Готовность первоклассника

Ганжа Светлана Давыдовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное казенное специализированное учреждение

«Центр оценки качества образования»

Исследование готовности первоклассников Красноярского края к обучению в школе

(Сентябрь 2011 года)

Краткие рекомендации по проведению обследования первоклассников

        Целью проведения обследования первоклассников на предмет готовности к обучению в школе является получение интегральной информации о сформированности познавательной сферы детей, их индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья и других факторах, позволяющей осуществлять индивидуальную работу с каждым первоклассником. Данные обследования могут быть использованы в качестве основы для оценки динамики образовательных достижений учащихся начальной школы.

Материалы для проведения обследования

Для проведения обследования общеобразовательные учреждения получают следующие материалы:

1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе (электронная версия документа). Для проведения достаточно размножить только разделы 3-7.

2. Инструментарий для проведения обследования первоклассников включает:

    2.1. Листы для выполнения заданий по следующим методикам: а) «Рисунок человека»; б) «Графический диктант»; в) «Образец и правило»; г) «Первая буква»; д) тест отношений к школе «Домики». Бланки 1-6 (6 стр.) в электронном виде. Каждый учащийся выполняет работу по всем методикам (заполняет все 6 бланков).

    2.2. Лист с треугольником (для проведения методики «Образец и правило», (см. стр. 31 «Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе») в электронном виде.

    2.3. Карта первоклассника (1 стр.) на бумажных носителях.

3. Материалы для анкетирования.

            3.1. Анкета для учителя первого класса (на электронном носителе, включена в электронную форму).

    3.2. Анкета для родителей (2 стр. формата А4) на бумажном носителе.

4. Материалы для фиксации и обработки результатов:

      4.1. Форма для ввода и первичной обработки данных в программе Excel (на электронном носителе).

      4.2. Правила заполнения электронной формы в программе Excel (на электронном носителе).

Процедура проведения обследования

Обследование первоклассников проводится в начале учебного года, на 2–3 неделе сентября. Обследование проводится в первых классах каждого образовательного учреждения, участвующего в исследовании. Работы первоклассников оцениваются учителями школы, преподающими в соответствующих классах.

Для получения информации об особенностях организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводится анкетирование учителей.

С целью получения информации о том, как учащиеся готовились к школе, проводится анкетирование родителей. Оно организуется в ходе родительского собрания.

Дополнительно на каждого ученика заполняется Карта первоклассника. В ее заполнении участвует учитель, преподающий в данном классе, и медицинский работник.

Для ввода данных разработаны автоматизированные электронные формы таблиц в программе Excel. В образовательное учреждение направляется файл ХХХХХХХХХХХ.xls, состоящий из 8-ми листов: 1) Список класса; 2) Форма 1 «Рисунок человека»; 3) Форма 2 «Графический диктант»; 4) Форма 3 «Образец и правило»; 5) Форма 4 «Первая буква»; 6) Форма 5_1 и 7) Форма 5_2 «Тест отношений к школе “Домики”» (если он используется в школе); 8) автоматизированная электронная анкета для учителя начальной школы.

После внесения всех необходимых данных автоматически будут выведены результаты о выполнении работ каждым учащимся.

Что передается Региональному координатору в ЦОКО (г. Красноярск, пр. Мира, 76, к. 1-02)

Региональному координатору в Красноярском крае передаются следующие материалы:

  1. Заполненные карты первоклассника, сложенные в пачки по классам;
  2. Заполненные анкеты для родителей, сложенные в пачки по классам;
  3. Файл в формате *.xls с результатами первоклассников по методикам и электронной анкетой для учителя начальной школы (отправлять по адресу: ezovskikh@cross-edu.ru, Езовских Ольге Викторовне.

Адрес краевого Центра оценки качества образования: 660049, Красноярск, пр. Мира, 76, каб.1-02. Тел. (391) 227-76-79.

После проведения обработки результатов каждое образовательное учреждение получит результаты обследования по каждому ученику (см. пример в Приложении) и классу, «Регламенты проведения консультаций» и «Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе».

По всем возникающим вопросам вы можете обращаться в краевой Центр оценки качества образования по тел. (391) 227-76-79 или по электронной почте: chaban@cross-edu.ru (Чабан Татьяна Юрьевна), ezovskikh@cross-edu.ru (Езовских Ольга Викторовна).

Разработчик инструментария: Институт содержания и методов обучения Российской академии образования.

Приложение

Примеры адаптационных профилей учащихся

Инструкция учителю,

принимающему участие в диагностике готовности первоклассников

к обучению в школе

Методика оценки готовности первоклассников к обучению в школе, разработанная в Институте содержания и методов обучения РАО, адресована не психологу, не администрации школы – она адресована учителю. Психолог, если он есть в школе, может помочь, но проводит процедуры, заполняет бланки и электронные формы классный руководитель 1 класса. Именно ему нужны эти результаты. Для того чтобы:

  1. узнать детей, которые к нему пришли, понять сильные и слабые стороны их подготовки;
  2. понять, кого из учеников и как нужно поддержать на этапе вхождения в школьную жизнь, чтобы ребенок благополучно адаптировался к школе;
  3. выстроить  взаимодействие с родителями, чьи оценки и взгляды на задачи школы и адаптацию к школьному обучению могут резко отличаться;
  4. увидеть самому и показать администрации школы стартовый уровень подготовки своего класса и тот вклад в их развитие, который вносит педагог;
  5. увидеть и показать результаты своего труда, соответствующие требованиям нового ФГОС: прежде всего динамику образовательных результатов (которую без диагностики стартового уровня невозможно оценить), причем не только в познавательной сфере, но и в других универсальных учебных действиях.

Поэтому учитель, во-первых, должен разобраться, как и для чего проводится тестирование и анкетирование, а для этого нужно внимательно прочитать рекомендации разработчиков. А во-вторых, должен строжайшим образом соблюдать следующие требования.

1. В диагностике готовности к школе используются два вида бланков – бланки тестовых методик и машиночитаемые бланки анкет родителей и карты первоклассника. Бланки тестовых методик печатает сама школа. Машиночитаемые бланки для всех школ печатает в типографии краевой Центр оценки качества образования.

Машиночитаемые бланки нельзя тиражировать в образовательных учреждениях!

Школьная техника, даже новая, дает другую яркость или другой масштаб изображения, и компьютер не может прочитать многие или даже все ответы. В этом случае их придется заполнить еще раз или извиниться перед родителями и сказать, что анкеты они заполняли зря.

2. Машиночитаемые бланки заполняются черной гелевой или капиллярной ручкой. Если у родителей черной ручки не оказалось, они могут использовать обычную ручку с фиолетовой пастой, но тёмной, которая делает яркие четкие записи.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ пользоваться корректором, ручками со светлыми чернилами, фломастерами, карандашами!  

Отмечать ответы лучше всего не галочкой, а косым крестиком, как написано в бланке. Буквы и цифры нужно писать так, как это показано в образцах на бланках. В центре обозначенных пунктиром полей, так чтобы они не выступали за их границы. Нельзя использовать римские цифры! Нельзя вписывать в одно поле более одного знака!

Ответы вносятся так, как требуется в бланке. Если написано: «Рост учащегося в см (целое число)», следует писать: «130», а не «1,3».

3. Если при заполнении бланка допущены ошибки, их нужно исправить прямо в бланке. Неправильный ответ зачеркивается так, чтобы оператору, который будет обрабатывать данные, было понятно, какой ответ следует считать правильным и окончательным. Для этого способ зачеркивания должен отличаться от способа обозначения выбранного ответа.  

4. Все бланки перед их заполнением подписывает учитель. В каждый бланк (карту первоклассника, анкету родителей – с двух сторон, в бланки тестов) вносится фамилия, имя ученика и его индивидуальный идентификационный номер. Компьютер обрабатывает  обезличенные данные, не по именам и фамилиям, а по номерам учеников.

5. Идентификационный номер ученика формируется так.

  • Сначала записывается код региона (код Красноярского края) – 24.
  • Потом добавляется код школы.  Этот код не совпадает с кодом школы в ЕГЭ, КИАСУО или других базах данных. Каждой школе его присваивает ЦОКО. Код школы записан на конверте с выдаваемыми бланками.  Его можно уточнить через школьного координатора в ЦОКО. Установленный ЦОКО код школы изменять НЕЛЬЗЯ.
  • Далее пишется код класса. Он состоит из четырех цифр: первые две цифры – 01, означают «первый класс», последние две цифры указывают на номер литеры класса в русском алфавите – 01 (А), 02 (Б), … 14 (М), и так далее. Если у класса нет литеры, ставим 00.
  • Последним записывается двузначный номер учащегося. Номер учащегося соответствует номеру, под которым записана его фамилия в списке класса. 

Идентификационный номер каждого ученика состоит из 11 цифр.

ВНИМАНИЕ! Номер, который присвоили первокласснику на этом этапе исследования, закрепляется за ним и не меняется до конца 4 класса. Если ребенок выбывает из класса, его номер не присваивается никому другому. 

Фамилии вновь прибывших учеников вписываются в конец списка вне зависимости от алфавитного порядка! Иначе мы будем сопоставлять индивидуальные данные разных детей и выдадим родителям недостоверные результаты!

6. Карта первоклассника. В ее заполнении участвуют два человека: школьный медицинский работник и классный руководитель 1 класса. На вопросы 1-4 отвечает медицинский работник.

В небольших школах медицинского работника может не быть. В этом случае всю имеющуюся в распоряжении школы информацию о здоровье первоклассника вносит в карту учитель. В крупных школах, где первоклассников много, большая просьба помочь школьным медикам (например, во взвешивании детей), как минимум – вежливо и корректно выстроить взаимодействие. Мы просим, а не требуем.

Школьные медики заполнять данные карты не обязаны, руководство требует от них в это время другой работы и другой отчетности.

Предварительно учитель должен корректно и обстоятельно объяснить медработнику правила заполнения карты: черная гелевая или капиллярная ручка, образец шрифта, запрет на использование римских цифр, особенности записи некоторых данных (рост, вес).

Вопросы 5-36 адресованы учителю. Желательно ответить на ВСЕ вопросы, несмотря на то, что в начале учебного года не обо всех детях сложилось ясное представление.

7. Анкеты родителей. Самая ответственная часть диагностики – анкетирование родителей. Без ответов членов семьи профиль адаптации первоклассника будет неполным. Поэтому очень важно, чтобы анкету заполнил родитель каждого ученика – и при этом ответил на ВСЕ вопросы.

Но участие в любом анкетировании и в любом исследовании, согласно законодательству РФ, носит исключительно добровольный характер.

По федеральному закону № 363-ФЗ «О персональных данных» любая обработка персональных данных может проводиться только после того, как человеку разъяснены ее цели, получено его согласие, и только для заявленных целей.

Данные о результатах тестирования, анкетирования участников являются строго конфиденциальными!

Данные диагностики не могут быть использованы как основание для перевода ребенка в другой класс или школу.

Рекомендуем организовать заполнение родителями анкет на родительском собрании. На этом собрании нужно рассказать родителям первоклассников о диагностике, в которой принимают участие их дети. Если кто-то из родителей, несмотря на разъяснения, будет возражать против участия его ребенка в диагностике, это его право. Диагностика проводится в первую очередь в интересах детей и их родителей, и участие в ней сугубо добровольное.

При заполнении анкет на родительском собрании не возникает проблем с их сбором, кроме того, можно разъяснить порядок заполнения анкеты и ответить на возникающие по ходу работы вопросы[1].

8. Электронные формы

При заполнении полей (ячеек) электронных форм используйте появляющиеся при выделении этих ячеек подсказки.

Все поля, выделенные в электронных таблицах красным цветом, обязательны для заполнения. После внесения данных в поле красная заливка исчезает. Поля, соответствующие заданиям, на которые ученик не ответил, остаются незаполненными, с красной заливкой.

Категорически запрещается копировать формы в другие файлы, т.к. при этом нарушаются внутренние связи и нельзя будет осуществить обработку данных. Вносить данные необходимо только в выданные файлы. Нельзя снимать защиту с форм и перемещать данные из одной ячейки в другую, перетаскивая их с помощью мыши.

Код учителя в Анкете учителя совпадает с полным кодом класса (9 цифр (код региона + код школы + код класса).

9. Сроки

Все оценочные процедуры (тестирование и анкетирование) должны быть проведены на второй-третьей неделе обучения (в 2011 г. – не позднее 23 сентября).

Школы г. Красноярска не позднее 30 сентября, школы других территорий не позднее 7 октября должны отправить заполненные электронные формы по адресу: ezovskikh@cross-edu.ru, а машиночитаемые бланки (анкеты родителей, карты первоклассника), передать в ЦОКО по адресу: Красноярск, пр. Мира. 76, каб. 1-02.

Передавать машиночитаемые бланки в ЦОКО предпочтительнее с кем-то, кто лично доставит их. Просим НЕ ОТПРАВЛЯТЬ материалы почтой: они не будут доставлены в приемлемые сроки.  

8. Контакты

По всем вопросам, связанным с оценкой готовности первоклассников к школе, обращаться в Центр оценки качества образования (ЦОКО): Красноярск, пр. Мира. 76, каб. 1-02, тел. (391) 2-27-76-79.

Координатор: Езовских Ольга Викторовна (ezovskikh@cross-edu.ru).

Спасибо за сотрудничество!


[1] Например, в вопросе 16 Анкеты родителей должны быть даны ответы в каждой строке.



Предварительный просмотр:

Правила заполнения электронной формы в формате xls

Для ввода данных разработаны автоматизированные электронные формы таблиц в программе Excel. В образовательное учреждение направляется файл XXXXXХXXXXХ.xls, состоящий из 8-ми листов: список класса, форма 1 «Рисунок человека», форма 2 «Графический диктант», форма 3 «Образец и правило», форма 4 «Первая буква», форма 5_1 и форма 5_2 «Тест отношений к школе “Домики”», автоматизированная электронная анкета для учителя начальной школы. После внесения всех необходимых данных автоматически будут выведены результаты о выполнении работ каждым учащимся.

  1. Название файлов для каждого класса, который будет принимать участие, формируется определенным образом. Например, название файла для 1"В" класса гимназии № 6 Московской области будет иметь следующий вид: 500020103.xls, где 50 – код региона; 002 – номер гимназии в списке школ Московской области, отобранных для участия в эксперименте; 0103 – код класса.

Обратите внимание!

  1. При заполнении полей форм используйте появляющиеся около полей подсказки.
  2. Все поля, выделенные красным цветом, обязательны для заполнения. После внесения данных в поле красная заливка исчезает.
  3. Категорически запрещается копировать формы в другие файлы. Вносить данные необходимо только в оригинальные файлы.

  1. Заполнение формы необходимо начинать с первого листа файла («СПИСОК КЛАССА»). На данном листе сначала необходимо заполнить все поля, по умолчанию выделенные красным цветом (регистрационные данные класса). После внесения этих данных следует заполнить данные об учащихся класса. При заполнении одного из полей, относящихся к данным об учащемся, все оставшиеся незаполненными для учащегося поля выделяются красным цветом и являются ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ для заполнения (ни одно из полей не должно остаться с красной заливкой [кроме полей с заданиями, в которых ответ учащегося отсутствовал]).
  2. После внесения сведений об учащихся класса можно приступить к вводу данных в Формы 1-5, которые будут автоматически заполнены списком учащихся в соответствии с внесенными на первый лист данными. При этом поля, необходимые для заполнения, также будут выделены красным цветом. Если ученик не выполнял работу по одной или нескольким методикам, то в соответствующих этим методикам формах вместо его фамилии появится надпись «Ученик не выполнял задание». Для таких учащихся данные в эти формы вносить не надо. При внесении данных в формы 1-5 следует помнить, что для полей существует определенный набор значений. Например, в Форме 1 в поля показателя «глаза» можно внести только 3 значения: 0, 1 и 2. При ошибочном внесении других значений Вам будет повторно предложено внести корректное для поля значение. Если учащийся не приступил к выполнению какое-либо задание методики, то поле для этого задания не заполняется (остается пустым с красной заливкой).
  3. Для Форм 5-1 и 5-2 поля «Направление рисования дорожки» и «Домик раскрашен более, чем 1 цветом» не будут выделены красным цветом. Но следует помнить, что для учащихся, получивших код «0» для этих полей, заполнение данных ячеек обязательно.
  4. В последнем листе формы представлена электронная анкета для учителя начальной школы. Для некоторых вопросов анкеты возможен выбор ответа из предлагаемого списка ответов. Ответы на некоторые вопросы (со свободным ответом) вводятся в соответствующие поля.
  5. На региональном уровне все файлы классов собираются в одну папку, название которой соответствует коду региона. Например, папка “50” для Московской области содержит 250 файлов – по количеству классов, принявших участие в мониторинге. Архив папки направляется в Центр ОКО ИСМО РАО.



Предварительный просмотр:

Первая группа показателей (показатели 1 - 3) относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей (интегрированный показатель 4) относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально- психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.

Дополнительно используются показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника (показатель 5), семья как ресурс школьной успешности ребенка (показатель 6), цена адаптации (показатель 7).

Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.

Обследование готовности первоклассников к обучению в школе

проводится на 3-4 неделе учебного года. Организацию и проведение

обследования в образовательных учреждениях региона осуществляют

региональные координаторы.

Образовательное учреждение получает все необходимые материалы от

регионального координатора.

Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей

предпочтительно осуществлять учителю совместно со школьным

психологом. Для заполнения карты первоклассника привлекаются

медицинские работники школы.

При проведении исследования важно обеспечить уникальную

идентификацию всех участников эксперимента (см. Приложение 1).

Консультации по заполнению идентификационных номеров учащихся,

учителей и родителей можно получить у регионального координатора или в

Центре оценки качества образования ИСМО РАО.

Для обеспечения качества и надежности полученных результатов в

процессе проведения исследования заполняются списки образовательных

учреждений региона, участвующих в исследовании (см. Приложение 1, табл.

2), списки учащихся 1 класса (см. Приложение 1, табл. 3), которые

заполняются в электронном виде в автоматизированной электронной

таблице, которая направляется в каждую школу (см. Приложение 3) В

данные списки на региональном уровне включаются все образовательные

учреждения региона, которые участвуют в обследовании, а на уровне

общеобразовательного учреждения – все учащиеся 1 класса, охваченные

обследованием. Списки учащихся заполняются по журналу. В него

включаются все без исключения учащиеся класса, даже те, которые по

любым причинам не участвовали в обследовании.

Обследование готовности первоклассника к обучению в школе

включает пять методик:

1. Рисунок человека

2. Графический диктант

3. Образец и правило

4. Первая буква

5. Тест отношений к школе «Домики».

Обследование проводится во всех первых классах каждого

образовательного учреждения, участвующего в исследовании.

Описание процедуры проведения обследования дается в разделах 3 и 4.

Работы первоклассников оцениваются учителями школы, ведущими

соответствующие классы. Рекомендации по оцениванию выполнения заданий

даются в разделе 5. Для получения информации об особенности организации

учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе

проводится анкетирование учителей.

15

Анкетирование родителей организуется в ходе родительского собрания.

Оно проводится с целью получения информации о том, как учащиеся

готовились к школе.

Дополнительно на каждого ученика заполняется Карта первоклассника.

В ее заполнении участвует учитель, ведущий данный класс, и медицинский

работник.

При проведении работы в образовательном учреждении необходимо

строго соблюдать конфиденциальность информации, получаемой в

результате исследования.

После завершения всех работ в школе материалы собираются и

передаются региональному координатору. Региональному координатору

передаются заполненные карты первоклассника и анкеты для родителей,

сложенные в пачки по классам, файл в формате xls с результатами

первоклассников общеобразовательных учреждений по диагностическим

методикам и с электронной анкетой для учителя начальной школы.



Предварительный просмотр:

Ссылка на страницу с видеоматериалами по проекту «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе», выступление Даниленко Ольги Васильевны (часть 1 и 2):http://acourses.ru/mod/resource/view.php?id=249


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ___________________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

ПОКАЗАТЕЛЬ

Сумма баллов

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

глаза

рот

нос

руки

ноги

уши

волосы (шапка)

шея

пальцы

одежда

ступни (обувь)

по 5 пальцев на каждой руке

способ изобра-жения

Максимальный балл

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

8

26

Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ___________________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

(продолжение) РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

ПОКАЗАТЕЛЬ

Сумма баллов

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

глаза

рот

нос

руки

ноги

уши

волосы (шапка)

шея

пальцы

одежда

ступни (обувь)

по 5 пальцев на каждой руке

способ изобра-жения

Максимальный балл

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

2

8

26


Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ______________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

Выполнение диктанта

Общая оценка диктанта

Продолжение узора

Общая оценка продолже-ния узора

Итоговая оценка задания

1 задание

2 задание

3 задание

1 задание

2 задание

3 задание

Максимальный балл

4

4

4

8

4

4

4

8

16

Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ___________________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

 (продолжение) РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

Выполнение диктанта

Общая оценка диктанта

Продолжение узора

Общая оценка продолже-ния узора

Итоговая оценка задания

1 задание

2 задание

3 задание

1 задание

2 задание

3 задание

Максимальный балл

4

4

4

8

4

4

4

8

16


Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ______________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

Лист 3

Лист 4

Сумма баллов

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Задача 6

Максимальный балл

2

2

2

2

2

2

12

Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ___________________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

(продолжение) РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

Лист 3

Лист 4

Сумма баллов

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Задача 5

Задача 6

Максимальный балл

2

2

2

2

2

2

12


Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ______________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ПЕРВАЯ БУКВА»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

Сумма баллов

Корова

Мышка

Тигр

Лиса

Слон

+

Максимальный балл

1

1

1

1

1

5

Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ___________________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

 

(продолжение) РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ «ПЕРВАЯ БУКВА»

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

Сумма баллов

Корова

Мышка

Тигр

Лиса

Слон

+

Максимальный балл

1

1

1

1

1

5


Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ______________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА ОТНОШЕНИЙ К ШКОЛЕ «ДОМИКИ» 1 ЗАДАНИЕ

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

6

Направление рисования дорожки

Номер цвета

Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ___________________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

 

(продолжение) РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА ОТНОШЕНИЙ К ШКОЛЕ «ДОМИКИ» 1 ЗАДАНИЕ

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

6

Направление рисования дорожки

Номер цвета


Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ______________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА ОТНОШЕНИЙ К ШКОЛЕ «ДОМИКИ» 2 ЗАДАНИЕ

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Номер цвета

Домик раскрашен более, чем 1 цветом

Код региона

Код школы

Код класса

Всего страниц ______

Название образовательного учреждения: ___________________________________________________________________________________

Всего в классе: _______________

Дата проведения: _____________________

 

(продолжение) РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА ОТНОШЕНИЙ К ШКОЛЕ «ДОМИКИ» 2 ЗАДАНИЕ

№ п/п

№ по журналу

Фамилия, Имя учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Номер цвета

Домик раскрашен более, чем 1 цветом


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комплект материалов

 «ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

 (Научный руководитель – Г.С. Ковалева)

        Комплект материалов «Готовность первоклассников к обучению в школе» предназначен для проведения стартовой диагностики готовности первоклассников к школе.

        

В комплект входят следующие материалы:

1. Рекомендации по изучению готовности первоклассников к обучению в школе.

В рекомендациях дается описание общих подходов к изучению готовности первоклассников к обучению в школе, организация обследования в образовательных учреждениях; описание используемых методик и особенностей их проведения, представлена система оценивания ответов учащихся, описание проведения анкетирования учителей и родителей, заполнение карты первоклассника учителем и описание использования результатов обследования.

В обследовании используются известные методики: «Рисунок человека»,  «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква» , «Домики».

2. Раздаточный материал для выполнения работ (5 бланков для работы).

3. Анкета для учителя начальной школы (в электронной фирме)

Анкета для учителя начальной школы используется для сбора контекстной информации о школе, классе и особенностях образовательного процесса.

4. Анкета для родителей.

Анкетирование родителей проводится с целью получения дополнительной информации о подготовке ребенка к школе в семье, готовность родителей помогать ребенку на первом этапе школьной жизни, готовность сотрудничать со школой, социальные установки, материальное положение семьи. Данные необходимы учителям для организации эффективного взаимодействия с семьями своих учеников по оказанию поддержки ребенку.

5. Карта первоклассника.

Карта первоклассника разработана с целью получения индивидуальной информации об учащихся, связанной с состоянием их здоровья, изменениями в поведении в начальный период адаптации к школе. Заполняют учителя и медицинские работники. Данные позволяют выделить детей с проблемами в адаптации к школе.

6. Электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся и ввода ответов учителей на вопросы анкеты для учителя начальной школы.

Для ввода данных разработаны автоматизированные электронные формы таблиц в программе Excel. После внесения всех необходимых данных автоматически выводятся результаты выполнения работ каждым учащимся.

7. Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе (для учителей и психологов).

В рекомендациях описываются основные показатели готовности к обучению в школе, школы для их оценки, рекомендации по анализу профилей готовности и организации индивидуальной поддержки отдельных учащихся при обучении в первом классе.

8. Рекомендации по интерпретации результатов изучения готовности первоклассников к обучению в школе (для родителей).

В рекомендациях даны общие подходы к оценке готовности первоклассников к обучению в школе, упрощенное описание формы представления результатов, рекомендации по организации помощи детям в адаптации к школе в соответствии с полученными результатами.

9. Регламент проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе».

Данный регламент устанавливает единые требования к передаче в школы обработанной информации и реализации консультативной части проекта.

10. Видеоматериалы по проекту «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе»: ссылка http://acourses.ru/mod/resource/view.php?id=249

Видеофильмы с участием Даниленко Ольга Васильевна, доцента кафедры социальных проблем образования МГППУ, к.псих.н., консультанта Центра социальной помощи семье ЦАО г.Москвы «Хамовники». Первый фильм: «Адаптационный подход как основа комплексного сопровождения первоклассников», второй фильм: «Интерпретация и использование результатов обследования первоклассников на готовность к обучению в школе»

11. Аналитические материалы «Результаты эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе» 2008-2010 годы.

Отчеты находятся по ссылке: http://www.centeroko.ru/new_pub.

12. Программы семинаров по подготовке специалистов

13. Презентации, подготовленные в рамках проекта:

  • Общая информация о проекте «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе».
  •  Адаптационный подход как основа комплексного сопровождения первоклассников.
  • Особенности инструментария для оценки готовности первоклассников к обучению в школе.
  • Проведение исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
  • Оценка результатов выполнения заданий диагностических методик по изучению готовности первоклассников к обучению в школе (2 части).
  • Интерпретация и использование результатов обследования первоклассников на готовность к обучению в школе.

Разработка и апробация комплекта проводилась в 2007-2010 годы. В апробации и внедрении комплекта приняли участие 15 регионов: Тамбовская область – 34031 уч-ся; Чувашская Республика - 1507 уч-ся; г. Москва – 28566 уч-ся; Московская область – 32 уч-ся; Республика Саха – 248 уч-ся; Республика Татарстан – 147 уч-ся; Калининградская область – 25606 уч-ся; Ростовская область – 115 уч-ся; Тверская область – 3168 уч-ся; Чукотский АО – 1236 уч-ся; Иркутская область – 2766 уч-ся; Мурманская область – 819 уч-ся; Новосибирская область – 1420 уч-ся, Красноярский край – 3120 уч-ся.

Контактная информация для получения материалов и консультации:

Отдел оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.

тел./факс:8(499)246-24-21,

e-mail:centeroko@mail.ru,

сайт: http://www.centeroko.ru


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: