Положение

Шишкова Наталия Геннадьевна

 

Положение

о музее Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова 3-ей степени полка

 

1.     Общие положения

1.1.         Музей Боевой Славы 569-го Штурмового авиационного полка – структурное подразделение ГБОУ СОШ № 956, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.

1.2.         Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Положением.

1.3.         Музей организуется в целях:

- гражданско – патриотического воспитания обучающихся;

-расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;

-формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;

-развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;

-развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов источников по истории Великой Отечественной Войны и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;

-овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

-активного освоения обучающимися истории своей Родины

-развития детского и молодежного самоуправления.

 

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея – военно-исторический.

2.2. Комплектование музейных фондов – базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.

2.3. Предмет музейного значения – движимый памятник истории, находящийся в среде своего бытования.

2.4. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).

2.5. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.

2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

2.7. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.

2.8. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.

 

3. Организация музея

3.1. Организация музея происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности и является результатом краеведческой, туристской и проектно – исследовательской деятельности, а также отражает реальные потребности образовательно – воспитательного процесса.

3.2. Музей создается приказом директора школы. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением.

3.3. Обязательными условиями для открытия музея являются:

-наличие музейного актива, состоящего из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов;

-наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в Инвентарной книге (книге поступлений);

-наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создания выставок и экспозиций.

 

4. Функции и основные направления деятельности

4.1. Основными функциями музея являются:

-создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно – просветительской деятельности школы музейными средствами и методами;

-организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;

-осуществление массово – организационной, культурно – просветительской, методической, информационной, издательской деятельности;

-документирование процессов и явлений, соответствующих основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;

-постоянное развитие экспозиционно – выставочной работы;

-освоение обучающимися культурно – исторического пространства Москвы и Подмосковья.

4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:

-комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;

-экспозиционно – выставочная работа;

-образовательно – воспитательная и культурно – просветительная работа.

 

 

5. Учет и обеспечение сохранности фондов

5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно – вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.

5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.

5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.

5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге).

Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в образовательном учреждении.

5.5.  Все предметы, основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый  музейный предмет.

5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно – вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.

5.7 Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.

5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.

5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет директор ГБОУ СОШ № 956.

5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертиз органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.

5.12. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждение решается директором школы по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.

 

6. Содержание работы

6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно – воспитательными задачами школы, в структуре которой функционирует музей. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности – комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно – выставочной работе, образовательно – воспитательной и культурно – просветительной работе.

6.2. Координацию организационно – методической деятельности музея осуществляет Совет музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.

6.3. Методическое обеспечение работы музея осуществляет Центр военно – патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы и Московской центр физического, военно – патриотического и гражданского воспитания обучающихся.

6.4. В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:

 -систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно – просветительными учреждениями;

-создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;

-презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;

-образовательно – воспитательную и культурно – просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа;

-освоение историко – культурной окружающей среды учениками школы путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Москве, ближнему и дальнему Подмосковью, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;

-популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;

-организацию систематического обучения основам теории и практики и музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в школе.

 

 

7. Руководство деятельностью музея

7.1. Ответственность за деятельность музея несет руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.

7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя государственного образовательного учреждения.

7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности.

7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, музееведов и т.п.

7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно – воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.

 

8. Прекращение деятельности музея.

8.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования города Москвы.

8.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы.

8.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.

8.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в рабочую группу ГОУ Московская городская станция юных туристов, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.