Музейная педагогика

Белякова Людмила Михайловна

4640
vsey_shkoloy_v_muzey.jpg
            Как организовать урок по-новому, как обновить
не только содержательный компонент урока,
но и его пространство?
На эти вопросы отвечает автор страницы
"Музейная педагогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_muzeynom_prostranstve.doc83 КБ
Microsoft Office document icon vglyadyvayas_vglub.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon kolumb.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon motiv_kamnya.doc69 КБ
Microsoft Office document icon feniks.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon fenomen_portreta.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               Белякова Людмила Михайловна.,

                                                                                                              кандидат культурологии,

                                                                                                               учитель русского языка, литературы, МХК

                                                                                                               МОУ СОШ №35 города Рыбинск,

                                                                                                               Почётный работник общего образования

Интеграция музейного и литературного пространства.

                                                                            Главной заботой государства,

власти должна быть не химера

национальной идеи, а культура…

Д.С. Лихачев

                                                                                           Вне культуры существование

человечества на планете

лишается смысла.

 Д.С. Лихачев

 

         Современный учебно-воспитательный процесс в школе уже трудно представить без такой составляющей, как музейная педагогика, которая является областью научной и практической деятельности школы и музея.

Термин «музейная педагогика» определяет научную дисциплину, интегрирующую педагогику, психологию, музееведение. В содержание же музейной педагогики входит передача культурного опыта, развитие исторического сознания, творческих способностей через педагогическую деятельность в условиях музейной среды.

           Напомню, что одна из дефиниций культуры (по определению Ю.М. Лотмана) -  «Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества».* Музей, являясь одним из институтов культуры, хранит, изучает культурное наследие, создает возможности для наглядного, эмоционального постижения культуры людьми, раскрывает многообразие творческой деятельности человека.

        На рубеже тысячелетий разрабатывается новая образовательная модель музея, отвечающая интеграционным процессам, происходящим в мире. Они имеют много модификаций, но главная их цель – образование человека культурой.

        Как подготовить, прежде всего, подрастающее поколение к жизни в III тысячелетии с учетом тех новых задач, которые предстоит решать? Одним из вариантов изменения образовательной системы может стать включение в образовательный процесс учреждений неформального образования, как, например, музеев.

        Культурно-образовательная деятельность – одно из ведущих направлений музейной работы. Оно ориентированно, прежде всего, на школьную аудиторию, а чтобы эта ориентация носила адресный характер, музей и школа должны стать партнерами. И в такой консолидации культуры, музеев и образования – видится залог прогрессивного развития нашего общества. Школа – в качестве учреждения основного образования, музей выступает в качестве учреждения культуры, включившегося в систему непрерывного образования и как центр дополнительного и как центр альтернативного художественно-эстетического образования.

        Педагогическое взаимодействие нашей школы с музеем способствует:

  1. патриотическому воспитанию и социализации личности;
  2. раскрытию творческих способностей учащихся;
  3. целостному обновлению образовательной системы;
  4. интеграции образовательного процесса через создание интегрированных курсов и образовательных модулей с опорой на потенциал РГИАХМЗ;

           

           

 *Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб «Искусство», 1994.

 

        

      Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой и информационно насыщенной, предметно-пространственной среде, где человек ощущает свою сопричастность культуре и возможности диалога с ней.

        Сегодня употребление понятия «диалог» приобрело такой масштаб, что следует определить содержание этого понятия в отношении культуры. Так например, философ В. Библер ввел понятие «диалогика» - то есть логика диалога – и саму культуру трактует как, отталкиваясь от Бахтина, как ДИАЛОГ КУЛЬТУР. Резюмирую очень важный тезис: сегодня диалог уже нельзя воспринимать как обмен монологами, это форма МЕЖСУБЪЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, в котором каждый участник видит другого равным ему существом, таким же свободным, как он сам, которому нельзя навязывать свое мнение. Диалог может быть словесным, музыкальным, важно в результате диалогического общения достичь духовной ОБЩНОСТИ. Диалог не может быть побочным приемом, чтобы расшевелить ученика, пробудить у него интерес к заданию, диалог – это «научение приемам творчества».**

        Когда мы говорим о предметах художественного цикла (мировая художественная культура, музыка, изобразительное искусство), то инвариантной остается задача: НЕ ПРОСТО НАУЧИТЬ и не только передать определенные знания, а РАЗВИТЬ ВКУС И ТАЛАНТ ученика. А единственным инструментом, который может решить эту задачу, является ДИАЛОГ.

        В музейном пространстве диалог принимает специфический смысл: с одной стороны, - это диалог, который идет в мире культуры, в мире искусства,      а с     другой стороны, - это      обучающий    диалог. Различные механизмы нужно включить тем, кто этим занимается, т.е. сотруднику музея, выступающего экскурсоводом,  учителю, задачей которого является педагогическая триада: образовать, научить, воспитать. Умалять роль школьного учителя в музейном диалоге нельзя, т.к. именно он определит реальный опыт каждого ученика, уже имеющуюся у него систему ценностей и соотнесет ее с логикой взаимодействия предмета искусства. Условно модель такого диалога можно представить следующим образом:

                                                    I уровень

                                                коммуникации

                                             обмен информацией

                                                    II уровень

                                        Обмен смыслами и ценностями

                                                    III уровень

                                Уровень отождествления, слияние смыслов,

                                                слияние   Я и ТЫ

        Необходимым условием диалога является общность языка. У нас три стороны принимают участие в общении (имеется II уровень): это произведение искусства, которое ответить не может, оно может только предложить; это учащиеся и музейный работник или педагог. Итак, должна быть общность языка, т.е. взаимопонимание по всем позициям, либо какой-то метаязык, который мог бы служить посредником. Наличие такого языка возникает в результате интеграции усилий всех, кто собрался в музейном пространстве. Формирование его зависит от учебной цели. С кем мы хотим, чтобы наш ученик, посетитель вступил в диалог, т.е. какой род диалога предполагается, кто будет его собеседником: эпоха, произведение, автор, экскурсовод, учитель? Я предпочитаю формировать язык общения до встречи с музейным экспонатом в музейном пространстве. Это позволяет увеличить масштаб диалога (от индивидуального к групповому, коллективному, фронтальному). Конечно, диалог не самоцель, его уровень определяется не всплеском эмоций, а уровнем интеллектуального багажа, который приобретается,          и,       конечно,       уровнем      поведенческой      реакции

(см. Приложение III, урок-диалог «Феникс романтизма в русской художественной культуре»).

        Следующий шаг – это диалоговая преемственность. Общение, начатое в музейном пространстве, не должно прерваться. Необходимо планирование, конструирование таких точек, которые позволяют переходить диалогу в другое пространство, продолжаться внутри себя, в школе, в семье. И это будет развивающая цепочка. Без учителя-предметника эта цепочка прервется. А идеальным условием преемственности диалога станет создание образовательных программ.

        Определив роль и структуру диалога, следует перейти на своеобразие, специфику диалога в учебном предмете. Совершенно очевидно, что диалог на уроке мировой художественной культуры будет отличаться от диалога на уроке, предположим, математики. Взаимодействие с произведением искусства определяет природу диалога. Если мой ученик почувствует силу искусства, он захочет встречи еще и еще раз, мое общение с ним имеет смысл постольку, поскольку я зажгу в нем эту искру. А когда мы говорим о «диалоге культур», имеется в виду серия диалогов конкретных лиц: зритель вступает в непосредственный диалог с художественным образом, а опосредованно – в диалог с самим художником, а парапсихологически – с другими зрителями. Какими способами автор вовлекает зрителя в диалог?

        Он превращает художественный образ в своего рода субъекта – в квазисубъекта. А за образом стоит художник, его создавший, и через восприятие образа учащийся вступает в диалог с самим художником. Это тоже квазидиалог, потому что художник свое слово уже сказал и отвечать не может, но он создал в произведении искусства возможность мысли. Одним словом, диалог – это постоянный процесс, способствующий пробуждению восприятия произведения искусства, являющийся ведущим условием внутреннего духовного проявления личности в искусстве.

        В процессе диалога мы чаще фиксируем внимание на том, с чем из диалога с произведением искусства выходит учащийся. Но, к сожалению, меньше думаем о том, с чем выходит учитель. Роль взрослого в педагогическом процессе – это особенная тема разговора. А как сам развивается учитель в процессе взаимодействия с учениками? Приведу конкретный пример. Я веду интегрированный курс «Музей и культура» для учащихся 8-11 классов (см. Приложение), и весь процесс строится на том, что мы обсуждаем темы с разных исходных позиций. Я разворачиваю проблематику на примерах изобразительного и прикладного искусства, а ученики комментируют на материале современного киноискусства, современной музыки. И происходит то взаимообогащение, когда учащиеся чувствуют себя в какой-то степени «образователем» самого педагога (см. интегрированное занятие «Феномен портрета в искусстве»).

        Уверена, что для восприятия произведения искусства важен не столько информативный уровень диалога, сколько психологический – состояние партнеров диалога, их сопереживание, согласие, сотворчество в формировании ценностного сознания. Можно условно вывести формулу диалога:

Д = 4 СО
Д И А Л О Г

сопереживание               согласие               сотворчество                 сознание

        Данная формула доказывает, что возможен как словесный, так и молчаливый, невербальный диалог, когда все рядом рассматривают, думают и чувствуют каждый свое. Возможен и дистанционный диалог (в другом уже пространстве), когда ученики расходятся, но общение продолжается и к произведению, и к беседе о нем. Это тоже диалоги.

        Таким образом, главная методика – в творчестве педагога, в разработке конкретной психологической ситуации восприятия, в ориентации образовательной среды музея.

            Сегодня каждый учитель убежден, что музей создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала личности. Этот подход к музею как своего рода модели многомерного мира привлекает учителя, который хочет сотрудничать с музеем, но очень часто не знает, как это сделать. Вот почему была предпринята попытка подготовить «потенциального союзника», а ее осуществление началось в сентябре 2002 года с первого занятия спецкурса «Музейная педагогика». Чтобы наши ученики стали активными участниками диалога, учитель сам должен овладеть таким ключевым понятием, как «музейный предмет», «музейная культура», «музейная коммуникация». Важно, какую позицию займет учитель: позицию воспринимающего (слушателя, зрителя, посетителя) или позицию творца (организатор и генератор идей). Музейное образование – не самоцель, не овладение терминологией музееведения, а формирование художественно-практической компетентности, активизация образовательной деятельности.

         Программа спецкурса «Музейная педагогика» рассчитана на два года: в первый год обучения больше рассматривает теоретических вопросов, а в последующий год теория и практика находятся в равном отношении.

         Программа предлагает несколько нетрадиционных форм партнерства:

1.Экскурсия – исследование.

Например: «Первобытная культура нашего края» предлагает провести палеонтологические исследования (выступить геологом и палеонтологом и обнаружить в игровом пространстве ископаемые, исследовать их и отнести к определенной эпохе).

Экскурсия – творческий отчет.

        Например: итоговое занятие по теме «Культура первобытнообщинного периода» предлагается провести в отделе природы, а в качестве творческого задания (после экскурсии Рыкуновой И.И. в археологическом отделе края) предлагается определить культурные отщепы и необработанные природные материалы (см. приложение).

Экскурсия-практикум.

        Например: одно из занятий по теме «Русская культура средневековья» предлагается провести в экспозиции «Купечество Рыбинска», где интерьер и архитектура музейного произведения вызывает прямые ассоциации с культурой Средневековья (витражи, предметы духовности). Гуляева Н.А. знакомит с историей старой книги, а затем предлагает учащимся прочитать фрагменты текстов из этих книг и перевести их на современный русский язык (см. конспект в приложении).

Экскурсия-зачет.

        Например: по теме «Романтизм в искусстве». Учащиеся демонстрируют свои знания, определяя черты романтизма в произведениях живописи, скульптуры, народно-прикладного искусства. Занятие проходит в картинной галерее музея под руководством Овсянникова С.Н. (см. приложение).

2.Лектории (в этом году возобновил свою работу лекторий «Духовные страницы рыбинского края»).

3.Лекции-концерты (совместно с филармонией).

4.Лекции-беседы (см. приложение).

          Современная педагогическая наука на первый план выдвигает не педагогику знаний, умений и навыков, а педагогику развития и воспитания на основе знаний, умений и навыков. Таким образом, мастерство педагога заключается в том, чтобы максимально активизировать познавательно-творческую деятельность школьников, используя все формы и методы. Опыт сотрудничества с музеем показал, что наиболее эффективной моделью приобщения к искусству, культуре являются музейно-педагогические программы.

          Программно-предметная музейная педагогика – новый путь взаимодействия музея и школы, пришедший на смену традиционной просветительской работе музеев в пространстве школы, охарактеризованной Б. Столяровым как «точечно-рассеянное». «Такое взаимодействие можно охарактеризовать как ТОЧЕЧНО-РАССЕЯННОЕ: точечное – имея в виду его пространственно-временную локальность; рассеянное – отмечая отсутствие строго определенного для него места в школьном образовательном процессе».

      Учебная программа обладает всеми чертами образовательной программы и способствует развитию интереса к мировой художественной культуре как учебной дисциплине. Занятия проводят только в музейном пространстве, и это не проформа, а залог, условие того, что каждый ученик может получить необходимый опыт для осознанной, самостоятельной ориентации в ценностном поле искусства. Музейное пространство создает при этом и интеллектуальную базу для разговора об искусстве.

        Модель занятия можно представить в виде трех взаимно переплетающихся колец.

«Первое кольцо» - общешкольные основы построения урока. Оно ответственно за вхождение в тему, погружение в эпоху.

«Второе кольцо» - методический арсенал школьной дисциплины (мировая художественная культура). Оно «ответственно» за успешное освоение учащимися гуманитарного и творческого компонентов музейно-педагогического предмета.

«Третье кольцо» - собственно музейное методическое оснащение учебного процесса, формирующегося внутри музейной коммуникации. Третье кольцо «ответственно» за реализацию музейной специфики приобщения учащихся к культуре (см. схему «Модель музейного занятия»).

        В соответствии с «первым кольцом» музейно-педагогической методики предполагается повторить, закрепить, обобщить домашнее задание. Работа ориентированна, прежде всего, на устную форму.

        Так на интегрированном уроке-практикуме «Русская культура Средневековья» учащиеся объясняли смысл зрительного эпиграфа (роза, икона с изображением Богоматери, старая книга), что способствовало «погружению» в эпоху (см. конспект урока в Приложении III кроме того урок был опубликован в газете «Искусство», 2002 г.).

        Отображением «второго кольца» является арсенал заданий (работа с таблицами, рисование по памяти, проведение мини-экскурсий, театрализация и др.). Часто учащиеся отсылаются к учебным пособиям по смежным предметам.

          Наконец, «третье кольцо» - самое объемное, многослойное. Оно способствует сотворческому восприятию произведения, реализует креативный потенциал личности в условиях музея. Вариативность заданий определяется и темой, и целями. На уроке «Божественная гармония Средневековья» учащиеся читают тексты на церковнославянском языке, оформляют новоделы инициалов; постигая художественный мир Чюрлениса, создают ассоциативные рисунки, пишут письма автору, репортажи с выставки (конспекты уроков представлены в Приложении.

        Десятый год ведения образовательной программы «Музей и культура» убедительно доказывает значимость и несомненную пользу. Учащихся школы отличает интеллектуальный рост, расширение кругозора, успешное участие в научно-практических конференциях, конкурсах, призовые места в городских олимпиадах.

        Впереди много творческой работы, требующей компетентности и сердечного участия каждого: и школьного учителя, и музейного педагога, чтобы «учащиеся достаточно сильно почувствовали за музейной витриной биение пульса подлинной, давно угасшей жизни, чтобы ее многообразный и многоцветный поток хоть на короткое время захватил бы их внимание, вызвал бы ответные сходные переживания».*

               Всегда следуйте «золотым правилам» культуры:

                                             Почитай своих предков!

Познай самого себя!

Умей прощать!

Передай добро по кругу!

Пусть цепь зла прервется на мне!

Будь носителем культуры!

Когда культура идет вширь,

она не идет вглубь.

Счастье – это когда все лучшие стороны

твоей личности передаются ребенку.

      Будем помнить главное предостережение – завет Д.С. Лихачева: «XXI век должен стать веком культуры, или его не будет вообще».*

1. *Бакушинский А.В. Исследования и статьи. – М., 1981.

 2.*Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Изд. З.- М: Детская литература, 1988



Предварительный просмотр:

Тема урока: "Вглядываясь вглубь"

(обобщающий урок по первобытнообщинной культуре)

Место проведения:

-    Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (выставка "Природа Рыбинского края", "Археологическое прошлое нашего края")

Урок проводят:

-    учитель п МХК средней школы № 35 Белякова Л.М.

-     научный сотрудник музея- заповедника Рыкунова И.И.

Форма урока: творческий отчёт

Цели урока:

-    формировать интерес к предмету МХК, музею; развивать эстетический вкус;

-    систематизировать знания по теме;

направлять творчество учащихся на обогащение интеллекта;

-    на примере музейной коллекции дать представление о ручной обработке камня;

на примере музейной коллекции определить обработанные и необработанные орудия труда из камня.

Дидактический материал:

-    ксерокопии наскальной живописи;

-    пиктограммы;

новодельные музыкальные инструменты;

-    фондовые предметы из раздела "Археология".

Музыкальное оформление урока: увертюра к балету Кара Караева "Тропою грома".

 


Таинственные силы рождались здесь и остались жить могучим волшебством мастерства и вдохновения

О. Волобцев.

/. Погружение в урок.

Эмоциональное слово учителя.

Здравствуйте! Как настроение? Поднимите, пожалуйста, руки, кто сегодня день начал с зарядки? А кто делает зарядку каждый день? А вы делаете зарядку для ума? Тогда я расскажу вам об этой зарядке. Моим любимым упражнением в этом комплексе является одно: я очень люблю подбирать к понятиям, определениям соответствующие образы. Так, например, я долго пыталась найти подобный образ к понятию "культура" и решила, что культура сродни птице; фантастически красивой, гордо реющей в поднебесьи и чарующей нас великолепным пением. Она поет так завораживающе, что человек поднимает от земли глаза и устремляет свой взор туда, ввысь. А кому удается оторваться от земли, тому открывается удивительный мир прекрасного. Если вам близок этот образ, то вы согласитесь, что тогда культуру первобытного периода можно сравнить с взмахом крыльев этой птицы. Это еще не полет, но это уже начало... Вслушайтесь в звуки музыки.

(Фонограмма увертюры к балету Кара Караева "Тропою грома").

Какие ассоциации вызвала у вас музыка? (ответы детей).

//. "Вглядываясь вглубь… "

Учитель.

- Докажите состоятельность темы.

(Ответы детей через осмысление слов смотреть, вглядываться.). Учитель.

- Да, она перенесла нас вглубь веков и через систему зрительных ассоциаций, образов рассказала о жизни первобытного племени. Об этом говорила музыка, а о чем поведаете вы, вглядываясь вглубь?

(Сообщения учащихся, домашнее задание)

///. Учитель.

Мы говорили на уроке о том, что возникновение искусства связано с религиозными верованиями, с желанием и попыткой объяснить законы природы, постичь тайны мироздания.

- Напомните, какие виды искусства зарождаются в этот период? (наскальные рисунки, скульптура, музыка...)

- Я предлагаю составить творческий разговор об этих видах искусства.


IV. Разговор о живописи.

Учитель.

- Вика, готовясь к уроку, нашла интересное стихотворение Владимира Берестова "Первые рисунки", слово Вике и Владимиру Берестову.

Первые рисунки

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Но до сих пор в его глухой пещере,

Толпой теней, стремительно живой.

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

Глаз мамонта испуганно коситься,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненый бизон.

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу.

Рисунком легким, тонкою резьбой.

Учитель.

- Рисунком легким, тонкою резьбой... Какие особенности несли первые рисунки?

Диалог учащихся об особенностях рисунка:

- естественность движений;

- скупость, но смелость штрихов;

- использование красок (черный костяной уголь, желтая и красная охра).

-   рисунки   имели   ритмическое   значение   (человек   хотел   рисунком устранить, уничтожить или воздействовать на зверя). Творческое задание.

- Определите, какое животное изображено на рисунке. С какой целью? (выдаются ксерокопии с изображениями животных). Учитель.

Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой.

- Какой вид искусства, а вернее его рождение, теснейшим образом связано с охотой? (Музыка).

V. Разговор о музыке.

1. Исполнение девочками траурной песни древних американцев с элементами театрализации:

Карданг гаро, (перевод: любимого сына моего).

Мамул гаро, (любимого брата моего),


Мела нанджо, (любимого мужа моего),

Нунга броо, (больше я не увижу!).

2. Сообщение перевода песни и традиций ее исполнения.

3. Монолог-сообщение "Происхождение музыки".

4. Демонстрация старинных музыкальных инструментов, изготовленных учащимися. (Чуринга, маракос).

5. Исполнение музыкальных ритмов-сигналов:

                                               ..!...!...!.. - сигнал тревоги.

                                             .........!...! - сигнал радости.

                                           ( ! - пауза; ... - ритм)

VI.      Учитель.

Сигнал радости известил нас о новой информации в уроке и пригласил пройти в следующий зал (дети переходят в экспозицию "Археологическое прошлое нашего края").

1.Фрагмент экскурсии. (Сотрудник музея Рыкунова И.И.)

2. Практическое задание исследовательского характера "Представь эпоху..." (учащимся предлагаются 20 предметов, среди которых находятся предметы первобытного периода: наконечники для стрел, скребки, ножи и отщепы, т.е. просто камни. Дети должны о исследовать предметы и отобрать предметы, которыми пользовался первобытный человек)

3. Подведение итогов. (Оценка экспертом И.И.Рыкуновой) .

VII.    Учитель.

Наша творческая встреча завершается еще одним стихотворением.

Мир над нами, а мы - мир земной.

Земля под ногами, омыта водой

. Наверное, где-то, в космической дали,

Подобное что-то другие создали.

 На нас ли похоже, а может не очень.

 Каким видят небо в безлунные ночи?

 Спешат ли навстречу космической мгле,

 А может быть, были уже на земле.

В далекий и полный загадками век,

 Когда, как животное, жил человек?

Теперь он хозяин бессонной Земли,

 Плывут в звездной дали его корабли.

Сильней и быстрее он всех на планете,

А вот почему? –

 Потому, что древние веждеству образ искаху,

 Зрящуу в нощи сову писааху,

 Ащеже бо она во тьме прозревает,

 Тако и вежда в делех правды знает.

Это стихотворение на древне русском языке предваряло первый учебник по грамматике Смернитского, и перевод их таков: "Как сова видит ночью, так образованный проникает в суть вещей".

Я думаю, что мои восьмиклассники проникнут в суть вопроса культуры первобытного общества, поднялись еще выше по удивительной лестнице познания.


Словарь эпохи:

Палеолит

Мезолит

Неолит

Франко - кантабрийская пещера - единственная школа живописи палеолита.

Мергель - растительная краска.

Эпохи палеолита: ориньяк, салютре, мадлен.

Петроглифы - выбитые, вырезанные или процарапанные насквозь

изображения.

Бушмены - племя, достигшее расцвета в живописи.

Скифское искусство - 7-6 вв. до н.э. (Поведал Геродот).

Это приключенческое искусство (украшения, где реализм и стилизация синтезированы).

В Эрмитаже хранятся около 40 тыс. предметов -это самая богатая коллекция в мире. Большинство предметов было обнаружено в Алтайском крае.

В Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике хранится около 40 тыс. предметов по археологии.



Предварительный просмотр:

"КОЛУМБ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ"

(художественный мир Чюрлениса)

Он Колумб. Он первым высадился на континенте эры.

 Э. Межелайтис

Цель урока

систематизировать знания учащихся о Чюрленисе;

осмыслить и прочувствовать многообразие и своеобразие художественного мира его; развивать навыки и умения самостоятельного анализа произведения; помочь проникнуть учащимся в "заколдованную страну" Чюрлениса; на последнем этапе урока проконтролировать ЗУН в форме зачета.

Оформление урока

доска: тема, эпиграф урока по центру; слева - графический портрет художника, интересно задрапирован.

кабинет: листья клена, березы, дуба бумажные – на шторах; "живой ковер" из листьев на полу,

художественное оформление: комплект репродукции из 32 картин издательства "АРС", Каунас, 1980 г.

музыкальное оформление: аудиокассета "К. Дебюсси. Прелюдии", грампластинка.

ХОД УРОКА

I. Учитель

"Вселенная представляется мне

а) большой "симфонией; люди - как ноты..."- признавался великий литовский мастер М.К. Чюрленис. "...Люди - как ноты... Я как вольная птица..."

 б) поэтическая перекличка.

МКЧ -

как странная птица,

из тех, что мы не видали...

МКЧ -

это волны набегающего прилива...

МКЧ -

это башня и гений...

... это мера гения.

МКЧ -

это подпись на полотнах, отмеченных вечностью, это волшебный ключик от затворенных башен, наполненных доброй его человечностью.

Все: от бесконечных галактик, им сотворенных.

Все: О,

        О, прекрасный союз!

        O, admirable commorcium!

II. Первым назвал Чюрлениса "Колумбом" Р. Роллан, с этим определением согласился Эд. Межелайтис.

а) "Колумб душевного покоя"

- Перенесите тему и эпиграф урока-зачета. Дайте их осмысление (ответы учащихся).

б) Мини - экскурсия одной картины "Сказка" с элементами театрализации.

Входят 2 пятиклассника.

- Здравствуйте, уважаемые гости.

- Здравствуя те, дорогие одиннадцатиклассники.

- Мы - ученики 5 класса, мы - Ваши последователи. И у нас есть предмет "МХК".

- Помогите нам разрешить спор вот об этой картине Чюрлениса (крепят на доску репродукцию "Сказка").

Ученик: - Это я! Надо мной удивительная тишина, я упиваюсь благоуханием звуков и красок, наслаждаюсь свежестью и чистотой первозданного мира. И я пою! (Напевает).

Ученица: - Нет, нет! Это я! У моих ног мириады звезд, они переливаются калейдоскопом драгоценных камней: топазов и малахитов, опалов и нефритов.

- А я протягиваю руки к робкому, трепетному одуванчику, такому сказочному и неповторимому, как сама жизнь!

- Одуванчик - жизнь? Нет, я с этим не согласна. Дорогие ребята, а как вы осмысливаете эту картину?

(учащиеся выходят все к доске, экскурсию ведет один, но все. дополняют).

в) Учитель: "Красоту не нужно определять, ее надо чувствовать" - утверждал английский эстет Уолтер Пейтер.

Вопрос: Какие законы красоты вывел Чюрленис?

Ш. Интеллектуальный блок (контроль знаний учащихся).

а) Учащиеся отмечают отличительные черты в творчестве Чюрлениса:

  1.  символизм трактовки творца;
  2.  проникновение в высший мир;
  3.  четкая ритмичность, музыкальная ритмичность, т.е. в полной мере "музыкальная живопись" (стихотворение Саломеи Нерис "Степь")
  4.  воспитание духовной твердости;
  5.  культ воображения, фантазий, сказочности;
  6.  передать невидимое , неосязаемое, таинственное

"Покой"        "Фуга"

дух, мечта        мир – антимир

  1. двойственная концепция мира;
  1. постоянное движение из сферы чувств - к сфере духа.

Учитель: - И значит прав Р. Роллан "Колумб душевного покоя".

б) составление алгоритма художественного мира Чюрлениса

Колумб душевного покоя

музыкальная живопись                 дух        гармония

ритмика    символ   колорит        добро   истина        красота

поэзия   музыка   живопись,

                     жизни

человека, мира, Вселенной

-вечная красота

                       покой — гармония — жизнь

               душа

Учитель: - Вечная красота в творчестве Чюрлениса нашла выражение в мечтах, фантазии и романтике. Системное мышление, философский подход, романтические фантазии превратили его произведения в шедевры.

Чюрленис - создатель новой галактики, нового духовного континента.

в) Самостоятельный анализ картин "Соната весны. Аллегро. Анданте. Финал". (Звучит музыка К. Дебюсси).

1. .Высказывание Р. Роллана (ранее подготовленный ученик):

"Трудно выразить, как я взволнован этим замечательным искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным стало такое искусство в живописи широких пространств монументальных фресок. Это новый духовный континент, а его Колумбом стал Чюрленис".

2. Стихотворение С. Нерис "Весна".

Весна, весна!

В садах поет сирень,

Звенит река, сияет майский день.

Река небес - так глубока,

А ветер гонит облака!

Весна, весна!

В ветвях берез лесных

Струится сок побегов молодых –

То кровь моя - и ветра взлет

Дыханьем воли обдает.

Там белой тучкой пробежит,

Там в листьях ивы задрожит,

Там птицею вспорхнет лесной

Твоя свобода, край родной!

Колокола мне в сотый раз

О счастье, о любви поэт...

Встречай меня, родной приют!

3. "Чтение" картины.

- Перед нами чуткий и оригинальный художник. Без сомнения, национальный характер ощущается, ведь Чюрленис так любил родную природу.

- "Какая-то поразительная гармония, которой ничто не может замутить. Все существует как прекрасное сочетание красок, как звучание данного аккорда" (Чюрленис).

- О, как трудно вместить в себя мир! Сколько звуков в нем. слышится, сколько красок сверкает!

- Ритм. Ритм. Пульсируют природа и жизнь.

- Звучит голубая музыка неба, зеленая музыка леса, янтарная музыка моря и т.д. - целая цветовая мелодия.

- И звуков мало, нужны краски. Вот они: синий - звучит пиано, форте - и взметнулся зеленый.

- Струнами арфы зазвенела небесная лазурь. Звучащая живопись.

- И как колокол гремит сердце в груди: бом-бом-бом. Весенний ветер треплет волосы. Хочется расправить крылья и полететь.

- Чюрленис говорил: "... чем шире крылья расправит, чем больший круг облетит, тем будет легче, тем счастливее будет человек..."

- Чюрленис мечтает пересоздать Вселенную. У него собственная программа: добра, истины, красоты.

- У него все свое: от палитры красок до полифонии звуков, от аллегорий - до символов.

Он хотел вернуть миру утерянную гармонию.

IV. Зачет.

Учитель: Картины Чюрлениса - опоэтизированные, трансформированные реалии этого земного мира. Это "шифр", который нетрудно разобрать, если мы сумеем найти к нему ключ. Тогда мы прочтем документ одной человеческой души.

Такое право предоставляется вам, мои юные колумбы.

Перед тобой

на письменном столе Немым вопросом

белый лист бумаги.

(.Предложено учащимся выразить свое отношение к творчеству Чюрлениса в следующих вариантах: "Я и Чюрленис", "Мой Чюрленис" (в форме письменного сообщения, видеомы, диаграммы, цветограммы, дневниковых записей, алгоритмов, иллюстраций, эмблем).
Предложено сильным учащимся сдавать зачет устно.

V. Финал.

а) "У меня здоровые крылья. Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазий, в заколдованную страну..." (Чюрленис).

б) Стихотворение Межелайтиса "Речетатив Ратничеле"

Чуть речь начала Ратничеле, -

рокочущий речетатив

и ели, как виолончели,

запели, его подхватив.

И клены, негромко вначале,

Потом, подчиняясь ключу,

Отчетливей чуть зазвучали,

Ручью отвечая: "Чю-чю!"

Отчетливей, четче и чаще.

Меж кленов червленых вдали

Пичуга защелкала в чаще.

- Чюрли! - прокричала - Чюрли!

И вот уже кленов червленность

и небо, синее, чем лен,

запели влюбленно:

- Чюрленис!

- Чюрленис!    - Чюрляна!

- Чюрлен'

Чюрленис! - влюбленно и щедро,

и звонко, как сто скрипачей,

уже перейдя на крещендо,

ритмично чеканит ручей.

Все : Чюрленис!

O, admirable commercium!

Литература:

1. Альбом. М.К. Чюрленис (32 репродукции + грампластинки).

2. Э. Межелайтис. Контрапункт. Лирическая проза. Мир Чюрлениса. Издательство "Известие", М., 1972.

3. Энциклопедия юного художника.

4. Приложение "Искусство", 1999 № 9, ст. 0. Рудник "Музыка во Вселенной".

5. Энциклопедия юного музыканта. Издательство "Диамант", С-Пб., 1996.

6. Энциклопедия "Искусство". Издательство "Аванта", М. , 1999.



Предварительный просмотр:

Школа № 35 г. Рыбинска

7 кл., МХК

учитель МХК, учитель высшей категории

Белякова Л.М.

Мотив камня в искусстве.

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань...

О. Мандельштам «Я ненавижу свет...»

Художественное оформление урока:

  1. Фотографии собора Нотр-Дам (Парижской Богоматери); Собора Айя-София; Реймского собора; Собора св. Марка в Венеции; Церкви Сан Миньято аль Монте; Соборного комплекса в Пизе.

  1. Схема готического храма.

Музыкальное оформление урока:

И.С. Бах. Органные произведения.

  1. Монолог учителя с элементами диалога.

Известный английский теоретик искусства Дж. Рескин полагал, что «великие нации записывают свою автобиографию в трех книгах - в книге слов, в книге дел и в книге искусства», но, указывал он, «только последняя заслуживает полного доверия».

И в этом суждении роль искусства определена нагляднее всего и правдивей, ибо произведения искусства чистосердечно отражают идеалы, грезы, сомнения, взлеты, порывы, одним словом, они заставляют «говорить» даже камень.

(Учитель объявляет тему урока, читает эпиграф).

Учитель: О каком виде искусства, по вашему мнению, идет речь?

(архитектура)

Вы правы, именно в этом виде искусства камень «заговорил», получил язык, который сегодня развивается и совершенствуется в архитектурных стилях и направлениях.

Учитель: С каким архитектурным стилем эпохи Средневековья мы познакомились с вами на прошлом уроке?

(готический стиль)

  1. Эвристическая работа визуального характера.

Учитель: Вам предложены несколько фотографий памятников архитектуры. Отберите по одному, но очень «говорящему» признаку, сооружения готики. (учащиеся из 6 фотографий выбирают нужные)

Учитель: Докажите свой выбор.

(учащиеся, опираясь на первоначальные сведения, говорят о том, что в основе конструкции лежит арка и свод и общая устремленность зданий ввысь)

Учитель: Готика стала революцией в архитектуре. Она господствовала почти 6 веков, причем только во Франции продержалась более трех столетий, с XII по XV века, сначала ее называли «лучистой», затем «пламенеющей», позднее - декоративно-самостоятельной.

Самый замечательный памятник ранней эпохи - знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам), самый внушительный и самый знаменитый, открывший новую эру в истории западноевропейской архитектуры.

Первый камень собора был заложен в 1163 году французским королем и специально прибывшим в Париж римским папой, а много веков спустя то же в присутствии папы короновался в Нотр-Даме Наполеон.

  1. Заочная экскурсия в Нотр-Дам.

(учащиеся подходят к доске, где помещена схема собора и 3 цветных фотографии значительного формата с изображением южного, западного фасадов и апсиды собора Парижской Богоматери).

Учитель: Итак, перед нами Нотр-Дам - символ готики, символ Парижа. Вы безошибочно отнесли это сооружение к памятникам готического стиля. Во-первых, общей устремленностью вверх. Когда возводилось это здание, оно было самым высоким - 32 м, и сегодня эта высота нас впечатляет, переместите взгляд на схему и скажите, за счет каких архитектурных элементов это стало возможно.

(учащиеся называют нервюры, аркбутаны. Учитель объясняет новый архитектурный элемент «контрфорс» - могучие наружные столбы, выполняющие функцию противодействующей силы)

В этом и заключалась совершенная революция. Величавая ясность и размеренность в каждой детали, в каждом камне. Стена еще не исчезла, но не она определяет облик этой пятинефной базилики. (Учитель просит дать определение «базилики» и где это сооружение впервые появилось; «нефо» и показать на схеме).

Особую завершенность придает собору шпиль, а удивительную грацию - ажурное окно (дети говорят, что это роза), сияющего в центре второго яруса.

Учитель: Прошу вас садиться, а Маша Сомкова продолжит экскурсию и прочитает стихотворение Осипа Мандельштама «Notre Dame».

(Cильным учащимся было предложено найти стихи этого поэта, где звучат архитектурные мотивы).

  1. Поэтическая цепочка «Образ камня в поэзии». (Звучат стихи «Notre Dame»; «Айя-София»; «Я ненавижу свет...» и др.).

  1. Слово о поэте.

Учитель: Осип Мандельштам - поэт «серебряного века», века, который длился около 30 лет, но ознаменованного многообразием течений, вариативностью тем, философским многозвучием. Поэт, стихи которого прозвучали сейчас, отстаивал в поэзии вечную красоту, обращаясь, в первую очередь, к шедеврам мировой культуры. Его зачаровала музыка камня, он впитывал в себя гармонию готики, она вдохновляла его на новые художественные образы. Его первый сборник стихов так и назывался «Камни».

  1. Творческая лаборатория.

а) (анализ стихотворения «Notre Dame», 1912г.)

Учитель: - Докажите цитатами из текста, что речь идет о готическом соборе («стоит базилика», «крестовый легкий свод», «подпружных арок сила», готическая душа, «твердыня Notre Dame», «чудовищные ребра»).

- Какими средствами выразил автор величие Notre Dame, передал восторг и восхищение?

(через эпитеты: «радостный легкий свод», «тайный плен», «дерзкий свод», «стихийный лабиринт», «непостижимый лес» и др.).

  1. Какие это эпитеты, эмоциональные или оценочные

(больше эмоциональных).

- А в каком словосочетании заключена оценка, вся сила и мощь, величие и красота собора?

(твердыня Notre Dame»):

  1. Подберите синонимический ряд к слову «твердыня».

(Мощь, сила, величие, создание, пламень, совершенство).

Учитель: Мы вышли с вами на интересную параллель в изображении Notre Dame: с одной стороны - величие, сила, а с другой - гармония, красота.

Какой художественный прием использовал для этого автор?

(антитеза).

б) Работа с таблицей:

Величие Notre Dame

Арок сила

Стихийный лабиринт

Египетская мощь

Тростника

Из недоброй тяжести

Гармония Notre Dame

Дерзкий свод

Готическая душа

Христианская робость

Дуб

Прекрасное создам

Вывод:

  1. В каких строках заключен идеал стихотворения?

(«... из тяжести недоброй. И я когда-нибудь прекрасное создам»).

- Как вы понимаете идею стихотворения?

(настоящее произведение искусства обладает неисчерпаемой силой, такой силой, которая способна вдохновить другого художника на создание нового шедевра).

Домашнее задание:

Подготовить заочную экскурсию в единственное сооружение готического стиля - польский костел.

Словарь урока.

Аркбутан - архитектурный элемент, полуарка. Нервюра - архитектурная деталь, стрельчатое ребро. Контрфорс - могучие наружные столбы.

Литература к уроку:

Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М., 1963.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. - М., 1996.

Лясковская О.А. Французская готика ХП-ХУ вв. - М., 1973.

Сборник «Серебряный век» под ред. М.Пьяных. - СП б., 1991.


Искусство книги в Древней Руси

Урок для 8 класса

Урок-экскурсия проводится в Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Экспонаты: Спасское Евангелие XIII в.; Сборник исторический. Конец XIX - начало XX в. (рукопись); Евангелие XVII в.; отдельные листы с иллюстрациями (инициалиями, рисунками, текстами).

Кто не видит вещим оком

Глуби трех тысячелетий.

Тот в невежестве глубоком

День за днем живет на свете.

Гёте

Учитель-экскурсовод. Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова великого Гёте (зачитывает). Согласны ли вы с поэтом? Или, может, не стоит переписывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, вникать в плетение линий в орнаменте, думать о значении вертикалей и горизонталей в архитектуре? (Ответы учащихся.)

Я рада, что вы, не усомнившись, сразу ответили - стоит! Вот и давайте поговорим сегодня о древнерусской книжной традиции. Давайте попробуем всмотреться в древние орнаменты.

(На подставке демонстрируются листы с орнаментированными инициалами "А" и "С".)

Они, очевидно, напомнили вам химер знаменитого собора Парижской Богоматери. Но мы вовсе не в средневековой Франции, мы перенеслись с вами в Древнюю Русь. И это не просто орнаменты, это изображения букв "аз" (а) и "слово" (с) (На подставке - фрагмент текста из Спасского Евангелия с инициалом.) Это изображение не просто букв, но инициалов, то есть заглавных букв, обычно открывающих книгу или одну из ее глав.

И вот ваше первое задание. (Выдает по две иллюстрации с инициалами: 1 -"В" и "М", 2 - "Р" и "П".) Вы должны, во-первых, угадать, какую букву изображает рисунок, и, во-вторых, назвать изобразительные мотивы. (Ответы учеников.)

Итак, перед нами изображения букв. А знаете ли вы, как появилась наша русская, а точнее славянская, азбука?

Ученики. Славянская азбука была составлена братьями Кириллом и Мефодием.

Учитель. Вот как изобразил их древнерусский художник в одной из летописей. (На подставке - рисунок из Радзивиловской летописи.) Они жили в IX веке. Как называется наша азбука?

Ученики. В память об одном из ее создателей мы называем ее кириллицей.

(На подставке - иллюстрация с азбукой)

Учитель. Кириллица состояла из тридцати восьми букв: часть их была заимствована из греческого алфавита, часть - специально придумана для передачи специфических звуков славянской речи (ж, ш, щ, ц, ч). Каждая буква имела свое название: аз, буки... (называет вместе с детьми). Вы видите, есть буквы, которые дошли до нас почти без изменений, а есть буквы, либо полностью вышедшие из употребления, либо видоизмененные (ук, от, ять, ерь).

Братья Кирилл и Мефодий дали нам не только азбуку. Они перевели с греческого и латинского на старославянский язык главные христианские книги. Благодаря братьям-просветителям у славян стали развиваться литература и книжное дело, появились школы, академии, возникли первые библиотеки, скриптории (мастерские, где переписывали книги). За эти благие деяния братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. А когда же кириллица пришла на Русь?

Ученики. Она пришла вместе с крещением Руси, которое произошло 988-989 годах при великом киевском князе Владимире. При нем в Киеве началось обучение грамоте.

Учитель. А знаете ли вы, какая самая древняя из дошедших до нас русских книг?

Ученики. Древнейшая русская книга - Остомирово Евангелие, оно было написано в XI веке.

Учитель. Всего от XI века сохранилось только тридцать три древнерусские книги. В нашем городе таких древних книг, конечно, нет. Но у соседей, в Ярославле, в музее-заповеднике есть книги XIII века. (На подставке - фрагмент Спасского Евангелия.)

И вот перед вами одна из таких древних книг. Евангелие называется Спасским, потому что многие века находилось в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря, где ныне располагается музей-заповедник.

Давайте попробуем почитать эту древнюю книгу. (Каждый получает маленький отрывок из Спасского Евангелия, учитель помогает прочесть начало главы "Во время оно"). Обратите внимание на специфические черты древнего письма: текст не разделен на слова, в конце слов - ерь, часто встречающиеся слова, например "Иисус", "воскресение", "глаголаше", пишутся сокращенно, под титлами.

Спасское Евангелие дает нам возможность увидеть, как создавались книги в Древней Руси. (На подставке - книга, раскрытая на иллюстрации с изображением пишущих евангелистов.) В древности книги создавались полностью вручную. Писцы сидели на стульце, ноги ставили на скамеечку. На столе на подставке - книга с текстом, который они переписывали, а также письменные приборы: чернильница, киноварница, маленький перочинный ножик, песочница (вместе с детьми выясняет назначение каждого предмета). Чистую тетрадь писцы держали на коленях. Труд писцов был тяжелым, кропотливым, требовал большого внимания и усидчивости. На создание одной книги уходило несколько месяцев: так, самую древнюю русскую книгу - Остромирово Евангелие - писали в течение семи месяцев.

(Меняет иллюстрацию - разворот с текстом Спасского Евангелия.)

В то время писали на пергаменте (это специально выделанная телячья кожа - тонкая, гладкая). Бумага пришла на Русь только во второй половине XIV века. Писали чернилами, и вы видите, какой стойкий это материал: книге семь с половиной веков, а как все великолепно сохранилось. Чернила мастера делали сами, и у каждого был свой рецепт; в состав чернил обычно входила сажа, дубовая кора, орешки, мед, патока, квас. Кроме чернил, писцы, как вы видите, использовали краски, золото. Здесь присутствуют почти все виды книжных орнаментов: инициалы, заставки, вязь, целые миниатюры. Каждая древняя рукописная книга - это настоящее произведение искусства.

В Евангелиях на миниатюрах обычно изображали евангелистов, а их, как известно, четыре. Но известны книги еще более богато украшенные, чем Спасское Евангелие. От времен Ивана Грозного сохранился один удивительный рукописный труд: в нем десять томов (это почти десять тысяч листов) и более шестнадцати тысяч иллюстраций. И все это сделано вручную. Называется этот труд "Царственный летописец". Почему "царственный"? А потому, что он был составлен и исполнен по приказу царя Ивана Васильевича IV.

Мы с вами уже читали одну древнюю рукопись, книгу Священного писания - Евангелие. Сейчас вам предлагается новое задание - будем читать "Царственный летописец"; вы должны, во-первых, прочесть и понять текст и, во-вторых, высказать предположения о содержании книги. (Раздает по одной странице из летописного свода. Ученики с помощью учителя устанавливают, что это труд по истории, где описаны события от сотворения мира и до времен Иоанна Грозно го. На розданных страничках говорится о взятии г. Владимира Батыем в 1238 г., основании крепости Орешек и заключении мирного договора со шведами.)

Итак, книга написана, украшена, но она еще состоит из отдельных тетрадей, которые надо собрать воедино. Тетради сшивались, переплетались в книгу, затем мастер делал для книги подобающую ей "одежду". Деревянные доски служили основой для художественно украшенного переплета. А украшали крышки по-разному. Это мог быть металлический оклад из золота, серебра, меди, использовались драгоценные камни, эмали.

(На подставке - Евангелие 1668 г.)

Перед вами книга XVII века. Здесь доски обтянуты бархатом и сделаны накладные металлические украшения: средник, угольники, в которых изображены Господь Вседержитель и евангелисты. Обратите внимание на украшение обреза книги, на застежки и жуковины - выпуклые декорированные шляпки гвоздей.

(На подставке - Сборник исторический.)

Чаще всего переплет покрывали кожей с тисненым орнаментом. Жуковины оберегали переплет от соприкосновения с поверхностью стола. Лучше сохранить книгу помогали и причудливые металлические застежки, также служившие ее украшением. Благодаря бережному отношению наших предков к книге, древние рукописи дожили до наших дней.

Со времени создания первых русских книг прошли века, пролетело целое тысячелетие. Неужели исчез язык, на котором они написаны? Отошли в небытие традиции книжности Древней Руси?

Ученики. Нет! Еще можно услышать древний язык в церкви.

Учитель. Правильно. Сегодня вы сами прикоснулись к нему, и оказалось, что мы можем читать и понимать древние тексты. На старославянском или церковно-славянском языке ведется богослужение в Русской православной церкви, и его понимают не только священнослужители, но и прихожане, им в течение веков пользовались наши предки.

(Обращается к сборнику, находящемуся на подставке.)

Вот перед вами книга. Она не из средневековья, ей всего сто лет. Но смотрите - древнее искусство книги живо, древнерусские книжные традиции дошли до нашего времени! Интересно, что скрывается под этим искусно сделанным переплетом? (Открывает книгу.) Вы видите, это рукописная книга. А не кажется ли вам знакомым почерк? (Ответы ребят.)

Учитель. Правильно. Это тот же почерк, что вы видели в "Царственном летописце" XVI в. Здесь много иллюстраций: тридцать девять миниатюр, инициалы, заставки, вязь, то есть весь набор орнаментов, характерный для древнерусских рукописных книг. Но, как я уже говорила, книга эта относительно молодая. Создал ее Иван Гаврилович Блинов, волжанин, нижегородец. Он был замечательным мастером, великим знатоком древнерусской книжности. За свою жизнь Иван Гаврилович создал около ста рукописных книг, выполняя их в традициях Древней Руси. Он умер в годы Великой Отечественной войны, оставив нам замечательные вещественные доказательства того, что древнерусские книжные традиции дошли до нашего времени.

И вы тоже можете продолжить эти древние традиции. Все, что вам запомнилось, более всего заинтересовало в ходе урока, постарайтесь отобразить в домашней работе. Может, это будет лист из рукописной книги: попробуйте воспроизвести древние почерки, книжные орнаменты, которые вы сегодня видели. Может быть, кто-нибудь оформит книжный переплет или даже сделает оклад. Пусть это будет вашей лептой, вашим вкладом в поддержание тысячелетней традиции древнерусской книжности.

Людмила БЕЛЯКОВА,

преподаватель МХК средней школы № 35;

Надежда ГУЛЯЕВА,

научный сотрудник Рыбинского

государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника



Предварительный просмотр:

Феникс романтизма в русской художественной культуре.

Урок мировой художественной культуры в 9а классе средней школы № 35.

Урок проводят

Белякова Л.М., учитель высшей категории по МХК школы № 35 г. Рыбинска

Овсянников С.Н., старший научный сотрудник РГИА музея-заповедника.

Цель урока

  1. расширить представление учащихся о русском романтизме, используя фонд музея;
  2. раскрыть общие законы романтизма как художественного направления и выявить особенности его развития в России;
  3. научить понимать язык романтических произведений;
  4. способствовать выработке системы культурных ценностей у учащихся.

Музыкальное оформление урока

  1. романсы М.И. Глинки;
  2. фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;
  3. И. Штраус-сын.

Урок проводится в картинной галерее музея.

Форма урока

творческий отчет.

Романтизм - принадлежность не одного только искусства, не одной только поэзии; его источник в том, в чем источник и ис кусства, и поэзии - в жизни.

В.Т. Белинский

I         Эмоциональное вступление учителя

(музыкальный фон А. Рубинштейн «Певец» (слова А.С. Пушкина)

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!.

Что ищет он в краю далеком?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы. - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

М. Лермонтов «Парус», 1832.

                   П.      Экскурс в историю романтизма.

Прозвучало стихотворение М. Лермонтова, которое можно считать академическим по отношению к романтизму. Но не только соответствие теме урока определило мой выбор. И не трагедия вечного несогласия романтической личности с миром. Выбор определен другим: характером героя, высотой его порыва.

Как будто в бурях есть покой! А согласитесь, что возникновение романтизма в художественной культуре - это буря, порыв к иной жизни, устремленность к новым идеалам.

  1. Назовите качества, наиболее ценимые романтиками (свобода, неукротимость, вечное несогласие с окружающими)
  2. Назовите временные границы романтизма, чем они определены? (конец XVIII - I половина XIX века; Великой французской революцией 1789 г. в Европе и движением декабристов в России)
  3. Какие черты присущи произведениям этого художественного метода? (историзм, национальный колорит, психологизм, двоемирие)
  4. Приведите примеры произведений европейского романтизма (Литература: Д.Г. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, В. Скотт, Л. Кэрролл. Живопись: Н. Фридрих, У. Тернер, Э. Делакруа, Т. Жерико. Музыка: Л. Бетховен, Р. Вагнер, Ф. Шуберт, Ф. Лист)

  1. Почему свобода в произведениях романтизма чаще всего связана со страданием и смертью? (во-первых, потому что романтический герой чаще всего одинок в своей борьбе; во-вторых, он противопоставляет себя целому обществу).

Учитель. Вы правы, т.к. изначально романтизм не принимал бездухов ность и прозаичность реальной жизни. Какими особенностями отмечался русский романтизм? На этот вопрос вы отвечали дома, работая дифференцированно, в группах.

Я предоставляю слово литераторам.

III.    Творческие отчеты.

I группа

(литераторы)        Учащиеся дают периодизацию русского романтизма;

объясняют эстетические традиции А.И. Галича, В.Ф. Одоевского; раскрывают жанровое многообразие русского романтизма: поэзия (баллады, поэмы, лирические миниатюры, романсы, песни и т.д.); историче ский роман М.Н. Загоскина; психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

II группа

(художники)        Учащиеся, анализируя творчество О.А. Кипренского,

С. Щедрина и К. Брюллова, выявляют особенности романтизма в изобразительном искусстве.

III группа

(композиторы)        Слово о М.М. Глинке как основоположнике русского

музыкального романтизма, авторе первой русской оперы, (учащиеся вправе задавать вопросы, дают оценку выступлениям товарищей).

IV. Экскурсия «Романтизм в произведениях, представленных

в Рыбинском музее»

(ведет экскурсию старший научный сотрудник музея Овсянников С.Н.).

Учитель

Я музу юную, бывало,

Встречал в подлунной стороне,

И Вдохновение летало

С небес, незванное, ко мне;

На все земное наводило

Животворящий свет оно –

И для меня в то время было

Жизнь и Поэзия - одно.

В.Жуковский

Так оценил поэт-романтик силу поэтического вдохновения. Вам, мои ученики, предоставлена возможность проявить себя в творческих заданиях. (Комментарий заданий).

I группа. Сопоставить портреты неизвестных художников начала XIX века и сделать вывод, какой из них относится к классицизму, а какой - к романтизму.

II группа: Найти романтические признаки в картине Флоренского.

III группа: Определить романтические признаки в картинах Айвазовского (музей располагает тремя полотнами, учащиеся выбирают картину по интересу).

V. Исследовательская работа в группах (звучит музыка И. Штрауса-сына).

VI. Творческие отчеты в группах (рецензирует Овсянников С.Н.;

оценивают учащиеся).

VII. Подведение итогов. Комментирование домашнего задания. Домашнее задание:

Глоссарий «романтизм в искусстве».

Тематический сборник «Пионеры романтизма»,  например:

М.Ю. Лермонтов - первый психологический роман «Герой нашего времени».

Т. Жерико - пионер романтической живописи.

О. Кипренский - основатель русской романтической живописи.

И. Глинка - автор первой русской оперы «Иван Сусанин», 1836 г.

Словарь урока

1. Ампир (от французского еmpiге, буквально - империя) - стиль в архитектуре первых десятилетий XIX века, отличающийся лапидарными формами и богатым декором.

2. Баллада - лироэпический жанр, в котором дается национальная оценка персонажей.

3. Демократизм - проявление прав и свобод, формальное признание равенство всех граждан.

4. Колористичность - характер цветовых сочетаний, обладающий особой эмоциональной выразительностью.

5.  Конфликт - художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство.

6. Лирическая поэма - лироэпический жанр с ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

7. Лирическое стихотворение - поэтический жанр, где ярко выражено авторское отношение к происходящему.

8. Психологическая повесть - жанр художественного произведения, где использована форма психологического анализа, позволяющая передать словесно духовную жизнь героя.

9. Психологизм - методологический подход, стремящийся объяснить социальные отношения на основе на основе психологических свойств человеческой психики.

10.Феникс - символ вечного возрождения (в древности птица, сжигавшая себя своим пением и возрождающаяся из пепла вновь).

11 .Экзотика (от греческого ехоtikos - чужой, иноземный) - причудливые особенности природы, обычаев других стран.


РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX В.

Историю русской культуры первой половины XIX в. невозможно рассматривать вне тех процессов, которые происходили в России. Брожение умов, выход прогрессивных журналов, создание тайных обществ. Всех волновали революционные события, происходившие в европейских странах. Современников волновал вопрос о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от пут крепостнического права.

Путь русской художественной культуры, начиная с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизма и реализм. Литература играла в этом движении авангардную роль. В ней в первые десятилетия XIX в. обнаружились ясно выраженные романтические тенденции.

Романтическая концепция провозглашала свободу творческой личности, она ставила творца в ситуацию, отчуждающую его от окружающего общества, разрушала нормативную эстетику классицизма. Поэт видел себя творческой личностью, способной вдохновляться и получать «божественное озарение». Мотив протеста звучит в лучших произведениях романтической литературы. Именно поэтому романтизм стал важным звеном в общем движении литературы и искусства к критическому реализму. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь начинали свой путь с романтических произведений. Совершенно иной сравнительно с XVIII столетием стала общественная роль художника. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приобретал новые общественные права. Искусство становилось средством борьбы, нравственного воспитания. С первых же шагов новая русская живопись XIX в., связала свою судьбу с романтизмом.

Одним из художников, стоявших у истоков искусства XIX в., был Орест Адамович Кипренский (1782-1836).

Кипренский был не одинок. К формам романтического портрета обращался А. Варнен; как последовательный романтик выступает А. Орловский (1777-1832). Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791-1830). Природа у Щедрина всегда возвышенная, сияющая радостными красками; она опьяняет человека, приносит ему сладостное ощущение счастья. Такими примерами являются картины «Новый Рим» (1825), «Берег в Сорренто с видом на остров Капри».

В 30-е годы романтизм приобрел новый характер - более конфликтный, иногда пророческий (как у Иванова). После 1825 г. обнаружился кризис государственной системы. К 40-м гг. романтизм постепенно исчерпает свои силы, открывая пути к критическому реализму.

В 30-40-е гг. на первый план выдвинулись исторические картины. «Последний день Помпеи» Карла Брюллова - тот жанр, в котором пересекались классицизм и романтизм.

А.С. Пушкин восторженными стихами откликнулся на привезенную в Петербург из Италии картину К. Брюллова.

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

Высокая зрелость характеризует музыкальную культуру последекабристского периода. Она достигает полной самостоятельности и становится в один ряд с наиболее развитыми и богатыми культурами европейских стран. В музыке этот период может быть по праву назван Глинским. Могучая творческая личность Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное его предшественниками. Подобно Пушкину, Глинка был гением универсальным. Он воплотил в своем творчестве многообразнейшие стороны русской жизни и русского народного характера. Всеобщность глинкинского гения проявляется в жанровом многообразии его творчества. Глинка - создатель русской классической оперы, классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма. Глинка поднял русскую музыку на уровень мирового значения. Зарубежные музыканты признали своего русского сотоварища одним из крупнейших композиторов современности.

К композиторам глинковской поры принадлежат Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилев и другие.

В этот общий поток романсовой лирики влились романсы Глинки. Традиционные до того времени жанры любовно-лирического романса, элегии, русской песни, баллады Глинка поднял на новый уровень художественного мастерства. При кажущейся простоте средств все романсы Глинки требуют тонкого и совершенного мастерства. Шедеврами вокального романса являются элегия «Сомнение», «Не искушай», «Разочарованные», «Бедный певец», «Я помню чудное мгновенье» и др.

Русское искусство начала Х1Хв. - это проникновенное понимание человека. Русский романтизм - это глубокое выражение той правды чувств, которая заключена в интонации мелодии, рисунке, словах.

Кипренский, Пушкин, Глинка - эти имена говорят о подъеме русского искусства начала XIX в. преследуемые царским правительством и великосветской чернью, они находили опору в широких кругах общества. Брошенные ими семена не пропали даром для русского искусства XIX и XX вв., ведь романтики были детьми бурной эпохи, во многом определившей будущее человечества. Нам трудно представить мировое искусство без ярких, красочных творений романтиков.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

  1. Романтические тенденции в русском искусстве 2 половины XVIII века. Существование, при безусловном доминировании классицизма, течений, как бы компенсирующих его нормативность и регламентированность (китайщина и псевдоготика в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, душевность рокотовских портретов). Появление непосредственно предшествующих романтизму течений (предромантизм, сентиментализм) на рубеже ХУШ-Х1Х веков. С.Щукин. Портрет Павла 1. 1797. (копия) — новый герой, обуреваемый самыми разнообразными чувствами и страстями, появляется даже на царском портрете.
  2. Романтизм в русском портрете начала XIX века. Английский живописец Джордж Доу и его «Галерея героев войны 1812 года» в Зимнем дворце. Несколько внешний характер романтизма в портрете Александра 1 его кисти. Д. Доу. Портрет Александра I ок. 1820. - художник не решается на эксперименты над обликом русского самодержца, сосредоточив признаки стиля в трактовке пейзажа с грозной тучей над головой. Другая сторона романтизма в работе А.Г. Варнека. Портрет неизвестного с орденом св. Владимира 4 ст. с бантом. Задушевность этого произведения, заставлявшая долгое время принимать его за автопортрет художника. Типичен образ романтического героя в «Портрете неизвестного», кисти неизвестного художника (зал Михалковых). Тучи на горизонте, накинутый на плечи плащ, скрещенные на груди руки, устремленный в неизвестность взгляд.
  3. Романтизм в быту. В начале XIX века он проявляется отдельными деталями в рамках классицизма (сфинксы на буфете карельской березы и лотосовидные капители на столике-консоли - детали, популярные в Европе со времен египетского похода Наполеона). С 1830-х гг. вытеснение классицизма романтическими «стилями». Первый из них - популярный весь XIX век «готический стиль». В экспозиции зала Михалковых видны его разные проявления: от готического орнамента (масверка) сделанного неведомым умельцем на балюстраде письменного стола до профессионально выполненного столика с ножкой в форме беседки. Все эти детали, вкупе с бюстом Жанны д‘Арк должны вызывать ассоциации с седой древностью, рыцарскими временами или научными занятиями ученых алхимиков.
  4. Романтизм в истории искусства занимает промежуток между классицизмом и реализмом и нередко сочетается с этими стилями, иногда с обоими сразу. Так в скульптуре «Юноша с конем» П. Клодта «античные» костюм, правильные черты лица юноши, реалистически трактована фигура лошади, а на долю романтизма достался характер трактовки сюжета: опасная, на пределе сил, борьба, исход которой неясен. В эскизе К. Флавицкого «Христианские мученики в Колизее» именно он придаёт эмоциональность трактовке трагического сюжета. В творчестве И.К. Айвазовского романтизм сказывается то в открытой борьбе со стихией, то в настроении грусти, тревоги, одиночества, столь чуждых классицистическому пейзажу. Вместе с тем «натуральность» и «живость» трактовки незаметно подводят искусство к новому направлению - реализму.


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в XI классе

Феномен портрета в искусстве

Цель урока

        Используя эвристические технологии урока, обогатить и облагородить учащихся информационно-выразительным материалам о портрете; дать ключ к пониманию, осмыслению этого жанра в искусстве; систематизировать материал урока в алгоритме; выйти на сопоставление портрета в различных видах искусства.

Музыкальное оформление урока:

К. Сен-Сане "Лебедь";

К. Дебюсси "Девушка с волосами цвета льна";

Романс муз. Рубинштейна, сл. А.С. Пушкина

"Певец", исполняет Ирина Архипова.

 Художественное оформление урока:

репродукции О. Кипренского портретов "Бедная Лиза", "Жуковский", "Пушкин";

Артман "Портрет А. Ахматовой".

0, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух...

А.С.Пушкин

«Не сыщется жанра проще и сложнее, явственнее и в то же время сокровеннее».

Ш.Бодлер

  1. Эмоциональное погружение.

"Я сделала открытие" (впечатление о Большом театре).

  1. Возьми все лучшее, что создано Пальмирой,

Весь жемчуг собери, который в море скрыт,

Из глубины земной хоть все алмазы вырой –

Венец Поэта все сиянием затмит.

1-я феноменальность портрета в исключительно широком пространстве искусства.

частичное заполнение алгоритма

в искусстве -

музыке,

литературе,

живописи,

скульптуре,

балете,

кино.

  1. Практикум (предлагаются карточки "Портрет". Определить авторство, литературного героя или другого персонажа).

2-я феноменальность портрета в концепции его создания, т.е. путь реализации замысла творца.

Продолжение заполнения алгоритма:

портрета

исторический,

 романтический

аллегорический (Врубель, Лермонтов),

символический (М. Горький, К. Чюрленис)

IV. По определению Бодлера, красота - это бесстрастная Вечность. И значит, чтобы достичь этой цели, нужно создавать красивые портреты.

Да, говорили эстеты, и требовали утонченности, сочности, четкой ритмики, гармонии.

Да, говорили их идейные противники, и требовали психологизма, изображения внутренней энергии.

И благодаря этой борьбе мы наблюдаем

3-ий признак феноменальности портрета - соединение облика и души.

Феномен

Этики:        Эстеты:

психологизм        красота

динамизм                                                               совершенство форм

контрастность         стройность пропорций

гармония                 сочность красок

энергия мысли                 утонченность

      идеализация

4-й признак феноменальности в диалоге портретов.

V. Сопоставительный анализ портретов.

0.Кипренекий         А.Пушкин                         Рубинштейн

"Пушкин"        "певец"                            "Певец"-

Реализован замысел: высшее назначение человека в его творении.

Человек - творец!

Эта идея объединяет все произведения:

1) через колорит,

2) ритмический рисунок,

3) мягкое сочетание цвета, звука, т.е. одинаковая тональность,

4) акцент на главное через деталь.

VI. Эвристическая работа.

Я предлагаю вам каждому совершить открытие

I гр.                               II гр.                           III гр.                  IV гр.

искусствоведы                  художники                   критики                    литераторы

Ш. Бодлер        Артман                    К. Дебюоси

В струении одежд        «Портрет»

мерцание ее                          А.Ахматовой

Искусствоведы - сопоставительный анализ,

Художники - ваника (искусство музыкальной живописи) создают

портрет к музыке Дебюсси, Литераторы - портрет словесный,

Критики - задают вопросы.

VII. Защита работ.

VIII. Слово учителя.

"Подлинная красота заключена в зримом", О. Уайльд. Портрет выпускников сегодня был подлинно красивым, а значит, по Бодлеру, вы шагнете в Вечность!

Э. Делакруа "Девочка на кладбище".

М. Врубель "Царевна Лебедь"

Э. Мане "Лола из Валенсии"

  1. живописует холодную, зримую красоту в отточенных формах,
  2. дух, одухотворенность,
  3. чистое, земное привлекает Бодлера

С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила.

Глаза как небо голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все________________________

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Дать название произведения, определить, какому персонажу принадлежит портрет:

"Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и круглыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которой он постукивал с каждым шагом по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский, волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво, губы алые".

"... не была в строгом смысле слова красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук... Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуя гармонии и красоты".

"Он оглянулся и увидел женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи ветки фуксии. Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза ее из-под немного нависшего лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою".

"Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке".

Определите автора скульптурного портрета:

1. "Медный всадник"

2. "Бальзак"

3. "Видение ангела”

4. "Психея"

Определите автора живописного портрета:

1. "Весна"

2. "Даная"

3. Портрет А. Павловой

4. "Царевна лебедь"

5. "Мадонна Констабиле"

6. Портрет старика в красном.

7. Портрет Екатерины Второй

Определите автора музыкального портрета:

1.        "Дон Жуан"

2.        "Волшебная флейта"

3.        "Страсти по Матфею"

4.        "Руслан и Людмила"

  1. "Сказки о царе Салтане"

Определите автора балета:

1.        "Лебединое озеро"

2.        "Спящая красавица"

3.        "Спартак"

4.        "Ромео и Джульетта"