Главные вкладки

    Картотека дидактических игр по лексическим темам

    СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

    Предварительный просмотр:

            Игры и упражнения к теме «Транспорт»

    Игры с дошкольниками

    Где чья машина?

    Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением.

    Материал: предметные и сюжетные картинки к  теме  «Транспорт».

    Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города (автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси).

    «Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.

    Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»

    Воспитатель и дети  — маршрутное такси, автобус, троллейбус.

    Мужчина с портфелем — Мерседес.

    Пожарные пожарная машина.

    Доктор и медсестра — скорая помощь.

    Тракторист (комбайнёр) — трактор, комбайн.

    Строитель — подъёмный кран.

    Рабочие  «дорожной службы» — снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.

    Можно ездить или нет?

    Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.

    Материал: коробка и картинки  с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус,  сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.
    Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет.  Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.

    Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: «Новые Санки привезли на самолёте».

    Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.

    Что за чудо-грузовик?

    Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; развивать связную речь при составлении простых предложений с заданным словом.

    Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.

    Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.

    Дети. Самосвал — нужен, чтобы перевозить камни, песок.

    Грузовик-фургон  «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей;  грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.

    Едет, плавает, летает

    Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.

    Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

    Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.) 

    А теперь  разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух;  тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.

    Для  того,  чтобы  управлять  транспортом,  надо  быть  отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.

    Например: «Автобусом управляет… водитель».

    Грузовик — … шофёр,  поезд — … машинист,  вертолёт,  самолёт — … пилот,  корабль — … капитан,  мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — … велосипедист,  ракета — … космонавт.

    Восстанови  предложение

    Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.

    Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.

    Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции  говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.

    Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»

    Самолёт, небо, лететь, высоко.

    Большой, корабль, волны, плыть.

    Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.

    Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.

    Ехать, тропинка, велосипедист.

    Дорожная азбука

    Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.

    Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.

    Взрослый. Для того чтобы  правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.

    Расскажите  своим  друзьям,   что  обозначают эти  дорожные  знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («Пешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно,  дети!», «Велосипедная дорожка».)

    Небылица

    Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.

    Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?

    Транспорт

    Сяду я на самолёт —

    У него мотор ревёт.

    Он помчится под землёй,

    Покатает нас с тобой.

    Самолёт летит легко

    Выше туч и облаков,

    Выше дач, деревьев выше,

    И садится он на крыши.

    Один — много (с мячом)

    Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.

    Взрослый называет объект или явление в единственном числе (лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном (лодки) и возвращает мяч педагогу.

    Что общего?

    Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.

    Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.

    Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)

    Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)

    Какой руль у корабля?  У трамвая?

    Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем — различий.

    За каждый названный верно признак сходства (различия) — фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.

            

    Перевёртыш

    Взрослый. Самолёт летит. Это хорошо?

    Дети. Грузы перевозит.

    Взрослый. Грузы перевозит — это плохо, почему?

    Дети. Самолёт может сломаться, и груз не дойдёт.

    Взрослый. Груз не дойдёт — это хорошо, почему?

    Дети. Груз — это плохие письма, и люди не получат эти плохие вести…

    Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого объекта.

    Тише едешь — дальше будешь

    Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».

    Материал: предметные картинки транспортных средств.

    Взрослый. Скажите, что умеет делать эта машина?

    Например: «Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»

    За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.

    Каждому ребёнку даётся своя картинка.

    Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.

    Автопарк и депо

    Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.

    Материал: предметные картинки транспортных средств.

    Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)

    Число машин в автопарке постепенно увеличивается.

    Станция технического обслуживания

    Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.

    Материал: предметные картинки транспортных средств.

    Взрослый. Дети,  рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств.  На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.

    Авторынок

    Цель: активизировать качественный словарь по теме «Транспорт»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.

    Материал: предметные картинки транспортных средств.

    Дети делятся на 3—4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.

    Взрослый. Представьте себя рекламным агентом на авторынке. Попробуйте подобрать как можно больше определений к своей машине, рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести.

    Каждая команда по очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.

    Так же, как и у машины!

    Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.

    Материал: предметные картинки транспортных средств.

    Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):

    У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).

    Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).

    Корабль плавает, а самолёт … (летает).

    У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).

    У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).

    У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).

    У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).

    У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).

    У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).

    Утка — крякает, а пароход … (гудит).

    Умозаключения

    Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.

    Взрослый. Закончите правильно предложение:

    В автобусе нельзя баловаться, потому что…

    В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …

    Корабли строят, чтобы …

    Самолёт быстрее поезда, потому что…

    Колёса круглые, потому что…

    Автомобиль не едет под водой, потому что …

    На стройке много техники, потому что…

    В городе много разного транспорта, чтобы…

    Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.

    Речевой тренинг  «Опровержения»

    Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.

    Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.

    Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар  двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.

    Антон за рулем

    Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.

    Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?

    Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени.  Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.

    В машине окна, колёса… (круглые).

    У автобуса — руль, а у самолёта — …  (штурвал).

    У поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).

    У штангиста — штанга, а у троллейбуса — …(штанги).

    У парохода — пар, а у трамвая — …  (электрический ток).

    Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).

    Электричка возит пассажиров, а товарный поезд…  (грузы).

    На море — капитан, а  в самолёте — … (пилот).

    Автомобиль быстрый, а … черепаха  (медлительная)

    Экскаватор роет, а  подъёмный кран…  (поднимает и устанавливает).

    Подвижная игра «Теплоход»

    От зеленого причала

    Шаг вперёд, руки опущены.

    Оттолкнулся теплоход.

    Раз, два –

    Он назад шагнул сначала,

    Два шага назад.

    А потом шагнул вперёд.

    Два шага вперёд.

    Раз, два –

    И поплыл, поплыл по речке,

    Руки вытянуты вперёд и сомкнуты. 

    Набирая полный ход.

    Движение по кругу мелкими шагами.

    Пальчиковая гимнастика «Яхта»

    Наш знакомый капитан

    Перечисляя названия частей яхты, загибать или разгибать пальцы на руке.

    Нас на яхте покатал.

    Показал корму и мачты,

    Днище яхты, нос, штурвал.

    У штурвала мы стояли,

    «Крутить» штурвал.

    Волны носом разрезали.

    Соединить ладони рук перед грудью, протягивать их вперёд, разводить их в стороны и опускать.

    Чайки за кормой летали,

    Ветры парус надували.

    После текста дуют (щёки не надуваются).

    Пальчиковая гимнастика «Воздушный транспорт»

    Транспорт весь воздушный

    Поднять руки перед собой вверх, а затем опустить вниз.

    В воздух поднимается,

    Перевозит груз, людей –

    Делом занимается.

    Дирижабли, самолёты.

    Загибать пальцы на руке, перечисляя названия воздушного транспорта.

    Дельтапланы, вертолёты.

    А большой воздушный шар

    Скорость ветра измерял.

    Песни о транспорте
    Каталог нот детских песен о транспорте (поезд, автомобиль, самолет) предназначены для пения детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

    Поезд

    1. Весёлый паровоз. Музыка З. Компанейца. Слова О. Высоцкой
    2. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха шапокляк». Музыка В. Шаинского. Слова А. Тимофеевского.
    3. Паровоз. Музыка и слова Г. Эрнесакс. Русский текст В. Татаринова.
    4. Паровоз. Музыка А. Филиппенко. Музыка Т. Волгиной.
    5. Поезд. Музыка Н. Метлова, слова Т. Бабаджан

    Игры про транспорт

    1. Прогулка в автомобиле. Музыка К. Мяскова.
    2. Воробушки и автомобиль. Музыка М. Раухвергера.
    3. Самолёты. Музыка М. Раухвергера

    Автомобиль

    1. Ехали, ехали. Музыка М. Иорданского. Слова И. Токмаковой.
    2. Машина. Музыка Ю. Слонова. Слова Л. Башмаковой.
    3. Наш автобус голубой (1 вариант). Музыка А. Филиппенко. Т. Волгиной.
    4. Наш автобус голубой (2 вариант). Музыка А. Филиппенко. Т. Волгиной.

    Самолет

    1. Самолёт. Музыка М. Магиденко. Слова С. Баруздина.
    2. Самолёт. Музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найдёновой
    3. Самолёт. Музыка Л. Банниковой, слова А. Барто.
    4. Наш самолёт. Музыка А. Филиппенко. Слова Т. Волгиной.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com