Участие в творческих группах

Кондратенко Наталья Владимировна

1. Участник творческой группы Международного образовательного портала "Солнечный свет" по вопросам "ФГОС начального общего образования" Сертификат СТ №14377582

2. Участник Всероссийской творческой группы по вопросам духовно-нравственного и патриотческого воспитания. Доклад на тему "Проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания в современной школе" Сертификат ТГ №487

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания в современной школе.

На фоне мировых социально-общественных изменений воспитание нравственного самосознания ребенка становится одним из наиболее важных направлений воспитания в целом. Не только добром можно воспитать добро, а злом – зло, отсутствие добра, сердечности, толерантности в воспитании может само собой стать тем злом, которое посеет в душе ребенка нравственное уродство. Вырастает человек с душой, в которой нет ничего святого, непоколебимого, с пустой душой. Страшнее этой пустоты, кажется, нет ничего в мире. Она приводит человека к ненависти, звериной злобе против тех, кто по его разумению ниже. Но даже если злоба не прорастет в сердце ребенка, а появится там только равнодушие, такое положение не станет облегчением.

Равнодушие не меньшее зло, чем агрессия и неприятие. Равнодушие позволяет злу в сердцах людей развиваться и увеличиваться. Оно приводит к самым страшным трагедиям в истории человечеств. Человек с пустотой в душе лишен самого большого счастья – делать добро, видеть красоту мира, слышать его голос. Растить в детской душе веру в добро, силу труда, самоуважение, чувство гордости за себя и окружающих, чувство сопереживания, ощущение себя частью большой страны, великого народа не значит облекать воспитание в красивые слова.

Настоящее нравственное воспитание воплощается в деятельности, поступках педагога и его учеников. Воспитание только тогда становится действенным, когда оно неотделимо от личности ребенка, его интересов, желаний, мечтаний. Чтобы в детской душе не появилась нравственная пустота, надо утверждать там добро – поступками, своим поведением. Казалось бы – это не так трудно – растить добро в детской душе. А между тем, это очень сложный, многогранный, неоднозначный процесс, требующий особых нравственных, духовных сил педагога. Вера в добро станет основой нравственности ребенка, если созданное им добро будет выражать его душа, личность, сущность. Только когда человек несет добро в мир по велению совести, когда добро становится сущностью его бытия, только тогда можно будет говорить о положительных результатах воспитания.

Воспитание ума и сердца ребенка требует большого педагогического умения и знаний. Надо стремиться к тому, чтобы главными ориентирами ребенка в отношении с окружающими стали сердечность, тактичность, терпимость, уважительное отношение к внутреннему миру людей, их желаниям, чувствам. Построение детского коллектива возможно на толерантности, взаимоуважении, необходимости взаимовыручки. Воспитание этих элементов важно начинать с самого раннего детства. Уже с рождения необходимо утверждать в детском сознании мысль, что все люди имеют право на счастье, уважение, принятие, доброе отношение к себе.

Уважать человека, значит не позволять причинять ему боль и душевный дискомфорт, значит давать ему право на личные интересы и принимать их, не ущемляя,  как должное. Душа ребенка очень чувствительна к слову. Оно позволяет стимулировать эмоциональную память, позволяет видеть красоту мира, человека. Слово может сберечь ребенка от грубости, бессердечия, равнодушия.

Слово – это, прежде всего умение педагога создавать картину мира, духовности, умение подбирать ключи к детской душе. Надо стараться подбирать такие слова, которые создают у детей представления о тонкости человеческих переживаний. У детей зачастую ярко развита способность перевоплощаться, что дает им возможность представлять себя на месте другого человека. Эта способность позволяет зародить в душе ребенка источник сопереживания. Кто умеет сопереживать, тот умеет уважать другого человека. Эта способность учит без слов понимать и принимать внутреннее душевное состояние оппонента, замечать незначительные его изменения и тактично реагировать на них. Когда ребенок становится школьником, воспитание уважения к человеческим желаниям занимает большое место в познании окружающего мира разумом и сердцем.

Нет и не может быть личного желания, которое бы в той или иной мере не затрагивало духовного мира других людей, не соприкасалось с чужими желаниями. Избежать этого столкновения невозможно, как и невозможно жить вне общества. Чтобы жизнь ребенка была гармоничной, надо учить его умению воспринимать желания других детей, умению подчинять свои желания гармонии жизни. Весь человек, без разделения, участвует в трудной работе преобразования в своей внутренней жизни. Все силы включены в эту работу: и разум, и воля, и чувства, и даже физические способности.

Развивая свои способности и внутренние качества, мы находим дорогу к совершенствованию. Это и является нравственными законами. Нравственные законы регулируют всю внутреннюю жизнь человека. Следуя их нормам, мы выстраиваем свою жизнь, обретаем внутренний покой и радость. Эти законы учат нас тому, как мы должны поступать, чтобы не разрушать целостность своей жизни, не вносить дисгармонию во взаимоотношения духовного и физического начал. Если человек в своей личной, семейной, общественной, профессиональной жизни и любой другой деятельности соблюдает эти нравственные законы, то он идет верным путем, развивая и совершенствуя самого себя. Нарушая законы физической жизни, нанося вред своему здоровью, мы испытываем боль. То же происходит и в случае, когда мы нарушаем нравственные законы: мы причиняем боль и себе и зачастую окружающим. Это ведет к разрушению внутренней гармонии и человеческой природы.

Мы живем не в пустыне – нас окружают люди. И как же много страданий и зла причиняют неправильные отношения с родными, близкими, сослуживцами. Для того, чтобы достигнуть в отношении с близкими гармонии, созидающей внутренний мир, покой, благополучие и радость, важно учить детей следовать нормам нравственных законов. Более того, без исполнения этих законов ребенок не может состояться как личность и осуществить свое жизненное предназначение. В душевной организации человека есть особо чувствительный инструмент – совесть.

Педагог должен направлять все свои способности на развитие этого инструмента и его усиление в душевной организации ребенка. На процесс духовно-нравственного воспитания влияют различные факторы: культурная среда, семейное воспитание, образование, общественные стандарты и т.д. причем эти воздействия могут, как совершенствовать нравственное начало ребенка, укреплять его совесть, так и разрушать нравственность и ослаблять голос совести. Этот голос может заглушать в себе и сам человек.

Анализируя современное состояние социальной среды, неизбежно встаем перед проблемой снижения духовности общества. Вместе с тем, термин «духовность» становится наиболее употребляемым в последнее время. Что является фактором увеличения внимания к проблеме связи духовности со всеми общественными образованиями. Становление духовности, гармонии, красоты в мире является всеобщим законом бытия, который охватывает процесс становления не только личности отдельного человека, но и человечества в целом. Идеология, объединяющая и созидающая духовные и культурные предпосылки единства социального пространства при сохранении и развитии этно-национальных культур и социальных общностей, ведет человечество на более высокую ступень развития. В центре духовности находятся высшие моральные ценности, которые помогают человеку в процессе его развития, и, наоборот, если человек не жил моральными нормами, то он неизбежно деформировал свой внутренний мир, свою природу и самого себя в этом мире. Это и приводит общество к нравственным кризисам, подобным тому, который мы наблюдаем сегодня. Поэтому духовное формирование человека становится жизненно важным направлением воспитания в целом. Именно духовность является основой деятельности человечества и ее недостаточность приводит к кризису, а развитие – из этого кризиса выводит.

Духовно-нравственное воспитание – не только ориентация на высшие духовные ценности, это особенный смысл в жизни человека. В современной социальной среде наблюдается рост человеческой ценности. Ориентация на человеческие духовно-нравственные ценности помогает человеку преодолевать личные трагедии и общественные потрясения, не поступаясь идеалами и принципами, благодаря которым возможна самостоятельность человека в любых жизненных обстоятельствах. Духовно-нравственное воспитание семьи и школы становится питательной средой для взращивания культуры, менталитета конкретной личности, ее интеллектуальной, эмоциональной и духовно-нравственной сферы. А это в свою очередь придает субъективное, личностное начал процессу передачи культурного наследия от одного поколения к другому. Это позволяет утвердить в современном социокультурном слое важного принципа уважения к личности человека и учете его духовного потенциала, который реализуется путем приобщения к традиционной культуре. Поэтому сущностью процесса возрождения и развития общества становится превращение духовно-нравственного воспитания в личный опыт каждого человека.

Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Иными словами, приобщение ребенка ко всему богатству традиционной духовно-нравственной культуры. Усвоение данного опыта в его целостности позволит ребенку не только успешно функционировать в современном социальном пространстве, не только быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, но и изменять ее.

 Обращение к несправедливо забытым в последнее время духовно-нравственным традициям является наиболее перспективным путем развития нравственности общества. Это обращение должно быть связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Речь идет о духовной «переделке» человека, его духовном совершенствовании, неустанной духовной дисциплине. Работа духа – это постоянные усилия, работа, создающая гражданина. В этой работе все элементы духовного мира личности подвергаются этой «переделке»: знания, вера, ценности, потребности, убеждения, цели, чувства. Человек становится творцом общественной жизни, членом общества духовно развитых личностей. Целью духовно-нравственного воспитания ребенка становится ориентация на его культурную функцию. Сама система воспитания должна соответствовать позитивным традициям социально-культурного развития и ориентироваться на проверенные временем духовно-нравственные доминанты, сохранившие свое значение для современности, такие как духовность, являющаяся базовой в отечественных философских воззрениях.

Учитель в системе духовно-нравственного воспитания воспринимается с позиций его возможностей, его значимости в формировании духовного облика ребенка как личности, способной сохранить и упрочить все положительное, что завоевано предшествующим опытом, и, следовательно, принять это позитивное в качестве собственных ориентиров. Поэтому духовность понимается как система ценностных ориентаций личности, базирующаяся на культурно-нравственной традиции социума. Такая формулировка позволяет рассматривать общественные идеалы и цели, полагаемые в основу новых социо-культурных связей, в контексте исторической эпохи, характеризующейся особенностями национального менталитета, а также культурой и интеллектуальным потенциалом конкретного общества. Все это повышает необходимость усиления тенденций духовно-нравственного воспитания в рамках воспитания в целом, повышает его значимость и требует корректировки основных направлений деятельности в данном направлении.

Содержанием духовно-нравственного воспитания становится процесс восприятия ребенком выработанного русской культурно-нравственной традицией идеала совершенства и включение его в собственную жизнь. В результате чего, стремление ребенка к совершенству будет становиться не только внешней целью воспитания, но и основой духовно-мотивированных и ответственных поступков личности. Будет включаться механизм идентификации собственных возможностей ребенка и его идеального образа. Что приведет в конечном итоге к отождествлению с ним. Духовное богатство личности получит свою законченность и завершенность, когда регулятором поведения ребенка станут нравственные качества. Путь выхода общества из духовного кризиса – это путь создания поля совместной деятельности, совместных отношений, совместного бытия, где все личности объединены одним единым процессом. Содержательную основу этого процесса определяет духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, духовно-нравственный вектор общественной жизни, который обращен не только к нуждам и стремлениям человека, но и к познанию и принятию традиционной культуры, веры, хранящих непреходящие ценности, которые делают жизнь человека осмысленной.


Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Студзона

http://studzona.com/referats/view/38093

2

Энциклопедия знаний

http://pandia.ru/text/77/150/8928.php

3

Библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://www.gumer.info/

4

Электронная библиотека диссертаций

http://www.dissercat.com/content/razvitie-idei-pravoslavnoi-pedagogiki-v-nasledii-kd-ushinskogo