Конкурс ИКТ в образовательном процессе 2017

Вальтер Надежда Константиновна

Конспект урока интегрированного урока обществознания  и истории в  9  классе с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки, в т.ч. с учетом работы в удаленном электронном читальном зале

по теме:  «Конституция – основной закон страны»

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.

Ф.И.О. автора

Вальтер Надежда Константиновна

2.

Наименование образовательного учреждения

Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е.Хребтова, филиал  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича»

3.

Название работы

Конспект урока интегрированного урока обществознания  и истории в  9  классе с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки, в т.ч. с учетом работы в удаленном электронном читальном зале

по теме:  «Конституция – основной закон страны»

4.

Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР»

Сайт  Президентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина;  

https://www.prlib.ru/item/420905 РСФСР. Конституция (1918). Конституция. 1918.

https://www.prlib.ru/item/420920  -  СССР. Конституция (1936).

https://www.prlib.ru/item/420911- СССР. Конституция (1977).

https://www.prlib.ru/item/420931 - Конституция РФ (1993)

Сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru

Сайт  Президентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина в удаленном электронном читальном зале

Конспект   интегрированного урока обществознания и истории

 в  9  классе

 с использованием электронных ресурсов Президентской Библиотеки, в т.ч. с учетом работы в удаленном электронном читальном зале

по теме:  

«Конституция – основной закон страны»

                                                                                         Вальтер Надежда Константиновна,

учитель истории и обществознания

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний (интегрированный урок обществознания и истории).

Цели:

Дидактическая:

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об основном законе страны – Конституции, как основном нормативно-правовом акте нашей страны, ее роли  в жизни человека, гражданина, государства. Создать  условия  для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы   «Конституция – основной закон страны».  

Образовательная: 

Сформировать представления о Конституции, как основном законе страны, о Конституции в жизни человека, гражданина, государства. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в законе, уметь пользоваться им в необходимых ситуациях.   Продолжить формирование умений работы с разнородными источниками.

Развивающая: 

Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости закона. Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.  Содействовать развитию рефлексивной деятельности. Создать условия для развития командной работы и умения высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: Воспитывать сознательную гражданскую позицию, чувства уважения к  государственным символам и Основному закону страны. Способствовать воспитанию правовой культуры  учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе, в паре; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль, как гражданина РФ; знать и выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ.

Социокультурные компетенции:  знать основные статьи Конституции РФ, как гражданина  своей страны; знать свой правовой статус, права  и обязанности гражданина РФ, овладеть основами правовой культуры и  гражданского самосознания, научить выражать сознательную гражданскую позицию.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией к заданию.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

 

Основные понятия и термины: Конституция, правовой статус человека, конституционные права и обязанности.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, сайт   Президентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина (текст Конституции на сайте),  экран, презентация, учебники, тетради

Образовательные результаты:

Предметные 

Научатся давать определение понятиям: Конституция, правовой статус человека, конституционные права и обязанности, приводить примеры. 

Метапредметные

- Познавательные: самостоятельно работать с источниками – текстами Конституции,  создавать  алгоритмы  деятельности при решении проблем различного характера.

- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

- Регулятивные: планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

- Личностные:  проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей    группой.

Образовательная технология: технология прогрессивного обучения, формирования понятий.

Методы урока:

- метод иллюстраций;

- практический;

- словесно-наглядный;

- поисковый;

- интерактивный метод обучения;

- проектный;

- научный;

- эвристический;

- методы прогрессивного обучения.

Формы урока: индивидуальная, фронтальная и командная

Тип  урока: Урок - практикум.

Словарь:

Конституция (от латинского слова «конституцио» - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий:  как устроено общество и государство,  как образуются органы власти, каковы обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Конституция – (от лат. constitution установление, устройство). Конституция – Основной Закон государства, обладающая высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической системы данной страны. 

Конституция РФ - нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти,  права и свободы граждан.

Правовой статус человека -  совокупность прав и обязанностей гражданина.  (слайд 2).

План урока:

  1. Что такое Конституция?
  2. Из истории создания Конституции
  3. Знакомство с Конституцией РФ, как основным законом  страны
  4. Как устроено государство?
  5. Правовой статус гражданина России.  Основные права и обязанности человека и гражданина.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Работа со слайдом презентации (слайд 3).

Учащиеся рассматривают изображение, высказывают предположения по теме урока  

Используется обучающая структура СИ – ФИНК - УАНДЭ (обучающаяся структура критического мышления) – Учитель представляет визуальный раздражитель классу (слайд с изображением титульного листа основного закона страны – Конституции в разные периоды истории), ученики рассматривают его и описывают свои наблюдения, размышляют  и делятся своими идеями, определяют тему урока, углубляются в изучение темы.

  - Что я вижу? Что я об этом думаю? О чем заставляет задуматься?   (самостоятельная работа учащихся, обсуждение) (слайд 4) (приложение 1).

2. Формирование эмоционального настроя: (слайд 4)

Работа с эпиграфом:

«Лишь в одном законе существует истинная свобода»

(И.Гете)

- Эпиграфом нашего урока  являются слова известного немецкого писателя И. Гете: «Лишь в одном законе существует истинная свобода

- О каком законе идет речь?

- Как вы понимаете смысл данных слов?

- При какой форме правления в государстве жить лучше: абсолютная  монархия или республика? Почему?

- Почему монархи боялись подписывать данный закон?

Определите тему урока. Сформулируйте свою цель на урок?  Зачем вы хотите это знать?

Какие средства достижения целей можно выбрать?  

 Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы: (Слайд 5).

  1. Что такое Конституция?
  2. Из истории создания Конституции
  3. Знакомство с Конституцией РФ, как основным законом  страны
  4. Как устроено государство?
  5. Правовой статус гражданина России.  Основные права и обязанности человека и гражданина.

3. Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» (До и после) по теме «Конституция – основной закон страны» (приложение 2).

Ставим «ДА» или «НЕТ»  напротив утверждений в колонке «ДО», заполнив колонку «ДО» откладываем лист в сторону (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1).

Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока (Слайд 6).

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

1.  В соответствии со статьей 1 Конституции Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы власти и органы местного самоуправления.

4. Конституция РФ - нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти,  права и свободы гражданин.

5. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

6. РФ – социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  

 7.  Настоящая конституция имеет - преамбулу - вступительную часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий и мотивов принятия конституции. Конституция имеет 2 раздела, 9 глава, 137 статей.

8. Все равны перед законом и судом.

9. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

II. Основная часть урока.  Изучение нового материала.

1.Что такое Конституция?

Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

Работа с источниками:  https://www.prlib.ru/item/420931

- Опираясь на текст Конституции, сформулируйте определение Конституции  (Слайд 7). (Ответы учащихся).

Работа с понятием «Конституция»  в словаре (технология формирования понятия).

        Конституция (от латинского слова «конституцио» - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий:  как устроено общество и государство,  как образуются органы власти, каковы обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Конституция – (от лат. constitution установление, устройство). Конституция – Основной Закон государства, обладающая высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической системы данной страны. 

Конституция РФ - нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти,  права и свободы граждан  (слайд 8).

Основным законом Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям. Если какой-то закон противоречит Конституции, он получает наименование антиконституционного.

2. Из истории создания Конституции

Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России.

С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, Николая II. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу.  Из предыдущих уроков мы знаем, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России.

(Опережающее задание учащимся). Учащиеся знакомят с краткой информацией,  при этом текст Конституции демонстрируют на экране используя ссылку на сайт президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина)

https://www.prlib.ru/item/420905 РСФСР. Конституция (1918). Конституция. 1918.

https://www.prlib.ru/item/420920 -  СССР. Конституция (1936).

https://www.prlib.ru/item/420911 - СССР. Конституция (1977).

https://www.prlib.ru/item/420931 - Конституция РФ (1993)

Конституция 1918 г. закрепила политическое устройство – провозглашение государственной диктатуры пролетариата, форму правления - корпоративная республика, республика Советов рабочих и крестьянских депутатов. Органы государственной власти представлял Всероссийский съезд Советов и Высший Центральный Исполнительный Комитет, который избирался на съезде. По форме государственного единства формально была провозглашена Федерация, фактически – это было смешанное унитарное государство (Слайд 9).

         После нее были приняты еще три  Конституции СССР – 1924 г., 1936 г., 1977 г.  Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза  
         Конституция 1936 года «Сталинская конституция» или «Конституция побежденного социализма», была плодом коллективного труда видных деятелей партии и Советского государства. Конституция 1937 г. характеризовалась следующими чертами: (Слайд 10)

1) Она сохранила свою классовую сущность, о чём упоминалось  в ст.2. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия: в ст.127 говорилось о равноправии граждан  «независимо от их национальности и расы».

2) Впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан. В частности, было закреплено право на труд. Гарантировались и политические права «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». 
3) За коммунистической партией (ВКП(б)) закреплялась руководящая роль. Норма о партии была введена в Конституцию впервые. В ст.126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующей статье Конституции РСФСР 1937 г. устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоёв трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

4) Это была Конституция победившего социализма. В ней  закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.
5) По своей юридической форме Конституция приобрела более совершенный вид. В ней чётко были выделены основные государственно-правовые институты, систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».
6) В Конституции были более развёрнуто закреплены принципы вхождения РСФСР в СССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

Впервые была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из СССР.
7) Значительно полнее, чем в прежних конституциях, было отражено собственное федеративное устройство РСФСР. Появились самостоятельные главы  об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Конституция 1977 г.

http://constitution.garant.ru/search/?text=%CA%EE%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F6%E8%FF+1977

Конституция развитого социализма. Цель документа – развитое социалистическое общество, как закономерного этапа на пути к коммунизму, сохраняя принципы предыдущей Конституции. В связи с этим Конституция РСФСР 1977 г. в последние годы своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изменялась часто, причем самым радикальным, революционным образом. (Слайд 11)

В первые 10 лет, до начала «перестройки», вся конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР, характеризовалась следующими чертами:
1) Конституция отражала новый этап жизни советского общества – этап «развитого социализма», что означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство и закреплялось в первых. В связи с этим в конституции было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, Конституция не утрачивала классового характера. Это проявлялось в том, что в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г. и Конституции РСФСР 1937 г.
2) В ст. 6 Конституции заявлялось, что коммунистическая партия (КПСС) является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций», что означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.
 3) В Конституции сохранялась классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». Однако рамки её были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних Конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.
Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

4) Конституция 1978 г. впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.


Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России.

Сегодня мы будем знакомиться с содержанием Конституции РФ, которой 12 декабря исполнилось 24  года.

 

12 декабря 1993 года путём всенародного голосования была принята новая Конституция, которая стала началом нового этапа конституционного развития страны (Слайд 12).

3.Знакомство с Конституцией РФ, как основным законом  страны

Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Принимаемая при согласии подавляющего большинства населения, она фиксирует тот минимум общественного согласия, без которого невозможна совместная жизнь людей.

Работа по изучению текста Конституции будет проходить в группах. Мы заранее распределили класс на группы, а ответственные за группу ученики получили необходимые инструкции. Каждая группа работает над изучением основных глав Конституции. Результатом вашей деятельности должен стать  кластер – опорный конспект или схема.

Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

Работа с источниками:  https://www.prlib.ru/item/420931

  • Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом)

Проанализируйте данный документ, определите структуру Конституции РФ 1993 года и сравните:

  • 1 группа  с Конституцией СССР 1918 года;
  • 2 группа с Конституцией СССР 1936 года;
  • 3 группа с Конституцией СССР 1977 года (Слайд 13)

-  Предполагаемый ответ: Настоящая конституция имеет - преамбулу - вступительную часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий и мотивов принятия конституции. Конституция имеет 2 раздела, 9 глава, 137статей.

Конституция СССР 1918 года – 6 разделов, 17 глав, 90 статей.

Конституция СССР 1936 года -  13 разделов, 146 статей.

Конституция СССР 1977 года -  8 разделов, 21 глава, 173 статей.

В Главе 1 закреплялись новые основополагающие принципы общественного устройства, сформулированные. Россия провозглашалась демократическим федеративным светским правовым государством с республиканской формой правления. Заявлялось, что носителем суверенитета и источником власти является многонациональный народ. Человек, его права и свободы признавались высшей ценностью. Впервые закреплялся принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод. В новой Конституции последовательно проводился принцип разделения властей, устанавливался принцип идеологического, религиозного и политического многообразия.

4. Как устроено государство?

- Теперь давайте попытаемся разобраться, как устроено государство. Что же составляет основу российской государственности?

Обращение к сайту президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.

Работа с источниками:https://www.prlib.ru/item/420931

  1. Давайте обратимся к Конституции. Используя текст Конституции главы 1 ст. 1; 2; 3; 5 ч.1; 6 ч.2,; 10,11 ч.2; 13 ч.3;  заполните схему «Основы конституционного строя»: (Слайд 14).

                                     Основы конституционного строя

Форма правления          Форма государственного             Политический                

                                                   устройства                                 режим

Республика                                 Федерация                              Демократический

- Разбор признаков: демократическое, правовое, республиканская форма правления, федеративное.

- Что значит федеративное государство?

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите

субъекты федерации.

Республики – 21 Края - 9 Области - 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

г. Тюмень является субъектом федерации? (Нет)

Тюменская  область – субъект Федерации.

Итак, мы выяснили, что Конституция - Основной Закон государства. С образованием и развитием государства происходило и разделение ветвей власти.

2) На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.

3) На основании ст. 94,95 , 110 ,118 опишите структуру власти в РФ (Слайд 15).

                                       

Государственная власть

 

 Законодательная                                  Исполнительная                         Судебная

(Федеральное Собрание)        

        Правительство РФ        Суды

Совет Федерации  

                  Государственная Дума

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:  

«Парламент в РФ называется __________________, он является _____________________________________ органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: ____________________________________

______________________________. Совет Федерации формируется ____________________

_____________________________________________________________________________.

В Государственную думу входит _____________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а ________________________

______________________ нижней. ____________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?) (Слайд 16).

Итак, основной деятельностью парламента является разработка,

обсуждение и принятие законов.

5.Правовой статус гражданина России.  Основные права и обязанности человека и гражданина.

Конституция подтверждает правовой статус человека – составляет совокупность его прав и обязанностей.

- Используя текст учебника §11 на стр. 93-94 заполните схему «Права человека»  

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА:

  1. Личные
  2. Политические  
  3. Гражданские                
  4. Социально-экономические.  
  5. Культурные    (Слайд 17 - 18).

Приведите пример из текста Конституции  на каждый из видов прав и сравните с Конституцией 1936 г., 1977 г. (по выбору учащихся).

  • 1 группа  - личные, политические;
  • 2 группа – гражданские,  
  • 3 группа - социально-экономические
  • 4 группа - культурные  

Результаты занести в таблицу (Слайд 19)

(предполагаемые ответы)

Основные конституционные права

Примеры реализации права

Личные

Политические

Гражданские

Социально-экономические

Культурные

         Конституция государства закрепила ряд важных основополагающих обязанностей граждан.     Каковы конституционные обязанности человека?

Используя текст на стр. 95-96 учебника найдите и выпишите конституционные обязанности гражданина.

  1. Соблюдать законы государства.
  2. Платить налоги и сборы
  3. Защищать Отечество
  4. Сохранять природу
  5. Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.
  6. Беречь памятники культуры. (Слайд 20)

Гарантом конституции страны является президент. Он должен доказать ее необходимость тем, кто не доверяет государственным институтам, и превратить конституцию неотъемлемую часть государственной жизни, обеспечить на ее основе авторитет законных органов власти как в центре, так и на местах.

Пройдя 24 летний путь, Конституция Российской Федерации 1993 г. доказала свою жизнеспособность, действенность и адекватность реалиям и перспективам развития современного российского общества и государства (Слайд 21). .

IV. Закрепление изученного материала

- Почему принятие демократической Конституции в нашей стране затянулось на долгие годы?

- В какие годы в нашей стране принимались Конституции?

- Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?

- Какие права человека закреплены в Конституции РФ?

- Как изменились права, свободы и обязанности граждан РФ по сравнению с Конституцией РСФСР?

- Что означает понятие «прямое действие Конституции»?

- Какие ценности стали конституционными в нашей стране?

- В чем главная задача Конституции России?

V. Подведение итогов урока.  Рефлексия (слайд 22). Постановка задания на дом. Выставление оценок.

Обучающаяся Структура «ЭЙ/АР ГАЙД» по теме «Конституция – основной закон страны» (выполняют задания на раздаточных листах (приложение №1)

Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ПОСЛЕ».

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

1.  В соответствии со статьей 1 Конституции Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы власти и органы местного самоуправления.

4. Конституция РФ - нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти,  права и свободы гражданин.

5. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

6. РФ – социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  

 7.  Настоящая конституция имеет - преамбулу - вступительную часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий и мотивов принятия конституции. Конституция имеет 2 раздела, 9глава, 137статей.

8. Все равны перед законом и судом.

9. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

  1. По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?
  2. Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?
  3. Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.

Рефлексия:

сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
(слайд 22).

Завершение урока: Оценка деятельности обучающихся на уроке.

Домашнее задание: 

п. 11; * Всегда ли записанные в Конституции права используются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни? Приведите, если сможете, примеры нарушения прав граждан (Слайд 23).

Приложение 1

СИ – ФИНК – УАНДЭ

(обучающаяся структура критического мышления)

«Конституция – основной закон страны»

Что я вижу?

Что я об этом думаю?

О чем заставляет задуматься?   

Приложение 2

ЭЙ/АР ГАЙД

Тема «Конституция – основной закон страны»

      Графу «ДО» заполняем в начале урока, графу «ПОСЛЕ» в конце урока.

В графе «ДО» и «ПОСЛЕ» записываем  «ДА», «НЕТ» или «СОГЛАСЕН», «НЕ СОГЛАСЕН».

УТВЕРЖДЕНИЕ

ДО

ПОСЛЕ

1.  В соответствии со статьей 1 Конституции Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы власти и органы местного самоуправления.

4. Конституция РФ - нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти,  права и свободы гражданин.

5. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

6. РФ – социальное государство, политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  

 7.  Настоящая конституция имеет - преамбулу - вступительную часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий и мотивов принятия конституции. Конституция имеет 2 раздела, 9глава, 137статей.

8. Все равны перед законом и судом.

9. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Кратко ответьте на вопросы.

  1. По каким утверждениям в ходе урока у Вас поменялась точка зрения и почему она поменялась?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что по данной теме Вы знали до урока и что нового узнали на сегодняшнем занятии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Понравился ли Вам этот урок? Обоснуйте свое мнение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Методическая записка

Вид деятельности

Учитель

Тип урока

Урок изучения и закрепления новых знаний

Форма проведения урока

Урок - практикум

Целеполагание – образовательный результат:

Дидактическая:

Расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся об основном законе страны – Конституции, как основном нормативно-правовом акте нашей страны, ее роли  в жизни человека, гражданина, государства. Создать  условия  для развития познавательной активности, самостоятельности учащихся при освоении темы   «Конституция – основной закон страны».  

Образовательная: 

Сформировать представления о Конституции, как основном законе страны, о Конституции в жизни человека, гражданина, государства. Закрепить умения обучающихся ориентироваться в законе, уметь пользоваться им в необходимых ситуациях.   Продолжить формирование умений работы с разнородными источниками.

Развивающая: 

Создать условия для развития интереса к общественным наукам, мыслительных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся. Создать условия для формирования психологической установки и понимания необходимости закона. Создать условия для развития способностей анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.  Содействовать развитию рефлексивной деятельности. Создать условия для развития командной работы и умения высказывать свою точку зрения.

Воспитательная: Воспитывать сознательную гражданскую позицию, чувства уважения к  государственным символам и Основному закону страны. Способствовать воспитанию правовой культуры  учащихся, развитию навыков работы в группе, навыков слышать и уважать друг друга.

Проектирование образовательных результатов:

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно - этическая ориентация.

Регулятивные действия: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, само регуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе, в паре; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль, как гражданина РФ; знать и выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ.

Социокультурные компетенции:  знать основные статьи Конституции РФ, как гражданин своей страны; знать свой правовой статус, права  и обязанности гражданина РФ, овладеть основами правовой культуры и  гражданского самосознания, научить выражать сознательную гражданскую позицию.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией к заданию.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Образовательные результаты:

Предметные 

Научатся давать определение понятиям: Конституция, правовой статус человека, конституционные права и обязанности, приводить примеры. 

Метапредметные

- Познавательные: самостоятельно работать с источниками – текстами Конституции,  создавать  алгоритмы  деятельности при решении проблем различного характера.

- Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.

- Регулятивные: планируют  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.

- Личностные:  проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей    группой.

Информационно-образовательная среда урока/занятия

Сайт  Президентской Библиотеки имени Б.Н.Ельцина;  

https://www.prlib.ru/item/420905 РСФСР. Конституция (1918). Конституция. 1918.

https://www.prlib.ru/item/420920  -  СССР. Конституция (1936).

https://www.prlib.ru/item/420911- СССР. Конституция (1977).

https://www.prlib.ru/item/420931 - Конституция РФ (1993)

Сайт Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru

Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприя-тии)

Урок построен в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебным занятия. На сегодняшний день огромное влияние на обучение оказывают информационные технологии и вследствие этого они активно внедряются и используются  в современном образовательном процессе.

Использование информационных и коммуникационных технологий для решения поисковых, коммуникативных и познавательных задач позволяет учащимся развивать  поисковые навыки работы с историческими источниками, аналитическую деятельность и навыки систематизации полученной информации, умение выделять общее и особенное в историческом процессе.

Преимущества применения ИКТ на уроках.

Электронные образовательные ресурсы  имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения:

  1. помогают учащимся осознать исторические, социальные, политические явления;
  2. создавать ситуации активной коммуникации;
  3. информационно-компьютерное обучение обладает эффективной мотивирующей составляющей;
  4. помогают лучше усвоить и систематизировать материал.

Методические приемы

Работа в командах, приемы  технологии прогрессивного обучения, технологии формирования понятий.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Конституция – основной закон страны » Урок обществознания в 9 классе Учитель : Вальтер Надежда Константиновна Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4» Падун – 2017 г.

Слайд 2

Конституция (от латинского слова « конституцио » - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий: как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др. Конституция – (от лат. constitution установление, устройство ). Конституция – Основной Закон государства, обладающая высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической системы данной страны. Конституция РФ - нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти, права и свободы граждан. Правовой статус человека - совокупность прав и обязанностей гражданина Основные понятия :

Слайд 4

Эпиграф: « Лишь в одном законе существует истинная свобода» ( И.Гете ) )

Слайд 5

1. Что такое Конституция? 2. Из истории создания Конституции 3. Знакомство с Конституцией РФ, как основным законом страны 4. Как устроено государство? 5. Правовой статус гражданина России. Основные права и обязанности человека и гражданина. Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

Слайд 6

ЭЙ/АР ГАЙД (До и после) Ставим «ДА» или «НЕТ» напротив утверждений в колонке «ДО», заполнив колонку «ДО» откладываем лист в сторону

Слайд 7

Сайт президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина . Работа с источниками: https://www.prlib.ru/item/420931 - Опираясь на текст Конституции, сформулируйте определение Конституции.

Слайд 8

Конституция (от латинского слова « конституцио » - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий: как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др. Конституция – (от лат. constitution установление, устройство ). Конституция – Основной Закон государства, обладающая высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической системы данной страны. Конституция РФ - нормативно - правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование государственных органов власти, права и свободы граждан.

Слайд 9

https://www.prlib.ru/item/420905

Слайд 10

https://www.prlib.ru/item/420920

Слайд 11

https://www.prlib.ru/item/420911

Слайд 12

- объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности; - объединение людей, живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство; - объединение людей, связанных отношениями брака, родства или усыновления https://www.prlib.ru/item/420931

Слайд 13

Сайт президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина . Работа с источниками: https://www.prlib.ru/item/420931 Проанализируйте данный документ, определите структуру Конституции РФ 1993 года и сравните: 1 группа с Конституцией СССР 1918 года; 2 группа с Конституцией СССР 1936 года; 3 группа с Конституцией СССР 1977 года.

Слайд 14

https://www.prlib.ru/item/420931 Основы конституционного строя Форма Форма Политический правления государственного режим устройства Республика Федерация Демократический

Слайд 15

1) На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации. 2) На основании ст. 94,95 , 110 ,118 опишите структуру власти в РФ Государственная власть Законодательная Исполнительная Судебная ( Федеральное Правительство Суды Собрание) Совет Федерации Государственная Дума https://www.prlib.ru/item/420931

Слайд 16

Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ: «Парламент в РФ называется __________________ , он является ______________________________ органом Российской Федерации . __________________состоит из 2-х палат: _________________________________________________________. Совет Федерации формируется _________________________________________________________. В Государственную думу входит_____________ депутатов . ______________________________ является верхней палатой, а ______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем ?) https://www.prlib.ru/item/420931

Слайд 17

Используя текст учебника §11 на стр. 93-94 заполните схему «Права человека» Права человека: 1…………………. 2…………………. 3…………………. 4………………….. 5…………………..

Слайд 18

Используя текст учебника §11 на стр. 93-94 заполните схему «Права человека» Права человека: 1. Личные 2. Политические 3. Гражданские 4.Социально – экономические 5. Культурные

Слайд 19

Основные конституционные права Примеры реализации права Личные Политические Гражданские Социально-экономические Культурные https://www.prlib.ru/item/420931

Слайд 20

Конституционные обязанности гражданина 1. Соблюдать законы государства. 2. Платить налоги и сборы 3. Защищать Отечество 4. Сохранять природу 5. Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. 6. Беречь памятники культуры.

Слайд 22

сегодня я узнал… было интересно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую Рефлексия:

Слайд 23

Домашнее задание: п. 11; * Всегда ли записанные в Конституции права используются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни? Приведите, если сможете, примеры нарушения прав граждан. .