Подготовка к олимпиаде по истории

Вальтер Надежда Константиновна

На данной странице размещены олимпиадные задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5 класс44.5 КБ
Microsoft Office document icon 6 класс66.5 КБ
Microsoft Office document icon 7 - 8 класс71 КБ
Файл 9 класс438.2 КБ
Microsoft Office document icon 10 - 11 класс263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания для школьного курса олимпиады по истории

5 класс.  Время выполнения - 40 минут

1.В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?(1балл)

А. в человеческом стаде   Б. в родовой общине   В. в государстве

2. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?(1балл)

А. собирательство   Б. металлические орудия труда  В. овладение огнём

3. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?(1балл)

А. цари   Б. жрецы   В. старейшины

4.Существо, охранявшее пирамиды:(1балл)

А. жрецы   Б. сфинкс   В. войны

5. « Жилище» богов в древнем Египте:(1балл)

А. саркофаг  Б. пирамиды   В. храм

6. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:(1 балл)

А. пирамида   Б. мумия   В. саркофаг

7. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:(1 балл)

А. Эхнатон   Б. Хеопс   В. Тутанхамон

8. Как называется египетская письменность? ( 1 балл)

А. клинопись  Б. иероглифы   В. значки

Задание №9. (всего 4 балла, 2 балла за каждый правильный ответ)

Вам представлены археологические находки в захоронении древнего человека, по которым необходимо сделать  выводы о занятиях,  жизни  древних людей.

а. копьё с медным наконечником,    б.глиняный кувшин в изголовье

Задание № 10. Логическая цепочка (всего 4 балла)

Определи последовательность событий.

А. появление соседской общины                              

Б. объединение общин в племя                                

В. образование человеческого стада                        

Г. появление первых государств.                              

Задание № 11. Проверьте, знаете ли слова, и их значения. Заполните в правом и левом столбцах пропущенные строки. (за каждый        правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов)

1. Археология                                                    

1……………..

2……………..                                                    

2 вера в богов и духов

3 Племя                                                              

3 …………….

4 ………….....                                                    

4 самые старшие и опытные из                                                                                родичей, руководящие делами                                                                           рода

5……………..                                                    

5 изображение богов и духов

6 родовая община                                            

6  ……………

                                                                               

7 ……………..                                                                        

7  изготовление различных                                                                                  изделий      

Задание 12. По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?

а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог _________________________________ _______________________________________

б) оборотень, идол, дух _______________________________________________________________

в) палка-копалка, рубило, скребок _____________________________________________

Задание 13. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)?

1. Железо было первым металлом, из которого люди стали изготавливать орудия труда.

2. По предположению ученых, первые люди появились в Азии.

3. Люди эпохи палеолита уже умели пользоваться огнем.

4. Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад.

5. Первым одомашненным животным стала лошадь.

6. Двойная бело – красная корона стала символом объединения египетского государства.

7. Богом мудрости в египетском пантеоне был Тот.

8. Египетский фараон считался сыном бога Ра

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание 14. Завоевания египетских фараонов. Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже) в таблицу в соответствии с буквенным обозначением пропуска. Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте. (3 балла за правильный ответ, максимальный балл – 18).

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем _____А______. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя ____Б______и _____В_____. Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки ______Г_____названной ими «Перевѐ рнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в ______Д____ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных______Е______, предпочтение стали отдавать более защищѐнным и дешѐвым скальным усыпальницам.

1- Тутмос I

2- Тутанхамон

3- Палестина

4- Фивы

5- Сирия

6- Вавилон

7- Тигр

8- Евфрат

9- Мемфис

10- Долина царей

11- пирамида

12- зиккурат

А

Б

В

Г

Д

Е



Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории

6 класс. Время выполнения - 40 минут

Всего за работу – 56 баллов.              Набрано баллов __________________

Задание 1. Какой из четырех ответов, по-вашему, один - правильный? Ответ запишите в соответствующей строке. <22 балла >

1.1. Первые государства появлялись там, где главным занятием людей становилось:

а) собирательство; б)  скотоводство; в) земледелие; г)  ремесло.

Ответ:________

1.2. Первобытные художники изображали на стенах пещер раненых животных, так как считали, что они помогают:

а) привлечь зверей в пещеру; б) добиться успеха на охоте; в) умилостивить силы природы; г) защититься от хищников.

Ответ:________

1.3. По представлениям древних египтян, «страна мертвых»:

а) не существует; б) похожа на земной мир; в) является страшным подземельем; г)  наполнена чудовищами.

Ответ:________

1.4. Всесильным владыкой Египта был:

а) фараон; б)  император; в)  стратег; г) консул.

Ответ:________

1.5. Особенностью древнеегипетского письма не является.

а) рисунчатый облик египетских знаков; б) передача гласных и согласных звуков отдельными буквами; в)  передача рисунками значений отдельных слов; г) существование знаков — определителей понятий.

Ответ:________

1.6. «Если человек украл осла, овцу или раба, он — вор и должен быть казнен», — записано в законах:

а)  Ману; б)  Хаммурапи; в)  12 таблиц; г)  Юстиниана.

Ответ:________

1.7. Укажите имя человека, не являвшегося царем:

а) Хаммурапи; б) Тарквиний Гордый;в) Солон;г)  Филипп Македонский.

Ответ:________

1.8. В 6-м веке до н.э. самой большой по территории была:

а) Персидская держава; б) Греция; в) Ассирийская держава; г)  Римская империя.

Ответ:________

1.9. В 5-м веке до н.э. высшая власть в Афинском государстве принадлежала:

а) стратегу; б) архонту; в) демосу; г) ареопагу.

Ответ:________

1.10. Греческие купцы привозили в колонии:

а) льняные ткани; б) виноградное вино; в) оливковое масло; г) зерно.

Ответ:________

1.11. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии, что по-гречески означает:

а) «власть знати»; б)  «власть народа»; в) «власть архонта»;г) «власть сенаторов».

Ответ:________

1.12. Писателем, прозванным «отцом истории», был друг Перикла:

а)  Софокл; б)  Геродот; в)  Тит Ливии; г)  Аристотель.

Ответ:________

1.13. Отметьте зрелище, нелюбимое древними греками:

а) театральные представления; б) гонки колесниц на ипподроме; в) гладиаторские бои; г) посещение гимнасиев.

Ответ:________

1.14. «Наше государство является школой всей Эллады, и каждый из нас может с легкостью проявить свою личность в самых различных жизненных условиях», — сказал:

а) Солон; б) Мильтиад; в)  Фемистокл; г)  Перикл.

Ответ:________

1.15. Родиной демократии является:

а) Римская республика; б) Греция; в)  Египет; г) Вавилония.

Ответ:________

1.16. С 1-го века до н.э. империей называют:

а)  Египетское государство; б) Ассирийское государство; в) Римское государство; г)  Греческое государство.

Ответ:________

1.17. Вера в Пантеон (множество) богов сохранилась у:

а)  греков; б)  римлян; в)  египтян; г) евреев.

Ответ:________

1.18. В 4-м веке император Константин заявил о приверженности учению:

а)  Конфуция; б)  Будды; в)  Иисуса Христа; г)  Демокрита.

Ответ:________

1.19. Отметьте зрелище, которое не любили древние римляне:

а) гладиаторские бои; б) конные состязания; в) театральные представления; г) морские бои.

Ответ:________

1.20. Великий римский историк, живший во времена Августа, описавший правление царей, установление республики, Пунические войны в «Римской истории от основания города»:

а) Тацит; б)  Сенека;в) Лукреций Кар; г)  Тит Ливии.

Ответ:________

1.21. Философ Конфуций учил, что высшей добродетелью является:

а) личная свобода человека; б) стремление к богатству; в) покаяние и милосердие; г) уважение к старшим.

Ответ:________

1.22. Будда учил, что главное для человека — это его:

а) происхождение; б) личные достоинства; в) принадлежность к касте; г) вера в переселение душ.

Ответ:________

Задание 2. Выберите три правильных ответа Ответ запишите в соответствующей строке. <12 баллов >

2.1. Финикийские купцы привозили в разные страны мира:

а) строительный лес; б) пшеницу; в) шерсть; г) мраморные статуи; д) оливковое масло; е) пурпурные ткани; ж) слоновую кость.

Ответ:________

2.2. В 1-м веке до н.э. в Риме правили императоры:

а) Цезарь; б) Нерон; в) Константин; г)  Гонорий; д) Траян; е) Октавиан Август; ж) Марк Аврелий.

Ответ:________

2.3. Римскими императорами, прославившими свое имя и как выдающиеся полководцы, были:

а) Цезарь; б) Нерон; в) Юстиниан; г) Октавиан Август; д) Траян; е) Марк Аврелий; ж) Гонорий.

Ответ:________

2.4. Основными изобретениями китайцев, используемыми и сейчас, являются:

а)  календарь; б)  цифры; в) компас; г) бумага; д) монеты; е) шелковые ткани; ж) шахматы.

Ответ:________

Задание 3. Установите хронологическую последовательность событий мировой истории: Ответ запишите буквами в соответствующей клеточке . <14 балла >

3.1. а) взятие Египта персами; б)  битва при Херонее; в)  разграбление Рима вандалами; г) строительство пирамиды фараона Хеопса; д) образование государства в Южном Двуречье; е) реформы архонта Солона в Афинах; ж) начало правления Перикла в Афинах.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

3.2. Задание 6. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу. (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12):

1. Последнего римского императора низложил вождь вандалов.

2. При Юстиниане Италия была включена в состав Западной Римской империи.

3. Большинство населения Галлии накануне франкского завоевания составляли христиане.

4. «Песнь о Роланде» входит в цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

5. В битве на Каталаунских полях вестготы участвовали на стороне римлян

6. Франки эпохи Хлодвига говорили на языке германской группы.

1

2

3

4

5

6

Задание 4. «Знаешь ли ты греческих богов?» Ответ запишите в соответствующей строке. <8 баллов >

4.1 Бог грома и молний.

Ответ:________

4.2 Бог моря.

Ответ:________

4.3. Бог – царь подземного царства мёртвых.

Ответ:________

4.4. Старшая из богинь, супруга главного бога.

Ответ:________

4.5. Богиня красоты и любви.

Ответ:________

4.6. Богиня – воительница.

Ответ:________

4.7. Бог – покровитель виноградарей и виноделов.

Ответ:________

4.8. Богиня плодородия и земледелия.

Ответ:________

Спасибо за работу!

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории 6 класс

Ключи к ответам

Задание 1. Какой из четырех ответов, по-вашему, один - правильный? Ответ запишите в соответствующей строке. <22 балла >

1.1. в) земледелие.

1.2. б) добиться успеха на охоте.

1.3. б) похожа на земной мир.

1.4. а) фараон.

1.5. б) передача гласных и согласных звуков отдельными буквами.

1.6. б)  Хаммурапи.

1.7. в) Солон.

1.8. а) Персидская держава.

1.9. в) демосу.

1.10. в) оливковое масло.

1.11. б) «власть народа».

1.12. б)  Геродот.

1.13. в) гладиаторские бои.

1.14. г)  Перикл.

1.15. б) Греция

1.16. в) Римское государство

1.17. а)  греков.

1.18. в) Иисуса Христа.

1.19. в) театральные представления.

1.20. г) Тит Ливии.

1.21. г) уважение к старшим.

1.22. б) личные достоинства.

Задание 2. Выберите три правильных ответа Ответ запишите в соответствующей строке. <12 балла >

2.1. а) строительный лес; д) оливковое масло; е) пурпурные ткани.

2.2. б) Нерон; д) Траян; е) Октавиан Август.

2.3. а) Цезарь; г) Октавиан Август; д) Траян.

2.4. в) компас; г) бумага; е) шелковые ткани.

Задание 3. Установите хронологическую последовательность событий мировой истории: Ответ запишите буквами в соответствующей клеточке . <14 балла >

3.1.

1

2

3

4

5

6

7

Д

Г

Е

А

Ж

Б

В

3.2. ( 12 баллов)

1

2

3

4

5

6

да

нет

нет

нет

да

да

Задание 4. «Знаешь ли ты греческих богов?» Ответ запишите в соответствующей строке. <14 балла >

4.1 (Зевс).

4.2 (Посейдон). 

4.3. (Аид). 

4.4. (Гера). 

4.5. (Афродита).

4.6. (Афина). 

4.7. (Дионис).

4.8. (Деметра). 

Всего - 74 балла      1 место - 64 - 74 балла             2 место - 52 - 63 балла   3 место - 40 - 51 балл



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по истории.

7 класс. Время выполнения - 45 минут.

1.Что объединяет эти имена?

А.Отмена кормлений, Судебник, Стрельцы

 Б.Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий,

В.Адашев, митрополит Макарий, А.Курбский, И.Висковатый

2.Что объединяет эти даты?

А.1550 г., 1551 г., 1556 г., 1560 г.

Б.1375 г., 1380 г., 1480 г.

3. По какому принципу образованы ряды (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 6)?

1. Лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство___________________________________________

2.Габсбурги,Тюдоры,Бурбоны___________________________________________________

3.А.Ф.Адашев,Сильвестр,митрополитМакарий_____________________________________ _____________________________________________________________________________

4.Русская Правда – первый свод законов, был создан

1.IX в.                               2.XI в.                            3.XII в.                               4.XIII в.

5.Что из названного относилось к периоду раздробленности Древнерусского государства ? Укажите два верных положения из четырёх предложенных.

1.принятие христианства

2.Куликоская битва

3.венчание Ивана IV  на престол

4.образование  Московского княжества

 6.Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности.

1.Пётр II                   2.Андрей Курбский                       3.Кузьма Минин          4.Борис Годунов

7.Система религиозных верований, для которой характерна вера во множество богов и духов

1.язычество               2.христианство            3.иудаизм                 4.буддизм

8.Кто из названных лиц были современниками? Укажите два верных имени из четырёх предложенных.

1.Иван Грозный         2.Иван III                 3.Доменико Трезини                 4.Аристотель Фиораванти                

9.Какое название получило время перехода крестьян от одного владельца к другому согласно Судебнику 1497 г.?

1)«урочные лета»

2)«заповедные лета»

3)отходничество

4)Юрьев день

10.Какое из названных событий произошло раньше других?

1)Невская битва

2)«стояние» на реке Угре

3)битва на реке Калке

4)присоединение Новгорода Великого к Москве

11.Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о какой династии идет речь.

«Так трагически и бесславно закончилось короткое правление этой династии… на русском престоле. На долю этой династии выпали тяжелые испытания. Им досталась в наследство разоренная, бедная страна. Системный кризис, охвативший всю страну, усугубляемый голодом первых лет XVII века, показал всю хрупкость власти, которая отошла от методов управления Ивана IV. И без того неэффективная и громоздкая система управления Российским государством начала давать серьезные сбои. Разбойничьи шайки наводнили страну, на дорогах было небезопасно. После смерти царя страна ушла в пучину смуты и безвременья».

12. Расположите имена князей в хронологическом порядке их жизни и деятельности.

1)Дмитрий Донской      2)Иван Грозный   3)Юрий Долгорукий 4)Даниил Московский

13. Какие три из перечисленных событий произошли в период правления Ивана III?

1)битва на реке Воже

2)строительство Успенского собора в Москве

3)сооружение стен Московского Кремля из красного кирпича

4)принятие великим князем титула «государя всея Руси»

5)заседания Стоглавого собора

6)присоединение к Москве Рязани

14. Расположите события в хронологической последовательности, внеся свой ответ в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):

А) Учреждение опричнины

Б) Крестьянская война в Германии

В) Взятие Смоленска войсками Василия III

Г) подписание Нантского эдикта

Д) Путешествие Афанасия Никитина

Е) Открытие морского пути в Индию

Ж) Варфоломеевская ночь

1

2

3

4

5

6

7

15.Соотнесите имя исторического деятеля с основным содержанием его деятельности. Свой ответ внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16):

1

Владимир Мономах

А

Тверской купец, совершивший путешествие по Персии, Индии и Турции

2

Иван Калита

Б

Русский правитель, при котором был введена в оборот серебряная копейка

3

Елена Глинская

В

С его именем связано присоединение Западной Сибири к России

4

Андрей Боголюбский

Г

Русский правитель, первый совершивший официальный визит в Константинополь

5

Афанасий Никитин

Д

Русский правитель, при котором русский митрополит обосновался в Москве

6

Иван III

Е

Русский князь, захвативший и разграбивший Киев

7

Ермак Тимофеевич

Ж

Автор произведения «Поучение детям»

8

Княгиня Ольга

З

Русский правитель, ликвидировавший независимость Великого Новгорода

1

2

3

4

5

6

7

8

Школьная олимпиада по истории.

8 класс. Время выполнения  - 45 минут.

1. Заполните пропуски в ряду (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6).

а) Г.И.Головкин – президент коллегии иностранных дел, ____________________ - генерал- прокурор Сената, Ф.М. Апраксин – президент адмиралтейской коллегии.

б) Иван Федоров – книгопечатный станок; И.П. Кулибин - ______________________________; А.К. Нартов - токарный станок

2.По какому принципу образованы ряды?

А.Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Семён Дежнёв

Б.И.Болотников, С.Разин, Е.Пугачёв

3.Люди у трона. Определите о ком идёт речь:

А. один их ближайших сподвижников Петра I , швейцарец на русской службе, командовал флотом в Азовских походах и возглавлял Великое посольство.

Б.Граф, фаворит Елизаветы Петровны, покровитель М.В.Ломоносова, основатель и покровитель Московского университета.

В.Его называют истинным просветителем. Его судьба удивительна. В 1769 г. Армейский поручик в отставке, исключенный в юности из гимназии « за леность», начинает издавать сатирический журнал. Позднее он станет знаменитым журналистом, с которым будет полемизировать сама императрица Екатерина II. Его журналы : «Трутень», «Кошелёк», «Пустомеля» - известны всем образованным людям России. Он был едва ли не первым дворянином, который служил отечеству не шпагой, а пером. Неожиданный его арест, сожжение всех книг в его магазине, заключение в Шлиссельбурскую крепость – до сих пор не находят объяснения. В 1812 г. Остался в Москве, на свои деньги пленных французов и отдавал их французскому командованию.

4.Расположите в хронологической последовательности имена исторических лиц.

1.Григорий Потёмкин      2.Эрнст Бирон                3.Григорий Орлов           4.Александр Меньшиков

5.Отметьте причину государственной раздробленности

1.развитие натурального хозяйства

2.усиление центральной власти киевского князя

3.расширение контактов с Византией

4.интенсивное развитие торговли между русскими землями

6.Кто из названных лиц были современниками. Укажите два верных имени из четырёх предложенных.

А.М.В. Ломоносов                        Б. А Рублёв

В.Алексей Михайлович              Г. Ф. Грек

7.Основной задачей внешней политики России во второй половине XVIII в. являлась

1.борьба за выход к Балтийскому морю

2.борьба за выход к Чёрному морю

3.продвижение  в Западную Сибирь

4.завоевание колоний на Балканах

8.Отметьте сражение Северной войны

1.под Саратовом и Казанью

2.при Фокшанах и Рымнике

3.под Кунерсдорфом и Цорндорфом

4.под Полтавой и Лесной

9.Что или кто является лишним в ряду?

1.губной староста, воевода, наместник, губернатор, сенатор, генерал-губернатор

2.П.Ягужинский, Е.Пугачёв, А.Меньшиков

3.восстание Хлопка, восстание Болотникова, восстание Булавина

 10.Расположите в хронологической последовательности, приведенные исторические факты:

 1. Правление Василия Шуйского.               3. Гибель в Угличе царевича Дмитрия.

2. Избрание на царство Бориса Годунова.    4.Восстание Хлопка.

11. Какие три из перечисленных документов были приняты в царствование Екатерины II?

1)«Табель о рангах»

2)«Манифест о вольности дворянской»

3)«Жалованная грамота дворянству»

4)«Жалованная грамота городам»

5)«Духовный регламент»

6)«Указ о секуляризации земель»

12. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 15):

1. Совет Всей земли в Ярославле

2. Взятие Китай-города войсками Д.М. Пожарского  

3. Распад Первого земского ополчения

4. Разгром гетмана Ходкевича

5. Избрание Михаила Романова царем на Земском соборе

Ответ (последовательность букв): _________________________

13. Заполните пустые ячейки таблицы цифровыми обозначениями приведенных данных. События в таблице расположите в хронологическом порядке, таким образом, чтобы в самой верхней, оказалось самое раннее событие, а в нижней самое позднее (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16).

1) Война с Речью Посполитой

5) бой у мыса Гангут

9) Сеит – Али

13) Семилетняя война

2) М.Б.Шеин

6) Ф.Ф.Ушаков

10) Фридрих II

14) Г. Ватранг

3) сражение у Кунерсдорф

7) русско- турецкая война

11) Владислав IV

15) П.С.Салтыков

4) Ф.М.Апраксин

8) Северная война

12) сражение у мыса Калиакрия

16) осада Смоленска

Сражение

война

Русский полководец (флотоводец)

противник

14.Определите источник, из которого взят данный фрагмент: "А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить, и пожаловать и никак ни жене на мужа, ни мужу на жену".

1.Судебник 1497 г.             2."Великие Четьи - Минеи"

3."Домострой"                    4."Юности честное зерцало"



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по истории.

9 класс. Время выполнения - 1 час

1.Восстановите правильную хронологическую последовательность событий (за каждый правильный вариант 1 балл) Ответ запишите в виде ряда цифр, отражающего последовательность событий: 

А)  1. Манифест о трехдневной барщине 2. Тильзитский мир 3. Бородинское сражение

4. Организация военных поселений 5. Воцарение императора Александра I

Б. 1. Куликовская битва 2. Восстание в Твери против Чолхана 3. Нашествие Тохтамыша

4. Постройка белокаменного кремля в Москве 5. Начало княжения Дмитрия Ивановича (Донского)

В.1. Цусимское сражение 2. «Кровавое воскресенье» 3. Воцарение императора Николая II 4. Восстание на броненосце «Потемкин» 5. Брусиловский прорыв

2.Как назывались земельные владения на Руси, принадлежавшие владельцу на правах полной наследственной собственности:

1.вотчина               2.кормление                      3.десятина                     4.поместье

3.Укажите, какое событие произошло позже всех других

1.принятие «Соборного Уложения»

2.воцарение Романовых

3.получение Россией выхода к Балтийскому морю

4.появление на политической арене Лжедмитрия I

4.В начале XVIII в. Россия принимала участие в войне, вошедший в историю как:

1.семилетняя                2.Северная                3.отечественная                 4.Крымская

5.Крестьян, заключивших договор об условиях работы на господина, в Древней Руси называли:

1.закупами                     2.гридями                3.рядовичами                  4.тиунами

6.Какие  события были связаны с движением декабристов?

1.выступление на Сенатской площади

2.хождение в народ

3.деятельность организации «Народная воля»

4.организация покушения на Александра I

7.Развитию капитализма в России во второй половине XIX в. способствовало:

1.осбождение крестьян

2.сохранение барщины и оброка

3.введение отработок

4.существование общины

8.Художниками были:

1.Опекушин, Мартос

2. Балакирев, Глинка

3.Серов, Левитан

4.Соловьёв, Ключевский

9.По какому принципу создан ряд?

1.Е.Р.Дашкова, С.С.Уваров, С.И.Вавилов

2.М.И.Кутузов, П.И.Багратион, М.Б.Барклай де Толли

3.М.Натансон, С.Перовская, Г.Плеханов

10.Что или кто является лишним в ряду?

1.губной староста, воевода, наместник, губернатор, сенатор, генерал-губернатор

2.П.Ягужинский, Е.Пугачёв, А.Меньшиков

3.восстание Хлопка, восстание Болотникова, восстание Булавина

11.Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры,  которыми обозначены исторические события,  в правильной последовательности.

1)  Невская битва

2)  реформа Патриарха Никона

3)  свержение ордынского владычества

4)  учреждение Сената

5)  Крымская война

12. Ниже приведён перечень терминов.  Все они,  за исключением одного, относятся к событиям XIX в.

Вольные хлебопашцы,  министерства,  декабристы,  бироновщина,  земства, винная монополия.

Найдите и запишите термин,  относящийся к другому историческому периоду.

13. Расположите названия органов государственной власти XIX в.  в хронологической последовательности их возникновения.  

1. III отделение императорской канцелярии   2. первые министерства

3.Верховная распорядительная комиссия       4. Государственный совет

14.Какие три события из перечисленных ниже относятся к правлению царя Михаила Фёдоровича? Запишите в таблицу соответствующие цифры.

1)заключение Деулинского перемирия

2)восстание в Москве в 1648 г.

3)Смоленская война

4)освобождение Москвы от поляков

5)учреждение патриаршества

6)заключение Столбовского мирного договора

15. Прочтите отрывок из воспоминаний Великого князя Александра Михайловича и назовите правившего в XIX  в.  императора,  о внутренней политике которого идёт речь.  «Наступили дни "чёрной реакции", – уверяли безутешные сторонники либеральных реформ,  но биографии новых министров,  казалось бы, опровергали это предвзятое мнение. <…>  Профессор Вышнеградский –  министр финансов –  пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономические теории.  Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны <…>  Адмирал Шестаков,  высланный Александром II за границу за беспощадную критику нашего военного флота,  был вызван  <Императором>  в Петербург и назначен морским министром <…>  С.Ю. Витте…  обязан был своей головокружительной карьерой дальнозоркости Императора <…>  который,  назначив его товарищем   министра, сразу же признал его талант».

16. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Сражение

Полководец

Правитель

 (А)

А.В. Суворов

Екатерина II

Чесменский бой

 (Б)

 (В)

 (Г)

П.С. Салтыков

Елизавета Петровна

Бой у мыса Гангут

 (Д)

 (Е)

  • 1)Пётр I
  • 2)сражение на реке Рымник
  • 3)Екатерина II    4)Полтавская битва    5)сражение при Кунерсдорфе    6)П.И. Багратион
  • 7)Ф.М. Апраксин    8)Г.А. Спиридов     9)Павел I

17. Определите правильность предложенных суждений. Ответ внесите в таблицу (11 баллов).

а) Идеи «нестяжательства» развивали заволжские старцы во главе с Иосифом Волоцким (1). Нестяжатели вначале были поддержаны Иваном III (2), который видел в них силу, помогающую ему отнять у церкви часть её земель.

б) Во время правления Анны Иоанновны ощущалось сильное влияние «немецкой партии» (3), которую возглавляли Миних и Ласси (4).

в) Декабристы называли себя «детьми 1812 года» (5), однако вряд ли это справедливо, ведь их движение имело явные иностранные корни (6).

г) Окончание ХIХ века охарактеризовалось в России проведением крупнейшей финансовой реформы (7). Рубль стал одной из стабильнейших валют мира (8). Это был прорыв из прошлого в будущее, неразрывно связанный с именем министра финансов Н.Х.Бунге (9).

д) Вступление России в 1914 г. в войну вызвало рост патриотических чувств в русском обществе (10), череда блестящих побед в 1914-1915 гг. (11) укрепила эти настроения.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18.Применительно к каждой представленной ниже картине укажите 1) ее название, 2) художника, 3) время создания (с точностью до половины столетия). (1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6)

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/105/470/105470128_4622790_Na_zastave_bogatirskoi.jpghttp://kolhozanet.ru/images/00qat98y.jpeg

19.Исторические личности:

князь Олег

Юрий Долгорукий

А.Курбский

Степан Разин

Анна Иоановна

М.М.Сперанский

П.И.Пестель

Дать краткую характеристику личности (краткие сведения об эпохе, даты жизни и деятельности, известные факты биографии, личные качества, сподвижники, исторические заслуги).



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по истории.

10 - 11 класс. Время выполнения - 90 минут.

1.Установите соответствие. Соотнесите название архитектурного сооружения и время его постройки (до 3 баллов)

1) собор Петра и Павла в Санкт-Петербурге                                      А.XV в.

2) здание Большого театра в Москве                                                   Б. XVI в.

3) храм Покрова-на-рву                                                                        В. XVII в.

4) Теремной дворец в Кремле                                                              Г. XVIII в.

5) особняк С.П.Рябушинского в Москве                                            Д. XIX в.

6) Грановитая палата

А

Б

В

Г

Д

2.Применительно к каждой представленной ниже картине укажите 1) ее название, 2) художника, 3) время создания (с точностью до половины столетия). (1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

А.

Б.

3.Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ занесите в таблицу (4 баллов). 

1. Захват Наполеоном герцогства Ольденбургского стал одной из причин дипломатических разногласий между Россией и Францией.

2. После соединения с П.И.Багратионом под Смоленском, М.Б.Барклай-де-Толли сформировал летучий партизанский отряд для действия против левого фланга французов.

3. Накануне Бородинского сражения французская армия имела двукратный численный перевес.

4. В сражении под Малоярославцем был смертельно ранен П.И.Багратион

1

2

3

4

4. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» – было результатом

1)деятельности княгини Ольги

2)принятия «Русской правды»

3)принятия «Устава» Владимира Мономаха

4)походов князя Святослава

5. Как называлась территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земского собора и Боярской думы?

1)опричнина

2)Государев двор

3)земщина

4)посад

6.Теория «официальной народности» графа Уварова основывается на:

1.следовании России европейским путём

2.необходимости дворянской революции в России

3.необходимости изоляции России от Европы

4.существование опоры России в лице православия, самодержавия, народности

7.Дочь Петра I Елизавета оказалась на престоле:

1.по завещанию

2.по требованию крестьянского восстания

3.по приглашению Тайного совета

4.в результате дворцового переворота

8.Осуществление политики коллективизации привело к

1.созданию коллективных хозяйств в деревне

2.прекращению зерна за границу

3.денежной плате крестьян

4.передаче МТС бесплатно колхозам

9. С деятельностью кого из названных лиц связано начало книгопечатания в России?

1)Андрея Рублева

2)Юрия Крижанича

3)Ивана Федорова

4)Феофана Грека

10.К последствиям политики перестройки в СССР относится:

1.обострение межнациональных отношений

2.укреплени отношений центральной и республиканских властей

3.милитаризация страны

4.подъём промышленного производства

11. Расположите имена исторических деятелей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите буквы, которыми обозначены имена, в правильной последовательности.

1)Степан Разин

2)Андрей Желябов

3)Емельян Пугачев

4.Иван Болотников

12.Расположите в хронологическом порядке события военной истории России.

1)Ледовое побоище

2)Швейцарский поход А.В. Суворова

3)Полтавская битва

4)морское сражение у мыса Гангут

13.Прочитайте отрывок из обращения правительства СССР и определите пропущенное слово.

«Совет Министров СССР поздравляет участников Поместного Собора Русской православной церкви, верующих граждан со знаменательным событием ………….. летием введения христианства на Руси».

14. Какие три из перечисленных положений относятся к царствованию Александра III? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1)основание Московского университета

2)широкое распространение высших женских курсов

3)издание циркуляра «о кухаркиных детях»

4)ограничение автономии университетов

5)большая роль радио в культурной жизни

6)повышение платы за обучение в университетах

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идет речь.

«Начала свое царствование с того, что … щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 г. была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными – просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе».

16. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

ПОНЯТИЯ

А)временнообязанные крестьяне

Б)бироновщина

В)коллегии

Г)аракчеевщина

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

1)Петр I

2)Анна Иоанновна

3)Екатерина II

4)Александр I

5)Александр II

17. Творчество кого из перечисленных деятелей культуры относится к периоду 1920–1930-х гг.?

А)

И.И. Левитан

Б)

В.И. Мухина

В)

Г.В. Александров

Г)

М.А. Врубель

Д)

Г.С. Уланова

Е)

Э.И. Неизвестный

Укажите верный ответ.

1)АБГ

2)АГЕ

3)БВД

4)ВГЕ

18. Прочтите отрывок из письма императора и напишите название войны XIX в., о событиях которой идет речь.

«Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нем покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск.

    Николай I».

19.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе, 25 баллов).

Примерные Темы эссе:

1. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

2. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества (В.О. Ключевский).

3. Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии. (Л.Г. Захарова).

6. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).