Внеурочная деятельность.

Попова Светлана Станиславовна

Предварительный просмотр:

МКОУ  Кондинская  СОШ

Рассмотрено  МО                       Согласовано                                  Утверждено

учителей  естественно-               методсоветом                            Директор МКОУ

математического  цикла                                                                 Кондинская  СОШ  

Протокол№______                    Протокол№_____                    ___________________

от_____________2017 г.          от______________2017 г.       от____________2017 г.    

Рабочая  программа

внеурочной  деятельности

«Решение олимпиадных задач  по  географии»

Руководитель: Попова  С.С.

Возраст  учащихся: 5-6  класс

Срок  реализации  программы:

2017 – 2018 уч. год

пгт. Кондинское

2017 г.

Пояснительная записка

Направленность программы: научно – познавательная.

Направление внеурочной деятельности: научно – познавательное.

Вид внеурочной деятельности: познавательно-игровой, проблемно-ценностное общение.

Актуальность программы. Сущность и основное  назначение внеурочной деятельности  заключается в создании  дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной  организации  их свободного времени. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно, открывая и осваивая свой собственный потенциальный дар.

Предметная олимпиада является такой формой организации учебно-воспитательной деятельности школьников, которая в существенной степени способствует  формированию и развитию всесторонней личности.  Олимпиады по географии – это не только массовый вид соревнований учащихся, но и пропаганда географических знаний в занимательной игровой обстановке, возможность проявить свою эрудицию и творческие силы буквально всем учащимся.

Программа вводит ребенка в мир науки «География», дает возможность проверить себя, в свои способности, предусматривает углубление знаний и расширение кругозора, развитие нестандартного мышления. Новизна программы заключается в отборе содержания и использовании на занятиях разнообразных видов заданий, в том числе обучение учащихся самостоятельному конструированию проблемных задач.

Педагогическая целесообразность программы заключается в её реализации с применением ведущих технологий освоения ФГОС ООО: проблемное изложение, «критическое мышление», «коммуникативно-диалоговых» технологий, технологии конструирования изобретательских задач.

Цель программы внеурочной деятельности «Решение  олимпиадных  задач  по  географии» для учащихся 6 классов - повышение интереса к изучению географии, расширение и углубление знаний по предмету, подготовка учащихся к конкурсам и олимпиадам различного уровня.

Задачи программы:

обучающие:

  • формировать и развивать посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • формировать диалектико - материалистическое мировоззрение учащихся, подводя их к более глубокому осознанию мировоззренческих идей развития, целостности, взаимосвязи в природе земли, повышать их научные знания;
  • вооружить учащихся системой знаний и умений по работе с картами разной тематики и содержания, статистическими материалами и справочниками, выполнять простейшие статистические расчеты и составлять комплексные географические описания и характеристики.

развивающие:

  • способствовать развитию географического мышления, применению в работе картографического и статистического методов;
  • формировать образное и пространственное мышление и умение выражать свои мысли и идеи;
  • развивать способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и варианты решений;
  • развивать умения учащихся самостоятельно конструировать проблемные задачи.

воспитательные:

  • воспитывать в детях любовь к своей Родине;
  • навыки работы в группе;
  • культуру общения;
  • воспитывать внимание, целеустремлённость, доброжелательность друг к другу; самостоятельность, инициативность, способность к успешной социализации в обществе;
  • воспитывать навыки самообразования.

Отличительные особенности программы.

Содержание программы внеурочной деятельности расширяет и углубляет программу школьного курса географии.

В программу включены следующие разделы:

  1. Развитие географических знаний о Земле
  2. Земля как планета Солнечной системы
  3. Географическая карта – модель земной поверхности
  4. Оболочки Земли

В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент программыа, где развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;  учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся; обеспечение преемственности начального общего, основного и  разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования; особенностей каждого учащегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Повторение, изучение, обобщение теоретического материала составляет не основу курса, а является вступительным, начальным этапом каждого занятия. Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов, таблиц, схем, кратких и четких определений.

Основная часть времени отводится на разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям (насколько этот термин вообще применим к олимпиадным заданиям), знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы.

Теоретическая информация предлагается учащимися на занятии как продукт самостоятельной деятельности в разных формах: в виде докладов, коротких сообщений, презентаций, конструирования изобретательских задач или в игровой форме. Занятия проводится в форме игры с обязательным использованием атласов и настенных карт.

Задания охватывают практически все темы, предусмотренные школьно программой для данных классов, выходят за её рамки и сгруппированы не только по разделам, но и по трём уровням сложности:

  • задания базового уровня сложности предполагают хорошие теоретические знания по предмету;
  • задания повышенного уровня сложности – выявляются не только глубина знаний, но и практические навыки школьников;
  • задания высокого уровня сложности направленные на выявление географического кругозора и логического мышления.

Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации

(работа со статистическими материалами, построение и анализ графиков, диаграмм,  подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации – литературные источники, периодическую печать, информационные ресурсы Интернет).

Реализация программы даёт возможность для интеллектуального развития и участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения:

Практические: подготовка сообщений/ рефератов;   информационно-поисковая деятельность; выполнение практических работ; игровые формы; проблемные ситуации; участие в  олимпиадах  различного уровня, в том числе и в дистанционных;

Наглядные:  использование схем, таблиц, карт, рисунков, моделей, образцов, ЦОР, ЭОР.

При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: викторины; игры- путешествия, мини – олимпиады и др.

Возраст детей: 11-12 лет, учащиеся 6 классов. 

Срок реализации программы: 1 год. 

Формы занятий:

  1. Работа с номенклатурой (задания на знание географической карты).
  2. Работа с географическими терминами и понятиями.
  3. Повторение и закрепление географических правил и закономерностей.
  4. Задания на расширение географического кругозора (занимательные геофакты и события).
  5. Задания на знание географических открытий и путешественников.  

Форма обучения: очная.

Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу, всего 35 часов в год.

Планируемые результаты и формы их оценки

Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

1) ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

2) гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными  и предметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); вычитывать все уровни текстовой информации; уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД: •        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Формирование ИКТ- компетентности учащихся

Создание графических объектов

Ученик научится: • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов; создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами;

Коммуникация и социальное взаимодействие

Ученик научится: выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией; участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;

Моделирование, проектирование и управление: проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности

Ученик научится:  выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;  отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом, работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Ученик научится:  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:  определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Ученик научится: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому; интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Работа с текстом: оценка информации

Ученик научится откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Программа «Решение  олимпиадных  задач  по  географии» обеспечивает достижение воспитательных результатов в соответствии с возрастом учащихся:

Первый уровень – приобретение учащимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни на уровне взаимодействия с педагогом. Ребёнок осваивает личностные универсальные учебные действия – самопознание, самоопределение, позволяющие выработать жизненную позицию самого себя («Я – школьник»);

Второй уровень – получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом на основе взаимодействия школьников друг с другом на уровне группы, класса, школы, то есть в защищённой ему среде. Школьник начинает осознавать свою сопричастность с своей стране, у него формируется чувство патриотизма, возникает потребность в изучении географии своего государства.

Формы оценки планируемых результатов: беседы, наблюдения, олимпиады и конкурсы различных уровней.

Форма поведения итогов реализации программы: итоговое занятие.

Показателем эффективного освоения программы является уровень общего развития ребёнка: положительное отношение к окружающему миру, стремление к самообразованию  и самореализации, желание принимать участие в олимпиадном движении.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле

3

1

2

Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы

3

1

2

Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности

11

1

10

Раздел 4. Оболочки Земли

15

4

11

Обобщение знаний

3

3

Итого

35

7

28

Содержание программы внеурочной деятельности по географии «Решение  олимпиадных  задач  по  географии»

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 3 ч.

Задачи раздела. Углубить и расширить представления школьников о возникновении науки география, развитии географических знаний; развивать умения вести поисковую работу, анализировать маршруты  путешественников, находить имена путешественников на географической карте, составлять и решать кроссворды, ребусы, головоломки, что позволит более доступному запоминанию и осмыслению информации.

Содержание раздела.

Географические открытия Древности и Средневековья. Великие географические открытия. Открытие Австралии и Антарктиды. Достижение Южного полюса.
Изучение внутренних частей материков. Российские путешественники и их вклад в изучение Земли. Изучение Мирового океана.

Практические работы:

  1. Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.  
  2. Решение олимпиады «Имена на географической карте».

Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы -3 ч.

Задачи раздела. Расширить знания о  форме и размерах Земли. Понятие геоида. Устанавливать причинно – следственные связи осевого и орбитального вращения Земли, положение солнца в дни равноденствий и солнцестояний.

Содержание раздела.  Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира.  Движения Земли и их географические следствия.

Практические работы.

  1. Решение заданий по установлению формы и размеров Земли.
  2. Решение задач по установлению следствий орбитального и осевого вращения Земли.

Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности –  11 ч.

Задачи раздела. Расширить знания о  плане местности и географических картах.

Содержание раздела. Первые карты и атласы. Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты. Масштаб плана и карты. Азимут.

Практические работы.

  1. Задачи на определение географических координат объектов.
  2. Задания на определение масштаба плана и карты.
  3. Решение заданий по плану местности.
  4. Определение расстояний.
  5. Решение заданий по плану местности.
  6. Определение азимута.
  7. Задачи на определение  географических объектов по контурам.
  8. Решение задач на определение направлений и расстояний на карте.

Высот и глубин местности.

  1. Решение олимпиады «Географическая карта и план»

Раздел 4. Оболочки Земли – 15 ч

Задачи раздела. Углубить знания о строении Земли. Развивать умения  устанавливать взаимосвязи между объектом рельефа, тектонической структурой  и залежами полезных ископаемых. Рассмотреть  гипотезу дрейфа материков и решать задачи  на  прогнозирование новейших  тектонических  движений. Углубить знания  о закономерностях природы Мирового  океана, действия силы Кориолиса, поверхностных течениях океана. Развивать умения  определять причинно – следственные связи  в географической оболочке.

Содержание раздела.  Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. 

Природные процессы и явления в литосфере: движение литосферных плит, явления, происходящие на границах литосферных плит, сейсмические пояса, землетрясения, вулканическая деятельность. Природные процессы и явления в атмосфере: изменение температуры и осадков, циклоны, антициклоны, атмосферные фронты, ветер. Природные процессы и явления в гидросфере: изменение уровня воды в реке, режим реки, ветровые волны, цунами. Правила и закономерности физической географии  - живая природа (биосфера). Географическая оболочка и её закономерности.

Практические работы

  1. Решение олимпиады «Литосфера Земли».
  2. Решение задач по определению изменения температуры воздуха на разной высоте. Решение задач по определению изменения давления воздуха на разной высоте.
  3. Решение задач по анализу климатограмм.
  4. Решение задач по определению  влажности воздуха. Решение олимпиады «Атмосфера Земли».
  5. Решение олимпиады «Гидросфера. Земли».
  6. Решение олимпиады «Организмы на Земле».

Обобщение знаний – 3 ч

Решение олимпиады «В мире географии» - 2ч.

Подведение итогов изучения курса «Решение  олимпиадных  задач  по  географии».

Календарно – тематическое  планирование

№  п\п

Тема

Форма занятия

Методы проведения

Дидактические материалы, ТСО

Формы подведения итогов

Дата  проведения

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле - 3ч.

  1. Географические открытия. Развитие  географических  знаний  о Земле.

Учебная игра

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Опрос

  1. Решение олимпиады «Имена на географической карте».

Олимпиада

Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.  

  1. Решение олимпиады «Имена на географической карте».

Олимпиада

Выполнение заданий на установление соответствия между объектом и именем путешественника, совершившим его открытие.  

Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы - 3 ч.

  1. Солнечная система. Геоцентрическая и гелиоцентрическая модели устройства мира.  

Познавательная викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов выполнения викторины

  1. Движения Земли и их географические следствия. Решение задач по установлению следствий орбитального и осевого вращения Земли.

Решение задач

Проблемно-ценностное общение.  

  1. Решение заданий по установлению формы и размеров Земли.

Решение задач

Анализ результатов решения задач

Раздел 3. Географическая карта – модель земной поверхности – 11 ч.

  1. Первые карты и атласы. Градусная сеть, параллели и меридианы. Географические координаты.

Учебная игра

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов игры

  1. Задачи на определение географических координат объектов.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Задачи на определение географических координат объектов.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Задания на определение масштаба плана и карты.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Задания на определение масштаба плана и карты. Решение заданий по плану местности. Определение расстояний.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Решение заданий по плану местности. Определение азимута.

Учебная игра

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов игры

  1. Задания на определение масштаба плана и карты. Решение заданий по плану местности. Определение расстояний и азимута.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Задачи на определение  географических объектов по контурам

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Решение задач на определение направлений и расстояний на карте. Высот и глубин местности.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Правила и закономерности физической географии – «План и карта» - обобщение знаний.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Решение олимпиады «Географическая карта и план»

Мини –олимпиада

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

Раздел 4. Оболочки Земли – 15 ч.

Тема «Литосфера» - 3 ч

  1. Литосфера. Работа с понятиями, номенклатурой  карты. Рекорды  природы.

Учебная игра

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов игры

  1. Решение олимпиады «Литосфера Земли»

Мини – олимпиада

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

  1. Решение олимпиады «Литосфера Земли»

Мини – олимпиада

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

Тема «Атмосфера» - 6ч

  1. Атмосфера. Работа с понятиями. Рекорды атмосферы.

Викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов выполнения викторин

  1. Решение задач по определению изменения температуры воздуха на разной высоте.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1.  Решение задач по определению изменения давления воздуха на разной высоте.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Решение задач по климатограммам.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Решение задач по определению  влажности воздуха.

Учебная игра

Анализ результатов игры

  1. Решение олимпиады «Атмосфера Земли»

Мини – олимпиада

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

Тема «Гидросфера» - 3 ч

  1. Гидросфера. Работа с понятиями, номенклатурой  карты. Рекорды  природы.

Викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов выполнения викторин

  1. Решение олимпиады «Гидросфера. Земли»

Мини – олимпиада

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

  1. Решение олимпиады «Гидросфера. Земли»

Мини – олимпиада

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

Тема «Биосфера и географическая оболочка» - 3ч

  1. Правила и закономерности физической географии  - живая природа.

Викторина

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов выполнения викторин

  1. Правила и закономерности физической географии  - живая природа.

Викторина

Анализ результатов выполнения викторин

  1. Решение олимпиады «Организмы на Земле».

Мини – олимпиада

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

Обобщение знаний – 3 ч

  1. Решение олимпиады «В мире географии»

Мини – олимпиада

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: решение задач, конструирование задач

Наглядные: демонстрация презентаций, ЦОР, ЭОР, карты настенные, атласы.

Презентации, ЦОР, ЭОР, диски, интерактивные карты; настенные карты, атласы, таблицы.

Анализ результатов  решения олимпиады по теме.

  1. Решение олимпиады «В мире географии»

Мини – олимпиада

  1. Подведение итогов изучения курса «Решение  олимпиадных  задач  по  географии».

Учебная игра

Анализ результатов игры

Материально-техническое обеспечение  программы

  • компьютер;
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска;
  • телевизор;
  • DVD проигрыватель;
  • принтер-сканер.

Литература для  педагога

  1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география. – М.:АСТ-ПРЕСС, 2001.
  2. Горбатова О.Н. география. 6-11 классы: технология решения творческих задач  - Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Игры – обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. В четырёх книгах. – М.: Новая школа, 1994.
  4. Макарцева Л.В.,. Кусков А.С. «Внеклассная работа по экономической и социальной географии России». ОАО
  5. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы . – М.: Айрис-пресс, 2007.
  6. Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты – М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006. «Лицей», 2001.
  7. Снигирёв В.А. игры на уроках географии: метод. пособие. – М: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2015.
  8. Хуторской А.В. Методика  продуктивного обучения.- М.: ВЛАДОС, 2000.
  9. Хуторской А.В. Эвристические олимпиады и проекты.- М.: ВЛАДОС, 2000.

Литература для детей и родителей

  1. Андруз Дж., Найтон К.  100 научных экспериментов .:М, Изд.: «Росмэн»,  2007 г.
  2. Безруков А. Пивоварова Г. «Занимательная география» АСТ Пресс. М. 2001.
  3. Глушкова В.Г., Симагин Ю.А.. «Тесты и задания  по экономической и социальной географии мира». Владос. М. 2000.
  4. Завьялов А.И.. География в кроссвордах,  ребусах, чайнвордах. Минск, 1990.
  5. Книга эрудита. – М.: МАХАОН, 2000г.
  6. Сборник олимпиадных задач по географии. М.П. 1999. Коллектив авторов.
  7. Постникова М.В. География. Материки, океаны, народы и страны: контрольные вопросы, занимательные задания, тесты – М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006.
  8. Пивоварова Г.П. «По страницам занимательной географии». М. П. 1990. Энциклопедия живой природы. – М.: АСТ- ПРЕСС, 1999г.
  9. Энциклопедия окружающего мира. – М.: МАХАОН, 2000г.

Интернет - ресурсы

  1. Всероссийская олимпиада школьников http://www.rosolymp.ru/
  2. Все олимпиады для школьников на одном сайте https://olimpiada.ru/activities
  3. Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
  4. Карты Google http://maps.google.ru/?Hl=ru
  5. Google планета Земля  http://earth.google.com/
  6. Блог географиня http://www.geografinya.blogspot.com
  7. Ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
  8. Представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
  9. Газета «География» http://geo. 1 september.ru/
  10. Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
  11. Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
  12. Клуб журнала «GEO»  http: //www.geo.ru/
  13. Журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. Ru/
  14. Журнал «National geographic» http://wwvv. National -geographiс. Ru/ngm/ngs/
  15. Великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
  16. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Средства мультимедиа

  • Электронное приложение к учебнику. География. 5-7 класс. Дрофа. 2015 г.
  • Интерактивные карты.6-11 класс. Дрофа 2015г.

График:

Каждый понедельник – 7 урок

Список:

  1. Бабкин Денис
  2. Богданова Дарья
  3. Бронников Савелий
  4. Выдрин Артём
  5. Иженякова Виктория
  6. Кедрин Александр
  7. Махфиратов Даниил
  8. Солодкова Анстасия
  9. Толстогузов Александр
  10. Чалкин Егор
  11. Шадёркина Елена

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МКОУ  Кондинская  СОШ

Рекомендовано  МО                       Согласовано                                  Утверждено

учителей  естественно-                  методсоветом                            Директор МКОУ

математического  цикла                                                                 Кондинская  СОШ  

Протокол№______                    Протокол№_____                    ___________________

от_____________2017 г.          от______________2017 г.       от____________2017 г.    

Рабочая  программа

Факультатива

«Решение географических задач»

по  подготовке  к  ГИА

Руководитель: Попова  С.С.

Возраст  учащихся: 9  класс

Срок  реализации  программы:

2017 – 2018 уч. год

пгт. Кондинское

2017 г.

Пояснительная  записка  к  программе  факультатива  по  географии

Рабочая  программа  факультатива  составлена  на  основе  спецификации  и  кодификатора  контрольно-измерительных  материалов  Демоверсии  ОГЭ 2017 года  по  географии.

Программа  рассчитана  на  1  год  в  9  классе 17  часов  (1  час  через  неделю).

Программа  предполагает  углубленное  изучение  вопросов, рассматриваемых  параллельно  на  уроках  географии  и  отработку  учебных  умений  выполнять  задания  КИМов.

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.

Предлагаемый факультативный курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.

Факультативный курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе.

Задачи изучения данного факультативного курса:

  • формирование систематических и прочных знаний по предмету;
  • отработка специальных практических умений решать задачи географического содержания, необходимых для более осознанного и глубокого усвоения теоретического материала;
  • расширение кругозора и общей подготовки, через включение теоретических знаний в практическую деятельность.

Планируемые  результаты  обучения:

Знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  4. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  5. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях.

учащиеся должны уметь:

  •  выявлять причинно-следственные связи;
  •  выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
  • составлять комплексную географическую характеристику разных территорий;
  • решать практические задачи разной степени сложности;
  • сравнивать различные явления, территории и делать выводы
  • развивать картографическую грамотность школьников.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли промышленности.

Содержание курса.

 Тема 1: Источники географической информации.  Планетарные особенности Земли.

План, географическая карта, глобус. Измерение расстояний на плане местности. Работа с масштабом. Решение задач на отработку умения переводить масштаб из численного в именованный, и обратно. Решение задач на определение масштаба плана по предложенным расстояниям на местности. Решение задач на определение площадей по плану местности разными способами.

Тема 2:Географические открытия и исследования Земли.

Накопление знаний о природе Земли. Важнейшие географические открытия. Имена русских путешественников на карте.

Тема 3: Определение географических координат по карте. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте. Определение и анализ отличий расстояний на карте: с помощью масштаба, градусной сетки. Определение местоположения объекта по координате. Решение задач на определение расстояний между пунктами по данным географических координат. 

Тема 4: Решение задач на определение часового пояса.

Местное время, часовые пояса, декретное время, линия перемены дат. Определение поясного времени на поверхности земного шара. Решение задач по определению времени полета самолета.

Тема 5: Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей. Решение задач на определение продолжительности ночи и дня. Решение задач на определение полуденной высоты Солнца. Решение задач по определению географических координат по поясному времени и углу падения солнечных лучей.

Тема 6. Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности по заданной   линии. Отработка навыков и умений.

Тема 7. Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению.  Геохронология. Экзогенные и эндогенные процессы.

Тема 8. Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

Воды суши: состав, свойства, происхождение. Воды Мирового океана и их свойства. Части Мирового океана. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.  Стихийные явления в гидросфере.

Тема 9. Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров. Климатические пояса Земли. Анализ климатограмм и определение по ним климатических поясов Земли. Решение задач по синоптическим картам. Стихийные явления.

Тема 10. Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

Природные зоны мира. Высотная поясность. Биоценоз. Факторы почвообразования, закономерности распространения почв. Эндемики. Природные комплексы. Охраняемые территории.

Тема 11. Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.  Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части света. Особенности природы материков. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

Тема 12. Особенности природы океанов. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Части океанов. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение водных объектов по краткому описанию. 

Тема 13. География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию. 

Тема 14. Хозяйство России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. 

Тема 15. Население России. Демографическая ситуация в России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Народы. Языковая принадлежность. Религиозный состав населения России. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Работа со статистическими данными. Решение задач по определению плотности населения, естественного прироста, величины миграционного прироста (убыли) населения.

Тема 16. Природопользование и экология. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Классификация природных ресурсов. Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.

Тема 17. Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России. Многообразие стран современного мира.   Административно-территориальное устройство РФ. Краткая характеристика районов. Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия. Типология стран. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию. 

Перечень обязательной географической номенклатуры

Тема

Перечень географических объектов, знание которых предусмотрено программой

Литосфера

Равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская, Великая Китайская, Великие Североамериканские; плоскогорья – Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское; горы – Гималаи, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; действующие и потухшие вулканы – Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи; места распространения гейзеров – острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.

Гидросфера

Моря - Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское; заливы - Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский; проливы - Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский; острова - Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея; полуострова - Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали; течения – Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки – Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Янцзы, Хуанхэ; озера – Каспийское море-озеро, Арал, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее; области оледенения – Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер Аляски.

География материков и океанов

Материки, части света, крупные острова, архипелаги

Маршруты важнейших путешествий

Материки, океаны

Самые крупные литосферные плиты

Влк.: Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды

Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.

Моря, заливы, проливы Мирового океана.

Африка.

Крайние точки: М. Бен-Секка,  М. Игольный   М. Альмади    М.Рас-Хафун    

Средиземное море, Красное море, Персидский залив Гвинейский залив

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали, О. Мадагаскар,

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров

Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, нагорья Тибести, Ахаккгар.  Горы Атлас, Драконовы горы, Эфиопское нагорье

Ливийская пустыня, Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения,

Реки: Нил, Конго, Заир, Замбези, Оранжевая, Лимпопо, Нигер.

Озера: Чад, Танганьика, Виктория, Ньяса.

Водопад Виктория, Ливингстона.

Страны и столицы.

Австралия.

Крайние точки: М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.

Страны и столицы.

Южная Америка.

Крайние точки. Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос. Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Горы: Анды.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка  и их притоки.

Озера: Титикака, Маракайбо.

Страны и столицы.

Антарктида.

Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса. Горы Вернадского, Трансантарктические горы, равнина Бэрда, влк.Террор, Эребус.

Полярные станции.

Северная Америка.

Крайние точки:

П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские

Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро

Страны и столицы.

Евразия.

Мысы: Челюскин, Дежнева,  Пиай,

П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.

Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Озера: Онежское, Чудское, Ладожское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш.

Основные страны материка, их столицы. Страны, столицы, крупные города

География России

8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

9 класс

Тема: «Машиностроение»

Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема: «ТЭК»:Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская.

ЕЭС: Единая энергосистема.

Тема: «Комплекс конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Тема: «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский  кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

 Тема «Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема «Горы Южной Сибири»

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема «Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”. 

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС: Сургутская ТЭЦ.

Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская

Календарно-тематическое планирование  курса

« Решение географических задач» для учащихся 9 класса

№ урока

Дата  проведения  факультатива

Коррекция

Тема

Примеча-

ние

1

2.10.17

Источники географической информации.

2

16.10.17

Географические открытия и исследования Земли.

3

6.11.17

Определение географических координат по карте.

4

20.11.17

Решение задач на определение часового пояса.

5

4.12.17

Определение географических координат по местному времени и углу падения солнечных лучей.

6

18.12.17

Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

7

8.01.18

Литосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

8

22.01.18

Гидросфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

9

5.02.18

Атмосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

10

19.02.18

Биосфера. Основные понятия, процессы, закономерности и следствия.

11

5.03.18

Особенности природы материков: Африка. Австралия. Антарктида, Евразия, Северная  Америка, Южная  Америка.

12

19.03.18

Особенности природы океанов.

13

2.04.18

География России. Особенности географического положения, природы. Природные комплексы.

14

16.04.18

Хозяйство России.

15

30.04.18

Население России. Демографическая  ситуация  в  России.

16

14.05.18

Природопользование и экология.

17

28.05.18

Административно-территориальное устройство РФ. Экономические районы России. Многообразие  стран  современного  мира.

Список литературы

  1. Герасимова Т.П. и др. Начальный курс географии, Дрофа, 2004 г.
  2. Атласы по географии 6 класс – 10 класс, Москва, Дрофа 2008 г.
  3. Баринова Н.А., «Природа России», учебник для общеобразовательных учебных заведений. Изд-во «Дрофа», 2013 г.
  4. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
  5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
  6. Мультимедийная обучающая программа: География 6 класс. География 7 класс.
  7. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира, 10 класс. М.: Просвещение, 2013.
  8. География: население и хозяйство России. - Учебник для общеобразовательных учебных заведений. А.И. Алексеев, В.В.Николина.  Изд-во «Просвещение», Москва – 2006 г.
  9. География: население и хозяйство России. - Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дронов, Ром.  Изд-во «Просвещение», Москва – 2006 г.
  10. Низовцев, В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/ В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 304с.
  11. Олимпиады по географии. 6-11кл. Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002. – 208с.
  12. Эртель А.Б. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА-9. – Ростов-на-Дону: Легион, 2010.-368.
  13. Ямковой В.. Занимательная география в вопросах и ответах (электронная версия).

Список  учащихся:

  1. Бронникова  Валерия
  2. Коваль  Максим
  3. Ласкевич  Галина
  4. Охремчук  Никита
  5. Петров  Иван
  6. Толстогузова  Юлия
  7. Чумбаков  Александр
  8. Якубенко  Елизавета