Самообразование 2014-2016 гг.

Александрова ЕленаВикторовна

ТЕМА: "Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей

                                           раннего возраста»

 Цель:

Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

  Задачи для детей:

-Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;

-Обогащать словарный запас;

-Тренировать тонкие движения пальцев рук;

-Способствовать развитию творческих способностей;

-Развивать память и связную речь;

-Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

-Развивать навыки ручной умелости.

  Задачи для педагога:

-Анализ и сбор информации из различных источников;

-Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;

-Создание предметно-развивающей среды;

-Мониторинг результатов.

-Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

  Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Актуальность:

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Ожидаемый результат:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста;

Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

Интеллектуальное развитие детей;

Пополнение предметно-развивающей среды;

Обогащение родительского опыта в воспитании детей.



Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

Анализ анкетирования.

2014-2015 уч. год

2

Теоретическая часть опыта.

Теоретические основы влияния развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста:

- Значение развития тонкой моторики рук в раннем возрасте.

- Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики.

-Сотрудничество педагога и семьи в организации игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Вывод.

3

Практическая часть опыта.

Организация и осуществление процесса развития мелкой моторики.

-систематизация работы по совершенствованию пальчиковой моторики.

-создание картотеки пальчиковых игр.

-изготовление пособий для развития мелкой моторики.

-план работы с родителями по данной теме.

Вывод.

4

Анализ результатов работы.

Диагностика уровня развития мелкой моторики. Подведение итогов.

5

Оформление и систематизация.

2015-2016 уч. год

6

Обобщение опыта.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей по пальчиковой гимнастике

1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковая гимнастика»?

2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковая гимнастика полезна для развития детей?

а) да б) нет в) не уверен

3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие?

4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:

- развлекает ребёнка

- наверное, этот человек воспитатель

-полезно для ребенка

-пустое времяпровождение

-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.

-свой вариант

5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?

а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант

6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.

а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант

7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?

а) да б) нет в) не уверен

8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?

а) да б) нет



Предварительный просмотр:

«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста»

Цель:
Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

    Задачи для детей: 

-Стимулировать зрительное и слуховое восприятие;

-Обогащать словарный запас;

-Тренировать тонкие движения пальцев рук;

-Развивать память и связную речь;

-Формировать координацию движений пальцев и кистей рук;

-Развивать навыки ручной умелости.

    Задачи для педагога: 

-Анализ и сбор информации из различных источников;

-Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;

-Создание предметно-развивающей среды;

-Мониторинг результатов.

-Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.

    Задачи для родителей: 

Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Актуальность:

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Л. С. Выгодский отмечал, что "если ребенок до трех лет по каким-то причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому". Этим и обусловлен выбор темы моего самообразования.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Согласно  результатам  наблюдений  я пришла к выводу, что дети раннего

возраста приходят в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений.

Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные,

малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могут захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивают предметы в отверстия или емкости.  Диагностика по развитию речи  показала, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа.

Мелкую моторику рук развивают:

  • Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • Массаж с растиранием пальчиков
  • Народные игры с ладошками;
  • Игры с природным материалом;
  • Игры с предметами домашнего обихода;
  • Пальчиковый театр;
  • Дидактические игры;
  • Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) .

Развитие мелкой и общей моторики таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков малышей. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей раннего возраста.

Для этого в группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками,  играя с  разными предметами домашнего обихода.  

Так же используются  мозаики, пирамидки, игрушки с открывающимися  деталями, логические домики, коврик  со шнуровкой и застегиванием пуговиц, кнопок, замочков, игры с карандашами, крупой, прищепками.

Создана картотека пальчиковых игр.

      Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование,  лепка, конструирование из некрупных деталей.

     Работая с детьми, одновременно проводилась работа и с родителями. Было проведено родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь»,

подготовлено анкетирование и консультации «Развитие мелкой моторики как фактор развития речи»,  «Занимательные пальчиковые игры», памятки с видами игр и пособий для развития мелкой моторики, которые легко можно сделать своими руками.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не  надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Игра с колобком, с прищепками, с пальчиками.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста» Prezentacii.com

Слайд 2

Цель: Формирование речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики. Задачи для детей: -Стимулировать зрительное и слуховое восприятие; -Обогащать словарный запас; -Тренировать тонкие движения пальцев рук; -Развивать память и связную речь; -Формировать координацию движений пальцев и кистей рук; -Развивать навыки ручной умелости. Задачи для педагога: -Анализ и сбор информации из различных источников; -Разработка перспективного и тематического планирования по проекту; -Создание предметно-развивающей среды; -Мониторинг результатов. -Формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Задачи для родителей: Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду. Prezentacii.com

Слайд 3

Согласно результатам наблюдений я пришла к выводу, что дети раннего возраста приходят в детский сад с задержкой речевого развития, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованы, медлительны в выполнении движений. Для них оказываются трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши могут захватывать разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивают предметы в отверстия или емкости. Диагностика по развитию речи показала, что у детей преобладает пассивная речь, а над развитием активной речи необходима серьезная работа. Prezentacii.com

Слайд 4

В нашей группе мы активно применяем игры и упражнения, связанные с развитием мелкой моторики руки, которые широко представлены и описаны в педагогической литературе. Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок; Массаж с растиранием пальчиков Народные игры с ладошками; Игры с природным материалом; Игры с предметами домашнего обихода; Пальчиковый театр; Дидактические игры; Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация) .

Слайд 5

В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками, играя с разными предметами домашнего обихода.

Слайд 6

Так же используются мозаики, пирамидки, игрушки с открывающимися деталями, логические домики, коврик со шнуровкой и застегиванием пуговиц, кнопок, замочков, игры с карандашами, крупой, прищепками.

Слайд 7

Создана картотека пальчиковых игр.

Слайд 8

Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, лепка, конструирование из некрупных деталей.

Слайд 11

Работая с детьми, одновременно проводилась работа и с родителями. Было проведено родительское собрание «Играем пальчиками и развиваем речь», подготовлено анкетирование и консультации «Развитие мелкой моторики как фактор развития речи», «Занимательные пальчиковые игры», памятки с видами игр и пособий для развития мелкой моторики, которые легко можно сделать своими руками.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр: