Школьный музей " Вечные родники"

Титова Любовь Юрьевна
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь , эта любовь к родному переходит к своей стране… 
                                                                                                             Д.Лихачёв

 

Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I.

Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года.

  Музей в образовательном учреждении создаётся  в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

Музей Кушнурской школы создан в 1998 году. Первые экспонаты  были найдены в д.1-е Городище и размещались в кабинете истории, в школьном интернате.

Затем у музея появилось своё помещение. Количество единиц хранения-2132.

Разделы экспозиций:

1. Предметы быта и орудия труда наших предков.

2.Наш край в годы Великой Отечественной войны.

3. Наследие СССР.

4. История Кушнурской школы

5. Исследовательская деятельность- проекты,презентации.

7.Знаменитые люди земли Кушнурской.

http://www.openclass.ru/node/236073

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Экскурсия Крестьянский быт

Используемый материал: экспонаты школьного музея народного быта и декоративно-прикладного искусства

Как можно остановить время, в каких источниках искать сведения о жизни в прошлом?

Вопрос учащимся: «Какие могут быть источники изучения прошлого вашей семьи?»

(Ответы: вещи, рассказы, письма, фотографии, видеозаписи и др.)

Время может остановиться в вещах. Также происходит с изучением прошлого других людей. Они «уплыли по реке жизни», но оставили свои вещи.

Вопрос учащимся: «Зачем нужно изучать историю вещей?»

По вещам мы судим, что ценили, что умели делать эти люди. Старые вещи, о которых не сохранилось рассказов, сами по себе могут что-то рассказать, если вглядеться в них пристальней.

Для понимания той или иной исторической эпохи очень важно изучение быта. Быт – это вещи, которые нас окружают, наши привычки и каждодневное поведение, это и обычаи, и распорядок дня, время различных занятий, характер труда и отдыха. Изучение быта помогает нам лучше понять прошлое народа, ощутить его духовную жизнь, познать его культуру. Приобщение к быту поможет нам почувствовать себя частью великого русского народа.

Большое количество вещей накоплено в музеях. Они являются очень ценным материалом для историков, потому что многое могут рассказать о повседневной жизни людей.

         Учитель обращает внимание учащихся на то, что урок проводится в школьном музее, знакомит с темой и задачами урока.

         – Перед вами воссозданный уголок крестьянской избы. Давайте, вспомним как выглядела крестьянская изба.

         – Если бы вы были строителями, какую бы вы построили избу?

Окна избы украшали наличниками, разукрашенными резьбой и росписью мастера.

Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимала почти пол-избы.

         – Какую роль в избе играла печь?

После ответов учащихся учитель подчёркивает, что недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок. Учащимся предлагается привести примеры. (Печь прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю)

Переезжая в новый дом, крестьянин обязательно зазывал с собой из старой избы домового.

        – Кто это? (это дух-хранитель и обидчик дома)

«Домовой, домовой пойдём домой» – зазывали крестьяне. Домовой был просто необходим, он следил за поведением членов семьи, не любил сквернословия. Он любит те семьи, где живут в согласии, бережно относятся к вещам, в чистоте содержат дом.

        Давайте мысленно войдём в крестьянскую избу. Главным её украшением были иконы. (Учитель показывает икону) Они висели в переднем «красном» углу. Других украшений в доме не было. Переступая порог чужого дома, гости вначале крестились на передний угол, и только потом здоровались с хозяевами.

       – Какая была мебель у крестьян? Отгадайте загадку «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки». (Стол)

Стол ставили в переднем углу.

       – На чём сидели крестьяне? (На лавках)

Лавки мастерил сам крестьянин с вековым запасом прочности из толстых досок. Каждый в крестьянском доме знал своё место. Хозяин сидел в красном углу. Вдоль «долгой» стены стояли мужские лавки, перед окнами на улицу сидели девушки и дети, а хозяйке оставалось место с краю, чтобы никому не мешая, вставать и подавать к столу.

       – На чём спали крестьяне? (На лавках, на полатях, на печи)

Полати – широкие нары, которые сооружали под потолком между печью и стеной. В редких домах были кровати. Кровать делали из дерева вручную. На кровати матрац, набитый соломой или сеном. Постельное бельё украшали вышивкой и кружевом. Одеяло шили из лоскутков. Детские колыбели делали висячими.

В каждом доме был сундук.

       – Что вы можете рассказать о сундуке?

Учитель дополняет ответы детей. Сундук делали из крепкого дуба, обивали полосками железа. Ярославские сундуки по всей России славились. Сундук стоял всегда на самом видном месте, поскольку свидетельствовал о богатстве хозяина. Чем богаче становился крестьянин, тем больше в его доме появлялось сундуков. Кто в дорогу собирался, брал с собой невысокий сундучок-подголовник со скошенной крышкой, чтобы можно было ночью в дороге его под голову положить.

        Крестьяне вставали рано: летом с восходом солнца, осенью и зимой за несколько часов до рассвета. Вставая со сна, крестьянин крестился, умывался из рукомоя, а затем приступал к молению. Потом крестьянская семья садилась за стол завтракать.

       – Покажите, какая посуда могла стоять на крестьянском столе.

(учащиеся показывают миски, горшки, чугуны, солонку, ложки и пр.)

Рассматривая каждый предмет посуды, мы можем узнать о ней, о её времени очень многое.

Учитель показывает глиняный горшок и задаёт вопросы:

       – О чём нам может рассказать глиняный горшок? Что он нам может дать в плане понимания истории? На какие мысли наводит?

Дополняя ответы, учитель говорит: горшок сохранил тепло очага, следы рук наших предков. Он хрупкий, но сохранился и в эту минуту как бы связывает нас со своим временем, своими хозяевами. Глиняный горшок является исторической ценностью, историческим источником.

Учащимся предлагается самим дать определение «исторический источник».

       – Из чего делали крестьяне посуду? (из глины, дерева)

       – Многим из вас известно выражение «бить баклуши». Что оно означает? Как оно произошло?

В случае затруднения учащихся учитель поясняет: для изготовления посуды брали короткое бревнышко, разбивали его на части (баклуши), из которых выдалбливали разную посуду. Бить баклуши– самая лёгкая работа в изготовлении деревянной посуды. Отсюда и пошло выражение «бить баклуши», т.е. выполнять лёгкую работу.

       – Расскажите, как изготавливали посуду из глины.

Учитель дополняет: чтобы блестели горшки и мылись хорошо, их покрывали глазурью.

       – Какие вы знаете загадки о посуде?

«Сама не ем, а людей кормлю» (ложка)

«Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода» (самовар)

«Новая посудина, а вся в дырах» (сито, решето)

«Смастерили из досок и надели поясок и хранит посуда эта с грядки собранное лето» (бочка, бочонок)

Учитель говорит, что для хранения припасов крестьяне использовали бочонки и берестяные коробы.

       – Какой предмет посуды был наиболее почитаемый крестьянами? Почему? (солонка)

Крестьяне её называли солоница.

       – Какая посуда, столовые приборы не употреблялись в крестьянской семье или были редкостью?

Тарелки были редкостью, употреблялись неповсюду. А если они были в доме, то их ставили только для гостей. Ножи и вилки тоже не были в особенном употреблении.

       – Как относились крестьяне к посуде?

Чтобы обратить внимание учащихся на бережное отношение крестьян к посуде, учитель предлагает отгадать загадку «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал»

    Рассказ учителя:

    После завтрака все члены крестьянской семьи расходились по делам. «Поскорей подрастай, да к работе поспевай» – говорили, обращаясь к детям.

Летом крестьяне работали в поле с утра до вечера. А зимними вечерами трудились в доме, делая нужные вещи. У крестьян и поговорка такая была «На печи лежать, так и хлеба не видать».

        – Перед вами прялка. Какие сведения она нам даёт как исторический источник?

Выслушав ответы учащихся, учитель продолжает рассказ.

Зимними вечерами крестьянки пряли и ткали. У каждой была своя прялка. В крестьянском доме прялка была чуть не самым главным предметом: она одевала всю семью. Прялка – гордость хозяйки. Она служила не только орудием труда, но и украшением жилища. Сделанная ножом, пилой, а то и просто топором прялка напоминала башню. Мастера украшали её резьбой. Считалось, что всякая вещь должна быть красивой и радовать глаз. Женщина садилась на донце прялки, привязывала к верхней части – гребню – обработанное волокно – кудель. Прядение было делом медленным. Недаром говорили: «Рано встала, да мало напряла». Прясть начинали учить девочку с 6-8 лет. Сколько нужно было ловкости и терпения. Чтобы нить получалась тонкой, ровной, прочной: чуть потянешь сильней, она оборвётся, а чуть слабее – будет слишком толстой и неровной. Вытянув ниточку достаточной длины, пряха сматывала её на веретено.

          Учитель обращает внимание учащихся на то, что представленным прялкам не меньше ста лет, и живут они сейчас вторую жизнь – служат людям своей красотой и не дают забывать свою историю.

          В крестьянских семьях женщины шили, вышивали, плели кружево.

         – Давайте заглянем в сундук, и посмотрим, какой была одежда крестьян.

Одежда у крестьян была простая. Крестьяне были бережливы, за модой не гонялись, чтоб надолго хватило.

        – Отгадайте загадку «Собой не однако, а нужна одинаково – младенцу и старику и доброму молодцу» (рубаха).

Показывая рубаху, учитель отмечает, что её украшали вышивкой, тесьмой по вороту, подолу, рукавам. Одни рубахи мужчины надевали каждый день, другие лишь по праздникам и в церковь.

Крестьянин считал зазорным ходить без пояса. Снять с человека пояс – значило обесчестить его. Про того же, кто не сдержал себя, распустился, говорили «распоясался».

        – А в каких случаях мы сегодня употребляем слово «распоясался»?

В вышитых сарафанах и рубашках выходили деревенские парни и девушки на гулянье. Самые лучшие свои наряды одевали крестьяне на покос, на жатву и, конечно, на свадьбу.

Крестьянки-вышивальщицы любили изображать петуха. Думали, что вышитый петух приносит в дом счастье.

        – Отгадайте следующую загадку «По дороге я шёл – две дороги нашёл». После правильно названного ответа учитель достаёт из сундука штаны.

Мужчины на голове носили картузы, а женщины – платки. Для стирки белья использовали рубеля, а для глажения – утюги на углях.

Мужчины тоже были мастерами на все руки.

        – Что они мастерили?

Дополняя ответы, учитель рассказывает:

       Для всей семьи крестьянин плёл лапти. Эта была основная обувь для крестьян. Недаром Россию называли лапотной. Плели их из лыка липы. Чтобы утеплить лапти крестьянин «подковыривал» их верёвкой. Держались лапти на верёвках. Ноги оборачивались в холщовые портянки, а потом закутывались в суконные онучи. Лапти носили и в будни и в праздники. Крестьяне говорили: «В дорогу идти – пять лаптей плести».

        – Как вы понимаете эти слова?

Лапти быстро изнашивались. В горячую крестьянскую пору – четыре дня, зимой – десять дней.

       Мужчины плели короба из бересты, корзинки, делали корыта.

        – А что ещё? Отгадайте загадку «Три братца пошли на речку купаться, два купаются, третий на берегу валяется. Искупались, вышли, на третьем – повисли» (вёдра с коромыслом).

        – Какой вывод о жизни крестьян мы сделаем, глядя на все эти вещи? (они много трудились)

        – Какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Всякое дело терпеньем одолеть можно»

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Почёт и труд рядом живут»

«Кто делает всё на авось, у того всё хоть брось»

«Каков мастер, такова и работа» и др.

        – Какими мастерами были крестьяне?

Итоговая беседа:

        – О каких предметах крестьянского быта вы узнали?

        – Почему они попали в музей? (они память о людях, об обычаях, об образе жизни)

Давно нет тех людей, что делали эти вещи. Но живут творенья рук крестьянских мастеров, рассказывают о житье-бытье русских людей много лет назад. Живут и радуют нас своей формой, узором.

Все эти вещи – воплощение труда мастеров разных специальностей. Они заслуживают нашего уважения и внимания, бережного отношения.



Предварительный просмотр:

                                        Экскурсия                 Наш край

Из исторических источников  известно, что два древних марийских поселения  в нашем районе-  Кушнур и Козлянур-  расположились друг от друга в 3-х километрах , на притоках р.РЭДЭ-РДЭ (Рутки): Кушнур – в бассейне рек Олянгура и Кушнурки,  второй -в бассейне  рек Козлянка  и Шунегурка. И перевод на русский у них имеет общие корни:  «НУР»в переводе с марийского языка означает  «поле», « Кожла –ан»-еловый край, «Куш»- холм ,гора. Переводятся названия населённых пунктов следующим образом: Кушнур – «высокое поле», Козлянур – «еловое поле».

Как давно были заселены Кушнур и Козлянур, точно никто не может сказать, а вот занесены в переписные книги оба селения в 1762-64 гг. На 1796-1801 гг. значилось в Кушнуре ( с. Рудинском ) 28 лиц мужского пола, 9 дворов , а в Козлянуре 30 лиц мужского пола, 11 дворов .

Оба селения входили тогда в состав Кундышской  (Корляковской) волости Яранского уезда, Вятской губернии. Только Кушнур первоначально значился починок Рудино,  затем д.Рудинская, а с ростом числа дворов и жителей,  а также с открытием по Указу  Святейшего Синода от 3 ноября 1889 г. прихода и строительства в 1892 году  Зосимо-Савватеевской церкви – село Рудино.  В книге «Вятская епархия: историко-географическое и статистическое описание», изданной в 1912 году, отмечалось, что «село Рудино расположено под горой, в лесной местности, реки нет, в селе одноклассная церковно-приходская школа. Прихожане занимаются земледелием и отхожими промыслами. Прихожан: православных русских 1363 мужского пола и 1532 женского пола, крещёных черемис 269 муж. пола и 320 жен.пола. Приход состоит из 13 селений, расстоянием от 1 до 6 вёрст». Черемисами называли в древности марийское население. Переводится – «лесные люди». Многие из них не хотели принимать христианство, оставались  язычниками.

Рассказывают, что «в это самой «КОЧЕРГЕ»  в  стародавние времена стоял дремучий лес. Однажды появились здесь люди и называли они себя РЭДЭ-МАР. Поднялись они сюда с низовий Волги, по реке РЭДЭ-РДЭ, что с их языка значило «ржавая вода». Часть из них поднялась вверх по притоку, который назвали Олянгур ( «река, где водятся окуни»)  , другая по притоку Кушнурка, а ещё группа разместилась в соседнем бассейне рек Козлянки и Шунегурки  («приток, достигший основной реки»). Поднимаясь по Олянгуру, люди заметили взметнувшиеся ввысь вековые хвойные деревья, а внизу под горой их взору открылась озёрная гладь неописуемой красоты. Решили они на высоком берегу этой красоты обосноваться. Сначала стали строить полуземляные жилища, позднее деревянные – кудо. Так среди лесов появилось селение «высокое поле» . «Закипела» жизнь «лесных людей», стали разрабатывать лес, да не всё подряд, а выборочно, оставляя некоторые участки с разных сторон горизонта вокруг селения. Оставляли и отдельно стоящие некоторые деревья, словно что-то они таили в себе. В лесу стали промышлять на дичь, пушного зверя, на раскорчёванных землях делают попытки выращивать хлебные и овощные культуры. Да с такой смекалкой и бережливостью ко всему: лишнего не брали, ровное  трепетное отношение имели к озеру, к родникам его питавшим, таким ласковым словом обращались к ним – Вед-шенца («водный глаз»).

Набирали эту воду для питья и  приготовления пищи, а если приключался какой-либо недуг, они просили у неё помощи – совершали обряды омовения. Считали, что  мать Вюд-Ава услышит их и пошлёт облегчения. В озере плескалось несметное количество рыбы, которую они использовали в пищу. Чтобы не наносить вреда рыбе и в целом воде, строго запрещалось бельё в воде полоскать- не загрязнять «око земли». Для стирки и полосканья белья сооружали специальные углубления – колодцы , которые оконтуривали либо бревенчатым срубом, либо дуплом большого дерева. Углубление это размещали в нескольких десятках метров от берега. Но однажды случилась беда. Молодая хозяйка пренебрегла этим старым заветом. Поленилась дойти до этих старых колодцев, да и решила прополоскать пелёнки прямо у берега. Возмутилась хозяйка воды Вюд-Оза. Заволновалось озеро, поднялись высокие волны, снесли молодую женщину в пучину. Три  дня и три ночи оно бушевало. И всё это время все жители деревни просили бога воды Вюд-Юмо  пощадить женщину, а жителей не лишать благодати, просили простить их, не уберегли воду от осквернения, за то, что не воспитали у этой женщины исполнения строгости запретов , обещая, что искупят вину.

   По истечении третьих суток увидели люди селезня, спускающегося к воде. Коснулся он гребня самой высокой волны, взмахнул крыльями поочерёдно, сначала левым , потом правым и стал подниматься вверх. Вслед за ним стала подниматься бушующая пучина, словно куда-то улетая в облака. Через некоторое время перед глазами людей нарисовалась ужасная картина: где только что бушевало озеро – увидели тёмную пустоту и несколько блестящих точек, словно множество глаз с глубин земных следили за происходящим . А недалеко от берега, где рослая липа, ту самую молодую женщину. Люди набрали воды из самой большой Ведщенцы, окропили ею утопленную и стали долго – долго молиться, до тех пор, пока в неё не вселилась жизнь. И не заметили люди- мало ли, много ли времени прошло, но на месте бывшего озера остались небольшие водоёмы: один на месте той самой «кочерги» в Кушнуре , а другой в конце оврага в сторону Кудрявки, где он сливается с р.Янгуром. С тех самых пор многочисленные родники пытаются питать водоёмы.  А липа, у которой люди молились о спасении, и ведшенцы считались у жителей святыми. Сколько люди не ждали возвращения озера, всё напрасно, этого не случилось. Только сказывают, что пустил селезень эти воды в другой части дремучего леса, что в 30 км отсюда». .     И до сих пор живёт это озеро и зовётся Красное, что перед посёлком Килемары республики Марий-Эл.  

  Викторина

1 На притоках  какой реки расположены Кушнур  и Козлянур? ( р. Рутка, РЭДЭ- РДЭ)

2. Что в переводе с марийского языка означает  слово «НУР»?( поле)

3. Как переводится название населённых пунктов Кушнур и Козлянур? ( Кушнур- высокое поле, Козлянур- еловое поле)

4. Назовите дату первого упоминания о Кушнуре в переписных книгах? ( 1762-1764)

5.По берегам какой реки  шли марийцы сюда, к нам  в древности? ( по берегам р. Волги)

6.   Олянгур- это  река, где…..( водятся окуни)

7.Рэдэ-рдэ- это…..( ржавая вода)

8. Вед-шенца-это………( водный глаз)

9.Полуземляные, а  затем деревянные  жилища марийцев называются….(кудо)

10.На что обиделась хозяйка воды Вюд-Оза  и наказала женщину? ( поленилась дойти до старых колодцев. Прополоскала  пелёнки прямо  у берега)

11.Бог воды-…….(Вюд-Юмо)

12.Что осталось в Кушнуре от большого озера? ( маленький пруд Кукун-пуэ)

Идём на экскурсию!

1.Посмотреть презентацию « Символы России»

2. Викторина в виде презентации-теста « Наша Родина –Россия»

3. Конкурс рисунков  « Наш край» или « Наша Родина»


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соколов Юрий Андрианович Соколов Юрий Андрианович Был призван 2 октября 1981 года. Сначала служил рядовым (в/ч 8050), затем сержантом (в/ч 80848) в г. Шинганде . Был командиром зенитной установки. Награждён медалью «За отвагу», отличившись в бою при охране движения девяти машин с горючим в районе Кандагара.


Предварительный просмотр:

МБОУ Кушнурская ОШ

Школьный музей «Вечные родники»

Экскурсия в школьном музее

Наши земляки –участники боёв в Афганистане и Чечне

Из нашей Кушнурской сельской администрации выполняли интернациональный долг в Афганистане 7 человек, 6 человек – в Чечне.

Анашкин Александр Юрьевич

Родился  15 марта  1963 г.р. в д.Лежнино Кушнурского сельсовета. До 7 лет жил в деревне Рогожники у бабушки Ожигановой Евдокии Матвеевны. Закончил 1 класс Киселёвской начальной школы. В 1972 году с родителями переехал на КраснуюГорку. После окончания Красногорской восьмилетней и Роженцовской средней школ был призван в армию. С мая по ноябрь 1981 года проходил службу в Прибалтийском пограничном округе г.Таллин,с ноября по декабрь 1981года – подготовка к Афганистану. С января 1982 года служил в Афганистане в составе мотоманевренной группы пограничных войск, в провинции Джауджанской,  на севере Афганистана. После армии поступил в Горьковский пединститут на  факультет естественно-географических наук. В школе работал всего 3года. С 1988 года -  сначала второй, потом первый секретарь Шарангского  РК ВЛКСМ. Затем – директор совхоза «Кушнурский». С 1995-2000 гг – заведующий районного отдела образования. С 2002-2006 гг – предприниматель. В 2006 году с семьёй переехали в Н.Новгород. Работает директором охранного агентства.

  Соколов Юрий Андрианович

Родился в Козлянуре в День космонавтики 12 апреля 1963 года. Назван Юрием в честь первого космонавта. Учился в Кушнурской школе. Был призван  2 октября 1981 года. Сначала служил рядовым (в/ч 8050), затем сержантом (в/ч 80848) в г. Шинганде.  Был командиром зенитной установки.  Награждён медалью» За отвагу», отличившись в бою при охране движения девяти  машин с горючим в районе Кандагара.

В настоящее время проживает в Козлянуре.

Зыков Николай Васильевич

Родился в д.1-е Гусево 3 апреля 1966 г.р. После Кушнурской и Роженцовской школ учился в Ветлужском лесотехникуме. Получил специальность – механик.

В апреле 1984 года был призван в армию. В учебке  в Узбекистане г.Молотань Николай Васильевич прошёл курс молодого бойца. Затем молодых солдат везут  в Ташкент, откуда на пассажирском самолёте ТУ-154 отправляют в Кабул.  В военной точке  Тёплый Стан (под Кабулом, рядом с селом Карахана) их группу раскидали по полкам. Служил Николай рядовым солдатом в ремроте.

После армии работал механиком в Пижме, с 1991 года на пилораме в Кушнуре, с 2000 года –на стройках Москвы и Нижнего Новгорода. В настоящее время проживает в Кушнуре, работает в Шаранге в «Кедре».

Иванов Алексей Анатольевич

Родился в деревне Козлянур в 1968 году. Закончил Кушнурскую восьмилетнюю школу, затем Шарангское СПТУ. В  1986 году призвали в армию. После учебки в г. Ашхабаде был отправлен  в Кабул с мая 1987 по январь 1989. Был сержантом в противотанковом огнемётном взводе, оператором ПТУР (противотанковая управляемая ракета). Награждён медалью «За боевые заслуги». Проживает в настоящее время в г.Асбест Свердловской области.

Чесноков Андрей Васильевич

Родился в 1969 году в д. Косари, затем  проживал в Козлянуре. После окончания Кушнурской школы и ПТУ был призван в армию. С мая по октябрь 1987 года – учебка в Кушке, в октябре улетели в Афганистан, г.Шингандт. Служил в мотострелковом полку,2батальоне,2-й миномётной батарее старшим наводчиком миномёта. Участвовал Андрей Васильевич в 12 боевых рейдах, награждён медалью «За отвагу». 15 февраля 1989 года были выведены из Афганистана, 5 апреля был уволен в запас.

Проживает сейчас в Арзамасе.

Ушли из жизни наши земляки - ветераны афганской войны: Беркела Иван Юрьевич  из Преображенки и 

Иванов Сергей Евгеньевич из Кушнура.

Участие в чеченской войне выпало нашим землякам:

Мягчилову Александру Геннадьевичу

Родился 8 октября 1975 года в с.Кушнур. Далее жил и учился в Нежнуре. После школы в сельскохозяйственном колледже в п.Арда Марийской АССР выучился на фермера. Служил с 1994 по 1996 гг в Чечне, в Северной Осетии. Участник боевых действий.

Лумаринцеву  Николаю  Павловичу

Родился в1975 году в с.Кушнур. После окончания Кушнурской школы выучился на шофёра в Тонкинском СПТУ. Армейскую службу проходил в Чечне в составе морской пехоты (морской десант) в звании рядовой. В настоящее время проживает в Шаранге

Щербакову Владимиру Александровичу.

(Родился 20 февраля 1982 года в Дзержинском районе Горьковской области. В 1985 году  семья переехала в д. Преображенка Шарангского района. Закончил Кушнурскую школу, где получил права тракториста. В армии служил с 2002 -2004 гг. Был водителем. Первые полгода службы – учебка в г.Камышине Волгоградской области, затем – Чечня полтора года. Ветеран чеченской войны, непосредственный участник боевых событий, видевший смерть своих товарищей и не раз рисковавший жизнью во время передвижения наших колонн. Сейчас проживает в г.Дзержинске Нижегородской области.

Козицыну Сергею Леонидовичу

(Родился 20.04.1981 года. Служил с 1999 по 2000 гг на Северном Кавказе, городок Ангеной, участвовал в боевых действиях в его окрестностях. В Дагестане из аэропорта «Хасавюрт» в Ангеной перебрасывали на вертолётах. После армии жил в Зинках и работал в СПК «Преображение». В настоящее время проживает в Кировской области. )

Качмашевым Александру Вячеславовичу и 

Алексею Вячеславовичу

Алексей Вячеславович родился 18 августа 1985года в селе Кушнур, а Александр Вячеславович 7 января 1983 года. Братья Качмашевы учились в Кушнурской школе, затем в профессиональном лицее в г.Урень, где получили профессию электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

С 2004 по 2006 гг – служба в армии, проходили которую в составе объединённой группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-кавказского региона.

Алексей был в должности старшего водителя. Александр также был водителем.

Оба брата являются ветеранами боевых действий. Сейчас проживают в п. Шаранга.