ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОПЫТА. ПУБЛИКАЦИИ.

Попов Сергей Валерьевич

"Посредственный учитель излагает,
Хороший учитель объясняет,
Выдающийся учитель показывает,
Великий учитель вдохновляет".

У. Уорд 

Описание методической  системы

«Олимпийское образование как средство формирования  ключевых компетенций обучающихся»

«Новое поколение должно стать олицетворением не только молодости, но и приверженности здоровому образу жизни, спорту и олимпийским ценностям»

Дмитрий Чернышенко, Президент АНО «Оргкомитет «Сочи 2014»

         У нашей страны великое прошлое! Нам есть чем гордиться! Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских, и особенно, Паралимпийских играх – все это, собранное воедино должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом – признак гражданской зрелости.

       Олимпийское образование открывает новые возможности в процессе воспитания, это стержень для формирования нравственных основ личности. Любое направление воспитательной работы может быть преломлено через призму олимпийского образования. Оно меняет отношение  молодежи к себе, миру, прививает культуру здорового образа жизни, способствует систематическим занятиям спортом, развивает стремление к самосовершенствованию. Является уникальной платформой для формирования и развития  активной гражданской позиции, духовно-нравственному становлению детей и подростков.  Оно в корне меняет отношение к людям с инвалидностью, ломает стереотипы, учит находить сходства, а не различия.

Олимпийское образование гармонично вписывается в систему спортивно-оздоровительной и воспитательной деятельности гимназии и является средством формирования ключевых компетенций обучающихся.

          Педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования.             Поэтому, систему работы по внедрению  олимпийского образования  считаю целесообразным в виде проекта.

В преддверии Олимпийских игр в Сочи на уровне гимназии разработал и реализовал проект  «Жаркие. Зимние. Мои. 2014».

        Актуальность данного проекта подтверждается следующим противоречием:  разрушение прежних идеологических стереотипов, чрезмерным прагматизмом, нигилизмом и безразличием к духовным ценностям среди молодежи  и приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, но открывающие новые возможности в процессе воспитания подрастающего поколения.

         По опросу мнений детей и подростков в гимназии, сделал вывод, что учащиеся мало  знают об истории Олимпийских игр, о достижениях спортсменов страны на Олимпийских играх. Поэтому возникла мысль проделать интересную познавательную  интеллектуальную творческую, работу для достижения цели - приобщение детей и подростков к идеалам и ценностям олимпийского движения как сфере проявления

o   культорологических основ жизнедеятельности,

o    физического и

o   духовно-нравственного совершенствования

при создании условий для саморазвития, самореализации и самоорганизации личности обучающихся в рамках освоения компонентов ключевых (универсальных) компетентностей

ü   познавательной,

ü  социальной,

ü  коммуникативной.

            Таким образом, проект представляет собой систему спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной, просветительской  работы в рамках внеурочной деятельности гимназии, направленной  на решение проблем, связанных:

·         с популяризацией олимпийского движения в преддверии XXII зимних олимпийских и XI Паралимпийских игр в Сочи,

·         приобщением детей и подростков к идеалам и ценностям олимпийского движения,

·          здоровому образу жизни,

·         формированию позитивных жизненных установок подрастающего поколения,

·          гражданским  и патриотическим воспитанием обучающихся,

·          ориентацией на достижение высоких результатов в физической подготовке и физическом развитии.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.         Способствовать развитию олимпийского образования,    усилению пропаганды идеалов и принципов Олимпизма, гуманистического потенциала спорта.

2.         Формировать у детей и подростков потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом,  способствовать подъему массовости занятий физической культурой среди школьников, как элемент здорового образа жизни.

3.         Создавать условия для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

4.         Развивать творческий потенциал детей и подростков, совершенствовать духовные (интеллектуальные, нравственные, эстетические) качества подрастающего поколения.

5.         Совершенствовать  систему подготовки обучающихся гимназии  к спортивным соревнованиям и олимпиаде школьников.

Решение данных задач способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности, повышение уровня владения детьми метапредметными и социальными компетенциями.

Основная идея проекта заключалась в том, чтобы поставить «Олимпийскую прививку» всему населению России, рассказывать об истории и философии Олимпийского и Паралимпийского движения в формате Edutainment (сочетая «просвещение» и «развлечение»).

              В рамках этого проекта были охвачены  обучающиеся с 1 по 11 класс, учительская и родительская аудитория. В результате   удовлетворенность реализацией проекта участниками составила  100%. Были достигнуты результаты – эффекты: повысилась мотивация у обучающихся  к участию в спортивных соревнованиях муниципального и регионального уровней,  занятиями  спортом; увеличился интерес к ценностям олимпийского движения, истории Олимпиады; к достижениям команды России на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи 2014. На эмоциональном подъеме от побед нашей сборной команды на Олимпийских играх в Сочи, класс-команда 8б класса (2014г.) заняла на окружных соревнованиях общекомандное II место. Творческий конкурс, посвященный XXII зимним Олимпийским играм в Сочи под девизом «Игры, который мы заслужили вместе с тобой…» не оставили равнодушными ни исполнителей, ни жюри, ни зрителей. Итог – I место. 

            Опыт участия в инновационном проекте организаторов олимпийских игр «Сочи 2014» открыл новые горизонты для саморазвития,  позволил мне обобщить  и распространить свой опыт на муниципальном, региональном, федеральном  уровнях.

Воспитание детей и подростков на примерах олимпийских ценностей, позволило успешно подготовить детей к всероссийским спортивным соревнования школьников «Президентские состязания».  С 2011 года темы творческих конкурсов созвучны олимпийскому движению и образованию: «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой». В 2015 г. «70-летие Победы» и 2016 г. «Россия – Родина моя!», 2017 «Истоки края моего…». Именно средствами творческого и теоретического конкурсов идет

  • гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;
  • знакомство с культурой и традициями народов России, субъектов Российской Федерации, городов и сел, образовательных организаций;
  • стимулирование творческой и исследовательской деятельности;
  • привитие художественной культуры и культуры речи;
  • развитие навыка работы в коллективе;
  • раскрытие творческих способностей обучающихся.

            Команды, подготовленные мной, являются победителями  муниципального и регионального этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" в период с 2005 по 2017 гг. В 2017 г. На IV этапе всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» команда 7б заняла 6 (призовое )общекомандное место.  

            Подводя итоги реализации проекта можно сделать вывод, что создавая условия для успешной социализации различных категорий обучающихся, с учетом состояния их физических  и индивидуальных особенностей, развивается физический, спортивный, интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся. Педагогический проект был обобщен и представлен компетентным экспертам во время аттестации на высшую категорию, занял II место во всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка с использованием современных образовательных технологий и методик», проводимый всероссийским образовательно-просветительским изданием «Альманах педагога», презентация проекта заняла I место в региональном мероприятии Всероссийского образовательного портала «Просвещение».

             Ценности олимпийского движения, достижения спортсменов России пример не только для моих воспитанников, но и для меня.  Принимаю участие в реализации проекта по внедрению специализированного программного комплекса "Шахматное образование" при поддержке "Югорской шахматной академии". В рамках дополнительного образования гимназии вел кружок по обучению младших школьников игре в шахматы с применением компьютерных технологий. Сборная  команда обучающихся гимназии под моим руководством занимает призовые места в шахматном турнире «Югра – территория шахмат!» среди команд Советского района ХМАО-Югры. Привлекаюсь в качестве судьи шахматных турниров. Сам являюсь активным участником интернет - проекта «Шахматная планета». Вхожу в сборную команду «Образование» в зачет городской Спартакиады «Город Советский – спортивный город».

С 2007 по 2015 год работал в лагере дневного пребывания при МБОУ гимназии инструктором по физической культуре. Активно и творчески подходил к реализации программ организации лагеря с дневным пребыванием детей «Летняя академия «Смузи», «Олимпийская деревня «Смузи» и  «Литературная радуга академии Смузи. Под моим руководством  сборные команды занимали призовые места в Спартакиаде среди лагерей с дневным пребыванием детей г.Советский (1 место – 2010, 2012, 2014, 2015), были победителями в районом конкурсе «Безопасное колесо» (2013, 2014, 2015); городском конкурсе дружин юных пожарных (2013, 2014, 2015).

Активно участвую в работе районного методического объединения учителей физической культуры. Являюсь членом экспертного жюри по проверке  заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету физическая культура.  Принял активное участие в Международной научно-практической конференции «Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования», г.Ханты-Мансийск (2013г.)

В процессе подготовки к творческим конкурсам регионального и всероссийского уровня тесно сотрудничаю с организациями города.  Специалисты муниципальных учреждений культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики по моему запросу идут навстречу и оказывают  помощь в подготовке к данному конкурсу.

Моя педагогическая деятельность неоднократно отмечена Дипломами, Грамотами, Благодарственными письмами главы Советского района (2016 г.), главы городского поселения Советский (2015, 2016 гг), начальника Управления образования администрации Советского района (2014, 2015, 2016гг), директора Департамента физической культуры и спорта ХМАО-Югры (2014, 2015, 2016, 2017 гг), организационного комитета по проведению Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» (2016 г). Дважды являлся Лауреатом окружного конкурса «Спортивная элита 2008, 2016» в номинации «Лучший учитель физической культуры».

 

Список опубликованных работ

1.        Попов С.В. Электронное портфолио [Электронное СМИ]:/Социальная сеть работников образования. - http://nsportal.ru/popov-sergey-valerevich (дата создания: 23.01.2014).

2.      Попов С.В. Персональный сайт [Электронное СМИ]:/ Социальная сеть работников образования. -  http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/libra... (дата публикации: 23.01.2014).

3.      Попов С.В. Урок в 3 классе «Мой веселый звонкий мяч» с использованием ИКТ [Электронное СМИ]: / Социальная сеть работников образования. -  http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/01/24/urok-v-3-klasse-moy-veselyy-zvonkiy-myach-s  (дата публикации: 24.01.2014).

4.      Попов С.В. Малые Олимпийские игры [Электронное СМИ]: /образовательный портал «Знанио». - https://znanio.ru/media/malye_olimpijskie_igry-102235 (09.06.2017).

5.      Попов С.В. Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство достижения предметных и личностных результатов обучающихся в условиях ФГОС [Электронное СМИ]: /учебно-методический материал Всероссийского образовательного портала «Просвещение». - https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=25748 (10.06.2017).

6.      Попов С.В. Игра – соревнование для учащихся начально школы «Мой веселый звонкий мяч» [Электронное СМИ]: /учебно-методический материал Всероссийского образовательного портала «Просвещение». - https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=25754  (10.06.2017).

7.      Попов С.В. Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся [Электронное СМИ]: / электронный сборник докладов Всероссийской научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы физического воспитания». -

https://almanahpedagoga.ru/servisy/sbornik_konferencii/doklady_uchastnikov_konferencii_prevu?id=17&p=1  (дата 11.06.2017).

8.      Попов С.В. Создание условий для сохранения здоровья учащихся [Электронное СМИ]: / сайт издания «Альманах педагога». - https://almanahpedagoga.ru/servisy/obmen_opytom/publ?id=360  (11.06.2017).

9.      Попов С.В. Система работы с одаренными детьми на примере подготовки к Всероссийским спортивным соревнованиям школьников «Президентские состязания» [Электронное СМИ]: /всероссийский конкурс «Достижения современного педагога». -  http://portalobrazovanie.ru (13.06.2017).

10.  Попов С.В. Презентация проекта «Зимние. Жаркие. Мои.» [Электронное СМИ]: / региональное конкурсное мероприятие Всероссийского образовательного портала «Просвещение». - https://prosveshhenie.ru/meropriyatiya/regionalnye/rabota?n=25876 (12.06.2017).

11.  Попов С.В. Педагогический проект «Жаркие. Зимние. Мои. 2014». [Электронное СМИ]: / всероссийский конкурс всероссийского образоватльно-просветительского издания «Альманах педагога». -https://almanahpedagoga.ru/servisy/meropriyatiya/raboty_prevu?id=4&p=1 (11.06.2017).

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия г.Советский

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ОБОБЩЕНИЕ  ОПЫТА

«Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство достижения предметных и личностных результатов обучающихся»

D:\С жестких\D\Фото\НАШИ ФОТО\КОМАНДИРОВКА В Х-МАНСИЙСК 27-30 АПР.2008Г\наши фото\PICT0019.JPG

Попов Сергей Валерьевич

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2009 – 2014 гг

Адрес педагогического опыта

учителя физической культуры, классные руководители, администрация ОУ, учащиеся, родители

2014 г

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ  ПАРАМЕТРЫ.

1. Актуальность педагогического опыта.

        Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Поддержка способной и талантливой молодежи является важнейшим направлением национального проекта «Образование». На решение поставленных задач направлены национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», федеральная программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети», государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Реализация этих проектов позволит создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождение в течение всего периода становления личности.

        Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.

        Важнейшей задачей современного образования является сохранение здоровья школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

        

Актуальность темы педагогического опыта заключается в том, что

на сегодняшний день существует  проблема выявления и развития особых способностей в области физической культуры в рамках образовательного учреждения; существует проблема мотивации занятиями массовым спортом среди подростков и молодежи и как следствие низкие результаты в спортивных соревнованиях; проблема приобщения к олимпийскому движению как значимому событию для страны.

        Успешное решение всех поставленных задач школьного физического воспитания возможно  только при комплексном использовании урочной и внеурочной деятельности.

2. Содержательная форма представления

педагогического опыта.

Сегодня в условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты системы образования. Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования. _        Поэтому, форму представления педагогического опыта считаю целесообразным в виде проекта «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся».

Целевая аудитория данного педагогического проекта – это обучающиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия г.Советский.

        Разработанный педагогический проект соответствует предложенной структуре и требованиям. Отличительной чертой проекта является ориентированность  на достижение личностных и предметных  результатов в урочной и внеурочной деятельности.

        Идея заключается в создании на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности условий для сознательного активного участия учащихся в физкультурно-спортивной деятельности, приносящей радость преодоления,  радость достижения поставленной цели всем участникам образовательного процесса: учителю –обучающемуся – родителям.

В отличие от сложившейся практики, ФГОС второго поколения задает не только требования к предметным результатам, но и к личностным (ценностным) и метапредметным (освоение способов деятельности). Особое место в реализации стандартов второго поколения отводится формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. обобщенных действий с одной стороны порождающих мотивацию к обучению, а, с другой – позволяющих учащимся свободно ориентироваться в различных предметных областях. В качестве главного результата рассматривается не знаниевый, а личностный результат.

        Педагогическая система имеет следующие составляющие.

Система уроков. Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:

  • уроки с образовательно-познавательной направленностью,
  • уроки с образовательно-обучающей направленностью и
  • уроки с образовательно-тренировочной направленностью.

При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
        Важнейшим требованием к уроку является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Система оценивания учащихся.

Критериями оценки по физической культуре выступают качественные и количественные показатели.

Качественными показателями успеваемости являются:

  • степень овладения программным материалом (знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности),
  • систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями,
  • ведение здорового образа жизни,
  • приобщение каждого школьника к ценностям физической культуры.

        К количественным показателям успеваемости относятся сдвиги в показателях физической подготовленности (развитие основных физических качеств - способностей).

В соответствии с процессами обучения двигательным действиям, развития физических способностей оценка успеваемости включает в себя виды учета: предварительный, текущий и итоговый.

        Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

        Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащихся и сформированности качественных универсальных способностей. Особое внимание заслуживает систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и интерес, проявляемый при этом, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений учеников в большей мере следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Система внеурочной деятельности по предмету:

  • подготовка к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников;

        Это одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми в нашей стране и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в ее основе лежит школьная программа. Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей. Возможности, предоставляемые школьникам олимпиадой – это, прежде всего, возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы. Все эти перспективы могут быть достигнуты только при наличии развитой системы подготовки школьников к предметным олимпиадам.

  • спортивные соревнования, праздники;
  • популяризация идей олимпийского движения.

Организация внеурочной деятельности и групповых занятий обусловлена пониманием, что физическая культура стала жизненной потребностью нашего общества, ведь ухудшается состояние здоровья обучающихся, увеличивается объём и интенсивность учебной нагрузки, и моя главная задача – помочь каждому ребёнку, преодолев страх, тревожность перед решением своих внутренних проблем, обрести уверенность в том, что он сам может обеспечить себе успех. А его двигательная активность, любое её проявление всегда найдут поддержку и одобрение со стороны учителя.

Вся деятельность направлена на формирования у обучающихся универсальных учебных действий в двигательных, личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

  • Дополнительное образование (спортивные секции). Позволяют развивать двигательную активность и успешно готовиться к главным спортивным соревнованиям года «Президентские состязания», «Президентские игры».

Содержательная форма представления педагогического опыта:

  • рабочая программа по физической культуре;
  • программа спортивной секции «Баскетбол»;
  • программа спортивной секции «ОФПна   основе спортивного многоборья и спортивных игр»;
  • программа кружка «Шахматы»;
  • проект «Олимпиада начинается в школе.

        Разработанный педагогический проект соответствует предложенной структуре и требованиям. Отличительной чертой проекта является ориентированность  на достижение личностных и предметных  результатов в урочной и внеурочной деятельности.

        Идея заключается в создании на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности условий для сознательного активного участия учащихся в физкультурно-спортивной деятельности, приносящей радость преодоления,  радость достижения поставленной цели всем участникам образовательного процесса: учителю –обучающемуся – родителям.

В отличие от сложившейся практики, ФГОС второго поколения задает не только требования к предметным результатам, но и к личностным (ценностным) и метапредметным (освоение способов деятельности). Особое место в реализации стандартов второго поколения отводится формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. обобщенных действий с одной стороны порождающих мотивацию к обучению, а, с другой – позволяющих учащимся свободно ориентироваться в различных предметных областях. В качестве главного результата рассматривается не знаниевый, а личностный результат

3. Инновационная направленность педагогического опыта.

        Ухудшение состояния здоровья и уменьшение двигательной активности обучающихся, увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки, ориентация современного образования на целостное развитие личности определяют необходимость в существенном обновлении основ образования школьников в области физической культуры. В связи с этим передо мной возник вопрос о необходимости создания системы, в основе которой лежит системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход, с помощью которых можно преодолеть традиционные представления о физическом воспитании школьников, найти адекватные подходы к личности каждого обучающегося, его интересам, склонностям, потребностям и потенциальным возможностям.

        Новизна опыта   состоит в комбинировании современных образовательных технологий для достижения предметных и личностных результатов в интеграции урочной и внеурочной деятельности. В своей педагогической деятельности я не только обучаю жизненно важным двигательным умениям и навыкам, но и воспитываю потребность и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Моя задача заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

        

4. Методологическая база педагогического опыта.

        

        Ориентируясь на решение задач образования школьников в области

физической культуры, настоящая программа в своем предметном  содержании направлена на:
•     реализацию
принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городская школа);

•     реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•     соблюдение
дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
•  расширение
межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
•     усиление
оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

        Методологические основы педагогического опыта в значительной степени опираются на следующие современные теории:

  • целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким.
  • психологии личности (В.В.Давыдов, И.С. Кон, А.С.Леонтьев, С.А. Рубинштейн, К.Юнг и др.);
  • сущности личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская);
  • формирования личности (П.К.Анохин, А.Г. Асмолов, Н.Н, Нечаев и др.);
  • социализации и социальном воспитании в образовательном процессе (В.Г, Бочарова, А.В.Волохов, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Н.Ф.Голованова, И.С.Кон, А.В.Мудрик, М.И.Рожков, В.А.Фокин, М.В.Шакурова и др.);
  • в сфере физической культуры, здоровьесберегающих технологий в образовании (Н.Г.Абрамова, О.А.Авердова, В.К.Бальсевич, А.А, Бишаева, М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева, Г.М.Соловьев, Л.Г.Татарникова, Л.Ф.Тихомирова, Ю.И.Якунин и др.);
  • концептуальные положения о роли физической культуры в формировании личности (В.К. Бальсевич, М.А. Вершинин, М.Я. Виленский, Н.Н. Визитей, Ю.М. Николаев, Л.И. Лубышева);
  • теоретические концепции о роли физической культуры в формировании ценностей здорового образа жизни (В.К. Бальсевич, A.A.Горелов, П.К. Петров, Г.Н. Пономарев, В.В. Филанковский);
  • системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания,

        В своей работе опираюсь на методику и организацию физической подготовки школьников, основанной на концепции тренировочных упражнений в спортивной секции. В рамках тренировочного процесса решаются задачи моторного обучения, овладения двигательными умениями и навыками. Организация двигательной активности обучающихся требует научно-обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности школьников, состояние их физического здоровья, возможности организма. Выбранная форма организации процесса физического воспитания обеспечивает возможности для освоения каждым обучающимся ценностей физической культуры и спорта в соответствии с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития.

        Мой опыт заключается в создании максимально благополучных условий для развития и физического самосовершенствования обучаемого, включении каждого занимающегося в двигательную деятельность на основе личностно-ориентированного подхода, в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности.

Личностно ориентированный подход – это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования средством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.

        Содержание личностно ориентированного обучения – это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться. Это складывается в систему универсальных учебных действий.

        

5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

        Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя.

Цель – повышение эффективности системы физического воспитания

на основе личностно-ориентированного подхода, системно-деятельностного подхода.

Задачи личностно - ориентированного воспитания по физической

культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная

деятельность);

- формирование здорового образа жизни (оздоровительная деятельность)

- формирование умений, двигательной подготовленности (развивающая деятельность);

- формирование культурологических стремлений и социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

        Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.         Данный опыт является логическим звеном в системе работы гимназии, в частности реализации программы «Здоровье».

        Предмет «физическая культура» способствует также развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий в двигательных, личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

        Универсальными учебными действиями учащихся по физической культуре являются: 

  • умения организовывать собственную деятельность;
  • умения взаимодействовать со сверстниками;
  • умения доносить информацию в доступной форме.

Под личностными результатами подразумеваем следующие умения: 

  • включаться в общение и взаимодействие со сверстниками;
  • управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство.

Метапредметными результатами являются следующие умения:

  • характеризировать действия и поступки;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий;
  • общаться и взаимодействовать на принципах дружбы и толерантности;
  • планировать и организовать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами являются умения: 

  • излагать факты истории физической культуры;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • в доступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в вариативных условиях.

Основные методы:

     Диагностика

     Фронтальный

     Поточно-групповой

     Тестирование

     Интерактивные

 

Формы организации и виды уроков:

        Урок-игра

        Урок-соревнование

        Урок-турнир

        Интегрированный урок

 

Условия:

  • Личностно-ориентированный подход в обучении
  • Системно-деятельностный подход

Планируемый результат:

     Повышение  уровня физической активности и самостоятельности учащихся, мотивационной активности.

     Активизация внеурочной  деятельности учащихся.

     Улучшение здоровья учащихся.

6. Психологическая целесообразность педагогического опыта 

Особенности психического развития учащихся подросткового возраста с особой значимостью актуализируют необходимость поиска новых средств и методов, оптимизирующих социально-педагогический потенциал физкультурно-спортивной деятельности.

В русле этих поисков обратились к теории ситуации успеха. Анализ трудовА.С. Белкина, С.А. Зубаревой, И.А. Ларионовой, Е.В. Коротаевой позволил рассмотреть ситуацию как сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех как результат подобной ситуации. “Ситуация это то, что способен организовать педагог, задача которого состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознания своих возможностей, поверить в себя” .

При создании ситуации успеха в физкультурно-спортивной деятельности важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие подростков, резко изменить ритм и стиль его социальной деятельности, взаимоотношений с окружающими, обогатить его социальный опыт. Ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности подростка, формирования его социальной компетентности .

Таким образом, использование ситуации успеха в физкультурно-спортивной деятельности подростков мы рассматриваем как целенаправленную организацию социально-педагогических условий, при которых создается возможность достичь значительных успехов, результатов в окружающем социуме как отдельно взятой личности, так и коллектива и команды в целом.

7. Социальная направленность педагогического опыта.

Сектор применения – начальная школа, основная и старшая школа. Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного проекта через:

  • участие в создании банка сценариев уроков и спортивных мероприятий с использованием ИКТ и других инновационных технологий;
  • разработку технологических карт двигательных упражнений;
  • разработку продуктов урочной и внеурочной деятельности обучающихся в виде проектных работ, рефератов, сообщений, докладов.

Социальная направленность и перспективность представляемого опыта заключается в возможности профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного проекта через:

  • выбор и применение эффективных средств обучения и воспитания;
  • сотрудничество учителя и обучающегося;
  • педагогический такт учителя, демократический стиль общения.

Социальная направленность и перспективность проекта заключается в том, что в его основе лежит личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии ФГОС НОО и ООО. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе интегрированной деятельности. Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Социальная направленность и перспективность проекта заключается в том, что

8. Воспроизводимость педагогического опыта.

        Педагогический опыт  по теме проекта может быть воспроизведен педагогами физической культуры общеобразовательных школ.

        На основе данного проекта предполагается:

  • участие в различных методических семинарах;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • выступление и обмен опытом на ШМО и РМО;
  • публикации и распространение опыта;
  • обобщение и распространение опыта на муниципальном уровне;
  • работа в творческих группах.

        Трудоемкость освоения предоставленного опыта определяется требованиями к материально-техническому обеспечению: программные средства, возможности телекоммуникационной среды.

        Педагогический опыт имеет высокую экономическую эффективность, т.к. соотнесение затрат на его реализацию при наличии инструментария сводится к минимуму. Достаточно изучить технологию, адаптировать под себя, определить свою линию.

        Надежность опыта обеспечивается стабильно высокими показателями общей и качественной успеваемости по предмету «Физическая культура» - 100% - 85%, положительной динамикой количества участников и победителей олимпиад, спортивных соревнований.

9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Материально-технические ресурсы:

  • средства телекоммуникации (выход в Интернет), телевизор, компьютер, принтер, информационный стенд – освещение результатов проекта;
  • спортзал, спортивный инвентарь – для тренировочного процесса.

Кадровыми ресурсами данного проекта являются:

  • автор проекта – осуществляет отбор содержания, методов, приемов, направленных на развитие физических способностей обучающихся, проводит интегрированные занятия в урочной и внеурочной деятельности, осуществляет мониторинг здоровья и физического развития учащихся МБОУ гимназии, планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта.
  • учителя физической культуры – оказывают поддержку в реализации проекта;
  • родители – оказывают материальную помощь в подготовке к мероприятиям, выступлениям на региональных соревнованиях (приобретение спортивной формы, формы и средства для выступления в творческом конкурсе), моральная поддержка на соревнованиях, активное участие в проводимых мероприятиях с их участием;
  • классные руководители -  организация учащихся на мероприятия, помощь в координации действий с родителями при выезде детей за пределы города;
  • медицинский работник – помощь в оформлении допуска к соревнованиям;
  • психолог – психологическая помощь в настраивании класса-команды на соревнования муниципального и регионального уровней;
  • социальный педагог – мониторинг социальной зрелости учащихся;
  • администрация ОУ – моральная поддержка и  помощь в нахождении спонсорских средств.

Организационные ресурсы:

  • расписание урочной и внеурочной деятельности.

Финансовые ресурсы: бюджетные средства, выделенные на учебный процесс, спонсорские средства заинтересованных лиц.

Методические ресурсы:

·        теоретический анализ психолого-педагогической и тематической литературы по исследуемой проблеме;

·        беседа;

·        анкетирование;

·        анализ продуктов деятельности;

·        наблюдение.

Учебно-методические ресурсы: учебники по физической культуре.

        

П. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

10. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.

Основные критерии эффективности деятельности по проекту:

  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  • увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои физические  способности;
  • увеличение показателей достижений способных детей;
  • повышение уровня индивидуальных достижений на соревнованиях разного уровня;
  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  • повышение социального престижа школы.

        Использование современных образовательных технологий в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

11. Распространение педагогического опыта.

Региональный уровень 2009 - 2014

Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

Организационные единицы

Формы

Методы

Методические объединения

Открытые занятия

Наблюдения

Научно-педагогический Семинар

Научно-практическая конференция

Беседа

12. Стабильность педагогической эффективности опыта.

        Результат образовательной деятельности – приобретение обучающимися эффективных способов и средств использования полученных предметных и личностных достижений: качественная успеваемость по предмету, высокий уровень сдачи экзамена по выбору предмета «Физическая культура», участие во Всероссийской олимпиаде школьников по физической культуре, участие во Всероссийских спортивных соревнованиях «Президентские состязания».

        Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

        Педагогический опыт, направленный на развитие предметных и личностных достижений является эффективным как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

        При 100% успеваемости, качество обучения по предмету «Физическая культура» - 100%.

2008-2009 учебный год

Мероприятие

Район

Округ

1

Кросс «Золотая осень» (сборная школы)

1

2

Соревнования «Школа выживания» (сборная 6-7 кл.)

1

3

Первенство по баскетболу среди юношей 5-6 кл. (сборная юношей)

4

4

Первенство по баскетболу среди юношей 7-8 кл. (сборная юношей)

5

5

Первенство по баскетболу среди юношей 9-11 кл. (сборная юношей)

2

6

Первенство по шахматам среди 3 классов

1

2

7

Первенство по спортивной гимнастике среди учащихся 3 кл.

1

1

8

Первенство по лыжным гонкам среди 3-4 кл.

2

9

Районная олимпиада (Зарубин Никита, 10б)

1

10

Мини-футбол среди учащихся 5-6 классов (сборная юношей)

2

11

Мини-футбол среди учащихся 7-8 классов (сборная юношей)

2

12

Первенство по плаванию  среди 3-4 кл.(сборная)

2

13.

Первенство «Губернаторские состязания» среди 10 кл.

1

3

14.

Первенство «Губернаторские состязания» среди 3 кл.

1

1

2009-2010 учебный год

Мероприятие

Район

Округ

1

Первенство по шахматам среди 3 классов

1

1

2

Первенство по плаванию среди 3-4 кл. (сборная)

2

3

Первенство «Губернаторские состязания» среди 4 кл.

1

1

2010-2011 учебный год

Мероприятие

Район

Округ

1

II этап Всероссийских президентских состязаний 2010 – 2011 г среди 5 кл.

1

2

Ш этап Всероссийских президентских состязаний 2010 – 2011 г среди 5 кл.

1

3

Первенство по баскетболу среди юношей, посвященный 23 февраля (сборная)

2

4

Открытый турнир ХМАО по интернет-шахматам (сборная школы)

2011-2012 учебный год

Мероприятие

Район

Округ

1

Олимпиада по физкультуре (Гуляев Максим,9а)

1

2

Олимпиада по физкультуре (Полуянова Наталья, 9а)

2

3

Олимпиада по физкультуре (Чистиков Артем)

3

4

II этап Всероссийских президентских состязаний 2011 – 2012 г среди 6-х классов

1

5

Ш этап Всероссийских президентских состязаний 2011 – 2012 г среди 6-классов

1

6.

Первенство города по шахматам (сборная школы)

1

2012-2013 учебный год

Мероприятие

Район

Округ

1

Олимпиада по физкультуре (Гуляев Максим,10а)

5

2

II этап Всероссийских президентских состязаний 2012 – 2013 г среди 7-х классов

1

3

Ш этап Всероссийских президентских состязаний 2012 – 2013 г среди 7-классов

2

4

Первенство района по шахматам (сборная школы)

2

5.

Первенство города по мини-футболу среди 7-8х классов

1

2013 - 2014 учебный год

Мероприятие

Район

Округ

1

Олимпиада по физкультуре среди юношей 10-11 кл.:

- Гуляев Максим

3

2

Олимпиада по физкультуре среди юношей (8 кл.):

- Чичиланов Дмитрий

- Ярмак Александр

- Маслушкин Евгений

1

2

3

3

Олимпиада по физкультуре среди девушек(8 кл.):

- Татунова Кристина

- Кузикова Анастасия

- Ефанова Надежда

1

2

3

4

II этап Всероссийских президентских состязаний 2013 – 2014 г среди 8-х классов

2

5

Ш этап Всероссийских президентских состязаний 2013 – 2014 г среди 8-классов

2

6

Военно-спортивная эстафета «Мы за спорт и здоровье» (февраль 2014)

2

13.  Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

        Результат внедрения педагогического опыта :

  • высокое качество успеваемости по предмету на протяжении всех лет (85 -90%)
  • положительная динамика победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по годам;
  • 100% выпускников 9-х классов сдали экзамен по физической культуре (2012 г.);
  • 65 – 70% - активные участники спортивных соревнований в городе, регионе;
  • 100% обучающихся охвачены внеурочной деятельностью по предмету физическая культура,
  • Победители муниципального и регионального этапов Всероссийских спортивных соревнований «Президентские состязания».

        Педагогический опыт представлялся как на уровне гимназии (методическое объединение учителей физкультуры гимназии, педагогический совет, открытые уроки), так и на муниципальном уровне (районное методическое объединение учителей физической культуры).

        Опыт работы позволил участвовать в работе экспертной комиссии  - член аттестационной комиссии (2013г.)

14. Публикация педагогического опыта в печати.

  • Материалы для сборника «Формы организации досуговой деятельности в лагерях с дневным пребыванием», ММЦ г.Советский, 2011г..
  • Сайт учителя физической культуры:
    http://nsportal.ru/popov-sergey-valerevich:  

«Урок в 3 классе "Мой веселый звонкий мяч" с использованием ИКТ», «Сценарий творческого конкурса на региональных соревнованиях Всероссийских спортивных состязаний «Игры, который мы заслужили вместе с тобой»»

  • XI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух Огня» 2013 г., конкурс микрофильмов «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой» (в преддверии Олимпийских Игр в Сочи фестиваль посвящен физической культуре и спорту).

Автор педагогического опыта                                          Попов С.В.



Предварительный просмотр:

Игра-соревнование для учащихся начальной школы

"Мой веселый звонкий мяч"

ПЛАН – КОНСПЕКТ

для учащихся 3 класса

Образовательные задачи:

  1. Познакомить и расширить спортивный кругозор учащихся начальной школы.
  2.  Развивать двигательные способности учащихся
  3. Выполнять задание по правилам.

Оздоровительные задачи:

  1. Формирование правильной осанки
  2. Развитие координации, ловкости, быстроты

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать товарищескую взаимопомощь, коллективизм

Место проведения:

Большой спортивный зал МБОУ гимназия г.Советский

Дата: 

Оборудование и инвентарь: мячи: футбольные, баскетбольные, волейбольные, фитбольные, клюшки, теннисные мячики, ракетки теннисные, поворотные стойки, скамейки, ворота малые футбольные, кегли,  мультимедийная установка

Продолжительность урока: 45 минут

Тема:  «Мой веселый звонкий мяч»

Ход внеклассного мероприятия

Содержание

Дозировка

Характеристика деятельности

Подготовительная часть

10

1

Построение.

2.

Движение шагом в обход по залу. Ходьба с различным положением рук:

ходьба на носках, на пятках, на внешней, на внутренней стороне ступы, ходьба в полуприсиде и присиде,

При выполнении упр. следить за соблюдением дистанции, а также осанкой учащихся

3.

Движение бегом

4.

Игра «Кто быстрее?»

Учащиеся делятся на две команды. Становятся напротив друг друга в двух метрах. Напротив каждой пары стоит кегля, связанная веревкой. Учащиеся вместе с учителем выполняют различные ОР упражнения. По хлопку руководителя необходимо схватить кеглю. Ставят на место. Повторяют снова.

Следить за качеством выполнения упр. учащимися.

П.

Основная часть

1.

Он лежать совсем не хочет.

Если бросить, он подскочит.

Бросишь снова, мчится вскачь,

Ну, конечно – это…. (мяч)

- Сегодня мы узнаем какими мячами играют в разных видах спорта …

Загадка на тему занятия «Мой веселый, звонкий мяч»

Предложить ребятам отгадать

2.

1. Футбольный мяч

Ах, футбол! Игра простая,

Только нужен мне простор

От ударов я, взлетая,

Вдаль лечу во весь опор.

Я люблю взлетать в ворота,

Слышать радостное “Гол!”

У меня одна забота,

Чтоб красивый был футбол.

Не люблю, когда руками

Меня трогают порой.

Укротить меня ногами

Можно или головой.

5

Слайды (5)

Задание:

Игрок команды бежит с мячом до поворотной стойки. Ставит мяч на пол, пробивает пенальти по воротам. Подбирает мяч и передает эстафету следующему.

Выигрывает команда, которая первой и без ошибок закончит эстафету

3.

2. Баскетбольный мяч

Баскетбол игра такая

Занимайся круглый год.

Не лежу я, ожидая,

Когда солнце припечёт.

Я в корзину залетаю

За игру немало раз

Отовсюду попадаю

Если меток чей-то глаз.

Но по нраву это мне.

Лишь умелыми руками

Управляюсь я в игре.

Я ребятам веем желаю

Баскетбол не забывать

Я прекрасно развиваю,

Помогаю подрастать.

5

Слайды (6)

Задание: Ведение баскетбольного мяча по дистанции, обводя кегли, назад по прямой. Прошедший дистанцию, передаёт мяч следующему.

Выигрывает команда, которая первой и без ошибок закончит эстафету

4.

3. Клюшка и малый резиновый мяч

Есть мячи хоккейные

Зимние и летние,

Дружат они с клюшками -

Верными подружками.

Их стихия - это поля,

Привлекает их раздолье,

Летом - поле травяное,

А зимою - ледяное.

 

5

Слайды (7)

Задание: первый участник обводит вокруг кеглей клюшкой малый мяч, передаёт второму и т.д. до последнего участника.

Выигрывает команда, которая первой справилась с заданием и сделала меньшее количество ошибок.

4. Фитбол

Кенгуру - веселый  мяч

Ты куда помчался вскачь?

- Созываю всех вокруг

  Встать на старт скорее друг!

5

Слайды (3)

Задание:«Кенгуру»

Каждый участник прыгает на фитбольном мяче, передает эстафету следующему

5. Теннисный мяч и ракетка:

Теннис - сложная игра,

Это всем понятно.

Но согласны все друзья,

Что смотреть приятно!

5

Слайды (3)

Задание: на ракетке лежит малый мяч.1-й участник обегает кеглю и передаёт ракетку с мячом второму участнику

5.

6. Волейбольный мяч:

Над площадкой я летаю

Словно крылья у меня.

Через сетку я порхаю

Много раз туда-сюда.

С удовольствием играю

В “пляжный” летом иногда.

Закаляют, вдохновляют

Солнце, воздух и вода!

5

Слайды (6)

Задание: 1-й участник бежит по дистанции, ударяя по воздушному шару так, чтобы он летел вперёд, обегая кеглю, возвращается обратно, передаёт эстафету следующему.

Выигрывает команда, первой закончившая эстафету

Ш

Заключительная часть

5

1

Подведение итогов, определение победителей

2

Чтение под слайды:

Много разных игр с мячом,

Не со всеми я знаком.

Людям мяч давно известен,

Разным был он в каждом месте:

Из травы, из тряпок, глины,

Деревянным он бывал.

С появлением резины,

Он прыгучим, лёгким стал.

Ах! Мячи, мячи, мячи!

Вы прыгучи, горячи!

Создаёте настроенье,

С вами радостно общенье.

Ваши давние движения

Дарят чудные мгновенья!

Слайды (6)

3

Слайды  «Угадать виды спорта»)

Сегодня вы встретились с разными видами спорта, где используется мяч, но их гораздо больше  (водное поло, регби и т. д.)

Слайд

- регби

- водное поло

- конное поло

- мотобол

- бейсбол

- американский футбол

- настольный теннис

-гольф

- гандбол

Самоанализ внеклассного мероприятия

«Мой веселый звонкий мяч»

  1. Внеклассное мероприятие  в 3  классе ,

общее количество учащихся –  24 человека.

Из них ___ человек имеют основную группу здоровья, ___ – основную + коррекционную группу здоровья.

        Основное количество учащихся  в классе имеет средний уровень физического развития, соответствующий  их возрасту, в связи с чем данный класс способен выполнять задачи, поставленные перед ними на уроках физической культуры с учетом общеобразовательной программы.

  1. Основная тема внеклассного мероприятия:

Мой веселый звонкий мяч

На данном занятии решался ряд образовательных задач:

Образовательные задачи:

  1. Познакомить и расширить спортивный кругозор учащихся начальной школы.
  2.  Развивать двигательные способности учащихся
  3. Выполнять задание по правилам.

Оздоровительные задачи:

  1. Формирование правильной осанки (подготовительная часть)
  2. Развитие координации, ловкости, быстроты

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать товарищескую взаимопомощь, коллективизм (основная часть)

     Внеклассное мероприятие  состояло из 3-х основных частей:

  • Подготовительной
  • Основной
  • Заключительной

Дозировка урока выдержана и соответствует плану-конспекту.

Разминка была проведена поточным способом с соблюдением дистанции между учащимися, что позволило индивидуально обратить внимание на каждого ученика, с исправлением его ошибок в решении оздоровительных задач. Так как это урок-игра, то в подготовительную часть была включена игра-разминка «Кто быстрее», подготавливающую к основной задаче урока.

        Основная часть занятия направлена на освоение и развитие двигательных навыков учащихся, координации их движений, развития ловкости и быстроты средством знакомства с ролью мячей в разных видах спорта.

         

В заключительной части урока, учитывая эмоциональный подъем учащихся, использовал познавательную презентацию об использовании мячей в различных видах спорта. Были подведены итоги соревнований. Это позволило успокоиться учащимся и войти в рабочий ритм следующих уроков.

        Поставленные задачи внеклассного мероприятия реализованы.

Уроком удовлетворен.

Учитель физической культуры Попов С.В.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока физической культуры по спортивным играм

(баскетбол)

для учащихся 10 Б класса

(юноши)

Образовательные задачи:

  1. Совершенствование передачи и ловли мяча в движении с последующим броском по кольцу
  2. Совершенствование бросков мяча от головы в прыжке
  3. Совершенствование штрафных бросков

Оздоровительные задачи:

  1. Формирование правильной осанки
  2. Развитие координации, ловкости, быстроты, точности броска

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать товарищескую взаимопомощь, коллективизм

Место проведения:

Большой спортивный зал МБОУ гимназия г.Советский

Дата: 

Оборудование и инвентарь: баскетбольные щиты, кольца, баскетбольные мячи, секундомер

Продолжительность урока: 45 минут

Тема:  Передачи и ловли мяча в движении с последующим броском по кольцу

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

8

1.

Построение. Рапорт. Сообщение задач урока

Обратить внимание на спортивную форму учеников

2

Движение шагом в обход по залу

Подается команда: в обход по залу «шагом-марш»

3.

Ходьба:

  • ходьба на носках, руки подняты вверх,
  • на пятках  - руки за головой
  • на внешней и внутренней стороне стопы – руки за спиной,
  • ходьба в полуприсиде, разминая кисти рук

Обратить внимание на соблюдение дистанции 2-а шага, на осанку учеников.

4.

Движение бегом

Следить за дистанцией

5.

Прыжки на правой, левой ногах

Прыжки правым, левым боком

Приставной шаг правым левым боком, ускорение спиной вперед, лицом вперед

Упражнения выполняются по диагонали зала, для этого подается команда: «По диагонали зала – Марш!»

6.

Упражнение на восстановление дыхания

Следить за состоянием учеников

7.

Движение шагом:

Упр. с баскетбольными мячами, перекладывание мяча из рук в руки вокруг головы в пр. и лев. стороны

Упр. то же самое вокруг туловища

Стараться, чтобы мяч не уронить на пол.

Выполнять упр. несмотря на мяч

8.

Ведение мяча легким бегом, правой рукой, левой рукой, попеременно 2-мя руками, с изменением высоты отскока мяча.

Пир ведении следить за тем, чтобы не было проноса мяча, пробежки с мячом в руках.

При выполнении ведения смотреть не на мяч, а прямо перед собой.

П.

Основная часть

32

1.

Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча выполняется след. Образом:

1-й игрок, находясь на пересечении центральной и боковой линии с лев. стороны площадки выполняет передачу 2-му игроку, находящемуся на линии штрафного броска,

1-й игрок, выполняя движение бегом вдоль боковой линии к щиту получает передачу от игрока № 2 и выполняет два шага и бросок в кольцо,  и занимает положение второго игрока. Игрок № 2 выполняет подбор мяча и с помощью ведения становится в конец колонны.

Через 2,5 мин. Выполнения упр. с противоположной стороны площадки

5

Следить за тем, чтоб передача была точной, резкой; а передача  игрока № 2 игроку №1 была выполнена с учетом передвижения игрока №1

Следить за тем, чтобы не было пробежки во время приема и передачи мяча

2.

Передача и ловля мяча в движении выполняется в парах.

1-й игрок, находясь на пересечении центральной и боковой линии с левой стороны выполняет передачу мяча игроку №2, который находился на пересечении центральной и боковой линии с правой стороны и уже начал движение вдоль боковой линии к кольцу.

Выполнив передачу 1-й игрок начинает движение вдоль боковой линии к щиту с левой стороны. Игрок № 2 получив мяч в движении, выполняет передачу игроку №1. игрок №1 ловит мяч, выполняет 2 шага и бросок в кольцо, после чего игрок № 2 подбирает мяч и они меняются местами.

Через 2,5 мин. меняются местами

5

Данное упр. выполняется в парах. Дистанция между парами 10 м.

Следить за тем, чтобы во время выполнения приема и передачи мяча в движении игроки не выполняли пробежек

3.

Ловля мяча после отскока от щита в прыжке и бросок в кольцо одной рукой от головы в прыжке.

1-й игрок, находясь на пересечении центральной и боковой линии с левой стороны начинает ведение мяча боковой линии таким образом, чтобы выйти на щит под углом 45 с левой стороны.

Игрок № 2, находясь на пересечении центральной и боковой линии с правой стороны начинает движение без мяча вдоль боковой линии.

1-й игрок бросает мяч в щит с таким расчетом, чтобы он отскочил в сторону своего партнера, набегающего с правой стороны. 2-й игрок должен выпрыгнуть, поймать мяч, опуститься на пол и выполнить бросок мяча от головы в прыжке.

После чего игрок № 2 выполняет подбор мяча и игроки меняются местами.

Через 2,5 мин. Выполнения упр. с противоположной стороны площадки

5

Данное упр. выполняется в парах. Дистанция между парами 10 м.

 Следить за тем, чтобы не было пробежек.

Бросок мяча одной рукой от головы с правой стороны правой рукой, с левой стороны – левой рукой.

4.

Двухсторонняя учебно-тренировочная игра с заданиями.

12

При двухсторонней игре обратить внимание учащихся на выполнение приема передачи мяча в движении; не выполнении пробежек.

5.

Штрафной бросок.

Выполняется с линии штрафной площадки одной рукой от головы.

Провести в форме игры:

2 команды раздельно по кольцам.

Какая команда 1-й забросит 10 штрафных бросков.

Выигрывает команда, первая забросившая 10 штрафных бросков.

Команда громко вслух считает количество забитых мячей.

5

Следить за соблюдением правил штрафного броска

Ш

Заключительная часть

5

1

Правило игры в баскетбол – «зона»

Согласно измененным правилам игры в баскетбол, считается, игрок нарушил правило, если он перешел из тыловой зоны в передовую полностью обеими ногами и мячом.

Жест судьи остался прежним

2.

Построение в одну шеренгу.

Подведение итогов урока.

Самоанализ видеоурока

  1. Урок спортивных игр «Баскетбол» в 10 Б классе (юноши), общее количество учащихся – 8 человек. Из них 6 человек имеют основную группу здоровья, 2 – основную + коррекционную группу здоровья.

        Основное количество юношей  в классе имеет уровень физического развития, соответствующий  их возрасту, в связи с чем данный класс способен выполнять задачи, поставленные перед ними на уроках физической культуры с учетом общеобразовательной программы.

  1. Основная тема урока:

Передача и ловля мяча в движении с последующим броском в кольцо.

На данном уроке решался ряд образовательных задач:

  • передачи и ловли мяча в движении с последующим броском по кольцу
  • бросков мяча от головы в прыжке
  • штрафных бросков

А также  совершенствование данных навыков через двухстороннюю учебно-тренировочную игру.

В плане оздоровительных задач на уроке предусматривалось формирование правильной осанки (подготовительная часть), а также развитие быстроты, ловкости, координации движения, точности броска.

     На уроке через специальные упражнения, комбинации и двухстороннюю игру решались воспитательные задачи: коллективизм, честность, взаимопомощь (основная часть)

  1. Урок состоял из 3-х основных частей:
  • Подготовительной
  • Основной
  • Заключительной

Дозировка урока выдержана и соответствует плану-конспекту урока.

Разминка была проведена поточным способом с соблюдением дистанции между учащимися, что позволило индивидуально обратить внимание на каждого ученика, с исправлением его ошибок в решении оздоровительных задач.

        Основная часть урока, благодаря делению ребят на пары, имела достаточную плотность урока, что позволило выполнить запланированное на уроке.

        После 12-минутной двухсторонней игры с целью снятия эмоциональной напряженности и восстановления организма были проведены штрафные броски.

  1. В заключительной части урока познакомил с новыми изменениями в правилах игры баскетбола.

Это позволило успокоиться учащимся и войти в рабочий ритм следующих уроков.

        Поставленные задачи урока реализованы. Учащиеся готовы к сдаче норматива по штрафным броскам.