Направления деятельности

Шишкова Наталия Геннадьевна

Направление деятельности музея

 

Экскурсионно-просветительская.

Экскурсии в музее школы проводятся для посетителей разной возрастной категории, групповые и индивидуальные, обзорные и тематические.

Темы экскурсий:

-Боевой путь 569-го авиаполка;

-Судьба Героя – рассказ о летчиках 569 ШАП Героях СССР;

-Авиация колыбель космонавтики;

-От крыльев Икара до полетов в космос;

-Вершина мужества;

-История создания музея - обзорная;

- История одного экспоната – презентации.

 

Интегрированные уроки в школьном музее

ИЗО

«Музей хранитель культуры» - урок посвященный Дню космонавтики.

«Колокола памяти» -роль художника в годы ВОВ

ОБЖ:

Урок-лекция о вредном воздействии человека на окружающую среду «Война и экология»

«Этикет флага» - из раздела государственная символика РФ.

Уроки памяти, посвященные жертвам аварии на Чернобыльской АЭС.

Видео уроки:

Виртуальная экскурсия по музею-панораме Сталинградская битва.

Москва в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

«Моя война» -отцам и дедам – солдатам Великой Отечественной – посвящается.

Работа в социуме

Акции «Доброе сердце» - поездка в пансионат для ветеранов ВОВ №14 (Коньково), поздравление ветеранов ВОВ района на дому.

      К праздничным датам –дням воинской славы России ребята готовят концерты, рисуют удивительные открытки, стенгазеты, расклеивают боевые листки на подъездах домов, от всего сердца поздравляют и благодарят людей, подаривших. Родине мирное небо. Доброй традицией стали благотворительные акции в канун дня Победы для ветеранов района и ветеранов Пансионата №14 в Коньково, выезжая к ним с подарками и концертной программой, посещают ветеранов, не имеющих возможности выйти по состоянию здоровья выйти из дома.

      Совет музея вместе с пионерским отрядом от Кировской районной пионерской организации проводит  Рубежи славы по местам боев Московской области, изучая историю важных сражений, ухаживаем за братскими могилами. Организуем автопамять и экскурсии по Москве и за ее пределами. Участвуем в парадах на Красной площади.

       Проводим торжественные митинги в дни воинской славы. Совместно с управой района мы закладывали аллею деревьев на Певческом поле в честь великой Победы нашего народа. Мы ведем исследовательскую работу о Героях Советского союза и Героях России. Устраиваем субботники и торжественные акции возложения цветов у памятного знака на месте утраченных воинских захоронений на Медведковском кладбище и могилы Героя Российской Федерации Маврина Александра Ивановича.

       Музей работает в тесном контакте со многими общественными и государственными организациями

- Авиабаза г.Кубинка,

- Музей истории войск ПВО г.Москва,

- Музей авиации г.Монино,

- Ветераны Южного Медведково,

- Совет ветеранов 4 воздушной армии (569 ШАП в составе 4 ВА),

- Военно-инженерным университетом им. Жуковского г. Монино

- С музеями соседних школ,

- Управой района.

        Совет  музея участвует в конкурсах, олимпиадах и тематических мероприятиях и семинарах районного, окружного и городского уровней, неоднократно отмечался призами и грамотами.

 

 

Исследовательская и проектная, поисковая и краеведческая деятельность

 

«Книга памяти», «Ветеран в моей семье» исследовательские р-ты о ветеранах района Юж.Медведково, интервью с уроков памяти.

Электронные презентации к экспозиции «Вершина мужества» исследовательские работы обучающихся о героях Российской Федерации.

Творческие проекты: «Ил-2: восхождение на пьедестал», «Танк Т-34», макеты самолетов, миниатюры и диорамы сражений и мн. др.

 

Музей и средства массовой информации

"Учительская газета". 10.09.2019.

Музей участник интернет проекта «Исторический интернет-музей «Московия»»

https://www.moscowia.su/projects/museum/moscow/636-956-l-569-3-r

 

Вестник московского образования №1 2013 г. Публикация интегрированного урока  ИЗО «Мы не дрогнем в бою за столицу свою»

 

 

В музее проводятся занятия с активом музея по программе «Школьный музей»

 

Пояснительная записка

к рабочей программе « Школьный музей»

           Музей Боевой Славы 569-го штурмового авиационного, Осовецкого, Краснознаменного, ордена Суворова III степени полка – структурное подразделение ГБОУ СОШ № 956, созданное для изучения и  публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

           Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», на основании приказа Департамента образования г. Москвы от 31.07.2007 г. № 582 «Об утверждении примерного положения о музее государственного образовательного учреждения». Деятельность музея школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся ведется на примере героизма русских авиаторов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Военно-историческое наследие – один из традиционных учебно-воспитательных компонентов отечественной педагогики.           Преемственность  и  повторяемость  героических  подвигов  в  истории  нашего Отечества были, есть и будут неотъемлемой чертой нашей Родины.

            Важнейшей задачей образования, в том числе и школьного, является социальная адаптация учащихся, которая осуществляется в процессе социализации. Социализация связана с освоением социокультурного опыта, формированием нравственных установок и убеждений, знаний и навыков, необходимых для личностного и профессионального самоопределения,  выбором ценностных ориентаций.

            Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, творческой и общественной деятельности.

           Образование в рамках детского музея общедоступно, вариативно. Деятельность школьного музея социально значима, сплачивает вокруг себя детей, представителей разных поколений и организаций. Школьный музей ‑ это процесс, результат, система и ценность социального взаимодействия.

            Для активизации деятельности музея и повышения его образовательно-воспитательного потенциала разработана  программа «Школьный музей». Данная программа разработана по рекомендациям Примерной программы внеурочной деятельности  основного и среднего образования под редакцией В.А. Горского и авторских программ «Юные музееведы» - автор Д.В. Смирнов, «Юные авиаторы» - автор В.А. Горский (М. : Просвещение. 2013).

             Программа предназначена для занятий с ученическим активом музея во внеурочное время; возраст обучающихся 11-15 лет. Программа предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Занятия проходят в кабинете музея. Программа рассчитана на  72 часа. Срок реализации программы: 1 год. Оптимальная наполняемость учебной группы – 12 человек.

Цели:

- Повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.

-Формирование ключевых компетентностей обучающихся образовательной, коммуникативной, социальной направленности путем приобщения к музейному делу.

Задачи:

-познакомить обучающихся с экспозицией музея;

-способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;

-популяризация идей патриотизма и гражданственности: преданность Родине, честность, мужество, доброта и человечность, способность активно участвовать в созидательном процессе, в деятельности, связанной с защитой Отечества;

- воспитание уважения к Вооруженным силам России;

-уважения к Конституции РФ и символам государства;

-формирование исторического сознания обучающихся и расширение их кругозора;

- расширение социальной активности и творческой инициативы;

- интеграция полученных в школе знаний и навыков в новую сферу деятельности;

- дать и развить первичные навыки музейной работы;

- развитие обучающихся посредством участия в общественно-значимой и исследовательской деятельности музея.

           Актуальность данной программы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, ее значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования у обучающихся высоких морально-этических принципов.  Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны. К 10-11 годам своей жизни ребенок уже обладает обширным гражданским опытом, переданным ему в ходе семейной и школьной социализации, в принципе владеет достаточно большим багажом знаний о героическом прошлом своего народа. На занятиях в школьном музее этот опыт будет востребован.

  Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательно-  воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания с учетом возрастных и индивидуальных способностей в форме интегрированных и интерактивных занятий(от простого собирательства к описанию конкретных экспонатов и событий). Занятия в школьном музее способствуют развитию функциональной грамотности путем использования межпредметных  знаний и умений в практической деятельности музея, гарантируя социальную адаптацию к реальным социально-экономическим и культурно - историческим условиям, является средством самоидентификации обучающегося т. к. ставит его в позицию деятеля‑ творца, преобразующего информацию, и это приводит к изменениям в деятельности и поведении ученика, в отношениях и самоотношении.

Программа несет интегративный характер, т. к. имеет несколько направлений:

- научно-познавательное – изучение истории и основ музееведения;  

- гражданско и военно-патриотическое;

- художественно-эстетическое (оформление выставок, экспозиций, макетирование и др.)

 

Содержание программы.

Структура программы базируется на изучении экспозиций музея, что дает возможность выстроить работу актива музея по четырем направлениям – экскурсионная, военно-патриотическая, проектно-исследовательская, музееведение и состоит из четырех блоков.

Тема и содержание 1 блока «Юный экскурсовод», целью которого является подробное ознакомление с содержанием разделов экспозиции музея, изучение экспонатов, подготовка к проведению экскурсий.

2 блок «Диалог поколений – живая связь времен» - проведение тематических встреч с ветеранами ВОВ. Участие в школьных и внешкольных мероприятиях, посвященных дням воинской славы.

 Цель блока состоит в том, что молодое поколение должно знать своих героев, мотивы проявления любви к Родине стремление к труду во благо Отечества. Пополнение фонда музея новыми материалами. Уважительное отношение к старшему поколению.

3 блок «Музей для детей и руками детей» отражает в себе работу музея путем развития детского творчества и инициативы (оформление стендов, выставок, презентаций, выпуск стенгазеты, макетирование, фондовая работа, участие в конкурсах и мн.др)

Цель:

-  сотрудничество, ролевые взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми.

- приобретение начального опыта участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельностях на базе музея.

4 блок «Музееведение» - освоение элементарных навыков научной музейной работы.

Цели и задачи блока познакомить обучающихся с историей музейного дела.

 

Ценностные ориентиры и принципы  содержания программы.

           Формирование патриотического сознания подрастающего поколения граждан России является важнейшей государственной задачей. Создание условий для его пробуждения и реализации, превращение его в потребность – главные цели программы.

           Содержание программы основывается на реалиях того исторического пути, который прошло наше государство в ходе формирования принципов гражданского патриотизма. Патриотизм россиян как фундаментальная ценность призван стать важным фактором устойчивого развития России, обеспечения ее защиты и безопасности, авторитета в мире; именно он лежит в основе поведения гражданина.

          - Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и свободам и обязанностям человека (Ценности: любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, закон и порядок, гражданское общество);

          - Воспитание нравственных чувств и этического сознания (Ценности: жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, достоинство, уважение родителей, равноправие, ответственность, чувство долга, забота и помощь);

          - Воспитание трудолюбия (Ценности: образование, труд, уважение к людям труда, стремление к познанию, целеустремленность, бережливость);

         - Воспитание ценностного отношения к природе (Ценности: родная земля, экологическое сознание);

         - Эстетическое воспитание (Ценности: грамотность и культура речи, правила поведения и общения)

          Принципы реализации программы согласуются с принципами и направлениями работы школьного музея - пробуждение лучших человеческих качеств через показ массового и индивидуального героизма советских людей, освещение их стойкости, самоотверженности, самопожертвования в годы войны.

- Принцип ориентации на идеал.

- Принцип следования нравственному примеру.

- Принцип идентификации.

- Принцип диалогического общения.

- Принцип системно-деятельной организации воспитания.

-  «Музей для детей и руками детей».

- Принцип стимулирования активности.

 

 Основные направления:

- научно-фондовая работа (комплектование, изучение, учет, хранение, и описание музейных предметов);

- экспозиционно-выставочная;

- образовательно-воспитательная и культурно-просветительская работа.

 

Основные методы обучения:

  1. Практические
  2. Рассказ педагога и рассказы детей
  3. Беседы
  4. Дискуссии
  5. Встречи с интересными людьми
  6. Мини-сочинения, рефераты
  7. Экскурсии
  8. Конкурсы, викторины
  9. Составление презентаций PowerPoint

 

 Форма учебной работы:

- лекционной (обзорные беседы, доклады);

- семинарской (обучение навыкам по сбору материала;

- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка рефератов и др.);

- оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных

 фотографиями, создание презентаций, макетов, экспозиций и т.д.);

- организаторско - массовой (проведение экскурсий, игр, конкурсов). Программа Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы

коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.

 

Во время реализации программы будут использованы:

1. Культурно-просветительская  деятельность:

- Обзорные и тематические экскурсии – в течение года

- Мероприятия, посвященные Дням воинской славы – в течение года (музейные уроки, классные часы, уроки Мужества)

2. Поисковая, исследовательская работа:

- Работа с ветеранами ВОВ, Афганистана, Чечни – в течение года

- Исследовательская работа по изучению фондов и экспозиции музея -  в течение года

3. Работа с фондами

- Работа с картотекой и инвентарными книгами – в течение года

- Обновление и дополнение стендов – в течение года

- Создание тематических выставок – в течение года

- Прием и обработка вновь поступивших экспонатов – в течение года

 4. Обучение актива музея основам музееведения и экскурсоведения

 5.Участие в  мероприятиях районного, окружного, городского масштаба

 

Предполагаемый результат после завершения курса обучения.

Формирование социальных и личностных качеств обучающихся для наиболее полной их реализации на благо общества, воспитание гражданина, патриота своей Родины.

 Проявление заинтересованности, активности, самостоятельности и инициативы в деятельности школьного музея.

Пополнение фонда музея и дальнейшее его развитие.

       Знать:

  1. Функции музея в целом, в том числе  школьного музея;
  2. Фондовую работу музея;
  3. Направления деятельности музея;
  4. Основы выставочной,  экскурсионной, оформительской,  деятельности   

        музея;

  1. Формы и методы просветительной и образовательной работ в музее
  2. Содержание экспозиции музея.

                                                         

     Уметь:

  1. Вести поиск музейных  материалов;
  2.  Собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал;
  3.  Атрибутировать музейный предмет;
  4. Оформить тематическую выставку и проводить по ней экскурсии;
  5. Ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве музея;
  6. Вести интервьюирование;
  7. Работать с источниками исследований ;
  8. Оформлять исследовательские  проекты;
  9. Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой  

Итогом работы является проведение экскурсий по экспозиции школьного музея и реализация исследовательских и творческих  проектов на различных конкурсах, выставках музеев образовательных учреждений.

Методическое обеспечение программы.

В работе будут задействованы архивные материалы и экспонаты, фонды библиотеки (художественная и документальная литература) фото и видеотека  школьного музея, справочные пособия, энциклопедии, интернет, живое общение с ветеранами ВОВ.

Перечень методической литературы

 

  1. «Школьный музей» Пособие по изд. ЦВПГ Департамента образования г. Москвы 2011 г.
  2. « В мире школьных музеев» В.П. Моисеенко. Центр «Школьная книга» Москва 2007 г.
  3. «Основы музееведения» Э.А Шулепов. Мин.культуры РФ Москва 2009 г.
  4. «Экскурсоведение». Учебник. Б.В. Емельянов
  5. «Школьный музей –открытая система». Москва Центр «Школьная книга» 2009 г.
  6. « Деятельность военно-исторического музея – эффективная форма патриотического и гражданского воспитания обучающихся» Изд. ЦВПГ Москва 2010 г.
  7. «Туристско-краеведческое движение «Отечество» ЦДЮТиК МО РФ Москва 2004 г.
  8. «Туристско-краеведческое движение «Отечество» ЦДЮТиК МО РФ Москва 2005 г.
  9.  «Отечество: гражданское и патриотическое воспитание» Москва ВАКО 2009 г.
  10. «Занимательный мир музейной педагогики» В.В., Изд «Радость» Москва 2011г.
  11.  В.Ю. Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе» ООО «ВАКА» 2009 г.
  12. «Дни воинской славы России» Л.А. Побединская Москва 2007 г.
  13.  «Как организовать проектную деятельность в школе» И.С. Сергеев Москва 2010 г.
  14. «Уроки служения Отечеству» москва «Глобус» 2008 г.
  15. «Интегрированные уроки» выпуск 2 Изд. «Учитель» Волгоград 2008 г.
  16.  «Наследники победы» практическое пособие Москва 2010 г.
  17.  «Год космонавтики. Познавательно – игровая деятельность 1-11 кл»

      Изд. «Учитель» Волгоград 2011 г.

  1. Исследовательская и проектная деятельность школьников  Изд. «Учитель» Волгоград 2011 г.
  2.  Растим патриотов России ЦВПГ г. Москва 2010 г.
  3.  Сборник лекций по истории ВОВ. Москва 1997 г.
  4.  «Пресс-клуб школьная газета» Изд. «Учитель» 2009 г.
  5.  «ВОВ 1941-1945. Сталинградская битва» . Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий»

Изд. Центр «Школьная книга» Москва 2013 г.