"Воспитать человека"

Белякова Людмила Михайловна

Автор щедро делится опытом презентации своих материалов на I Всероссийском конкурсе "Воспитать человека". В номинации "Классный руководитель" деятельность классного руководителя из Рыбинска была отмечена Дипломом II  степени.

Когда я думаю о миссии классного руководителя, я вспоминаю своих учителей. Милую, добрую, уютную и очень тёплую Александру Петровну из села Кривонское, где я начала постигать азы жизни, пока родители поднимали целину. И уже тогда я знала: буду учительницей. Нет, даже не учительницей, а такой же, как Александра Петровна, носить такие же нарядные кофточки, и чтобы так же, как её уважали люди.

     Нарядных кофточек износила много, а какой мерой определить уважение? Может быть, той, что, вопреки расхожему мнению о трудной и неблагодарной профессии педагога, четверо моих нынешних выпускников выбрали именно этот путь.

     Вспоминаю холодные морозные утра, когда так не хотелось маленькой девчушке расставаться с уютной постелью, и сейчас слышу голос бабушки: «Ер-еры, упал с горы, ять-ять, меня некому поднять. А я Людмилку поднимаю». Откуда в этой деревенской полуграмотной женщине было столько естественности и обаятельности? Милая моя бабуля, сегодня ты очень часто бываешь героиней наших разговоров с детьми о том, чем живёт человек, только ли хлебом насущным?

     Благодаря моим учителям я не растерялась, не заблудилась  в безграничности и безмерности бытия, и моё детское «я хочу» переросло в юношеское «я могу». И вот я уже студентка ЯГПУ, да, можно сказать, таковой остаюсь и по сей день: уже защищена одна диссертация, готовлю почву для другой. Учусь сама и учу своих детей.

     А кто я для них? Вторая мама (как не хочется быть на вторых ролях); мудрый наставник (это уже лучше, если этот образ не ассоциируется с истиной в последней инстанции); надёжный друг (замечательно, но…). И тогда я думаю: хоть на минуточку мне стать бы радугой! Говорят, что, если человек пройдет под радугой, он всю жизнь будет счастливым. И моя жизненная линия «я могу – я хочу - я верю» находит осмысление в новой формуле: «Мы хотим – мы можем – мы верим!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Субъективизация личности ребёнка средствами искусства

     Самое ужасное заключается в том,

что мы, взрослые, не оставляем детям

возможности самостоятельно

размышлять, «даря» им готовые

формулы.

            В.А. Сухомлинский

               

     Однажды, в ноябре 1994 года, мы с детьми оказались в краеведческом музее города Тутаев. Экскурсовод встретила моих учеников неожиданным анонсом: «Ребята, наш музей необыкновенный: здесь не только все можно, но и нужно трогать руками». Вспоминаю оцепенение моих десятиклассников, а затем они трепали тресту, чесали кудель, пряли, а потом сучили нить, заправляли её в ткацкий станок, а, когда увидели на полотне ряд, вытканный собственноручно, восторгу не было предела. Они на всю жизнь запомнили это занятие, а я поняла, что очеловечение чувств «Я» происходит только через включённость личного опыта каждого ребёнка в эмоционально-ценностный опыт культуры

     Так был открыт наш путь в музейную педагогику.  Так стала складываться система воспитания школьника средствами искусства, в том числе и через музейный экспонат.                                                                                              Её модель сегодня имеет трёхуровневую структуру: средовую, личностную и общечеловеческую. Функции средового уровня заключаются в определении стратегических целей воспитания средствами искусства. Главная задача при создании духовно-эстетической среды – помочь ребёнку раскрыть свои способности, проявить одарённость, найти свой путь познания мира и себя в мире.

 

                                                                                   

        Духовно-эстетическая среда включает в себя материальную, социальную и духовную составляющие, предоставляющие возможность каждому научиться воспринимать красоту, творить самому и сравнивать своё творчество с эталонами.

     Общечеловеческая среда включает в себя знакомство с лучшими духовными образцами искусства, даёт право ребёнку установить личные взаимоотношения. Согласимся с утверждениями Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, что научиться понимать и оценивать эстетическое возможно, лишь развивая творческие способности во всех областях человеческой деятельности.

      Таким образом, условно модель описываемой системы можно представить следующим образом:

I уровень

коммуникационный

обмен информацией

II уровень

диалоговый

обмен смыслами и ценностями

III уровень

продуктивно-творческий

  отождествления, слияние смыслов,

слияние   «Я» и  «ТЫ»

     Программа эстетического воспитания ребёнка на материале искусства реализуется на личностном уровне, создавая особое поле – поле субъективизации личности каждого ребёнка. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыки Моцарта, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Эстетическое воспитание  средствами искусства – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности, это путь становления личности.

     На протяжении шести последних лет эта деятельность осуществляется в двух направлениях: через музейно-педагогические программы[1] («Мир через музейный экспонат» и «Вглядываясь вглубь…») и работу дискуссионного клуба «Скрижали». При всём многообразии и разнообразии форм и содержания названных программ, их объединяет единая цель:

     * эстетическое просвещение (когнитивный компонент);

     * развитие эстетических чувств (аксиологический компонент);

     * обогащение опыта художественной деятельности (деятельностный компонент).

    Настоящая система работы показывает, насколько важен эмоционально-эстетический опыт не только в  способности осмысления прекрасного, но, что очень важно, в развитии тенденции  личной самооценки. Юный человек из потребителя превращается в созидателя, у него происходит, по выражению В.А. Сухомлинского, «эмоциональное пробуждение разума»[2]. Для воспитания чрезвычайно не только то, что собой представляет человек, который включён в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает. Самовоспитание поможет ему создать целостный, хотя и не лишённый определённых противоречий, образ собственного «Я». Каким образом описываемая система работы способствует сплочённости коллектива, влияет на формирование активной жизненной позиции, отражает следующая карта :

Карта личностных характеристик групп

(по методике диагностирования М.И. Рожкова)

Личностные характеристики групп (в % соотношении)

2005-2006

учебный год

2006-2007

учебный год

2007 – 2008

учебный год

-  инициативная группа;

33%

36%

40%

- сторонники инициаторов;

50%

52%

54%

- отдельные группы и индивиды, которые отрицательно относятся к проведению мероприятий;

6%

6%

4%

- равнодушные

11%

6%

2%

     На наш взгляд, особенностью современного воспитания является воспитание культуры толерантности. Сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чуждым и чужим позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания. Толерантность – это человеческая добродетель, это искусство жить в мире разных людей и идей. В то же время толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

     Именно идеи толерантности лежат в основе наших программ, выраженные через основной принцип построения – от культуры родного дома, очага («Мир через музейный экспонат») – в огромный разноречивый мир духовных представлений («Вглядываясь вглубь…»).  Диалог[3],  а вернее, многоголосие культур человечества заложены в основы программ. Это и их содержание, и метод. Занятия в музее находят своё продолжение в классе. Театрализованные представления «Чья культура лучше?» (естественно, что само название несколько юмористично, а вопрос нарочито бессмысленный – каждая культура хороша по-своему) объединили на долгое время и детей, и родителей. Надо видеть, с каким энтузиазмом они готовили костюмы, репетировали песни и танцы чуждой им культуры, а затем презентовали «свою культуру», представляли новоделы, с этой культурой связанные. Подобные мероприятия (а это и игра «Я в чужой стране», дневники «Я и культура», культминутки «Культура и антикультура»[4])  лишены формальности, так как формируют ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ, атмосферу культуры, которую ощущает каждый ребёнок. Как говорил Шарль Монтескье, чтобы «совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением, не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними». В школе не учатся – в ней живут, постигают добро и зло. Плачут и смеются, учатся верить и надеяться. Узнают новое, чтобы задуматься о нём.

      Бесспорно, музейно-педагогические программы эффективны, т.к. они ведут ребёнка от размышления – к открытию. Каждое занятие в музее можно представить в виде трёх взаимно переплетающихся колец, где первое кольцо «отвечает» за познавательную функцию (узнать новое, получить интересную информацию для размышления). Второе кольцо – кульминационное, так как именно в этой части занятия дети становятся исследователями и работают с музейными экспонатами. Так, например, знакомясь с культурой первобытного периода, им было предложено найти и отметить, где культурные предметы (скребки, ножи, наконечники для стрел), а где отщепы, т.е. на бытовом уровне понимания – просто камни. Знакомясь со старой книгой, дети определяли, рукописная перед ними книга или созданная типографским способом, читали и переводили старославянский текст (кстати, после этого занятия один из мальчиков изготовил чернила по старинному рецепту).

     Возвращаясь к хронотопу музейного занятия, логично определяется и третье кольцо – это творческая работа школьников, которая начинается в музее, а продолжается всю жизнь: новоделы, научные работы, подготовленные экскурсии. Застывшее прошлое за стеклянной витриной «оживает», наполняется дыханием детей, в нём пульсирует жизнь Я и МИРА. Русская пословица гласит, что «мир тесен», но он станет ещё теснее, и в этом тесном мире возникают проблемы смыслового общения, выбора, смысла жизни. Как сделать, чтобы собственное «Я» не чинило нам препятствий, есть ли наука, которая поможет научиться реагировать на другого человека и его мысли. Ответом на эти вопросы стало рождение особого клуба. Говорят цифры и факты:

     * дискуссионный клуб «Скрижали» работает третий год (с 2004 года, когда дети пришли в 9 класс). Идея рождения клуба принадлежала самим ребятам, когда после очередного посещения музея, созрела необходимость высказать каждому свою точку зрения, причем, диаметрально противоположную, отличную от других.

     * Регламент работы – по необходимости, не реже 1 раза в четверть. Темы для обсуждения определяются самой жизнью, диктуются временем, но имеют знаковый характер: от предмета разговора – к жизненно важной проблеме. Таким образом, основой для каждой последующей встречи может являться или музейное занятие (познание мира и себя в этом мире через музейный экспонат), или художественное произведение (познание мира и себя через «чужой» опыт), или жизненная ситуация (познание мира и себя через личный опыт).

    * Обсуждаемый круг вопросов утверждается инициативной группой. Так в 11 классе для обсуждения были вынесены следующие вопросы:

- «Убий или не убий? Агрессивность в человеке: плюсы или минусы?» (на основе картины Э.Мунка «Крик»);

- Можно ли в наше время стать Колумбом? (после музейного занятия «Вглядываясь вглубь» (к истории родного города);

- «Быть или казаться? Молодёжные группировки и их влияние на личность подростка» (на основе жизненного материала);

- «Пороги» в нашей жизни. Поговорим о трудности первого шага (на материале картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»);

- «Человек-памятник». Какая сила способна человека «поставить на пьедестал»? (На материале скульптуры М. Куинна «Беременная Алисон Лаппер»)

      * Дискуссия – наиболее эффективная форма, чтобы привлечь внимание к проблеме любого характера. Она предоставляет возможность высказаться каждому, и каждому остаться при своём мнении. Чужая точка зрения не навязывается, высказывания ни ведущим, ни другими участниками дискуссии не оцениваются как правильные и неправильные. Таким образом, в воспитательной работе учитывается одно из важнейших принципов педагогики – свобода выбора и уважение мнения другого.

     * Домашние заготовки используются крайне редко и осторожно, так как подобная форма не терпит фальши и формальности, поэтому чаще всего в нашем дискуссионном клубе (он работает третий год) темы для участников закрыты.

     * Главные правила:

     - не переводить предмет обсуждения на своих товарищей;

     - не оценивать эффективность дискуссии по количеству высказываний или, так называемых, «правильных» ответов.

     Таким образом, круг обсуждаемых проблем способствует гармонизации личности подростка.

 

     

Глава II (эмпирическая)

Хоть на минуточку мне стать бы радугой…

(Я и мой класс: некоторые заметки из дневника  классного руководителя)

                                                                                                  Только детские книги читать,

                                                                                             Только детские мысли лелеять…

                                                                                                                            О. Мандельштам

                                                                                                  Нет, меня не тянет на Луну,                                                                                                                        

                                                                                             Почему-то к ней пропала вера.

                                                                                             Я с моей планеты не сверну,

                                                                                             Не перескочу сего барьера.

                                                                                                                            Л. Белякова

                                                                       

     26 июня 2007 года

     Утро... Первый день отпуска... Еще вчера звучала музыка в «Арене-2000», и мои выпускники, весёлые и счастливые, прощались с детством, вспоминая кажущиеся уже далёкими школьные годы и готовясь вступить в самостоятельную взрослую жизнь. На их лицах светились улыбки... Это было вчера, а сегодня... На душе почему-то очень грустно, очень пусто, очень одиноко.

     О чем грустишь, учитель? О чем волнуешься? Или сомневаешься в успешности своих детей? Но вспомни, с каким настроем они участвовали в городском конкурсе «Класс года-2006» - и I место; создали один из лучших проектов «Я выбираю жизнь» не только в городе, но и в регионе; стали победителями школьных пресс-центров в 2005 году и в течение двух последних лет выпускали школьную газету «Планета-35»; возвели в ранг интеллектуальный труд (именно твои выпускники вернули школе право гордиться медалистами: в выпуске 2005 – «золото» и «серебро», в выпуске 2007 – «золото»), стояли у истоков создания научного школьного общества, ежегодно занимали призовые места в Российской конференции «Юность. Наука. Культура». А выступления на сценических площадках музея, Культурного Центра? А чемпионка России по гиревому спорту? Это ли не говорит об их успешности?

     А что есть успех? Как определить дефиницию этой категории, выделить некие её составляющие? Думаю, мнения разойдутся (помните, как у Гайдара о счастье, «каждый понимал по-своему...»), но уверена, что успех – понятие многозначное и знаковое.

     Во-первых, это ощущение нужности, полезности, важности для других того, что ты делаешь, в противовес личным амбициям, личной выгоде (и красуется во дворе школы ровный ряд сосенок, посаженный моими мальчишками и девчонками, и, как игрушки, скворечники, их сразу облюбовали птицы).

     Во-вторых, успех – это не константа, его можно достичь в одном, но в другом быть неуспешным. Может ли быть по-другому? Да, если познаешь радость творчества, когда ощутишь гармонию не только в себе, но и окружающем тебя мире: ведь солнце должно светить не над головой, а в душе.

     Наконец, успешен только тот, кто не одинок в своих начинаниях. Плечо рядом стоящего, коллективный разум и творчество многих, в том числе и классного руководителя – немаловажная составляющая успешности. Мы были вместе – ВСЕГДА, ВСЕ! Я принимала участие в конкурсе национального проекта «Образование», а они – в конкурсе «Класс года», и так совпало, что в один день 27 мая они сдавали ЕГЭ по русскому языку (не подвели – 88% - на «4» и «5»), а я защищала диссертацию. Убедилась: не может быть успешным ученик, если неуспешен учитель. Да и наоборот то же самое.

   Так какой же он, мой Успешный Ученик? Это человек с крылатой душой, озаренный благородной идеей (ИДЕЯ = Инициатива + Деятельность + Единство + Яркость).  Это те ученики, о которых в школе с уважением говорят: «Культурные».

Карта воспитанности выпускников

( по методике диагностирования Л.В. Байбородовой)

параметры (максимальный балл – 4)

2004-2005

учебный год

2005-2006

учебный год

2006-2007[5]

учебный год

    1. Общественная  активность.

    2. Познавательная активность.

    3. Трудолюбие.

4. Культура общения.

    5. Требовательность

к себе и другим.

    6. Стремление к физическому самосовершенствованию.

класс

школа

класс

школа

класс

школа

3,5

4,0

3,8

3,8

3,8

3,5

2,3

1,9

2,2

2,0

2,5

2,0

3,7

4,0

4,0

4,0

4,0

3,5

2,6

2,4

2,9

2,8

2,9

2,73

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

3,8

2,9

2,7

2,85

3,0

2,95

2,97

Средний  балл:                    3,7           2,15             3,7                   2,7                3,9           2,9        

     30 июня 2007 года

     Брожу по залам Эрмитажа... Любуюсь произведениями Микеланджело, Леонарда да Винчи, Рембрандта... Но постоянно ощущаю некий дискомфорт. В чём дело? И вдруг пронзает мысль: за всю свою жизнь, за все 28 лет работы в школе, я первый раз в музее ОДНА! Как же мне не хватает моих детей, их вопросов, нашего диалога. «Разговор» с великими мастерами без них становится скучным и бессмысленным. И решение созревает: я приму предложение администрации школы и буду классным руководителем 5 класса. Буду рядом с ними, буду рассказывать им о мире, о себе, о нашей родной 35-ой.

     Расскажу, как интересно ходить в музеи, на концерты, ездить на экскурсии в Москву, Санкт-Петербург, чтобы и самим стать интересными, эрудированными, культурными людьми.

 

     Расскажу, как длительное время собирали материал о И.И. Зеленцове, учителе словесности, который вторым в России был награжден орденом им. В.И. Ленина, как ездили в московскую школу №101, где последние годы работал Учитель, как систематизировали весь собранный материал об И.И. Зеленцове и отправили  «первую ласточку» в Обнинск – Анну Кудрявцеву - и  как бесконечно были рады нашему успеху – I месту в российской конференции на секции «Мемориальное краеведение».

     Мы шли от одной победы к другой, от успешного результата к ещё более успешному, потому что всегда были вместе: дети, родители, классный руководитель. В рамках конкурсного задания «Класс года» мы представили Новогодний КВН, где соревновались команда родителей «Предки» и команда ребят «А мы такие...». Честно победили дети.

Включённость родителей в жизнедеятельность класса

(участие в классных и школьных мероприятиях)

Количество родителей, участвующих в мероприятиях

2005 - 2006    

учебный год

2006 - 2007

учебный год

2007 - 2008

учебный год

родительские собрания

82%

95%

100%

походы, экскурсии

25%

25%

41%

культурные мероприятия

65%

85%

100%

другие мероприятия

45%

47%

85%

     

     Руководствуясь методикой здравого смысла Ш. Амонашвили, отдавая предпочтение таким формам работы, как дискуссия, диалог, музейное занятие, мы живём,  учимся,  преодолеваем преграды и  берём новые рубежи. В течение нескольких последних лет (не менее 5) среди учеников класса не было совершено ни одного правонарушения, из предыдущих двух моих выпусков на 18 браков приходится только 1 развод. Опыт настоящей деятельности   интересен педагогам не только города, но и региона, страны. Получаю ежегодные приглашения и выступаю на педагогических чтениях К.Д. Ушинского, региональных конференциях (последняя -  в   2007 году «Усиление духовно-нравственного воспитания» в Ярославле), имею множество публикаций в различных изданиях; диссертационное исследование посвятила теме «Культуроведческое образование школьников в дискурсном пространстве».

     1 июля 2007 года

     Звонок из журнала «Школьные технологии», готовится очередная статья, и уточняются некоторые детали, в том числе интересуются, как давно идет апробация музейной педагогики. От неожиданности называю 2000 год, а ведь это случилось значительно раньше.

     1996 год. Я с моими десятиклассниками – в Тутаеве, в краеведческом музее.  

     Именно тогда было определено приоритетное направление в воспитательной работе с классом – воспитание средствами искусства. А основными методами стали исследовательский, эвристический, которые сами по себе немыслимы без дискуссий, диалогов, музейных занятий, проектов. Художественные произведения, «заговорив» с детьми, учат воспринимать мир не потребительски, а творчески, и умело созданная ситуация успеха приносит радость познания, радость творчества. Ещё С.Маропольский заметил: «Люди под влиянием искусства становятся лучше, добрее, гуманнее, и не по расчёту, а по натуре, по влечению сердца». Сегодня успешно реализуются четыре музейно-педагогические программы, в том числе «Мир через музейный экспонат». А материалы по музейной педагогике, апробированные в течение нескольких лет, размещены в Российском банке педагогических технологий «Педагогический Олимп». Вспоминаю, как после организованной мною дискуссии в московской школе №649 (мероприятие проводилось в рамках XXIX Российского семинара музейных педагогов)  подошли участницы семинара и сказали: «Да, коллега, нас, музейных работников Московского Кремля, удивить чем-то трудно. Но ваше занятие в нас всё перевернуло».

     29 июля 2007 года

    Всё чаще и чаще возвращаюсь в своих мыслях к 1 сентября, к своим новым подопечным. Какой найти кратчайший путь к объединению, к созданию атмосферы общности (какое замечательное слово!). Конечно, привлеку к работе Кисину Т.С. , без неё мне не обойтись: психологические тренинги, диагностика, социальные игры будут кстати. Но главным, вернее, «рождением» класса станет общее дело. И выбор в этом предоставлю детям...

    Выйдем в школьный двор, полюбуемся стройными рядами великолепных сосенок – это память о моём выпуске 2007 года. Заглянем в школьный музей, перелистаем страницы альбомов «Судьба Мологи в жизни школы», бережно возьмём в руки рубан, ткацкое рядно... – эту память сохранил мой выпуск 2005 года.

     «С чего начнём? - спрошу я у моих пятиклассников и посоветую, - начнём с себя. Начинать с себя – хорошая привычка».

     P.S. 21 сентября 2007 года.

     Начало положено. Создали студию «Буки...» (идею принесла из семьи Настя Яковлева). Проект долгосрочный, поэтапный:

5 класс – «Буки»

6 класс – «Веди»[6]

7 класс – «Глагол»

8 класс – «Добро»

9 класс – «Живете»

10класс – «Люди»

11 класс - «Мыслете»

    Наша деятельность имеет три основных вектора: краеведческая работа, патриотическое движение и духовно-нравственное обогащение. Цель работы студии на этот учебный год – создать коллективные традиции. Уже одна родилась: решили каждый новый учебный год начинать с «Арбузника» (надо же вспомнить лето и поделиться впечатлениями).

     16 августа 2007 года

     Встретилась с Евсеевым Ю.А., администратором Ярославской филармонии, обговорили вопросы сотрудничества. Надо связаться до начала учебного года и с другими партнёрами. «География» сотрудничества обширна. Как фотография, возникает в сознании карта-схема «География сотрудничества».

     А в бывшей школе №4 открылся КСК «Волга», там Е.С. Мичурина, Ю.И. Чубукова, а значит, там будет моим детям интересно и комфортно. А значит, на карте-схеме появится новая ниточка содружества, а жизнь моих ребятишек наполнится новым смыслом.

     30 августа 2007 года

     Сегодня они пришли в школу... Как всегда – ВСЕ! Пришли, чтобы проститься. Кто-то едет на учёбу в Ярославль, кто-то в Санкт-Петербург... Это не так важно, важно, что каждый реализовал свою мечту.

     Вспоминали выпускной в «Дёмино», смотрели видео... А потом, как всегда, диалог (нет, полилог) под названием «А вы помните, Людмила Михайловна?» Конечно, память учителя цепко держит всё: и удачи, и успехи, и промахи. Было в нашей жизни всё, но никогда не было фразы: «Я решила, ребята...», а любое начинание шло от них: «Людмила Михайловна, мы подумали и решили...».

     В 10 классе мы целый год «кипели» в конкурсе «Класс года» и стали победителями. ЦДТ «Солнечный» предложил принять участие и в 11 классе. Определиться должны были они. Проходит день, другой, третий... Решения нет. Я волнуюсь – забыли! И вот приглашают в класс, невероятная тишина: «Людмила Михайловна, мы решили не участвовать в конкурсе». А дальше аргументы: надо готовиться к экзаменам, надо дополнительно заниматься, у кого-то совпадают экзамены в школе и учреждении  дополнительного образования. И вот ещё: «Если проиграем, то будет стыдно. Оставим о себе добрую память».

     - А почему так долго шли к решению?

     - Мы думали, что огорчим вас, нарушим главную заповедь класса: «Быть, а не казаться».

    Выросли, мои дети. В добрый путь!

     1 сентября 2007 года

     Вхожу в класс...

     Открываю жалюзи, и ровный, мягко струящийся свет заполняет всё пространство кабинета. «Заговорили» картины на стенах:

     Яркие, пышные, словно отполированные  ждут ребятишек притихшие цветы...

     Нарядные люстры волшебным светом знаний готовы озарить моих мальчишек и девчонок...  

     О чём думаешь учитель?

Однажды лозу спросили: «А ты можешь дорасти до солнца?». И она ответила: «Могу, только дайте мне опору». Этот образ лозы сливается в моём представлении с образом классного руководителя.

     - Здравствуйте, дети!


[1] Примечание:  варианты занятий указанных программ размещены в приложении.

[2] Сухомлинский В.А. Избранное. М. – 2006, С. 256

[3] См. в приложении логико-смысловую модель «Диалог как ведущий метод организации воспитательного процесса».

[4] Дети записывают впечатления, которые они  получили на улице, дома, на основе их и разворачивается диалог о нравственности. Подобная практика благоприятно влияет на нравственную реакцию ребёнка, выводит на новый уровень развития.

[5]  В 2007 году состоялся четвёртый выпуск в моей деятельности классного руководителя, и я приняла пятиклассников.

[6] Сценарный план «живой» газеты «Веди» уже разработан моими нынешними подопечными, планируем летом 2008 года выступить на предприятиях, где работают родители.