Анализ работы учителя - логопеда за 2022 - 2023 г.г.

Агеева Ирина Станиславовна

Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально – психологическими и речевыми особенностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»  

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Анализ коррекционной работы

учителя - логопеда

за 2022-2023 учебный год

                                                                             Учитель – логопед:

                                                                  И.С. Агеева

Пыть – Ях

2023 г.                                                                                                                                    

Дошкольное воспитание детей с различными видами речевых нарушений является составной частью системы образования и решает задачи комплексного воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально – психологическими и речевыми особенностями.

В   МАОУ «Прогимназия «Созвездие» функционирует логопедический пункт для детей с ОНР, ФФНР и ФНР.

Цель - построение целостной воспитательно - образовательной системы, обеспечивающей укрепление здоровья детей, их полноценное развитие и достижение прогностических результатов в сфере коррекции речи для детей с ОВЗ.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

1Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

2.Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

3.Развитие звукового анализа и синтеза;

4.Развитие навыков связной речи.

Направление логопедической работы

Коррекционно - диагностическое

Задачи:

  • обследование детей средних, старших, подготовительных групп, обследование вновь прибывших детей; определить степень сформированности всех речевых компонентов каждого ребенка;
  • определить возможные причины дефекта посредством анализа анамнестических данных, обследования, заключений – специалистов, речевого окружения и т.д.;
  • разработать для каждого ребенка ИАОП в соответствии с заключением ПМПК и психолого – психологическим статусом ребенка, уровнем речевого дефекта;
  • осуществлять коррекцию нарушений устной речи воспитанников с ОВЗ зачисленных в логопедический пункт;
  • направлять детей с осложненной речевой патологией на консультации к врачам-специалистам (хирургу-стоматологу, неврологу, отоларингологу, ортодонту и т.д.);
  • обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, состояния здоровья, структуры речевого дефекта;
  • посещать занятия воспитателей с целью отслеживания речевой активности детей воспитанников;

Организационно - методическое

  • планировать коррекционную работу для каждого воспитанника в соответствии с видом речевого дефекта;
  • принимать участие в совещаниях, работе ПМПк в ДОУ, городского МО учителей-логопедов;
  • выступать на педсоветах, родительских собраниях, проводимых в ДОУ;
  • посещать консультации, семинары для учителей-логопедов;
  • поддерживать взаимосвязь с психологом, воспитателями с целью комплексного воздействия на состояния речи ребенка и личность в целом;
  • повышать уровень знаний, умений и навыков путем самообразования, обмена опытом работы с логопедами общеобразовательных учреждений;
  • совершенствовать и дополнять методический комплекс кабинета;
  • рациональное составление расписания занятий;
  • заполнение речевых карт, подготовка документации на логопедический пункт;

Консультативно - профилактическое

  • проводить индивидуальные консультации для воспитателей и родителей по результатам диагностики;
  • организовать тематические консультации для воспитателей и родителей с целью пропаганды логопедических знаний;
  • оказывать методическую помощь педагогам и родителям по овладению доступными способами предупреждения и устранения речевых нарушений у детей.

В сентябре 2022г. было проведено обследование детей. Из 199 детей старших, подготовительных групп, выявлено – 157 детей с нарушениями речи (с нормой детей- 42).

Старшая «А»

Всего 31 ребенок

(3 детей не прошли обследование, всего с нарушениями речи – 27 детей, 1 ребенок с нормой)

ОНР – 3 ур., 1 ребенка ( Кривлюк Ева)

ФФНР -  6 детей

ФНР- 20 детей.

Старшая «Б»

Всего 31 ребенок

(Всего с нарушениями речи – 29, не прошли обследование - 4 детей, 1 – ребенок с нормой)

ОНР – 3 ур. – 3 ребенка (Яковцевский Андрей (ОВЗ), Аминов Рамиль (ОВЗ), Сайидов Ахмад (ОВЗ), Якимчев Андрей)

ФФНР – 6 детей;

ФНР – 19 детей.

Заикание, ОНР- 3 ур. Сайидов Ахмад

Старшая «В»

Всего 29 детей

(Всего с нарушениями речи – 26 детей, 3 с нормой)

ОНР – 2 ур. - 2 детей (Мамедова Бану, Абдунематова Адиба, Татыев Данил)

ОНР - 3ур. – 2 детей (Медведева Анна, Гаджимагомаев Шамиль)

ФФНР – 6 ребенка;

ФНР – 14 детей.

Подготовительная «А»

Всего 26 детей

(Всего с нарушениями речи – 20 детей, с нормой 6 детей)

ОНР- 3ур. – 4 ребенка (Тарасов Артем (ОВЗ), Шошаев Абдуллах (ОВЗ), Хабибуллин Артем (ОВЗ), Храмова Алина (ОВЗ),

ФФНР - 2 ребенка

ФНР - 14 детей.

Заикание, ФНР- Табаков Мурад

Подготовительная «Б

Всего 28 ребенка

(Всего с нарушениями 18 детей, не прошли обследование 10).

ОНР- 3 ур. - 2 ребенка (Цыганков Антон, Якимчев Кирилл)

ФФНР - 0

ФНР-16 детей.

Подготовительная «В»

Всего 28 детей

(Всего с нарушениями речи – 17 детей)

ОНР – 3 ур. – 1 ребенок (Гладкова Ангелина, заикание (ОВЗ)

ФФНР- 2 детей ( Бедерников Данил, Щелконогов Елизар)

ФНР- 14 детей

Заикание, ОНР -3 ур. – Гладкова Ангелина

Подготовительная «Г»

Всего -26 детей

(Всего с нарушениями речи -17)

ОНР -1 ур.-1 ребенок ( Амаева Ясмина)

ОНР-2 ур. -1 ребенок (Дабина Мария)

ОНР-3 ур.- 2 ребенка  ( Мельников Степан, Бугаев Михаил)

ФФНР- 1 реб.

ФНР-12 детей

Разновозрастная группа – Карев Денис ОНР-3ур., (ОВЗ), ТНР.

Средняя «А» гр. Мухамедчанов Никита – ОНР-3 ур., (ОВЗ ), ТНР.

Список детей с заиканием

  1. Табаков Мурад – подготовительная «А»
  2. Якимчев Кирилл – подготовительная «Б»
  3. Гладкова Ангелина – подготовительная «В»
  4. Сайидов Ахмад – старшая «Б»
  5. Исакова Мадина – подготовительная «А»
  6. Подолько Есения – подготовительная « В»

Список детей с ОВЗ зачисленных на логопедические занятия на 2022- 2023 учебный год.

Список детей с ОВЗ, зачисленных к

учителю – логопеду на коррекционные занятия

1. Храмова Алина- подг. «А» гр. (ТНР)

2. Гладкова Ангелина – подг. «В» гр. ( ТНР)

3. Мухамедчанов Никита- средняя «А» гр. (ТНР)

4.Медведева Анна- старшая «В» гр. (ТНР)

5. Яковцевский Андрей- старшая «Б» гр. (ТНР)

6.Татыев Даниил- старшая «В» гр. (ТНР)

7. Аминов Рамиль- старшая «Б» гр. (ТНР)

8. Хабибуллин Артем- подг. «А» гр. ( ТНР)

9. Карев Денис- средняя «А» гр. (ТНР)

10. Дабина Мария – подг.  «Г» гр. (ЗПР)

11. Мельников Степан- подг. «Г» гр. (не ОВЗ)

12. Амаева Ясмина – подг. «Г» гр. (СПД)

13. Абдунематова Адиба- старшая «В» гр. (ЗПР)

14. Шошаев Абдуллах- подг. «А» гр. (ТНР)

15. Сайидов Ахмад- старшая « Б» гр. ( ТНР)

16. Ибатуллин Альмир – подг. « Б» гр. ( ТНР)

17.Варданян Натали – разнов.гр.( ЗПР)

18. Исакова Мадина- подг. « А» гр. ( ТНР)

Выпущено - 6 детей с чистой и значительными улучшениями, 12 детей остались на дальнейшую коррекционно- развивающую работу в ДО

Дети с ТНР и ЗПР обучались по индивидуальным адаптированным образовательным программам. Для этих детей были разработаны и реализованы программы с учетом структуры речевого дефекта.

Дети с ТНР обучаются по «Адаптированной образовательной программе для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи муниципального   автономного образовательного учреждения «Прогимназия «Созвездие».

(в соответствии с ФГОС ДО и учетом проекта примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи). Для каждого ребенка была составлена «Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ИАОП). Учитывая заключение ПМПК и психолого - психологический статус ребенка. С этими детьми проводились индивидуальные занятия 2-3 раза с каждым ребенком, ежедневно те дети, которые посещали детский сад (ОВЗ). Все индивидуальные занятия проводились, учитывая индивидуальные особенности ребенка, степень и характер речевого нарушения.

Коррекционная работа по исправлению звукопроизношения на индивидуальных     занятиях проводилась в несколько этапов:

1. Подготовительный этап.

Задача. Тщательно и всесторонне подготовить ребенка к длительной и кропотливой, коррекционной работе.

2. Постановка звуков.

- свистящие: С, Сь, З, Зь, Ц.

- шипящие: Ш, Ж.

- соноры: Л, Ль.

- соноры: Р, Рь.

- шипящие: Ч, Щ.

Данная последовательность определена естественным физиологическим ходом формирования звукопроизношения у детей в норме.

3.Автоматизация звуков в слогах, словах, в словосочетаниях, предложениях,

потешках.

4.В спонтанной речи (диалогической речи, в играх, развлечениях,

в режимных моментах, в труде и т.д.).

5.Дифференциация звуков.

Также работа направлена на развитие звукового анализа и синтеза, коррекцию слоговой структуры, развитие лексико-грамматической стороны речи через формирование активного словаря и активизацию пассивного словаря, образование существительных, глаголов, имена прилагательных, наречий, антонимов, синонимов. Употребление существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами, образование притяжательных прилагательных, образование приставочных глаголов, образование глаголов совершенного вида, употребление существительных единственного и множественного числа, согласование прилагательных с существительными единственного и множественного числа, развитие связной речи.

Также с детьми с ОВЗ проводился кружок «Речевая мозаика». Работа направлена на обогащение словаря, развитие связной речи, совершенствование звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие мелкой моторики, развитие памяти, внимания, мышления. Дети учились различать на слух звуки родного языка, составлять предложения, научились выполнять упражнения и ритмические движения пальцев рук, научились вслушиваться и понимать смысл речи.  Также научились концентрировать свое внимание и правильно его распределять, сопровождать упражнения короткими стихотворными строчками. Речь стала более четкой, ритмичной, яркой.

Развивали память, воображение и фантазию

фонематический слух, зрительное, слуховое внимание и память. Выполняли   упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Для родителей проводились индивидуальные консультации, для того,

Чтобы родители знали дефекты ребенка и способы их исправления.  Проводились консультации для воспитателей и родителей согласно плану и необходимости.

«Игра как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС», «Развитие связной речи в семье», «Дыхательная гимнастика для детей».

Также проводились детско-родительские занятия в клубе «Контакт», по теме «Социализация детей дошкольного возраста с ОВЗ через организацию совместной деятельности в рамках детско - родительского клуба «Контакт» на 2022-2023 учебный год, «Давайте познакомимся», «Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада. Алгоритм работы», участие в родительских собраниях для детей старших групп «Речевое развитие детей 5-7 лет», детско-родительское занятие «Новый год – семейный праздник» с привлечением старших братьев и сестер. В марте было проведено детско – родительское занятие для родителей и детей «К нам весна шагает!». На неделе родительской заинтересованности по проектной деятельности было проведено открытое занятие «В школу с радостью». На неделе инклюзивного образования были проведены консультации для родителей, открытые занятия для детей с ТНР, ЗПР. Воспитатели поучаствовали в деловой игре

«Кладовая слова».  К международному дню инвалида была проведена «Празднично - развлекательная программа «Урок доброты».

Участие в конкурсах:

Международный конкурс педагогического мастерства работников образования «Лучший педагогический проект».

Диплом 1 место.

Межрегиональный конкурс педагогического мастерства

«Лучшая методическая разработка».

Диплом 2 место

Межрегиональный конкурс

«Оформление помещений, территорий, участка».

Диплом 1 место

Муниципальное автономное учреждение культуры КДЦ

«Россия».

Конкурс стихов

«Родина. Честь. Слава»

Грамота участника конкурса

Всероссийский творческий конкурс рисунков для детей с ОВЗ

«Осеннее творчество». Рисунок «Краски осени».

Диплом 2 место

Всероссийский творческий конкурс поделок для детей с ОВЗ

«Осень! Осень! В гости просим».

«Улыбка осени».

Грамота 1 место

Межрегиональный конкурс

«Как прекрасен этот мир»

Диплом 1 место

Городской фестиваль - конкурса «Таланты Югры»

Среди воспитанников, родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Пыть-Яха .

Международная викторина по логопедии «Секреты правильной речи»,

Грамота 2 место

Межрегиональный конкурс

«Методическая разработка учителя – логопеда», «Новый год- семейный праздник!», диплом 1 степени

Приняла участие в региональном Форуме «Детский сад – 2023».

Открытый городской литературный конкурс чтецов

Дружат дети всей Земли» среди детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. Благодарственное письмо.

 Приняла участие в деловой игре для наставников и молодых педагогов в рамках региональной акции «Дорога просвещения»

 Грамота 2 место

Всероссийский конкурс рисунков

«Счастливое детство», «Как прекрасен этот мир». Диплом1 место

Международный конкурс поделок

«День защитника Отечества», «Солдатом быть – Родине служить».

Грамота 2 степени.

Приняла участие во 2 Региональном педагогическом форуме «Детский сад- 2023.Траектория развития в современных условиях».

Подготовила и провела конкурс чтецов «Россия – Родина моя».

Также были проведены консультации: «Когда нужно обратиться за помощью к логопеду», «Речь родителей - образец для ребёнка», «Если ребенок не говорит». «Фонематический слух - основа правильной речи», «Учите детей говорить правильно», «Когда следует обратиться за помощью к учителю-логопеду», «Почему ребенок говорит неправильно», «Праздник красивой речи».

Во втором полугодии учебного года планирую продолжать коррекционно- развивающую работу с детьми с ОВЗ, детьми – инвалидами, продолжать работу в клубе «Контакт», вести проектную деятельность, кружковую работу и работать над темой по самообразованию.

На 2023- 2024 учебный год планирую продолжать логопедическую коррекционную работу с детьми с ОВЗ, детьми – инвалидами, продолжать работу в клубе «Контакт», вести проектную деятельность, кружковую работу и работать над темой по самообразованию. Пройти аттестацию на высшую категорию. Участвовать в конкурсах для педагогов, с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами. Повышать уровень педагогического мастерства, уровень педагогической культуры родителей.