3 Проект "Природа ЗАТО"

Авдеева Юлия Юрьевна

Данный проект нацелен  на обогащение знаний детей подготовительной группы о природе  родного поселка Солнечный Красноярского края. Также проект решит задачи воспитания маленького гражданина неравнодушного к проблемам региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_zato.docx36.96 КБ
Файл igra_korobka_s_syurprizom.docx264.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность во второй подготовительной группе «Рябинка».

Воспитатели: Монастырная С. В., Авдеева Ю.Ю.(весна 2014года)

ТЕМА: ПРИРОДА  РОДНОГО ЗАТО

Тип проекта: информационно-исследовательский, экологический.

Время подготовки и реализации проекта: 3 недели (краткосрочный).

Актуальность.

       «Любовь к Родине начинается с любви к природе».

 Заложить к родному краю, к родной природе можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.

Данный проект нацелен в первую очередь на обогащение знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, родного поселка Солнечный Красноярского края. Также проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона. Более того, у дошкольников будут крепнуть такие бесценное свойства человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. Это подтолкнет ребенка к наблюдениям и исследованиям. В ходе умело распланированной непосредственно образовательной деятельности проявятся  чувства гордости и восхищения малой Родиной. Ещё данный проект позволит учить детей грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, обогатит  речь ребенка, сделает ее разнообразней, выразительней. Для детей 5-7 лет станет ясно: «Природа и мы – одно целое!» Новизна и интересность проекта - в  системе подачи материала по теме, в использовании разнообразных методов и форм преподнесения. Ценность проекта – экологическое воспитание.  Начиная с дошкольного возраста, важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающему.

Цель: познакомить детей с природой родного поселка; сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Задачи:

  1. Расширить и систематизировать знания детей о природе поселка Солнечный Красноярского края.
  2. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  3. Развивать поисковую деятельность детей.
  4. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.

Участники: воспитатели, дошкольники 2 подготовительной группы, родители, руководитель экологической площадки, музыкальный руководитель.

Ожидаемые  результаты:

-для детей: 

  1. Расширятся знания детей о природе ЗАТО; усилится познавательный интерес к экспериментам; дети станут задумываться о бережном отношении к природе, выполнять элементарные действия по её охране; также узнают правила безопасности  в природе .
  2. Дети поймут и станут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода).
  3. Ребята узнают значение воды в жизни всех  живых объектов природы  и ее свойства.
  4. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
  5. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
  6. Ребята  узнают много интересного из жизни растений   (деревьев, кустарников, трав, растений ЗАТО, комнатных растений); научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, посаженные для  цветника детского сада.
  7. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных, птиц нашего района, насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

- для родителей: вместе с детьми поучаствуют в проекте, смогут предложить свои пути решения проблем экологии и бережного отношения к природе поселка;

- для педагога: экологический проект придуман и реализован совместно с родителями, детьми, работниками ДОУ и охранно-природных организаций ЗАТО.

=

Содержание этапов проекта.

  Проект включает три этапа:  подготовительный, познавательно-исследовательский и обобщающий (итоговый).

Подготовительный этап (20-23.03).

  • Беседа с детьми, в ходе которой выявляется интерес и уровень знаний по теме: «Природа ЗАТО посёлка Солнечный».
  • Изучение литературы по экологическому воспитанию, подготовка диагностического инструментария, создание проекта и первоначальное планирование.
  • Разработка проектных этапов.
  • Создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме. Подготовка необходимого материала для проекта (стихов, игр, наглядностей, печатных  заданий для детей, родителей и т.п.)
  • Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведение экскурсий,  прогулок по территориям: МКДОУ «Улыбка» и ЗАТО пос Солнечный и т.д.
  • Создание проблемы в ходе игры-беседы «Коробка с сюрпризом»: что там? Дети должны угадать: кто в коробке на картинке. Ведущему  задают наводящие вопросы, на которые он отвечает: «да –нет». В итоге достают картинку с редко встречающейся птицей «клёст», и возникает спор – что это за птица и живет ли она в ЗАТО?

Основной этап (24.03- 1.04)

Формы работы по реализации проекта

  • «Зелёная зона в группе» (посев семян цветов для рассады)
  • Экологическая выставка в группе
  • Цикл бесед «Край, в котором мы живём»
  • Экскурсия в экологический центр  
  • Фото-экскурсия по ЗАТО
  • Ознакомление с литературой:

− чтение сказок, легенд о сибирской земле, нашем крае, рассматривание книг об Ужуре, о поселке Солнечный, об озёрах; знакомство с творчеством писателей: В П Астафьева и Д Донцова.

  • Продуктивная деятельность:

- рисование и лепка на тему: «Я видел это в ЗАТО» (в группе и дома);

- выставка - презентации: «Могу городку быть полезным и я!»

  • Игровая деятельность:

− сюжетно-ролевая игра «Пешая прогулка по ЗАТО»,

-   игра «Коробка с сюрпризом»

  • Конструирование:

− макет облагораживания пруда ЗАТО (с родителями);

  • Разучивание утренней или пальчиковой гимнастики «Птички ЗАТО»
  • Музыкальная деятельность:

- разучивание песни  «Край родной навек любимый, где найти ещё такой…»

  • Конкурс стихов и частушек (с родителями сочиняют или разучивают)
  • Акция «Защитим природу Солнечного».
  • Конкур - викторина «Цветы ЗАТО» (написать  с родителями как можно больше цветов, которые растут на территории ЗАТО: дикие и посаженные)

Заключительный этап (1.04– 5.04)

  • Агитбригада (или частушки) «О родном Солнечном»
  • Буклеты или календарики «Мой прекрасный городок»!
  • Мини-музей в группе
  • Презентации: «Могу городку быть полезным и я!»
  •  Анкетирование

В перспективе:  расширить знание детей от природы ЗАТО до пределов – природа Красноярского края.

Календарно-тематическое планирование

ЭТАПЫ

ЦЕЛИ

СРОКИ реализации

I. Подготовительный

         

  • Беседа «Природа ЗАТО посёлка Солнечный»;

Подготовка необходимого материала для проекта;

Игра-беседа «Коробка с сюрпризом»: что там?

Выявить интерес и уровень знаний детей по данной теме.

Разработать проектные этапы с привлечением родителей, изучить литературу, создать экологическую среду в группе.

Заинтересовать детей игрой,
которая поставит проблему, требующую смекалки, активности, а также вовлечение родителей.

(20-23.03).

21,24.03

20-23.03

21.03

II. Основной

  • «Зелёная зона в группе»

  • Экологическая выставка в группе

  • Цикл бесед «Край, в котором мы живём»

  • Экскурсия в экологический центр  

\

  • Фото-экскурсия по ЗАТО

  •     Ознакомление с литературой:

− чтение сказок, легенд о сибирской земле, нашем крае, рассматривание книг об Ужуре, о поселке Солнечный, об озёрах; знакомство с творчеством писателей: В П Астафьева и Д Донцова.

  •     Продуктивная деятельность:

- рисование и лепка на тему: «Я видел это в ЗАТО» (в группе и дома);

- выставка - презентации: «Могу городку быть полезным и я!»

Игровая деятельность:

− сюжетно-ролевая игра «Пешая прогулка по ЗАТО»,

                 Конструирование:

− макет облагораживания пруда ЗАТО (с родителями);

  • Разучивание утренней или пальчиковой гимнастики «Птички ЗАТО»
  •    Музыкальная деятельность:

- разучивание песни  «Край родной навек любимый, где найти ещё такой…»

  • Конкурс стихов и частушек (с родителями сочиняют или разучивают)
  • Акция «Защитим природу Солнечного».

  • Конкур - викторина «Цветы ЗАТО» (написать  с родителями как можно больше цветов, которые растут на территории ЗАТО: дикие и посаженные)

Посеять семена цветов для рассады в группе.

Привлечь внимание детей к проблеме бережного отношения людей к природе, к необходимости каждого заботиться об охране цветов, животных, птиц и т.п.

Выявить уровень знаний, наиболее интересные для детей темы о природе поселка Солнечный

Расширить представления детей о предприятиях, занимающихся охранно-природной деятельностью, познакомить с профессией «эколог», оздоравливать детей в ходе пеших прогулок

Показать детям наиболее красивые места поселка, обратить внимание детей на необходимость бережного отношения к прелестям природы; объяснить детям зачем и почему делают фотографии такого рода, рассказать о профессии «фотографа»

Познакомить детей с авторами края, которые писали о природе, о повадках животных, о поступках людей по отношению к животным, и  рассказать, к чему приводят необдуманные действия людей, а также объяснить дошкольникам, что люди – это дети природы и все в мире взаимосвязано

Учить детей делать обдуманный выбор, развивать творческие способности, моторику пальцев.

Привлечь детей с родителями к совместному полезному времяпровождению, развивать воображение, учить умению думать, предлагать полезные действия для решения общественных проблем.

Создать условия для постановки целей, поиска решений и достижений этих целей, планирования и умения оформить это в единой коллективной работе.

Учить детей создавать макеты, не бояться предлагать и выдвигать различные идеи по улучшению жизни в городке.

Развивать память, расширять кругозор.

Разучить песню Д.Кабалевского, А.Пришелец «Край родной», развивать слух, учить петь

Предложить родителям совместно с детьми сочинить стихи и частушки о природе городка Солнечного

Учить детей привлекать внимание к общественным экологическим проблемам окружающих

Объявить конкурс среди семей  на большее количество названий цветов, которые есть в летний период на улицах поселка

(24.03- 1.04)

24 – 27.03

24.03

24.03-1.04 ежедневно

25.03

27.03

26-27.03

24.03, 27.03

1.04

25.03

28.03-1.04

1.04

27-29.03

1.04-4.04

5.04

27.03

III.   Заключительный

  • Агитбригада (или частушки) «О родном Солнечном»

  • Буклеты или календарики «Мой прекрасный городок»
  • Презентации: «Могу городку быть полезным и я!»

Анкетирование

Учить детей выступать перед  публикой, рассказать обо всем, что делали за время проекта и смысл этой деятельност

Показать детям необходимость подытоживать все, что делает человек

Оформить коллективную итоговую работу по данному проекту

Выяснит степень удовлетворенности детей, педагогам ДОУ,  родителей данным проектом

(1.04– 5.04)

5.04

3-5.04

4-5.04

5.04

Литература:

  1. «Мой край-мой дом» Т. А. Хороброва (литература регионального компонента)
  2. Интернет-ресурсы
  3. -  методическая литература:  методическое пособие Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Экология»; методическое пособие Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России»; методическое пособие О.М. Масленикова «Экологические проекты в ДОУ»;мНифонтова  С Н и др «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет»
  4. Энциклопедии для детей.

Фотографии  реализации проекта находятся в фотоальбомах мини-сайта



Предварительный просмотр:

Дидактическая познавательно-речевая игра

«Коробка с сюрпризом»

Составила: Авдеева Ю.Ю.

Цель: учить детей точно формулировать вопросы и свои мысли, подбирая правильно слова и выстраивая грамотно предложения.

Примечание. Игра подходит для любого возраста и для  любого занятия, в любой режимный момент, на улице и в помещении (направлена на познавательно-речевое развитие)

 Правила игры:

ВАРИАНТ 1. В коробку кладется предмет (можно картинку предмета), дети должны угадать: что там, но при этом они задают ведущему наводящие вопросы, на которые ответ будет «да» или «нет».

ВАРИАНТ 2.  В коробку кладутся несколько картинок – по ним надо составить рассказ. Например, на картинках  герои сказки «Колобок». Сначала по первому варианту игры угадывается, кто в коробке, затем вспоминают, из какой все сказки,  и затем пересказывается сказка или составляется свой текст.

Возможны и другие варианты игр с данным пособием.