КОМПЛЕКСНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Авдеева Юлия Юрьевна

 

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

Планирование образовательной деятельности осуществляю вместе с детьми в виде разработки и

реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры

педагогики и психологии Новгородского центра развития)).

Логика планирования образовательной деятельности:

1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные

социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы;

«вбрасывание» педагогически обусловленной темы).

2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события (детский совет - дети

принимают участие в обсуждении интересующих их вопросов с воспитателем).

3. Совместное планирование (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей

детей).

4. Обсуждение взрослыми ситуации (тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с

дополнением детских идей идеями взрослых).

5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ

сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).

6. Ежедневное версионное подведение итогов (предъявление детьми и взрослыми результатов своей

деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.

Все равны – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в

центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в

круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

- дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;

- играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;

- обмениваются новостями, задают вопросы;

- определяют тему работы на неделю;

- планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

       Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотятузнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «О чем предлагаете поговорить? Кого интересует тема, предложенная Катей/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Техника»? (посчитай, Катя). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, дети самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема (после просмотра сказки) о писателе, который написал «Сказку о рыбаке и  рыбке». Тему обозначим: «Детство с Пушкиным».  Накануне выбора новой темы (утром в каждый понедельник) в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я завожу разговор о том, что я сегодня пришла в группу и обнаружила фото неизвестного человека, в руках у него «неизвестная вещь» (перо для письма). Кто это?... Вместе с фотографией были картинки. Кто-то может сказать, что на них изображено, и как они связаны с фотографией «незнакомого человека».  Постепенно, ведя диалог, использую  метод «трѐх вопросов». Ответы детей фиксирую в таблице.

 

Что мы знаем?

 

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

 

Это мужчина, и он писатель  (Катя).

Эти картинки про рыбку из сказки (Алена).

Картинки и фотографии связаны между собой (Сергей).

Кто это такой? (Вова)

Почему он с пером, зачем ему оно? (Вероника)

Откуда взялось письмо? (Женя).

Как картинки и человек связаны? (Яриша).

Есть ли у него семья?? (Ева)

Можно ли с ним познакомиться и где он живет? (Миша)

Спросить у родителей (Коля).

Спросить у брата, он ученик (Алина).

Посмотреть телевизор (Яна).

Посмотреть в интернете (Андрей).

Спросить у папы (Вероника).

Самим подумать (Алена).

Прочитать в библиотеке (Яра).

    Таким образом, получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы. Высказывания детей записываю .  Когда тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, я заранее (до  утреннего сбора) наношу разметку - названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является  воспитательно-образовательной основой плана. Для фиксации используются два постоянных цвета: зеленый - для   записи идей детей, синий - для записи идей взрослых,  для того, чтобы можно было анализировать и делать выводы об  эффективности моей работы, о динамике развития детей.

 

План работы на неделю с              по           (с детьми            группы)

Объединяющая тема: «Я и моя Россия»

Тема недели: «Детство с Пушкиным»

Цель:  знакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; продолжать знакомить детей со сказками А. С. Пушкина; ввести детей в мир пушкинской поэзии, показать её удивительное богатство и музыкальность, через согласованную работу с музыкальной, театральной и изобразительной деятельностью детей.

Задачи:

              - развивать у дошкольников  умение воспринимать сказки А. С. Пушкина через различные виды деятельности;

            - продолжать развивать музыкальную память,  воображение, обогащать слуховой опыт, расширять  кругозор, словарный запас детей;

            - учить дошкольников  выразительно читать наизусть и  передавать содержание стихотворных отрывков с помощью интонации,     способствовать развитию выразительности детской речи;

             - воспитывать любовь и уважение  к великому русскому поэту;

             - создавать РППС для ознакомления детей с персонажами сказок Пушкина;

             - воспитывать интерес к жизни группы, стремление к совместной деятельности.

 

 

 

 

 

Итоговое событие: Викторина по сказкам А.С. Пушкина

 

Центр

игры

Центр познания

Центр книги

Центр

природы

Центр здоровья

Центр

экспериментирования

Центр

творчества

Поиграть в сюжетно-ролевую игру  «Кабы я была царица…» (Ю.Ю.)

 

Поиграть в игру «Лото»  (Кристина)

Игра: «Кто больше вспомнит непонятных слов»

(Даниил)

 

 «Словечко наоборот» (Ю.Ю.)

Рассмотреть картинки и фотографии в книгах (Коля).

Почитать другую сказку Пушкина «О попе и его работнике Балде» (Сергей)

Полить цветы

(Федя)

 

Принести из дома «еду для рыбок и петушка» (Ярина)

Научить детей играть в игру «Море волнуется раз…» (Ю.Ю.)

 

Соревнование : кто посчитает орешки (Миша)

Экспериментирование «Бочонок в воде и песке»

(Катя)

 

Рисование картины «Золотая рыбка» (Ева)

 

Раскрашивание золотого петушка (Алина)

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Центр

Краеведения

 

Центр

театра и музыки.

 

Центр

Речевичок

 

Центр

Строительства

 

Центр безопасности

 

Центр отдыха

 

Организовать фотовыставку «По сказкам Пушкина»

(Коля)

Слушать музыку, какая полдходит к сказкам (Вероника)

Выучить отрывки сказки (Вова)

Узнать у родителей поговорки и крылатые выражения

(Женя)

Построить

кораблик (Коля)

 

Построить гостиную, спальню (Сергей)

 

Построим «царские хоромы» (Ю.Ю.)

Повторить маршрут от раздевалки до участка на прогулке (Миша)

Вспомнить правила поведения в библиотеке (Ева)

Вспомнить правила

поведения в

ситуациях: «Один

дома», «Потерялся» (Ю.Ю.)

 

Отдохнуть после чтения сказок (Катя)

 

Послушать спокойную музыку (Вова)

           

 

 

Комплекс утренней гимнастики на неделю.                    

1 часть. Построение в шеренгу по одному по росту. На руке у каждого ребёнка браслетик с изображением аквариумной рыбки.

      «Аквариум чистый сверкает стеклом, И рыбки нарядные плавают в нём».

Перестроение в колонну по одному.

Ходьба: обычная; «змейкой»; согнувшись, руки за спиной в замке; на носках с заданием для рук.

Бег: обычный в медленном темпе; в среднем темпе «змейкой»; с выставлением прямых ног вперёд.

Перестроение в 2 звена.  Д.у. «Ныряем».В: вдох через нос, зажать нос, задержать дыхание на счёт 1-2-3; выдох через рот. Д:3 раза.

часть. 2

1.«Любопытные рыбки». И.п. стоя, ноги вместе, руки внизу. В: 1-поворот головы вправо;2-И.П.;3-поворот головы влево;4-И.п.

Д: по4-5 раз.

2.«Аквариум». И.п. стоя на коленях, колени слегка расставлены, руки внизу, ладони вместе. В: 1-руки через стороны вверх, ладони соединить над головой; 2- руки через стороны вниз в и.п. 3-4 то же. Д:6-7 раз.

3.Упр. для глаз «Телескоп».

Телескоп глазами смотрит   - движение глаз вправо-влево.  Мы его конечно спросим: «Где бывал и что видал?»   - закрывать и открывать глаза   Нам в ответ он промолчал.

4. « Рыбка - сомик». И.п.:лёжа на животе, руки прямые впереди, ноги прямые вместе. В.: 1-прогнуться, руки и ноги приподнять над головой 2- и.п.;3-4 то же. Д.:5-6 раз.

5. «Золотая рыбка». И.п.:лёжа на спине, руки прямые вверху, ноги прямые вместе. В.:1- поворот туловища на правый бок, 2- поворот  туловища на левый бок. Д: по 5-6 раз.

6. «Меченосец». И.п.: стоя на четвереньках. В.:1- мах назад правой ногой,2- и.п., 3- мах назад левой ногой, 4- и.п. Д.:по5 раз.

7. (У) «Рыбки выныривают». И.п.: сидя на пятках, наклонившись вперёд, ладони вместе у груди. В.: 1- выпрямиться, руки вверх, ладони вместе.2-и.п.,3-4 то же. Д.:5-6 раз.

8. Игр/упр. «Быстрые рыбки.»

1)В.: бег в рассыпную, по хлопку найти пару.

2) В.: бег врассыпную, по хлопку занять своё место.Д.:40-60 сек.

9.Дых.упр.В.:3 коротких вдоха через нос, один выдох через рот.Д.:4-5 раз.

3 часть.«Рыбки наигрались» Перестроение в колонну по одному. Обычная ходьба.

Массаж и упр. для пальцев. «Рыбки засыпают.»

В голубой водице      -  быстрые движения пальцев с разведением и сведением рук.

Плывёт рыбок вереница   -   ладонями изображают рыбку.  Чешуёй златой сверкая     -   поглаживание правого и левого бока    одновременно.Кружится, играет стая        -   поглаживание ладонью живота по кругу. Тишина их манит вниз      -  поглаживание ног.

Рыбки, рыбки спать ложись.  -  постепенное приседание вниз, ладони под щёку ,закрывание глаз.

День

недели

Дата

Непосредственно образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность

в режимных моментах

Создание

развивающей предметно-пространственной 

среды группы

Самостоятельная

деятельность детей и

поддержка детской

инициативы

Вовлечение семей в

образовательную

деятельность

Понедельник

Познавательно-исследовательская деятельность .

 Тема «Что за чудо эти сказки?»

Беседы по фотографиям Пушкина, рассматривание иллюстраций с персонажами из его сказок. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

Л.Е. Журова. (Тропинки).

 

Музыкальная деятельность. Тема: «По страницам сказок Пушкина». Музыкальная игра «Выбирай»

(по плану музыкального руководителя)

 

Вариативный компонент

(реализация проекта «Город юных россиян»)

Тема «Аллея знаменитостей». Беседы по фотографиям, просмотр презентации. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие.

 

 

 

Утренняя гимнастика «Любопытные рыбки». Беседа со всеми детьми о том, что они делали вчера, какие планы на сегодня, пожелания детей, чем они хотели бы заниматься.

 Д/И «Доскажи словечко».

Чтение А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

Упражнения на развития мелкой моторики- пальчиковые игры.

«На опушке дом стоит».

Гимнастика пробуждения. Корригирующая стопы гимнастика.

Игровая ситуация «Если б я была царицей» ( с девочками)

Заучивание отрывка «У лукоморья дуб зеленый»

Прогулка

Трудовая деятельность: сметание снега со скамеек на веранде.

 П/И: «Море волнуется раз» 

Инд. работа с Вероникой (ребенок ОВЗ по зрению)

с Сергеем  (ОВЗ по речи)

 

В центре творчества:

пластилин, палочки от мороженого и чупа-чупсов. Клейкий карандаш, цветная бумага, ножницы.

В центре познания

приготовить сюжетные картинки. Лото «Слова наоборот».

В центре экспериментирования альбомы, лупы, карандаши, перьевую ручку, листочки в клетку.

В центре игры: разместить атрибуты для сюжетно- ролевой

игры «Строители».

В центре природы

разместить горшки,

песок, стеки для

рыхления, фартуки, воду, маленькие фигурки из киндер-сюрпризов.

В центре книги

разместить

книги Пушкина .

Создать условие для

самостоятельных игр в центрах активности.

Раскрашивание

картинок, составление

узоров и рисунков из

манной крупы.

Самостоятельные игры с куклами и машинками.

Предложить карандаши и фломастеры, шаблоны

для рисования  .

Подгруппе детей

предложить пластилин.

Игры со строительным и природным материалом: строим

Домики для животных.

Сюжетно ролевые игры по желанию детей.

 

Предложить родителям

поучаствовать вместе с детьми в выставке о Пушкине

 

Вторник

Коммуникативная деятельность

Обучение рассказыванию: составление рассказов по теме «На этой картинке». Толкование фразы: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Пополнение словарного запаса: душегрейка, перст, явства, лукоморье, толоконный лоб.

 

Двигательная деятельность (в помещении) Тема: «Ветер дует нам в лицо»

 

 

Изобразительная деятельность. (рисование) Тема: «Удивительные зверята»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.

И.В Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

 

 

 

Утренняя гимнастика «Аквариумные рыбки».

Беседа:«Что такое хоромы и светлица»

П/И: «Съедобное- несъедобное» с мячом Просмотр презентации

«По тропинкам сказок Пушкина»

Д/И:« Чей головной убор»

Напоминание о необходимости мыть руки с мылом.. Бактерии не исчезнут и с пищей могут попасть в организм человека.

Инд. работа с Катей, Алиной :предложить детям спеть колыбельную для кукол.

Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры.

 Прогулка 
Наблюдение за облаками

 «Синее-синее небо». Русская народная игра: «Венок и валенок».  Поручение собрать веточки на участке

В центре познания

разместить

настольно-

печатную игру

«Где чей головной убор»,

разрезные картинки. Настольные игры «Мозаику»; «Пазлы».

В центре творчества: линейки, простые карандаши, шаблоны, листы бумаги. цветная бумага, лоскутки ткани, кружева, пуговицы, ножницы, клей, готовые картонные формы- овалы и прямоугольники

В Центр

театра и музыки разместить:

костюм рыбки, петушка, мышонка..

В центре сюжетно- ролевой игры разместить:  накидки, расчески, зеркало, мягкие модули.

 

Игры со строительным материалом: строим «Спальни и кухни». Предложить ватные палочки и гуашь.

Самостоятельные игры в песочнице  с водой: рисую песком.

Дидактические и настольно – печатные игры

Сюжетно- ролевые игры.

Распределение поручений.

Отдых в уголке уединения

Предложить родителям вместе с детьми выучить

отрывки из сказок Пушкина.

Предложить принести фото, если посещали музеи, памятники, связанные с Пушкиным. Или рассказать о виртуальном посещении указанного.

Среда

Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Фигуры». Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникативное развитие. «Путешествие в страну математики» М.Н. Султанова 

 

Двигательная деятельность (на улице) Тема: «Ветер дует нам в лицо» Подвижная игра «Шина-машина-стоп!».

 

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказок Пушкина(отрывки)

 

 

Утренняя гимнастика «Аквариум».

Инд.  беседа об умении вести себя в гостях, в музыкальном зале.

Экскурсия к выставке Пушкина в холле детского сада.

Работа перед сном Слушание классической музыки: Глинка М. И. увертюра «Руслан и Людмила».

Театрализация: «Разговор старика и рыбки у самого синего моря»

Упражнения на развитие мелкой моторики- пальчиковая игра:  «Рыбка»

Работа по обучению грамоте: «Волшебные звуки»

Трудовое поручение: помыть и разложить для просушки цветные пуговицы

Настольные игры: «Пазлы»; «Мозаика»; «Шнуровка»; «Лото»; «Домино».
Прогулка 
Наблюдение за листопадом за растаявшим снегом. Эксперимент «Снеговичок»

В центре творчества: листы-раскраски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

 В  центра здоровья: коврики для корригирующей гимнастики стоп, скакалки, рюкзаки.

В центре познания: настольно – печатные игры : - «Из букв слоги», «Лёгкий счет» .

В центре строительства деревянные кубики, строительный материал, мягкие модули.

В центре сюжетно-ролевой  игры: атрибуты для игры «Урок счета», «Больница».

Сюжетно-ролевая игра «В цирке». Работа в уголке книги: уберем и разложим. Дидактические и настольно – печатные игры

Предложить детям пластилин для лепки детских фантазий

 

Нарисовать рисунки по сказкам Пушкина.

Снять видеоролик, как всей семьей читают или рассказывают пушкинские произведения и выложить в группе.

Четверг

Конструирование Тема: «Царские хоромы». Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Интернет- ресурсы

 

 

Музыкальная деятельность. Тема: «Музыкальные инструменты» Игра-развлечение «Волк и козлята». Закреплять знания детей о сказках Пушкина с использованием музыкального произведения Глинки «Руслан и Людмила».

 

 

Вариативный компонент (по программе «Детская безопасность).

Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.

Тема: «Безопасность у водоема»

 

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика «Рыбки».

Беседа на тему  «Какой персонаж из сказки понравился и почему»» .

 Д/И «Деревья и листочки»

Считалки: «Я считаю до 5, не могу до 10…»

 Совместная с педагогом деятельность в уголке природы: рассматривание камней.  

Инд. работа   с Сергеем:  упр.

 артикуляционная гимнастика «Веселый язычок».

Упражнения на развитие мелкой моторики- пальчиковая игра с мальчиками:  «Мы на лодочке поедем»

Прогулка:

Наблюдение за птицами Трудовая деятельность:   почистить ступеньки наь веранде П/И: «Цепи кованные»

 

В центре творчества разместить альбомы, раскраски, пластилин, краски, кисти, карандаши.

В центре природы  разметить карточки: приметы зимы и весны.

В центре книги расположить книги: книжки -малышки.

В центре экспериментирования – ватные палочки, ватные диски, кисточки, лупу, тканевые кусочки..

В центре здоровья расположить все необходимые атрибуты для подвижных игр «С кочки на кочку», «По лесной дорожке»

 В центре познания разместить настольно-печатную игру «Профессии», фотоальбом«Кем работают наши родители»

Рассматривание сюжетных картинок на тему «Домашние любимцы» и беседа по содержанию иллюстраций.   Рассматривание иллюстраций с изображением персонажей сказок.

Д/И. «Буквенное лото».

Настольные игры, игры с крупами и  красками.

 Сюжетно- ролевые игры.

Предложить родителям вместе с детьми найти пословицы и крылатые выражения из сказок Пушкина, объяснить их значение

Пятница

 

Изобразительная деятельность. (лепка) Тема: «Белка песенки поет, да орешки все грызет»

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.

И.В Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»

 

 

Двигательная деятельность (в помещении) Тема: «Ветер дует нам в лицо»

Продолжение занятия по плану инструктора по физической культуре

 

Утро: прием и осмотр воспитанников.  Утренняя гимнастика «Аквариум».

Чтение сказок и рассматривание иллюстраций. М. Куркина к сказкам Пушкина

Игра – соревнование«Загадки».

Разговор с детьми о поведении в библиотеке.

Прогулка 
Наблюдение за капелью. П/И:«Ручеек»

П/И: «Попрыгаем, попрыгаем»»

 В центре природы разместить лото о  временах года, настольную игру: «Часики».

 В центре познания положить картинки с морской техникой пушкинского времени.  Разместить фотографии «Мы в родном поселке».

Центре книги пополнить книгами о других поэтах и писателях-сказочниках.

В центре   творчества  работа с сердечками, геометрическими фигурами(это трафареты)  

  Работа с трафаретами.  В центре познания настольные игры- бродилки, лото, домино, пазлы. Сюжетно- ролевые игры.

Предложить родителям вместе с детьми посетить библиотеку в выходной день

    В предложенной модели планирования, можно увидеть:

- разнообразие образовательных областей;

- интеграцию образовательных областей;

- наличие в плане игровых и учебных действий (в том числе, динамику изменения соотношения от возраста к  возрасту);

- инициативы детей (кто, в каких видах деятельности, сколько идей всего,  в каких центрах активности);

- баланс инициатив детей и взрослых (в том числе динамику изменения соотношения от возраста к возрасту)

- соответствие содержания плана стартовому опросу (сопоставление  с моделью трех вопросов);

- включение специалистов в планирование и реализацию плана;

 - включение родителей;

- использование ресурсов местного сообщества;

- итоговое мероприятие и многое другое

Вечером, к приходу родителей, вывешиваю заполненную модель трех вопросов в приѐмной, и тогда родители узнают о:

· направлении интересов детей в группе и интересов своего ребенка,

· том, что дети уже знают и что хотят узнать,

· чем, в целом, дети будут заниматься в ближайшее время,

· каких результатов можно ожидать,

· о чем можно поговорить с ребенком дома,

· какие материалы могут понадобиться.