Отчет работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР». 2023г.

Агеева Ирина Станиславовна

: Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяются недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2023.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»  

(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

        

Отчет работы по самообразованию

«Развитие связной речи детей

дошкольного возраста с ОНР».

        

                                                                             

                                                                             

                                                                             Учитель – логопед:

                                                                  И.С. Агеева

Пыть – Ях

2023 г.

Цель выбранной темы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Актуальность выбранной темы: Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяются недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

Прежде, чем приступить к работе я изучила работы  ведущих деятелей в коррекционной педагогике Глухова В.П., Бородича  А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.   Изучение методической литературы и опыта известных педагогов позволили разработать систему НОД, классифицировать их по видам, формам, уровню сложности. В основе работы обучения детей пересказу лежит методика обучения детей пересказу с опорой на графические схемы Воробьевой В.К.

Один из методов применяемых мною это мнемотехника, она помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).

Пересказ – это ещё один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст. Кроме того, усвоение значительной части школьной программы основано на пересказе.  Работа по обучению детей пересказу комплексная и включает в себя несколько этапов:

  1. Этап развития фразовой речи.

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения:

- составление предложений по картинке, паре сюжетных картинок;

- составление распространенных предложений;

- «Добавь словечко».

  1. Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

Цель: Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.

 - составление графических схем;

- рисование сюжетных фрагментов;

- совместное составление пересказа;

- пересказ с использованием коврографа.

  1. Самостоятельный пересказ рассказа ребенком.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

- пересказ фрагмента рассказа;

- пересказ «По следам демонстрируемого действия»;

- пересказ по цепочке;

- пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;

- иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);

- пересказ после восстановления деформированного текста;

  1. Пересказ рассказа с элементами творчества.

Цель: закрепление умения связно и последовательно пересказать произведение, опираясь на наглядный материал.

- придумывание названия рассказа;

- придумывание фрагмента, части рассказа.

Согласно этих этапов мною была составлена программа «Обучение детей с ОНР

При подборе текстов учитываются следующие требования:

  • Высокая художественная ценность произведения;
  • Идеальная направленность;
  • Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия;
  • Объем пересказа (возрастная особенность детей);
  • Словарно-грамматическая наполняемость текста.

Этапы реализации:

Этапы работы

Содержание работы

Сроки реализации

Теоретический этап

2022 – 2023 учебный год

Изучение научно-методической

В течение всего периода

Практический этап

1.Этап развития фразовой речи.

Повысить педагогическую

грамотность родителей через

консультирование.

Разработка методического материала для детей с алалией и дизартрией.

Применение картинного материала обучения детей с алалией.

Изучить особенности речи детей с моторной и сенсомоторной алалией.

- составление предложений по картинке, паре сюжетных картинок;

Изучение уровня развития связной речи у детей с ОНР

- составление распространенных предложений;

- «Добавь словечко».

Сентябрь, октябрь

2.Обучение детей пересказу с помощью приемов мнемотехники.

- составление графических схем;

- рисование сюжетных фрагментов;

- совместное составление пересказа;

- пересказ с использованием коврографа

Ноябрь, декабрь

3.Самостоятельный пересказ рассказа ребенком

- пересказ фрагмента рассказа;

- пересказ «По следам демонстрируемого действия»;

- пересказ по цепочке;

- пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;

- иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);

- пересказ после восстановления деформированного текста

Изготовление картотеки игр и мнемотаблиц по развитию связной речи

Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам.

Детско – родительский клуб «Контакт». ««Новый год – семейный праздник!»

Обучение родителей играм по развитию связной речи детей с ОНР.

Январь, февраль

4.Пересказ рассказа с элементами творчества

- пересказ фрагмента рассказа;

- пересказ «По следам демонстрируемого действия»;

- пересказ по цепочке;

- пересказ по плану-схеме, опорным вопросам;

- иллюстрация пересказа одного ребенка другим (подбор схем, картинок);

-пересказпосле восстановления деформированного текста

Изготовление картотеки игр и мнемотаблиц по развитию связной речи

Использовать в работе компьютерные презентации по лексическим темам.

Детско – родительский клуб «Контакт». «К нам весна шагает!»

Обучение родителей играм по развитию связной речи детей с ОНР.

Март, апрель

Заключительный этап

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

Детско – родительский клуб «Контакт». «В школу с радостью!»

Обучение родителей играм по развитию связной речи детей с ОНР.

Изготовление альбомов «Мой детский сад», «Мои друзья», Моя группа».

Изготовление схем для описательных рассказов по лексическим темам

Отчет о работе на педсовете

Апрель, май

Новизна педагогического опыта

      Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю обучать пересказу детей с недоразвитием речи через художественные произведения, с применением методов наглядного моделирования, с  использованием мнемотаблиц, что мотивирует детей речевой активности. Этот педагогический опыт можно назвать поисково-изобретательным, так как предпринята попытка через творчество писателей, с использованием различных схем развивать связную речь детей дошкольного возраста.

Результативность педагогического опыта

Анализируя результаты проведённой работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы я использовала не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.  

: