Положение
Положение
о музее Боевой Славы 569-го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова 3-ей степени полка
1. Общие положения
1.1. Музей Боевой Славы 569-го Штурмового авиационного полка – структурное подразделение ГБОУ СОШ № 956, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций.
1.2. Музей осуществляет свою работу в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящим Положением.
1.3. Музей организуется в целях:
- гражданско – патриотического воспитания обучающихся;
-расширения образовательного пространства, совершенствования обучения средствами дополнительного образования;
-формирования исторического сознания обучающихся и расширения их кругозора;
-развития познавательных интересов и способностей детей и молодежи;
-развития социальной активности и творческой инициативы обучающихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и презентации предметов источников по истории Великой Отечественной Войны и общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность;
-овладения практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;
-активного освоения обучающимися истории своей Родины
-развития детского и молодежного самоуправления.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея – военно-исторический.
2.2. Комплектование музейных фондов – базовое направление музейной деятельности. Включает в себя комплекс мероприятий по разработке и реализации программ по выявлению и сбору предметов музейного значения, учету и научному описанию музейных предметов.
2.3. Предмет музейного значения – движимый памятник истории, находящийся в среде своего бытования.
2.4. Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, поступивший в музей, оформленный соответствующим Актом поступления и записанный в Книгу поступлений (инвентарную книгу).
2.5. Экспонат – музейный предмет, выставленный на обозрение в экспозиции, выставке музея.
2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
2.7. Выставка – экспозиция, имеющая, как правило, временный характер или периодически меняющийся состав экспонатов.
2.8. Книга поступлений (Инвентарная книга) – основной документ учета музейных предметов.
3. Организация музея
3.1. Организация музея происходит по инициативе педагогов и обучающихся с привлечением родителей, ветеранов, общественности и является результатом краеведческой, туристской и проектно – исследовательской деятельности, а также отражает реальные потребности образовательно – воспитательного процесса.
3.2. Музей создается приказом директора школы. Деятельность музея регламентируется внутренним Положением.
3.3. Обязательными условиями для открытия музея являются:
-наличие музейного актива, состоящего из обучающихся, педагогов, родителей, выпускников, ветеранов;
-наличие фонда музейных предметов, собранных и зарегистрированных в Инвентарной книге (книге поступлений);
-наличие помещения и оборудования для хранения фондов, создания выставок и экспозиций.
4. Функции и основные направления деятельности
4.1. Основными функциями музея являются:
-создание условий для социализации обучающихся путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно – просветительской деятельности школы музейными средствами и методами;
-организация исследовательской деятельности обучающихся, ориентированная на формирование научных, творческих инициатив и реализующаяся в ходе проектной, поисковой и аналитической работы;
-осуществление массово – организационной, культурно – просветительской, методической, информационной, издательской деятельности;
-документирование процессов и явлений, соответствующих основной теме музея в их историческом развитии, через комплектование фондов музейных предметов, их учетную и научную обработку;
-постоянное развитие экспозиционно – выставочной работы;
-освоение обучающимися культурно – исторического пространства Москвы и Подмосковья.
4.2. Основными направлениями деятельности музея являются:
-комплектование, учет, хранение и описание фондов музейных предметов;
-экспозиционно – выставочная работа;
-образовательно – воспитательная и культурно – просветительная работа.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов
5.1. Все собранные музейные предметы, коллекции, материалы составляют основной, научно – вспомогательный, обменный, библиотечный фонды музея и фонд временного хранения.
5.2. Все поступающие в музей предметы музейного значения подлежат актированию вне зависимости от способа получения (дар, покупка, находка, обмен и т.п.), постоянной или временной формы хранения.
5.3. Выдача музейных предметов из фондов музея (возврат, обмен, передача на время, а также списание в связи с утратой музейных свойств) также производятся путем актирования.
5.4. Все предметы, отнесенные к Основному фонду, подлежат обязательной записи в Книге поступлений (Инвентарной книге).
Книга поступлений (Инвентарная книга) музейных предметов хранится постоянно в образовательном учреждении.
5.5. Все предметы, основного фонда, зарегистрированные в инвентарной книге, подлежат вторичному учету с заполнением Инвентарных карточек на каждый музейный предмет.
5.6. Фонды временного хранения, обменный, библиотечный, научно – вспомогательный (копии, макеты, диаграммы и т.п.) учитываются в отдельных книгах учета по каждому из них.
5.7 Не экспонируемые в данный момент музейные предметы и архивные материалы хранятся в специальных помещениях – фондохранилищах, имеющих ограниченный режим доступа или в экспозиционных помещениях, но в шкафах, обеспеченных запирающими устройствами.
5.8. Обеспечение сохранности экспонируемых материалов достигается применением специального выставочного оборудования, но с обязательным учетом интерактивности этого типа музеев.
5.9. Ответственность за сохранность всех фондов музея несет директор ГБОУ СОШ № 956.
5.10. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.11. Хранение огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, а также находок с мест боевых действий возможно лишь после получения на них актов экспертиз органов МВД, МЧС или Министерства обороны и осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы.
5.12. В случае прекращения деятельности музея вопрос о передаче его фондов в другое государственное образовательное учреждение решается директором школы по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы. Без решения вопроса о передаче фондов, закрепленного соответствующим актом, прекращение деятельности музея не допускается.
6. Содержание работы
6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и конкретными образовательно – воспитательными задачами школы, в структуре которой функционирует музей. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным направлениям музейной деятельности – комплектованию, учету, хранению и описанию фондов музейных предметов, экспозиционно – выставочной работе, образовательно – воспитательной и культурно – просветительной работе.
6.2. Координацию организационно – методической деятельности музея осуществляет Совет музеев государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы.
6.3. Методическое обеспечение работы музея осуществляет Центр военно – патриотического и гражданского воспитания Департамента образования города Москвы и Московской центр физического, военно – патриотического и гражданского воспитания обучающихся.
6.4. В соответствии с планом работы руководитель музея формирует секции, отделы, рабочие группы по каждому направлению, которые осуществляют:
-систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку фондов музея, осуществляя проектную, экспедиционную, поисковую и исследовательскую работу, организуя устойчивые связи с различными административными, общественными организациями, научными и культурно – просветительными учреждениями;
-создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том числе в сотрудничестве с другими музеями;
-презентации музея в процессе участия в различных смотрах и конкурсах;
-образовательно – воспитательную и культурно – просветительную работу музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и массовых мероприятий для обучающихся своего и других образовательных учреждений, родителей и ветеранской общественности, а также населения своего микрорайона, округа;
-освоение историко – культурной окружающей среды учениками школы путем организации походов, экспедиций, экскурсий по Москве, ближнему и дальнему Подмосковью, посещения музеев, театров, выставочных залов, памятных мест;
-популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через средства массовой информации и Интернет;
-организацию систематического обучения основам теории и практики и музейного дела, обмена опытом с целью повышения эффективности функционирования музея в школе.
7. Руководство деятельностью музея
7.1. Ответственность за деятельность музея несет руководитель государственного образовательного учреждения, общее руководство – заместитель директора по воспитательной работе.
7.2. Непосредственное руководство практической работой Музея осуществляет его руководитель, назначенный приказом руководителя государственного образовательного учреждения.
7.3. Перспективное планирование и текущую работу организует Совет музея, избираемый из числа актива музея на общем собрании. Актив музея формируется из представителей ученической, педагогической, родительской и ветеранской общественности.
7.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет из представителей государственных музеев, музееведов и т.п.
7.5. Деятельность музея и эффективность его использования в образовательно – воспитательном процессе обсуждается на педагогическом совете государственного образовательного учреждения не реже одного раза в год.
8. Прекращение деятельности музея.
8.1. Вопрос о прекращении деятельности музея, а также о судьбе его музейных собраний решается руководителем государственного образовательного учреждения по согласованию с Управлением воспитания и дополнительного образования города Москвы.
8.2. Собрания музейных предметов, хранившихся и взятых на учет в музее, вместе со всей учетной и научной документацией актируются и опечатываются. Соответствующие протоколы вступают в силу только после их утверждения в Департаменте образования города Москвы.
8.3. Способ дальнейшего хранения и использования собраний музейных предметов определяется создаваемой для этого экспертной комиссией.
8.4. Копии документации о прекращении деятельности музея должны быть переданы в рабочую группу ГОУ Московская городская станция юных туристов, ответственную за ведение банка данных по музеям образовательных учреждений.