Наш музей.

Шишкова Наталия Геннадьевна

 

Музей Боевой Славы 569 штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного, ордена Суворова III степени полка.

          В 1993 году нашу школу посетил ветеран Великой Отечественной войны, подполковник в отставке, бывший комсомольский вожак штурмового авиационного полка Панфилов Александр Алексеевич и предложил интересный материал для создания музея. Эту идею поддержали директор школы Елена Натановна и военрук Неменок Юлиан Платонович.
              Юлиан Платонович часто организовывал походы и экскурсии по местам боевой славы  Подмосковья. Находки, найденные в экспедициях, хранились в комнате боевой славы. Позднее родилась идея открытия музея в нашей школе.
             Первых посетителей музей принял 5 мая 1995 г. и посвящен боевому пути 569-го штурмового авиационного Осовецкого, Краснознаменного, ордена Суворова III степени полка. Этот полк в годы Второй мировой войны прошел от стен Москвы и до Берлина, совершив немало героических подвигов во славу Отечества.
          Экскурсоводы музея проводят тематические экскурсии, рассказывают о героях-летчиках, о людях, совершивших подвиг, как в годы той ужасной войны, так и в наше время.
           Наш музей – это не собрание экспонатов, а живой организм поиска. Мы проводим исследовательскую работу, изучаем художественную и научную литературу, нами на протяжении многих лет ведется Книга памяти «Живое слово о войне». Это рассказ о боевом пути ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в районе Южное Медведково, ветеранах – блокадниках, альбомы с рисунками, с сочинениями о своих дедушках и прадедушках, бабушках и прабабушках, которые знают о войне не понаслышке.
      Стало доброй традицией в музее проводить вечера встреч выпускников, тех, кто отдал воинский долг Отчизне. Мы организуем встречи с профессиональными военными, с ветеранами - участниками локальных войн. Наши гости – это воспитанники дошкольных учреждений №1282 и №1422, а так же ученики школ района.
           К праздничным датам ребята готовят концерты, рисуют удивительные открытки, стенгазеты, расклеивают боевые листки на подъездах домов, от всего сердца поздравляют и благодарят людей, подаривших Родине мирное небо.
         Доброй традицией стали благотворительные акции в канун дня Победы для ветеранов района и ветеранов Пансионата №14 в Коньково, выезжая к ним с подарками и концертной программой.
        Мы вместе с пионерским отрядом от Кировской районной пионерской организации проводим Рубежи славы по местам боев Московской области, изучая историю важных сражений, ухаживаем за братскими могилами. Организуем автопамять и экскурсии по Москве и за ее пределами. Участвуем в парадах на Красной площади.
           Изучать историю страны не только на уроках и не только по книгам, собирать по крупицам память о людях, которых уже нет с нами - всему этому учит наш музей.
        Принцип «Музей для детей и руками детей» положен  в процесс организации проектно-исследовательской и творческой деятельности учащихся в школьном музее.
       В музее проводятся интерактивные экскурсии с вовлечением экскурсантов в научно-исследовательские мини проекты – заполнение инвентарных карточек и составление легенд экспоната, например описание коллекции марок и значков , посвященных развитию авиационной техники. Слияние во едино мини проектов позволяет создавать тексты тематических экскурсий, а результаты конкурсов на лучшую электронную презентацию «Музейный экспонат» дополняют тему и делают экскурсию более выразительной. При этом широко используется библиотечный, основной и научно-вспомогательный  фонды музея. http://yadi.sk/d/RkZoctji92i48
 
      Использование в качестве наглядного пособия, изучение принципа действия, назначения и описание авиационных приборов являются методом проведения интегрированных уроков физики.
    Цель и задача экскурсий и презентаций на тему «От крыльев Икара до полетов к звездам»», «Авиация колыбель космонавтики» познакомить детей с историей рождения и развития авиации в России, привить чувство гордости за научно-технические достижения народа в области авиации и космоновтики.
     Творческие проекты, взаимосвязь использования музейного собрания и творческого потенциала, способностей и возможностей обучающихся – направлены на оформление  и оборудование музея. В этом направлении музей работает в тесном контакте со школьным кружком  технологии «Умелые руки». Результатом такого взаимодействия стали пристенные витрины с подсветкой, сделанные руками обучающихся. Прекрасным оформлением экспозиции «Современная авиация» являются фотожалюзи, макет которых создавался на дополнительных занятиях ИКТ «Компьютерная аним
 
 
                                                                                     
                                                                       Справка о деятельности и достижениях
1. Военно-исторический музей боевой славы 569-го штурмового, авиационного, Осовецкого, Краснознаменного, ордена Суворова III степени полка создан в 1995 году. Деятельность музея направлена на гражданско- патриотическое воспитание обучающихся.
2. Музей образовательного учреждения является участником и лауреатом международного интернет – проекта - конкурса по созданию электронной книги памяти «Страницы семейной славы» и межрегионального проекта по созданию единого исторического пространства в сети «Интернет» - «Исторический интернет-музей “Московия”».
3. Военно-исторический музея широко известен как участник, лауреат и дипломант городских, окружных, муниципальных конкурсов, олимпиад, тематических выставок, фестивалей, семинаров, конференций.
4. История создания и разносторонняя деятельность музея по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся неоднократно отмечалась в средствах массовой информации.
5. За практическую деятельность по пропаганде среди обучающихся боевых традиций авиации нашей Родины актив музея боевой славы 569-го штурмового авиаполка награжден грамотой Совета Союза ветеранов Московского округа противовоздушной обороны.
6. В 2010 году за многолетнюю активную общественную деятельность по патриотическому воспитанию молодежи Всероссийской политической партией «Единая Россия» музею школы торжественно вручена копия Знамени Победы.
7. В основу деятельности музея положен проект «Диалог поколений – живая связь времен». Основной принцип реализации проекта – «Музей для детей и руками детей». Суть проекта состоит в сборе, обобщении, современной обработке материалов, связанных с драматическими и героическими страницами истории Отечества. Источниками материалов подобного рода являются семейные архивы. Реализация проекта обеспечивается информационной поддержкой, в том числе персональным сайтом «“Линия жизни” сайт школьного музея».
8. Музей в своей деятельности активно выполняет образовательную и воспитательную функции. Технологией воспитания гражданской толерантности является - применение различных форм работы: классные часы, экскурсии, уроки памяти, викторины, интеллектуальные игры, образовательный туризм - экскурсии по местам боевой славы.
9. Для эффективного и комплексного подхода к решению воспитательных задач все направления деятельности музея по формированию толерантных, патриотических качеств и социализации личности обучающихся включены как во внеучебную, так и в учебную деятельность. На предметах гуманитарного, эстетического циклов и уроков ОБЖ обоснованы условия внедрения интегрированного обучения методами музейной педагогики и проектно-исследовательской деятельности. Результатом внедрения интегрированного обучения стали высокие показатели на региональном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников.
10. Большое социальное значение и положительное воспитательное воздействие на обучающихся оказывает участие в районных благотворительных акциях и спортивных мероприятиях, посвященных дням воинской славы России. 
11. Применение информационно-коммуникативных технологий в работе музея привело к расширению информационного пространства. В результате в 2012 – 2013 учебном году установлен контакт с Чикагской Ассоциацией Ветеранов Второй мировой войны в лице Героя СССР летчика 569-го ШАП Борозенца С.Н. Налажена переписка с родственниками погибшего в 1945 г. летчика 569–го полка, Дубровского Р.Ф.
12. Музей ведет образовательную деятельность не только для обучающихся образовательного учреждения, но и оказывает профориентационную методическую поддержку для других социальных групп. В 2012 году на базе музея проходила преддипломную практику студентка Российского государственного социального университета, выпускница школы (2007 г.) Корнеева П.В. Руководителем музея проводятся окружные практические семинары для руководителей музеев образовательных учреждений.
13. Музеем проводится системная программно-методическая работа, обеспечивающая развитие развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся. Помимо примерных программ и рекомендаций, используются адаптированные методические разработки, выявляющие специфику музея и подчеркивающие его сильные стороны.
14. Материально-техническое обеспечение музея в первую очередь составляет фондовая коллекция: экспонаты основного научно- познавательного фондов, библиотека музея (художественная и научная литература по истории Великой Отечественной войны и развитию авиации в России). Музей оснащен всем необходимым оборудованием для демонстрации и хранения экспонатов (витринами, подиумами, настенными клип-витринами, манекенами), цифровой видео-, аудио- и фотоаппаратурой, компьютерами, копировальной техникой, имеет высокоскоростной выход в Интернет.
15. Кадровый ресурс музея составляет 10% от общего числа педагогического коллектива в лице администрации, учителей–предметников. Педагоги имеют высшее образование, первую и высшую квалификационную категории, имеют звания и награды. В Совет музея входят обучающиеся школы (2,5%) и родители. Большой вклад в развитие музея вносят ветераны Великой Отечественной войны и Вооруженных сил Российской Федерации, активно участвуя в образовательно-воспитательном процессе: проводят уроки памяти и музейные занятия, оказывают помощь в проведении мероприятий военно- и гражданско-патриотической направленности.
16. Перспективы развития развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся, воспитанников образовательной организации: расширение образовательного пространства на предметах естественно- научного цикла, расширение музейно-экспозиционного пространства, разработка новых форм и методов музейной работы, развитие связей с общественностью, внедрение информационных технологий, укрепление материально-технической базы. 

 

Тематическая  структура

экспозиции музея Боевой Славы 569-го штурмового авиационного, Осовецкого, Краснознаменного, ордена Суворова 3-ей степени полка.

Экспозиционно - выставочное пространство музея расположено в одном зале площадью 56,6 кв.м на первом этаже здания школы.

Цель экспозиции:

Отразить славные страницы истории Великой Отечественной  войны на примере боевого пути 569-го штурмового авиационного полка в 1941-45гг.; и развитие современной авиации на примере легендарных пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи».

Способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся с использованием методов музейной педагогики.

В основу экспозиционного решения положен комплексно - тематический принцип и музейно - образный метод.

Экспозиция музея делится на 4  раздела.              

  1. Боевой путь 569-го штурмового авиационного полка.   ( ссылка на документы История 569 ШАП            http://yadi.sk/d/T_rJoniYDYyP4 )

 В разделе экспозиции площадью 2,5 х 6 м на шести клип – витринах, одном стенде, на пяти пристенных витринах представлены:

 Стенд - Схема боевого пути полка.

1.1.    Битва за Москву.

 В клип - витрине представлены фотографии первого командира полка Заклепы К. П., комсорга полка Панфилова А. А., который стал инициатором открытия музея в нашей школе, а также групповые фотографии летчиков полка, участвовавших в боях под Москвой, карта обороны Москвы. Клип – витрина содержит рассказ о формировании полка, первом боевом крещении на Калининском фронте в боях за оборону Москвы, о вооружении полка, силе и мощи советского штурмовика ИЛ-2.

1.2.  В боях за Ленинград.

 Клип – витрина  повествует  о героических подвигах полка в боях за  Ленинград. В витрине представлены фотографии командира полка Иванова Г.И., фотографии ведущих летчиков полка Морозова, Гришаева, Иванова, воздушных стрелков Конина и Дунаева; «Письмо о комсомольской доблести» - рассказ о воздушном стрелке Федоре Столярове, повторившем подвиг Маресьева.

1.3.  Освобождение Белоруссии.

 В клип - витрине представлены фотографии лётчиков и технического персонала полка, участвовавших в боях за освобождение Белоруссии, карта наступательной операции Советских войск, воспоминания героя Советского Союза Гришаева И. И. «О боях за освобождении Белоруссии», фотография последнего командира полка   Лизогуба А. Я.

1.4.  Сражения за Польшу.

 Клип - витрина представляет фотографии и биографии лётчиков полка, участвовавших в боях за освобождение Польши: Чебоненко Н. Н., Изотова, Запсельского А.В.,   Рассказывает о героизме личного состава полка,  проявленном при взятии города - крепости Осовец  в Польше; о присвоении 569-му ШАП собственного наименования Осовецкий.

1.5.  В логове врага.

 Рассказывает о подвигах совершенных на территории гитлеровской Германии и битвах за Берлин и содержит следующие фотографии: групповой снимок личного состава полка «569 ШАП перед операцией «Багратион»», «Летный состав полка в День Победы».

1.6.  Подвиг - вошедший в века

Представлены фотографии лётчиков полка, тех, кто дожил до Великой Победы. Копия Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденом Суворова 3-ей степени  569-го штурмового авиационного полка.

В экспозиции представлены портреты  11-ти  лётчиков полка - Героев Советского Союза.

  1. «Где же вы, друзья - однополчане»

Тематический раздел экспозиции рассказывает  о послевоенной судьбе героев полка, их жизни, переписке, встречах.

Раздел составляют: коллаж, в который входят фотография наград командира 569 ШАП А.Я. Лизогуба, черновой вариант (рукопись) книги Андрея Яковлевича о фронтовых подвигах однополчан, портрет командира 569 штурмового авиационного полка А.Я. Лизогуба

В  пристенных  витринах  представлены

Карты, газеты, книги, награды, письма, личные вещи лётчиков полка.

  1.  Современная авиация.

Раздел:  стенд,  две клип – витрины,  пристенная витрина,  две напольные витрины, два подиума занимают площадь 2.5 х 6 кв.м. Художественным оформлением данного экспозиционного раздела являются фотожалюзи с изображением летящих в небе самолетов СУ-27.

2.1.  «Все, что было не со мной, помню…».

      Рассказ о Заслуженном военном летчике СССР полковнике Лизогубе В.А., сыне командира 569 ШАП.

Клип – витрина содержит фотографии Владимира Андреевича, копию Указа о присвоении звания Заслуженного военного летчика; фотографии, письма однополчан отца из семейного архива

2.2.  Русские витязи.

 На стенде представлены фотографии  летчиков и эмблема пилотажной группы «Русские витязи». Стенд повествует о истории создания группы.

2.3.  Стрижи.

 Рассказывает о легендарной пилотажной группе «Стрижи». На стенде представлены фотографии, сделанные учениками школы во время экскурсии на авиабазу в г. Кубинка, статья из газеты «Любить авиацию всегда было не просто».

В пристенной витрине демонстрируются  коллекция авиационных значков, вытяжной парашют «медуза», приборы из системы подачи кислорода.

На подиумах демонстрируются парадная и техническая форма летчика, высотный компенсирующий костюм и гермошлем Заслуженного лётчика В. А. Лизогуба, ракета РС2 – УС, фрагмент приборной доски с самолета

МИГ – 17, парашюты.

Вертикальная напольная витрина «повествует»  о сложности романтической профессии летчика; в ней размещены авиационные приборы, ручка управления самолетом МИГ 25, летная документация, макет истребителя  СУ – 27, радионавигационная и маршрутная карты.

Горизонтальная напольная витрина:

Лента с патронами к пушке для  самолётов МИГ - 17 и СУ – 15, прицел ночного видения, летные планшеты.

Цель экспозиционного раздела:

рассказать учащимся на примере  пилотажных групп о профессии военного лётчика, воспитать чувство гордости  за достижения русской авиации; раскрыть на примере летной династии семьи Лизогуба чувство уважения  к делу своих отцов.

  1.  Коллекция.

Раздел экспозиции рассказывает об  истории создания музея и дальнейшем его развитии.

3. 1. История создания музея

Подиум и пристенная витрина демонстрируют находки времен ВОВ, найденные в походах по Подмосковью учащимися школы под руководством военного руководителя Неменок Ю.П. (каски советских и немецких солдат, пулеметная лента, фрагменты трехлинейной винтовки Мосина, гильзы от патронов, военно-полевой телефон» Маяк»), копию знамени Победы.  Задний план подиума оформлен в виде фотожалюзи с изображением багряного заката.

Диорама с изображением боя, выполненная в черно-красных тонах, дополняет раздел экспозиции и является его художественным оформлением.

Размер диорамы 2 х 6м.

В вертикальной витрине хранятся парадные формы участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. создателя школьного музея подполковника Панфилова А.А. и  Блех  Н.С.

Горизонтальные витрины: подарки от ветеранов ВОВ р-на Южное Медведково и 569 ШАП: газеты, юбилейные значки, карточки на хлеб, военное снаряжение, флаги и др.

3.2. Библиотека музея

В этом разделе демонстрируются ценные книги по военной истории и развитию авиации, переданные в дар музею от ветеранов ВОВ, гостей музея, учащихся школы, жителей микрорайона.

Библиотечный фонд музея размещен на стеллаже в экспозиционном зале.

3.3. Творческие работы учащихся

Макеты самолетов, боевых действий, исследовательские проекты обучающихся школы на темы: «Ветеран в моей семье», «Живое слово о войне», «Они сражались за Родину».

Цели и задачи раздела: пополнение фонда музея с целью создания новых разделов экспозиции и тематических выставок, проектно - исследовательская деятельность обучающихся, связь с общественностью.

  1.  Вершина мужества.     (ссылка на презентацию  http://yadi.sk/d/ZIePGkTdDYw3C )

Раздел экспозиции «Вершина мужества» повествует о героизме советских солдат и офицеров, рассказывает о том, как выполняют свой воинский и гражданский  долг сыновья и внуки Героев Великой Отечественной войны.

На стенде – книжке и пристендовом пространстве помещены портреты, биографии, автографы Героев Российской Федерации, исследовательские работы обучающихся школы о Героях России.

Цель экспозиционного раздела показать, что защита Родины всегда была и во веки веков будет священным долгом настоящего гражданина и патриота; что труд во благо Отечества, высокие достижения в сфере науки и техники, спорта являются также проявлением патриотизма и героизма.

 

   Руководитель музея (педагог – организатор)                     Н.Г. Шишкова