Конкурс ИКТ в образовательном процессе - 2016 г.

Вальтер Надежда Константиновна

       Конспект урока обществознания  в 9 классе с  использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки на тему:  «Право, семья, ребенок». 

       Урок построен в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебным занятия. На сегодняшний день огромное влияние на обучение оказывают информационные технологии и вследствие этого они активно внедряются и используются  в современном образовательном процессе.

        Использование информационных и коммуникационных технологий для решения поисковых, коммуникативных и познавательных задач позволяет учащимся развивать  поисковые навыки работы с историческими   источниками, аналитическую деятельность и навыки систематизации полученной информации, умение выделять общее и особенное в историческом процессе.

Преимущества применения ИКТ на уроках.

Электронные образовательные ресурсы  имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения:

1.      помогают учащимся осознать исторические, социальные, политические явления;

2.      создавать ситуации активной коммуникации;

3.      информационно-компьютерное обучение обладает эффективной мотивирующей составляющей;

4.      помогают лучше усвоить и систематизировать материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.

Направление

Урок с использованием ИКТ

2.

Номинация

1.5. Урок с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки, в т.ч. с учетом работы в удаленном электронном читальном зале.

3.

Ф.И.О. автора

Вальтер Надежда Константиновна

4.

Наименование образовательного учреждения

Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова, филиал  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

5.

Название работы

Конспект урока обществознания  в 9 классе с  использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки на тему:  «Право, семья, ребенок»

6.

Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР»

Сайт  Президентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Tok en=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8g==&lang=ru-RU;

 

http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=18.11.2016&DocUNC_ID=17920&Token=X67+7tRngWyiujvByVFR0Q==&lang=ru-RU;  

правовая система    КонсультантПлюс

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

7.

Материал рецензирован

Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

Урок изучения и закрепления новых знаний

Форма проведения урока

Урок - практикум

Целеполагание – образовательный результат:

Цели:

Дидактическая:

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о семье, правах ребенка, роли  семьи  в жизни человека. Создать  условия  для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы   «Право, семья, ребенок».

Образовательная: 

Сформировать представления о семье как части общества, о роли

и месте семьи в жизни человека. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в системе семейных отношений, используя нормативно-правовые акты. Актуализировать знания о правах ребенка. Продолжить формирование умений работы с разнородными источниками.

Развивающая: 

Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости семейного права. Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.  Содействовать развитию рефлексивной деятельности. Создать условия для развития командной работы и умения высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: 

Способствовать воспитанию правовой культуры  учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга.

Проектирование образовательных результатов:

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Образовательные результаты:

Предметные - Научатся давать определение понятиям: право, отрасли права, семейное право,  Семейный  Кодекс Российской Федерации, семейные отношения, семья, брак, брачный договор,  знать и уметь называть источники семейного права.

Метапредметные:

- Познавательные: самостоятельно работать с источниками семейного права,  создавать  алгоритмы  деятельности при решении проблем различного характер;

- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства;

- Регулятивные: планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

- Личностные:  проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей    группой.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

 Сайт  Президентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Tok en=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8g==&lang=ru-RU;    

http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=18.11.2016&DocUNC_ID=17920&Token=X67+7tRngWyiujvByVFR0Q==&lang=ru-RU

Правовая система    КонсультантПлюс

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприя-тии)

Урок построен в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебным занятия. На сегодняшний день огромное влияние на обучение оказывают информационные технологии и вследствие этого они активно внедряются и используются  в современном образовательном процессе.

Использование информационных и коммуникационных технологий для решения поисковых, коммуникативных и познавательных задач позволяет учащимся развивать  поисковые навыки работы с историческими источниками, аналитическую деятельность и навыки систематизации полученной информации, умение выделять общее и особенное в историческом процессе.

Преимущества применения ИКТ на уроках.

Электронные образовательные ресурсы  имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения:

  1. помогают учащимся осознать исторические, социальные, политические явления;
  2. создавать ситуации активной коммуникации;
  3. информационно-компьютерное обучение обладает эффективной мотивирующей составляющей;
  4. помогают лучше усвоить и систематизировать материал.

Методические приемы

Работа в командах, приемы  технологии прогрессивного обучения, технологии формирования понятий.

Падунская средняя общеобразовательная школа

имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова,

филиал  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа«Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР,

Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

Конспект урока обществознания  в  9  классе

 с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки 

по теме:  

«Право, семья, ребенок»

                                                                                         Вальтер Надежда Константиновна,

учитель истории и обществознания

с.Падун – 2016 г

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Цели:

Дидактическая:

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о семье, правах ребенка, роли  семьи  в жизни человека. Создать  условия  для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы   «Право, семья, ребенок».

Образовательная: 

Сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в системе семейных отношений, используя нормативно-правовые акты. Актуализировать знания о правах ребенка. Продолжить формирование умений работы с разнородными источниками.

Развивающая: 

Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости семейного права. Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.  Содействовать развитию рефлексивной деятельности. Создать условия для развития командной работы и умения высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: 

Способствовать воспитанию правовой культуры  учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные:

- умение работать с разнородными источниками информации;

- освоение знаний о героях Великой Отечественной войны, о причинах массового героизма советских солдат на фронтах войны;

- учащиеся разбираются в понятиях: подвиг, героизм, личный героизм, коллективный героизм, знают даты, термины и умеют связывать их в единую картину.

Метапредметные:

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- развита/развивается компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владеют устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Личностные:

- способность к саморазвитию и личностному самоопределению;

- учащиеся гармонично существуют в системе значимых социальных и межличностных отношений;

- способность ставить цели и проводить рефлексию;

- учащиеся уважают и ценят историю своей страны и ее героев;

- учащиеся мотивированы на изучение истории Отечества.

Образовательные результаты:

Предметные 

Научатся давать определение понятиям: право, отрасли права, семейное право,  Семейный  Кодекс Российской Федерации, семейные отношения, семья, брак, брачный договор,  знать и уметь называть источники семейного права.

Метапредметные

- Познавательные: самостоятельно работать с источниками семейного права,  создавать  алгоритмы  деятельности при решении проблем различного характера.

- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

- Регулятивные: планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

- Личностные:  проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей    группой.

Образовательная технология: технология прогрессивного обучения, формирования понятий.

Методы урока:

- метод иллюстраций;

- практический;

- словесно-наглядный;

- поисковый;

- интерактивный метод обучения;

- проектный;

- научный;

- эвристический;

- методы прогрессивного обучения.

Формы урока: индивидуальная, фронтальная и командная

Тип  урока: Урок - практикум.

Оборудование:

- ноутбуки;

- проектор;

- маркеры;

- раздаточные материалы;

- презентация «Право, семья, ребенок»;

- листы формата А 3.

Словарь:

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой.

Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности

ЗАГС - запись актов гражданского состояния (слайд 2).

План урока:

1. Что такое семейное право, источники, принципы.

2. Брак. Условия и порядок вступления в брак.

3. Права и обязанности супругов.

4. Права и обязанности родителей и детей

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Работа с картиной российского художника А.И.Корзухина «Воскресный день»  (слайд 3).

Учащиеся рассматривают изображение, высказывают предположения по теме урока.

C:\Users\Вальтер\Desktop\image138.jpg

Используется обучающая структура СИ – ФИНК - УАНДЭ (обучающаяся структура критического мышления) – Учитель представляет визуальный раздражитель классу (картина), ученики рассматривают его и описывают свои наблюдения, размышляют  и делятся своими идеями, определяют тему урока, углубляются в изучение темы.

  - Что я вижу? Что я об этом думаю? О чем заставляет задуматься?   (самостоятельная работа учащихся, обсуждение) (приложение 1).

Картины А.И.Корзухина сегодня заслуженно стоят в ряду признанных работ лучших российских жанровых художников. Прекрасным примером его удивительного таланта является и полотно «Воскресный день». Теплый летний день. Воскресенье. Ласковое ясное солнце светит, пригревая собравшееся отдохнуть на лесной полянке семейство. Это обычная русская   семья – родители, дети и их няня.

2. Формирование эмоционального настроя: (слайд 4)

Работа с эпиграфом:

Семья — это кристалл общества.
(Гюго В.)

 «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой,

ни с чем несравнимый труд, духовный труд, напряжение.

Для этого нужна огромная духовная культура,

духовная подготовка, школа мудрости»

(В.А. Сухомлинский)

Высказывания учеников:

- Что такое семья?

- Зачем человеку семья?

- О роли семьи;

- О значении семьи;

3. Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» (До и после) по теме «Право, семья, ребенок» (приложение 2).

Ставим «ДА» или «НЕТ»  напротив утверждений в колонке «ДО», заполнив колонку «ДО» откладываем лист в сторону (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1).

Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока (слайд 5).

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

1.  Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

2. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

3. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

4. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.  

5.Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

6. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

 7. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

8. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

9. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

10. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

11. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них

II. Основная часть урока.  Изучение нового материала.

1. Что такое семейное право, принципы, источники.

        Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

Были времена, когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Все было общим. И дети тоже.

Но те времена миновали. Семья существует уже тысячи лет. И все прекрасно знают, что жить в семье лучше, чем без семьи. А регулирует отношения в семье - семейное право.

Работа с понятием «Семейное право»  в словаре (технология формирования понятия).

Семейное право - это ещё одна отрасль права, которая регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак,  разводе и в процессе семейной жизни.

Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание (слайд 6).

На основании определения найдите принципы семейного права.

Принципы семейного права:

- Равноправие граждан;

- Равноправие мужчины и женщины;

- Единобрачие;

- Свобода и добровольность заключения брака;

- Свобода и добровольность расторжения брака;

- Взаимная забота членов семьи;

- Защита семьи со стороны государства;

- Судебная защита прав членов семьи;

- Ограничение прав членов семьи только на основании федерального закона (лишение родительских прав) (слайд 7).

Семейное право стоит на защите в первую очередь благополучия и прочности семьи, предусматривает целый комплекс мер по защите самого слабого её звена - ребёнка.

Источники Семейного права

- Какие источники Семейного права вы знаете?  Учащиеся поясняют, в каких нормативно-правовых документах отражены вопросы  Семейного права (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ,  Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс, Федеральные законы) (слайд 8).  

Конституция закрепила основные права и свободы граждан в сфере семейных отношений. 

Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

Работа с источниками: Сравните статьи Конституции РФ 1993 года и статьи Конституции  СССР 1977 года.

Найдите сходство и различие, сделайте выводы (Слайд 9-10) .

Конституция РФ 1993 года:

http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Tok en=OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8g==&lang=ru-RU

Статья  19 п.3, статья 38 п.2, п.3 Конституции РФ 1993 г.

Статья 19

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Конституция  СССР 1977 года 

http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=18.11.2016&DocUNC_ID=17920&Token=X67+7tRngWyiujvByVFR0Q==&lang=ru-RU

Статья 35, 53 Конституции СССР 1977 г.

Статья 35

Мужчина и женщина в СССР имеют равные права.

Осуществление этих прав обеспечивается   предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования  и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него  и продвижении по работе, в общественно – политической культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих  женщинам  сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков беременным женщинам и матерям постепенное сокращение рабочего женщин, имеющих малолетних детей.

Статья 53.

Семья находится под защитой государства.

Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.

Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских  учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям,  а также других видов пособий и помощи семье. 

Вывод: Конституция 1993 года носит декларативный  характер. В настоящее время семейные отношения регулируются новым Семейным кодексом РФ, действующим с 1996 г., федеральным законом "Об актах гражданского состояния", и новым Гражданским кодексом, частью 1. Гражданский кодекс регулирует имущественные права супругов и представительство родителями несовершеннолетних детей.

2. Брак. Условия и порядок вступления в брак.

Работа с понятием «Семья»  в словаре (технология формирования понятия).

Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности.

Семья - общность супругов, родителей и детей.

Семья - это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.

Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой (Слайд 11) .

На основании определения найдите признаки семьи.

Признаки семьи:

- объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности;

- объединение людей, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство;

- объединение людей, связанных отношениями брака, родства или усыновления (Слайд 12).

Работа с понятием «Брак»  в словаре (технология формирования понятия)

Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности

На основании определения найдите признаки брака?

Признаки брака:

- Союз мужчины и женщины;

- Свободный союз;

- Единобрачный союз;

- Равноправный союз;

- Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа;

- Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

(Слайд 13).

Работа в командах. Работа с источниками. (Практическая работа со статьями Семейного Кодекса). КонсультантПлюс «Семейный кодекс Российской Федерации»    от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)  (Слайд 14).

Семейный Кодекс РФ, статья 10 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/a2d57f18a83a6bc642bc858b902cd569e3cef0af/

Семейный Кодекс РФ, статья 11 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/460a84ab74616e740d2581dd3d2140ee1af4b5d8/

Семейный Кодекс РФ, статья 12 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/e816c719b5266ca4f28f9ae0c236ab2e8520f3e2/

Семейный Кодекс РФ, статья 13 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d431b248afe31c49fd597b5beb10122ca74df291/

Семейный Кодекс РФ, статья 14 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/eff2fdb151dc56cf74a0a70b3dbef1475c08d5c0/

Для работы с документами используется обучающая структура  - ТОКИН – МЭТ (обучающаяся структура критического мышления) (Слайд 15) 

Условия и порядок заключения брака

Задание: Учитель задает тему «Условия и порядок заключения брака», ученики записывают максимальное количество  слов или фраз по теме, команды переходят от стола к столу, чтобы создать взаимосвязи между идеями и задать вопросы по работе другой команды, затем возвращаются к своей работе, чтобы проанализировать комментарии других учеников, презентуют свои работы друг другу. Задание выполняется на листах А 4, после презентации листы вывешиваются на доску.

Глава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Статья 10. Заключение брака

1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Задание:

Учащиеся выбирают ситуации, описанные в индивидуальных карточках, относящиеся к семейному праву. Ответ свой аргументируют (приложение 3)  

Ответьте на вопрос: «Семья ли это?»

Результат внесите в таблицу:

№ примера

Каков состав семьи

Каковы основания семейных связей

 

 

 

1. Мария Петровна - вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает.

2. Антон и Марина – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

3. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка.

4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями.

5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.

6. Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили " сойтись". Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей?  

7. Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей?

3. Права и обязанности супругов.

Создание семьи  - ответственный шаг в жизни человека, приобретающего новые юридические права и обязанности: например, право на общее имущество или обязанность воспитывать детей.

Итак, образовалась новая семья. Теперь он и она должны решать многие вопросы совместно. Супруги равны между собой, их личные и имущественные права регулируются законом  (Слайд 16). 

http://festival.1september.ru/articles/549236/img1.jpg

Работа в командах.

Задание: заполнить таблицу:  (Слайд 17) 

Работа с документами: Личные права супругов:  КонсультантПлюс  "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ 

Статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/147636abacca1216aa2d431aa2c6dc3fd7864d56/

Статья 32 Семейного кодекса Российской Федерации

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/49f88a73de81af97ad014444a159326332edb145/

Статья 32 Семейного кодекса Российской Федерации

(Приложение 4)

№ статьи

Задание.

Ответ.

Статья 31 Равенство супругов в семье

1. Кто  из супругов определяет    выбор   рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства?

2. Как решаются вопросы  материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи?

3.Что лежит в основе строительства отношений в семье?

1.  Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Как определяется выбор фамилии после заключения брака?

2. Обязан ли супруг или супруга поменять фамилию, если один из супругов ее изменил?

3.Как определяется фамилия  в  случае расторжения брака супругами?

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Для работы с документами используется обучающая структура  - ТОКИН – МЭТ (обучающаяся структура критического мышления) (Слайд 18-19). 

Законный режим имущества супругов

Договорной режим имущества супругов

 

Задание: Учитель задает тему «Законный режим имущества супругов» - 1,2 команда, «Договорной режим имущества супругов» - 3, 4 команда  ученики записывают максимальное количество  слов или фраз по теме, команды переходят от стола к столу, чтобы создать взаимосвязи между идеями и задать вопросы по работе другой команды, затем возвращаются к своей работе, чтобы проанализировать комментарии других учеников, презентуют свои работы друг другу. Задание выполняется на листах А 4, после презентации листы вывешиваются на доску.

1,2 команда  - «Законный режим имущества супругов»

КонсультантПлюс  "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/b2f5bdd195f8294183ce65ca0848dca2185b32b7/

3, 4 команда  - «Договорной режим имущества супругов»

КонсультантПлюс  "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/3943887f93329569aaff8988e5540aefbf08cfc9/

Законный режим имущества супругов

  • Имущество, нажитое до брака
  • Имущество, полученное во время брака в дар, в порядке наследования
  • Предметы индивидуального пользования

Личным имуществом каждый супруг владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно.

Договорной режим имущества супругов

Брачный договор - соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения:

а) права и обязанности по взаимному содержанию

б) способы участия в доходах друг друга

в) порядок несения каждым из них семейных расходов

г) имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака

Семейное право регулирует отношения не только отношения между супругами, но и между родителями и детьми.

4. Права и обязанности родителей и детей.

Семейное право регулирует не только отношения между супругами, но и межу родителями и детьми. Родители  обязаны содержать, воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, развитии и образовании. Они обязаны защищать их интересы.

Работа в командах.

Задание: заполнить таблицу:  (Приложение 5)

Работа с документами: «Раздел IV. Права и обязанности родителей и детей»:  КонсультантПлюс  "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/  (Приложение 5)

№ статьи

Задание.

Ответ

СК РФ, Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

СК РФ, Статья 54.

Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. До какого возраста лицо считается ребенком?

2. Где имеет право жить и воспитываться ребенок?

3.Где должен проживать ребенок?

4. Кто должен заниматься воспитанием ребенка,  обеспечивать его  интересы, всестороннее развитие, уважение ребенка?

5. Какими органами обеспечивается право ребенка на воспитание в семье при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав?

1.Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье

3. Право на совместное проживание с родителями

4. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

5. Право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства?

СК РФ, Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. С кем из родственников ребенок имеет право на общение?

2.   С кем из родителей имеет право на общение ребенок в  случае раздельного проживания родителей?

3. Имеет ли право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое)?

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

2. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

3. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое), имеет право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) и другими родственниками

СК  РФ, Статья 56. Право ребенка на защиту

1.Кем осуществляется защита прав и законных интересов ребенка?

2.Когда несовершеннолетний  имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту?

3. Как должны вести себя должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов?

1. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

2. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

3. обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка

СК РФ, Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

1. С какого возраста учитывается мнение ребенка?

1. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ, Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

1.Как дается имя ребенку при рождении?

2.Как определяется отчество ребенка?

3.Как определяется фамилия ребенка?

1. Имя ребенку дается по соглашению родителей

2.Отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

3. Отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

СК РФ, Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. С какого возраста  и при каких условиях  орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя?

2. С какого возраста можно измененить именя и (или) фамилию ребенка    с его согласия?

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя

2. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия

СК РФ, Статья 60. Имущественные права ребенка

 1. В распоряжение кого поступают суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий и как они расходуются?

2.Имеет ли  ребенок права собственности на имущество родителей? родители не имеют права собственности на имущество ребенка?

3. Имеют ли родители права собственности на имущество ребенка?

1.Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

2. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей.

 3. Родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

СК РФ, Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

СК РФ, Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Кто несет ответственность за воспитание и развитие детей?

2.Кто обязан  заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии  детей?

3.Кто имеет  преимущественное право на обучение и воспитание   детей перед всеми другими лицами?

4.Кто обязан  обеспечить получение детьми общего образования?

5. Кто имеет право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования?

1. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

2. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

3. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

5. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

СК РФ, Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1.На кого возлагается защита прав и интересов детей?

 2. Кто   является законными представителями своих детей и выступает в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей

2. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

СК РФ, Статья 68. Защита родительских прав

1.Что должно быть предметом основной заботы их родителей?

2.Что должны исключать способы воспитания детей?

1. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

2. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

СК РФ, Глава 13. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

СК РФ, Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

1.Кто обязан содержать  несовершеннолетних детей?

2. Как взыскиваются средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) с родителей?

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

СК РФ, Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1.Должны ли, трудоспособные совершеннолетние дети   содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них?

2. Как взыскиваются алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей при отсутствии соглашения об уплате алиментов?

3.Как определяется размер алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей?

4.При каких условиях дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей?

1.Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

IV. Закрепление изученного материала

Проверь себя:

Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев «Сказки о рыбаке и рыбке»  А.С.Пушкина. Объясните, почему (слайд 20).

 https://i07.fotocdn.net/s4/98/public_pin_m/346/2422823265.jpg

2. В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Ивановы,  гражданка Иванова  попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку 19 века, полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу. Как поступит суд. Свой ответ поясните (слайд 21).

3. Молодые люди, Ирина и Виктор  решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Виктор. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?"

Как вы объясните Виктору  эту норму? (слайд 22).

5. Оцените с нравственно-правовых позиций поведение соседей коммунальной квартиры, где проживали молодожёны. Считаете ли вы стиль поведения молодых супругов образцом для подражания? Свой ответ поясните.

Они студентами были.
Они друг друга любили.
Комната восемь метров, чем не семейный дом?
Готовясь порой к зачётам,
Над книгой или блокнотом
Нередко до поздней ночи сидели они вдвоём.
Она легко уставала.
И если вдруг засыпала,
Он мыл под краном посуду и комнату подметал.
Потом не шуметь стараясь
И взглядов косых стесняясь, 
Тайком за закрытой дверью бельё по ночам стирал.
Но кто соседей обманет, 
Тот магом, пожалуй, станет.
Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой.
Её называли "лентяйкой"
Его ехидно - "хозяйкой",
Вздыхали, что парень тряпка и у жены под пятой:
(Э.Асадов)

(слайд 23).

V. Подведение итогов урока.  Рефлексия (слайд 24). Постановка задания на дом. Выставление оценок.

Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» по теме «Право, семья, ребенок» (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1)

Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ПОСЛЕ».

  1. По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?
  2. Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?
  3. Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.

Рефлексия:

сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
(слайд 24).

Завершение урока: Оценка деятельности обучающихся на уроке.

Домашнее задание. 

- Составить брачный  договор от своего имени, оговорив все необходимые условия

- п.15 (слайд 25).

Приложение 1

СИ – ФИНК – УАНДЭ

(обучающаяся структура критического мышления)

«Право, семья, ребенок»

Что я вижу?

Что я об этом думаю?

О чем заставляет задуматься?   

Приложение 2

ЭЙ/АР ГАЙД

Тема «Труд и право»

      Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока.

В графе «ДО» и «ПОСЛЕ» записываем  «ДА», «НЕТ» или «СОГЛАСЕН», «НЕ СОГЛАСЕН».

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

1.  Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

2. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

3. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

4. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.  

5.Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

6. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

 7. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

8. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

9. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

10. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

11. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них

Кратко ответьте на вопросы.

  1. По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 3

«Семья ли это?»

Результат внесите в таблицу:

№ примера

Каков состав семьи

Каковы основания семейных связей

 

 

 

1. Мария Петровна - вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает.

2. Антон и Марина – супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

3. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка.

4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного жилья, и они живут вместе с родителями.

5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.

6. Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили " сойтись". Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей?  

7. Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей?

Приложение 4

№ статьи

Задание.

Ответ.

Статья 31 Равенство супругов в семье

1. Кто  из супругов определяет    выбор   рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства?

2. Как решаются вопросы  материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи?

3.Что лежит в основе строительства отношений в семье?

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Как определяется выбор фамилии после заключения брака?

2. Обязан ли супруг или супруга поменять фамилию, если один из супругов ее изменил?

3.Как определяется фамилия  в  случае расторжения брака супругами?

(Приложение 5)

№ статьи

Задание.

Ответ

СК РФ, Глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

СК РФ, Статья 54.

Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. До какого возраста лицо считается ребенком?

2. Где имеет право жить и воспитываться ребенок?

3.Где должен проживать ребенок?

4. Кто должен заниматься воспитанием ребенка,  обеспечивать его  интересы, всестороннее развитие, уважение ребенка?

5. Какими органами обеспечивается право ребенка на воспитание в семье при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав?

СК РФ, Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. С кем из родственников ребенок имеет право на общение?

2.   С кем из родителей имеет право на общение ребенок в  случае раздельного проживания родителей?

3. Имеет ли право на общение со своими родителями (лицами, их заменяющими) ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в медицинской организации и другое)?

СК  РФ, Статья 56. Право ребенка на защиту

1.Кем осуществляется защита прав и законных интересов ребенка?

2.Когда несовершеннолетний  имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту?

3. Как должны вести себя должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов?

СК РФ, Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

1. С какого возраста учитывается мнение ребенка?

 

СК РФ, Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

1. С какого возраста  и при каких условиях  орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя?

2. С какого возраста можно измененить именя и (или) фамилию ребенка    с его согласия?

СК РФ, Статья 60. Имущественные права ребенка

 1. В распоряжение кого поступают суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий и как они расходуются?

2.Имеет ли  ребенок права собственности на имущество родителей? родители не имеют права собственности на имущество ребенка?

3. Имеют ли родители права собственности на имущество ребенка?

СК РФ, Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

СК РФ, Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Кто несет ответственность за воспитание и развитие детей?

2.Кто обязан  заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии  детей?

3.Кто имеет  преимущественное право на обучение и воспитание   детей перед всеми другими лицами?

4.Кто обязан  обеспечить получение детьми общего образования?

5. Кто имеет право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования?

СК РФ, Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1.На кого возлагается защита прав и интересов детей?

 2. Кто   является законными представителями своих детей и выступает в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

СК РФ, Статья 68. Защита родительских прав

1.Что должно быть предметом основной заботы их родителей?

2.Что должны исключать способы воспитания детей?

СК РФ, Глава 13. АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

СК РФ, Статья 80. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей

1.Кто обязан содержать  несовершеннолетних детей?

2. Как взыскиваются средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) с родителей?

СК РФ, Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1.Должны ли, трудоспособные совершеннолетние дети   содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них?

2. Как взыскиваются алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей при отсутствии соглашения об уплате алиментов?

3.Как определяется размер алиментов на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей?

4.При каких условиях дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей?

                                                

         

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Право, семья, ребенок » Урок обществознания в 9 классе Учитель: Вальтер Надежда Константиновна Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4» Падун – 2015 г.

Слайд 2

Семейное право - система правовых норм, регулирую- щих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, при- нятии детей в семью на воспитание, характеризую- щийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности ЗАГС - запись актов гражданского состояния Основные понятия :

Слайд 3

Картина А. И. Корзухина « Воскресный день »

Слайд 4

Эпиграф: « Семья — это кристалл общества» ( Гюго В.) «Семья - это маленькая вселенная. Жить в браке... это большой, ни с чем несравнимый труд, духовный труд, напряжение. Для этого нужна огромная духовная культура, духовная подготовка, школа мудрости» (В.А. Сухомлинский)

Слайд 5

ЭЙ/АР ГАЙД (До и после) Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ДО», заполнив колонку «ДО» откладываем лист в сторону

Слайд 6

На основании определения найдите принципы семейного права: Семейное право - это ещё одна отрасль права, которая регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни. Семейное право - система правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Слайд 7

- Равноправие мужчины и женщины ; - Единобрачие; - Свобода и добровольность заключения брака; - Свобода и добровольность расторжения брака; - Взаимная забота членов семьи; - Защита семьи со стороны государства; - Судебная защита прав членов семьи; - Ограничение прав членов семьи только на основании федерального закона (лишение родительских прав). Принципы семейного права:

Слайд 8

- Международные документы ( Конвенция о правах ребенка ); - Конституция РФ; Семейный Кодекс РФ; Гражданский Кодекс РФ; Федеральные указы Источники Семейного права:

Слайд 9

Конституция 1977 г. Конституция 1993 г.

Слайд 10

Работа с документами : Сравните статьи Конституции РФ 1993 года и статьи Конституции СССР 1977 года . Найдите сходство и различие, сделайте выводы. Статья 19 п.3, статья 38 п.2, п.3 Конституции РФ 1993 http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=19.11.2014&DocUNC_ID=78816&Tok en =OnFZ89RuWbzJYXvlTJof8g==& lang = ru -RU Статья 35, 53 Конституции СССР 1977 г. http://www.prlib.ru/elfapps/pageturner2d/viewer.aspx?orderdate=18.11.2016&DocUNC_ID=17920&Token=X67+7tRngWyiujvByVFR0Q==&lang=ru-RU Сайт президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина .

Слайд 11

Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности. Семья - общность супругов, родителей и детей. Семья - это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство. Семья - круг лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. «Семья»

Слайд 12

- объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности; - объединение людей, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство; - объединение людей, связанных отношениями брака, родства или усыновления Признаки семьи:

Слайд 13

Брак - Юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности Признаки брака: - Союз мужчины и женщины; - Свободный союз; - Единобрачный союз; - Равноправный союз; - Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа ; - Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности «Брак»

Слайд 14

Условия и порядок заключения брака Обучающая структура ТОКИН – МЭТ : Работа в командах. Работа с источниками. (Практическая работа со статьями Семейного Кодекса). КонсультантПлюс « Семейный кодекс Российской Федерации » от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

Слайд 15

Семейный Кодекс РФ, статья 10 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/a2d57f18a83a6bc642bc858b902cd569e3cef0af/ Семейный Кодекс РФ, статья 11 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/460a84ab74616e740d2581dd3d2140ee1af4b5d8/ Семейный Кодекс РФ, статья 12 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/e816c719b5266ca4f28f9ae0c236ab2e8520f3e2/ Семейный Кодекс РФ, статья 13 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/d431b248afe31c49fd597b5beb10122ca74df291/ Семейный Кодекс РФ, статья 14 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/eff2fdb151dc56cf74a0a70b3dbef1475c08d5c0/

Слайд 17

Работа в командах. Задание : заполнить таблицу: Работа с документами: Личные права супругов КонсультантПлюс Статья 31 Семейного кодекса Российской Федерации http :// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982 Статья 32 Семейного кодекса Российской Федерации http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/147636abacca1216aa2d431aa2c6dc3fd7864d56/ Статья 32 Семейного кодекса Российской Федерации http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/49f88a73de81af97ad014444a159326332edb145/

Слайд 18

Обучающая структура ТОКИН – МЭТ : Законный режим имущества супругов Договорной режим имущества супругов 1, 2 команда - «Законный режим имущества супругов », 3, 4 команда « Договорной режим имущества супругов» -

Слайд 19

1,2 команда - « Законный режим имущества супругов » КонсультантПлюс "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/b2f5bdd195f8294183ce65ca0848dca2185b32b7/ 3 , 4 команда - « Договорной режим имущества супругов» КонсультантПлюс "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/3943887f93329569aaff8988e5540aefbf08cfc9 /

Слайд 20

1. Подумайте , как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество ( невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина . Объясните, почему .

Слайд 21

2 . В ходе судебного разбирательства по разделу имущества семьи Ивановы, гражданка Иванова попросила не включать в общую собственность фарфоровую статуэтку 19 века, полученную ею в наследство от деда; пианино, приобретённое во время брака на средства, заработанные ею в загранкомандировке, и золотой перстень, который носила только она и являющийся, следовательно, её личным имуществом, не подлежащим разделу. Как поступит суд. Свой ответ поясните.

Слайд 22

3. Молодые люди, Ирина и Виктор решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Виктор. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?" Как вы объясните Виктору эту норму?

Слайд 23

Они студентами были. Они друг друга любили. Комната восемь метров, чем не семейный дом? Готовясь порой к зачётам, Над книгой или блокнотом Нередко до поздней ночи сидели они вдвоём. Она легко уставала. И если вдруг засыпала, Он мыл под краном посуду и комнату подметал. Потом не шуметь стараясь И взглядов косых стесняясь, Тайком за закрытой дверью бельё по ночам стирал. Но кто соседей обманет, Тот магом, пожалуй, станет. Шумел над кастрюльным паром их дружный осиный рой. Её называли "лентяйкой" Его ехидно - "хозяйкой", Вздыхали, что парень тряпка и у жены под пятой: ( Э.Асадов )

Слайд 24

сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую Рефлексия:

Слайд 25

Домашнее задание: п.15; К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как поступить в сложившейся ситуации. или Составить брачный договор от своего имени, оговорив все необходимые условия.