Дополнительное образование

Лащенко Татьяна Владимировна

Рабочая программа вокального ансамбля "Веснушки", мониторинг уровня освоения образовательной программы, методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа №6»

Утверждена приказом директора

МАОУ «Средняя школа №6»

Приказ № 521 от 21.09.2016

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ

«ВЕСНУШКИ»

на 2016-2020 гг.

возраст обучающихся 7-16 лет

Автор:

Лащенко Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного образования

Когалым

                                                         2016 г.

1.1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в вокальном ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству. Без должной вокально-хоровой подготовки сложно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встаёт вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочной деятельности, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что позволяет приобщить ребят к вокальному искусству. В этой связи создан вокальный ансамбль «Веснушки», объединивший разновозрастные группы учащихся, желающих развивать свои творческие способности.

Дополнительная образовательная программа вокального ансамбля «Веснушки» (далее - Программа) разработана на основе Примерных требований к программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844) и в соответствии с законом «Об образовании РФ» призвана создать условия для духовной самореализации личности и средствами музыкального искусства сформировать гармонически развитого человека и гражданина с высоким художественно-эстетическим вкусом, способного к саморазвитию и самореализации.

По уровню освоения Программа предпрофессиональная, направлена на формирование не только общекультурных навыков, но и формирование вокальных компетенций обучающихся, универсальных учебных действий, необходимых для самостоятельных занятий вокальной деятельностью и дальнейшего профессионального самоопределения.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другим. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трёх видах – охватывает духовную жизнь ребёнка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные учебные действия, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

По целевой семантике Программа художественно-эстетическая: направлена на развитие художественно-эстетического вкуса обучающихся, творческих способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встреча с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методами контроля являются тестирование, анкетирование, творческий отчет, творческий проект, мониторинг результативности деятельности. Результат и качество прослеживается в творческих достижениях, выступлениях на конкурсах и фестивалях, других значимых мероприятиях различных уровней.

Программа представляет собой механизм, определяющий содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, универсальных учебных действий обучающихся, приемы их воспитания.

Новизна Программы определяется новым системно-деятельностным подходом к обучению, заключается в структурировании индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, в последовательности и целостности системы практических занятий, системы контроля знаний и сформированных УУД.

Формирование качественных знаниевых и деятельностных компетенций достигается благодаря использованию абсолютно новых для работы с творческими вокальными коллективами эффективных инновационных образовательных и воспитательных технологий:

  • здоровьесберегающие технологии:

- обучение ведётся с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся;

- создание ситуаций успеха и проведение эмоциональных рефлексий является обязательными компонентами каждого занятия;

  • информационно-коммуникационные технологии:

- использование ресурсов электронной библиотеки (на каждом теоретическом и практическом уроке демонстрируются презентации, видео и аудиматериалы из коллекции электронной библиотеки, наряду с педагогом презентации к занятиям готовятся и обучающимися в качестве домашней подготовки);

- просмотры видеосюжетов, фильмов осуществляется также и в дистанционном режиме через сайт педагога;

- осуществление видеозаписей выступлений обучающихся, просмотр и анализ выступлений осуществляются после каждого выступления групп, солистов;

  • технология проектного обучения:

- промежуточные и итоговые мероприятия осуществляются через создание и защиту групповых творческих проектов: отчётные концерты, отчётные презентации, сценарии;

  • игровые технологии используются на разных этапах занятий:

- этап разминки - «Угадай мелодию»;

- этап изучения нового материала, репертуара - «Определи образ», «Угадай музыкальный инструмент», «Да-нет»;

- этап рефлексии - «Имитация звуков».

Игровые технологии позволяют переключать виды деятельности и в этой связи достигать наибольшего педагогического эффекта.

Актуальность Программы определяется растущим интересом обучающихся к вокалу. По результатам мониторинга внеурочных предпочтений обучающихся 67% учащихся 1-11 классов желают заниматься вокальной, концертно-исполнительской деятельностью. В этой связи для их творческого самовыражения в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении песен с сопровождением и a’capella была создана вокальная студия «Веснушки».

Педагогическая целесообразность, технологичность, практическая значимость Программы заключается в её воспитательном и обучающем эффектах, а именно позволяет:

- расширить и углубить знания обучающихся в области музыкального искусства;

- сформировать навыки работы с голосом, умения создавать свой репертуар, взаимодействовать со зрителем и держаться на сцене;

- воспитать любознательность, интерес к вокальному искусству, скромность и корректность в отношении с окружающими;

- способствует гармоничному развитию обучающихся и их профессиональному самоопределению.

Программа может быть адаптирована для разновозрастных групп, использоваться для индивидуальной и групповой работы с обучающимися, а также применяться в качестве эталона (примера) для создания программ дополнительного образования.

Цель программы: создание условий для интеллектуального, творческого и профессионального самоопределения обучающихся через активную музыкально-творческую деятельность обучающихся, формирования их устойчивого интереса к пению и исполнительских компетенций; приобщение обучающихся к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Общие задачи Программы:

- выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

- определить индивидуальную образовательную траекторию обучающегося во внеурочной деятельности;

- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

- сформировать исполнительскую культуру обучающихся;

- содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

1.        В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально - теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) музицирования; формирование умений аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыков сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыков художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, восприятия интонационной драматургии музыкального произведения.

  1. В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.
  2. В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения

Программа имеет ряд отличительных особенностей, а именно:

- даёт возможность для многоплановой воспитательной работы с обучающимися и работы с родителями обучающихся на основе отдельных подпрограмм (приложение 1);

- позволяет максимально развивать музыкальные способности обучающихся на основе индивидуальных образовательных траекторий (приложение 2);

- предполагает обучение учащихся с разными стартовыми способностями;

- расширяет возможности образовательной области «Искусство»;

- охватывает разновозрастные группы обучающихся;

- является основой для развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

От существующей Примерной программы отличается тем, что имеет четкую содержательную структуру, основанную на постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематических блоков, а не общепринятое описание системы работы и предполагает обучение в разновозрастных группах на основе системно-деятельностного подхода.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 6 до 17 лет.

В вокальный ансамбль «Веснушки» принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Специфика работы, особенно на начальном этапе, предполагает индивидуальную работу по постановке голоса.

Группы комплектуются по возрастному принципу:

  1. Младшая группа - 6-9 лет (1-4 классы);
  2. Средняя группа - 10-14 лет (5-8 классы);
  3. Старшая группа - 15-17 лет(8-11 классы).

Кроме того, возможно создание вспомогательной группы, состоящей из детей разного возраста для подготовки к участию в концертном составе ансамбля. Такие группы полезны, поскольку позволяют обеспечивать плавное, естественное певческое развитие. Количество воспитанников в группе зависят от года обучения:

  • 1-й год - 12-15 человек;
  • 2-4-й годы - 7-10 человек;
  • 5-й год - 5-7 человек.

В этой связи с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе их обучения меняются и задачи обучения:

  • На 1-ой ступени (начальная школа):

- расширение познавательных возможностей обучающихся;

- диагностика уровня общих и специальных способностей обучающихся;

- создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная «проба сил».

  • На 2-ой ступени (средняя школа):

- расширение и углубление теоретических знаний в области музыкального искусства;

- формирование универсальных учебных действий;

- раскрытие творческих способностей обучающихся в избранной области деятельности.

  • На 3-ей ступени (старшая школа):

- достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области;

- создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.

Программа долгосрочная, рассчитана на 5 лет и реализуется в 3 этапа:

1 этап: Стартовый рассчитан на 1 год обучения:

- определяются стартовые способности обучающихся;

- проводится входной мониторинг знаний в области вокального искусства;

- реализуется вводный модуль обучения;

- намечается индивидуальная образовательная траектория для каждого обучающегося.

2 этап: Основной рассчитан на 3 года обучения:

- определяются промежуточные результаты (знаниевые и деятельностные) обучающихся;

- проводится входной мониторинг профессионального самоопределения;

- корректируется индивидуальная образовательная траектория для каждого обучающегося;

- разрабатывается и создаётся личный репертуар для каждого обучающегося;

- реализуется основной модуль обучения;

- осуществляется сценическая деятельность.

3 этап: Завершающий рассчитан на 1 год обучения:

- корректируется индивидуальный план обучения, образовательная траектория обучающегося, направленная на его профилизацию и предпрофессиональную подготовку;

- проводится итоговый контроль усвоенных знаний, сформированных универсальных учебных действий обучающихся;

- оформляются индивидуальные и студийный портфолио;

- расширяется репертуар и география исполнительской деятельности обучающихся;

- проводится итоговый мониторинг результатов реализации Программы.

Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

В ходе обучения организуются групповые и индивидуальные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Перерывы между занятиями от 5 до 10 минут. 

  • Начинаются занятия с 15-20 минутного распевания, в процессе которого происходит соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое для распевания, может быть увеличено. В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую полетность (лёгкость). Для развития звуковысотного слуха, навыка многоголосного пения в занятие введены занятия хоровым сольфеджио (по системе Г. Струве).
  • Работа над репертуаром - наиболее сложная, трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение внимания воспитанников на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает результаты творческой деятельности. В первый час обычно идет разучивание по голосам, тщательно выстраиваются многоголосные фрагменты.

Во второй час занятий продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен. Проводятся индивидуальные прослушивания, что заметно повышает ответственность каждого.

Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса. Многие песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки рационального звукообразования, дыхания, дикции. В этой связи используется самый благодатный материал для вокальной работы - народные песни, поскольку их мелодия как бы настраивает голос на акустически верное звучание.

Одно из важных средств вокального воспитания и развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и «стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу творческое начало и сознательность.

Репертуар отбирается педагогически целесообразный для каждой возрастной группы. В течение года:

  1. Младшая группа – 8-10 новых песен и произведений разного характера и жанра, затрагивающих достаточно широкий круг жизненных явлений;
  2. Средняя группа - в год до 15 новых песен разного характера и содержания, но при отборе репертуара необходимо учитывать то, что голоса обучающихся в этот период мутируют и требуют особой заботы;
  3. Старшая группа - 15 - 20 новых произведений. При этом необходимо включать в репертуар произведения более глубокого содержания, написанных в современном ключе. При отборе репертуара обязательно учитывается постмутационный период, характерный для возраста обучающихся.
  4.  Репертуар вспомогательной группы определяется в зависимости от состава участников, возможности введения их в основной состав группы через тот или иной промежуток времени. Для начального этапа работы отбираются произведения, обеспечивающие элементарное певческое развитие. Затем постепенно вводятся по степени нарастающей трудности песни из репертуара концертных групп.
  • Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации. Обучение правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование, напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция. Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать полетность, звонкость и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.

Сочетание индивидуальной работы по постановке голоса с вокально-ансамблевой позволяет добиваться чистоты унисона, правильной вокализации гласных и четкого одновременного произнесения согласных. Неправильное вокальное воспитание, несоблюдение гигиены певческого голоса оказывает вредное влияние и на состояние голосового аппарата, и на эстетическое развитие, как исполнителей, так и слушателей.

В первые годы обучения (особенно в младшей группе) воспитанники занимаются пением индивидуально 1 раз в неделю по 25 минут. Можно объединять двух певцов, тогда занятие для каждого увеличивается и появляется возможность одному из участников делать небольшие перерывы. В последующие годы постановке голоса отводится по 36 часов в год. В этот период индивидуальные занятия сочетаются с занятиями вокального ансамбля.

  • В процессе изучения основ музыкальной грамоты развиваются музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление и память. Одна из важнейших задач с первых занятий - обучение пению по нотам. Сольфеджирование - один из видов работы, при котором вырабатываются навыки грамотного пения по нотам, чистого интонирования, сознательного отношения к музыкальному тексту.
  • Специальное время уделяется на занятиях расширению музыкального кругозора, формированию слушательской культуры обучающихся. Они должны получить достаточные знания о музыке, ее языке, музыкально - выразительных и исполнительских средствах. Обучающиеся должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать их исполнение.

Программа предполагает создание условий для самостоятельной работы обучающихся, для формирования навыков самостоятельно разбираться в исполняемой ими музыке: давать краткую характеристику ее содержания, использованных композитором выразительных средств. Педагог же помогает детям выявлять нравственную направленность музыкального произведения.

Формы/режим занятий

1 этап

2 этап

3 этап

Теоретические занятия:

- лекция, беседа, обсуждение

6 часов

8 часов

12 часов

- посещение концертов

8 часов

10 часов

12 часов

- просмотр видеосюжетов

6 часов

8 часов

10часов

Практические занятия:

- прослушивание

- распевки

- отработка дыхательных упражнений

- разучивание нового репертуара

- работа на сцене

На каждом занятии

1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании первого года обучения планируется: 

  • наличие интереса к вокальному искусству;
  • стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • умение двигаться под музыку, культура поведения на сцене; стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос; умение исполнять  длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм). 

По окончании второго-четвёртого лет обучения планируется: 

  • вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 

По окончании пятого года обучения планируется: 

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно - двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки);
  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
  • участие в музыкальных постановках, умения импровизировать движения под музыку и использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве;
  • повышение сценического мастерства;
  • участие в концертной и пропагандистской деятельности;
  • исполнение (двухголосное) произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать различные голоса;
  • умение слышать и определять красоту своего голоса и совершенствовать исполнительское мастерство;
  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
  • исполнение произведений под фонограмму с различным аккомпанементом, владение своим голосом и дыханием.

Оценка уровня сформированности знаниевых и деятельностных компетенций осуществляется через систему контрольных мероприятий:

Способы проверки ожидаемых результатов

1 этап

2 этап

3 этап

Контроль знаний и УУД:

- тестирование

1 раз в полугодие

- творческий проект

-

Апрель

-

- анкетирование

Сентябрь

- творческий отчёт групп

Февраль

Март

Апрель

1.3. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа является своеобразным механизмом подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, обеспечивает возможность для творческого самовыражения обучающихся в хоровой или индивидуальной деятельности, общественного признания их деятельности и успешной социализации.

Основными формами подведения итогов реализации Программы являются количественные и качественные показатели деятельности обучающихся в промежуточных и итоговых мероприятиях:

Формы подведения итогов реализации Программы

Концерты

- концерт ко Дню знаний

-

Ежегодно

- концерт ко Дню учителя

-

- новогодняя музыкальная сказка

-

- музыкальная программа ко Дню открытых дверей

Декабрь

- городской конкурс детского творчества

-

Ежегодно

- концерт, посвящённый Дню 8 Марта

Март

- концерт, посвящённый дню Победы

-

Май

- концерт к празднику «Последний звонок»

Май

- концерт, посвящённый дню защиты детей

Июнь

Фестивали:

Фестиваль Дружбы народов

Ноябрь

Конкурсы, смотры:

- городской  конкурс «Юнтагор»

-

Май

-

- школьный конкурс солистов-вокалистов «Золотая нотка»

Февраль

-

-

- вокальный конкурс «Фабрика звёзд»

-

Март

- смотр-конкурс художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты!»

Ноябрь

Творческие отчёты:

- творческий отчёт групп

Февраль

Март

Апрель

- музыкальная программа» «Выпускной бал»

-

Июнь

- заключительный концерт музыкально-творческого объединения «Веснушки»

Май

- концертные программы к праздничным датам для работников шефской организации

В течение года

Обязательным компонентом системы оценки результативности деятельности обучающихся и эффективности реализации Программы является системный мониторинг:

Мониторинг деятельности обучающихся

Диагностика знаний и способностей

Сентябрь

Мониторинг результативности деятельности

1 раз в полугодие

Мониторинг эффективности Программы

Стартовый

2016

Промежуточный

2018

Итоговый

2020

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, и состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности.

Основные направления (модули):

  1. Вокально – хоровая работа.
  2. Музыкально – теоретическая подготовка.
  3. Теоретико – аналитическая работа.
  4. Концертно – исполнительская деятельность.

Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности.

Характеристика содержания основных направлений (модулей):

  1. Вокально – хоровая работа

Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя  профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

Певческая установка. Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки – необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Распевание. Занятия начинаются с распевок, которые выполняют двойную функцию: разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты  и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения вокальных произведений; Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно и возвращаться обратно.

Певческое дыхание. Основой  вокально – хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Задачей является в формировании навыка плавного и экономного выдоха во время фонации. Певец должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко через нос, с ощущением легкого полузевка. Перед пением нужно сделать задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука. Дыхание тесно связано с другими элементами вокально – хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Дирижёрские жесты. Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижёрскими жестами и их значением: внимание, дыхание, вступление, снятие, схемы на 2/4, 3/4, 4/4.

Вокальная позиция. Правильный вдох формирует оптимальную позицию: нёбо приподнимается, образуя «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и всё это должно происходить совершенно естественно.

Звуковедение. В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Дикция. Вокальная дикция, то есть чёткое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчётливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук. Развитие артикуляционного аппарата каждого ребёнка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

  1.  Музыкально – теоретическая подготовка

Основы музыкальной грамоты: знать название звуков и их расположение на нотном стане, устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации. Определение фразы, запев, припев, динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности. Систематически развивать ритмический, ладовый слух.

Развитие музыкального слуха, памяти. Использование упражнений по выработки точного воспроизведения мелодий, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке.

  1. Теоретико – аналитическая работа

Беседа о гигиене голоса является важнейшей, так как незнание голосового аппарата, элементарных правил пользования голосом ведёт к печальным результатам. Разбор произведения, разучивание, усвоение мелодии, закрепление с сопровождением.

  1. Концертно – исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует плановой подготовки участников коллектива. Большое значение имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План составляется на год с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы.

Данная Программа помогает четко организовать работу вокального ансамбля. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, Особое место уделяется концертной деятельности. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям обучающихся. Теоретические знания дети приобретают в процессе обучения в вокальных группах параллельно с изучением нового песенного материала и практической деятельностью (участие в мероприятиях, создание проектов, сценариев). Песенный репертуар подбирается в течение учебного года.

1.5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения:

Направления деятельности. Тема занятия

Часы

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Вокально – хоровая работа

2.

Прослушивание голосов

2

3.

Певческая установка. Дыхание

1

3

4

4.

Распевание

2

34

36

5.

Дирижёрские жесты

1

11

12

6.

Унисон

1

14

15

7.

Вокальная позиция

1

10

11

8.

Звуковедение

1

10

11

9.

Дикция

1

10

11

10.

Двухголосие

1

3

4

11.

Работа с солистами

16

16

12.

Сводные репетиции

16

16

Музыкально – теоретическая подготовка

13.

Основы музыкальной грамоты

2

4

6

14.

Развитие музыкального слуха, памяти

1

10

11

15.

Развитие чувства ритма

1

12

13

Теоретико – аналитическая работа

16.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

17.

Народное творчество

1

3

4

18.

Беседа о творчестве композиторов- классиков

6

6

19.

Беседа о творчестве современных композиторов

6

6

20.

Просмотр видеозаписей вокальных конкурсов

2

4

6

Концертно – исполнительская деятельность

21.

Открытый урок для родителей

2

2

22.

Праздники, выступления

14

14

23.

Экскурсии, концерты, театры

8

8

Итого

32

184

216

Второй – четвёртый годы обучения (в течение всего процесса обучения второго этапа план может корректироваться):

Направления деятельности. Тема занятия

Часы

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Вокально – хоровая работа

2.

Прослушивание голосов

2

3.

Певческая установка. Дыхание

1

5

6

4.

Распевание

2

34

36

5.

Дирижёрские жесты

1

5

6

6.

Унисон

1

15

16

7.

Вокальная позиция

1

10

11

8.

Звуковедение

1

11

12

9.

Дикция

10

10

10.

Двухголосие

6

6

11.

Работа с солистами

13

13

12.

Сводные репетиции

10

10

Музыкально – теоретическая подготовка

13.

Основы музыкальной грамоты

1

3

4

14.

Развитие музыкального слуха, памяти

1

14

15

15.

Развитие чувства ритма

2

10

12

Теоретико – аналитическая работа

16.

Беседа о гигиене певческого голоса

2

2

17.

Народное творчество

2

2

18.

Беседа о творчестве композиторов- классиков

8

8

19.

Беседа о творчестве современных композиторов

8

8

20.

Просмотр видеозаписей вокальных конкурсов

5

3

8

Концертно – исполнительская деятельность

21.

Открытый урок для родителей

2

2

22.

Праздники, выступления

18

18

23.

Экскурсии, концерты, театры

10

10

Итого

35

181

216

Третий год обучения:

Направления деятельности. Тема занятия

Часы

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие

1

1

Вокально – хоровая работа

2.

Прослушивание голосов

2

2

3.

Певческая установка. Дыхание

1

17

18

4.

Распевание

1

35

36

5.

Работа с микрофоном

1

3

4

6.

Унисон

1

14

15

7.

Вокальная позиция

1

5

6

8.

Звуковедение

1

10

11

9.

Дикция

1

10

11

10.

Двухголосие

1

5

6

11.

Работа с солистами

1

15

16

12.

Сводные репетиции

14

14

Музыкально – теоретическая подготовка

13.

Основы музыкальной грамоты

2

6

8

14.

Развитие музыкального слуха, памяти

1

10

11

15.

Развитие чувства ритма

1

7

8

Теоретико – аналитическая работа

16.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

17.

Народное творчество

1

5

6

18.

Беседа о творчестве композиторов- классиков

2

2

19.

Беседа о творчестве современных композиторов

2

2

20.

Просмотр видеозаписей вокальных конкурсов

2

8

10

Концертно – исполнительская деятельность

21.

Открытый урок для родителей

2

2

22.

Праздники, выступления

14

14

23.

Экскурсии, концерты, театры

12

12

Итого

22

194

216

1.6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Работа педагога на занятии направлена на то, чтобы рекомендуемый программный материал обучающиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо запоминали. Для создания сценария занятия используется технологическая карта или конструктор занятия. Это позволяет использовать активные приёмы и методы обучения и наполнить занятие интересным содержанием.

В основе работы педагога лежат активные методы обучения (АМО), позволяющие привлечь обучающихся к непосредственному участию в музыкальной деятельности, а также репродуктивные методы обучения.

Репродуктивные методы обучения: метод стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Метод стилевого подхода широко применяется в Программе, нацелен на постепенное формирование у детей  осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод используется в данной Программе как важнейший художественно - педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве вокального коллектива проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

- Метод системного подхода направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов Программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать этапы реализации и содержание Программы.

- Метод импровизации позволяет совершенствовать исполнительское мастерство поднять его на новый профессиональный уровень.

Для обеспечения эффективности реализации Программы предполагается сочетание теоретических формы обучения с активной практической деятельностью обучающихся: участие в концертных программах, фестивалях, смотрах-конкурсах, проектной деятельности, отчётных мероприятиях.

Грамотное сочетание теоретической и практической форм обучения усиливает интерес обучающихся к вокальной деятельности, повышает результаты обучения.

В качестве методического сопровождения Программы используются следующие методические пособия для педагога:

Статьи о вокале 

- Е.М. Пекерская «Вокальный букварь»,

- Программа дополнительного образования для учащихся 1-11 классов (для детей от 7 до 17 лет) «Палитра детских голосов»,

- И.Н. Добровольская, Н.Н. Орлова «Что надо знать учителю о детском голосе» (изд. «Музыка», М., 1972г.),

- «Азбука дыхания. Техника эстрадного вокала». Пособие для самостоятельной работы,

- И.С. Алферова «Речевой тренинг»,

- «Эффективные распевки». Упражнения для развития певческого дыхания,

- А.М. Билль. «Чистый голос». Нотное приложение к пособию А. Билль «Чистый голос»,

- Л.Б. Дмитриев «Основы вокальной методики»,

- Статья «Вокальное и психологическое здоровье певца».

- А.С. Романова «Вокальные упражнения к «Школе эстрадного вокала». 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ                              

Эффективность реализации Программы невозможна без современной материально-технической базы, которая предполагает комплексное оснащение и это, прежде всего, учебный кабинет, звукоизолированный, с хорошей акустикой и вентиляцией и современными техническими средствами обучения (инструмент (рекомендуется фортепиано), компьютер, мультимедиапроектор, принтер, сканер, интерактивная доска, доска с нотными линейками, магнитофон, специальная электроусиливающая аппаратура с широкополосными микрофонами на стойке.

Обучение вокалу предполагает и оптимальное техническое и методическое оснащение занятий:

  • раздаточный материал – тексты изучаемых произведений;
  • ресурсы электронной библиотеки: демонстрационные материалы на бумажных и электронных носителях, средства обучения (портреты композиторов, поэтов, художников; иллюстрации к произведениям); интерактивные средства обучения – презентации, видеозарисовки, кинофильмы, спектакли, фонограммы;
  • средства телекоммуникации – выход в интернет, сайт педагога, электронная почта.

1.7. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ПРОГРАММЫ

Ребенок несмелыми шагами входит на сцену, сильно бьется сердце, и вот секунда, другая, и зазвучала музыка. И вот оно – чудо! Свершается великое творение маленького человека – воссоединение музыки, литературы и эмоционального состояния маленького музыканта. Движение  души – порой это не объяснить словами, но они запоминаются на всю жизнь, это волшебные мгновения музыки, первые выступление на большой сцене. Затем отшлифовка новых вокальных трудностей, сильной исполнительной воли, умение концентрировать внимание и память, развитие творческой интуиции, эстетического вкуса, духовности, а самое главное - именно в этот творческий момент проходят невидимые нити между зрителями и исполнителями. «Что ты чувствовал?» «Я отдала всю себя».

Студия «Веснушки» – это путевка в жизнь многим девчонкам и мальчишкам. Здесь они приобретают опыт общения, взаимовыручки, поддержки. Даже если они не станут певцами, а будут врачами, юристами - они будут любить хорошую музыку. И это главное. Музыка сделает его добрее, научит нести радость людям.

И в этом смысле Программа заключает в себе мощный воспитательный потенциал, содержание которого отражает воспитательная компонента Программы.

В условиях вокального ансамбля обучающиеся имеют возможность удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум своими способностями, но и получить оценку и общественное признание в школе, в городе, округе, в России. Увлеченные любимым делом школьники высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающими.

Воспитание обучающихся осуществляется в течение всего процесса обучения и педагогического сопровождения обучающихся: на каждом этапе занятий, промежуточных и итоговых мероприятий, выездных и экскурсионных мероприятий, а также в совместной работе с семьями обучающихся.

В этой связи предполагается целый комплекс авторских и заимствованных методик и педагогических практик. Особенно результативной воспитательной практикой в ансамблевой деятельности является практика формирования межличностной (поскольку в составе ансамбля обучаются дети различных национальностей) и межнациональной толерантности. В целях формирования чувства уважения к представителям различных традиционных культур используются активные и интерактивные методы и приёмы воспитания (тренинги на сотрудничество в коллективе, ролевые игры, проектная деятельность, составление презентаций, видеосюжетов, интерактивное тестирование из фонда электронной библиотеки как рабочего кабинета, так и ресурсов Интернета).

Применение эффективных педагогических практик, таких как практика ДРК (диагностика, регулирование и коррекция) личностных и групповых результатов позволяет сформировать личностные положительные качества характера и основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования и, прежде всего, воспитания подрастающего поколения: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Эффектами реализации системной воспитательной работы вокальной студии «Веснушки» является формирование качеств личности обучающегося, соответствующих следующей модели обучающегося:  

  • умеющий жить и работать в коллективе, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный;
  • физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к окружающим, любящий природу, свою семью, свой город, свой округ, свою страну;
  • имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки, обладающий таким запасом духовных и нравственных качеств как великодушие, порядочность, милосердие, честность, сострадание и готовность прийти на помощь младшим и нуждающимся;
  • осознающий цели жизни, с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании, с развитым чувством прекрасного.

1.8. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Асафьев Б. О хоровом искусстве. – М.: Музыка,1980.
  2. Вербов А. М. Техника постановки голоса. – М.,1961.
  3. Вопросы вокально-хорового воспитания школьников: Сб. науч. тр. /МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1983.
  4. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1- 7. – М.,1962 – 1984.
  5. Гоце М.О вокальной работе в школе. //Искусство школе, 1997, №3.
  6. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Дмитриев  Л.Б. Основы вокальной методики. – М.,1996.
  8. Добровольская Н.Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М,1972.
  9. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – СПб.,1997.
  10. Инайят Хан. Мистицизм звука. – М., 1997.
  11. Луканина В. Мой метод работы с певцами.- Л.,1972.
  12. Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. – М., 1995.
  13. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – М., 1987.
  14. Менабени А.Г. Некоторые краткие сведения о голосовом аппарате и певческом звуке //Вопросы хороведения на музыкально-педагогическом факультете. – М., 1981.
  15. Морозов В.Д. Биофизические основы вокальной речи. – Л., 1977
  16. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей. Киев: Музычна Украина, 1989.
  17. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л., 1972.
  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

19. Стулова Г.П. К вопросу об особенностях работы голосового аппарата у детей в пении //Вопросы теории и практики музыкального воспитания школьников. – М., 1982.

20. Стулова Г.П. Дидактические основы обучения пению. – М., 1988.



Предварительный просмотр:

Приложение

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ

ДЫХАТЕЛЬНЫМ АППАРАТОМ

Метод управления дыхательным аппаратом А.Н. Стрельниковой

(автор дыхательной гимнастики)

D:\Desktop\1eefd170e03b6bcd7bc88b983c140503.jpg

Основной комплекс дыхательных упражнений

Упражнение «Ладошки» (разминочное)

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза экстрасенса.

http://coollib.net/i/91/187091/_001.jpg

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Причем все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять шмыгнули носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

В нашей дыхательной гимнастике очень важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпустить «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха), сделайте паузу — отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.

Норма — 96 вдохов-выдохов. Это так называемая стрельниковская «сотня».

На второй или третий день тренировки вы можете делать подряд уже не по 4 вдоха без остановки, а по 8 или даже по 16 раз, а еще через несколько дней — уже по 32 вдоха-выдоха без паузы.

Группируются дыхательные движения в стрельниковской гимнастике не по 5 или 10, как обычно, а строго по 8. Так и говорим: 8 дыхательных движений — одна «восьмерка», 16 дыхательных движений — две «восьмерки», 24 дыхательных движения — три «восьмерки», 32 дыхательных движения — четыре «восьмерки». Считать нужно, конечно же, только мысленно, а не вслух.

Если вы часто сбиваетесь со счета и вам нужно, к примеру, сделать подряд 32 вдоха-движения (только при хорошей тренировке!), советую прибегнуть к такому простому приему. Просчитав мысленно до восьми, т.е. сделав 8 вдохов-движений, «возьмите на заметку» один угол комнаты. Сделав еще 8 шумных вдохов-движений, посмотрите на следующий угол комнаты. Выполняя оставшиеся 2 «восьмерки» поочередно переводите взгляд на 2 других угла. Таким образом, делая 4 раза по 8 дыхательных движений, т.е. 32 вдоха-выдоха, берите на заметку для каждой «восьмерки» какой-нибудь из четырех углов комнаты, в которой вы делаете стрельниковскую гимнастику.

Сделав 32 вдоха-движения, остановитесь и отдохните в течение 3-5 секунд (отдыхайте, если хотите, до 10 секунд). Можно положить перед собой спичку. Спички будут играть роль тех «узелков на память», с помощью которых удобно отсчитывать «тридцатки» (т.е. циклы из 32 вдохов-движений).

Сделав без остановки еще 32 вдоха-движения (считая мысленно с каждой «восьмеркой» углы комнаты), снова остановитесь, отдохните в течение 3-5 секунд и положите перед собой следующую спичку. По завершении третьей «тридцатки» перед вами будут лежать уже 3 спички.

Вот и все — 96 дыхательных движений выполнены. Стрельниковская «сотня» отработана!

Если вы переходите к новому упражнению — продолжайте выкладывать по спичке на каждую «тридцатку». В идеале каждое упражнение стрельниковской гимнастики должно выполняться в 3 подхода по 32 вдоха-выдоха с паузами между подходами.

Гимнастику вы должны выполнять дважды в день: утром и вечером.

Упражнение «Ладошки» можно выполнять сидя, а в тяжелом состоянии даже лежа по 4 или по 8 вдохов-движений за один подход.

Норма:

• по 4 вдоха-движения — 24 раза,

• или по 8 вдохов-движений — 12 раз,

• или по 16 вдохов-движений — 6 раз.

• или по 32 вдоха-движения — 3 раза.

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются. Это тоже очень важно.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение — выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выдохе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) — воздух уходит абсолютно пассивно. Не думайте об этом!

http://coollib.net/i/91/187091/_002.jpg

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) — 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

Это упражнение можно делать сидя и даже лежа. Если у вас травмирована рука, используйте одну здоровую руку. Постепенно, очень осторожно, с каждым днем тренировки начинайте включать в работу и больную руку. Со временем она «разработается». Норма:

• 12 раз по 8 вдохов-движений,

• или 6 раз по 16 вдохов-движений,

• или 3 раза по 32 вдоха-движения.

Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

http://coollib.net/i/91/187091/_003.jpg

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, пассивно выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов.

Норма — 12 раз по 8 вдохов. В общей сложности — 96 вдохов-выдохов — стрельниковская «сотня». Вы можете выполнять и по 16 вдохов-движений, затем пауза 3-5 секунд и снова 16 вдохов-поклонов. В этом случае необходимые 96 вдохов-движений разбиваются на 6 подходов с паузами между ними. В итоге получатся все те же 96 дыхательных движений.

Через 2-3 дня ежедневной тренировки (а для некоторых людей и через более длительный период времени) можно уже делать не по 16 вдохов-движений, а по 32. Затем отдых — 3-5 секунд и снова 32 вдоха-движения без остановки. И так 3 раза. В общей сложности — 96 движений («сотня»).

Кому тяжело, пусть делает без остановки только по 8 вдохов-движений. Потренируйтесь так в течение 1-2 недель, а когда вам станет легче, можно попытаться увеличить количество выполняемых за 1 подход вдохов-движений до 16, а в перспективе — до 32 движений.

Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.В тяжелом состоянии это упражнение можно выполнять сидя.

Существуют и ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвонковых дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь! Кисти рук в момент поклона даже не должны опускаться до колен. Ни в коем случае не кланяйтесь ниже! И еще раз повторяю: не напрягайтесь!

«Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого армейского шага. Возможно, после первых тренировок у вас появится боль в пояснице — не пугайтесь! Продолжайте тренироваться, но очень осторожно, учитывая указанные выше ограничения. И конечно же, подряд без остановки делайте только по 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит, и ваша поясница перестанет вас беспокоить.

Упражнение «Кошка» (приседания с поворотом)

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем легкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками легкое «сбрасывающее» или, наоборот, хватательное движение.

Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас «не заносило» на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени слегка гнутся и выпрямляются, приседание легкое, пружинистое. Спина все время прямая, ни в коем случае не сутультесь!

http://coollib.net/i/91/187091/_004.jpg

Итак, повернулись вправо, слегка присели — вдох. Колени выпрямились — выдох пассивно уходит при их выпрямлении. Повернулись влево, слегка присели, кистями рук сделали легкое сбрасывающее или хватательное движение — вдох. Сразу же после этого колени выпрямились, воздух ушел абсолютно пассивно при их выпрямлении. Вдох справа, вдох слева.

Подряд без остановки можно сделать 8 или даже 16 вдохов-движений (ориентируйтесь по вашему самочувствию). Затем отдых 3-5 секунд и снова 8 или 16 вдохов-движений. За 1 занятие вам нужно сделать 96 вдохов-движений. Это 12 раз по 8 или 6 раз по 16 вдохов-движений.

Упражнение «Кошка» можно делать и сидя, если вам тяжело стоять. В этом случае просто поворачивайте корпус вместе с головой вправо и влево и одновременно с поворотом шумно нюхайте воздух справа и слева. Руками делайте сбрасывающие или хватательные движения на уровне пояса, далеко от туловища их не уводите.

Упражнение «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест. При этом одна рука окажется над другой, причем какая над какой — все равно. Главное — помнить, что в течение всего упражнения положение рук менять не следует.

http://coollib.net/i/91/187091/_005.jpg

Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны (но не до исходного положения). В момент вдоха локти сошлись на уровне груди — образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся — получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно пассивно уходит воздух.

Итак, руки сходятся в треугольник — вдох, затем слегка разводятся в стороны (образовался квадрат) — выдох ушел незаметно через нос или через слегка приоткрытый рот. Помните, что вы должны бросать руки навстречу друг другу параллельно, а не крест-накрест. Вспомните, как когда-то много лет назад первоклашки сидели за партами, старательно положив одну руку на другую строго параллельно. Так вот, точно так же и в нашем упражнении нужно бросать руки навстречу друг другу одна параллельно другой.

Начиная осваивать стрельниковскую гимнастику, не делайте упражнение «Обними плечи» 2-3 недели, тренируйтесь без него. Когда все остальные упражнения вы уже будете выполнять легко и просто, подключите «Обними плечи».

Сначала делать это упражнение нужно очень осторожно и только по 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений за одно занятие. Через несколько недель тренировки можно делать уже по 16 или 32 вдоха-движения подряд без остановки.

Помните! Руки в этом упражнении не следует напрягать, не следует разводить широко в стороны и не следует менять местами. Рука, которая сверху, в момент вдоха-объятия идет к плечу, а рука, которая снизу — к подмышке.

Упражнение «Обними плечи» можно делать сидя, а в тяжелом состоянии даже лежа. Если у вас одна рука травмирована (или, например, вы перенесли инсульт с правосторонней парализацией тела), — делайте это упражнение одной здоровой рукой, мысленно включая в тренировку и больную руку. И постепенно, со временем она обязательно начнет двигаться. Не жалейте ее. Поставьте перед собой цель: во что бы то ни стало я должен разработать больную руку!

Если упражнение «Обними плечи» у вас уже хорошо отработано и вы делаете его по 32 вдоха-движения без остановки в положении «стоя», можно в момент встречного движения руками слегка откидывать голову назад — делая вдох «с потолка». Думайте так: локти, сходясь при встречном движении рук, как бы ударяют снизу по подбородку, и голова в это мгновение слегка откидывается назад. Спина при этом должна быть абсолютно прямой, откидывая назад голову, не прогибайтесь в пояснице. В этом случае это упражнение называется «Наклон назад».

Упражнение «Большой маятник»

(«Насос» + «Обними плечи» или «Наклон вперед» + «Наклон назад»)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) — вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох уходит пассивно между двумя вдохами-движениями.

http://coollib.net/i/91/187091/_006.jpg

Итак: поклон к полу, руки к коленям — вдох, затем легкий прогиб в пояснице назад — встречное движение рук со слегка откинутой назад головой (тоже вдох). Тик-так, вдох с пола, вдох с потолка. Это упражнение напоминает маятник, оно комплексное, состоит из двух простых: «Насоса» и «Обними плечи». Сильно в пояснице не прогибайтесь, когда откидываетесь назад, и не напрягайтесь: все делается легко и просто, без лишних усилий.

О выдохе не думайте, он абсолютно пассивен и уходит после каждого вдоха самостоятельно, без вашей помощи. Не задерживайте и не выталкивайте выдох, он уходит в промежутке между вдохом с пола и вдохом с потолка.

Это упражнение можно делать сидя. Если у вас травмирована спина или очень сильный остеохондроз пояснично-крестцового отдела позвоночника, не делайте прогиба назад в пояснице. Просто делайте встречные движения руками без откидывания головы назад и прогиба в пояснице. Низко кланяться в этом случае тоже нельзя ни в коем случае, — кисти рук должны быть намного выше колен. Постепенно, с каждой неделей тренировки амплитуда движений должна сама увеличиваться, и вы будете прогибаться в пояснице уже без каких-либо неприятных ощущений.

Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. Начинайте осваивать это упражнение, делая сначала только по 8 или по 16 вдохов-движений за один подход, а хорошо отработав — уже по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «восьмерки» или «тридцатки» (32 движения), как обычно, 3-5 секунд.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ И РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА

«Фонопедический метод развития голоса» методика развития голоса В.В.Емельянова

(кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета)

D:\Desktop\Razvitie_golosa.jpg

Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)  

Задание: Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

Приём: Необычное движение.

Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.

Дополнительное воздействие: Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащие брюшко.

№2 «Страшная сказка»

Исходное положение (И.П.):Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица - испуганное.

Задание:Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

   В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.  

   Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

Показатели:Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных  - фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.

Абстрактный вариант:Конкретный вариант:

У                                                     СЛУШАЙ…

УО                                                  СЛУШАЙ ШОРОХ…

УОА                                               СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ…

УОАЭ                                            СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА…  

УОАЭЫ                                         СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ.

№3 «Конючим»  («Попрошайка»)

И.П.:Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное,  глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.

Задание:  1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях  гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

    Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.  

    На штро-басе совершать пальцами хаотические колебательные движения, на звук в грудном режиме выворачивать ладони вверх, а во время восходящей интонации взмахнуть кистями, показывая движение звука вверх.

   Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и  безнадёжного выспрашивания чего-то и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».  

   2) В конкретном варианте (фрагмент стихотворении С.Я. Маршака) произносить стихотворный текст штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!). Символические действия те же.

Приём: Дополнительный режим работы гортани (штро-бас к грудному, грудной к фальцетному),; необычное движение.

 Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция, положение языка на всём упражнении; слуховой – точная форма гласного «А» на штро-басе, срабатывание порога и выход в фальцетный режим. Выход в грудной режим в абстрактном варианте соответственно записи; символические действия.

Дополнительное воздействие:освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.

Абстрактный вариант:

                                   У!

хххА,  хххАО, хххАОУ, хххАОУ        Ы!

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

Конкретный вариант:

ходит, ходит попроШАЙКА,

х      ххххх

просит, просит попроШАЙКА.

х         ххххх

дайте, дайте попроШАЙКЕ,

х       ххххх

всё, что просит попроШАЙКА!

х         ххххх

№4 «Вопросы – ответы»

И.П.: Как в №2

Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.

2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный на гласном последнего слога каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!).

Символические действия:

  • Для сохранения формы гласного в фальцетном режиме, организованной в грудном, во время восходящей интонации контролировать её при помощи пальцев (проткнуть щёки);  
  • Для установления связи голосообразующих движений со звуковысотностью – свободными руками, расслабленными до кистей, показывать движение восходящей интонации голоса, вскидывая руки высоко вверх. В конкретном варианте в грудном режиме совершать кистями волнообразные движения вверх-вниз («прикасаемся к «толстому» голосу, лежащему очень низко») или вправо-влево («гладим толстый голос»), переводя их в колебания пальцев на штро-басе.

Перевод звучания грудного режима в фальцетный должен происходить без перерыва звучания, без дополнительной атаки или придыхания со срабатыванием порога во время восходящей и нисходящей интонаций.

Показатели:Целесообразное использование режимов работы гортани; специфическая форма рупора.

Контроль:Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция; слуховой – срабатывание порога, выход в фальцетный режим на восходящей интонации и возвращение в грудной на нисходящей; символические действия.

Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима.

Абстрактный вариант:

      у?  у              о? у               а?  о                э?  а               ы?  э              ы? ы

У             УУ           О     О           А      А            Э     Э            Ы    ЫЫ

Конкретный вариант:                      ос?

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО-                   ост?

ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО-                ы

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ                           ы!

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ

№5 «Бронтозаврик»

   Упражнение состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями.  

Задание: 1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка.

   Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков («мальчика» - у-УОАЭЫи «девочку» - ы-ЫЭАОУ) при  помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.

   2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.

   Символические действия как в предыдущем упражнении, но показ звуковысотности сверху вниз – в фальцетном режиме подбрасывать воображаемый «тонкий» голос высоко вверх, а в грудном – класть «толстый голос на пол.

Показатели:Целесообразное использование режимов работы гортани.

Контроль:Слуховой – срабатывание порога и выход в грудной режим на нисходящей интонации; визуальный и осязательный – сохранение формы рта при переходе с фальцетного в грудной режим; положение языка на штро-басе; символические действия.

 Дополнительное воздействие:Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима; освоение показателей эстетики академического пения; равнообъемность гласных.

Абстрактный вариант:

У!                  У!                   У!                    У!                    У!

          У                   УО                  УОА                УОАЭ             УОАЭЫ  ХХХ

Ы!                   Ы!                   Ы!                    Ы!                   Ы!

Ы                    ЫЭ                  ЫЭА                ЫЭАО             ЫЭАОУ ХХХ

Конкретный вариант:

КТО-

О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ  ХХХ

НО-

                 ОГИ КАК У БЕГЕМОТА  ХХХ

ГО-

                 ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ

ХВО-

                  ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ  ХХХ



Предварительный просмотр:

Приложение

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Внедряемая мною Дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях. Музыкальные занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут их выполнять как в группах, так и индивидуально.

С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты

 - «Эстрадное пение» (был представлен Муравьевой Лизой на школьной конференции младших школьников «Гости из будущего», представлен на VI городском конкурсе детского творчества «Маленькая фея»)

- «Весенняя капель» (традиционный творческий годовой отчётный концерт): ребята составляют программу концерта, придумывают сценарий, совместно с родителями готовят концертные костюмы, подписывают пригласительные билеты и распространяют их.

- «Урок мужества » (совместная работа старшеклассников с вокально-хоровой студией, единый классный час для всех параллелей, в связи с празднованием Дня Победы): ребята украшали зал, готовили сценарий, подбирали репертуар песен.)

Использование данных педагогических технологий дало возможность достичь высоких результатов в обучении и воспитании.

НАЛИЧИЕ УЧАЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

На муниципальном уровне

На региональном уровне

На федеральном уровне

Творческий проект «Эстрадное пение»

Представление на VI городском конкурсе детского творчества «Маленькая фея» Муравьёва Лиза

Творческий проект «Эстрадное пение»

Опубликован на сайте www. eduhm.ru (2013г.)

Творческий проект

«Эстрадное пение»

Опубликован

на сайте www.nsportal

     G:\Новая папка (2)\DSC02806.JPG                                                         C:\Users\lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_5241.jpg   



Предварительный просмотр:

Приложение

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ВЕСНУШКИ»

Показатели

Единица измерения

Количество/качество

показателя

Показатель в %

Подтверждение/краткая характеристика

Сохранение контингента

1

Число обучающихся на начало реализации этапа Программы

Чел.

15

100%

По результатам прослушивания, проведённого с 15.09.12 по 26.09.12в группу принято 15 учащихся разных возрастных категорий и разных стартовых вокальных данных

2

Число обучающихся на конец реализации этапа Программы

Чел.

15

100%

По количественным результатам в коллективе сохранен количественный состав. Наблюдается стабильный показатель в сохранении контингента обучающихся

Уровень сформированности компетенций

3

Уровень сформированности знаниевых компетенций

3.1.

- умение отличать народную музыку от эстрадной

15

100%

Положительная динамика. Результат наблюдается у всех обучающихся.

3.2.

- навыки вокального музицирования

12

80%

Навык сформирован у 80% обучающихся. 20% активно работают над формированием соответствующих компетенций

3.3.

- умение различать способы исполнительской трактовки

12

80%

Навык сформирован у 80% обучающихся. 20% активно работают над формированием соответствующих компетенций

3.4.

- восприятия интонационной драматургии музыкального произведения

10

67%

Не все обучающиеся обладают способностью раскрепощаться на сцене, в силу этого фактора навык восприятия и воссоздания художественно-музыкального образа не сформирован. У 33% обучающихся ведется индивидуальная работа с обучающимися.

4

Уровень сформированности деятельностных компетенций

4.1.

владение основами нотной грамоты

7

47%

Не все обучающиеся имеют способности к овладению нотной грамотой, при этом имеют хорошие вокальные данные.

4.2.

проявление навыков вокально-хоровой деятельности

15

100%

Положительная динамика. Результат наблюдается у всех обучающихся.

4.3.

умение петь по фразам

15

100%

Положительная динамика. Результат наблюдается у всех обучающихся.

4.4.

овладение техникой правильного дыхания

13

87%

Изучение техники правильного дыхания ведется на каждом занятии. 13 % обучающихся имеют слабую дыхательную систему и подвержены частым заболеваниям верхних дыхательных путей. В силу этого навык техники правильного дыхания сформирован слабо. Ведется работа.

5

Уровень сформированности личностных компетенций:

5.1.

умение работать в коллективе

15

100%

Положительная динамика. Результат наблюдается у всех обучающихся.

5.2.

креативность

15

100%

Положительная динамика. Результат наблюдается у всех обучающихся.

5.3.

толерантность

15

100%

Положительная динамика. Результат наблюдается у всех обучающихся.

5.4.

ответственность

15

100%

Положительная динамика. Результат наблюдается у всех обучающихся.