Обобщение и распространение опыта работы. Реализация дополнительных профессиональных программ

Кондратенко Наталья Владимировна

Обобщение и распространение опыта работы (в том числе инновационной, исследовательской деятельности)

Программы внеурочной деятельности

1. "Юный патриот"

2. "Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юный патриот

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов МБОУ СОШ № 10 г.Вязьма Смоленской области “Юный патриот” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “ Юный патриот”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия);  а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: 

  • создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

        Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

Программа “ Юный патриот” используется в 1-4 классах. Она включает шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

  • формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  • - формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  • - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
  • - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

  • высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

  • -формировать уважение к членам семьи;
  • -воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
  • -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
  • Предполагаемый результат деятельности:
  • -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
  • - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
  • -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

  • -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

  • умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

  • - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
  • - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
  • - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
  • - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
  • - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

  • осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь»

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

  • - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
  • - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

  • убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина».    

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

  • - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
  • - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

  • обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы, конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой».

Организация работы по программе “Юный патриот” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -10, практических -23

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек.

2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.    

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.    

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.

История моего города.  

Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.  

4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34 ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9, практических -25

1.“Я и я”(2ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.

Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

2.“Я и семья”(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. У моих родителей – золотые руки.  Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Народный лечебник. Бабушкины советы.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка.  

Экскурсии в библиотеку.  

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем. Десант чистоты и порядка.

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаг России.

Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. О подвигах женщин в военное время.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

4.“Я и школа”(5ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  

Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

5.“Я и мое Отечество”(10ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Тропы природы. Природа в поэзии.    Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я – житель планеты Земля. Берегите природу.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

“Я и я”

4

4

2

4

“Я и семья”

6

5

8

5

“Я и культура”

5

4

5

4

“Я и школа”

8

6

6

5

“Я и мое Отечество”

6

9

9

10

“Я и планета”

4

6

4

6

Всего

33

34

34

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:  

  • - любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  
  • - долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
  • - родная земля, заповедная природа, планета Земля;
  • -  красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

         Планируемые результаты:

  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

  Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

  У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

 В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый;

открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом. 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс «Маленькие Россияне»  - 30ч

Тема

Дата

Факт

1

 Страна в которой мы живём.

2

 Мой сосед по парте. Кто я в классе?

3

 Моя семья – моя радость.  

4-5

 Правила поведения в школе. Урок – игра.

6

  Я, ты, мы. Игра.

7

 Кто что любит делать. Конкурс викторина.    

8-9

 Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

10

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? История моей семьи

11

 Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

12

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. 

13-14

История моего города.

15

 Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

16-17

Законы жизни в классе.

18

Откуда пришли елочные игрушки.

19

Фотографии из семейного альбома.

20

Школа вежливости. Беседа.

21

Маленькая страна.

22

Они защищают Родину.

23

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

24

Загляните в мамины глаза.

25

Встречаем Масленицу.

26

Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

27

Слушаем сказки моей бабушки.  

28

Поклон тебе, солдат России. Конкурс стихов и рисунков..

29

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

30

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.  

31

В гости к зеленой аптеке.

32

Мои родные – защитники Родины.

33

 Десант чистоты и порядка.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс «Моя Малая Родина»

Тема

Дата

Факт

Вводный урок

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других.

Игры на развитие произвольных процессов.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка.  

Об отце говорю с уважением.

Мама, папа, я – дружная семья.

Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков

Родной край в древности.

Поэты и писатели нашего города.      

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.        

Обязанности ученика в школе.

Я люблю свою школу.

По каким правилам мы живем в школе?

По каким правилам мы живем в школе?

Десант чистоты и порядка.

Моя школа. Выставка рисунков

Урок Мира.

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

Мы и наши права.  

Мой любимый город.

О чем шепчут названия улиц родного города.    

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

Герои Советского союза – наши земляки.

Герои Советского союза – наши земляки.

Мой город. Вставка фотографий

Знай и люби свой край.

Экология нашего города.

Экология нашего города.

День добрых волшебников.

Помоги своему городу.  

Итоговое занятие

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс «Россия – Родина моя»

Тема

Дата

Факт

Вводный урок. Кому нужна моя помощь?

Мы все такие разные.

В гостях у предков. Откуда я родом.

Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

Моя семья – моя радость.

У моих родителей – золотые руки.  

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро!

Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.

Народный лечебник. Бабушкины советы.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги.

Новогодние зарисовки.

Экскурсия в библиотеку.

Мой класс – моя семья.

Мои права и обязанности. Школьный Устав.

Ты и твои друзья. Каков я в школе?

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Десант чистоты и порядка.

Наша школа в будущем.

Урок милосердия и доброты.

Знакомства с символами Российского государства.

Наша страна – Россия.

Конституция – основной закон жизни страны.

Город, в котором я живу.

Дорогая моя столица.

История страны в названиях улиц.

Там, где погиб неизвестный солдат.

Вам, защитники Отечества!

Животные из Красной книги.

Животные – рекордсмены

Чем живет планета  Земля?

Судьба Земли – наша судьба.  

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс «Я – гражданин России»

Тема

Дата

Факт

Кто я? Какой я? Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Правила жизни. Правила счастливого человека.

«Можно» и «нельзя» в жизни.

Мир моих интересов

День пожилого человека. Песни  бабушек.

Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого.

Игры с младшим братом (сестрой).

Мои семейные обязанности.  

Образ русской женщины. Сто великих женщин.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Предметы быта в роли музыкальных инструментов.

Как встречают Новый год в разных странах.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  

Я и мой класс. Мой лучший школьный друг.

Наши классные обязанности.

Зачем нужно учиться в школе.

Поговорим о толерантности.

Геральдика – наука о гербах.

Символика  России.

Символы нашего края.

Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов.

Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Есть такая профессия – Родину защищать.

Память. Города – герои.

В ответе за тех, кого приучили.

Природа в поэзии.    

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Знаешь ли ты страны мира?

Семь чудес света.

Я – житель планеты Земля. Берегите природу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданско-патриотическое         воспитание         детей         и         молодежи:

проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2009. №5

  1. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2008. №4  
  2. Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2003.- N 6.- С. 13-17.(1)
  3. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2003.- N 12.- С. 7.
  4. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2004. – 224 с.
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2005. – 61 с.
  6. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2003. – 605 с.
  7. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
  8. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2003. – 25 с.
  9. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области» для 4 Г класса составлена в контексте реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», регионального учебного курса «История православной культуры земли Смоленской», запросов родителей по внеурочной деятельности.  Данная Программа разработана соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, основного общего образования, основной образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 им. Героя Советского Союза Д.Е. Кудинова г. Вязьмы Смоленской области.

Данная Программа выражает и обосновывает нашу личную позицию как авторов. Для нас учительство - это жизнь. Свет своего душевного тепла мы дарим воспитанникам.  Наша личная педагогическая позиция предполагает готовность к взаимодействию, обеспечивающему создание условий для принятия учеником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, влияющих на формирование жизненного плана как осознанного ценностного образования, на основании которого выстраиваются перспективные линии развития личности. Данная позиция выражается педагогическими принципами, некоторые из них считаем необходимым воспроизвести: не навреди, не используй по отношению к учащемуся травмирующих методов, формируй у ребенка веру в свои силы и в свое будущее, соблюдай профессиональный такт, не подавляй.

Эта позиция позволяет нам, авторам Программы, профессионально общаясь с учениками, все время развиваться, поскольку в ее основе лежит принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка, предполагающий иную шкалу измерений, где точкой отсчета является человек (ребенок, учащийся, учитель) в его движении во времени по отношению к самому себе. Одной из основных функций образования и воспитания является формирование высоконравственной культурной личности, гражданина, патриота Отечества. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно Православие имеет определяющее значение в формировании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и эстетический потенциал, и дети являются наследниками этой богатейшей православной культуры, насчитывающей более тысячи лет.

Актуальность, новизна, отличительные особенности и педагогическая целесообразность предлагаемой Программы.

Программа «Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области» способствует формированию мировоззренческой, нравственной, социальной, общекультурной личности; воспитанию патриотизма и гражданственности; укреплению взаимодействия светской и церковной систем образования по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Программа имеет определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий, направленные не только на усвоение ребенком знаний, идей, опыта общественного поведения, но и совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности.

Отличительные особенности программы, ее актуальность и новизна заключается в том, что она решает вопрос в укреплении взаимодействия светской и церковной систем образования. Программа интегрированная, разнообразная по содержанию, составлена с учетом анализа детского и родительского опроса на дополнительные образовательные услуги, социального заказа интересов и возрастных особенностей детей. Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения, прослеживается организация целостного воспитательного пространства, совместной деятельности, предполагается сотрудничество школы, церкви, детей и их родителей. Особое место отводится экскурсиям по историческим местам нашего города, встречам с представителями церкви, краеведами города Вязьмы.

К Программе прилагаются разработанные методические рекомендации и разработки к занятиям, методики оценки творческой и исполнительской активности, система самооценки учащегося, критерии оценки достижений учащихся - портфолио, теоретические основы проектной деятельности и критерии её оценивания. (Приложение)

Место курса в учебном плане

Предлагаемая программа «Святыни и святые места Вяземского района Смоленской области» рассчитана на два года обучения и предназначена для работы в   общеобразовательной школе.

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа, составляет 7-18 лет. Предусмотренные Программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах учащихся. Состав группы может быть однородный и/или смешанный, с участием детей с ОВЗ и оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Условия приема детей не предусматривает какого-либо тестирования, собеседования и наличия базовых знаний в области Программы. Форма обучения очная. Количество обучающихся 10-15 человек.

На изучение курса выделено 76 часов на два года обучения, но возможно увеличение часов за счет увеличения количества часов в неделю. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Цель и задачи Программы.

Цель: становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях Российской Федерации.

Задачи.

Образовательные:

- учить различать добро и зло, нравственные ценности;

- ознакомить учащихся с богатой православной историей нашего города; раскрыть учащимся значение храмов и монастырей в истории России и показать их роль как духовных центров города;

- научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки зрения развития истории и культуры;

- сформировать устойчивый интерес в изучении истории и культуры района, города;

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; интеграции личности в национальную и мировую культуру;

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения православных культурных традиций; адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; осознанное и уважительное отношение к православию и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

Развивающие

- содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

- способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения.

Воспитательные

- профилактика ассоциативного поведения;

- воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали, культурным и религиозным традициям;

- воспитывать патриотизм, гражданское самосознание и солидарность чувство гордости, уважения и личной сопричастности к истории Отечества, судьбам жителей; целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании; культуру общения, чувств, творческого взаимодействия; уважительного отношения к родителям.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.  Планируемые результаты освоения Программы и способы определения их результативности

Весь комплекс используемых технологий и методов деятельности направлен на достижение результатов к окончанию учебного курса.

Личностные результаты.

Будут сформированы: активная жизненная позиция; мировоззрение школьников, опираясь на мировые, российские и региональные православные культурно-исторические традиции; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, церкви, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Будут стремиться: к устанавливанию гармоничных отношений с окружением и проявлением уважительного отношения к православным традициям семьи, к родителям, к старшим и младшим (проявлением заботы о них); совершенствованию способов организации отношения с окружающими людьми в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.

Будут обладать следующими качествами: навыками самовоспитания, самоанализа, самоцелеполагания, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, самокоррекции и регуляции.

Предметные результаты.

 Будут знать: основные этапы развития православной культуры в Вязьме

контексте исторических событий, мировой и российской истории развития христианства и Православия; имена выдающихся русских и зарубежных церковных и общественных деятелей, оказавших влияние на развитие православной культуры Вязьмы; значение храмов и монастырей в истории Вязьмы и России в целом; содержание житийной литературы, основные термины курса и их назначение; православную трактовку понятий «свобода», «любовь», «подвиг», «совесть», «нравственность», «добро» и т. д.

Метапредметные результаты.

Будут уметь: понимать и рассказывать жития святых; работать с учебным и иллюстративным материалом;

Получат навыки: анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и добродетели, и пороки, анализировать различные трактовки одного и того же исторического события; характеризовать и осуществлять добрые дела как реализацию системы духовно-нравственных норм и заповедей;

Будет стремиться: узнавать духовные смыслы праведного делания в современной жизни, раскрывать сущность явлений, изучаемых в Программе, расширять представление о взаимосвязи православной культуры с другими учебными дисциплинами.

Основными критериями результатов изучения Программы, обучающимися является объем и уровень усвоения предложенного материала, а также характер видов деятельности учащихся и соответствие с полученными знаниями. Программа предполагает безотметочный контроль обучения на трех основных уровнях.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного города, этику поведения в церкви, музее, библиотеке, расширят представление о себе как о жителе города. Дети познакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встретятся с настоятелями храмов города и окрестностей, музеев, библиотек и других учреждений. Также школьники приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны, о праздниках русского народа. 

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. В различных ситуациях у детей появится возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого. Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в практику.

Третий уровень результатов – получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.

Контроль и оценка результатов освоения Программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, исследовательские работы учащихся, организация коллективного творческого дела, выставки, защита творческих работ, концерты, научно-практическая конференция, портфолио, праздники (фестивали).

Подобная организация учета компетенции для контроля и оценки результатов освоения Программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником.

Система определения результативности деятельности по Программе является комплексной и предусматривает:

1 уровень - сбор достижений, обучающихся (портфолио) происходит на каждом уровне реализации программы. В «Портфолио» обучающего входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы. Обучающиеся создают исследовательские мини – проекты. Создание и защита собственных проектов.

2-3 уровень - создание и защита презентаций – представлений по изученной теме; представление индивидуального или коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей; участие в конкурсах и конференциях православных и исследовательских работ школьного, городского уровней; составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов.

При определении результативности используются следующие методы: педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, выполнения учащимися диагностических заданий, участия детей в мероприятиях и т.п. Мы использовали для фиксации образовательных результатов следующие формы отслеживания: аудиозапись, видеозапись, грамоты (свидетельства), дневник наблюдений, материал анкетирования и тестирования, портфолио, фото, отзыв детей и родителей.

Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в объединение при первичном собеседовании с ребенком и его родителями. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце каждого учебного года, а также в конце прохождении всего курса. Результативность образовательной деятельности определяется способностью ребенка на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни. В систему определения результативности входит защита творческих или исследовательских работ. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта реализации собственной компетентности.

Учебно-тематический план. Содержание программы

Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: православной церковью,  музеями, библиотеками города.

Для соблюдения возрастного принципа и индивидуальных особенностей развития личности мы использовали линейно-концентрический подход к распределению учебного материала. Согласно возрастному принципу строятся методы и формы, отбор содержания, используется дифференцированный и индивидуальный подход в работе. Дети имеют возможность выбирать, сочетать различные направления деятельности и формы занятий с учетом их интересов и свободного времени. Программа нацелена на активное и интерактивное включение учащихся, развитие их творческих способностей. Темы и задания рассчитаны на эмоциональную отзывчивость и интеллектуальный поиск. Учащиеся имеют возможность применять знания, умения и навыки по смежным дисциплинам: истории Смоленщины, литературы Смоленщины, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, иностранного языка, «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», регионального учебного курса «История православной культуры земли Смоленской». Данную Программу мы сопроводили иллюстративным, литературным и музыкальным материалом, духовной музыкой.

Содержание программы первого года обучения

Введение. Что такое культура? Источники изучения жизни народа.

Теоретическая часть.

Главные понятия: Русь, православие, культура; православная трактовка понятий «свобода», «нравственность», «добро».

Практическая деятельность.

Беседа: «О чем мы будем говорить на наших занятиях?», «Что узнаем

нового?».

Диспут: «Нужно ли изучать православную культуру?».

Работа с иллюстрацией: просмотр презентации «Святая Русь».

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о России.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России.

Форма подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Почему Русь называют святой?».

Входной (начальный) контроль: беседа, опрос, тестирование, анкетирование.

Мой город. Заочное путешествие по древней Вязьме.

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «свобода», «подвиг». Практическая деятельность.

Беседа: «Вязьма-город Воинской Славы»; разучивание песни «Гимн Вязьмы».  [Приложение]

Диспут: «Почему присвоили Вязьме это звание?».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Вязьма-город Воинской славы»; тест по теме занятия.

Виртуальная экскурсия «По главным улицам города». 

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «свобода», «подвиг». 

Практическая деятельность.

Практические работа с картой-планом родного города Вязьмы; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи).

Работа с иллюстрацией: просмотр презентации «Город Вязьма — над Вязьмою речкой». [Приложение]

Творческая деятельность: рисование «Герб Вязьмы». Создание положительной мотивации при обсуждении технологии выполнения задания.

Музыкальная деятельность: Прослушивание песен о России; разучивание песни «Гимн Вязьмы». [Приложение]

Что такое музей? Экскурсия в краеведческий музей. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «свобода», «подвиг», «нравственность», «добро». 

Практическая деятельность.

Экскурсия в краеведческий музей.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России.

Моя семья в истории города. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: культура, духовность, религия, счастье жизни христиан.

Практическая часть.

Форма проведения: беседа.

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о матери и отце.

Формы подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Моя семья в истории моей Родины!» Праздник в моей семье. Именины. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: православная трактовка понятий «любовь», «совесть», «нравственность», «добро», «семья», «уважение».

Практическая часть.

Обсуждаем-размышляем: выбор из предложенных терминов тех, которые

характеризуют человека культурного; притча «О блудном сыне».

Чтение и обсуждение: стихотворения о семье.

Творческая деятельность: праздник «Именины».

Народные праздники. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: праздники.

Практическая деятельность.

Беседа: «Календарь крестьянина земледельца».

Диспут: «Какие праздники почитались на Руси больше всех?».

Работа с иллюстрацией:  презентация «Двунадесятые  праздники».

Игровая деятельность: викторина по православным праздникам; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи).

Осенины. Песни смоленского края 

Теоретическая часть.

Главные понятия: праздники.

Практическая деятельность.

Музыкальная деятельность: слушание народных песен и православной духовной музыки.

Чтение и обсуждение: отрывки И. Шмелёва «Лето Господне».

Рубрика «Знаешь ли ты?».  

Святки. Святочные песнопения 

Теоретическая часть.

Главные понятия: святки, колядки.

Практическая деятельность.

Беседа: «Святки. Святочные песнопения».

Работа с иллюстрацией: презентация «Рождество Христово».  

Музыкальная деятельность: слушание народных песен и православной

духовной музыки.

Форма подведения итогов (творческая деятельность): мини-сочинение «Русь  святая?».

Коляда. Подготовка к колядкам. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: колядки.

Практическая деятельность.

Беседа: «Что такое колядки?».

Диспут: «Какие праздники почитались на Руси больше всех?».

Музыкальная деятельность: слушание колядок.

Рубрика «Знаешь ли ты?».  

Форма подведения итогов (творческая деятельность): игры, сценки, исполнение колядок.

Православные праздники. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: православные праздники.

Практическая деятельность.

Диспут: «Какие праздники почитались на Руси больше всех?».

Работа с иллюстрацией:  презентация «Двунадесятые  праздники».

Музыкальная деятельность: слушание народных песен и православной духовной музыки.

Чтение и обсуждение: отрывки И. Шмелёва «Лето Господне».

Игровая деятельность: викторина «Православным праздники».

Рубрика «Знаешь ли ты?».  

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, опрос.

Вязьма православная. 

Теоретическая часть.

Главные понятия:  православие. 

Практическая деятельность.

Работа с иллюстрацией:  просмотр старых фотографий города Вязьмы. Презентация «Вязьма Православная».

Практические работы  с картой-планом родного города Вязьмы.

Творческая деятельность: рисование, аппликация «Вязьма Православная».

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о России, о Вязьме, «Гимн Вязьмы».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ «Вязьма Православная».

Покров Пресвятой Богородицы. 

Теоретическая часть.

Главные понятия:  покров Пресвятой Богородицы, тропарь.

Практическая деятельность.

Форма проведения: праздник.  

Музыкальная деятельность: прослушивание церковных песнопений, народных песен.

Работа с иллюстрацией:  презентация «Храмы Вяземского района».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ.

 «Под благодатным покровом «Одигитрии». 

Теоретическая часть.

Главные понятия:  «Одигитрия».

Практическая деятельность.

Экскурсия «Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрией» главная святыня земли Смоленской. «Смоленская икона в истории России». Празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии».

Работа с иллюстрацией:  просмотр фильма  «Одигитрия». 

Тест по теме занятия.

Святость как феномен. 

Теоретическая часть.

Главные понятия:  святые.

Практическая деятельность.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России; Любовь Стеклова «Одигитрия».

Диспут: «Размышления о прочитанном».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ; тест по теме занятия.

Святые земли Вяземской. 

Теоретическая часть. 

Главные понятия:  «Одигитрия», святые, святость. 

Практическая деятельность.

Форма проведения:  празднование в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии». Экскурсия.

Презентация «Святые земли Вяземской».

Музыкальная деятельность: прослушивание песен о России, о Вязьме.

Чтение и обсуждение: стихотворения о России. Любовь Стеклова «Одигитрия».

Диспут: «Размышления о прочитанном».

Источники Вяземской земли, почитаемые как целебные. 

Теоретическая часть. 

Главные понятия:  святой источник. 

Практическая деятельность.

Презентация «Мой край».

Творческая деятельность: рисование, аппликация «Святой источник».

Форма подведения итогов (творческая деятельность): представление творческих работ «Святой источник».

Промежуточный контроль: выставка,  презентация творческих работ, тестирование.

Путь женщины в православии.

Теоретическая часть.

Главные понятия: христианская мудрость,  благоверная.

Практическая часть.

Форма проведения: беседа с элементами исследовательской деятельности.

Работа с иллюстративным материалом:  слайды с изображением икон святых.

Святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский.

Теоретическая часть.

Главные понятия: христианская мудрость, великомученица, святая благоверная благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский.

Практическая часть.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых», рисование по сюжету.

Формы подведения итогов: дискуссия на тему «Могли ли святые мученицы поступить по-другому?».    

Пути к спасению. Святость как феномен. О юродивых Христа ради.

Теоретическая часть.

Главные понятия: святость как феномен, о юродивых Христа ради. 

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Формы проведения: беседа с элементами игры, беседа с элементами исследовательской деятельности.

Форма подведения итогов: участие в диалоге, высказывание своих суждений; игра «Верно-неверно».

Святые и преподобные. Преподобный Аркадий Вяземский. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: святые, преподобные; преподобный Аркадий Вяземский.

Практическая деятельность.

Работа с иллюстративным материалом:   слайды с изображением икон святых.

Дискуссия на тему: «Монашество – безумие или подвиг?»

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»,  составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам. 

Мученики и преподобные. Мученик Иоанн Попов. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: мученик Иоанн Попов, монашество, молитва, монастырь.

Практическая деятельность.

Работа с иллюстративным материалом: презентация «Мученик Иоанн Попов». 

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»,

 составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам. 

Форма подведения итогов: участие в диалоге, высказывание своих

суждений; игра «Согласен-не согласен».

Преподобный Герасим Болдинский. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: преподобный Герасим Болдинский, монашество, молитва, монастырь, послушания. 

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Работа с иллюстративным материалом: просмотр фильма «Монастыри Святой земли», слайды с изображением икон святых.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых», составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам. 

Форма подведения итогов: участие в диалоге, высказывание своих суждений; разгадывание кроссворда, составленного по житию святых».

Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев). 

Теоретическая часть.

Главные понятия: преподобный Макарий Алтайский (Глухарев), монашество, молитва, монастырь, послушания. 

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»,   составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам. 

Форма подведения итогов:  слайд-викторина о святых мучениках.

Святитель Питирим, епископ Тамбовский. 

Теоретическая часть. 

Главные понятия: святость как феномен, святитель Питирим, епископ

Тамбовский.

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Работа с иллюстративным материалом:  представление икон святителей.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»; составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам. 

Форма подведения итогов:  беседа по предложенным вопросам.

Священномученик Николай Заболотский. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: священномученик Николай Заболотский, монашество, молитва, монастырь, послушания. 

Практическая деятельность.

Рассказ учителя «О святых, монахах и святых обителях».  

Формы проведения:  беседа с элементами исследовательской деятельности.

Творческая деятельность: оформление тетради «Жития святых»; составление рассказов о жизни святых по данному началу и опорным словам. 

Форма подведения итогов:  слайд-викторина о святых мучениках.

Великие подвижники.  Дни славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. 

Теоретическая часть.

Главные понятия: святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, славянская письменность, послушания, «миссионеры», «просветители», «равноапостольные».

Практическая деятельность.

Формы проведения:  беседа об истории создания славянской азбуки, презентация «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий».  

Практические работы:  передавать в рисунке с помощью средств изобразительного искусства красоту славянской азбуки; изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи); составление рассказа о жизни святых Кирилла и Мефодия по данному началу и опорным словам;

Форма подведения итогов: праздник Славянской азбуки.

Промежуточный контроль: концерт, презентация творческих работ.

Итоговый контроль: защита творческих работ; коллективная рефлексия.  

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Теория

Практика

Введение.

1

1

-

Мой город.

4

2

2

Моя семья.

3

1

2

Праздники.

6

2

4

Мой город в православии.

8

4

4

Женщины в православии.

2

1

1

Святые и преподобные.

8

3

5

Обобщение изученного и подведение итогов.

1

1

-

Итого

33

15

18

 

Учебно-тематическое планирование 4 Г класс (34 часа)

Тема

Кол-во часов

Дата

Факт

1

Введение. Что такое культура? Источники изучения жизни народа.

1

2

Мой город. Заочное путешествие по древней Вязьме.

1

3

Виртуальная экскурсия «По главным улицам города».

1

4

Что такое музей? Экскурсия в краеведческий музей.

1

5

Моя семья в истории города.

1

6-7

Праздник в моей семье. Именины.

2

8

Народные праздники.

1

9

Осенины. Песни смоленского края.

1

10

Святки. Святочные песнопения.

1

11-12

Коляда. Подготовка к колядкам.

2

13

Православные праздники.

1

14

Вязьма православная.

1

15

Покров Пресвятой Богородицы.

1

16-17

«Под благодатным покровом «Одигитрии».

2

18

 Святость как феномен.

1

19-20

Святые земли Вяземской.

2

21

Источники Вяземской земли, почитаемые как целебные.

1

22

Путь женщины в православии.

1

23

Святая благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская и Симеон Мстиславич, князь Вяземский.

1

24

Пути к спасению. Святость как феномен. О юродивых Христа ради.

1

25

Святые и преподобные. Преподобный Аркадий Вяземский.

1

26

Мученики и преподобные. Мученик Иоанн Попов.

1

27

Преподобный Герасим Болдинский .

1

28

Преподобный Макарий Алтайский (Глухарев).

1

29

 Святитель Питирим, епископ Тамбовский.

1

30

 Священномученик Николай Заболотский.

1

31-32

Великие подвижники.  Дни славянской письменности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

2

33

Обобщающий урок «Знатоки родного края».

1

34

Обобщение

1


Список использованной литературы.  Интернет-ресурсы.

  1. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Павел Пропалов и его музей. Вязьма. 2006.
  2. Аскерко Л.П., Селявина О.Е. Большая жизнь одной средней школы. Вязьма 2005
  3. Аркадий (Недосеков) игумен. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский. Смоленск, 1998
  4. Гурская Н. Прогулки по старой Вязьме. Смоленск 2014
  5.  Запорин П.М. Краеведческая работа в школе. Вязьма. 2003.
  6. Клетнова Е.Н. Избранные труды. Вязьма. 2007.
  7. Комаров Д. Материалы по истории вяземского музея и состоянии краеведческой работы в городе в XIX -первой половине XX вв. Сборник «Двойной портрет на фоне города». Вязьма. 2003.
  8. Комаров Д.Е. Вяземская земля в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Смядынь. 2004.
  9. Павлов Н.Е. Сборник трудов П.М. Запорина и С.И. Борисова с приложением документов и материалов. Вязьма. 2003.
  10. Поклон из Вязьмы. Альманах. М. 1996.
  11. Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу- краеведу. М.: русское слово
  12. Хохлова М. С.История святости и главные святыни земли Смоленской. Православное краеведение. Программа с практическими материалами для учителей.  Смоленск, М,: «Ковчег», 2015
  13. Хохлова М. С.Православный календарь «Святые земли Смоленской» Смоленск, М., «Ковчег», 2016
  14. Филарет. Нравственность христианина.- М.: Российский писатель, 1991.
  15. Филадельф, иеромонах. Заступница Усердная.- М.; Русский духовный центр, 1992.
  16. Шаргунов А. Новый мученик за Христа воин Евгений. - М.: Хронос-Пресс, 2002.
  17. Шевченко Л.Л. Православная культура: 3(4) годы обучения: Книга вторая. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005.

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.03.2000 №45-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.07.2002 №112-ФЗ) ...>>  
  2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года ...>>
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С. Савинов). -4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2013.-223с.-(Стандарты второго поколения)
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов).- М.: Просвещение, 2011.-342с.-(Стандарты второго поколения)
  5. ФГОС НОО ...>>
  6. ФГОС основного общего образования ...>> 
  7.  Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  8.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  9.  Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  10.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Региональный уровень

  1. Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 30 декабря 2009 г. ...>>  
  2. Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви (с изменениями на 25.11.2015) ...>>  
  3. Конкурс "За нравственный подвиг учителя"  http://mo77.ru/konkursy-i-proekty/konk-nravstv-podvig/index.php