Аттестация педагогических работников. 1. Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. 2.Результаты проф. деятельности пед. работников, аттестуемых в целях установления кк 3.Нормативные документы

Федеральные и региональные нормативные документы 

https://rcdpo.ru/rasporyaditelnye-i-normativnye-do...

 

Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

1. Приказ № 100 от 1 сентября 2023г. об организации аттестации педагогических работников МБОУ ООШ № 26 с целью подтверждения соответствие занимаемой должности в 2023-2024 учебном году

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/30...

2. Список аттестационной комиссии для подтверждения соответствия занимаемой должности педагогических работников в 2023-2024 учебном году

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/30...

3. Список педагогических работников, аттестуемых с целью подтверждения  соответствия занимаемой должности в 2023-2024 учебном году

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/30...

4. График проведения аттестации педагогических работников, аттестуемых с целью соответствия занимаемой должности в 2023-2024 учебном году

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/30...

5. План работы по аттестации педагогических работников на 2023-2024 учебный год

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/30...

6. Общий список, педагогических и руководящих работников,прошедших аттестацию с целью соответствия занимаемой должности

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/30...

7. Перспективный план-график прохождения аттестации и курсов повышения квалификации педагогических работников 

https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/10/30...

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Темрюкский район, посёлок Прогресс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная  общеобразовательная школа № 26

муниципального образования Темрюкский район

Тема педагогического опыта: «Сборник дидактических игр для развития логического мышления и активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Автор:  учитель высшей категории МБОУ ООШ №26

муниципального образования Темрюкский район

Медведева А.Н.

Краснодарский край

город Темрюк 2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

№п\п

Наименование раздела

Стр.

Содержание

1

Пояснительная записка

2

Дидактические игры для учащихся 1-го класса на формирование и закрепление вычислительных навыков

7

3.1

Игры с геометрическим материалом.

14

3.2

Ребусы

19

Дидактические игры для учащихся 2-го класса на формирование и закрепление вычислительных навыков

20

4.1

Игры с геометрическим материалом.

29

4.2

Ребусы

33

Источники

36

Всего страниц

36

“Игра – это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение”.

Щедровицкий Г. П.

Пояснительная записка

Цель сборника: подбор и систематизация дидактических игр по математике для учащихся 1 и 2 классов, направленных на развитие логического мышления и активизации познавательной деятельности на уроках математики.

Задачи:

  • развивать внимание, память, познавательную активность, смекалку,

находчивость, сообразительность.

  • воспитывать волевые качества: организованность, выдержку, умение

 соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива

  •  сделать уроки математики, интересными и увлекательными;
  • дать возможность ученикам  отдохнуть и снять эмоциональную нагрузку;
  • укрепить взаимоотношения в коллективе;
  • воспитывать толерантность и взаимовыручку

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, развития логического мышления, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности». Реализация этих задач требует эффективного  подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на развитие логического мышления учащихся и вызывать интерес. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В связи с этим, особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Игра - самый древний способ  передачи информации. В многочисленных определениях игровой деятельности подчёркивается отсутствие практической направленности, ориентации на результат. А обучение, как учит педагогика -это целенаправленная деятельность, которую учитель  по роду своей профессии призван организовать. Функцию «Обучение с увлечением» прекрасно выполняет дидактическая игра.

 Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, воспитывает пытливость мысли и увлечённость детей, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Работа перспективна, так как работает на главные задачи образования. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактические игры дают возможность развивать у младшего школьника произвольность таких психических процессов, как внимание, память, познавательную активность. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие и  них требует не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Структура дидактической игры:

  • Дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  •  результат (подведение итогов).

 При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. Развивая математические способности, формируя интерес путём активных игр, игр - путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе  игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления.  Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной. При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом. В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом.

Изучение всех геометрических понятий и понятий геометрического характера на уроках математики в начальной школе методично делится на 4 класса по принципу «от простого к сложному». Так, доктор педагогических наук А.В. Белошистая выделяет для изучения в 1 классе понятия: «Точка. Линия – прямая и кривая. Отрезок. Ломаная. Звенья ломаной. Вершина ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Многоугольники. Треугольники и четырёхугольники». Во 2 классе изучаются такие геометрические понятия, как: «Длина ломаной. Прямой угол. Непрямой угол. Прямоугольник. Квадрат».

Формирование геометрических понятий необходимо для того, чтобы дети лучше усвоили содержание изучаемых понятий и умели применять их в процессе учёбы. Закрепить эти знания помогут предложенные в этом сборнике задания. Геометрия расширяет возможности для развития мыслительных способностей учащихся, является прекрасным инструментом для развития творческих способностей, индивидуальности. Работа с геометрическим материалом способствует развитию внимания, умения анализировать геометрический рисунок, обобщать, делать выводы, приучает детей к аккуратности.

 Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. (Толковый словарь русского языка.  С. И. Ожёгов, Н. Ю. Шведова). Ребусы играют не только роль развлекательного момента, но и помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета, подготовки к применению активизирующих технологий в других областях деятельности, в том числе при осуществлении самостоятельного образования. Использование на занятиях готовых ребусов ведёт к тому, что учащиеся с увлечением втягиваются в увлекательный процесс составления ребусов, что влечёт за собой стимулирующее воздействие на их творческий потенциал.

В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в обучении младших школьников дидактических игр. В игре для ребёнка появляется возможность добывать знания самостоятельно, закрепить уже имеющиеся знания. Ученик ощущает радость успеха и уверенность в своих силах. Материал  представлен двумя блоками: Дидактические игры для учащихся 1-го класса;  Дидактические игры для учащихся 2-го класса.   В каждый из них входит по три раздела:  игры на формирование и закрепление вычислительных навыков;  игры с геометрическим материалом; ребусы.

Рекомендуется использовать данный материал на уроках математики в начальных классах, во внеурочной деятельности: «Финансовая грамотность»; «Функциональная грамотность» и другие программы обще-интеллектуальной направленности.

        Каждый педагог может найти несколько минут в учебно - воспитательном процессе для того, чтобы окунуться с младшими школьниками в игровую деятельность. Игры повышают эмоциональный тонус школьника, а без положительных эмоций не может быть плодотворного усвоения материала.

 Использование игровых технологий несомненно даст заметный эффект в развитии детей, а также улучшит эмоциональное состояние детей, поддержит у младших школьников интерес к учебной деятельности. Желаю успехов!

Дидактические игры для учащихся 1-го класса

на формирование и закрепление вычислительных навыков

  1. «Весёлое путешествие»

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков

Средства обучения: карточки с примерами

Содержание игры: карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на несколько команд. По сигналу учителя первый ученик из

команды берёт одну из карточек, читает примеры и называет ответы. При

затруднении ответ даёт кто-либо из команды. Решив все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот берёт другую карточку и начинает отвечать. Взяв последнюю карточку и назвав ответы, ученик переворачивает карточку и читает: «Весёлое путешествие окончено». Он поднимает руку - его команда выполнила задание. При подведении итогов учитывается не только время, но и количество допущенных ошибок, а также сколько раз команда оказывала помощь участнику.

  1. «Подарки для Незнайки»

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 3  ( 5, 6, 7, 8, 9, 10).

Средства обучения: иллюстрации Буратино, Незнайки и Весёлого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Буратино с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Буратино решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может распределить шары и подарить их? Кому сколько?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

  1. «Весёлый клубочек»

Средства обучения: клубок

1 вариант

Дидактическая цель: Воспроизведение приёмов сложения и вычитания, умножения и деления, состава чисел.

Содержание игры: Учитель бросает клубок ученику и составляет пример. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает клубок учителю.

2 вариант

Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т.д. Поочерёдно он даёт ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число. Эта игра имеет множество вариантов. Часто в роли учителя выступает один из учеников.

  1. «Математическая рыбалка»

Дидактическая цель: Закрепление приёмов сложения и вычитания умножения и деления.

Средства обучения:Рисунки 10 рыбок, удочка с магнитом.

Содержание игры: Рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры, размешаются в «ёмкости-море» . Учитель поочерёдно вызывает детей к доске, они «ловят» рыбку, с помощью удочки с магнитом, читают пример, решают, называют ответ. Все ученики находят ответ и показывают карточку с цифрой учителю.

  1. «Лучший космонавт»

Дидактическая цель: Формирование навыков сложения и вычитания.

Средства обучения: карточки с примерами

Содержание игры: учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10.

Вызываются сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут, взявшись за руки, и декламируют:

«Ждут нас быстрые ракеты

На такую полетим!

Для прогулок по планетам.

Но в игре один секрет:

На какую захотим,

Опоздавшим места нет».

Как только сказано последнее слово, учитель выдаёт каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

Игра  «Было – стало»

Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.

Средства обучения: На доске и у каждого ученика на парте рисунок ёлочки и игрушки.

Содержание. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок ёлочки. На ветках «развешивает» слева 3 игрушки, а справа – 2. Дети повторяют те же действия на местах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение: 3 + 2. После того, как он будет решён, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, учащиеся замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется ещё один пример на сложение: 2 + 3. Решив его дети получают тот же ответ: 5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив 3 – 4 пары примеров учащиеся подводятся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

                                     

  1. «Составь круговые примеры»

Дидактическая цель: Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Средства обучения: мел, доска

Содержание игры: учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:

7-5=2    2+6=8     8+2=10     10-8=2   2+5 =7

Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить в любом классе, усложняя задания.

  1. «Почтальон»

Дидактическая цель:Закрепление приёмов умножения и деления (табличные случаи).

Средства обучения: Рисунки домиков, карточки с примерами.

Содержание игры: Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер дома, квартиры, куда отправлено письмо.

  1. «Математическая эстафета№1»

Дидактическая цель: Обучение навыкам быстрого счёта.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.

Содержание игры: Класс разбивается на команды. Для каждой команды учитель на доске пишет примеры. Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды решат все примеры.

Побеждает та команда, которая раньше других правильно решит примеры.

  1. «Математическая эстафета №2»

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.

Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

  1. «Молчанка» (поможет в отработке установления связи между устной и письменной нумерацией)

Средства обучения:абак или карточки с кружочками как на кубике для игры в нарды.

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

  1. «Украсим ёлку игрушками»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Средства обучения: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для учащихся.

Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке – звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку. Учитель должен поощрять слабых детей.

  1. «Хлопки»

Цель игры: закрепления знания десятичного состава двузначного чисел.

Средства обучения: набор счётных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящие справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

  1. «Стук - стук»

Дидактическая цель: закрепление знания по нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения: на доске изображена таблица с двумя разрядами:

Содержание игры: учитель молча стучит карандашом один раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточке с цифрами.

ДЕСЯТКИ

ЕДИНИЦЫ

  1.  «Слушай и считай»:

Средства обучения: карточки с числами от 1 до 10, палочка и ваза (либо другой предмет, издающий громкий звук).

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игр: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза.

  1. «Посмотри вокруг»

Дидактическая цель: закрепить представления о геометрических

фигурах, учит находить предметы определённой формы.

Содержание игры: игра проводится в виде соревнования на личное или командное

первенство. В этом случае класс делится на команды. Учитель предлагает

назвать предметы (которые их окружают) круглой, прямоугольной,

квадратной, четырёхугольной формы, форму предметов, не имеющих

углов, и т.д. За каждый правильный ответ играющий или команда получает

фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два

раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце

игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее

количество очков.

Дидактические игры для учащихся 1-го класса

 с геометрическим материалом.

  1. «Ответы для Незнайки»

Средства обучения: фигурка Незнайки, геометрические фигуры.

Дидактическая цель: закрепить представления о геометрических

фигурах, учит находить предметы определённой формы, сравнивать  их, находить среди других геометрических фигур.

Содержание игры: Класс делится на две команды, вопросы задаются по очереди каждой команде. При правильном ответе, команда  получает балл, а неверном ответе, ход переходит другой команде. Так же можно использовать  эту игру  во время индивидуальных занятий.

-  К нам в гости пришёл Незнайка. Ему хотелось бы узнать:

- Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки?

- Каких фигур больше?

- На сколько?

https://urok.1sept.ru/articles/676906/img1.jpg

- Сколько одинаковых треугольников?

- Сколько квадратов ?

- Сколько четырёхугольников?

- Они одинаковые?

- Есть ли здесь ещё фигуры?

- Сколько всего фигур?

  1.   Задачи – шутки, смекалки, в стихах

Дидактическая цель: развивать внимательность. Закреплять навыки устного счёта.

Средства обучения: сборник с загадками-шутками в стихах.

Содержание игры:  Учитель читает загадки, За каждый правильный ответ, ученик получает «монетку». В конце игры подсчитываются «монетки» и определяется победитель. Можно проводить эту игру командами.

-Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

- Я провёл у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю - среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней мы гостили у бабушки? (4)

- На столе лежали 3 конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?

1)

Я, Сережа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?

2)

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.

3)

Пять щенят в футбол играли,
Одного из них позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет.

4)

Пять щенят плюс мама-лайка,
Сколько будет, сосчитайка-ка?

5)

Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползает теперь жучок?

6)

Известно, что сапожек не носит кошка,
Но мама купила кошке сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка ножки не замочила?

7)

В зоопарке он стоял,
Обезьянок всё считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске.
А 4 спинки грели.
Сосчитать вы их успели? (7)

8)

Я, Серёжа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда научатся,
Сколько нас получится? (6)

9)

Дама сдавала в багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картинку, корзинку, картонку.
И маленькую собачонку.
Но только раздался звонок,
удрал из вагона щенок.
Ребята , считайте быстрей,
Сколько осталось вещей? (6)

10)

Слон, слониха и слонёнок
Шли толпой на водопой.
А навстречу им тигрёнок
Возвращается домой.
Сколько, думай поскорей,
К водопою шло зверей? (3)

11)

Мама яблоки купила,
На тарелку положила,
Их не трудно сосчитать
Красных десять, жёлтых пять.

  1. Ребусы

Дидактическая цель:развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Средства обучения: конверты с ребусами для команд.

 Содержание игры: Класс делится на три команды. Каждой команде выдаётся конверт с ребусами. Учитель засекает время. Выигрывает та команда, которая за короткое время верно разгадала все ребусы и классифицировала ответы по каким-либо признакам.

https://urok.1sept.ru/articles/676906/img15.jpg

Ответы: сорока, родина, точка, восток, опять,, стол, семья, восемь, сестра.

Дидактические игры для учащихся 2-го класса

  1. «Умеете ли вы считать?»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Содержание: для конкурса нам понадобятся по 5 болельщиков от каждой

команды. (Команды выделяют участников конкурса).

Постройтесь в шеренгу. Вы должны досчитать до 30, называя по

очереди числа, начиная с 1, при этом вместо чисел, которые делятся на 2

или оканчиваются на 2 нужно говорить: «Не скажу!». Тот, кто ошибётся,

выбывает из игры и счет начинается сначала. Игра продолжается до тех

пор, пока не останется один участник, команда которого становится

победителем.

  1. «Назови соседей»

Дидактическая цель: закрепить знание ряда чисел и умения

называть соседей числа.

Средства обучения: мячик

Содержание игры: играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мячик должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч

ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

  1. «Цифровая акробатика»

Дидактическая цель: формировать вычислительные навыки.

Средства обучения: набор цифр на карточках.

Содержание игры: учитель вставляет карточки с цифрами в наборное полотно и сообщает правила игры «Цифровая акробатика». В этой игре ученики поочерёдно выходят к магнитной доске и располагают одну карточку с цифрой над другой, строя пирамиду цифр таким образом, чтобы их сумма равнялась числу 20. По ходу её составления все ученики класса по знаку учителя хором называют каждый раз сумму полученной пирамиды цифр. Последний ученик дополняет полученную сумму до 20. После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду цифр с ответом 20. Здесь возможны разнообразные варианты набора чисел, при сложении которых получается число 20. Эти варианты пирамид учитель проверяет у трёх-четырёх учеников. У большинства учащихся они совпадают.

  1. «Загадка»

Дидактическая цель: закрепить нумерацию чисел в пределах 100; десятичный состав числа.

Средства обучения: таблица

Содержание игры: учитель загадывает загадку «Серебристая пила в небе ниточку вила. Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил: хвост у нитки распушил?». Замени число десятками и единицами и в таблице найди буквы. Прочитайте слово и запишите его. Ответ (лётчик)

5 ед.

6 ед.

7 ед.

3 дес.

К

Д

Ч

7 дес.

Т

Л

М

9 дес.

И

Ю

Ё

 

76

97

75

37

95

35

  1. Сбежавшие числа

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Средства обучения:домики с числами.

Учитель вывешивает на доску готовые домики (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живёт в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

  1. Рыболовы

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Средства обучения: рыбки из картона

Содержание игры: на наборном полотне изображён пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды «ловит рыбку» (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берет её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

  1. «Тайна фигур»

Дидактическая цель: развитие умения сравнивать.

Средства обучения: карточки с заданием

Содержание игры: Каждую фигуру буквой замени,                          

Полученное слово правильно прочти.

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его… (квадрат)

  1. «У кого больше рыбок?»

Дидактическая цель: закрепление нумерации чисел в пределах 100.

 Средства обучения:иллюстративное наборное полотно, на котором

изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках

написаны двузначные числа .

Содержание игры: соревнуются две команды, по три – четыре

человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку,

громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать,

сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ

его по десятичному составу.

Если ответы его правильны, то он поймал рыбку; если ученик

ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно).

Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.

  1.  «Незнайка-математик»

Дидактическая цель: формирование умений анализировать, выявлять и исправлять ошибки.

Средства обучения: изображение Незнайки, примеры могут быть

записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки

Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником,

музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много

примеров, и всем детям хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет

делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня

он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим,

какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров,

которые решил Незнайка, исправляют ошибки.

Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники

Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с

новой темой урока.

  1. «Треугольники»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Средства обучения: изображение с заданием.

Содержание: Сколько треугольников изображено в геометрической фигуре? Почему ты так думаешь?

  1. «Тангам»

Дидактическая цель: развитие умения выкладывать из комплекта

геометрических фигур, самые различные силуэты.

Средства обучения: детали танграма

Содержание игры: В игре необходимо соблюдать следующие правила:

1. При составлении изображений используется весь комплект деталей

целиком.

2. Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу .

Начертите на картоне вот такой квадрат(см. рисунок ниже) и разделите его на части.

Для начала попросите обучающегося сложить из этих кусочков снова

квадрат. Лучше, если ребёнок справится с заданием, не глядя на рисунок

квадрата. Но если не получается, то, конечно же, можно воспользоваться

образцом. Из этих фигур выкладываются самые разные силуэты. Ребёнку

проще сделать это, пользуясь образцами с прорисованными составными частями. Контурные образцы более сложны для воспроизведения. Очень полезны реальные рисунки тех предметов, силуэтное изображение которых создаётся с помощью игры-головоломки. В этом случае ребёнку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составит свой вариант. Подобные занятия полезны при подготовке детей к обучению в школе. Тем самым дети учатся систематизировать и структурировать фигуры в соответствии с рисунком.

  1. Игра «Незадачливый математик»

Цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.

Средства обучения: Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками ( в зависимости от времени года, можно снежинки использовать); фигура Медвежонка таблица с выражениями, в которых  есть пропущенные знаки или цифры.

Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.

Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

43 =  __  +  3

57 = 50  + __

___  5    =  10 + 5

__    = 20  +  9

35 = 30    __   5

  40 __ =  40 + 5

   

29

+

40

7

5

10

  1. «Возраст человечка»

Дидактическая цель: развитие логического мышления.

Средства обучения: изображение с заданием.

Содержание игры: сумма всех цифр - это возраст человечка. Задание: определить, кто старше, а кто младше. (Можно выдать                                              карточки для домашнего устного счёта).      

  1.        Игра  «Что перепутал Незнайка?»

Цель: Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.

Средства обучения: Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.

Содержание: Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.

 

 

  1.     Игра «Проводи Красную Шапочку к бабушке»

Цель. Повторение таблицы умножения.

Средства обучения: На магнитной доске – изображения домика бабушки, Красной шапочки, деревьев, кустов, цветов, под которыми записаны примеры на умножение и деление.

Содержание. Игра построена по типу «круговых примеров». Ученики поочерёдно выходят и, решив пример. Передвигают девочку от одного объекта к другому. Игра продолжается до тех пор, пока Красная шапочка не окажется у домика бабушки.

Эту игру можно проводить в форме соревнования. Одна команда будет искать тропинку волка, другая – Красной шапочки. Кто быстрее доберётся до бабушки, тот и победил.

  1.      Игра «Составь поезд»

Цель. Формирование вычислительных навыков. Проверка решения примеров с помощью составления слов.

Средства обучения: Рисунки вагонов с отмеченными на них буквами алфавита – по одной на вагоне – и окошками для записи примеров.

Содержание.   На рисунках вагонов  в пустые клетки записываются примеры на вычитание числа 4. Примерами зашифровываются номера вагонов.  Решив примеры и расставив вагоны по порядку, дети,  читают слово, получившееся из букв на вагоне.

Например, на вагоне с буквой «В» написан пример (5 – 4),  с буквой «А» -

(6 – 4), с буквой «Г» - (7 – 4),  с буквой «О» - (8 – 4), с буквой «Н»

(9 – 4). Составив поезд, дети читают слово «вагон».

http://clipartix.com/wp-content/uploads/2016/04/Train-free-to-use-cliparts.png

Игры с геометрическим материалом.

  1. Средства обучения: геометрические фигуры

- Какие фигуры вы видите на этом чертеже?

- Найди треугольники. Сколько их?

- Сколько одинаковых треугольников?

- Сколько квадратов, четырехугольников? Они одинаковые?

- Есть ли здесь еще фигуры? Сколько всего фигур?

https://urok.1sept.ru/articles/676906/img2.jpg

  1. Средства обучения: геометрические фигуры

- На какие две группы можно разделить фигуры на доске?

- На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?

- Сколько углов у этих фигур?

                       

  1.  Задачи – шутки, смекалки, в стихах

Дидактическая цель: развивать внимательность. Закреплять навыки устного счёта.

Средства обучения: сборник с загадками-шутками в стихах.

Содержание игры:  Учитель читает загадки, За каждый правильный ответ, ученик получает «монетку». В конце игры подсчитываются «монетки» и определяется победитель. Можно проводить эту игру командами.

  1. В детсаду есть …паровоз,
    Шесть автомобилей,
    Чёрный пёс – блестящий нос,
    Белый кот – Василий,
    Восемь куколок в одной
    Кукле деревянной
    И Петрушка заводной,
    Рыжий и румяный.
    Сколько в детсаду игрушек? (19)

Солнце льёт на землю свет,
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в жёлтых платьях
Их ещё двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашёл грибов? (28)

3)

Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)

4)

К внукам бабушка пришла,
Пирожков им испекла.
По два румяных пирожка
Бабушка каждому внуку дала:
Машеньке, Саше, Алёнке, Никите.
А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)

5)

Мой приятель долго шёл,
Пятачок он вдруг нашёл.
Если мы вдвоём пошли.
Сколько пятаков нашли? (если повезёт, ещё найдём)

6)

В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы всех успели? (17)

7)

Вот двадцать зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Шестнадцать бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопятся в школу
Зайчишек зимой? (36)

8)

Было книжек 25,
Да доставили к ним 5.
А потом 2 книжки взяли
И учащимся отдали.
Думать надо очень мало
Отвечайте: Сколько стало? (28)

9)

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4)

10)

Много зверей в зоопарке живёт:
Белый медведь, жираф, бегемот,
Тигр, шимпанзе, лиса и енот,
Слон, леопард, снежный барс и койот.
Кто потрудился зверей сосчитать,
Прошу вас ответ немедленно дать! (11)

11)

Любит порядок мальчик Егорка.
Книги свои он расставил на полки:
Девять книжек на одной
И четыре – на другой.
Сколько на двух полках
Книжек у Егорки? (13)

  1. Ребусы

Дидактическая цель: развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления.

Средства обучения: конверты с ребусами для команд.

 Содержание игры: Класс делится на три команды. Каждой команде выдаётся конверт с ребусами. Учитель засекает время. Выигрывает та команда, которая за короткое время верно разгадала все ребусы и классифицировала ответы по каким-либо признакам.

Ответы: линейка, циркуль, периметр, минус, пример, уравнение, квадрат, школа.

Источники:

  1. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2

классах. - М., 1995.  

  1. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках
  2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные

упражнения. - М.: Просвещение, 1964

  1. Толковый словарь русского языка : 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова – 28-е изд., перераб. – Москва : Мир и Образование, 2017. – 1375 с

Интернет- источники:

https://lpi.sfu-kras.ru/files/3_2.pdf

https://sbornik-fraz.ru/anekdoty/zanimatelnye-zadaniya-po-matematike-2-klass-i-v-shutku-i-vserez-s-otvetami.html

http://rebus1.com/

https://it-doc.info/generatory-rebusov-onlajn-top-5/