подготовки ребёнка к школе, интересом ребёнка к образовательному процессу).

2. Повышение кадрового потенциала педагогов ДОУ.

3. Соответствие условий обучения дошкольников ФГОС ДО.

4. Информированность родителей о реализации проекта.

5. Пополнение и улучшение материально-технической  базы  групп на основе сравнения МТБ на начало и конец учебного года.

6. Отсроченный результат: успешность воспитанника подготовительной группы в начальной школе.

Выводы:

В результате реализации проекта дети познакомились с предметами русского быта и их назначением, имеют представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах, познакомились с материалами, орудиями и результатами труда мастеров, с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

У детей развился устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству, сформированы навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Перспективы на будущее

Создать:

Иллюстрированную книгу летописи «Династии»;

Альбомы: «Герб моей семьи», «Национальные костюмы»

 Организовать:

Фотовыставку, ярмарку национальной культуры.

 Транслировать опыт:

На уровне дошкольных образовательных организаций

В сети интернет

Публикации в журналах «Дошкольная педагогика», «Дошкольное воспитание», «Обруч»

Публикация статей в газете «Первая Советская»

Литература:

1. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н.В. Алёшина. М.: ЦГЛ, 2005.

2. Рыжкова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини - музей в детском саду - Москва, 2008г.

3. Александрова Е.Ю., Гордеева Е. П., Постинкова М.П., Попова Г.П. Система патриотического воспитания в ДОУ - Волгоград, 2007г.

4. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - Москва, 2003г.

5. Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина... - Москва, 2003г.

6. Мартынов П.И. Нравственно-патриотическое воспитание - Киев,2000г.

7. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика - Москва, 2004г.