Направления деятельности
Направление деятельности музея
Экскурсионно-просветительская.
Экскурсии в музее школы проводятся для посетителей разной возрастной категории, групповые и индивидуальные, обзорные и тематические.
Темы экскурсий:
-Боевой путь 569-го авиаполка;
-Судьба Героя – рассказ о летчиках 569 ШАП Героях СССР;
-Авиация колыбель космонавтики;
-От крыльев Икара до полетов в космос;
-Вершина мужества;
-История создания музея - обзорная;
- История одного экспоната – презентации.
Интегрированные уроки в школьном музее
ИЗО
«Музей хранитель культуры» - урок посвященный Дню космонавтики.
«Колокола памяти» -роль художника в годы ВОВ
ОБЖ:
Урок-лекция о вредном воздействии человека на окружающую среду «Война и экология»
«Этикет флага» - из раздела государственная символика РФ.
Уроки памяти, посвященные жертвам аварии на Чернобыльской АЭС.
Видео уроки:
Виртуальная экскурсия по музею-панораме Сталинградская битва.
Москва в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
«Моя война» -отцам и дедам – солдатам Великой Отечественной – посвящается.
Работа в социуме
Акции «Доброе сердце» - поездка в пансионат для ветеранов ВОВ №14 (Коньково), поздравление ветеранов ВОВ района на дому.
К праздничным датам –дням воинской славы России ребята готовят концерты, рисуют удивительные открытки, стенгазеты, расклеивают боевые листки на подъездах домов, от всего сердца поздравляют и благодарят людей, подаривших. Родине мирное небо. Доброй традицией стали благотворительные акции в канун дня Победы для ветеранов района и ветеранов Пансионата №14 в Коньково, выезжая к ним с подарками и концертной программой, посещают ветеранов, не имеющих возможности выйти по состоянию здоровья выйти из дома.
Совет музея вместе с пионерским отрядом от Кировской районной пионерской организации проводит Рубежи славы по местам боев Московской области, изучая историю важных сражений, ухаживаем за братскими могилами. Организуем автопамять и экскурсии по Москве и за ее пределами. Участвуем в парадах на Красной площади.
Проводим торжественные митинги в дни воинской славы. Совместно с управой района мы закладывали аллею деревьев на Певческом поле в честь великой Победы нашего народа. Мы ведем исследовательскую работу о Героях Советского союза и Героях России. Устраиваем субботники и торжественные акции возложения цветов у памятного знака на месте утраченных воинских захоронений на Медведковском кладбище и могилы Героя Российской Федерации Маврина Александра Ивановича.
Музей работает в тесном контакте со многими общественными и государственными организациями
- Авиабаза г.Кубинка,
- Музей истории войск ПВО г.Москва,
- Музей авиации г.Монино,
- Ветераны Южного Медведково,
- Совет ветеранов 4 воздушной армии (569 ШАП в составе 4 ВА),
- Военно-инженерным университетом им. Жуковского г. Монино
- С музеями соседних школ,
- Управой района.
Совет музея участвует в конкурсах, олимпиадах и тематических мероприятиях и семинарах районного, окружного и городского уровней, неоднократно отмечался призами и грамотами.
Исследовательская и проектная, поисковая и краеведческая деятельность
«Книга памяти», «Ветеран в моей семье» исследовательские р-ты о ветеранах района Юж.Медведково, интервью с уроков памяти.
Электронные презентации к экспозиции «Вершина мужества» исследовательские работы обучающихся о героях Российской Федерации.
Творческие проекты: «Ил-2: восхождение на пьедестал», «Танк Т-34», макеты самолетов, миниатюры и диорамы сражений и мн. др.
Музей и средства массовой информации
"Учительская газета". 10.09.2019.
Музей участник интернет проекта «Исторический интернет-музей «Московия»»
https://www.moscowia.su/projects/museum/moscow/636-956-l-569-3-r
Вестник московского образования №1 2013 г. Публикация интегрированного урока ИЗО «Мы не дрогнем в бою за столицу свою»
В музее проводятся занятия с активом музея по программе «Школьный музей»
Пояснительная записка
к рабочей программе « Школьный музей»
Музей Боевой Славы 569-го штурмового авиационного, Осовецкого, Краснознаменного, ордена Суворова III степени полка – структурное подразделение ГБОУ СОШ № 956, созданное для изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», на основании приказа Департамента образования г. Москвы от 31.07.2007 г. № 582 «Об утверждении примерного положения о музее государственного образовательного учреждения». Деятельность музея школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся ведется на примере героизма русских авиаторов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Военно-историческое наследие – один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики. Преемственность и повторяемость героических подвигов в истории нашего Отечества были, есть и будут неотъемлемой чертой нашей Родины.
Важнейшей задачей образования, в том числе и школьного, является социальная адаптация учащихся, которая осуществляется в процессе социализации. Социализация связана с освоением социокультурного опыта, формированием нравственных установок и убеждений, знаний и навыков, необходимых для личностного и профессионального самоопределения, выбором ценностных ориентаций.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, творческой и общественной деятельности.
Образование в рамках детского музея общедоступно, вариативно. Деятельность школьного музея социально значима, сплачивает вокруг себя детей, представителей разных поколений и организаций. Школьный музей ‑ это процесс, результат, система и ценность социального взаимодействия.
Для активизации деятельности музея и повышения его образовательно-воспитательного потенциала разработана программа «Школьный музей». Данная программа разработана по рекомендациям Примерной программы внеурочной деятельности основного и среднего образования под редакцией В.А. Горского и авторских программ «Юные музееведы» - автор Д.В. Смирнов, «Юные авиаторы» - автор В.А. Горский (М. : Просвещение. 2013).
Программа предназначена для занятий с ученическим активом музея во внеурочное время; возраст обучающихся 11-15 лет. Программа предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Занятия проходят в кабинете музея. Программа рассчитана на 72 часа. Срок реализации программы: 1 год. Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек.
Цели:
- Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.
-Формирование ключевых компетентностей обучающихся образовательной, коммуникативной, социальной направленности путем приобщения к музейному делу.
Задачи:
-познакомить обучающихся с экспозицией музея;
-способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
-популяризация идей патриотизма и гражданственности: преданность Родине, честность, мужество, доброта и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в деятельности, связанной с защитой Отечества;
- воспитание уважения к Вооруженным силам России;
-уважения к Конституции РФ и символам государства;
-формирование исторического сознания обучающихся и расширение их кругозора;
- расширение социальной активности и творческой инициативы;
- интеграция полученных в школе знаний и навыков в новую сферу деятельности;
- дать и развить первичные навыки музейной работы;
- развитие обучающихся посредством участия в общественно-значимой и исследовательской деятельности музея.
Актуальность данной программы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования у обучающихся высоких морально-этических принципов. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны. К 10-11 годам своей жизни ребенок уже обладает обширным гражданским опытом, переданным ему в ходе семейной и школьной социализации, в принципе владеет достаточно большим багажом знаний о героическом прошлом своего народа. На занятиях в школьном музее этот опыт будет востребован.
Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательно- воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных способностей в форме интегрированных и интерактивных занятий(от простого собирательства к описанию конкретных экспонатов и событий). Занятия в школьном музее способствуют развитию функциональной грамотности путем использования межпредметных знаний и умений в практической деятельности музея, гарантируя социальную адаптацию к реальным социально-экономическим и культурно - историческим условиям, является средством самоидентификации обучающегося т. к. ставит его в позицию деятеля‑ творца, преобразующего информацию, и это приводит к изменениям в деятельности и поведении ученика, в отношениях и самоотношении.
Программа несет интегративный характер, т. к. имеет несколько направлений:
- научно-познавательное – изучение истории и основ музееведения;
- гражданско и военно-патриотическое;
- художественно-эстетическое (оформление выставок, экспозиций, макетирование и др.)
Содержание программы.
Структура программы базируется на изучении экспозиций музея, что дает возможность выстроить работу актива музея по четырем направлениям – экскурсионная, военно-патриотическая, проектно-исследовательская, музееведение и состоит из четырех блоков.
Тема и содержание 1 блока «Юный экскурсовод», целью которого является подробное ознакомление с содержанием разделов экспозиции музея, изучение экспонатов, подготовка к проведению экскурсий.
2 блок «Диалог поколений – живая связь времен» - проведение тематических встреч с ветеранами ВОВ. Участие в школьных и внешкольных мероприятиях, посвященных дням воинской славы.
Цель блока состоит в том, что молодое поколение должно знать своих героев, мотивы проявления любви к Родине стремление к труду во благо Отечества. Пополнение фонда музея новыми материалами. Уважительное отношение к старшему поколению.
3 блок «Музей для детей и руками детей» отражает в себе работу музея путем развития детского творчества и инициативы (оформление стендов, выставок, презентаций, выпуск стенгазеты, макетирование, фондовая работа, участие в конкурсах и мн.др)
Цель:
- сотрудничество, ролевые взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.
- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельностях на базе музея.
4 блок «Музееведение» - освоение элементарных навыков научной музейной работы.
Цели и задачи блока познакомить обучающихся с историей музейного дела.
Ценностные ориентиры и принципы содержания программы.
Формирование патриотического сознания подрастающего поколения граждан России является важнейшей государственной задачей. Создание условий для его пробуждения и реализации, превращение его в потребность – главные цели программы.
Содержание программы основывается на реалиях того исторического пути, который прошло наше государство в ходе формирования принципов гражданского патриотизма. Патриотизм россиян как фундаментальная ценность призван стать важным фактором устойчивого развития России, обеспечения ее защиты и безопасности, авторитета в мире; именно он лежит в основе поведения гражданина.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и свободам и обязанностям человека (Ценности: любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, закон и порядок, гражданское общество);
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания (Ценности: жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, достоинство, уважение родителей, равноправие, ответственность, чувство долга, забота и помощь);
- Воспитание трудолюбия (Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, стремление к познанию, целеустремленность, бережливость);
- Воспитание ценностного отношения к природе (Ценности: родная земля, экологическое сознание);
- Эстетическое воспитание (Ценности: грамотность и культура речи, правила поведения и общения)
Принципы реализации программы согласуются с принципами и направлениями работы школьного музея - пробуждение лучших человеческих качеств через показ массового и индивидуального героизма советских людей, освещение их стойкости, самоотверженности, самопожертвования в годы войны.
- Принцип ориентации на идеал.
- Принцип следования нравственному примеру.
- Принцип идентификации.
- Принцип диалогического общения.
- Принцип системно-деятельной организации воспитания.
- «Музей для детей и руками детей».
- Принцип стимулирования активности.
Основные направления:
- научно-фондовая работа (комплектование, изучение, учет, хранение, и описание музейных предметов);
- экспозиционно-выставочная;
- образовательно-воспитательная и культурно-просветительская работа.
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини-сочинения, рефераты
- Экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций PowerPoint
Форма учебной работы:
- лекционной (обзорные беседы, доклады);
- семинарской (обучение навыкам по сбору материала;
- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка рефератов и др.);
- оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных
фотографиями, создание презентаций, макетов, экспозиций и т.д.);
- организаторско - массовой (проведение экскурсий, игр, конкурсов). Программа Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы
коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.
Во время реализации программы будут использованы:
1. Культурно-просветительская деятельность:
- Обзорные и тематические экскурсии – в течение года
- Мероприятия, посвященные Дням воинской славы – в течение года (музейные уроки, классные часы, уроки Мужества)
2. Поисковая, исследовательская работа:
- Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни – в течение года
- Исследовательская работа по изучению фондов и экспозиции музея - в течение года
3. Работа с фондами
- Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года
- Обновление и дополнение стендов – в течение года
- Создание тематических выставок – в течение года
- Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года
4. Обучение актива музея основам музееведения и экскурсоведения
5.Участие в мероприятиях районного, окружного, городского масштаба
Предполагаемый результат после завершения курса обучения.
Формирование социальных и личностных качеств обучающихся для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитание гражданина, патриота своей Родины.
Проявление заинтересованности, активности, самостоятельности и инициативы в деятельности школьного музея.
Пополнение фонда музея и дальнейшее его развитие.
Знать:
- Функции музея в целом, в том числе школьного музея;
- Фондовую работу музея;
- Направления деятельности музея;
- Основы выставочной, экскурсионной, оформительской, деятельности
музея;
- Формы и методы просветительной и образовательной работ в музее
- Содержание экспозиции музея.
Уметь:
- Вести поиск музейных материалов;
- Собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал;
- Атрибутировать музейный предмет;
- Оформить тематическую выставку и проводить по ней экскурсии;
- Ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве музея;
- Вести интервьюирование;
- Работать с источниками исследований ;
- Оформлять исследовательские проекты;
- Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой
Итогом работы является проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и реализация исследовательских и творческих проектов на различных конкурсах, выставках музеев образовательных учреждений.
Методическое обеспечение программы.
В работе будут задействованы архивные материалы и экспонаты, фонды библиотеки (художественная и документальная литература) фото и видеотека школьного музея, справочные пособия, энциклопедии, интернет, живое общение с ветеранами ВОВ.
Перечень методической литературы
- «Школьный музей» Пособие по изд. ЦВПГ Департамента образования г. Москвы 2011 г.
- « В мире школьных музеев» В.П. Моисеенко. Центр «Школьная книга» Москва 2007 г.
- «Основы музееведения» Э.А Шулепов. Мин.культуры РФ Москва 2009 г.
- «Экскурсоведение». Учебник. Б.В. Емельянов
- «Школьный музей –открытая система». Москва Центр «Школьная книга» 2009 г.
- « Деятельность военно-исторического музея – эффективная форма патриотического и гражданского воспитания обучающихся» Изд. ЦВПГ Москва 2010 г.
- «Туристско-краеведческое движение «Отечество» ЦДЮТиК МО РФ Москва 2004 г.
- «Туристско-краеведческое движение «Отечество» ЦДЮТиК МО РФ Москва 2005 г.
- «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание» Москва ВАКО 2009 г.
- «Занимательный мир музейной педагогики» В.В., Изд «Радость» Москва 2011г.
- В.Ю. Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе» ООО «ВАКА» 2009 г.
- «Дни воинской славы России» Л.А. Побединская Москва 2007 г.
- «Как организовать проектную деятельность в школе» И.С. Сергеев Москва 2010 г.
- «Уроки служения Отечеству» москва «Глобус» 2008 г.
- «Интегрированные уроки» выпуск 2 Изд. «Учитель» Волгоград 2008 г.
- «Наследники победы» практическое пособие Москва 2010 г.
- «Год космонавтики. Познавательно – игровая деятельность 1-11 кл»
Изд. «Учитель» Волгоград 2011 г.
- Исследовательская и проектная деятельность школьников Изд. «Учитель» Волгоград 2011 г.
- Растим патриотов России ЦВПГ г. Москва 2010 г.
- Сборник лекций по истории ВОВ. Москва 1997 г.
- «Пресс-клуб школьная газета» Изд. «Учитель» 2009 г.
- «ВОВ 1941-1945. Сталинградская битва» . Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий»
Изд. Центр «Школьная книга» Москва 2013 г.