Проектная и исследовательская деятельность

Попова Светлана Станиславовна

 

Проекты - это всегда интересно, это всегда что-то новое и полезное. В 2019 году, с ученицей 5 класса Добрыниной Ольгой, мы выполнили проектно-исследовательскую работу на тему "Соль в жизни человека", в 2022 году мы выполнили исследовательскую работу работу "Топонимы родного края", которая заняла на конкурсе научно-исследовательских работ в районе 1 место и направлена на региональный конкурс исследовательских работ, благодаря чему, ученица Бабкина Екатерина была награждена поездкой в Артек. В 2023 году с учеником 5 класса Безгодовым Иваном работали над исследовательской работой "Калимба". Все три работы представлены на данной странице.

Бабкина Екатерина с работой "Топонимы родного края участвовала в районной научной краеведческой  конференции "Цехновские чтения-2023", которые ежегодно проводятся в районном краеведческом музее им. Н.С.Цехновой, участницей которых являюсь и я сама.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соль в жизни человека Работу выполнила: Ольга Добрынина Ученица 5 А класса Руководитель: Учитель географии Попова С.С.

Слайд 2

Цель работы : изучить где соль используется человеком, полезные свойства соли, где и как добывается соль. Задачи: Познакомиться со способами добычи соли. Узнать где в нашей стране расположены месторождения соли. Исследовать свойства соли. Познакомиться с разными способами использования соли и научиться применять их в практической деятельности.

Слайд 3

1. Изучали способы добычи соли, месторождения соли подборка материала. 2. Изучали свойства соли. 3. Знакомились с разными способами использования соли и научиться применять их в практической деятельности. Изготовление поделок с применением соли. 4. Представление результата работы. Этапы исследовательской работы:

Слайд 4

Гипотеза: Соль – это вред или польза для человека? Объект исследования : свойства соли. Предмет исследования : влияние соли на организм человека. Методы исследования : - эксперимент, фото-фиксация; - работа с информационными источниками; - социальный опрос; беседа; - анализ и обобщение информации. Материал для проведения экспериментов : соль, вода, почва, фильтр, посуда.

Слайд 5

Соляные камни на берегу моря.

Слайд 7

История добычи соли на Руси отражена и в названиях старинных русских городов: Соль – Илецк, Соликамск, Усолье – Сибирское, Солигалич, Сольвычегодск .

Слайд 9

В соляной шахте

Слайд 15

Опыты с солью привели нас к следующим выводам: Соль - белого цвета; не имеет запаха; на вкус соленая; растворяется в воде, но не испаряется; соль делает жидкость плотнее; соль подвержена кристаллизации и окрашиванию, кристаллы соли имеют кубическую форму и могут между собой соединяться.

Слайд 21

Социологический опрос показал: что детям мало известно о соли и о том, как соль влияет на организм человека.

Слайд 22

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МКОУ  Кондинская СОШ

7mMlelqHT5Q.jpg

Тема исследовательской работы:

Музыкальный инструмент Калимба.

Исследовательскую работу выполнил

ученик 5 а класса Безгодов Иван

Руководитель : учитель географии

Попова Светлана Станиславовна.

пгт. Кондинское 2023

Содержание

Введение

   Глава I. Теоретическая часть.

                  1. Краткая историческая справка

                  2. Разновидности Калимбы

                 3. Особенности инструмента Калимба

                4. В чём сходство Калимбы и щипковых инструментов народов    

            ханты  и  манси.

   Глава II. Практическая часть.

                  1. Изучаем способы и приёмы игры на инструменте калимба

                  2. Разучиваем небольшие произведения на калимба

   Заключение

   Список литературы и интернет-источников

Введение

Калимба - миниатюрный инструмент, изначально ставший известным в Африке, сегодня очень популярен и в России. Калимбу за её размер часто называют "мини-пианино". Это один из самых маленьких щипковых язычковых инструментов. Есть и другое название — мбира. На деревянном корпусе инструмента имеется ряд тонких пластин, издающих звук при защипывании их пальцами. Самые маленькие калимбы издают тихие и нежные звуки, а те, что побольше, "поют" звонче. Звуками калимбы африканцы убаюкивают детей и общаются с духами предков.

Моё знакомство с этим инструментом произошло совершенно случайно. Я смотрел короткие  видео в Ютубе и наткнулся на видео, в котором играли на калимбе. Меня заинтересовал этот необычный инструмент и я стал искать видеоролики , на которых показывают как играют на калимбе. С этого момента началась моя исследовательская работа об этом инструменте.

Гипотеза: каждый народ имеет свой любимый инструмент, значит инструмент является отражением духовной культуры любого народа.

Цель работы: изучение особенностей музыкального инструмента калимба.

Задачи:

  1. Изучить историю появления калимбы.
  2. Исследовать строение инструмента, образование звука при игре, научиться играть небольшие произведения на инструменте.
  3. Изучить распространение калимбы  по миру (Карта).
  4. Проанализировать и обобщить полученные результаты и исследовать какие щипковые народные инструменты есть у народов ханты и манси. В чём их схожесть с калимбо.

Предмет исследования: народные музыкальные щипковые инструменты, их история происхождения.

Объект исследования: щипковый инструмент калимба.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учащимися на уроках музыки,  на уроках краеведения, классных часах, на экскурсии в районном краеведческом музее.

Этапы работы:

  1. Проанализировать научную и учебную литературу, подобрать необходимую информацию в сети Интернет.
  2. Изучить строение музыкального инструмента и способы звукоизвлечения, научиться играть небольшие музыкальные произведения на инструменте.
  3. Изучить историю возникновения и развития  калимба.
  4. Выяснить, какие щипковые инструменты есть у народов ханты и манси и чем они схожи с калимбо.
  5. Создать презентацию о калимбе.

Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение.

Глава I. Теоретическая часть.

1. Краткая историческая справка

История калимбы насчитывает тысячи лет. Похожие музыкальные инструменты впервые возникли в Африке. Их изобрели дважды: разновидность с бамбуковыми пластинами появилась 3000 лет назад на западном побережье, с металлическими — 1300 лет назад в долине реки Замбези. Такие инструменты вскоре стали популярны по всему континенту, а особую любовь завоевали в Зимбабве. В разных регионах они приобретали новые формы корпуса и расположения нот. Названия у них тоже были разные: мбира, малимба, санза, тимбила, ликембе.

Название «калимба» стали гораздо позже использовать европейцы. С одного из африканских диалектов оно переводится как «маленькая музыка».

Когда американцы начали колонизировать Африку, вместе с рабами калимба добралась до Кубы, Антильских островов и побережья Южной Америки. На Кубе инструмент прижился, появились новые его типы.

В Европу калимбу завез в XX веке английский музыкальный этнограф Хью Трейси. Во время путешествий по Африке он услышал звучание мбиры, которая была традиционным инструментом народа шона. На ее основе Трейси придумал дизайн калимб, адаптированных под западную музыку. Он открыл фирму по их производству, которая существует до сих пор.

2. Разновидности Калимбы

Калимбы разделяют на два вида в зависимости от устройства корпуса:

Сложная (полая). Корпус-резонатор внутри пустой, на нем находится резонаторное отверстие. Благодаря такому строению калимба звучит довольно громко, но отдельные ноты могут быть чуть тише других. Эту разновидность часто выбирают профессиональные музыканты.

Простая (цельная). Это калимба без полого резонатора. Ее корпус состоит из цельной деревянной дощечки, и звучит она тише, зато равномернее. Используется любителями и подходит для игры в домашних условиях.

Калимбы классифицируют и по другим признакам:

размер: маленькие (до 10 см) и большие (10–35 см);

материал: дерево, другие природные материалы, акрил;

форма: прямоугольные, округлые, нестандартные (в виде животных, рыб);

количество и расположение язычков: 10, 15, 17, 20, 22 в один ряд или в несколько.

3. Особенности инструмента Калимба

Конструкция калимбы незамысловатая. Инструмент состоит из двух основных частей:

  • корпус-резонатор;
  • тонкие пластины-язычки разной длины.

Корпус помогает усиливать звук. Он может быть различной формы и обычно изготовлен из дерева, но иногда используют бамбук, высушенные тыквы или панцири черепах.

К корпусу крепится порожек, на котором в ряд зафиксированы металлические или бамбуковые язычки. Они служат источником звука. Их количество варьируется в пределах 4–100, хотя больше 30 бывает редко. В ширину они 3–5 мм, в длину — от 3 до 10 см. Более длинные язычки находятся в центральной части, более короткие — по краям.

Ноты на калимбе расположены необычным образом: от центральных низких более высокие поочередно расходятся к краям. Например, так они будут размещаться на инструменте с 10 язычками, настроенном в тональности До-мажор:

E5

C5

A4

F4

D4

C4

E4

G4

B4

D5

Ми

До

Ля

Фа

Ре

До

Ми

Соль

Си

Ре

10

8

6

4

2

1

3

5

7

9

В первой строке указано буквенное обозначение нот, во второй — слоговое, в третьей — их порядок на клавиатуре обычного фортепиано.

Звучание калимбы мелодичное, переливчатое. Оно напоминает нечто среднее между звоном колокольчиков и звуком фортепиано. Маленькие инструменты негромкие и звонкие, большие — более гулкие, басовитые.

На звучание сильно влияют строй и звукоряд. Современные калимбы встречаются в стандартных мажорных и минорных тональностях, а также в пентатонических и хроматических. Африканские народы используют особую настройку, которая придает традиционным инструментам еще более необычный звук.

4. В чём сходство Калимбы и щипковых инструментов народов

ханты  и  манси.

У ханты и манси широкое распространение имели такие щипковые струнные музыкальные инструменты как семиструнная арфа ("лебедь"), тумран (варган), нарс-юх, кугель-юх, нерыпь, нин-юх, лютня и многие другие. Наличие в народном инструментарии струнных щипковых инструментов всегда свидетельствует о высокой культуре народа, проделавшего нелёгкий путь от простых ударных и шумовых инструментов к более сложным - струнным и многострунным.

Инструменты хантов и манси выдалбливаются самими исполнителями исключительно для себя или близких родственников-мужчин приемом «сверху» из цельной еловой или кедровой плахи корпус ладьевидной формы с выступающим вперед «носом» или, реже, в форме рыбы. Резонирующая полость инструмента закрыта декой, на которой вырезается резонаторное отверстие в форме круга, креста или пятиконечной звезды.

Три или чаще – пять струн инструмента изготавливались из оленьих сухожилий, пропитанных клеем, кишок лося или оленя или медной проволоки. Одним концом струны связывались в узел на «носу» инструмента и закреплялись на «кормовой» поперечине санквылтапа при помощи деревянных шпеньков или птичьих косточек. Вращая эти приспособления, исполнители достигали нужного натяжения струн. Поднятие струн над декой инструмента достигается при помощи специальной подставки, расположенной примерно в 25-30 см от округлого края инструмента. В целях укрепления корпуса инструмента и, особенно, его верхней деки, внутри инструмента мастера устанавливают своеобразный каркас – пружину. Это позволяет улучшить резонаторные свойства инструмента. Внутрь инструмента принято насыпать соль, дробь, класть камни, стеклянные или металлические пластинки, которые должны греметь при встряхивании инструмента музыкантом во время игры.

Инструменты могли иметь различные размеры: от крупных, достигающих 131 см длины и 27 см ширины до составляющих половину их величины. Наиболее распространены инструменты длиной 90-100 см и шириной 15-20 см. Высота или «глубина» корпуса инструмента 5-7 см (встречаются и более «глубокие» корпуса инструментов). Играют на нарс-юхе/санквылтапе только мужчины, сидя на сложенных крест-накрест ногах. Инструмент одной длинной стороной опирается на бедра исполнителя, другой – на тело, т. е. находится в наклонном относительно корпуса исполнителя, положении. Иногда верхняя часть инструмента опирается на левое предплечье, а нижняя упирается в правую ногу исполнителя выше колена. Направленность «носа» и «кормы» инструмента не имеет значения для исполнителя. Тем не менее, часто «нос» нарс-юха/санквылтапа направлен в левую, «сердечную» (т.е. мужскую) сторону. В этом случае более низкие по звуковысотности струны находятся в сравнении с аналогами в культуре прибалтийско-финских народов, в зеркальном отражении, т.е. в инструментах хантов и манси более низкие струны располагаются «сверху» инструмента (примерно там, где в инструменте прибалто-финнов располагается его внутренняя боковая поверхность), а более высокие – «внизу» («внешняя» боковая поверхность).

Играют на инструменте руками или плоской дощечкой-медиатром приемом щипка.

2012_07_16_03.jpg Wrwe234er3w3t34tt4e.jpgterre-koa-17-key-kalimba.jpg

семиструнная арфа                 нарс-юх                                                   калимба

Если сравнить эти инструменты по внешнему виду, то они различны. Различны они и тем, что у инструментов ханты и манси были струны, а у калимбы железные «язычки». Но у всех этих инструментов есть резонаторное отверстие. Так же общее у них то, что на всех этих инструментах играют приёмом щипка.

   Глава II. Практическая часть.

                  1. Изучаем способы и приёмы игры на инструменте калимба

Первое, что стоит сделать - это ознакомиться с самим инструментом, а точнее с его строением. Калимба состоит из двух основных частей - корпус и расположенные на нём металлические язычки. Корпус калимбы может быть цельным или акустическим, а так же может быть изготовлен из различных пород древесины или из акрила. Если материал корпуса никак не влияет на основы игры, то формат имеет значение. Цельной корпус калимбы, который представляет собой деревянную дощечку - прост и удобен, такой инструмент легко вмещается в ладони и достаточно прочен.

Акустический корпус по своему строению похож на корпус гитары - он имеет барабанный формат, за счет чего значительно толще простой доски, а так же у большинства таких корпусов на задней части имеются отверстия, которые можно закрывать пальцами, придавая звучанию дополнительный эффект. Акустический корпус, хоть и больше цельного, играть на на таком инструменте так же достаточно комфортно. Язычки являются неотъемлемой частью калимбы, они изготовлены из металла и на любом виде корпуса расположены одинаково, в верхней части инструмента.

От правильного положения инструмента в ладонях значительно зависит комфорт игры, вы должны свободно доставать пальцами правой и левой руки до всех язычков, с правой и левой стороны, соответственно. Тут нет особых правил, поскольку у каждого человека имеются физиологические особенности, у кого-то пальцы длиннее, у кого-то короче. Самое главное - выбрать для себя такое положение инструмента в руках, чтобы кисти не уставали, иначе вы не сможете продолжительно играть на калимбе и сам процесс не будет доставлять ни какого удовольствия.

Для извлечения звука из калимбы используются большие пальцы обеих кистей рук. Играть можно как подушечками пальцев, так и ногтями, а так же комбинировать оба варианта.

Звук на калимбе, как и на другом инструменте, может извлекаться одиночными нотами и аккордами. Каждый из 17-ти язычков представляет собой одиночную ноту. Аккорды могут извлекаться как нажатием одновременно на два язычка, так и проведением по нескольким язычкам одним пальцем кисти.

Любую мелодию на калимбе можно сыграть по табулатуре, читать табы не сложно, достаточно понять принцип разметки и ориентироваться обозначениям на язычках инструмента.

После того, как вы научитесь играть мелодии по табулатурам, вы сможете самостоятельно подбирать их на слух и составлять свои табы, усложнять их аккордами.

Ну и конечным результатом обучения игры на калимбе является не только импровизированная игра, но и настройка инструмента в различные другие тональности, под определённый жанр и мелодию. Универсальность калимбы заключается именно в возможности изменения тональности, в отличии от других разнообразных музыкальных инструментах.

Постоянное развитие предполагает не только совершенствование виртуозной игры на инструменте, но и приобретение дополнительного оборудования, такого, как звуковая карта и звукоснимательно. Естественно, имеется еще и хроматическая калимба, которая способна на большее, в отличии от 17-ти язычковой, но и играть на ней сложнее.

2. Разучиваем небольшие произведения на калимба

Свой инструмент я получил в качестве подарка на день рождения. Я сразу же стал учиться извлекать сначала отдельные звуки на ней. Потом стал смотреть различные обучающие видеоролики в интернет. И когда освоил способы игры на калимбе, начал разучивать небольшие мелодии. Сегодня я хочу вам представить одну из разученных мной мелодий на этом инструменте.

Заключение

Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век.

В каждой стране есть свой самобытный инструмент, как у нас в России балалайка!

Калимба является народным инструментом стран Африки. Важные события в жизни Африки, праздники и собрания вождей племен непременно сопровождались звучанием мбиры – это ещё одно из названий калимба. Название говорит о том, что она «говорит голосом предков». Музыка, воспроизводимая инструментом, могла быть самой разной по звучанию – нежной и умиротворяющей или воинственно-тревожной. Сегодня калимба не утратила своего значения, используется, как народный инструмент, применяется на фестивалях соло и для аккомпанемента в ансамблевом звучании.

 Поскольку народы африки очень музыкальные люди, мбира присутствовала практически в каждом доме, простота её конструкции и не большая стоимость изготовления делали инструмент доступным большинству людей, не обладающих большим достатком. Учиться игре на мбире, как и на барабанах, учились с самого детства, конечно музыкантами становились далеко не все, а лишь люди обладающие терпением и слухом. Но тем не менее этот инструмент стал  популярен и в других странах из-за его мелодичного и необычного звучания.

Так этот инструмент прижился в Южной Америке, на Кубе, а затем  получил распространение и в Европе.

Изучая народные инструменты ханты и манси, я сравнивал их с калимбо. При этом я сделал вывод, что внешне инструменты не похожи, но схожи по извлечению звука щипковым способом. Так же я узнал, что у каждого народа есть свой любимый народный инструмент, который сопровождает обычных простых людей в их повседневной жизни, скрашивая им обыденность. Так же у каждого народа есть свои любимые мелодии, которые отражают их духовную культуру, самобытность. В мелодиях народных инструментов можно услышать  звуки самой природы, которые завораживают и являются неотъемлемой частью жизни и духовной культуры различных народов мира. А значит наша гипотеза о том, что каждый народ имеет свой любимый инструмент, который  является отражением духовной культуры любого народа, верна.

Поставленные цели и задачи мной достигнуты. Я  изучил особенности  музыкального инструмента калимба,  историю появления калимбы. Исследовал строение инструмента, образование звука при игре, научился  играть небольшие произведения на инструменте. Изучил распространение калимбы  по миру. Проанализировал  и обобщил полученные результаты и исследовал  какие щипковые народные инструменты есть у народов ханты и манси и в чём их схожесть с калимбо. Собранные мной материалы исследования могут быть использованы учащимися на уроках музыки,  на уроках краеведения, классных часах, на экскурсии в районном краеведческом музее.

Список литературы и интернет-источников

  1. Калимба что это такое. https://tulasprav.ru/articles/kalimba-chto-eto-takoe.html
  2. Калимба. музыкальный инструмент о котором мало кто слышал. https://dzen.ru/a/YLw49OFIVAAuk4bp 
  3. История музыкального инструмента калимба. https://kalimbaplay.ru/poleznoe/kalimba-istoriya
  4. У каждого народа своя музыка и музыкальные инструменты! https://www.livemaster.ru/topic/1749169-u-kazhdogo-naroda-svoya-muzyka-i-muzykalnye-instrumenty 
  5. Основы обучения игры на калимбе. https://kalimbaplay.ru/samouchitel 
  6. Азбука Ямала. http://old.vernadsky.ru/files/Publishing/azbuka_yamala.pdf 

    

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема исследовательской работы: Музыкальный инструмент – калимба . Руководитель Попова Светлана Станиславовна Юный исследователь: Безгодов Иван ученик 5 а класса

Слайд 2

Калимба – это миниатюрный инструмент Гипотеза: каждый народ имеет свой любимый инструмент, значит инструмент является отражением духовной культуры любого народа.

Слайд 3

Цель работы: изучение особенностей музыкального инструмента калимба . Задачи: Изучить историю появления калимбы . Исследовать строение инструмента, образование звука при игре, научиться играть небольшие произведения на инструменте. Изучить распространение калимбы по миру . Проанализировать и обобщить полученные результаты и исследовать какие щипковые народные инструменты есть у народов ханты и манси.В чём их схожесть с калимбо .

Слайд 4

Этапы работы: Проанализировать научную и учебную литературу, подобрать необходимую информацию в сети Интернет. Изучить строение музыкального инструмента и способы звукоизвлечения , научиться играть небольшие музыкальные произведения на инструменте. Изучить историю возникновения и развития калимба . Выяснить, какие щипковые инструменты есть у народов ханты и манси и чем они схожи с калимбо . Создать презентацию о калимбе .

Слайд 5

мбира малимба санза тимбила ликембе

Слайд 6

Название калимба появилось позже. С одного из африканских диалектов оно переводится как «маленькая музыка». Но в Африканских странах этот инструмент чаще называют мбира . Название говорит о том, что она «говорит голосом предков».

Слайд 8

английский музыкальный этнограф Хью Трейси

Слайд 9

Калимба Простая (цельная) Сложная (полая)

Слайд 10

Семиструнная арфа ("лебедь") Нарс-юх К алимба

Слайд 12

Король и Шут — Дурак и молния – отличное упражнение для отработки начального ритма.

Слайд 13

Благодарю вас за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: