Рядом по жизни

Белякова Людмила Михайловна
  • Страница отражает деятельность автора как классного руководителя.

4645
img_1999.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Л.М.Белякова,

                                                классный руководитель 8 класса МОУ СОШ №35

                                                           города Рыбинск,

   кандидат культурологии

Роль классного руководителя в призме ФГОС

      Согласитесь, что в нашей жизни мы постоянно играем какую-либо роль. Как не вспомнить великого Шекспира: «Весь мир – театр, а люди в нём – актёры». Его Величество Театр тоже начинался в далёкой Греции с Дионисийских игр, устраиваемых в честь бога плодородия, урожая и виноделия Диониса. Игра как деятельность, наполненная интересом, подогревая интересом – это важная составляющая жизни любого человека, в том числе и ребёнка.

     Это в первую очередь должен понимать классный руководитель, который принимает под своё крыло воспитанников. С чего начинать выстраивать взаимоотношения с детьми? Кто-то скажет, что воспитывать нужно авторитетом, другой заметит, что установить доброжелательные отношения, третий будет настаивать на смыслоорганизующей, ключевой идее. А это может быть коллективное дело, проект, долгосрочная программа или цикл мероприятий, объединённых  общим интересом. Всё это так, и каждый будет по-своему прав.

     Однажды немецкий философ Левис заметил: «Воспитание – это такая наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». Мудрая мысль, которая первоначально меня шокировала: как? Дети могут без меня, классного руководителя, обойтись? Размышления открыли герменевтический смысл этой фразы, смысл которой кроется не в межличностных отношениях между учителем и ребёнком, а той позиции, которую определяет для себя педагог в будущих диалогах с детьми.

     Рассмотрим некоторые традиционные позиции в педагогике взаимоотношений: быть рядом с ребёнком (родитель), вести за собой детей (учитель), предоставить свободу действий и быть в стороне (наблюдатель). В каждой, как мы выяснили, есть и позитивные и негативные стороны. Где же идеальная модель? В игре. Нужно прогнозировать наш выход к детям (театр), репетировать свою роль, продумывать, если хотите, драматургию и грамотно режиссировать действо.

     В своей деятельности я отдаю предпочтение диалогу. Признавая продуктивно-деятельностный подход в образовании, всё же первостепенное значение в общении с детьми, а значит, в воспитании - отдаю Слову.

     В XIX  веке русский поэт-философ Ф.Тютчев заметил: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся», а в XX  веке современный педагог из Санкт-Петербурга Евгений Кожара (директор ПЦ «Евгеника», автор публикаций, монографий по режиссуре занятий с детьми) продолжил: «Но педагог обязан знать, чем слово в суе обернётся».

     Сегодня, встречаясь с выпускниками, часто слышу: «А вы помните, как говорили…» Именно «говорили». Конечно, помню, и не только то, что говорю ученикам как учитель, но и помню слова своих учителей, сказанных мне. Иногда это были замечания: «Распустила Люда косы, а за нею…» коснувшись моего «конского» хвоста, не договорила фразы Галина Степановна и тихо прошла дальше по проходу к доске. Больше с такой причёской я уже в школу не ходила. Именно слово учителя литературы Елены Николаевны Старковой определило мой окончательный выбор стать учителем словесником. Начиная изучение «Войны и мира», она сказала: «Девчонки, если вы думаете, что любят только красивых, вы ошибаетесь. Прочитайте, как счастлива некрасивая Мария Болконская. Мальчишки, а если вы думаете, что настоящий мужчина тот, кто никогда не ошибается, то вы тоже заблуждаетесь. Проследите, как много ошибок совершили Пьер и Андрей на пути к своему счастью».

     Таким образом, одна из важных ролей классного руководителя в жизненном сценарии ребёнка – это умение педагога стать авторитетным, интересным, мудрым собеседником.

     Сегодня достаточно много предложено моделей диалогового образования: это и культуротворческая модель В.С.Библера «Школа диалога культур», М.Когана «Мир общения», интересны наработки учёного из Санкт-Петербурга Алисы Петровны Валицкой. Не претендуя на истину в последней инстанции, я предложила своё видение этой проблемы, общение через образ. А сферой такого общения становится дискурсное пространство. Это ещё одна интересная роль классного руководителя – вызвать реакцию на Слово.



Предварительный просмотр:

I Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений

«Воспитать человека»

Номинация «Классный руководитель»

Конкурсное задание «Кладовая мастерская»

(внеклассное занятие в 6 классе школы-гимназии №4 города Владикавказ)

     Занятие проводит:

 Белякова Людмила Муртазовна, Дипломант II степени конкурса «Воспитать человека», классный руководитель 6 класса МОУ СОШ №35 города Рыбинск Ярославской области

ПОРОГИ ЖИЗНИ

     Цель занятия:

     - решение нравственной проблемы: «Умеем ли прощать?»

     Задачи занятия:

     - способствовать духовно-нравственному обогащению детей;

     - проанализировать, опираясь на произведение искусства и жизненный опыт детей, пути выхода из проблемных ситуаций (Кто больше приобретает: тот, кто прощает, или тот, у кого просят прощения?)

     Методическая распаковка занятия:

     - содержательная составляющая занятия (духовно-нравственное воспитание) определена  личным опытом автора «Субъективизация личности ребёнка», основой которого является приобщение детей к миру и познание себя в этом мире через художественный образ (музейный экспонат, произведение искусства);

     - хронотоп занятия отличается вариативностью: оно может быть успешно реализовано в любом пространстве и характеризуется разносторонней адресностью;

     - вид деятельности детей – продуктивно-творческий;

     - форма занятия – дискуссия;

     Организация воспитательного пространства:

     - столы поставлены полукругом, так чтобы дети сидели лицом друг к другу и к педагогу, что, в сою очередь, создаёт максимальный психологический комфорт каждого участника занятия;

     Дидактическое оформление занятия:

     - по количеству детей подготовлены конверты, в которых находятся «кирпичики» - это полоски цветной бумаги со словами: ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, СОГЛАСИЕ, ЗАБОТА, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ РОДА, МИРОЛЮБИЕ.

     Художественное оформление занятия:

     - картина Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына»

     - соната №40  А.Моцарта

     Оформление доски:

      - по центру помещён лист А-4 с текстом, первоначально закрытым для детей;

с правой стороны доски выстроены в форме лестницы полоски бумаги с текстом, также закрытым для детей.

     I. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ ДИСКУССИИ.

        ЗАДАЧА: СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ.

      Учитель вместе с детьми заходит в класс, предлагает каждому выбрать то пространство, которое больше нравится, помогает расположиться, наблюдает за настроением детей.

     Учитель: Я ждала встречи с вами, и вот мы здесь. Вам уютно? Комфортно? Положите, пожалуйста, руки на стол, ладонями вверх. Сейчас я пройду по классу и дотронусь до ваших рук. Вы можете при этом проговорить своё имя, сказать приветствие, может быть, что-то пожелать мне, а, можно, просто промолчать.

     Учитель проходит по классу и легко касается кончиками пальцев одной руки и твёрдым холодным предметом, зажатым в другой руке и скрытым для глаз детей.

     Учитель: Скажите, пожалуйста, какое вы испытали ощущение? Какое из прикосновений было для вас приятнее?

     Дети все, 22 человека, выбрали прикосновение пальцев рук, аргументировав свой выбор, что это было мягкое, лёгкое, тёплое, приятное, ласковое  касание руки учителя[1].

     Учитель: Вы правы, я действительно погладила одну вашу ладошку пальцами своей руки, а во второй у меня был вот этот предмет (демонстрирует глиняный черепок). Он найден археологами в устье реки Шексны (это Ярославщина, край, откуда я к вам приехала) и представляет собой предмет утвари. Это осколок от глиняного горшка, или кувшина, или вазы. Я поглаживаю этот кусочек керамики и удивляюсь искусству наших предков: какие аккуратные, симметричные углубления украшают эту находку. Но, думаю, это не столько для красоты, сколько с практической целью: так быстрей нагревается пища, а значит, перед нами

     Все ребята дружно отвечают, что это, конечно, был горшок для приготовления пищи на огне.

     Учитель: А кто хочет, чтобы этот предмет прошлого ещё раз погладил ваши руки?

     Учитель вновь подходит к детям, проводит медленно по ладошке каждого  ребёнка (конечно, прикоснуться к музейной реликвии) и продолжает диалог.

     Учитель: Если бы вы знали историю нашего «героя», то теперь, кто сделал бы другой выбор?

     Дети рассуждают: некоторые не меняют своего выбора, доказывая и приводя примеры из жизни; часть детей выбирает оба варианта; значительная группа детей изменяет свой выбор в пользу прикосновения кусочком керамики. Каждый при этом приводит убедительные  аргументы.

     Учитель: Вернёмся к началу нашего диалога (кстати, возвращаться к началу – признак мудрости, потому что это даёт возможность проверить себя). Вы все отдали предпочтение пальцам моей руки. Выбор, таким образом, был определён  мыслью: «Мне это приятно. Мне от этого хорошо». Но, как оказалось, очень важно, выбирая, прислушиваться не только к своим ощущениям, но и…

     Вопрос к вам: «Чем должен руководствоваться человек, выбирая?» (Разумом;  совестью; думать при выборе не только о своём благе, но и о других)

     Учитель: Значит, сделать выбор достаточно трудно. А кто или что поможет нам не ошибиться, найти правильный путь?

     Дети называют родителей и других членов семьи, учителей, старших товарищей и произведения искусства, в которых запечатлён опыт, накопленный человечеством.

 

     II. НРАВСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРВАНИЕ. МАРШРУТ ПЕРВЫЙ

          ЗАДАЧА: УЧИМСЯ ВИДЕТЬ.

     Учитель:  Обратимся и мы с вами к картине[2] голландского художника Рембрандта Ван Рейна  «Возвращение блудного сына».

      Произведение проецируется на экран, а тем, кто плохо видит изображение, учитель предлагает качественную цветную репродукцию на бумажном носителе.

     Кисти этого художника принадлежат более 650 картин, многие из которых хранятся в музеях России, в том числе и «Возвращение блудного сына». Её вы сможете увидеть в Эрмитаже. А кто-то, может, уже  познакомился с этим шедевром мастера? (Дети отвечают). Написанная в последний год жизни художника, она стала своеобразной «лебединой песнью», в которой запечатлена и трагедия жизни самого Рембрандта: из жизни ушёл его единственный сын Титус.

     Конечно, сюжет о блудном сыне, я полагаю, вам известен. Кто может передать основное содержание библейской притчи?

      Идёт рассказ притчи, учитель помогает при затруднении.

                                              Диалог с картиной

     Где происходит действие?

     В доме,  а точнее, на пороге дома.

     Как вы считаете, почему художник выбрал именно это пространство?

     Порог – это своеобразный символ преграды. Это препятствие, выбор между злом и добром, любовью и ненавистью, гордостью и смирением, обидой и прощением.

     Какие несоответствия с текстом притчи вы заметили?

     Изменилось пространство (в притче действие происходит вне дома, а в картине – на пороге дома); разное поведение героев (в притче отец бросился навстречу сыну, а на полотне сын стоит на коленях перед отцом); в картине есть свидетели встречи отца и сына, а в притче нет.

     Учитель: Вы наблюдательны, от вашего внимания не ускользнула ни одна деталь. А, как вы считаете, отец простит сына или нет? Не торопитесь с выводами. Герои на картине молчат, но это молчание очень красноречиво. И если мы умеем видеть и чувствовать, то мы можем предположить их диалог.

III. НРАВСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ. МАРШРУТ ВТОРОЙ.

     ЗАДАЧА: УЧИМСЯ ОЦЕНИВАТЬ СИТУАЦИЮ.

     Учитель: Предлагаю вам сейчас «оживить» картину, заставить сына и отца заговорить. Поработайте в парах, определите, кто из вас будет «отцом», а кто - «сыном». Составьте диалог. Что, по вашему мнению, говорит отец? С какими словами обращается сын к отцу? Кто из них начинает разговор?

      Дети составляют диалог отца и сына в течение 2-3 минут. Их деятельность сопровождается музыкой: тихо звучит симфония №40  Моцарта.

     Учитель: У кого диалог получился пространным? А у кого коротким? А у кого диалог вообще не получился? [3] Послушаем всех, кто хочет высказаться.

     Дети выступают, представляя своё видение и понимание встречи отца и сына.

     Учитель:

     Спасибо. Скажите, пожалуйста, трудно было выполнять это задание? А почему?

      Дети говорят о том, что слова подбирались с трудом. Причём в равной степени было трудно и «отцам» и «сыновьям», потому что просить прощения всегда очень трудно.

      Учитель: А что труднее, просить прощения или прощать? Не торопитесь отвечать, посоветуйтесь со своим сердцем, со своей памятью. Вспомните, просили вы в своей жизни прощения? Отвечать не надо!  Вспомните, а у вас просили прощения? Отвечать не надо! 

     Так что-то труднее: просить прощения или прощать?

     Дети выражают свою точку зрения, приводят примеры. Большинство детей склонны считать, что прощать труднее. Один мальчик сказал, что так стало жаль того, кто просил прощения,  хотелось быстрей простить и забыть об этом.

     Учитель: Мы представили ситуацию в диалоге. Скажите, пожалуйста, «отцы», кто из вас простил сына?[4]  Значит, вам более симпатичен сын?[5]

     Дети наперебой говорят, что это не так. Кто-то бросается на защиту отца, кто-то говорит, что здесь и сын, и отец достойны  уважения. Учитель выслушивает всех детей.

     IY. НРАВСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ. МАРШРУТ ТРЕТИЙ.

     ЗАДАЧА: УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ ГОЛОС ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

     Учитель: Рембрандт – мудрый художник-психолог, он сумел передать тончайшее движение души героев и явно выразил своё  ним отношение. Кому же больше симпатизирует художник?

     Учитель предлагает всмотреться ещё раз в полотно. Его колорит «говорящий»: художник словно выплеснул всё золото палитры на фигуру сына. И зритель уже не замечает его лохмотьев, босых ног, он видит больше, чем запечатлел художник.

     Многие дети поражены, так как считали, что художник обязательно должен больше сострадать отцу. Они открывают для себя картину по-новому.

     Учитель: Почему, как вы полагаете, Рембрандт больше сочувствует сыну, «блудному сыну»?

        Дети сумели определить идею произведения (а тем самым, достигнута цель занятия): умейте прощать, и тогда вы становитесь нравственно богаче; умейте просить прощения, и тогда вы становитесь нравственно чище.

     Y. НРАВСТВЕННОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ.  МАРШРУТ ЧЕТВЁРТЫЙ.

     ЗАДАЧА: УЧИМСЯ ЖИТЬ В МИРЕ

     Учитель: А сейчас я предлагаю каждому из вас «построить» свой дом, из которого бы никогда не хотелось уйти, а если это и случиться, то всегда бы можно с лёгким сердцем вернуться. Как вы думаете, какие ценности сделают дом крепким, нерушимым, уютным и счастливым?

     Дети называют те нравственные ценности, которые,  по их мнению, создадут такой дом:  ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, СОГЛАСИЕ, ЗАБОТА, ДОБРОТА, ЧЕСТЬ РОДА, МИРОЛЮБИЕ. Учитель открывает эти слова на доске.

     Учитель: Побудем «строителями»: каждый из вас получает конверт, в нём необходимый строительный материал. Подумайте, что станет фундаментом вашего дома: любовь, а, может, согласие; какие нравственные ценности станут крепкими и надёжными «стенами»? Мы строим дом! Я - тоже,  вместе с вами!  

     Дети выкладывают «фундамент», «стены», возводят «крышу» своего дома. Дома, в котором они живут сейчас, дома, в котором они будут жить.

     Учитель: (стучит в дверь, а в руках у него коробка с надписью «Почта России») Ребята, в ваши дома пришли первые письма. Помогите, пожалуйста, открыть посылку. А я выполню почётную миссию почтальона и вручу каждому из вас письмо от мальчишек и девчонок школы №35 города Рыбинск.

       Учитель вытаскивает кипу писем[6] и  вручает каждому ребёнку письмо.

  YI. ВМЕСТО ПРОЛОГА.

        ЗАДАЧА: МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ, ЧТОБЫ НЕ РАССТАВАТЬСЯ

        Учитель: Понимаю ваше нетерпение скорей прочитать письма, поэтому говорю вам: «Я желаю вам счастья. Я приглашаю вас в гости. Я запомню эту встречу как самый дорогой подарок судьбы. Спасибо. До свидания».

   


[1] Сценарный план конкурсного занятия отредактирован  после его проведения, поэтому включены некоторые ответы детей и прокомментировано их действие.

[2] Договариваемся с детьми о том, что условно будем называть произведение «картиной», осознавая, что перед нами репродукция.

[3] Отмечу, что все дети составили диалог

[4] Все 11 «отцов» простили сына.

   В течение всего занятия учитель лишь направляет детей, не оценивает ответы, реагирует  репликами: «Это очень интересно», «Я рада за тебя», «Спасибо за доверие», «Ты тонкий наблюдатель» и т.д.

[5] Этот вопрос заведомо провокационный. Его цель – вывести детей на новый виток разговора, придать диалогу новую «силу».

[6] Отправляя классного руководителя на конкурс, её шестиклассники  написали письма своим незнакомым друзьям и предложили  дружить.



Предварительный просмотр:

Сценарий

классного часа «Поговорим о переходном возрасте»

8 октября 2010                                                                   Рыбинск, МОУ СОШ №35, 8 класс

Цель встречи:

- помочь детям разобраться в себе, в своём отношении к другим, определить те духовно-нравственные ориентиры, которые станут для них путеводителем в сложный период их жизни – переходный из детства в юность.

Оборудование урока:

-видеоряд произведений искусства на тему «Мир и человек»

Методическое сопровождение занятия:

Книга Илии Шугаева «Один раз на всю жизнь»

ЧАСТЬ I 

     Учитель: Мы будем говорить сегодня о том, что происходит - или может происходить - с вашей душой в вашем возрасте. Ваш возраст называется переходный, поскольку вы сейчас переходите из детского состояния во взрослое. С вашим телом и душой происходят какие-то перемены. Как меняется ваше тело, вы сами видите, а что происходит в душе? Что происходит в душе, попробуем разобраться. Из каких "частей" состоит человеческая душа? Какие у нее есть основные "способности"?  (ответы детей)

     Учитель: А, по мнению священника Илии Шугаева, у души три части. Умная, или словесная часть души, располагается (условно говоря) в области головы и горла. Скажите, а когда мы гневаемся, где у нас закипает? В груди. Совершенно верно: от горла до диафрагмы располагается "гневательная" часть души. (Это область наших чувств, мы называем ее "гневательной" частью души, поскольку гнев - самая разрушительная из эмоций.) Дальше, от диафрагмы и ниже расположена та часть души, которая "заведует" перевариванием пищи и продлением человеческого рода; она называется "вожделетельная" или волевая часть души. Начертим эту схему на доске, а вы в своих журналах:

                                                       Я (ДУША)

УМНАЯ                                    ГНЕВАТЕЛЬНАЯ                                          ВОЛЕВАЯ

   Каждая часть души болеет своей болезнью. Чем болеет вожделетельная часть души? Чаще всего - "Я ХОЧУ".  Это эгоистическое «хочу» без учёта желаний, интересов других людей. Запишем. Чем болеет гневательная часть души, ясно: злостью, гневом, когда он направлен против человека. А чем болеет умная часть души? Глупостью? Понятно, что глупостью, в чем эта глупость проявляется? Разве вы не встречали людей, совершенно не образованных, или даже плохо учившихся (неспособных к учению), которые почему-то вызывают невольное уважение и симпатию, когда чувствуешь, что они по-своему мудрые люди? Так чем болеет ум? (Ответы детей)

Какой человек не может быть другом? Десять лет будете с ним дружить, а он потом предаст вас, потому что его ум был изначально болен. Такой человек не может быть другом, мужем (женой). Чем болеет его ум? Гордостью. Правильно. Запишем.

                                          ЗАПИСЬ В ЖУРНАЛАХ:

Словесная часть души (Ум) - Гордость

Гневательная (Чувства) - Гнев

Вожделетельная (Воля) – Эгоистические желания

  ЧАСТЬ 2

         Учитель: Есть у вас вопросы? Тогда у меня есть вопрос. Три части души, - какая из них находится сверху? Какая главенствует? Словесная, умная? Неправильно. Умная часть души должна главенствовать, голова должна быть сверху. К сожалению, это нечасто происходит. Особенно в вашем возрасте. В "переходном" возрасте (все мы через это "проходим") с нашей душой часто происходит то же, что с айсбергом. Мы и называем это "эффект айсберга". Я предлагаю вам нарисовать айсберг. (дети делают зарисовку айсберга)

        Учитель: Посмотрите, как красиво: айсберг - белая, красивая, сверкающая на солнце ледяная гора. Но обратите внимание, где находится у нее центр тяжести? Правильно, под водой. Теплая вода постепенно размывает нижнюю часть айсберга, центр тяжести перемещается... В какой-то момент что будет? Айсберг перевернется. Как он перевернется? Будет медленно клониться? Нет, сразу и резко - верхняя прекрасная, белоснежная часть уйдет под воду, а наверху окажется уродливая, изъеденная водой ледяная глыба. Вот это часто и происходят с нашей душой в переходном возрасте: ум уходит в седалище (седалище - это часть тела, на которой мы сидим), а те эмоции, которым прилично располагаться в области седалища, захватывают голову. Происходит это иногда очень быстро. Я, например, прихожу в класс после каникул, смотрю на учеников... смотрю... ...Так, перевернулись. Такое "перевернутое" состояние души - состояние ненормальное, болезненное. Можно сказать, только не обижайтесь, что мы в переходном возрасте психически больные люди. Если это психическое заболевание, то у него должны быть симптомы. Если хотите, я опишу вам эти симптомы, чтобы вы могли поставить диагноз себе или своим товарищам.

ЧАСТЬ 3

РОЛЕВАЯ ИГРА.

Учитель:

Хотите? Хорошо. Одни симптомы будут типичными для мальчиков, другие симптомы будут типичными для девочек. С кого начнем? Нет, с мальчиков. Мужчины в трудных случаях должны быть впереди. С мальчиком происходит то, что называется "расстроился" Это значит, что "три"' части души перепутались, смешались, потеряли "строй". Человек - расстроен, расслаблен, разобран. Внешне это выглядит так. Я попрошу кого-нибудь из мальчиков выйти и встать перед залом. Спасибо. Прежде всего, суставы у больного юноши плохо держат нагрузку тела. Колени его полусогнуты, сделайте, пожалуйста. Голову он не держит: голова слегка набок и вперед, так. Одно плечо ниже другого. Он ищет, на что ему облокотиться, вернее, прислониться тазом: его тазобедренный сустав ищет опору. Пожалуйста, обопритесь о стол. Видите, вся фигура изломана в суставах, расслаблена. Что происходит с лицом? Поскольку ум у такого человека ушел в седалище, то у него теперь не лицо, а подобие... Правильно. Так, расслабьте лицо, полностью. Рот полуоткрыт, веки приспущены. Нижняя челюсть и губа слегка ушли вперед. Побольше тупости. Хорошо. Что происходит с голосом? Словесная часть души повреждена, голос проваливается вглубь тела. Человек не говорит, а, знаете, как это бывает, "шлепает через губу": "Ващще, че надо, атва-ли.., а че двойка-та? Я уч-чил..." Похоже? Все, тише, пожалуйста.

Переходим к девочкам. У девочек мы будем наблюдать другую картину. Мальчики в переходном возрасте расстроены, расслаблены, разобраны. Девочки - нет. Девочки инстинктивно знают, что им предстоит создавать семью, рожать детей, расслабляться рано. Мальчики - разобраны. Девочки - собраны... Надо только посмотреть, в каком месте их собрали...   Как узнать, что у девочки начался переходный возраст? Очень просто: по тому, как она переходит порог дома. Вот ей позвонила подружка, девочка схватила шубку, прыг за порог, - еще ребенок. А вот ей позвонили и пригласили выйти в "общество"... Уже и "общества", можно сказать, нет, а выйти хочется (на дискотеку, в кино...) Думаете, что, она встала и пошла? Нет, девушка сначала подготовится, проделает серьезную "работу над собой". Прежде всего, она садится, изучает себя со всем вниманием и... наносит боевую окраску. Как всякая символическая окраска, эта боевая окраска имеет смысл, который можно высказать словами. Девочки, не обижайтесь, но я произнесу эти слова, которые написаны на вашем лице, когда вы его раскрашиваете подобным образом. Кто-то ведь должен вам это сказать. Смысл этой окраски такой - "Ищу..." "Ищу пар-тне-ра..." Пока девочка так красится, с ее душой происходит какая-то перемена. Дело в том, что у души есть точка внимания (точка концентрации), которая может перемещаться по телу... Мы можем ее осознанно перемещать, но чаще всего она блуждает. Пока девочка готовится на "выход", эта точка концентрации постепенно из головы (если она там была) перемещается вниз... ниже... еще ниже... надо еще ниже... Меняется выражение глаз, из них выходит особое свечение (как у хищника ночью). Вот, эта точка концентрации опускалась, опускалась и ушла под диафрагму. Оттуда, из глубины, выходит облачко, его называют "женское очарование". Девушка подправила это облачко... А вот теперь она - встала... и пошла. Она идет - как бульдозер. А навстречу ей... расслабленный, разобранный... на полусогнутых. Что произойдет?   Да, она его "сшибет"... Мальчики, имейте в виду: девочки часто "сшибают" вас не потому, что вы им нравитесь: им просто интересно, как это делается. Видите, внешняя картина психического заболевания в переходном возрасте у мальчиков и девочек разная. Но сущность заболевания одна: страсти захватывают ум и заставляют ум себе служить. Например, человек влюбился. Я не говорю "любит", потому что любит человек всей душой. Нет, он влюблен, то есть в нем возбуждена одна (страстная) часть души, которая заставляет создать образ любимого человека. Как вы думаете, будет этот образ истинный или ложный? Да, ложный, обязательно ложный. Далее, представим, что люди сходятся, страсть удовлетворена. И ум теперь нарисует другой образ того же человека. Как вы думаете, этот второй образ будет истинный или ложный? Истинный? Нет, обязательно ложный. Маятник качнулся в другую сторону, от одной лжи к другой.

Учитель: Чтобы вы лучше поняли, я расскажу вам одну недавно прочитанную историю. Юноша. Сирота приходит к дяде, потому что он был сиротой и всегда, когда надо было посоветоваться, шёл к дяде:

- Дядя Женя, я женюсь. –

Гоша, а который тебе годик? –

Уже девятнадцать. –

А невесте твоей сколько? –

Столько же, мы в одном классе учились.  

- Гоша... а зачем ты женишься?

- Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся?

- Не знаю, честное слово. Это у всех по-разному бывает. Ты-то зачем женишься?

- Ну... я ее люблю.

- Очень хорошо, расскажи мне о ней.

- Ну, дядь Жень, она ва-ще! она кла-асс!

- Нет, "вообще" я не понимаю. Ты мне о ней расскажи.

- Ну, во-первых, у нее... (Тут дядю кольнуло: не "она", а "у нее", не "Катя" и не "Даша", а "у нее".)

- У нее волосы... (С чего начал описывать любимую женщину!)

- У нее волосы,.. каких нет в природе!

- Как это? Я столько женщин видел, как это "волосы, каких нет в природе"?

- Дядя Жень (и   Гоша даже пальцы собрал в щепотку от удовольствия), волосы - ярко зеленые!

- Так, а что у нее еще есть?

- Ноги. И она ими так шарк-шарк.

- Волочит ноги?

- Не-ет, это понт такой. Она ваще все делает с понтом. Когда курит, то так сигарету держит... изящно. Дядя Женя, но как она матерится! Тут один мужик в автобусе ей что-то не то сказал, она ему так ответила, у того челюсть отпала...

Рассказывает дяде Гоша про этого зеленого крокодильчика, а он думает про себя, что же ему сказать. Ведь все ясно...   Собрался с духом и сказал ему так:

- Георгий, я тебе говорю как родственник и как старший: ты с ней жить не будешь. Никакая у тебя не любовь. Мой тебе совет: подружи с ней один год. Как к женщине не прикасайся. За год у нее волосы отрастут, отучи ее курить и материться. Через год все будет ясно. Понял меня?

Как вы думаете, послушал дядю Гоша?

 Нет. Он посмотрел на меня с сожалением: дескать, дядя Женя, ты уже старый, не можешь понимать любовь. Скоро была свадьба.

Прошло полтора года, от Гоши вестей не было. И вот встреча на улице Горького.

- Здравствуй, Гоша, как дела?

- Плохо.

- Что такое?

- Жена в больнице.

 - Ты теперь все свое время должен отдать ей.  

- Дядя Женя, о чем вы говорите? Я развожусь.

- Как? Почему?

- Да ну, - сказал мне Гоша буквально следующие слова, - волосы зеленые, куряка, матершинница, неряха и дрянь.

- Это ты - дрянь. Ты девчонку взял, искалечил, сейчас бросаешь. Ты - мужчина, вся ответственность на тебе. Он тут же в подворотне и заплакал. Совесть у парня была...

Вот чем кончаются эротические игры в переходном возрасте. Если ум захвачен страстью, то он обязательно рисует неверный образ другого человека: и в то время, когда он одержим страстью, и в то время, когда страсть проходит.

У вас есть вопросы?

ЧАСТЬ 4

         Учитель: Тогда у меня к вам вопрос. Скажите, когда заканчивается переходный возраст, во сколько лет?

         В 25? Может быть, но почему именно в 25? После армии? Для юношей, а для девушек? После замужества?

         Учитель: Переходный возраст может вообще не закончиться. Как перевернулся человек в юности, так вверх ногами и ходит до смерти. А после смерти, вниз головой, он куда пойдет? Как узнать, что человек так и застрял в переходном возрасте? Если это человек взрослый, то он уже умеет скрывать свои чувства и повадки. По внешности уже трудно определить, что он "перевернувшийся айсберг". Есть ли признак, по которому можно узнать, что он так и остался в перевернутом состоянии?  Подумайте, это и будет вашим домашним заданием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вместе с нами 126 обучающихся 31 педагог основного и дополнительного образования 213 мам и пап 83 бабушки и дедушки Газета «Планета-35» муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Рыбинск Социокультурный проект «ЖИВАЯ ШКОЛА»

Слайд 2

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - взаимодействуя с Институтами семьи и воспитания Москвы и Санкт-Петербурга создать территорию социальной комфортности и защищённости обучающихся школы; -используя активные формы и методы воздействия, вовлечь школьников в деятельность кружков, объединений, секций; регламентировать всю работу с детьми в соответствии и правовыми документами. Я В ЭТОТ МИР ПРИШЁЛ, ЧТОБ ВИДЕТЬ СОЛНЦЕ!

Слайд 3

Модуль взаимодействия семьи и школы Дискуссионный клуб «Скрижали» Акция «Добро не исчезает» Родительский всеобуч Культурно-досуговые программы Социальные проекты Деятельность НОУ «Поиск» Работа пресс-центра «Планета-35»

Слайд 4

Модуль 1 Жизнь без права на бесправие В течение трёх последних лет осуществляется партнерские отношения с Федеральным Государственным научным учреждением «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи» Сфера взаимодействия: - Обучающие семинары для родителей; - Творческие конкурсы для детей: «Я рисую мир» - 2009 год (участвовали 12 детей); - Конференции для педагогов (последняя – октябрь 2010 год) Москва. 17-18 октября 2010

Слайд 5

Модуль 2 Воспитание «хорошего» родителя Издание и распространение буклетов по профилактике насилия в отношении детей: «Памятка для родителей», «Жестокое обращение с детьми» «Родители – прекрасная роль!», «Остановим домашнее насилие».

Слайд 6

Модуль 3 На планете Семья С 2005 года осуществляет свою деятельность дискуссионный клуб «Скрижали » (занятие «Пороги жизни»), который объединил и детей, и родителей. Опыт работы клуба был представлен во Владикавказе в ноябре 2008 года. Материалы занятий опубликованы в ж. «Классный руководитель», «Этическое воспитание» На занятии в клубе «Скрижали»

Слайд 7

Модуль 4 Территория добра - «Необижайка» - игровые программы для детей младшего возраста; - Реализация проекта «Павлик Морозов: ХХI век» (организация условий для актуализации вопроса о недопустимости применения насилия и жестокости к детям) Выпуск газеты «Планета-35»

Слайд 8

Модуль 5 От сердца – к сердцу (диалоги на трудные темы) Циклы классных часов «Открыть в себе Я»: Я – потребность быть принятым и признанным; Я – потребность иметь друга; Я – потребность самоактуализации в определённых социальных ролях

Слайд 9

Модуль 6 Маршрут от Я к МЫ ПАСТУЛАТЫ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ Самопознание Самовоспитание Творчество

Слайд 10

Модуль 7 ОТ ПОЗНАНИЯ – К ТВОРЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВУ Темы исследований в рамках Всероссийских конференций: Теория вероятности в демографии города Рыбинск (Москва, секция «математика», Абрамов Артур, 2007) Дискретность имён существительных, обозначающих продукты питания (Москва, секция «лингвистика», Коряков Александр, 2007) Мотив плахи в романе Ч.Айтматова «Плаха» (Москва, секция «философия», Некрасова Мария, 2008) Скульптура Рыбинска (Москва, секция «культурология», Тощакова Анна, 2008) Вечные проблемы в творчестве Чингиза Айтматова (Москва, секция «философия», Некрасова Мария, 2009 Женский образ в рекламной фотографии (Москва, секция «культурология», Тощакова Анна, 2009) Сказка – анахронизм или вечность в современном мире? Некрасова Мария. 2010 г.

Слайд 11

Хоть на минуточку мне стать бы радугой Я поднимаюсь всё выше и выше и, наконец, оказываюсь на вершине мира. Подумать только, да, я – радуга! Такая весёлая и ... свободная. Всегда мечтала стать радугой! Необыкновенная высота, ошеломляющая атмосфера, а какой кругозор! Вот и думаешь, а есть ли вторая Я? Может, сейчас она на меня смотрит и тоже хочет стать радугой? А стать радугой очень даже просто. Достаточно только уйти далеко-далеко, никуда не уходя! А вот интересно, что обо мне думают другие люди? Им весело, когда я на небе или нет? А, может, меня любят даже давно выросшие из детей люди? Настя Яковлева, 6 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                                      Уверен: если приоритет здорового образа жизни

будет в полной мере реализован в школе,

то мы гораздо легче справимся и с формированием

современной системы здравоохранения в целом

                                                                                                             Президент РФ

     Д.А. Медведев

ДИСКУССИЯ[1]

на родительском собрании

СЧАСТЬЕ  РЕБЁНКА – В ЗДОРОВОЙ ПИЩЕ?

                                                           

                                                             Автор

                                               Белякова Людмила Михайловна,

                                             классный руководитель 8 класса,

                               кандидат культурологии

Пояснительная записка

История вопроса

Организация здорового питания – это прямой путь к здоровому человеку, человеку жизнелюбивому, энергичному, способному противостоять трудностям и «написать» свой позитивный жизненный сценарий. Это тот вопрос, в котором заинтересованы все участники образовательного процесса, но не всегда правильно определяются все узловые точки для консолидированных действий. Отсюда вытекает актуальность обращения к этой теме «Счастье наших детей зависит от того, что они едят?»  и выбор формы обсуждения.

 Форма мероприятия

- дискуссия

        Цель дискуссии

- достичь консенсуса в вопросах здорового питания для детей и организации его как дома, так и в школе;        

        Задачи дискуссии

- сплотить участников образовательного процесса  в ходе дискуссии;

- пропагандировать продукты, необходимые и полезные детям;

- проанализировать общее состояние по организации питания детей класса;

- проанализировать пути выхода из затруднительных ситуаций по вопросам питания детей;

- найти решения «острым» вопросам по поднимаемой проблеме.

        Пропедевтика

1. Познакомиться   с работами ведущих специалистов по обсуждаемой теме: Баскова Л.П., Ванукевича А.С., Васильева С.С., Роговой  А.Л., Савкиной Р.В., Черных А.Р., а также многих других отечественных специалистов,

2. Составить анкету, провести анкету и её обработку[2]

3. Выбрать ведущих дискуссии

4. Довести до сведения родителей Правила ведения дискуссии.

        Аудитория

        - родители 8 класса;

        - медицинский работник Петрова Людмила Алексеевна

        - технолог школьного питания МУП ТД «На Сенной» Племенюк Екатерина Анатольевна

        - классный руководитель Белякова Людмила Михайловна

        - учителя, работающие в классе (по желанию)

         Методическое обоснование занятия

Содержательная составляющая дискуссии (воспитание здоровой личности) определена  общегосударственной тенденцией к снижению числа здоровых детей, оканчивающих школу (до 30%), основой занятия является приобщение детей к полезным для организма продуктам  и умение правильно сделать выбор. Такая форма родительского собрания лишена декларативности, назидательности, она способствует укреплению сотрудничества школы и семьи в вопросах социализации личности ребёнка и формированию его отношения к своему здоровью как высшей ценности в мире. Хронотоп занятия отличается вариативностью: оно может быть успешно реализовано в любом пространстве и характеризуется разносторонней адресностью;

         Организация   пространства

Столы поставлены полукругом, так чтобы участники дискуссии сидели лицом друг к другу и к ведущему, что, в свою очередь, создаёт максимальный психологический комфорт для каждого участника дискуссии;

Дидактическое оформление занятия

По количеству участников подготовлены конверты, в которых находятся «кирпичики» - это полоски цветной бумаги со словами, обозначающими продукты питания: яблоки, лимоны, чеснок, мясо курицы, газвода, сухарики, чипсы, шоколад, жевательная резинка и др.

ХОД ДИСКУССИИ

I. Констатация факта проблемы

        Ведущий[3]:

        Добрый вечер, уважаемые члены дискуссионного клуба. Совсем недавно мы собирались для того, чтобы обсудить нравственные постулаты, которым  следует человек в своей жизни и организует себя в мире так, чтобы «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Несомненно, ценность человека в мире определяется его мироощущением, его поступками, отношением к себе и миру в целом. В этой связи уже на предыдущем занятии были высказаны противоречивые мнения о физической составляющей наших детей. Прозвучали вопросы: «Как здоровье ребёнка способствует его утверждающей миссии на земле?», «Насколько школа готова к решению такого заказу?». Результаты анкетирования (100% охват горячим питанием детей нашего класса в школе; 90% детей получают сбалансированный завтрак дома) говорят о заботливом отношении семьи и школы к здоровому питанию как важной составляющей в будущем ребёнка. Казалось бы, нет повода к обеспокоенности. Но, как правильно заметили многие из вас, здоровье подрастающего человека  соотносится с его ощущением быть счастливым, чувствовать себя счастливым. Кто-то заметил: «Даже хлеб становится пряником, если любишь жизнь».

        Таким образом, проблема пропорциональной зависимости счастья и здоровья становится предметом наших размышлений. А участники дискуссии – школа и семья -  выступают одновременно в роли тех, от кого зависит благополучие детей, а это значит, обсуждение проблемы предполагает конструктивные пути её решения.

II. Трансляция фотослайдов на тему дискуссии

Ведущий:

Опираясь на фотоматериалы, заполните предлагаемый алгоритм «От здорового питания – к комфортному мироощущению», обозначив стрелками параметры зависимости. 

Здоровое

питание

Ощущение комфортности

                                                 

?

Что-то другое

 Готовность быть

успешным

III. Обсуждение в группах результатов работы с алгоритмом[4].

Одна точка зрения

Ребёнок, получающий полноценное сбалансированное питание, чувствует в себе силы достичь максимального результата в чём-либо. Он успешен, жизнерадостен.

Другая точка зрения

Это искусственно созданная зависимость, что будет доказано в ходе дискуссии.

IV. Дискуссия[5]

Тезис

 

                           Роль

           в    дискуссии

Здоровое питание –

путь к счастливому будущему

Успех и счастье в будущем

 не зависят от здорового питания

сторонники

Вспомним те дни, когда заболевал ребёнок. Всё замирало вокруг, мир переставал существовать. Мы готовы на всё, чтобы заболевания обходили ребёнка стороной. Но  всё ли для этого делаем?

Вместе с пилюлями и таблетками любой врач долго и обстоятельно говорит о том,  как должен питаться ребёнок. Одним лекарством невозможно победить болезнь. И мы тщательно выполняем все рекомендации: режим питания, сбалансированность питания, энергетическая ценность и полезность продуктов, и понимаем, как это важно. Но ведь это важно делать каждодневно, а не только когда «промедленье смерти подобно». (Шабаршина Наталья Юрьевна)

противники

Я не соглашусь с Еленой Юрьевной, потому что мы говорим о питании не больного ребёнка, а о здоровом питании каждодневно, т.е. в обычном,  а не экстремальном режиме. (Шпенёв Андрей Владимирович)

сторонники

И я об этом же, Андрей Владимирович. Просто для контраста привела пример, когда ребёнок болеет. Ведь часто и болезнь подбирается к тому, у кого ослаблен организм, к тому, кто неправильно, неполноценно питается.  (Шабаршина Н.Ю.)

противники

Я не оспариваю роль питания, точнее здоровой пищи в жизни ребёнка. Но несколько удивлена соотношением между тем, что ест ребёнок и его самочувствием.

(Бесова Галина Анатольевна)

сторонники

А зависимость, Галина Анатольевна, прямо пропорциональная. Я работаю воспитателем в детском саду и вижу, как ощущает себя ребёнок, который ест хорошо, которому прививают и дома культуру приёма еды. И насколько дискомфортен маленький человечек, который принимает только избранную пищу, т.е. ему разрешают есть только то, что нравится. И я соглашусь в этом отношении с мнением, что нужно пропагандировать здоровую пищу, обращать внимание ребёнка на полезные, необходимые организму продукты. Кто правильно питается, тот по-настоящему почувствует вкус жизни.

(Кудрявцева Светлана Михайловна)

противники

А я вот слушаю сейчас и возмущаюсь такими доводами. А как быть тем, кто имеет врождённые заболевания? Это значит они уже никогда себя в жизни счастливыми не ощутят?

(Баруздов Андрей Борисович)

сторонники

Во-первых, А.Б., мы говорим не о здоровых и больных детях, а о питании, которое должно идти на пользу ребёнку. Так больному ребёнку это необходимо в первую очередь. Об этом даже спорить не приходится.

Я убеждена, здоровая пища приносит чувство удовлетворения. А сколько продуктов, полезных, нужных, по-настоящему являются продуктами «радости»: йогурты, шоколад, фрукты и др.

Едим здоровую пищу – будем счастливыми, потому что всё можно купить. Кроме здоровья. Эту мысль дети наши должны осознать как можно раньше.

(Анисимова Светлана Михайловна)

Поддержали репликами несколько родителей.

Ведущий:

К сожалению, в наш стремительный век, когда ритм жизни обгоняет даже мысль человеческую, мы не успеваем (как сами об этом посетовали сегодня) думать о самом главном – о завтра, о будущем своих детей. Вернее, мы строим дальновидные планы, и каждый родитель ратует о счастье и всяческом благе своего чада. И, думая о вечном, мы порой забываем об элементарном: сквозь пальцы смотрим на перекусы, не замечаем «предпочтений» сухих завтраков нормальной еде. И самое страшное то, что чем старше наш ребёнок, тем отношение к тому, что он ест, всё более невнимательное.

И результат незамедлительно сказывается: сначала на настроении, а затем и на общем состоянии здоровья. Сегодняшняя тема никого не оставила равнодушным, и хотя общее состояние проблемы не коснулось так явно никого в классе, думаю, что каждый участник дискуссии ещё требовательнее будет относиться к здоровому питанию ребёнка, и к процессу организации как дома, так и в школе, и к качеству продуктов, и к энергетической их ценности. И счастье придёт в наши дома и поселится в них навечно!

Приложение

(индивидуальная анкета для родителей)

Вопрос родителям

Тест с выбором ответа

1. Питается ли ваш ребёнок в школе?

ест в школьной столовой
берёт еду из дома
и то и другое
в школе не ест совсем

2. Если Ваш ребенок не ест в школе, то почему (выберите одну, наиболее значимую, причину)? 

мой ребенок ест в школьной столовой
нет денег (дорого)
невкусно
не успевает
потому, что готовят нелюбимую им пищу
привычка не завтракать и не обедать
нет информации о питании в школе
другие причины
не знаю

3. Удовлетворены ли Вы и Ваш ребенок качеством питания в школе? 

в целом удовлетворены
в основном удовлетворены, есть отдельные замечания
не удовлетворены

4. Удовлетворены ли Вы и Ваш ребенок меню, по которому организовано питание в школе? 

в целом удовлетворены
в основном удовлетворены, есть отдельные замечания
не удовлетворены

5.  Удовлетворены ли Вы и Ваш ребенок формами организации питания в школе? 

в целом удовлетворены
в основном удовлетворены, есть отдельные замечания
не удовлетворены

6. Соответствие фактическому меню в школе утверждённому меню и рациону питания

соответствует
частично не соответствует
в основном не соответствует
не знаю

7. Наличие в вашей школе меню и подробной информации об услугах по организации питания детей в месте, доступном для всех родителей (до поста охраны):

имеется
имеется, но давно не обновлялась
отсутствует
не знаю  
недостаточная информация
отсутствует (не видел)

8. Наличие в вашей школе меню и подробной информации об услугах по организации питания детей на сайте школы:
 

имеется
недостаточная информация
отсутствует
не знаю

9. Организовано ли в вашей школе двухразовое питание всех желающих за денежные средства родителей? 

все желающие могут получить (приобрести) завтрак и обед
можно приобрести только завтрак
можно приобрести только обед
нет возможности регулярно получать питание за средства родителей
не знаю

10. Соответствует ли установленным требованиям режим питания в школе?
<подсказка: завтрак – на второй, третьей перемене; обед – после окончания занятий; продолжительность перемены, отведенной для завтрака или обеда, достаточна для спокойного приема пищи

соответствует
частично не соответствует
не соответствует

11. Утром до школы Ваш ребенок получает: 

ничего
легкий завтрак
полноценный завтрак

12. Организован ли в школе питьевой режим (обеспечение детей в достаточном количестве доброкачественной питьевой водой)? 

с использованием бутилированной питьевой воды
с использованием кипяченой водопроводной воды
не организован
не знаю

13. Проводятся ли со школьниками занятия по вопросам здорового питания? 

проводятся на систематической основе по специальным программам
проводятся иногда (на тематических занятиях, классных часах и т.п.)
не проводятся
не знаю

14. Наличие наглядной информации по вопросам здорового питания на стендах и плакатах в обеденном зале, коридорах и рекреациях. 

имеется
имеется, но давно не обновлялась
отсутствует
не знаю

Благодарим Вас за ответы, которые послужат улучшению организации питания в школе.


[1] Сценарий  является    авторским, ссылки при использовании обязательны

[2] См. в приложении анкету «Как питается мой ребёнок»

[3] Единодушное мнение родителей в том, что классный руководитель должен вести эту дискуссию было обосновано более объективным подходом к оценке различных мнений и суждений.

[4] Наметились две противоположные позиции в осмыслении зависимости питания от мироощущения ребёнка: а) комфортность, успешность зависят от того, как питается ребёнок; б) зависимости не наблюдается, она создана искусственно.

[5] Дискуссия прошла 11 ноября, что позволило оформить высказывания родителей в форме таблицы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЧИТЕЛЬ, НАУЧИ МЕНЯ ХОДИТЬ – ПОЛЕЧУ Я САМ!

Слайд 2

Д – добро Буква Д (добро) была придумана древним и очень добрыми людьми. Они считали, что буква Д, как медальон, их оберегала и приносила счастье. Но эту букву было очень много хороших слов, например: добро, добродушие, дружелюбие. Я бы предложил букву Д назвать «дар», потому что дар получает только тот человек, который трудолюбивый, способный учить людей письму, речи. Бог посылает добро людям. Вот почему букву Д (добро) назвали так. Ткаченко Лёня. 5 класс

Слайд 3

Весенняя гроза Май. У всех хорошее настроение, и никто не замечает туч. Но вдруг грянул гром, сверкнула молния. Хлынул ливень, задрожали листья. Тут и там раскрываются разноцветные зонты. А тучи всё дерутся, гремят, дождь хлещет, бьёт по зелени деревьев, а под этим всем пестреют зонты. Вот какой весенний пейзаж! Суровая Лиза. 5 класс

Слайд 4

И ПОЕДИМ, И ПОПЛЯШЕМ, И ПАШНЮ ВСПАШЕМ (сочинение-миниатюра на основе пословицы) Думаю, что эта пословица учит человека быть чутким и трудолюбивым. Смысл её я понимаю так: человек наметил выполнить какое-то дело, значит, надо приложить все силы, чтобы достичь результата. Эта пословица мудрая, потому что в ней говорится о человеке, который радуется. Веселится, но не забывает о своих обязанностях. Вспоминаю такой случай. У моего друга приближалось день рождения. Все радовались вместе с ним. Но он забыл о всех делах по дому, и ему пришлось ответить за свою оплошность. Есть много пословиц, которые учат человека, но эта самая важная – она учит ответственности. Баруздов Иван, 5 класс

Слайд 5

БАБОЧКА (сочинение-миниатюра на основе летних впечатлений) За что я люблю лето? За спелые яблоки? Сладкую клубнику? Изумрудную зелень травы? А ещё лето – это тепло, солнце и ощущение неизбывного счастья. Именно летом со мной происходят самые различные истории, даже волшебные. Однажды я встала так рано, что в квартире было ещё темно. Но я не побоялась темноты и вышла на улицу. Стою, любуюсь сонной ещё природой и вдруг вижу: в паутине запуталась бабочка. Она уже была без сил. Я её освободила и положила на руку. Бабочка вспорхнула, облетела вокруг меня и села мне на плечо. Я расценила это, как желание бабочки дружить со мной. А потом она улетела в небо, как август, как уходящее лето. До встречи, бабочка-подруга! Шпенёва Влада, 6 класс

Слайд 6

ВСЕ НА ВЫБОРЫ Крошка сын к отцу пришёл И спросила кроха: «Выборы – это хорошо, Или это плохо?» Папа кроху посадил И сказал он крохе: «Я – российский гражданин, Ты, сыночек, тоже. Завтра вот наступит день, И пойдут все люди. И заполнят бюллетень В округах повсюду. Депутатов выбирать Очень-очень трудно. Нужно честно избирать, Делать выбор мудро». Ткаченко Леонид, 5 класс

Слайд 7

ДОЖДЬ (сочинение-миниатюра с грамматическим заданием: описать дождь в художественном стиле) Однажды мне приснился сон. К нам на Землю прилетели инопланетяне. А в это время шёл дождь. - А что это такое падает с неба? - спросили у меня удивлённые инопланетяне. - Это дождь. - Дождь? А что такое дождь? - Дождь – это чудо природы. Струи дождя, как серебряные нити, спускаются на деревья, травы. Умывают землю, задерживаясь на листочках, алмазными россыпями. Часто дождь завершается радугой. А кстати, вот она – смотрите. Инопланетяне впервые увидели радугу. Как они были рады, а я в этот момент проснулась. Кудрявцева Алёна, 6 класс

Слайд 8

Осень! Мне очень нравится эта пора. Как красива осень, одетая в нарядные, яркие и такие праздничные одежды. Жёлтые, оранжевые, красные, словно разноцветные бабочки, срываются листья с деревьев, чтобы совершить почётный круг и лечь ровным ковром под ноги прохожих. Осень! Сколько у неё запахов! Она пахнет недавно собранным урожаем, прелыми листьями и поздними цветами. А как много звуков издаёт осенняя пора! Мы можем услышать крик-прощание с родным краем улетающих птиц. И шум листвы на деревьях, немного прощальный и потому грустный. И шуршание рыжего листопада под ногами. Вот какая она, моя осень! Добрякова Мария, 6 класс

Слайд 9

«ПЕРЕД ВАМИ ГРОМАДА – РУССКИЙ ЯЗЫК» (сочинение-миниатюра на основе цитаты лингвистического характера) Разносторонен и интересен русский язык. Его необъятная величина поражает, в глубине мысли его можно утонуть. Русский язык – большая страна, в которой есть города: Фонетика, Морфемика, Графика, Синтаксис и Пунктуация. Неисчислимы и непроходимы леса – правила. Чтобы в них не затеряться, нужно иметь особый компас – тягу к знаниям. Важный элемент нашего родного языка – изучение его в других странах. Наш язык интересен моим сверстникам во Франции и Англии, Японии и Германии. Это ли не доказывает его силу и величие? Яковлева Настя, 5 класс

Слайд 10

ЦВЕТЫ ( сочинение-миниатюра на основе любимого поэтического текста) Цветы… Цветы! Какие они? Может быть, ответить на этот вопрос мне помогут эпитеты и метафоры? Попробую. Цветок… Хрупкий корешок приютился в тёплой, согретой солнцем матери-земле. Нежный стебелёк тянется к светлым лучикам солнца и греется, греется, греется. Почка… Мягкий пушок с семенем, одетый в твёрдую, крепкую одёжку. А вот и листочки, которыми мы так рады после долгой зимы. Самое интересное, что цветы, как маленькие дети, радуются солнцу. Любят тепло и тюльпан, и хризантема, и полевая ромашка. Цветы – это радость человека? Нет, слишком обыденно. Тогда, может быть, земляные солнышки, незабываемое чудо? И пусть он хрупок, нежен, но какой силой воздействия обладает на человека!

Слайд 11

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС (сочинение-миниатюра на основе фотографии) Свежие, спелые яблоки снимают с яблони и кладут в корзину. Их опьяняющих аромат заполнил весь сад. Их дурманящий запах и восхитительный вид так и просят взять их в рот. Надкусить и насладиться причудливым плодом осени. Яблоки сладкие-пресладкие, нежные-пренежные. Анисимова Арина, 5 класс

Слайд 12

АВГУСТ (сочинение-миниатюра на основе поэтического текста) Игрив и степенен Август. Как хочется проникнуть и понять теплоту твоей души. Ты согреваешь мир. И всем хочется совершать только благие поступки. А зло ты сталкиваешь в пропасть. В бездну, из которой нет выхода. Ты согреваешь своими лучами. Смотришь в небо, в голубую бездну, однотонную, светлую, с белоснежными облаками. Мой Август, ты приветлив и светел! Бесова Алина, 6 класс