Деятельность педагогического работника по выявлению и развитию способностей обучающихся

Кондратенко Наталья Владимировна

1. Программа работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx636.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  «Работа с одарёнными детьми» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основного общего образования. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России, планируемых результатов начального и основного общего образования и подпрограммы «Одаренные дети» программы развития МБОУ СОШ № 10 г. Вязьма Смоленской области..

                        ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт обучающемуся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления

Цель программы:        

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.

Задачи:

- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;

- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.

- произвести отбор  среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;

- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;

поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Принципы построения программы:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Сроки реализации программы: 4 года.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счёт учёта индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их психологических и социальных характеристик.

- Формирование системы работы с одарёнными детьми.

- Создание базы для развития одарённости и таланта в современных условиях общеобразовательной школы.

- Совершенствование форм работы с одарёнными и способными детьми.

- Формирование банка данных «Одарённые дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одарённости.

- Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.

- Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

- Обобщение и систематизация материалов, презентация опыта работы.

Показатели эффективности реализации программы:

- Удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

- Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, в которых у них есть способности.

- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

                                           СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Выявление одарённых детей.
Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. Составление индивидуальных карт на одарённых детей.

Работа учителя с одарёнными детьми в урочную деятельность.

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов.

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.

Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция.

Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей.

Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности.

Участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, олимпиадах.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах.

Организация и проведение школьных предметных олимпиад.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах.

Привлечение к научно-исследовательской деятельности.

Школьный День науки и творчества, участие в школьных и районных научно-практических конференциях.

Развитие детей через внеурочную деятельность.

                          ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направление работы

Мероприятие

Сроки проведения

1

Методическая работа

Составление плана работы с детьми на учебный год.

Август

Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми.

Сентябрь

2

Выявление способных и одарённых детей

Диагностика одарённости обучающихся.

Сентябрь

Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.

В течение года

Составление индивидуальных карт на одарённых детей.

В течение года

3

Анализ успехов и достижений ученика

Создание портфолио обучающихся.

В течение года.

4

Работа с родителями обучающихся

Тематические родительские собрания.

Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков.

1 раз в год

5

Работа учителя с одарёнными детьми на уроке

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов.

В течение года.

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.

Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция.

Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности.

Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей.

6

Участие в школьных, муниципальных, региональных, международных олимпиадах и конкурсах.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах.

В течение года

Организация и проведение школьных предметных олимпиад.

Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах.

7

Привлечение к научно-исследовательской деятельности.

Школьный День науки, участие в школьных и районных научно-практических конференциях.

Февраль- март

8

Развитие детей через дополнительное образование.

Занятие внеурочной деятельностью: посещение кружков, секций.

В течение года

Участие в конкурсах творческих работ разного уровня.

9

Создание банка нестандартных заданий

Создание методической копилки по работе с одарёнными детьми:

- отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов;

- создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной сложности по предметам);

- формирование комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям);

- отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.

В течение года